ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ PENITENTIARY PSYCHOLOGY
УАК 159.9
ФАКТОРЫ АГРЕССИВНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В РАЗЛИЧНЫХ УСЛОВИЯХ СОДЕРЖАНИЯ КОЛОНИИ ОСОБОГО РЕЖИМА
© М. С. Окшин
Окшин Максим Сергеевич оперуполномоченный оперативного отдела ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области лейтенант внутренней службы e-mail: okshin-fsin@mail.ru
В статье провелено сравнение агрессивности, тревожности и лепрессии осужленных, солержашихся в обычных и строгих условиях колонии особого режима. Показано, что неуловлетворенная потребность в социальных связях у осужленных, солержашихся в строгих условиях (покамерно), обуславливает отличия от осужленных, солержашихся в обычных условиях (поотрялно) в колонии особого режима по трем психологическим характеристикам.
Ключевые слова: агрессивность, тревожность, депрессия, осужденные, колония строго режима
Актуальность исследования агрессивности осужденных, содержащихся в различных условиях колонии особого режима, обусловлена тем, что проявления агрессивности у лиц, содержащихся в пенитенциарных учреждениях, выражается в таких нарушениях режима, как:
1. Побеги, осознанные нарушения режима содержания, неповиновение администрации;
2. Отказы от приема пищи, случаи ауто-агрессии (демонстративно-шантажное поведение);
3. Суициды, депрессивное состояние;
4. Изготовление, приобретение употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
5. Признаки социальной дезадаптации;
6. Конфликты и групповые эксцессы.
Все эти элементы мешают нормальному функционированию исправительного учреждения, что затрудняет общение, как осужденных между собой, так и сотрудников с осужденными.
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2016. No 1 (19)
Федеральная служба исполнения наказаний, а особенно колония особого режима является экстремальным местом, так как в данном учреждении отбывают наказания осужденные мужчины при особо опасном рецидиве. Агрессивно настроенные осужденные — это пример напряженного ритма жизнедеятельности сотрудников. Сотрудникам уголовно-исполнительной системы наряду с повседневными трудовыми перегрузками (ненормированный рабочий день; множество решаемых функциональных задач и т. п.) довольно часто приводят к психологически сложным ситуациям, которые связаны с психологическим напряжением (участие в разрешении конфликтов между осужденными). Это, естественно, вызывает у сотрудников исправительных учреждений (значительные нервно-психические перегрузки, которые порой могут приводить к нервно-психическим и соматическим заболеваниям). Часто это приводит к тому, что сотрудники, пытаясь самостоятельно снять нервное напряжение только усиливают негативные последствия.
В психологии особое место занимает проблема исследования агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике конфликтов в пенитенциарной системе, так как она по своей сущность является экстремальным местом, а также стабилизации социальной ситуации в стране. Агрессивное поведение — это особая форма поведения человека, которая характеризуется демонстрацией превосходства в чем-либо или применение силы по отношение к другому либо другим, кому субъект стремиться причинить ущерб. Агрессивное поведение в свою очередь является противоположной стороной адаптивного поведения.
Личность осужденного имеет свои особенности и требует необходимости психологического исследования, все это обусловлено стремительным ростом преступности, качественными и количественными изменениями личности, а так же степенью тяжести совершаемых преступлений, где с каждым годом все больше и больше проявляется жестокость, озлобленность и, конечно же, агрессивность.
С каждым годом в местах лишения свободы Российской Федерации растет количество совершаемых убийств и тяжких телесных повреждений. Особое внимание стоит уделить социально-психологическому климату среди мест изоляции как на уровне «осужденный-осужденный», так и на уровне «осужденный-сотрудник». Именно из-за этого различные формы агрессии, направлены на других осужденных, а в последнее время все больше на сотрудников исправительных колоний, на сегодня является одной из самых актуальных проблем функционирования мест лишения свободы.
Агрессивность в местах лишения свободы имеет обширный круг своего проявления: от открытых и явных форм — физическое насилие над личностью, до скрытых — слухи, насмешки, издевательства. Все это крайне негативно влияет на места лишения свободы в том числе и на оперативную обстановку в целом, и в общих чертах не способствует исправлению осужденного в местах лишения свободы [2, с. 67].
