УДК 325
Шувалова Ирина Константиновна Irina Shuvalova
ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ МИГРАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ РОССИИ
FACTOR ANALYSIS OF THE MIGRATORY ACTIVITY IN THE FAR EAST OF RUSSIA
Рассматривается проблема развития дальневосточных территорий с точки зрения закрепления местного населения, привлечения на Дальний Восток России преимущественно квалифицированных кадров. Дан анализ миграционной активности на Дальнем Востоке России (демографический и социально-экономический контексты). Установлена прямая зависимость миграции от политических процессов. Выявлено, что для увеличения человеческих ресурсов с целью развития Дальнего Востока необходимо изменение механизма использования миграционных квот и патентов, создание государственной целевой программы социального развития с использованием квалифицированных кадров. Подчеркивается, что при разработке региональной миграционной политики необходимо учитывать реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличения диспропорции дальневосточного рынка труда. Установлено, что на уровень миграционной привлекательности Дальневосточного региона в первую очередь влияют меры региональной экономической политики, призванной создавать благоприятные условия для комфортного проживания и минимизации факта отдаленности от центральной части Российской Федерации
The article considers the problem of the Far East territories development from the point of view of securing the local population and attraction to the Far East of Russia mainly of skilled personnel. The analysis of migration activity in the Far East of Russia (demographic and socio-economic contexts) is given. The direct dependence of migration activity in the Far East Russia is stated. To increase the human resources for development of the Far East there is a need of the mechanism change of using immigration quotas and patents, creation of the state target program of social development with the use of qualified personnel. The article emphasizes that in the process of regional migration policy development there is a need to take into account real possibilities of social infrastructure, increasing disparities of the labour market in the Far East. It is stated that the level of migration attractiveness of the Far East region in the first place, is affected by the regional economic policy measures designed to create favourable conditions for a comfortable stay and minimize the fact distance from the Central part of the Russian Federation
Ключевые слова: миграционная политика, трудовой потенциал Дальнего Востока, высококвалифицированная миграция, национальный интерес, социальная защищенность, экономическое и социальное развитие
Key words: migration policy, labour potential of the Far East, highly-skilled migration, national interest, social security, economic and social development
В современной миграционной политике Российской Федерации преобладает достаточно жесткий миграционный контроль.
Демографический кризис, отток населения из отдельных регионов страны вынуждает государство использовать миграционный
потенциал для решения этих проблем и корректировать сложившуюся миграционную политику. Негативные последствия миграционных процессов преодолеваются через регулирование миграционных потоков, создание условий для беспрепятственной реализации прав мигрантов при обеспечении баланса прав и законных интересов коренного населения.
Миграционные процессы оказывают влияние на политическую, демографическую, этническую, социально-экономическую ситуацию на Дальнем Востоке. Возрастает роль политико-управленческих решений, направленных на поддержание порядка в сфере миграции.
Можно выделить ряд факторов, влияющих на отток населения и не притягивающих потенциальных мигрантов к территории Дальнего Востока: уровень жизни населения; рынок труда; уровень социальной и бюджетной сферы; демографическая характеристика; уровень экономического развития региона (макроэкономика); рынок жилья, жилищно-коммунальные услуги, тарифы ЖКХ; климат и экология.
В работах многих ученых, занимающихся проблемами миграции, подчеркивается, что в нынешних условиях, когда от наличия материальных средств зависит возможность получения всех благ и услуг, тезис о главенстве экономических факторов становится все актуальнее. Подтверждением первоочередности экономических факторов в процессе принятия решения о переселении являются результаты многочисленных опросов жителей Дальнего Востока.
Один из опросов проведен специалистами Дальневосточного консалтингового центра (ДКЦ) 20 мая 2011 г. Способ получения информации — интервьюирование на улице. Задан вопрос: «В чем основные причины оттока населения с регионов Дальнего Востока?». В данном исследовании изучались те причины миграции, которые являются результатом субъективной оценки личностью данных условий. По результатам опроса, в тройку основных причин входят: «низкая заработная плата» — 58,3 %; «отсутствие перспектив для профессио-
нального роста» — 37 %; «высокие цены на продукты» — 33,9 %. Практически на одном уровне отмечаются следующие проблемы: «плохие условия для рождения и воспитания детей» — 28,7 %; «дорогое жилье» — 26,7 %; «отсутствие перспектив развития бизнеса» — 25,6 %. Проблемы климата и экологии (так называемые «неэкономические причины») завершают список причин оттока населения, по мнению респондентов (14,4 % и 12,8 % соответственно) [1].
