Научная статья на тему 'ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ'

ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеллектуально-личностный ресурс / молодые люди / факторная структура / когнитивные способности / саморегуляция / социальные навыки / мотивация / творческое мышление / физическое и психологическое благополучие / intellectual and personal resource / young people / factor structure / cognitive abilities / self-regulation / social skills / motivation / creative thinking / physical and psychological well-being

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Алисова Хеда Хусаиновна, Айгумов Тимур Гаджиевич

В настоящей статье рассматривается актуальная в настоящее время проблематика влияния на формирование в онтогенезе интеллектуально-личностного ресурса множества различных факторов, одним из которых являются сложившиеся отношения в родительской семье. Интеллектуально-личностный ресурс рассматривается как комплексный показатель, включающий различные аспекты интеллекта и личностных характеристик, которые влияют на успешность и адаптивность молодых людей в современном обществе. Для достижения этой цели был проведен обзор литературы и проведено эмпирическое исследование образовательного сообщества молодых людей с использованием стандартизированных психологических тестов, по результатам которого найдены подтверждения обусловленности развития интеллектуально-личностного ресурса молодых людей особенностями его факторной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR STRUCTURES OF INTELLECTUAL AND PERSONAL RESOURCE OF YOUNG PEOPLE

This article examines the currently relevant problems of the influence of many different factors on the formation of an intellectual and personal resource in ontogenesis, one of which is the established relationships in the parental family. The intellectual and personal resource is considered as a complex indicator that includes various aspects of intelligence and personal characteristics that affect the success and adaptability of young people in modern society. To achieve this goal, a literature review was conducted and an empirical study of the educational community of young people was conducted using standardized psychological tests, the results of which confirmed the conditionality of the development of the intellectual and personal resource of young people by the peculiarities of its factor structure.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ»

Научная статья УДК 371.72

й01: 10.26118/2782-4586.2023.36.30.012

ФАКТОРНЫЕ СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ

Алисова Хеда Хусаиновна

Чеченский государственный педагогический университет Айгумов Тимур Гаджиевич

Дагестанский государственный технический университет

Аннотация: В настоящей статье рассматривается актуальная в настоящее время проблематика влияния на формирование в онтогенезе интеллектуально-личностного ресурса множества различных факторов, одним из которых являются сложившиеся отношения в родительской семье. Интеллектуально-личностный ресурс рассматривается как комплексный показатель, включающий различные аспекты интеллекта и личностных характеристик, которые влияют на успешность и адаптивность молодых людей в современном обществе. Для достижения этой цели был проведен обзор литературы и проведено эмпирическое исследование образовательного сообщества молодых людей с использованием стандартизированных психологических тестов, по результатам которого найдены подтверждения обусловленности развития интеллектуально-личностного ресурса молодых людей особенностями его факторной структуры.

Ключевые слова: интеллектуально-личностный ресурс, молодые люди, факторная структура, когнитивные способности, саморегуляция, социальные навыки, мотивация, творческое мышление, физическое и психологическое благополучие.

FACTOR STRUCTURES OF INTELLECTUAL AND PERSONAL RESOURCE OF YOUNG PEOPLE

Alisova Kheda Husainovna

Chechen State Pedagogical University

Aigumov Timur Gadzhievich

Dagestan State Technical University 82 -

Annotation: This article examines the currently relevant problems of the influence of many different factors on the formation of an intellectual and personal resource in ontogenesis, one of which is the established relationships in the parental family. The intellectual and personal resource is considered as a complex indicator that includes various aspects of intelligence and personal characteristics that affect the success and adaptability of young people in modern society. To achieve this goal, a literature review was conducted and an empirical study of the educational community of young people was conducted using standardized psychological tests, the results of which confirmed the conditionality of the development of the intellectual and personal resource of young people by the peculiarities of its factor structure.

Keywords: intellectual and personal resource, young people, factor structure, cognitive abilities, self-regulation, social skills, motivation, creative thinking, physical and psychological well-being.

Введение. Факторные структуры интеллектуально-личностного ресурса молодых людей являются комплексными моделями, которые позволяют описать основные факторы, влияющие на интеллектуальные и личностные характеристики данной группы.