Сотрудники исправительных учреждений, различных отделов, например, безопасности, оперативного, психологического и т. д. на основе опыта и знаний, использую свои силы выявляют осужденных, склонных к агрессивным проявлениям для того, чтобы проводить с ними профилактические работы.
Многие осужденные, впервые прибывшие в колонию, нередко, с первых дней демонстрируют свою агрессию, но для опытных сотрудников они не представляют особых затруднений к выявлению. Как показывает практика в значительном количестве случаев, открытая агрессивность характерна для лиц, отбывающих наказания за насильственные преступления. Скрытая агрессия в свою очередь визуально не просматривается и ее невозможно связать с определенной статьей Уголовного кодекса, именно поэтому многие преступники, реализующие свои агрессивные намерения подобным образом, полностью выпадают из поля зрения сотрудников исправительных учреждений. Подобная латентная форма агрессивности и ее непредсказуемость вместе с потенциальной социальной опасностью оказывают негативное влияние на жизнь исправительных учреждений в целом.
Личность есть продукт изучения культурного наследия человечества, следовательно и агрессивность, как одно из ее качеств, в большинстве случаев является приобретенной.
Основное место в закреплении агрессивного поведения принадлежит окружению, особенно в условиях исправительных учреждений.
Многие из осужденных не силах решить свои личные проблемы, выбирает путь «ухода» от них в неформальные группы. Оттуда и осуществляется месть за личные неудачи, где жертвами и оказываются осужденные, которые в меньшей степени защищены от посягательств.
Приобретенные навыки вести агрессивный образ жизни закрепляются и со временем приобретают черты повышенной жестокости. Факт пребывания осужденного в местах лишения свободы уже говорит о том, что он нуждается в психологической помощи.
У осужденных в позитивной системе общения образовывается вакуум, который они всяческими способами пытаются заполнить, ему необходимо найти ту микросреду, где, он обретает «общественный» статус признание, возможность удовлетворить жизненно необходимую потребность в общении. Попадая в неформальное окружение, группы отрицательной направленности, осужденные не только наблюдают образцы агрессивного поведения, но и сами принимают участие в разрешении насильственно возникающих конфликтов [3, с. 321].
Используя методы насилия, осужденный тем самым решает проблемы своего самоутверждения. Если в формальной группе статус осужденного был низким, а средства повышения его ограничены, то в неформальной группе — в особо значимом для себя окружении и при поддержке таких же, как и он — впервые чувствует, что может заставить с собой считаться, из «аутсайдера» хотя бы на время в определенных ситуациях он становиться «лидером», хозяином положения.
В нормальном функционировании исправительных учреждений осужденному этого не удавалось. Но для того что бы стать лидером необходимо совершить нечто значительное, и только тогда победа должна быть надежно обеспечена, либо самоутверждение не состоится — с побежденным не считаются. Вероятно, за счет этого и происходит проявление агрессивности в отношении других.
Таким образом, неблагоприятная обстановка в исправительных колониях:
1) Не создает предпосылок для нормального созревания личности и во многом заранее предопределяет будущую несостоятельность индивида;
2) Демонстрирует образцы насильственного поведения в отношении других
лиц.
Исправительные учреждения практические не противостоят дефектам ранней социализации. От участия в неформальном окружении: 1) вербальные насильственные установки переводятся в плоскость их практической реализации, учит мстить; 2) на базе деградированной нравственной личности активно формируются черты жестокости и агрессивные действия по отношению к наиболее слабо защищенным членам общества из анонимного окружения [4, с. 76].
В это же время на агрессивность влияет не только окружение, но и собственное преступное поведение. Когда лицо совершает преступление или ряд преступлений, особенно тяжких, связанное с этим активное включение лица в преступную среду, основная болезнь разоблачения, нахождение под следствием и судом способствует повышению агрессивности, так же, как и отбывание наказания в местах изоляции [1, с. 114].
Следовательно, можно сделать предположение, что агрессивность у человека появляется вместе с его рождением и является «методом борьбы» с преградами, которые мешают удовлетворению жизненно важных потребностей. В дальнейшем развитие агрессивности у человека тесно связано с отношением к ней ближайших родственников и родителей ребенка, а после этого от своевременных процессов социализации. Другими словами, на формирование агрессивного поведения в первую очередь влияют два важных фактора: 1) образец отношений и поведения родителей; 2) характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих.
