Научная статья на тему 'Факторный анализ прибыли'

Факторный анализ прибыли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1736
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИБЫЛЬ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нехайчук Юлия Серафимовна, Марченко Александра Сергеевна

В статье проведен факторный анализ прибыли ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», раскрыта его сущность и содержание. Сделан акцент на влиянии различных факторов на финансовые результаты, а также на причинах изменения размера прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нехайчук Юлия Серафимовна, Марченко Александра Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ прибыли»

УДК 336.63

Нехайчук Юлия Серафимовна,

к.э.н., доцент,

кафедра финансов предприятий и страхования,

Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского,

г. Симферополь.

Марченко Александра Сергеевна,

магистрант направления подготовки «Финансы и кредит», Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, г. Симферополь.

Nekhaychuk Yuliya Serafimovna,

Ph.D. in Economics, associate professor, Department of Business Finance and Insurance, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol.

Marchenko Alexandra Sergeevna,

Master's degree student on «Finance and credit» specialization,

V.I. Vernadsky Crimean Federal University,

Simferopol.

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ FACTORANALYSIS OF PROFIT

В статье проведен факторный анализ прибыли ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону», раскрыта его сущность и содержание. Сделан акцент на влиянии различных факторов на финансовые результаты, а также на причинах изменения размера прибыли.

Ключевые слова: прибыль, факторный анализ прибыли.

In this article the profit factor analysis of JSC «Rostov-on-Don Airport» is held, its essence and content is disclosed. The emphasis is made on the influence of various factors on the financial results, as well as on the causes of changes in profit margins. Keywords: profit, profit factor analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Прибыль является важнейшим обобщающим показателем, характеризующим конечный результат деятельности предприятия. От размера прибыли, полученной предприятием, зависит формирование оборотных средств, выполнение обязательств перед бюджетом, платежеспособность предприятия, доходы акционеров и т.п. На формирование прибыли предприятия оказывают влияние финансовые результаты, полученные после осуществления операционной, инвестиционной, финансовой деятельности и финансовые результаты, полученные в результате, чрезвычайных событий. Выявление причин и их влияние на показатели прибыли — наиболее целесообразно проводить с использованием факторного анализа [1].

Вопросы управления прибылью предприятия занимались различные ученые, в частности, можно выделить: Билык М.Д. [1], Кожанова Е.П., Коюда О.П. [2], Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. [4], Чепурко В.В., Блажевич О.Г. [6], Москалева Д.А. [7] и др. Однако в современных экономических условиях возникают конкретные проблемные вопросы, которые требуют своего научного рассмотрения.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Целью статьи является раскрытие сущности и содержания факторного анализа прибыли на примере ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону». РЕЗУЛЬТАТЫ

Факторный анализ прибыли представляет собой совокупность статистических данных, на основании которых производится оценка себестоимости продукции, анализируется эффективность использования потенциала предприятия, выявляются проблемы связанные с производством продукции. При факторном анализе различают внутренние и внешние факторы. Внешние факторы

89

оказывают действие на величину прибыли до налогообложения, внутренние факторы оказывает влияние на величину валовой прибыли. Факторный анализ прибыли также выступает инструментом, с помощью которого возможно принятие управленческих решений. Предприятие в свою очередь, учитывает данные анализа и может корректировать стратегию своей деятельности, привлекать заемный капитал, который необходим в современных рыночных условиях для эффективной деятельности организации. Факторный анализ прибыли осуществляется на основе метода цепных подстановок. Это является техническим способом анализа, применяемый для определения влияния различных факторов на объект исследования.

Задачи факторного анализа:

• отбор факторов для анализа исследуемых результативных показателей и их классификация;

• классификация и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности;

• определение формы зависимости между факторными и результативными показателями, построение факторной модели;

• моделирование взаимосвязей между факторами и результативными показателями;

• расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя;

• работа с факторной моделью. Методика факторного анализа.

Фактически полученная в отчетном периоде в процессе реализации прибыль может отличаться от прибыли за прошлый период или плановой в результате воздействия ряда внешних и внутренних факторов. В связи с этим при анализе важно дать не только общую оценку динамики и выполнения плана по прибыли от реализации товаров, продукции, работ, услуг, но и всесторонне изучить факторы, на нее влияющие, определить степень влияния каждого из них [4].