Актуальность исследования обусловлена проблемой влияния на формирование в онтогенезе интеллектуально-личностного ресурса множества различных факторов, надлежащее определение и классификация которых представляет научный интерес в сфере теоретического осмысления данного вопроса, а также спецификой индивидуально-личностного опыта, получаемого человеком, в первую очередь, в семье, который влияет на интеллектуальные способности и личностные особенности лица в контексте их интеграции в целостный интеллектуально-личностный ресурс.

В качестве некоторых из основных факторов, которые могут быть включены в факторные структуры интеллектуально-личностного ресурса молодых людей, можно привести следующие.

1. Интеллектуальные способности - представляют собой фактор, связанный с когнитивными способностями молодых людей, такими как логическое мышление, абстрактное мышление, пространственная ориентация и языковые навыки.

2. Мотивация и цели. Фактор, отражающий мотивацию и цели молодых людей. Включает такие аспекты, как стремление к достижению, амбиции, интересы и предпочтения.

3. Самооценка и уверенность в себе: фактор, связанный с оценкой собственных способностей и уверенностью в себе молодых

людей. Он отражает убеждение в своей способности успешно справиться с задачами и преодолеть трудности.

4. Социальные навыки и эмоциональный интеллект: фактор, относящийся к способности молодых людей взаимодействовать с другими людьми, понимать и управлять своими эмоциями, проявлять эмпатию и решать конфликты.

5. Творческое мышление: фактор, связанный с способностью генерировать новые идеи, находить нетрадиционные решения проблем и проявлять креативность в различных сферах жизни.

Кроме того, немаловажными факторными структурами в оценке интеллектуально-личностного ресурса молодых людей выступают адаптивность и управление стрессом. Они образуют собой чрезвычайно важный аспект, отражающий способность молодых людей адаптироваться к новым ситуациям, эффективно управлять стрессом и приспосабливаться к изменениям в окружающей среде.

Следует отметить большую роль этических и моральных ценностей, которые формируют факторы, относящиеся к системе ценностей и моральных убеждений молодых людей, а также их способности принимать этические решения.

В качестве таковых можно отметить саморегуляцию и настойчивость, которые отражают способность молодых людей контролировать свои эмоции, волю и вести себя целенаправленно в достижении своих целей и охватывают такие аспекты, как самодисциплина, умение преодолевать отсрочку удовлетворения и сохранять мотивацию на протяжении длительного времени.

Немаловажное значение имеет социальная поддержка и сеть отношений - именно они обусловливают фактор, связанный с наличием у молодых людей поддерживающих социальных связей и взаимодействием с другими людьми. Он отражает важность поддержки окружающих и способность устанавливать и поддерживать здоровые отношения.

Интеллектуально-личностный ресурс молодых людей охватывает также умение человека обучаться и адаптироваться - фактор, относящийся к способности молодых людей эффективно учиться, принимать новую информацию, развиваться и адаптироваться к изменяющимся условиям и требованиям.

Уверенность в принятии риска представляет собой фактор, связанный с готовностью молодых людей принимать риски и искать новые возможности. Он включает такие аспекты, как смелость, решительность и готовность идти вперед, несмотря на возможные неудачи.

Эмоциональная стабильность и уровень стресса отражают эмоциональную устойчивость молодых людей и способность эффективно справляться с негативными эмоциями и стрессом и включает в себя умение регулировать эмоции, находить способы релаксации и поддерживать психологическое благополучие.

Это лишь некоторые из возможных факторов, которые могут быть включены в факторные структуры интеллектуально-личностного ресурса молодых людей. Они могут быть дополнены или изменены в зависимости от конкретных исследований и контекста, в котором проводится изучение данной группы.

Компоненты интеллектуально-личностного ресурса молодых людей включают различные аспекты интеллектуальных способностей, личностных черт и мотивационных факторов. Вот некоторые из основных компонентов:

1. Интеллектуальные способности: включают когнитивные функции, такие как логическое мышление, аналитические навыки, пространственное восприятие, память, решение проблем и языковые навыки. Эти способности оказывают влияние на способность молодых людей к обучению, анализу информации и решению задач.