Для того чтобы понять, как агрессивность взаимосвязана с другими психологическими характеристиками мы провели исследования таких факторов агрессивности как депрессия и тревожность.
Депрессивное состояние, представляет собой длинный ряд последовательно снижающихся настроений, выражающихся в вялости, апатичности, пассивности и безразличии к окружающему миру и самому себе. Завершается этот ряд пограничными депрессивными состояниями или депрессией, свидетельствующем о патологическом развитии личности. Характерной особенностью людей, находящихся в депрессивном состоянии, является то, что они дают неадекватные реакции на те или иные раздражители. Например, на воздействие малозначимого для личности фактора человек реагирует так же как на весьма значимый фактор. Этим можно объяснить явления, когда осужденный дает бурную вспышку на незначительное замечание воспитателя и остается равнодушным к суровой мере примененного к нему наказания.
Психические состояния, как и другие психические явления, причинно обусловлены, хотя человек не всегда осознает это. Все причины, вызывающие психические состояния, можно условно разделить на три группы: влияние внутренней среды человека (от здоровья и деятельности организма человека, во многом зависят его психические состояния. Разного рода расстройства и болезни организма могут существенно снижать психические состояния. Наблюдения, проведенные в больницах для осужденных, страдающих туберкулезом, показывают, что у них (особенно у тяжелых) преобладают агрессивные состояния, которые находят выход в различных буйствах, неподчинении ад-
министрации, нападениях на медицинский персонал, стремлении поступать по принципу: «Мне плохо — пусть и другим будет худо». Особенно сильно дезорганизует психику человека, вызывая у него депрессивные психические состояния или эйфорию, употребление алкоголя и других возбуждающих средств.
Подчеркивая зависимость психических состояний от здоровья человека, функционального состояния его организма, нужно видеть и обратную связь: переживаемые психические состояния существенно влияют на состояние здоровья человека; психические состояния в значительной мере объясняются личностными особенностями людей. Так, противоречия в различные рода убеждениях, пессимистические взгляды на жизнь служат источником пониженных и даже депрессивных состояний. Психические состояния органически связаны с потребностями личности. Пока потребность человека не удовлетворена он находится в состоянии недовольства, а лишение свободы неизбежно влечет за собой ограничение возможности удовлетворения многих материальных и духовных потребностей что, безусловно, причиняет осужденным страдания, вызывает определенные психические состояния, которые создают предпосылки для их исправления или наоборот окончательно ломает психику человека, губит его. Так, некоторые осужденные не выдерживают состояния неопределенности в своей судьбе (например, в связи с условно-досрочным освобождением или амнистией). Обычно это люди с холерическими и меланхолическими чертами темперамента. Также важно учитывать предшествующие состояния, влияние внешней среды и сложившейся ситуации (морально-психологический климат в коллективе, стиль взаимоотношений, традиции, групповые настроения и т. д.
Психические состояния вносят существенные корректировки в восприятие личности. Так, в состоянии ожидания искажается восприятие времени вызывают чувства раздражения и отчаяния, в состоянии надежды осужденный начинает более оптимистически воспринимать окружающую обстановку и свое положение, под влиянием апатии, скуки существенно притупляется память, проявляется вялость мысли, навязчивость воображения, неспособность сосредоточить внимание на какой-либо деятельности; ожидание, нетерпение, тревога, тоска нарушают сон человека. Бессонница растягивает ночь, психологически и физиологически изнуряет человека, делает его раздражительным, замкнутым, озлобленным. Сновидения осужденных становятся беспокойными, тревожными. При бессоннице мысли принимают самое мрачное направление, воображение работает лихорадочно, а порой болезненно [7, с. 154].
Причинная обусловленность психических состояний, осужденных открывает перед воспитателями перспективу управления этими состояниями: возможность предотвращать, снимать, нейтрализовать отрицательно влияющие и вызывать, поддерживать и закреплять положительно влияющие на личность состояния. Речь идет, разумеется не о том, чтобы осужденные к лишению свободы вообще не переживали бессонных ночей, томимые тревогой, ожиданием, тоской по свободе, терзаемые сомнениями, угрызениями совести и т. д. Без таких переживаний было бы невозможно нравственное совершенствование человека. Важно предупредить возникновение полного отчаяния, не допустить перерастания глубоких внутренних конфликтов в психические срывы.
