Научная статья на тему 'Факторы достижения эффективности деятельности издательства в современных условиях'

Факторы достижения эффективности деятельности издательства в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1460
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗДАТЕЛЬСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕКЛАМА ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРОДУКЦИИ / АУТСОРСИНГ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИЗДАНИЯ / PUBLISHING HOUSE / EFFICIENCY / ADVERTISING OF EDITIONS / OUTSOURCING / ELECTRONIC EDITIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мерзликина Елена Михайловна, Степаненко Елизавета Александровна

Рассматриваются основные факторы достижения эффективности деятельности издательства. Описываются три основных фактора: реклама, аутсорсинг и выпуск электронных изданий. Исследуется характер воздействия указанных факторов на экономику организации издательской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF ACHIEVEMENT THE EFFICIENCY IN PUBLISHING ACTIVITIES NOWADAYS

The main factors of achievement the efficiencyin the publishing house activities are examined. Three main factors, such as advertising,outsourcing and issue of electronic editions, are described. The ways of influence of these factors upon the economy of printing houses are under research.

Текст научной работы на тему «Факторы достижения эффективности деятельности издательства в современных условиях»

УДК 657.3:655

ФАКТОРЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗДАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Мерзликина Елена Михайловна

профессор кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, доктор экономических наук Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А memprof@mail.ru

Степаненко Елизавета Александровна

магистрант института коммуникаций и медиабизнеса Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова 127550 Россия, г. Москва, ул. Прянишникова, д. 2А saffron.milk.cap@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются основные факторы достижения эффективности деятельности издательства. Описываются три основных фактора: реклама, аутсорсинг и выпуск электронных изданий. Исследуется характер воздействия указанных факторов на экономику организации издательской деятельности.

Ключевые слова: издательство, эффективность, реклама издательской продукции, аутсорсинг, электронные издания.

Во все времена система менеджмента любого экономического субъекта стремится к достижению эффективности его деятельности.

В связи с этим целью настоящего исследования является изучение и описание влияния основных факторов на эффективность деятельности издательства.

Решение задачи достижения эффективности деятельности необходимо начинать с решения вопроса о сущности целого: сущности бизнеса, сущности экономического субъекта [3].

Общеизвестным является тот факт, что цель любого бизнеса — это финансовый результат. Но сущность бизнеса заключается не только в получении сиюминутного результата, а в стабильном и увеличивающемся финансовом результате организации в долгосрочной перспективе [2].

Обычно достижение эффективности и повышение конкурентоспособности книгоиздательской деятельности осуществляется благодаря применению общепризнанных научных и практических методов. Однако книга, являясь товаром, призвана удовлетворять не толькофизические и бытовые потребности, но и чаще всего духовные. В связи с этим проблема достижения эффективности и конкурентоспособности издательств и самой книжной продукции имеет ряд специфических особенностей.

Функционирование организаций издательского вида деятельности в современных условиях связано с рядом факторов, неблагоприятно влияющих на результаты их деятельности или нарушающих их устойчивость. К примеру, уменьшение реальных доходов населения, а значит, и платежеспособного спроса, отсутствие системности в пропаганде чтения на всех

уровнях, дефицит информации о рынке издательской продукции.

В условиях рыночных отношений происходит усиление конкуренции, и внимание участников рынка, в том числе и издательств, к рекламной деятельности стремительно возрастает. Реклама играет важную роль в достижении эффективности издательской деятельности. Специфика издательской продукции как средства распространения информации по всем отраслям знаний порождает особые функции торговли изданиями,предъявляет особые требования к организации и оценке эффективности рекламы [1].

Реклама издательской продукции — это неличная форма коммуникации, оплаченная издательством или организацией книжной торговли, реализуемая через средства массовой информации или иными законными способами и направляемая на ознакомление потенциальных читателей с готовящимся к выпуску или находящимся в книготорговой сети изданием с целью выработки у них определенного образа издания, положительного отношения к нему, стимулирования приобретения этого издания [7].

Для рекламы издательской продукции можно использовать все виды рекламы и средства рекламы, которые могут быть использованы для рекламирования потребительских товаров. Главные средства массовой информации для потребительской рекламы: радио, телевидение, пресса, наружная реклама [8]. Дополнительными носителями потребительской рекламы являются выставки, рекламная литература, мероприятия по продвижению товаров и услуг к потребителям.