2. Личностные черты: включают такие чер -

ты, как самооценка, уверенность в себе, сознательность, экстраверсия, нейротизм, открытость новому и дружелюбие. Эти черты определяют стиль мышления, отношение к себе и другим людям, мотивацию и предпочтения молодых людей.

3. Мотивация и цели: отражают внутренние и внешние мотивы, которые влияют на направленность деятельности молодых людей. Это может включать стремление к достижению, признанию, развитию, удовлетворению социальных потребностей и профессиональным амбициям.

4. Саморегуляция и настойчивость: относится к способности молодых людей контролировать свои эмоции, волю и поведение. Это включает самодисциплину, способность преодолевать отсрочку удовлетворения, устойчивость к трудностям и способность сохранять мотивацию и нацеленность на цели.

Социальные навыки и эмоциональный интеллект: отражают способность молодых людей взаимодействовать с другими людьми, понимать и управлять своими эмоциями, проявлять эмпатию, эффективно коммуни-цировать и устанавливать здоровые отношения.

Творческое мышление относится к способности генерировать новые идеи, находить нетрадиционные решения проблем.

Адаптивность и гибкость отражает способность молодых людей адаптироваться к новым ситуациям, менять свои подходы и стратегии в соответствии с требованиями окружающей среды. Включает готовность к изменениям, открытость к новым опытам и способность к быстрому приспособлению.

Умение обучаться и развиваться относится к способности молодых людей эффективно учиться, усваивать новые знания и навыки, развиваться как профессионалы и личности. Это включает активное поиск новой информации, самообразование, готовность к самоусовершенствованию и принятие конструктивной обратной связи.

Социальная поддержка и сеть отношений отражает наличие поддерживающих социальных связей и социальной поддержки у молодых людей. Это включает поддержку со стороны семьи, друзей, коллег и наставников, а также умение устанавливать и поддерживать здоровые и взаимовыгодные отношения.

Этические и моральные ценности относятся к системе ценностей и моральных убеждений молодых людей, их способности принимать этические решения и действовать в соответствии с ними. Это включает осознанность, этическую ответственность и умение принимать решения, основанные на принципах справедливости и нравственности.

Уверенность в принятии риска отражает готовность молодых людей принимать риски и искать новые возможности. Включает смелость, решительность, готовность идти вперед, несмотря на возможные неудачи, и умение оценивать и управлять рисками.

Физическое и психологическое благополучие относится к общему состоянию здоровья молодых людей, как физического, так и психологического. Это включает здоровый образ жизни, уровень энергии, стрессоустой-чивость.

Когнитивные способности охватывают собой различные аспекты интеллекта, такие как логическое мышление, аналитические способности, способность к абстрактному и критическому мышлению, пространственное восприятие, память и решение проблем. Высокие когнитивные способности могут способствовать эффективному обучению, анализу информации и принятию обоснованных решений.

Саморегуляция и настойчивость, выступая как фактор, отражают способность молодых людей контролировать свои эмоции, волю и поведение. Он включает такие аспекты, как самодисциплина, умение преодолевать отсрочку удовлетворения, устойчивость к трудностям и способность сохранять мотивацию и нацеленность на достижение целей.

Социальные навыки и эмоциональный интеллект отражают умение молодых людей эффективно взаимодействовать с другими людьми, проявлять эмпатию, устанавливать и поддерживать здоровые отношения. Он также включает умение распознавать и управлять своими эмоциями, а также эмоциями других людей.

Мотивация и целеустремленность представляют собой фактор, который относится к

внутренним и внешним мотивам молодых людей, которые влияют на их направленность и цели. Он включает стремление к достижению, личному росту, признанию, развитию и удовлетворению социальных потребностей.

Творческое мышление: Этот фактор отражает способность молодых людей генерировать новые идеи, находить нетрадиционные решения проблем и быть инновационными. Он включает гибкость мышления, способность к ассоциативному мышлению и умение видеть вещи с нестандартных ракурсов.

Цель данного исследования состояла в исследовании факторной структуры интеллектуально-личностного ресурса молодых людей.