Существенным фактором миграционной активности на востоке страны является отток населения и в первую очередь трудоспособной молодежи, что наносит невосполнимый ущерб трудовому потенциалу Дальнего Востока. Поэтому жизненно важным для Дальнего Востока является повышение внимания к молодежи как к реальному источнику воспроизводства населения, восстановления человеческого потенциала и базы квалифицированной рабочей силы.
Население, которое будет входить в трудоспособный возраст в первой четверти XXI в., уже родилось, поэтому невозможно изменить ситуацию за счет рождаемости. Сохранить трудовой потенциал Дальнего Востока в этот период можно с помощью мер, направленных на сокращение смертности в трудоспособном возрасте, на общее улучшение здоровья населения и желание людей осуществлять трудовую деятельность после достижения пенсионного возраста.
Современная государственная миграционная политика Российской Федерации направлена на решение задач в области управления миграционными потоками для создания благоприятных условий эффективного использования потенциала миграции. Миграция является важным стимулом развития конкурентоспособности страны, изменения федерального и регионального миграционного законодательства в сторону обеспечения социально-экономического роста Российской Федерации, законодательного закрепления приоритета российских граждан для обеспечения своих трудовых прав.
Российская Федерация, исходя из национальных интересов, формирует миг-
рационную политику, соответствующую своему геополитическому статусу и текущим задачам. В то же время миграционная политика может рассматриваться как в широком, так и узком смыслах. В широком смысле миграционная политика представляет собой часть социальной политики государства, затрагивающей вопросы демографической политики, сферы труда и занятости, обеспечения и защиты прав человека и гражданина. В более узком смысле под миграционной политикой понимают государственное воздействие, регулирование миграционных процессов с целью оказания влияния на численность, состав, направление движения и расселения мигрантов, их интеграцию в принимающее сообщество, на те характеристики, которые тесно связаны с демографической проблематикой.
Профессор Л.Л. Рыбаковский предлагает рассматривать миграционную политику как «систему общепринятых на уровне властных структур и идей и концептуально объединенных средств, с помощью которых, прежде всего государство, а также другие общественные институты, соблюдая определенные принципы, предполагают достижение поставленных целей» [2]. Данное определение миграционной политики в большей степени относится к процессам внутренней миграции. Внешняя политика представляет собой продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами, формирование государственной миграционной политики в отношении международной миграции населения имеет ряд специфических особенностей. По сравнению с внутренней политикой она является более жесткой и регламентированной.
Для решения вопросов миграционной политики активно привлекаются институты гражданского общества, что совершенствует механизмы и характер взаимодействия гражданского общества с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления. Особая роль в этом процессе принадлежит мигрантским организациям, основная часть которых находится в
стадии становления. Расширяется участие частного бизнеса в формировании инфраструктуры трудовой миграции (создание рекрутинговых агентств, информационных и консультационных сервисов для мигрантов, частно-государственных миграционных центров).
Очевидно также, что решение многих вопросов, связанных с формированием грамотной и эффективной миграционной политики, в значительной мере зависит от всестороннего и объективного освещения проблем миграции в печати, на радио, телевидении и других средствах массовой информации, что существенно повышает роль СМИ в этом процессе.
Согласно демографическим прогнозам, без миграционного притока численность населения России в трудоспособном возрасте уменьшится к 2015 г. более чем на 10 млн человек, будет расти доля лиц старшего возраста, сократится и общая численность населения [3]. Эти изменения могут отрицательно сказаться на темпах роста экономики и благосостоянии россиян.
Президент Российской Федерации В.В. Путин 12 декабря 2013 г. в послании Федеральному Собранию говорил, что, несмотря на то, что рождаемость превысила смертность почти в половине субъектов Российской Федерации, причём во всех регионах Урала и Сибири, в большинстве регионов Поволжья и Дальнего Востока она опережает среднероссийские показатели, нужно понимать и другое. Сейчас свои семьи начинает создавать поколение 90-х гг., когда спад рождаемости был не просто глубоким, он был катастрофическим. И потому необходимы особые усилия для того, чтобы позитивный демографический поворот в России был необратим [4].
В таких пограничных городах, как Владивосток, Хабаровск, Благовещенск, где трудовая миграция бурно развивалась с 1990 по 2005 гг., мигранты уже определили виды своей деятельности в определенных сферах экономики [5].
Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается [6]. Их труд используется в
строительстве — 690 890 человек, оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования — 330 006 человек (19,2 %) и обрабатывающие производства - 122 221 человек (7,1 %) [7].