В теории эффективность рекламного мероприятия может измеряться степенью достижения цели, выра-

женной количественно. В экономической литературе эффективность рекламы предлагается рассчитывать как функцию от расходов на рекламу. Однако для оценки экономической эффективности рекламы необходимо не только выбрать способ ее определения, но и собрать необходимую для оценки информацию. При рассмотрении результатов внедрения рекламных мероприятий следует учитывать этап развития экономического субъекта, поскольку на различных этапах абсолютные и относительные параметры рекламы изменяются по-разному [5]. Такой учет позволит избежать ложного вывода о необходимости усиления рекламы и необоснованных затрат на это усиление.

Реклама издания выполняет информационную, экономическую и воспитательную функции. Наиболее распространенными средствамираспространения рекламы, к которым прибегают издатели, являются газеты и журналы, так как это один из самых дешевых видов печатной рекламы.

Реклама издательской продукции создает спрос на издания, независимо от того, известны или нет они читателям, и является важным средством в конкурентной борьбе с издательствами, выпускающими похожие или такие же издания.

Для сохранения уровня эффективности и конкурентоспособности издательства имеют настоятельную потребность в поисках рациональных методов управления, которые помогут эффективно использовать ресурсы времени, персонала, а также денежные средства.

Аутсорсинг рассматривают одновременно как метод оптимизации деятельности издательства за счет концентрации усилий на основном предмете деятельности и передачи функций, не являющихся профильными для организации, и корпоративных ролей внешним специализированным организациям.

Аутсорсинг — передача организацией, на основании договора, определенных видов или функций производственной предпринимательской деятельности другой организации, действующей в нужной области [9].

Существует два основных направления достижения эффективности:* внутреннее, если управление процессом преобразования ресурсов в продукт (результат) осуществляет сама организация;

* внешнее, если управление осуществляется внешними организациями.

Важным фактором передачи организацией функций на внешнее исполнение является специализация аутсорсера, так как в условиях обострения конкурентной борьбы особое значение приобретает качество продукции, а специализированные организации имеют ресурсы и опыт в конкретной области, что способствует обеспечению надлежащего качества предоставления услуг.

Самыми распространенными видами аутсорсинга являются юридический, кадровый, бухгалтерский, ГГ аутсорсинг, уборка помещений (клининг), логистический или транспортный аутсорсинг.

Основные преимущества аутсорсинга: • экономия средств, поскольку стоимость услуг аутсорсинга ниже, чем затраты на построение соб-

ственной структуры, также стоимость услуг аут-сорсера является затратами, что сокращает налогооблагаемую базу;

• экономия рабочего места;

• экономия времени;

• постоянная безотказная работа, за счет того, что фирме-аутсорсеру нет необходимости предоставлять больничный и ежегодный отпуск;

• гарантированное качество, благодаря тому, что фирма-аутсорсер имеет в своем штате команду высококвалифицированных специалистов и обладает богатым опытом выполнения аналогичных проектов.

Специализация организации-аутсорсера на выполнение функции, которая для заказчика может быть вспомогательной, предоставляет ей преимущество в уровне загрузки мощностей, экономии за счет постоянных расходов, поэтому заказ услуг аутсорсеру требует меньших затрат, чем самостоятельное выполнение, что обеспечивает высокий уровень эффективности.

В настоящее время, несмотря на развитие науки и техники, некоторые издательства до сих пор занимаются лишь выпуском печатных изданий. При этом крупные издательские организации, помимо печати книжных изданий, занимаются также обслуживанием клиентов в области логистики и хранения печатной продукции. Однако в данном виде деятельности сравнительно недавно появилось новое направление — выпуск электронных изданий.

Одним из видов электронных изданий является электронная книга, которая является версией книги в электронном (цифровом) виде. Электронная книга имеет ряд преимуществ по сравнению с печатными изданиями:

• малый объем (электронные книги можно хранить на электронных, оптических и других носителях в большом количестве);

• возможность прослушать текст книги;

• небольшие затраты на распространение (обычно оплачивается только объем информации, переданной по компьютерным сетям, или физический носитель);

• меньшие затраты времени на издание.

Кроме того, электронные издания стали сейчас весьма популярны, что обуславливает востребованность данной продукции населением.

В последнее время специалисты все чаще повторяют, что «бумажный рынок» падает, сокращается его инфраструктура, коммерческие риски издателей растут. Российские издатели становятся все аккуратнее в редакционной программе, стараются лишний раз не рисковать и сокращают инвестиции в новые проекты. Однако Константин Костюк, руководитель издательского дома «Директмедиа Паблишинг», в своем интервью журналу «Книжная индустрия» рассказал, как можно совмещать выпуск электронных и печатных изданий. Он заявил, что успех их компании — это технологичность. В то время как книгоиздание сокращается, «Директмедиа Паблишинг» растет благодаря ^-технологиям. Сегодня не так важно издать книгу, как включить ее в информационный процесс,

сделать частью международного информационного потока [7].