Для проведения факторного анализа прибыли ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» предлагается взять период с 2010 года по 2014 год включительно.

Основными источниками информации для анализа являются данные аналитического бухгалтерского учета, финансовой отчетности ф. №1 «Баланс», ф. №2 «Отчет о финансовых результатах», ф. №3 «Отчет об изменениях капитала», ф. №4 «Отчет о движении денежных средств», данные статистической отчетности, данные внутренней управленческой отчетности.

Прибыль общества создается с поступлений от осуществления хозяйственной деятельности после покрытия материальных и приравненных к ним расходов, расходов на оплату труда. С балансовой прибыли уплачиваются проценты по кредитам банков и облигациям, а также вносятся в соответствии с законодательством, налоги и сборы и другие платежи в бюджет [3].

Чистая прибыль, полученная после указанных расчетов, остается в распоряжении общества (табл. 1).

Таблица 1. Определение суммы чистой прибыли ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» *

Показатель тыс. руб.

2010 2011 2012 2013 2014 2012/ 2009 (+,-)

Прибыль отчетного периода до налогообложения 110422 165616 213817 442942 248149 +137727

Налог на прибыль 20702 14350 30919 54604 57223 +36521

Чистая прибыль отчетного периода 85726 135782 181965 392624 191475 +105749

* Составлено авторами по материалам [5]

Данные таблицы показывают, что чистая прибыль растет, так мы наблюдаем значительный рост в период с 2010 до 2014 гг. с 85726 тыс. руб. до 191475 тыс. руб. Рост составил 105749 тыс. руб.

Чистая прибыль предприятия имеет рост с 2010 по 2013 гг. (с 85726,0 тыс. руб. до 392624,00 тыс. руб.). В 2014 году этот показатель снижается на 201149 тыс. руб., по сравнению с данными 2013 года. Это снижение полностью обусловлено уменьшением доходов как от авиационной (заметно снижение международных рейсов, а следовательно, и пассажиропритока), так и неавиационной деятельности и увеличением статей расходов по сравнению с 2013 годом. Это обуславливается введением экономических санкций против РФ, что повлекло за собой снижение количества рейсов из Европы.

90

Однако для того чтобы можно было сделать более конкретные выводы, необходимо проведение дальнейшего анализа. Предлагается выявить причины изменения размера прибыли. Для этого проведем детальное изучение влияния различных факторов на финансовые результаты.

На основании данных табл. 2, определим влияние каждого фактора на прибыль от реализации.

Таблица 2. Факторный анализ прибыли ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» *

Показатели Годы, тыс. руб. Изменение (Д)

2010 (XI) 2011 (Х2) 2012 (ХЗ) 2013 (Х4) 2014 (Х5) 20112010 20122011 20132012 20142013

1 .Выручка от реализации продукции без учета НДС, акцизного сбора и других вычетов из доходов (В) 859268 1102410 1295912 1561522 1668275 243142 193502 265610 106753

2.Себестоимость реализованной продукции (С) 709380 822525 933069 1165599 1178479 113145 110544 232530 12880

З.Коммерческие расходы (КР) 13866 15933 18158 21761 19815 2067 2225 3603 -1946

4.Управленчкеские расходы (УР) 0 97803 143250 176369 193945 97803 45447 33119 17576

5. Другие операционные расходы (ДОР) 48270 33995 43576 125201 134409 -14275 9581 81625 9208

6. Операционные доходы (ОД) 1093908 1274283 1578909 1829655 1926064 180375 304626 250746 96409

7. Доходы о участия в других организациях (ДУДО) 4186 25696 55000 177456 0 21510 29304 122456 -177456

6. Финансовые доходы (ФД) н/д 99860 301247 836000 58618 н/д 201387 534753 -777382

7. Финансовые расходы (ФР) н/д 123420 320247 484848 585390 н/д 196827 164601 -426309

8. Налог на прибыль (ННП) 20702 14350 30919 54604 57233 -6352 16569 23685 2629

9. Чистая прибыль (ЧП) 85726 135782 181965 392624 191475 50056 46183 210659 -201149

* Составлено авторами по материалам [5]

В этом случае влияние факторных показателей на прибыль (результативный показатель) можно представить в виде аддитивной модели (модель, в которую факторы входят в виде алгебраической суммы):

П = В - С - КР - УР - Д0Р + ФД - ФР - ННП. (1)

Известно, что размер выручки от реализации зависит от таких факторов как цена реализованной продукции, удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации и количество реализуемой продукции [2] Такую зависимость можно записать в виде следующей формулы:

В = N х УД х Ц, (2)

где УД — показатель структуры реализованной продукции; N — объем реализации продукции; Ц — цена продукции [2].

Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения:

С = N х УД х Зпер (3)

где УД — показатель структуры произведенной продукции (оказанной слуги); N — объем производства продукции (оказания услуг); Зпер — переменные затраты на производство единицы продукции (себестоимость единицы) [2].

91

Используя данные Отчета о финансовых результатах, определить влияние всех перечисленных факторов на финансовый результат невозможно, так как нам не известен ни удельный вес реализованных и оказанных услуг, объем услуг и их реализация, ни цена, ни себестоимость единицы. На величину прибыли от реализации услуг влияют изменение объема реализации, изменение структуры реализации, изменение отпускных цен на реализованную услугу, изменение цен. В имеющихся данных, коммерческие и управленческие расходы, а также себестоимость услуг входят в состав выручки предприятия, однако не учитываются операционные и внереализационные расходы. В то же время, зная средний индекс цен, можно определить влияние на размер чистой прибыли изменения цен, объема реализованных услуг [2].

Обозначим, что цены на предоставление основного комплекса услуг по воздушному и наземному обслуживанию судов в отчетных периодах возросли в среднем на 8%, то есть индекс цен (1ц) составил 1,08.

Определим влияние факторов на изменение выручки от реализации: ДВ2011/2010= Х2 - Х1= 1102410 - 85926 = 243142 (тыс. руб.)

ДВ2012/2011 = Х3 - Х2= 1295912 - 1102410 = 193502 (тыс. руб.) (4)

ДВ2013/2012 = Х4-Х3 = 1561522 - 1295912 = 265610 (тыс. руб.) ДВ2014/2013 = Х5-Х4 = 1668275 - 1561522 = 106753 (тыс. руб.)

То есть за рассматриваемый период выручка от реализации услуг увеличилась в 2011 в сравнение с 2010 на 243142 тыс. руб., в 2012 — 193502 тыс. руб., в 2013 — 265610 тыс. руб., в 2014 — 106753 тыс. руб. Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованных услуг (с учетом структуры). Расчет влияния этих факторов можно определить следующим образом:

ДВц2010 = Х1 - Х1 / 1ц = 859268 - 859268 / 1,08 = 63649,48 (тыс. руб.) ДВ^2011 = Х2 - Х2/ 1ц = 1102410 - 1102410 / 1,08 = 81660,00 (тыс. руб.) ДВ^2012 = Х3 - Х3 / 1ц = 1295912 - 1295912 / 1,08 = 95993,48 (тыс. руб.) (5)

ДВ^2013 = Х4 - Х4 / 1ц = 1561522 - 1561522 / 1,08 = 115668,30 (тыс. руб.) ДВ^2014 = Х5 - Х5 / 1ц = 1668275 - 1668275 / 1,08 = 123575,93 (тыс. руб.) дВМУД2011/2010 =Х2 / 1ц - Х1=1102410 / 1,08 - 859268 = 161482,00 (тыс. руб.) ДВ МУД2012/2С11 =Хэ/ 1ц - Х2= 1295912 / 1,08 - 1102410 = 97508,52 (тыс. руб.) (6)

ДВ Муд2013/2012 = Х4 / 1ц - Х3= 1561522 / 1,08 - 1295912 = 149941,70 (тыс. руб.) ДВ Муд2014/2013 = Х5 / 1ц - Х = 1668275 / 1,08 - 1561522 = -16822,93 (тыс. руб.) Таким образом, рост цен способствовал увеличению выручки от реализации на 63649,48 тыс. руб. в 2010 году; на 81660,00 тыс. руб. в 2011 году; на 95993,48 тыс. руб. в 2012 году; на 115668,30 тыс. руб. в 2013, на 123575,93 тыс. руб. в 2014 году, а увеличение объема оказываемых услуг на 161482,00 тыс. руб. в 2011 году; 97508,52 тыс. руб. — в 2012; 149941,70 тыс. руб. — в 2013; -16822,93 тыс. руб. — в 2014 году. Как следует из расчетов, на предприятии наблюдается расширение производства, т.е предоставляемых услуг по воздушному и наземному обслуживанию воздушных судов.