Снятию отрицательных и формированию положительных психических состояний способствует предупреждение и предотвращение всевозможных нарушений взаимоотношений между сотрудниками колонии и лицами, лишенными свободы, умелое разрешение конфликтов в среде осужденных. Практика показывает, что в тех колониях, где коллектив осужденных недостаточно сплочен и господствуют уродливые отношения, формируются состояния незащищенности или ложной психологической защищенности. Осужденные, содержащиеся в обычных условиях активно занимаются спортом, просматривают видеофильмы, слушают лекции, а осужденные, содержащиеся в строгих условиях содержания кроме четырех стен камеры ни чего не видят, по мимо этого им запрещено пользоваться длительными свиданиями, а что как не контакт с близкими родственниками существенно снизит уровень негативного настроя, депрессии и агрессивности.
Вызову положительных психологических состояний способствует установление психологического контакта с осужденными, умение воспитателя расположить его к себе. Нередко преодоление отрицательных состояний происходит быстрее, если воспитатель окажет поддержку осужденному в виде конкретного совета, одобрения его действии поступков, направленных на исправление и перевоспитание, а также поощрит за достигнутые успехи и усердие в коллективной и трудовой деятельности.
Помогают преодолеть состояния неуверенности, тревоги и робости осужденного перед его освобождением добрые напутствия и пожелания, как со стороны воспитателей, так и коллектива осужденных.
Незаменим личный пример воспитателя. Если начальник отряда бодр и активен, оптимистически настроен, энергичен, внутренне сосредоточен и внешне подтянут, то у осужденных реже проявляются тоска, апатия, скука.
Целью настоящего пилотажного исследования являлось сравнение агрессивности осужденных, содержащихся в обычных и строгих условиях колонии особого режима, а также выявление влияния таких факторов агрессивности как тревожность и депрессия.
Гипотезами исследования стали предположения, что:
1) агрессивность, тревожность и депрессия осужденных, содержащихся в строгих условиях (покамерно), отличаются от осужденных, содержащихся в обычных условиях (поотрядно) колонии особого режима;
2) чем выше уровень тревожности и депрессии, тем выше уровень агрессивности.
Методика исследования
Пилотажное исследования проводились в одной из колоний особого режима. В данном виде режима отбывают наказание осужденные мужчины при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, а также осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы на определенный срок или пожизненным лишением свободы.
Выборка состояла из 40 осужденных, 20 из которых содержались в обычных условиях (проживали в отрядах) и 20 осужденных — в строгих условиях
(содержались в камерах) Критериями отбора кандидатов являлись возрастные рамки от 30 до 40 лет, а также всех их объединяли одинаковые виды преступления, всех они были осуждены за преступления против личности.
Для выявления агрессивности осужденных содержащихся в различных условиях содержания использовался тест агрессивности Л. Г. Почебут [8]. Опросник позволяет выявить обычный стиль поведения в стрессовых ситуациях и особенности адаптации личности в социальной среде. В нем всего 40 вопросов заданных в дихотомической шкале. В опроснике агрессия подразделяется на 5 шкал: вербальная агрессия — человек выражает свою агрессию используя словесные оскорбления, физическая агрессия — человек выражает свою агрессию путем применения физической силы, предметная агрессия — человек выражает свою агрессию на окружающих его предметах, эмоциональная агрессия — при общении с другим человеком у субъекта возникает состояние враждебности, неприязнью и недоброжелательности по отношению к собеседнику, самоагрессия — человек не согласен сам с собой, у него очень сильно ослаблены механизмы психологической защиты.
Для выявления факторов агрессивности использовалась методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В. А. Жмурова [6]. Она разработана для выявления депрессивное состояние (в основном — тоскливой или меланхолической депрессии). Помимо этого позволяет установить тяжесть депрессивного состояния на момент проведения исследования.
Испытуемому предлагается группа показаний в каждом вопросе по 4 ответа. Необходимо выбрать один из вариантов.