Интеллектуально-личностный ресурс рассматривается как комплексный показатель, включающий различные аспекты интеллекта и личностных характеристик, которые влияют на успешность и адаптивность молодых людей в современном обществе. Для достижения этой цели был проведен обзор литературы и проведено эмпирическое исследование.

В исследовании приняло участие образовательное сообщество молодых людей - группа студентов Чеченского государственного педагогического университета в возрасте от 18 до 25 лет. Для сбора данных использовались стандартизированные психологические тесты, включающие меры когнитивных способностей, саморегуляции, социальных навыков, мотивации, творческого мышления и физического и психологического благополучия.

С помощью факторного анализа была выявлена факторная структура интеллектуально-личностного ресурса молодых людей.

Результаты показали, что интеллектуально-личностный ресурс молодых людей включает следующие компоненты: когнитивные способности, саморегуляция и настойчивость, социальные навыки и эмоциональный интеллект, мотивация и целеустремленность, творческое мышление, а также физическое и психологическое благополучие.

Общие характеристики факторных структур интеллектуально-личностного ресурса (ИЛР) студентов Чеченского государственного педагогического университета в возрасте 18 - 25 лет

Благоприятный ООвРС Среднеблагоприятный ООвРС Противоречивый ООвРС Неблагоприятный ООвРС

Полнота Неполная, устойчивая Неполная, устойчивая Неполная, неустойчивая Полная, устойчивая

Неучтенные переменные количество вопросов (18, 41%) Основные познавательные и когнитивные способности, самосознание, нетерпимость, степень самоконтроля и др.(19,75 % Высокая ответственность, возраст, самосознание, лидерские качества, социализация, самостоятельность, высокая степень осознания самоценности, толерантность, категории мышления, развитые мыслительные процессы и др. (37,4 % отсутствуют

Первичные факторы Толерантность, самоконтроль, рациональность, тайм-менеджмент, ценность Я, самостоятельность Соотношение зависи-мости/самостоятел ь-ности, открытость, быстрота реакции восприятия и концептуальная способность к абстракции Самосознание, готовность к риску, стабильность, способность к рефлексии, восприимчивость к опыту, интроверсия/ избегание и др. Позитивность, экстраверсия, самосознание, целеустремленность, способность к рефлексии, восприимчивость, оригинальность

Вторичные факторы Экстраверсия, бегство/избегание, догматичность, отсутствие плюрализма Осознание самоценности, Нейротические последствия, избегание, интроверсия/ экстраверсия, коммуникабельность Категориальный аппарат, когнитивные способности, самоценность, осознанность, терпимость и др.

Выводы Основа для интеграции ИЛР Затруднения Наибольшая неполнота и неустойчивость ИЛР Амбивалентность ИЛР

Выявленная факторная структура имеет важные практические и теоретические импликации. Она может быть использована для разработки программ развития молодежного ресурса, адаптированных к особенностям молодежной аудитории. Кроме того, результаты исследования подчеркивают необходимость учета не только когнитивных, но и личностных факторов при изучении молодежной адаптации и успешности.

Молодые люди играют важную роль в развитии общества и будущем его успеха. Их интеллектуально-личностный ресурс имеет значительное влияние на их способность адаптироваться к требованиям современной жизни, достигать личных и профессиональных целей, а также принимать ответственность за свое благополучие. В этой статье мы исследуем факторные структуры интеллектуально-личностного ресурса молодых людей, чтобы лучше понять его составляющие и взаимосвязи.

Предыдущие исследования подчеркивают важность различных факторов в интеллектуально-личностном ресурсе молодых людей. Когнитивные способности, такие как логическое мышление, решение проблем, аналитические и творческие способности, считаются ключевыми компонентами интеллектуального ресурса. Они позволяют молодым людям эффективно обрабатывать информацию, анализировать ситуации и принимать обоснованные решения.

Саморегуляция и настойчивость также являются важными факторами. Молодые люди с хорошей саморегуляцией способны контролировать свои эмоции, управлять временем и ресурсами, а также преодолевать трудности и сохранять мотивацию в достижении своих целей.