Аналогично рассчитывается влияние факторов на изменение себестоимости реализованных услуг:

ДС2011/2010= С2-С1 = 822525 - 709380 = 113145 (тыс. руб.)

ДС2012/2011 = С3 - С2 = 1295912 - 1102410 = 110544 (тыс. руб.) (7)

ДС2013/2012= С4 - С3 = 1561522 - 1295912 = 232530 (тыс. руб.) ДС2014/2013 = С5 - С4 = 1668275 - 1561522 = 12880 (тыс. руб.)

Отметим, что себестоимость единицы услуги изменилась лишь за счет внешних факторов, а именно за счет общего изменения цен, тогда:

ДСц2010 = С1 - С1 / 1ц = 859268 - 859268 / 1,08 = 52546,67 (тыс. руб.)

ДС^2011 = С2-С2 / 1ц = 1102410 - 1102410 / 1,08 = 60927,78 (тыс. руб.)

ДС^2012 = С3 - С3 /1ц = 1295912 - 1295912 / 1,08 = 69116,22 (тыс. руб.) (8)

ДС^2013 = С4 - С4 / 1ц = 1561522 - 1561522 / 1,08 = 86340,67 (тыс. руб.)

ДС^2014 = С5 - С5 / 1ц = 1668275 - 1668275 / 1,08 = 87294,74 (тыс. руб.)

92

ДС

№УД2011/2010 = ДС2

ДС ДС

№УД2013/2012 = ДС2

NУД2012/2011

-2011/2010 -ДСЦ2011= 113145 - 60927,78 = 52217,22 (тыс. руб.) = ДС2012/2011 -ДСц2012 = 110544 - 69116,22 = 41427,78 (тыс. руб.) (9)

:201з/2012-ДСц201з = 232530 - 86340,67 = 146189,33 (тыс. руб.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДС ^Д2014/2013 = ДС2014/2013 ДСц2014 = 12880 - 87294,74 = -74414,74 (тыс. руб.)

Таким образом, за счет увеличения объема предоставляемых услуг себестоимость услуг увеличилась на 52217,22 тыс. руб. в 2011; на 41427,78 тыс. руб. в 2012; на 146189,33 тыс. руб. в 2013 и уменьшилась на 74414,74 тыс. руб. в 2014 году (т.к. объем был снижен). За счет изменения цен — на 52546,67 тыс. руб. в 2010; 60927,78 тыс. руб. — 2011 году; 69116,22 тыс. руб. — в 2012; на 86340,67 тыс. руб. в 2013 и на 87294,74 тыс. руб. — в 2014 году.

Как следует из расчетов, изменение цен повлияло на чистую прибыль в составе двух показателей: выручки и себестоимости. Причем влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости носит разнонаправленный характер: рост выручки от реализации способствует росту чистой прибыли, а рост себестоимости способствует уменьшению прибыли. Учитывая это, влияние изменения цен на размер чистой прибыли можно определить следующим образом:

ДПЦ2010 = ДВЦ20ю - ДСЦ20ю = 63649,48 - 52546,67 = 11102,81 (тыс. руб.)

ДПЦ20П = ДВц2011 - ДСц2011 = 81660,00 - 60927,78 = 20732,22 (тыс. руб.)

ДПц2012 = ДВц2012 - ДСц2012 = 95993,48 - 69116,22 = 26877,26 (тыс. руб.) (10)

ДПц2013 = ДВц2М3 - ДСц2013 = 115668,30 - 86340,67 = 29327,63 (тыс. руб.)

ДПц2014 = ДВц2014 - ДСц2014 = 123575,93 - 87294,74 = 36281,19 (тыс. руб.)

За счет увеличения цен чистая прибыль предприятия увеличилась на 11102,81 тыс. руб. в 2010 году; на 20732,22 тыс. руб. — в 2011 г.; на 26877,26 тыс. руб. — в 2012; на 29327,63 тыс. руб. — в 2013; на 36281,19 тыс. руб. — в 2014 году.

