Научная статья на тему 'Факторы, детерминирующие распространение коррупции в органах внутренних дел'

Факторы, детерминирующие распространение коррупции в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
677
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОВД / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Попов А.М.

В данной статье рассмотрены факторы, детерминирующие распространение коррупции в органах внутренних дел. Проанализированы факторы распространения коррупции в ОВД, использование в процессе борьбы с коррупцией различные методы и юридические анализы (на примере Федерального закона «О противодействии коррупции и другого законодательства Российской Федерации). Выявлена и обоснована необходимость совместного использования нормативно-правовой базы, юридического и лингвистического анализа в процессе борьбы с коррупцией в ОВД. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить юридико-технический способ толкования о борьбе и предотвращении коррупции в ОВД, формулируются основные характеристики юридического анализа коррупции, составляющие юридико-технические способы и мониторинги, правовых и воспитательных мероприятий в целях совершенствования антикоррупционной работы в МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, детерминирующие распространение коррупции в органах внутренних дел»

Юридические науки

143

3. Земцова Ю. Налог роскошество. Красиво жить не запретишь // Финансовая газета. - 2012. - № 5. - С. 28.

4. Налог на роскошь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rg.ru/ 2012/02/17/roskosh-site.html.

5. Зыкова Т Налог - не роскошь // «Российская газета» (Федеральный выпуск). - 2012. - № 5710 (37). - С. 1.

6. Проценко А. Роскошно жить не запретишь // Труд. - 2012. - № 12. -С. 1.

ФАКТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

© Попов А.М.*

Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

В данной статье рассмотрены факторы, детерминирующие распространение коррупции в органах внутренних дел. Проанализированы факторы распространения коррупции в ОВД, использование в процессе борьбы с коррупцией различные методы и юридические анализы (на примере Федерального закона «О противодействии коррупции и другого законодательства Российской Федерации). Выявлена и обоснована необходимость совместного использования нормативно-правовой базы, юридического и лингвистического анализа в процессе борьбы с коррупцией в ОВД. На основе проведенного исследования автором предлагается выделить юридико-технический способ толкования о борьбе и предотвращении коррупции в ОВД, формулируются основные характеристики юридического анализа коррупции, составляющие юридико-технические способы и мониторинги, правовых и воспитательных мероприятий в целях совершенствования антикоррупционной работы в МВД России.

Студент II курса факультета «Магистратура».

144 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Ключевые слова: коррупция; противодействие коррупции в ОВД; нормативно-правовые акты; федеральные законы; организационная работа; причины коррупции.

Коррупция вот уже на протяжении достаточно продолжительного срока выступает в качестве одного из отрицательных явлений российской действительности. То, что это широкомасштабная проблема, свидетельствуют данные рейтинга коррумпированности чиновников - Россия находится в десятке самых неблагополучных стран мира [1].Чем же обусловлено существование коррупции? Анализу причин ее возникновения регулярно посвящаются работы [2]. Но почему так и не найдено решение данной проблемы?

Следует, прежде всего, понять, что собой представляет коррупция, потом уже - на основе каких условий складывается.

В литературе можно встретить следующее определение: «Коррупция (от лат. corrumpere - «растлевать») - термин, в современном понимании обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и общепринятым моральным установкам, т.е. взяточничество» [3].

Факторы, определяющие коррупционные отношения в ОВД, многообразны, по-разному проявляются и воздействуют на характер противоправного поведения сотрудников ОВД.

Социально-психологические причины и условия коррупционной преступности в ОВД включают в себя:

а) многовековые традиции мздоимства и лихоимства на государственной службе в России - традиционно низкий уровень солидарности населения с нормами об ответственности за подкуп;

б) относительно низкий уровень правовых знаний взрослого населения, ставящий его в условие повышенной зависимости от государственных служащих и сотрудников ОВД;

в) психологическая готовность значительной части населения к подкупу государственных служащих и сотрудников ОВД для реализации как законных, так и незаконных интересов;

Юридические науки

145

г) недостаточную информированность и организованность граждан, общественная пассивность в отношении вседозволенности в ОВД;

д) крайне низкий, субъективно воспринимаемый риск быть привлеченным к ответственности за совершение коррупционного деяния;

е) феномен обоюдной вины подкупаемого и подкупающего;

ж) несправедливость при продвижении по службе;

з) деморализация общества.

Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества «двойной стандарт» морали и поведения. Это приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права, религии, общественного мнения.