При современной миграционной политике, направленной на рост числа мигрантов и расширение официальных каналов постоянной и временной миграции, серьезным вопросом является проблема роста инокультурной миграции и увеличения культурной дистанции между мигрантами и местным населением. Эту проблему озвучил президент России в послании Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. «Сложная проблема, связанная с состоянием рынка труда - это иностранная трудовая миграция. Отсутствие должного порядка не только деформирует структуру занятости, но и вызывает дисбалансы в социальной сфере, провоцирует национальные конфликты, обостряет криминогенную обстановку. Нужно упорядочить приём на работу иностранных граждан, прибывающих в Россию в безвизовом порядке, усилить ответственность работодателей за использование труда иностранных работников. В этой связи следует изменить действующую патентную систему. Стоимость патента будет определять сам субъект Федерации в зависимости от ситуации на региональном рынке труда и от среднего уровня дохода населения на этой территории. Рассчитываю на то, что если грамотно организовать эту работу, то это будет экономический инструмент регулирования миграционных потоков» [8].
В начале XXI в. в российском обществе к миграции относились как к временным трудностям. Однако Россия стала принимающей страной, чья экономика нуждается в дополнительных трудовых ресурсах. Значительная часть мигрантов уже многие годы живет и работает в России. Многие перевезли сюда семьи или создали их уже здесь, выезжают на Родину лишь в отпуск, предпринимая максимальные усилия для получения российского гражданства. Такие мигранты составляют примерно 1/4 всего миграционного потока [9].
С июля 2010 г. в Российской Федерации законодательно обозначен приоритет высококвалифицированной миграции в виде облегченного режима приема таких мигрантов и нахождения их на территории России. Однако новый порядок охватывает довольно узкий круг специалистов топ-уровня из-за высокой «пропускной планки» по доходу (2 млн руб. годового дохода, подтвержденные трудовым договором) [10].
Дальнему Востоку необходимы специалисты с профессионально-техническим образованием. Ослабление миграционного режима для этой категории работников могло бы привлечь их на Дальневосточный рынок труда. Однако таких специалистов по законодательству Российская Федерация принимает на тех же условиях, что и неквалифицированных работников. К тому же эти мигранты с профессиональным образованием зачастую заняты неквалифицированным трудом. В России средняя зарплата мигрантов из стран СНГ, имеющих среднее профессиональное образование, всего на 7 % выше, чем у тех, кто имеет среднее общее образование [11].
По нашему мнению, даже после упрощения процедур пребывания мигрантов на территории Российской Федерации поехать на Дальний Восток не сможет тот качественный и количественный состав мигрантов, который необходим для экономики Дальневосточного региона.
В обеспечении процесса целевого заселения Дальнего Востока, на наш взгляд, необходимо больше внимания уделять освещению событий, проходящих на территории Дальнего Востока. Информационная политика в отношении Дальнего Востока должна быть сбалансированной, позволяющей увидеть все преимущества и недостатки дальневосточной реальности. Необходимо существенно изменить восприятие восточной части России, раскрыть гражданам России и постсоветского пространства возможности социально-экономического развития дальневосточных территорий и подробно осветить те направления, в которых мигранты смогут реализовать свой потенциал.
В рамках привлечения человеческих ресурсов для развития Дальнего Востока необходимо изменить механизм использования миграционных квот ( присовокуплять квоты к проектам на территории Дальнего Востока; снять квоты и ограничения для граждан ряда стран СНГ, обладающих необходимыми знаниями и квалификацией, на основе специальных двусторонних соглашений); создать государственную целевую программу социального развития применительно к привлечению квалифицированных кадров.
Для подготовки конкурентоспособных специалистов непосредственно в регионах Дальнего Востока из числа местной молодежи высшие учебные заведения региона должны быть нацелены на реальную интеграцию в международное образовательное пространство:
— вузы должны вести постоянный мониторинг лучшего мирового опыта подготовки специалистов в тех или иных областях знаний и внедрять этот опыт у себя;
— при реализации образовательных программ упор должен делаться на сетевые подходы, на активное формирование широкой сети образовательных альянсов и консорциумов как с мировыми лидерами (в первую очередь странами АТР), так и с ведущими вузами России;
— особое внимание должно быть уделено языковой подготовке преподавателей и студентов (английский, китайский, корейский, японский и другие языки), отвечающей требованиям существующих международных стандартов. Необходимо значительно усилить языковую подготовку в общеобразовательных школах Дальнего Востока;
— у выпускников региональных вузов должны быть сформированы основы для восприятия и понимания особенностей азиатских культур;
— должны быть разработаны и поэтапно реализованы программы роста профессиональной квалификации преподавателей вузов в соответствии с существующими международными требованиями.