Итак, мы видим, что себестоимость растет, соответственно уменьшая прибыль. Росту прибыли также способствует увеличение пассажиропотока (табл. 3, рис. 1). Рост пассажиропотока аэропорта связан с приходом новых авиакомпаний, что позволило открыть новые рейсы, увеличить частоту выполняемых рейсов, также руководство аэропорта улучшило качество обслуживания пассажиров, проведена реконструкция терминала международных вылетов, а это прямым образом связано с увеличением чистой прибыли аэропорта.

Таблица 3. Пассажиропоток ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» за период 2010-2014 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014

Внутренние рейсы (тыс. чел.) 881,0 1023,6 1045,7 1270,4 1469,7

Международные рейсы (тыс. чел.) 559,5 692,6 828,0 920,4 870,5

* Составлено авторами по материалам [6]

1600 -| 1400 1200 1000 800 600 400 -200 -0

1469,7

1270,4

559,5

I

1023,6 1045,7

692,6

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

□ Внутренние рейсы (тыс. чел.)

□ Международные рейсы (тыс. чел.)

Рис. 1. Динамика пассажиропотока аэропорта за 2010-2014 гг. (Составлено авторами по материалам [6])

93

*

Изменение пассажиропотока в 2014 году по сравнению с 2013 выглядит следующим образом:

ДПассажир.внутр. = Пасс.2014 - Пасс.2013 = 1469,7 - 1270,4 = 199,3 (тыс. пассажиров) (ц)

ДПассажир.межд. = Пасс.2014 - Пасс.2013 = 870,5 - 920,4 = -49,9 (тыс. пассажиров)

Рост пассажиропотока за 2014 год по сравнению с 2013 составил по внутренним рейсам 199,3 тыс. пассажиров, по международным произошло снижение на 49,9 тыс. пассажиров за счет уменьшения рейсов из стран Европы.

Зная средний уровень цен на авиабилеты за 2014 год, можем оценить влияние пассажиропотока на размер выручки от реализации [2].

Приб.внутрен = ДПассажир.внутр х Цвнутр (12)

Приб.внутрен = ДПассажир.внутр х Цвнутр, = 199,3 х 7031 = 140127,3 (тыс. руб.)

Таким образом, мы видим, что по внутренним рейсам благодаря увеличению пассажиропотока размер выручки увеличился на 140127,3 тыс. руб. по международным рейсам произошло снижение пассажиропритока, что повлекло за собой снижение выручки, а следовательно и чистой прибыли.

А теперь рассчитаем влияние остальных факторов на изменение размера чистой прибыли.

Рассчитаем влияние изменения от таких факторов, как доходы от участия в других организациях и прочих операционных доходов.

Влияние такого фактора, как доходы от участия в других организациях рассчитывается по следующей формуле:

ДПдудо = ДУДОх2 - ДУДОх1 (13)

где ДПдудо — изменение чистой прибыли за счет изменения величины доходов от участия в других организациях [2].

ДПр2011/2010= 25969 - 4186 = 21510 тыс. руб.

ДПр2012/2011 = 55000 - 25696 = 29304 тыс. руб.

ДПр2013/2012= 177456 - 55000 = 122456 тыс. руб.

ДПр2014/2013= 0 - 177456 = -177456 тыс. руб.

Таким образом, видно, что данный фактор привел к увеличению прибыли в 2011 году на 25510 тыс. руб.; в 2012 — на 29304 тыс. руб.; в 2013 — на 122456 тыс. руб. В 2014 году такого увеличения не произошло из-за отсутствия у ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» доходов от участия в других организациях.

Влияние такого фактора, как операционные доходы рассчитывается по следующей формуле:

ДПод = ОДх2 - ОДх1 (14)

где ДПод — изменение чистой прибыли за счет изменения величины операционных доходов [2].

ДПр2011/2010= 1274283 - 1093908 = 180375 тыс. руб.

ДПр2012/2011 = 1578909 - 1274283 = 304626 тыс. руб.

ДПр2013/2012= 1829655 - 1578909 = 250746 тыс. руб.

ДПр2014/2013= 1926064 - 1829655 = 96409 тыс. руб.