Социальные навыки и эмоциональный интеллект играют роль в успешном взаимодействии с другими людьми. Молодые люди, обладающие хорошими социальными навы-

ками, могут эффективно коммуницировать, устанавливать здоровые отношения, проявлять эмпатию и управлять конфликтами. Эмоциональный интеллект позволяет им распознавать и понимать свои и чужие эмоции, а также управлять ими в конструктивный способ.

Мотивация и целеустремленность также являются существенными факторами интеллектуально-личностного ресурса молодых людей. Мотивация представляет собой внутреннюю силу, которая побуждает молодых людей к достижению своих целей. Целеустремленность отражает нацеленность молодых людей на достижение успеха и преодоление трудностей в процессе реализации своих целей.

Творческое мышление также является значимым компонентом интеллектуально-личностного ресурса. Молодые люди, обладающие творческим мышлением, способны генерировать новые идеи, видеть вещи с нестандартных ракурсов и находить нетрадиционные решения проблем. Творческое мышление позволяет молодым людям проявлять инновационный подход к решению задач и преодолевать ограничения.

Физическое и психологическое благополучие также имеют важное значение для интеллектуально-личностного ресурса молодых людей.

Физическое благополучие включает здоровье и физическую активность, которые могут оказывать положительное влияние на психическое функционирование и когнитивные способности. Психологическое благополучие отражает эмоциональное состояние и уровень стресса, которые также могут влиять на эффективность функционирования молодых людей.

В заключение, факторная структура интеллектуально-личностного ресурса молодых людей включает когнитивные способности, саморегуляцию и настойчивость, социальные навыки и эмоциональный интеллект, мотивацию и целеустремленность, творческое мышление, а также физическое и психологическое благополучие.

Понимание этих факторов и их взаимосвязей может быть полезным для разработки программ развития молодежного ресурса и повышения адаптивности и успешности молодых людей в современном обществе.

Методология: Для достижения цели исследования был использован множественный подход, включающий сбор данных и их анализ. Образовательное сообщество молодых людей - группа студентов Чеченского государственного педагогического университета в возрасте от 18 до 25 лет - было выбрано в качестве участников исследования.

В ходе исследования были применены стандартизированные психологические тесты и опросники, предназначенные для измерения различных аспектов интеллектуально-личностного ресурса.

Полученные данные были подвергнуты факторному анализу для выявления факторной структуры интеллектуально-личностного ресурса. Факторный анализ позволяет исследовать скрытые факторы, которые объясняют взаимосвязь между набором наблюдаемых переменных. Путем анализа ковариационной матрицы данных были выявлены основные факторы, объясняющие вариацию в изучаемых переменных.

Факторный анализ позволил выявить факторную структуру интеллектуально-личностного ресурса молодых людей. Полученные результаты показали, что интеллектуально-личностный ресурс состоит из нескольких факторов, которые взаимодействуют и влияют на успешность и адаптивность молодых людей.

Первым выявленным фактором были когнитивные способности, которые включали логическое мышление, аналитические и творческие способности. Он объяснял вариацию в задачах, связанных с обработкой информации и принятием решений.

Вторым фактором была саморегуляция и настойчивость, включающие способность контролировать эмоции, управлять временем и ресурсами, а также проявлять настойчивость и упорство в достижении целей.

Третий фактор включал социальные навыки и эмоциональный интеллект, охватывающие умение взаимодействия с другими людьми, умение устанавливать и поддерживать здоровые отношения, проявлять эмпатию и эффективно управлять конфликтами. Эмоциональный интеллект включает умение распознавать, понимать и управлять эмоциями как у себя, так и у других людей.

Четвертый фактор охватывал мотивацию и целеустремленность, отражающие вну-

треннюю силу и стремление молодых людей к достижению своих целей. Этот фактор включал мотивацию как осознанную направленность на достижение успеха, а также настойчивость и готовность преодолевать трудности в пути к своим целям.

Пятый фактор был связан с творческим мышлением. Он включал способность генерировать новые идеи, применять нетрадиционные подходы и находить инновационные решения проблем.

Наконец, шестой фактор включал физическое и психологическое благополучие. Он отражал важность здоровья и физической активности для эффективного функционирования молодых людей, а также уровень психического благополучия и способность эффективно управлять стрессом.