При этом подготовку специалистов в сфере управления бизнесом ( менеджеров
и предпринимателей) и в сфере госуправления целесообразно сосредоточить в нескольких регионах в бизнес-школах. Их выпускники должны быть подготовлены не только для работы на Дальнем Востоке, но и удовлетворять требования кадровой мобильности.
Одной из проблем, с которой сталкивается государство и бизнес при реализации Программы развития Дальнего Востока, является дефицит квалифицированных инженерно-технических кадров. Для совершенствования стандартов инженерного образования необходимо создать единую методологию подготовки специалистов и соответствия образовательных и профессиональных стандартов, прозрачную систему оценки соответствия каждого уровня образования определенному профессиональному стандарту, интегрировать производственную практику в учебный процесс, чтобы теоретическая база сочеталась с практическими навыками. Приоритетом при разработке образовательных стандартов должны быть востребованность той или иной специальности на определенном горизонте времени и потребности бизнеса [12].
Для увеличения миграционной активности на Дальнем Востоке необходимо предпринять следующие меры:
— создать налоговые и иные преференции для вновь созданных и действующих предприятий Дальнего Востока;
— разработать комплекс мер по увеличению доходов региональных бюджетов Дальнего Востока;
— снять существующие транспортные, электросетевые, тарифные и иные инфраструктурные ограничения развития макрорегиона;
— разработать упрощенные процедуры геологического изучения и лицензирования участков недр для привлечения инвестиционных ресурсов в сферу природопользования;
— существенно повысить уровень и качество жизни населения на Дальнем Востоке.
Основная цель миграционной политики России — способствовать устойчивому экономическому росту, решению демогра-
фических проблем, обеспечению интересов национальной безопасности. Реализация миграционной политики происходит через деятельность государственных и общественных организаций, связанных с ее разработкой и оптимизацией, осуществляемой органами власти. Управление миграционными процессами — это этап реализации миграционной политики, осуществляемый через деятельность государственных и общественных организаций с учетом реакции постоянного населения и мигрантов на действия властей. Несмотря на общую задачу, позволяющую объединить их в единую систему, имеются существенные различия между субъектами миграционной политики как по месту и роли в системе государственных органов, их компетенции, так и по функциональным свойствам. Сотрудничество с большим числом институтов предусматривает разграничение их функций и определение порядка межведомс-
Литература_
1. Основные причины оттока населения // «Дальневосточный консалтинговый центр», экспер-тно-аналитический сайт. 21.05.2011. URL: http:// dkcenter. ru/express_opros/detail. php ? id =1015 (дата обращения 06.09.2011).
2. Рыбаковский Л.Л. Миграционная политика России: теория и практика // Современные проблемы миграции в России: матер. общерос. науч. конф. (11-13 ноября 2003 г.). М., 2003. С. 36.
3. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1993-2010 гг. (приложение к статистическому сборнику «Российский статистический ежегодник. 2011) // http://www/gks.ru/ bgb/regl/b10_12_p [Дата обращения 10.06.2012]
4. Путин В.В. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. // Российская газета. 13.12.2013.
5. Патрушев Н. Российский рынок труда переполнен мигрантами с низкими профессиональными качествами. URL: http://www.rus-obr.ru/ ru-web/13345?utm_source=twitterfeed&utm_ medium=twitter (дата обращения: 03.10.2011).
твенного взаимодействия. Важнейшим направлением деятельности является работа по социокультурной адаптации и интеграции мигрантов, основная нагрузка которой ложится на органы местного самоуправления, религиозные и общественные организации, включая национальные диаспоры. Необходимо совершенствовать инструменты реализации миграционной политики. Она должна быть оптимизирована с учетом важного базового принципа в области трудовой миграции — приоритетного использования российских трудовых ресурсов, а также повышения качества привлекаемой иностранной рабочей силы.
В настоящее время важное значение приобретает новое перспективное направление политического регулирования процессов миграции населения — корпоративная социальная ответственность всех акторов миграционной системы Российской Федерации.
_References
1. Osnovnye prichiny ottoka naseleniya // «Dalnevostochny konsaltingovy tsentr», ekspertno-analiticheskiy sait 21.05.2011. (The main reasons for the population outflow// Far East Consulting center, expert-analytical site. 21.05.2011). Available at: _http://dkcenter.ru/express_opros/detail.php?id = 1015 (Date of access 06.09.2011).
2. Rybak L.L. Sovremennye problemy migratsii v Rossii: mater. obshcheros. nauch. konf. (Modern problems of migration in Russia. Materials of the all-Russian scientific conference (11-13 November 2003). Moscow, 2003. 36 p.