Для измерения уровня тревожности использовалась методика Дж. Тейлор в адаптация В. Г. Норакидзе [5]. Данный опросник предназначен для определения проявлений тревожности.
Для определения различий между факторами агрессивности осужденных, содержащихся в строгих и обычных условиях мы использовали t критерий Стъюдента и дисперсионный анализ. Предварительно данные проверялись на наличие нормального закона распределения измеренных величин.
Одной из проблем работы с осужденными является получение достоверных данных при психологическом тестировании. Поэтому для выявления нетипичных представителей в выборке (сознательно или подсознательно фальсифицирующих результаты тестирования) мы использовали «расстояние Кука». «Расстояние Кука» является широко используемым методом оценки влияния соответствующего наблюдения (элемента выборки) на уравнение регрессии [9]. Эта величина показывает разницу между вычисленными коэффициентами уравнения регрессии и значениями, которые получились бы при исключении соответствующего наблюдения. В адекватной модели все расстояния Кука должны быть примерно одинаковыми; если это не так, то имеются основания считать, что соответствующее наблюдение (или наблюдения) смещает оценки коэффициентов регрессии.
Таким образом, выделение нетипичных представителей выборки и «удаление» их из анализа способствует повышению точности исследования рассматриваемого явления.
Результаты исследования
Проверка на нормальность закона распределения по методу Е. И. Пло-хинского показала, что во всех измеренных психологических характеристиках (агрессивность, тревожность и депрессия), проведенных как в строгих, так и в облегченных условиях содержания в колонии особого режима, асимметрия и эксцесс меньше критического значения, следовательно, нормальный закон распределения присутствует. Поэтому мы можем использовать t- критерий Стью-дента, для сравнения агрессивности, тревожности и депрессии у осужденных в строгих и обычных условиях содержания (табл. 1).
Таблица 1
Результаты вычисления t-критерия Стьюдента для всех испытуемых
Строгие условия Среднее Обычные условия Среднее t- знач. сс Р
Агрессивность 18,85 15,80 1,46 38 0,15
Тревожность 17,85 13,50 1,36 38 0,18
Депрессия 44,40 30,20 1,62 38 0,11
Из таблицы 1 следует, что во всех трех тестах р > 0,05, что говорит нам о отсутствии статистически значимых различий.
Мы провели робастное оценивание, т.е. исключили нетипичных представителей с помощью вычисления расстояния Кука. Установлено, что нетипичными представителями в строгих условиях являются двое испытуемых и один — в обычных условиях.
Для дальнейшего расчета ^критерия Стьюдента по агрессивности, тревожности и депрессии мы исключили нетипичных представителей (табл. 2), тем самым проведя «очистку» выборки от грубых промахов. Обычно для этих целей используются специальные критерии (Пуанкаре, Винзора, Хубера, Титьена и Мура) [9, с. 200-208], но в практической работе психологов они пока не нашли должного применения.
Таблица 2
Различие характеристик осужденных по ^критерию Стьюдента в цензурированной выборке
Строгие условия Среднее Обычные условия Среднее t-знач. сс Р
Агрессивность 19,67 14,95 2,51 35 0,02
Тревожность 19,61 11,79 3,00 35 0,00
Депрессия 48,67 27,00 2,63 35 0,01
В таблице 2 видны достоверные различиях во всех трех характеристиках (р < 0,05), что говорит нам о статистически значимо более высоких агрессивности, тревожности и депрессии у осужденных, содержащихся в строгих условиях (покамерно), по сравнению с осужденными, содержащимися в обычных условиях (поотрядно).
Следовательно, гипотеза о том, что агрессивность, тревожность и депрессия осужденных, содержащихся в строгих условиях (покамерно), отличается от осужденных, содержащихся в обычных условиях (поотрядно) в колонии особого режима подтвердилась.
Для доказательства гипотезы о влиянии психических состояний на агрессивность мы рассмотрим зависимость агрессивности от тревожности осужденных, содержащихся в отрядах и камерах (рисунок 1 и 2).
