Научная статья на тему 'ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВКУСВИЛЛ»'

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВКУСВИЛЛ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2474
275
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ВЫРУЧКА / ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартиросян С.В., Яковлева Н.В.

При анализе финансовых результатов организации, специалисты нередко проводят факторный анализ для эффективной аргументированности планирования. В данной статье рассмотрена теоретическая сущность факторного анализа, для чего нужно проводить данный анализ и что он из себя представляет, проведен факторный анализ рентабельности продаж, рентабельности активов и факторный анализ собственного капитала на примере предприятия ООО «Вкусвилл», анализ проведен на период 2018-2020 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR ANALYSIS OF PROFITABILITY BY EXAMPLE LLC "VKUSVILLE"

When analyzing the financial results of an organization, specialists often conduct factor analysis for effective reasonableness of planning. In this article, the theoretical essence of factor analysis is considered, why this analysis should be carried out and what it is, factor analysis of return on sales, return on assets and factor analysis of equity on the example of the enterprise LLC "Vkusville", the analysis was carried out for the period 2018-2020.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВКУСВИЛЛ»»

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВКУСВИЛЛ»

С.В. Мартиросян, студент

Н.В. Яковлева, канд. экон. наук, доцент

Иркутский государственный университет путей сообщения (Россия, г. Иркутск)

DOI:10.24412/2411-0450-2022-3-2-21-24

Аннотация. При анализе финансовых результатов организации, специалисты нередко проводят факторный анализ для эффективной аргументированности планирования. В данной статье рассмотрена теоретическая сущность факторного анализа, для чего нужно проводить данный анализ и что он из себя представляет, проведен факторный анализ рентабельности продаж, рентабельности активов и факторный анализ собственного капитала на примере предприятия ООО «Вкусвилл», анализ проведен на период 2018-2020 года.

Ключевые слова: прибыль, факторный анализ, рентабельность, выручка, финансовые результаты.

Факторный анализ финансовых результатов организации приобретает все большую значимость и актуальность в современной экономике. Поскольку грамотный и своевременный анализ финансовых результатов позволяет повысить аргументированность планирования, а также дать оценку подлинности учета и оперативности контроля, и как следствие обеспечить результативность и непрерывность работы организации.

Факторный анализ - многомерный метод, применяемый для изучения взаимосвязей между значениями переменных. Предполагается, что известные переменные

зависят от меньшего количества неизвестных переменных и случайной ошибки [1].

Факторный анализ рентабельности организации - это методика, необходимая для того, чтобы [2]:

1. определить причины, которые влияют на прибыльность/убыточность;

2. подсчитать в денежном или процентном измерении, насколько сильно влияние этих факторов;

3. спрогнозировать, как изменится рентабельность после оптимизации слабых сторон.

Факторный анализ следует начать с показателей рентабельности, которые представлены в таблице 1.

Таблица 1. Показатели рентабельности, в % [3]

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. +Д 2020-2018

Рентабельность продаж (по валовой прибыли) 35,28 36,25 35,68 0,40

Рентабельность продаж (по прибыли от продаж) 3,38 4,87 2,86 -0,52

Рентабельность продаж (по прибыли до налогообложения) 2,63 4,55 2,03 -0,60

Рентабельность продаж (по чистой прибыли) 2,08 3,63 1,61 -0,48

Рентабельность совокупных активов (по прибыли от продаж) 16,12 30,11 17,67 1,55

Рентабельность совокупных активов (по прибыли до налогообложения) 12,53 28,18 12,51 -0,03

Рентабельность совокупных активов (по чистой прибыли) 9,927 22,458 9,925 -0,002

Рентабельность собственного капитала (по чистой прибыли) 15,26 35,44 17,83 2,57

Представленные данные свидетель- сокращение рентабельности продаж по чи-ствуют о том, что за период отмечается стой прибыли, прибыли до

налогообложения и от продаж, что обусловлено опережающими темпами роста выручки от продаж по сравнению с темпами роста прибыли.

Максимальное значение показателя приходится на активы в расчёте на рубль валовой прибыли. Рентабельность собственного

капитала в целом возрастает, что может стать индикатором повышения уровня инвестиционной компании в целом.

Перейдем к показателям, которые необходимы для факторного анализа предприятия.

Таблица 2. Данные для факторного анализа, тыс. руб. [3]

Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. +Д 2020-2018

Выручка от продаж 54 б03 374 82 519 078 114 008 445 59 405 071

Себестоимость продаж 35 337 994 52 б03 044 73 328 988 73 328 988

Коммерческие расходы 17 417 519 25 900 859 37 413 9б9 37 413 9б9

Управленческие расходы - - - -

Прибыль (убыток) от продаж 1 847 8б1 4 015 175 3 2б5 488 1 417 б27

Коэффициент оборачиваемости капитала 4,7б б,19 б,17 1,41

Коэффициента финансовой зависимости 1,54 1,58 1,8 0,2б

Перейдем к факторному анализу. I. Факторный анализ рентабельности продаж.