Однако существует ряд проблем, связанных с эффективностью самих электронных изданий. К таким проблемам можно отнести:

• программирование (специфические знания, которыми владеет не каждый редактор, что повышает затраты за счет привлечения программистов или повышения квалификации редактора);

• сложное оформление (простые иллюстрации становятся не интересными, и им на смену приходит анимация);

• расходы на охрану авторского права (охрана издания от нелегального распространения вызывает дополнительные расходы).

Эффективность же самих электронных изданий рассматривается в системе факторов, связанных с информационной трудоемкостью, неразвитостью механизмов создания и распространения [6].

Рассмотрим динамику рынка традиционных и электронных книг в России на рис. 1 [4].

Эффективность же самих электронныхКак видно из представленного рисунка, рынок печатных книг сокращается с каждым годом, и прогноз на 2015-2016 годы только подтверждает эту тенденцию. В свою очередь, рынок электронных книг растет, что подтверждает востребованность таких изданий и повышающуюся популярность.

Таким образом, можно выделить некоторые факторы достижения эффективности деятельности издательской организации.

Рис. 1. Динамика рынка традиционных и электронных книг в 2011-2016 гг.

Во-первых, рекламные мероприятия, направленные на продвижение изданий. Особо важным здесь является тот факт, что затраты на рекламу не должны превышать величины того дохода, которое издательство получит от проведения рекламных мероприятий.

Во-вторых, перевод части функций на аутсорсинг. Выше были представлены основные преимущества аутсорсинга, исходя из чего можносделать вывод, что данное мероприятие поможет снизить затраты, при этом получить качественное обслуживание со стороны фир-мы-аутсорсера, что в конечном счете положительно повлияет на эффективность деятельности издательства.

И наконец, в-третьих, выпуск, помимо печатной продукции, электронных изданий. Данный фактор позволит выйти на новый рынок — рынок электронных изданий, привлечь новых покупателей, тем самым способствовать достижению эффективности деятельности издательства. Однако, в данном случае также необходимо учитывать, что затраты на выпуск электронных изданий не должны быть больше ожидаемого дохода от их реализации.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вишнякова М.Н. Рекламная деятельность издательств и ее эффективность. Дис. канд. эк. наук — М., 2003. — 175 с.

2. Жемчугов А.М., Жемчугова М.К. Основные условия эффективности предприятия // Креативная экономика. — 2010. — № 9 (45). — с. 64-68.

3. Жемчугов А.М., Жемчугова М.К. Эффективность деятельности предприятия // Российское предпринимательство. — 2010. — № 7. Вып. 2 (163). — С. 39-42.

4. Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад / Под общ.ред. В.В. Григорьева. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2015. — 112 с.

5. Основы маркетинга: пер. с англ. 2-е европ.изд. / Ф. Котлер, Г. Армстронг Д. Сондерс, В. Вонг. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2002 — 813 с.

6. Мерзликина Е.М., Каштелян Т.В. Проблемы формирования конкурентоспособной системы электронного информационного обеспечения государственными издательствами // Сборник научных статей VI Международной научно-практической конференции «Научно-инновационная деятельность в агропромышленном комплексе». — 2014. — С. 339-344.

7. Google Книги [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://books.google.ru/books?id=3UmNA QAAQBAJ&lpg=PA33&dq=прибыльно ли выпускать электронные книги&hl=ru&pg=PA1#v=one page&q&f=false (дата обращения: 05.04.2016).

8. Реклама: создание, планирование, размещение [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.prodawez.ru/reclama/osnovnye-vidy-reklamy.html (дата обращения: 04.04.2016).

9. Аутсорсинг / Свободная энциклопедия «Википе-дия». URL: https://m.wikipedia.org/wiki/Аутсор-синг (дата обращения: 04.04.2016).

FACTORS OF ACHIEVEMENT THE EFFICIENCY IN PUBLISHING ACTIVITIES NOWADAYS

Elena Mikhailovna Merzlikina

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikovast., 2A

Elizaveta Aleksandrovna Stepanenko

Moscow State University of Printing Arts 127550Russia, Moscow, Pryanishnikovast., 2A

Annotation. The main factors of achievement the efficiencyin the publishing house activities are examined. Three main factors, such as advertising,outsourcing and issue of electronic editions, are described. The ways of influence of these factors upon the economy of printing houses are under research.

Keywords: publishing house, efficiency, advertising of editions, outsourcing, electronic editions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.