агрессивность ' 1м М 1ч М N и тревожность: МНКсредние Те кущ. эф ф ект: Р£2, 17}=5,3964, р=,01532 Декомлоаиция гипотезы Вертик. столбцы раЕны 0,95 доверительных интервалов Условие сличения: ус = 1
6
П 5 V трево?«ность
Рис. 1. Влияние тревожности на агрессивность осужденных, содержащихся в строгих условиях
Согласно рисунку 1 видно, чем выше уровень тревожности осужденных, тем выше уровень их агрессивности.
Влияние тревожности на агрессивность в обычных условиях (поотрядно) в колонии особого режима представлено на рисунке 2.
4В 40 35 „ 30 1- о 2 25 ta 5 S 20 Li. " 15 10 тревожн ость ; M H К среди и е Текущ. эффект: F(2. 17)=6,7&54. p = ,0067fl Декомпозиция гипотезы Вертик. столбцы раЕны 0,95 доверительных интервапов Условие клгачения: ус-2
0
П S V тревоииость
Рис. 2. Влияние тревожности на агрессивность осужденных, содержащихся в обычных условиях
Из рисунка 2 мы видим, чем выше тревожность осужденных, тем выше их агрессивность, в отличие от строгих условий содержания (рис. 1) характер влияния разный: при высоком уровне тревожности агрессивность по абсолютному уровню выше, при низком уровне — она ниже.
После того как мы рассмотрели влияние тревожности на агрессивность, мы проанализировали влияние тревожности вместе с депрессией на агрессивность.
В строгих условиях с исключением нетипичных представителей мы получили результаты, представленные в таблице 3 и их графической иллюстрации на рисунке 3.
Таблица 3
Влияние состояний тревожности и депрессии на агрессивность осужденных в строгих условиях (покамерно)
БЕТА Ст.Ош. B Ст.Ош. t(15) p-знач.
Св.член 13,15 1,71 7,65 0,000
трев 0,95 0,19 0,49 0,09 4,9 0,000
деп -0,50 0,19 -0,06 0,02 -2,6422 0,018
Рис. 3. Влияние депрессии и тревожности на агрессивность осужденных
в строгих условиях
Из рисунка 3 мы видим, что средний уровень депрессии влияет на агрессивность и тревожность, средняя депрессия обостряет агрессивность, при этом видна небольшая нелинейность зависимости агрессивности.
Аналогичные зависимости в обычных условиях содержания осужденных с исключением нетипичных представителей дали результаты, представленные в таблице 4 и рисунке 4.
Таблица 4
Влияние состояния тревожности и депрессии на агрессивность осужденных в обычных условиях (поотрядно)
БЕТА Ст.Ош. В Ст.Ош. 1(16) р-знач.
Св.член 6,32 2,09 3,01 0,008
трев 0,49 0,18 0,41 0,15 2,62 0,018
деп 0,37 0,18 0,13 0,06 1,99 0,063
Рис. 4. Влияние депрессии и тревожности на агрессивность осужденных
в строгих условиях
Из рисунка 4 мы видим, что состояние тревожности осужденных влияет на их агрессивность, а при среднем уровне депрессии влияние на агрессивность незначительное, т. е. видно, что существуют дополнительные факторы, которые влияют на агрессивность. Следовательно, есть необходимость дальнейших исследований факторов, не вошедших в задачу данного исследования.
Таким образом, поставленные в пилотажном исследовании гипотезы доказаны.
Выводы
На основании исследований мы установили, что агрессивность, тревожность и депрессия выше у осужденных, содержащихся в строгих условиях колонии особого режима, чем у осужденных в обычных условиях.
Гипотеза о том, что агрессивность, тревожность и депрессия у осужденных содержащихся в строгих условиях (покамерно) отличается от осужденных содержащихся в обычных условиях (поотрядно) в колонии особого режима подтвердилась.
Гипотеза о том, что, чем выше уровень тревожности и депрессии, тем выше уровень агрессивности, для строгих условий (покамерно) подтвердилась, а так же дала нам понять, что средняя депрессия обостряет агрессивность. Для обычных условий гипотеза также подтвердилась, но мы увидели дополнительные факторы, которые оказывают влияние на агрессивность осужденных в отрядах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анцупов А. Я. Конфликтология / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. Москва : Питер, 2007. 464 с.