Изменение рентабельности продаж

(AROS): ДЙ05 = Й051 - ЙО50

Факторная модель имеет вид: Й05 = П _ В-С-КР-УР

В = В '

где В — выручка от продаж продукции, П — прибыль от продаж продукции, С —

полная себестоимость проданной продукции, КР-коммерческие расходы, УР-управ-ленческие расходы.

Общее сокращение рентабельности продаж (по прибыли от продаж) составляет 0,52%. Оценим влияние факторов.

1. Влияние изменения выручки от продажи на рентабельность продаж:

/'114008445-73328988-17417519-04 /114008445-35337994-17417519-04 _ ^2°/

J ( 114008445 J = ' 0

114008445 114008445

/114008445-73328988-37413969-04 /114008445-73328988-17417519-0^ 114008445

Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж:

/114008445-73328988-37413969-04 /114008445-73328988-37413969-04 _ _ ( 114008445 ) ( 114008445 / = 0

Совокупное влияние факторов составляет:

ARn = ± ARB ± ARC ± ARKP ± ARyp

=50,34-33,32-17,54+0,00=-0,51%

В 2020 году, рентабельность продаж сократилась на 0,5%, что обусловлено отрицательным влиянием изменения себестоимости (-33,32%) в сочетании с возросшими коммерческими расходами, которые смогли перекрыть положительное воздействие возросшего объема продаж (+50,34%). Соответственно, резервом роста рентабельности является сокращение расходных статей.

II. Факторный анализ экономической рентабельности (рентабельности активов):

ДДОЛ = - или ДДОЛ =

Й05 х ЛГ = прибыль/выручка * выручка/ актив = прибыль/ активы,

где ROS(4n)- чистая рентабельность продаж, %, AT - коэффициент оборачиваемости всего капитала.

Оценку проведём по рентабельности активов, рассчитанной по чистой прибыли методом абсолютных разниц.

Влияние рентабельности продаж: AROA (ROS)=AROS х AT2018=-0,48*4,76=-2,263%

Влияние оборачиваемости активов AROA (АТ)= ROS 2020х AAT=1,61*(6,17-2,78)=2,261%

Итог влияния факторов: -2,263+2,261=-0,002%

Таким образом, сокращение рентабельности продаж привели к потерям рентабельности активов в размере 0,002%, которые оказались ниже прироста показателя в результате ускорения оборачиваемости активов.

III. Факторный анализ собственного капитала (AROE):

= 1- ДО£0 Для проведения факторного анализа собственного капитала необходимо использовать следующую факторную модель:

Библиографический список

1. Факторный анализ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sewiki.ru/Фактор-ный_анализ#:~:text=Факторный%20анализ%20(англ.%20factor%20analysis),неизвест-ных%20переменных%20и%20случайной%20ошибки

2. Что такое факторный анализ рентабельности? - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.business.ru/question/3282-faktornyy-analiz-rentabelnosti

3. ООО "Вкусвилл": бухгалтерская отчетность и финансовый анализ. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/7734675810_ooo-vkusvill

ROE = ЧП/ СК х 100% = ЧП/ В х В/ А х А /СК или f = x х у х z,

ROE = чистая рентабельность продаж* ресурсоотдача* коэффициент финансовой зависимости

где x - чистая рентабельность продаж, %; у- ресурсоотдача (Р), коэф.; z - коэффициент финансовой зависимости (Кфз), коэ.

Влияние рентабельности продаж по чистой прибыли:

AROE(x) =Ax*y2018*z2018=-

0,48*4,76*1,54=-3,48% Влияние ресурсоотдачи: AROE(y) =x2020*Ay*z2018=1,61*(6,17-4,76)*1,54=3,48%

Влияние коэффициента финансовой зависимости: AROE(z)

=x2020*y2020*Az=1,61*6,17*(1,80-1,54)=2,57%

AROE=-3,48+3,48+2,57=2,57% Заключение. В результате факторного анализа можно сделать вывод, что основным отрицательным фактором, оказывающим влияние на рентабельность собственного капитала, в 2020 году стало снижение рентабельности продаж. Рост ресурсоот-дачи (+17,17%) и коэффициента финансовой зависимости (+4,76%)привели к росту показателя. Таким образом, главным фактором роста рентабельности собственного капитала является рост чистой прибыли.

Таким образом, снижение показателей рентабельность в первую очередь обусловлено опережением темпов роста выручки и активов над показателями прибыли. Соответственно, для повышения эффективности деятельности компании необходимо сокращать уровень расходов.

FACTOR ANALYSIS OF PROFITABILITY BY EXAMPLE LLC "VKUSVILLE" S.V. Martirosyan, Student

N.V. Yakovleva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Irkutsk State Transport University (Russia, Irkutsk)

Abstract. When analyzing the financial results of an organization, specialists often conduct factor analysis for effective reasonableness ofplanning. In this article, the theoretical essence of factor analysis is considered, why this analysis should be carried out and what it is, factor analysis of return on sales, return on assets andfactor analysis of equity on the example of the enterprise LLC "Vkusville", the analysis was carried out for the period 2018-2020. Keywords: profit, factor analysis, profitability, revenue, financial results.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.