Отсутствие морально'-нравственных начал в действиях властей выражается в их коррумпированности, что в свою очередь мотивирует коррупцию на более низких «этажах» власти, включая правоохранительные органы. Пресса регулярно информирует общественное мнение о многомиллионных «заработках» высших должностных лиц, корыстно злоупотреблявших своим служебным положением. Конечно, это подрывает авторитет власти в глазах населения, которое имеет негативные примеры того, как можно использовать собственное должностное положение. Однако факты, указанные в средствах массовой информации, не рассматриваются и не расследуются; многие лица, обвиненные в коррупции, продолжают работать в органах государственной власти и управления.

Привлекательность «низовой» коррупции в органах внутренних дел состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон, она обладает ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. В этом случае взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, она же служит небольшой платой за постоянную возможность совершения мелких нарушений законов и инструкций. Масштабная низовая коррупция предельно опасна, так как создает благоприят-

146 интеллектуальный потенциал xxi века: ступени познания

ный фон для существования остальных форм коррупции, она взращивает вертикальную и верхушечную коррупцию.

Морально-этическая атмосфера, царящая в обществе, достаточно сильно влияет на уровень коррупции в государстве в целом и в органах внутренних дел в частности. Самый распространенный мотив - компенсация за субъективно ощущаемый сотрудником ущерб, связанный с прохождением службы. Важная особенность социально-психологического климата в обществе, способствующая процветанию коррупции - существующие двойные моральные стандарты. С одной стороны, коррупция, особенно верхушечная, считается общественно неприемлемой. Это поддерживается обыденной моралью, прессой, политической практикой, эксплуатирующей антикоррупционную тематику. Но, с другой стороны, коррупция, особенно низовая, является принимаемой «по умолчанию» весомой частью общества.

Принятый 17 июля 2009 г. Федеральный закон об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [4], посредством которого должны устраняться нормативные акты, способствующие взяточничеству, не изменил ситуацию.

В числе факторов, определяющих коррупционное поведение сотрудников ОВД, следует выделить отсутствие грамотного правового обеспечения борьбы с коррупционными проявлениями. Все нормативные правовые акты, принятые в сфере борьбы с коррупцией, носили непоследовательный противоречивый характер. Долгие годы не принимался федеральный закон «О борьбе с коррупцией» и ряд других нормативных актов, которые существенно могли бы облегчить борьбу с коррупционными проявлениями. Сегодня, когда данные правовые акты приняты, обнаруживаются многочисленные упущения и ошибки в них. на уровень распространенности коррупционных проявлений в органах внутренних дел также влияют факторы социальноэкономического характера. Как свидетельствует практика, материальное положение сотрудников органов внутренних дел находится на достаточно низком уровне. Зарплата сотрудников в первые годы службы составляет около 10-15 тысяч рублей. В результате финансового кризиса в августе 1998 года, средний размер месячного содержания сотрудников правоохранительных органов уменьшился в течение двух месяцев с 200 долларов США до 50. Ука-

Юридические науки

147

занное обстоятельство, наряду с постоянной инфляцией денежных средств и отменой ряда социальных льгот, ощутимо снизило жизненный уровень всех служащих государственных органов, в том числе сотрудников органов внутренних дел.

Вполне очевидно, что в современных условиях низкое денежное содержание является одной из причин, которая толкает сотрудников органов внутренних дел в коррупционные отношения с гражданами и юридическими организациями. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день денежное содержание сотрудников органов внутренних дел не отвечает тем сверхнормативным нагрузкам, которые они испытывают в связи с исполнением своих служебных обязанностей, с постоянным несением службы по усиленному варианту (обычно по 12 часов в сутки), в связи с осложнением оперативной обстановки.

Указанные причины стали питательной средой для распространения коррупции в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации. Сотрудники ОВД за незаконное денежное вознаграждение оформляют документы на угнанный автотранспорт, неправомерно выдают документы, удостоверяющие личность граждан, обеспечивают прикрытие работы коммерческих организаций и совершают ряд иных неправомерных действий. Подобные действия сотрудников правоохранительных органов сводят на нет все усилия государства, направленные на борьбу с преступностью, парализуют деятельность государственных институтов и приводят к снижению авторитета органов внутренних дел в глазах населения.

К числу факторов, определяющих распространение коррупционных деяний в органах внутренних дел, можно отнести негативное влияние средств массовой информации. Число положительных материалов о деятельности органов внутренних дел невелико и не компенсирует шквал негативной информации. Под особый прицел неконструктивной критики попали сотрудники ГИБДД. Личный состав этих подразделений в ОВД зачастую называют самыми коррумпированными без предъявления весомых аргументов. Несомненно, это негативно отражается на нравственном состоянии сотрудников и еще больше детерминирует распространение коррупции.

