Научная статья на тему 'Факторный анализ по методам Филатова'

Факторный анализ по методам Филатова Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
443
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / метод / фактор / analysis / method / factor

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Евгений Александрович

Изложены авторские методы факторного анализа, которые позволяют доступно и относительно просто составить заключение об изменениях в финансовом положении предприятия, а также оценить степень влияния факторов на изменения исследуемого показателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides the author"s methods of dealing with factorial analysis which make it easier to come to the conclusion about changes in the financial position of an enterprise and to value the degree of the index under consideration.

Текст научной работы на тему «Факторный анализ по методам Филатова»

Е.А. ФИЛАТОВ

кандидат экономических наук, доцент Иркутского государственного технического университета

e-mail: johnru3000@rambler.ru

ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПО МЕТОДАМ ФИЛАТОВА

Изложены авторские методы факторного анализа, которые позволяют доступно и относительно просто составить заключение об изменениях в финансовом положении предприятия, а также оценить степень влияния факторов на изменения исследуемого показателя.

Ключевые слова: анализ, метод, фактор.

УДК 657.4 ББК 65.052.2

Ye.A. FILATOV

PhD of Economics, associate professor of Irkutsk State Technical University

e-mail: johnru3000@rambler.ru

FACTORIAL ANALYSIS ACCORDING TO FILATOV’S METHODS

The article provides the author's methods of dealing with factorial analysis which make it easier to come to the conclusion about changes in the financial position of an enterprise and to value the degree of the index under consideration.

Keywords: analysis, method, factor.

Производитель принимает хозяйственные решения, будучи ограниченным, с одной стороны, физическими условиями изготовления продукции (технологией), с другой — экономической конъюнктурой.

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них связаны между собой непосредственно, другие косвенно. Отсюда важным методологическим решением в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной

факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

Основной целью факторного анализа является получение ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину изменения объема продукции. Основная задача факторного анализа по авторским методам — выявить факторы, определяющие объем отраслевого предложения, т.е. суммарное изменение объема продукции под влиянием основных факторов.

Исходные данные для проведения альтернативного факторного анализа представлены в табл. 1.

Таблица 1

Исходные данные для проведения факторного анализа

Показатель Номер фактора План о* Факт i** Отклонение А***

V — объем реализованной продукции, тыс. р. - 294 309,288 321 456,000 +27 146,712

Твг — среднесписочная численность ППП, чел. FC1 195 200 +5

Кг — среднее количество рабочих дней FC2 248 240 -8

Н5Г — средняя продолжительность рабочей смены, ч FC3 7,35 7,40 +0,05

— среднечасовая выработка одного рабочего, тыс. р. FC4 0,828 0,905 +0,077

* о — прошлый (базисный) период (год), взятый за основу сравнения.

** i — отчетный (текущий) период (год).

*** А — изменение за период, рассчитываемое как разница между фактом и планом (i — о).

© ЕА. Филатов, 2009

Е.А. ФИЛАТОВ

Таблица 2

Сравнительные агрегированные коэффициенты по трем факторам

Показатель Обозначение сравнительного коэффициента План Факт Факт / план План / факт

FC1 • FC2 FC3 М1 355 446 355 200 0,999 307 912 1,000 692 568

FC2 • FC3 FC4 М2 1 509,278 4 1 607,28 1,064 932 752 0,939 026 43

FC1 • FC3 FC4 М3 1 186,731 1 339,4 1,128 646 677 0,886 016 873

FC1 • FC2 FC4 М4 40 042,08 43 440 1,084 858 729 0,921 779 006

Таблица 3

Сравнительные агрегированные коэффициенты по двум факторам

Показатель Обозначение сравнительного коэффициента План Факт Факт / план План / факт

FC1 • FC2 С1 48 360 48 000 0,992 555 831 1,007 5

FC3 ^С4 С2 6,085 8 6,697 1,100 430 51 0,908 735 255

Исходная формула для проведения факторного анализа будет иметь следующий вид: V = Т • К • Н • V/

Г ' БГ ’^БГ 1 Чг УУ

где Т!Г, Кг — количественные (экстенсивные) факторы; Н5Г, — качественные (интен-

сивные) факторы.