2. Гришина Н. В. Психология конфликта. Санкт-Петербург : Питер, 2008. 485 с.
3. Концепция развития УИС до 2020 года. URL: http://fsin.su/document/ index.php?ELEMENT_ID=6663 (дата обращения: 31.10.2015).
4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы. URL: http://fsin.su/ statistics/ (дата обращения: 14.09.2015).
5. Личностная шкала проявления тревоги Тейлора. URL: http://vsetesti.ru/227/ (дата обращения: 12.10.2015).
6. Методика диагностики депрессивных состояний Жмурова. URL: http://www.po-miry.ru/MEDICINA/CLINIC/test_depression.htm (дата обращения: 14.09.2015).
7. Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2011 году. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. СПС «КонсультатПлюс» (дата обращения: 13.08.2015).
8. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / сост. Д. Я. Райгородский. Самара : Бахрах-М. 2000. 672 с.
9. Сошникова Л. А. Многомерный статистический анализ в экономике / Л. А. Сошникова, В. Н. Тамашевич, Г. Уебе и др. ; под ред. В. Н. Тамашевича. Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 1999. 598 с.
10. Халафян А. А. STATISTICA 6. Статистический анализ данных. Москва : Бином-Пресс, 2008. 512 с.
REFERENCES
1. Ancupov A. Ja. Konfliktologija [Conflictology]. Moscow: Piter, 2007. 464 p. (in Russian).
2. Grishina N. V. Psihologija konflikta [Psychology of conflict]. St. Petersburg: Piter, 2008. 485 p. (in Russian).
3. Koncepcija razvitija UIS do 2020 goda [The concept of development of the penal correction system until 2020] Available at: http://fsin.su/document/index.php? ELEMENT_ID=6663 (accessed 31 October 2015) (in Russian).
4. Kratkaja harakteristika ugolovno - ispolnitel'noj sistemy [Brief description of the penal system]. Available at: http://fsin.su/statistics/ (accessed 14 September 2015) (in Russian).
5. Lichnostnaja shkala projavlenija trevogi Tejlora [Personal scale manifestations of anxiety Taylor ]. Available at: http://vsetesti.ru/227/ (accessed 12 October 2015) (in Russian).
6. Metodika diagnostiki depressivnyh sostojanij Zhmurova [The technique of diagnostics of depressive States Smurova]. Available at: http://www.po-miry.ru/MEDICINA/CLINIC/ test_depression.htm (accessed 14 September 2015) (in Russian).
7. Obzor sudebnoj statistiki o dejatel'nosti federal'nyh sudov obshhej jurisdikcii i mirovyh sudej v 2011 godu. Sudebnyj departament pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii [A review of judicial statistics on the activities of the Federal courts of General jurisdiction and justices of the peace in 2011. Judicial Department of the Supreme Court of the Russian Federation.]. SPS «Konsul'tatPljus» (accessed 13 August 2015) (in Russian).
8. Prakticheskaja psihodiagnostika. Metodiki i testy: /sostav. D.Ja. Rajgorodskij. [Practical psychodiagnostics. Methods and tests: composition. A. Ya.Raigorodsky]. Samara: BahrahM. 2000. 672 p. (in Russian).
9. Soshnikova L. A. Mnogomernyj statisticheskij analiz v jekonomike /pod red. V.N. Tamashevicha [Multivariate statistical analysis in economy]. Moscow: JuNITI-DANA, 1999. 598 p. (in Russian).
10. Halafjan A. A. STATISTICA 6. Statisticheskij analiz dannyh [STATISTICA 6. Statistical analysis of data]. Moscow: Binom-Press. 2008. 512 p. (in Russian).
AGGRESSIVENESS FACTORS OF CONVICTED PRISONERS IN DIFFERENT CONDITIONS OF SPECIAL SECURITY PENAL COLONY
M. Okshin
In the article a comparison of the aggressiveness, anxiety and depression of convicts held in ordinary and special conditions of strict security penal colony is given. It is shown that the unmet need for social connections among convicted prisoners in strict conditions (cell-basis), causes differences from convicted prisoners in normal conditions (in units) in the colony of special regime for the three psychological characteristics.
Key words: aggressiveness, anxiety, depression, convicts, special security penal colony.