Данный фактор привел к увеличению прибыли в 2011 году на 180375 тыс. руб.; в 2012 — на 304626 тыс. руб.; в 2013 — на 250746 тыс. руб.; в 2014 — на 96409 тыс. руб.

Рассчитаем влияние изменения размеров коммерческих расходов, управленческих расходов и прочих расходов от операционной деятельности.

При определении влияния данного фактора следует учесть, что это фактор обратного влияния по отношению к прибыли. В связи с этим в расчетную формулу добавляется знак «-»:

ДПр = -[(КРх2 + УРх2 + ДОРх2) - (КРх1 + УРх1 + ДОРх1)], (15)

где Пр — изменение чистой прибыли за счет изменения величины указанных расходов. [2]

ДПр2011/2010= -[(15933 + 97803 + 33995) - (13866 + 0 + 48270)]= -85595 тыс. руб.

ДПр2012/2011 = -[(18158 + 143250 + 43576) - (15933 + 97803 + 33995)]= -57253 тыс. руб.

ДПр2013/2012= -[(21761 + 176369 + 125201) - (18158 + 143250 + 43576)]= -18347 тыс. руб.

ДПр2014/2013= -[(19615 + 193945 + 134409) - (21761 + 176369 + 125201)]= -4838 тыс. руб.

94

Таким образом, видно, что перерасход по косвенным расходам привел к снижению прибыли в 2011 году на 85595 тыс. руб.; в 2012 — на 57253 тыс. руб.; в 2013 — на 18347 тыс. руб.; в 2014 — на 4838 тыс. руб.

Влияние изменения величины финансовых доходов.

Расчет влияния данного фактора на изменение размера чистой прибыли описывается формулой:

ДПфд = ФД1 - ФД0 (16)

где ДПФД — изменение чистой прибыли за счет изменения суммы финансовых доходов [2].

В нашем примере степень влияния этого показателя определяется следующим образом:

ДПфд 2012/2011 = 301247 - 99860 = 201387 тыс. руб.

ДПфд 2013/2012= 836000 - 301247 = 534753 тыс. руб.

ДПфд 2014/2013= 58618 - 836000 = -777382 тыс. руб.

Размер чистой прибыли снизился за счет уменьшения суммы финансовых доходов в 2014 году на 777382 тыс. руб. В 2012 и в 2013 наблюдается рост в размере 201387 тыс. руб. и 534753 тыс. руб. соответственно.

Влияние изменения величины финансовых расходов.

Для расчета влияние этого фактора используем формулу:

ДПфР = -(ФР1-ФР0) (17)

где ДПФР — изменение чистой прибыли за счет изменения размера финансовых расходов [2].

ДПФР 2012/2011 = -(320247 - 123420) = -196827 тыс. руб.

ДПФР 2013/2012= -(484848 - 320247) = -164601 тыс. руб.

ДПфР 2014/2013= -(58539 - 484848) = -100542 тыс. руб.

Таким образом, мы видим, что чистая прибыль снизилась за счет увеличения суммы понесенных финансовых расходов в 2012 году 196827 тыс. руб.; в 2013 — 164601 тыс. руб.; в 2014 — на 100542 тыс. руб.

Влияние величины расходов по налогу на прибыль.

В этом случае справедлива следующая формула:

ДПннп = -(ННП1 - ННП0) (18)

где ДПННП — изменение чистой прибыли за счет изменения величины расходов по налогу на прибыль.

ДПннп 2011/2010= -(14350 - 20702) = -6352 тыс. руб.

ДПннп2012/2011 = -(30919 - 14350) = 16569 тыс. руб.

ДПннп2013/2012= -(54604 - 30919) = 23685 тыс. руб.

ДПннп2014/2013= -(57233 - 54604) = 2629 тыс. руб.

Увеличение размера расходов по налогу на прибыль повлекло снижение размера чистой прибыли в 2012 году на 16569 тыс. руб., в 2013 г. — на 23685 тыс. руб.; в 2014г. — на 2629 тыс. руб. В 2010 году налог на прибыль составил наименьшую сумму, которая не повлияла на снижение чистой прибыли.

Обобщим в табл. 4. влияние факторов, воздействующих на размер чистой прибыли.