Ранжирование показателей производится, как правило, от наиболее экстенсивного к наиболее интенсивному.

Под количественными факторами при анализе понимаются те, которые выражают количественную определенность явлений и могут быть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырья и т.д.).

Качественные факторы определяют внутренние качества, признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качество продукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

Вспомогательные данные по сравнительным коэффициентам для проведения факторного анализа представлены в табл. 2-4.

Методы Филатова представлены в табл. 5.

Таким образом, на изменение объема реализованной продукции положительное влияние оказало:

- увеличение на 5 чел. численности работников, что вызвало увеличение объема продукции на 7 546,392 тыс. р.;

- увеличение на 0,05 ч продолжительности рабочей смены, что вызвало увеличение объема продукции на 1 987,2 тыс. р.;

- увеличение на 0,077 тыс. р. среднечасовой выработки одного рабочего, что вызвало увеличение объема продукции на 27 350,4 тыс. р.

Таблица 4

Сравнительные агрегированные

коэффициенты по одному фактору

Сравнение Обозначение Значение

факторов сравнительного коэффициента

ТГ / Тго D1 1,025 641 026

Тго / Т,П D2 0,975

КБП / К5ГО D3 0,967 741 935

КБГО / КБП D4 1,033 333 333

НГ / Няго D5 1,006 802 721

Няго / Н,п D6 0,993 243 243

г ' 5П / г ' 5ГО D7 1,092 995 169

4 ' 5ГО / 4 ' 5П D8 0,914 917 127

И отрицательное влияние оказало снижение количества рабочих дней на восемь, что вызвало снижение объема продукции на 9 737,280 тыс. р.

Суммарное влияние четырех факторов привело к увеличению объема продукции на 27 146,712 тыс. р.

Преимущества методов Филатова перед традиционными методами факторного анализа — универсальность применения, простота расчетов.

Применение в факторном анализе авторских методов дает возможность доступно и с меньшей трудоемкостью составить заключение об изменениях в финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Известия ИГЭА. 2009. № 5 (67)

ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

Таблица 5

Методы альтернативного факторного анализа

Методы альтернативного факторного анализа без использования сравнительных коэффициентов Методы альтернативного факторного анализа с использованием сравнительных коэффициентов Результат, тыс. р.

Номер метода Формула Номер метода Формула

1 = (V, - V,- •(г5ГО / г5Г,)) х х (Кзго • Нзго • ^5ГО / Кг • Н$н • WSri) 1 Д^С1) = (V, - V, • ^2)) х х (М3о / М3,) 7 546,392

ДV(K.sr) = (V, - V, • (Квго / ^„)) х х (Нга • Wsr0 / Нзг; • Wsri) ДV(FC2) = (V, - V , • ^4)) х х (С2о / С2,) -9 737,28

ДV(Hsr) = (V, - V ■, • (Нто / Н„)) х х / Wsri) ДV(FC3) = (V, - V ■, • (D6)) • р8) 1 987,2

ДV(Wsr) = V, - V, • / Wsr) ДV(FC4) = V , - V 1 • (D8) 27 350,4

Суммарное изменение объема реализованной продукции 27 146,712

2 ДV(Tsr) = V,, • (Т$г, / т$го) - V0 2 ДV(FC1) = Vo • (D1) - Vo 7 546,392

ДV(Ksr) = V • (К.$г, / Ksr0) - V0) х х (^„ / Кзго) ДV(FC2) = (Vo • р3) - Vo) • (D1) -9 737,28

ДV(Hsr) = (V0 (Нзг; / Hsr0) - V0) х х (Tsri • / Tsro • ^Ksro) ДV(FC3) = (Vo • (D5) - Vo) х х (С1, / С1о) 1 987,2

ДV(Wsr) = V • / Wsr0) - V0) х х (Tsr,■ • ^ • Hsri / Tsro • • Hsr0) ДV(FC4) = (Vo • ^7) - Vo) х х (М1, / М1о) 27 350,4