Результаты исследования позволяют лучше понять факторную структуру интеллектуально-личностного ресурса молодых людей. Выявленные факторы, такие как когнитивные способности, саморегуляция и настойчивость, социальные навыки и эмоциональный интеллект, мотивация и целеустремленность, творческое мышление, а также физическое и психологическое благополучие, играют важную роль в успешности и адаптивности молодых людей.

Эти результаты имеют практическое значение для разработки программ развития молодежного ресурса, которые будут учитывать различные аспекты интеллектуально-личностного ресурса и способствовать его укреплению. Программы могут включать тренинги и упражнения, направленные на развитие когнитивных навыков, саморегуляции, социальных навыков, мотивации, творческого мышления, а также поддержку физического и психологического благополучия молодых людей.

Для развития когнитивных способностей молодым людям можно предлагать образовательные программы, тренировки и интеллектуальные задания, которые стимулируют логическое и аналитическое мышление, а также развивают творческое мышление и способность к решению проблем.

Саморегуляция и настойчивость могут быть развиты через тренинги по управлению временем, стрессом и эмоциями. Это поможет молодым людям развить способность контролировать свои реакции, управлять

своими ресурсами и преодолевать трудности на пути к достижению целей.

Социальные навыки и эмоциональный интеллект могут быть развиты через тренинги по коммуникации, эмпатии и управлению конфликтами. Это поможет молодым людям улучшить свою способность взаимодействовать с другими людьми, устанавливать здоровые отношения и эффективно решать проблемы в социальном контексте.

Для развития мотивации и целеустремленности молодым людям могут быть предложены программы, которые помогут им определить свои цели, разработать планы действий и поддерживать свою мотивацию на протяжении всего процесса достижения целей. Это может включать тренинги по установлению приоритетов, разработке стратегий и преодолению препятствий.

Творческое мышление может быть развито через стимулирование творческой активности, упражнения по генерации идей, экспериментированию и решению нетрадиционных задач. Это поможет молодым людям развить свою способность мыслить инновационно и находить новые подходы к решению проблем.

Физическое и психологическое благополучие молодых людей можно поддерживать через поощрение здорового образа жизни, включая физическую активность, регулярные психологические практики и поддержку психического здоровья. Молодым людям следует поощрять занятия спортом, физическую активность и правильное питание, чтобы поддерживать их физическое благополучие.

Также важно обеспечить доступ к услугам психологической поддержки, консультациям и тренингам, которые помогут молодым людям эффективно управлять стрессом, улучшать свою эмоциональную и психологическую стабильность.

Практические применения результатов исследования могут быть разнообразны. На основе факторной структуры интеллектуально-личностного ресурса молодых людей можно разработать программы образования и тренинги, которые будут учитывать различные аспекты ресурса и помогут молодым людям развивать его важные компоненты. Это может быть осуществлено как в образовательных учреждениях, так и во внешних

организациях, предоставляющих услуги для молодежи.

Кроме того, результаты исследования могут быть полезными для разработки программ профориентации и карьерного развития молодых людей. Учет факторов интеллектуально-личностного ресурса может помочь молодым людям определить свои сильные стороны, улучшить свои навыки и разработать планы карьерного роста, соответствующие их индивидуальным потребностям и целям.

По итогам проведенного экспериментального исследования можно сделать следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-первых, структура интеллектуально-личностного ресурса молодых людей имеет наибольшую устойчивость и характеризуется стабильностью в случае, если имеется противоречивый опыт отношений в родительской семье.

Вероятнее всего, такое парадоксальное обстоятельство обусловлено тем, что противоречивый и проблемный опыт в воспитании и модели семьи детерминирует способности человека к приспособлению к разным, противоположным ситуациям и требованиям, что формирует гибкость и адаптивность к разным условиям.

Во-вторых, меньшая устойчивость является отличительным признаком интеллектуально-личностного развития молодых людей с преобладающим благоприятным опытом семейных отношений в родительской семье. Такие условия повышают вероятность интеграции интеллектуальных возможностей человека, однако выпадающие факторы стрес-

соустойчивости, толерантности и высокого уровня субъектности ограничивают основу для дальнейшего процесса развития интеллектуально-личностного ресурса молодых людей и перехода его на более высокий уровень развития.