ВЫВОДЫ

Итак, проведя анализ ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону» наблюдается значительный рост пассажиропотока с 2010 по 2013 гг., что связано с увеличением международных рейсов, открытием новых рейсов, увеличением частоты выполняемых рейсов из аэропорта, продолжением строительства нового корпуса. Соответственно все эти факторы дали возможность предприятию получить дополнительные доходы. Анализируя объем получаемой прибыли можно сказать, что прибыль аэропорта растет с 2010 по 2013 гг., что обусловлено ростом пассажиропотока, а также за счет других дополнительные средств получения дохода, в т.ч. аэропортовые сборы и т.д.

В 2014 г. заметно снижение пассажиропритока по международным рейсам и объемов получаемой прибыли. Это связано с введением экономических санкций против РФ, что повлекло за собой снижение количества рейсов из Европы.

Как выяснилось из расчетов изменение цен повлияло на чистую прибыль в составе двух показателей: выручки и себестоимости. Причем влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости носит разнонаправленный характер: рост выручки от

95

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4. Сводная таблица влияния факторов на чистую прибыль отчетного периода ОАО «Аэропорт ростов-на-Дону» *

Показатели Сумма (тыс. руб.)

2011/2010 2012/2011 2013/2012 2014/2013

Изменение цен 20732,22 26877,26 29327,63 36281,19

Объем выручки от реализованных услуг 161482,00 97508,52 149941,70 -16822,93

Себестоимость реализованных услуг 52217,22 41427,78 146189,33 -74414,74

Коммерческие расходы, управленческие расходы, другие операционные расходы -85595 -57253 -18347 -4838

Финансовые доходы н/д 201387 534753 -777382

Финансовые расходы н/д -196827 -164601 -100542

Налог на прибыль -6352 16569 23685 2629

* Составлено авторами

реализации способствует росту чистой прибыли, а рост себестоимости способствует уменьшению прибыли.

Прибыль от продаж — это разница между выручкой от продаж и полной себестоимостью услуг, оказываемых в аэропорту. Таким образом, существуют два пути воздействия (увеличения, уменьшения) прибыли предприятия:

• первый путь — снижение себестоимости;

• второй путь — увеличение выручки, т.е. объема продаж.

На получение прибыли значительное влияние имеет такой фактор как цена. Так рост цен ежегодно способствует увеличению выручки от реализации. За счет увеличения объема предоставляемых услуг себестоимость услуг ежегодно увеличивается, в том числе и за счет изменения цен. Для аэропорта резервом снижения себестоимости будут являтся:

• экономия затрат на оплату труда (зависит от средней заработной платы одного работника и средне годовой численности производственного персонала. Зарплата не должна снижаться т. к. ухудшится материальное положение работника. Сокращение затрат — за счет сокращения численности штата или за счет увеличения объема оказываемых услуг).

• улучшение использования средств труда, при этом снижаются амортизационные отчисления;

• оптимизация внутренних и международных маршрутов;

• сокращение общехозяйственных и административных расходов за счет совершенствования структуры управления.

Факторный анализ имеет большое значение при оценке финансового состояния предприятия, но не является единственным документом, на основании которого формируется окончательное заключение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Билык М.Д. Финансовый анализ: учеб. пособ. / М.Д. Билык, О.В. Павловская, Н.Ю. Приту-ляк. — К.: КНЕУ, 2012.

2. Кожанова Е.П. Факторный анализ прибыли / Е.П. Кожанова, О.П. Коюда // Финансы. — 2011. — №4.

3. Савицкая Г.В. Экономический анализ деятельности предприятия: Учеб. пособ. / Г.В. Савицкая. — К. : Знання, 2013.

4. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика экономического анализа. — М.: ПРИОР, 2010.

5. ОАО «Аэропорт Ростов-на-Дону»: Финансовая отчетность за 2010, 2011, 2012, 2013, 2014 гг. / ОАО «Аэропорт «Ростов-на-Дону»: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: rov.aero.ru/(дата обращения: 25.01.2016).

6. Чепурко В.В. Теоретические аспекты управления прибылью предприятий / В.В. Чепурко, О.Г. Блажевич // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2012. — №5 (18). — С. 32-39.

7. Москалева Д.А. Анализ формирования прибыли на строительном предприятии / Д.А. Москалева // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. — 2012. — №1. — С. 86-89.

Статья поступила в редакцию 8 февраля 2016 года

96

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.