Суммарное изменение объема реализованной продукции 27 146,712

3 ДV(Tsr) = (ДTsr / Tsr,) • V, х х (^ • Н,о • Wsr„ / • Н„: • WsП■) 3 ДV(FC1) = ^г / Tsr) • V, х х (М2о / М2,) 7 546,392

ДV(Ksr) = (ДKsr / ^г,) • V, х х (Hsr0 • Wsr0 / Нзг; • Wsri) ДV(FC2) = (Д^г / ^г,) • V, х х (С2о / С2;) -9 737,28

ДV(Hsr) = (Н / Н„-) • V, • / Wsri) Д^СЗ) = (ДHsr / Нп) • V, • (D8) 1 987,2

Д^,) = (Д Wsr / Wsri) • V ■, ДV(FC4) = (ДWsr / Wsri) • V, 27 350,4

Суммарное изменение объема реализованной продукции 27 146,712

4 ДV(Tsr) = (ДTsr / Ts.ro) • V0 4 ДV(FC1) = ^г / Tsro) • Vo 7 546,392

ДV(Ksr) = (Д^ / Ksr0) • V,, • / Tsr0) ДV(FC2) = (Д^г / ^го) • V • (D1) -9 737,28

Д^Н„) = (ДHsr / Hsr0) • V,, х х (Tsri • Ksri / ^го • ^го) ДV(FC3) = (Д^г / Нпо) • Vo х х (С1, / С1о) 1 987,2

ДV(Wsr) = (Д Wsr / Wsro) • V0 х х (Tsn • ^ • Hsri / Tsro • ^га • Hsro) ДV(FC4) = (ДWsr / Wsro) • Vo х х (М1, / М1о) 27 350,4

Суммарное изменение объема реализованной продукции 27 146,712

5 ДV(Tsr) = (V, - V,, •(Ksri • Hsr; х х Wsri / Ksr0 • Нт • Wsr0)) х х (Ksr0 • Hsr0 • Wsr0 / ^ • Hsri • Wsri) 5 ДV(FC1) = (V, - Vo х х (М2, / М2о)) • (М2о / М2,) 7 546,392

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ДV(Ksr) = (V, - V,, • • Нзг; х х Wsri / Tsro • Нто • Wsr0)) х х (Нзго • Wsr0 / Нзг; • Wsri) ДV(FC2) = (V, - Vo • (М3, / МЗо)) х х (С2о / С2,) -9 737,28

ДV(Hsr) = V, - V0 • ^ х х WsП■ / Tsro • ^ • Wsrn) • / Wsri) ДV(FC3) = V , - V,, х х (М4, / М4о) • (D8) 1 987,2

Д^^) = V; - V0 • • Ksr/ х х Hsri / Tsro • ^го • Нго) ДV(FC4) = V, - V, • (М1, / М1о) 27 350,4

Суммарное изменение объема реализованной продукции 27 146,712

6 Д^) = V, • (^га • Нпо • Wsro / ^ х х Н„- • Wsr/) - Vo 6 ДV(FC1) = V, • (М2, / М2,) - V, 7 546,392

ДV(Ksr) = (V, • ^по • Hsro • Wsro / Tsri х х Н„- • Wsri) - Vo) • ^г, / Tsro) ДV(FC2) = (V, • (М3, / М3,) -- V,) • (D1) -9 737,28

) хс ^ к? • / 0 • ^ 0 • ь-0 • • - 1” х < X ДV(FC3) = (V, • (М4о / М4,) -- V,) • (C1i / С1о) 1 987,2

Д^^) = V,- • ^го • ^го • Нпо / Tsr¡ х х ^г; • Н„) - Vo • (Tsri • ^г; х х Hsri / Tsro • ^го • Hsro) ДV(FC4) = V, • (М1о / М1,) -- V, • (М1, / М1 о) 27 350,4

Суммарное изменение объема реализованной продукции 27 146,712

Известия ИГЭА. 2009. № 5 (67)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.