148 интеллектуальный потенциал xxi века: ступени познания

Существенным фактором, влияющим на распространение коррупции в органах внутренних дел, являются проблемы правового регулирования деятельности. Принятые в советский период нормативные акты не могут регулировать деятельность органов внутренних дел на современном этапе. Между тем обновление нормативных правовых актов, которые могли бы регулировать деятельность ОВД, длительное время откладывалось.

Значительным фактором, влияющим на распространение коррупции среди сотрудников органов внутренних дел, являются организационноуправленческие факторы. Как известно, эффективное выполнение любой деятельности во многом зависит от кадрового обеспечения. Поэтому вопросы подбора и расстановки кадров для правоохранительных органов являются архиважными.

Сложившаяся в 90-е годы прошлого века в органах внутренних дел система отбора и расстановки кадров, организация прохождения службы, профессиональной подготовки, воспитания личного состава не обеспечила коррупционную устойчивость и надежность полиции в настоящее время. На службу принимались люди, которые были не готовы добросовестно выполнять свой служебный долг. Именно они и склонны к совершению противоправных деяний. Для них характерно совершение не только преступлений, но и - взяточничество, превышение должностных полномочий либо злоупотребление ими, нарушение служебной дисциплины. Что в совокупности, определяется как нарушение законности и оказывает негативное влияние, как на эффективность деятельности, так и на отношение общества к сотрудникам органов внутренних дел.

Серьезные проблемы наблюдаются в деятельности по профессиональной подготовке. нередко профессиональная подготовка проводится формально, нормативные правовые акты не изучаются. В этой связи правовой нигилизм способствует тому, что сотрудники ОВД становятся на путь нарушения законности и совершения коррупционных преступлений.

Значительные показатели коррупции в ОВД указывают на проблему действенности контрольных функций руководства за работой личного состава. Так, например, несмотря на наличие огромного числа проверяющих, контроль за сотрудниками ГИБДД осуществляется на низком уровне. Функ-

Юридические науки

149

циональные обязанности сотрудников ГИБДД указывают на достаточный объем полномочий, осуществляя который, им приходится проводить целый день на постах и маршрутах самостоятельно, вне контроля руководства. Таким образом, наличие административных полномочий, относительная свобода действий нередко детерминируют коррупционное поведение сотрудников ГИБДД.

Коррупция является, безусловно, собирательным. Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» свидетельствует, что в термин «коррупционное преступление» входит: 1) взяточничество (ст.ст. 290, 291, 291.1 УК РФ); 2) коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ); 3) иные коррупционные преступления [5].

Определенное воздействие на состояние коррупции сотрудников ОВД оказывают индивидуально-психологические факторы. В характеристике личности служащих, совершающих коррупционные преступления, проявляется готовность принести в жертву материальной выгоде закон, нормы морали, профессиональную честь.

Список литературы:

1. См.: Бондырев В.Е. Разработка и принятие профилактических мер в борьбе с коррупцией // Государственная власть и местное самоуправление. -2013. - № 5. - С. 45.

2. См., в частности: Бочкарев С.А. О противодействии коррупции в Российской Федерации: новые подходы без инноваций // Право и политика. -2011. - № 11. - С. 2591-2594; Гаврилов Б.Я. О коррупционности уголовного закона // Российский следователь. - 2012. - № 1. - С. 6-8; Бессонова В.В., Жукова А.С. К вопросу об участии институтов гражданского общества в противодействии коррупции // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 10. - С. 9-13.

3. См.: Ильин Г.Л. О бюрократизации и коррупции в отечественном образовании // Школьные технологии. - 2012. - № 6. - С. 9.

4. См.: Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов норматив-

150 интеллектуальный потенциал xxi века: ступени познания

ных правовых актов» (с посл. изменениями и дополнениями) // СПС «Кон-сультантПлюс».

5. Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2013. - № 9.

6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 21.01.2009. - № 7.

7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф // Российская газета от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015).

8. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 03.02.22015).

9. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями от 22.12.2014).

10. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 13.07.2015).

11. Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О полиции». Статья 30.1. Взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

12. Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Статья 12. Основные обязанности сотрудника органов внутренних дел.

13. Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ (ред. от 21.12.2013) «О Федеральной службе безопасности».

14. Постановление ВС РФ от 23.12.1992 N 4202-1 (ред. от 25.11.2013) «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».

15. Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 (ред. от 15.07.2015) «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.