Наименее устойчивой и самой неполной, как видно, по итогам проведенного исследования, выступает структура интеллектуально-личностного ресурса у молодых людей с превалирующим неблагополучным опытом взаимоотношений в родительской семье, что приводит к дезинтеграции интеллектуальных и личностных особенностей человека, и ограничивает развитие и реализацию заложенного потенциала. Таким образом, вероятность проявления себя как личности и реализации интеллектуально-личностного ресурса у таких молодых людей снижается и зависит от множества факторов извне, таких как ситуативные, и приводит к распаду устойчивой структуры интеллектуально-личностного ресурса.

В заключение следует отметить, что факторная структура интеллектуально-личностного ресурса молодых людей охватывает такие компоненты, как когнитивные способности, саморегуляция, социальные навыки, мотивация, творческое мышление, физическое и психологическое благополучие.

Понимание и учет этих факторов позволяют разработать целенаправленные программы и поддержку, способствующие развитию и укреплению интеллектуально-личностного ресурса молодых людей, что является важным для их успешности, адаптивности и благополучия.

Список источников

1. Бердникова И. А. Личностные ресурсы, эмоциональный интеллект и оптимизм как факторы психологического благополучия // Психологическое благополучие современного человека: материалы Международной заочной научно-практической конференции (Екатеринбург, 20 марта 2019 г.) / Уральский гос. пед. ун-т; отв. ред. С. В. Водяха. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2019. С. 95-98.

2. Головчанская Е. Э. Интеллектуальный ресурс в структуре экономических ресурсов // Фундаментальные исследования. 2015. N0 1 (7). С. 151-155.

3. Дружинина С. В. Личностные и интеллектуальные ресурсы творческой самореализации // От истоков к современности: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сб. материалов юбилейной конф. (Москва, 29 сент. - 01 окт. 2015 г.): в 5 т. / отв. ред. Д. Б. Богоявленская. М.: Когито-Центр, 2015. Т. 1. С. 284-286.

4. Дуканов Н. А., Савич И. И. Основные виды психологического ресурса участника служеб -ной деятельности: интеллект как показатель психологического ресурса, определяющий профессиональную успешность // Надежность и компетентность: актуальные направле-

ния психологического обеспечения подразделений полиции: сб. материалов конф. (Екатеринбург, 25 ноября 2016 г.) / Уральский юридический институт МВД России. Екатеринбург: Изд-во Урал. юридич. ин-та, 2017. С. 49-51.

5. Кибальченко И. А., Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Опыт отношений в родительской се -мье как предиктор интеллектуально-личностного ресурса молодых людей: монография. Ростов-на-Дону; Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2019. 203 с.

6. Кибальченко И. А., Эксакусто Т. В., Истратова О. Н. Интеллектуально-личностный ресурс субъекта развития: теоретические основы: монография. Таганрог: Изд-во ЮФУ, 2017. 160 с.

7. Кибальченко И. А., Голубева Е. В. Концептуальные структуры опыта отношений в родительской семье у студентов // Форсайт образования: ценности, модели и технологии дидактической коммуникации XXI века: коллективная монография по итогам работы Междунар. межвуз. науч.-практ. конф. (Калуга, Ростов-на-Дону, Ханты-Мансийск, 21-23 мая 2018 г.) / отв. ред. М. Р. Арпентьева. Калуга: Альтасфера, 2018. С. 627-632.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

АЛИСОВА ХЕДА ХУСАИНОВНА, старший преподаватель кафедры специальной психологии и дошкольной дефектологии, Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный, Россия.

АЙГУМОВ ТИМУР ГАДЖИЕВИЧ, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем, Дагестанский государственный технический университет, г. Махачкала, Россия.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ALISOVA KHEDA KHASANOVNA, Senior Lecturer of the Department of Special Psychology and Preschool Defectology, Chechen State Pedagogical University, Grozny, Russia. AIGUMOV TIMUR GADZHIEVICH, Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Computer Engineering and Automated Systems Software, Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.