3. Sotsialno-ekonomicheskie pokazateli Ros-siiskoy Federatsii v 1993-2010 gg. (prilozhenie k statisticheskomu sborniku «Rossiiskii statisticheskii ezhegodnik. 2011) (Socio-economic indicators in the Russian Federation in 1993-2010, (Appendix to the statistical compilation «Russian statistical yearbook». 2011). Available at: http://www/gks.ru/bgb/regl/ b10_12_p [Date of access 10.06.2012]
4. Putin V.V. Rossiiskayagazeta (Russian newspaper). Dec. 13, 2013.
5. Patrushev N. Rossiyskiy rynok truda pere-polnen migrantami s nizkimi professionalnymi kachestvami (The Russian labour market is full of migrants with low professional qualities). Available at: http://www.rus-obr.ru/ru-web/13345 ?utm_
6. Труд и занятость в России. 2010: стат. сб. / Росстат. M., 2011. 637 с.
7. Среднегодовая численность работников, прибывших и выбывших по видам экономической деятельности и регионам Российской Федерации. М.: Росстат, 2011.
8. Путин В.В. Послание президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12.12.2013 г. // Российская газета. 13.12.2013.
9. Выборочный опрос мигрантов Центра миграционных исследований, 2009—2010 гг. URL: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=2342#top (дата обращения: 11.01.2012).
10. Среднесписочная численность и начисленная заработная плата работников по видам экономической деятельности за 2011 год. М.: Росстат, 2012.
11. Среднегодовая численность работников, прибывших и выбывших по видам экономической деятельности и регионам Российской Федерации. М.: Росстат, 2011.
12. Государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и байкальского региона до 2025 года» принята распоряжением Правительства Российской Федерации № 466-р // Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока. 3 апреля. 2013г. Электронный ресурс. URL: http:// minvostokrazvitia.ru/press-center/news_minvostok/ [Дата обращения 31.05.2013].
Коротко об авторе _
Шувалова И.К., соискатель кафедры международных отношений Школы региональных и международных исследований, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток, РФ [email protected]
Научные интересы: миграционная политика, миграционная процессы на Дальнем Востоке Российской Федерации, социально-экономическое развитие Дальневосточного региона России
source=twitterfeed&utm_ medium=twitter [accessed Oct. 3, 2011].
6. Trud i zanyatost v Rossii. 2010: stat. sb. (Labour and employment in Russia: Collected articles. 2010). Moscow: Rosstat, 2011.
7. Srednegodovaya chislennost rabotnikov, prib-yvshih i vybyvshih po vidam ekonomicheskoy deyatel-nosti i regionam Rossiyskoy Federatsii. (The average annual number of employees, arrivals and departures due to the types of economic activity and regions of the Russian Federation). Moscow: Rosstat, 2011.
8. Putin V.V. Rossiiskayagazeta (Russian newspaper). Dec. 13, 2013.
9. Vyborochny opros migrantov Tsentra migra-cionnyh issledovaniy, 2009—2010 gg. (Sample survey of migrants of the migration research center, 20092010) Available at: http://www.demoscope.ru/week-ly/2005/0211/biblio02.php/ [accessed Jan. 11 2012].
10. Srednespisochnaya chislennost i nachislen-naya zarabotnaya plata rabot-nikov po vidam ekonomicheskoy deyatelnosti za 2011 god. (The average headcount and salary of employees due to the type of economic activity for 2011). Moscow: Rosstat, 2012.
11. Srednegodovaya chislennost rabotnikov, pribyvshih i vybyvshih po vidam ekonomicheskoy deyatelnosti i regionam Rossiyskoy Federatsii. (The average annual number of employees, arrivals and departures due to the types of economic activity and regions of the Russian Federation). Moscow: Rosstat, 2011.
12. Gosudarstvennaya programma Rossiis-koy Federatsii «Sotsialno-ekonomicheskoe razvi-tie Dalnego Vostoka i baikalskogo regiona do 2025 goda» prinyata rasporiazheniem Pravitelstva Rossi-iskoy Federatsii № 466-r // Ministerstvo Rossiiskoy Federatsii po razvitiyu Dalnego Vostoka. 3 aprelya. 2013g. (The state program of the Russian Federation socio-economic development of the Far East and Baikal region until 2025 adopted by the government of the Russian Federation № 466-R of the Ministry of the Russian Federation for development of the Far East. on 3 April. 2013). Available at: http://minvostokrazvi-tia.ru/press-center/news_minvostok/ [Date of access 31.05.2013].
_ Briefly about the author
I. Shuvalova, applicant for scientific degree, International Relations department, School of International and Regional Studies, Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia
Scientific interests: migration policy, migration processes in the Far East of the Russian Federation, socioeconomic development of the Far East region of Russia