Научная статья на тему 'Факторная структура «я»-аспектов личностной идентичности в США'

Факторная структура «я»-аспектов личностной идентичности в США Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
354
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"Я"-АСПЕКТ / СТРУКТУРА / ФАКТОР / ЛИЧНОСТНЫЙ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / "SELF"-ASPECT / STRUCTURE / FACTOR / PERSONAL / IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ставропольский Юлий Владимирович

Исследование представляет собой факторный анализ «я»-аспектов личностной идентичности американских респондентов. Испытуемым предлагался опросник AIQ-IIIx Aspects Identity Questionnaire (Дж.М. Чика и Л.Р. Троппа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research represents a personal identity «self»-aspects factorial structure of American respondents. The research participants were offered AIQ-IIIx Aspects Identity Questionnaire by J.M. Cheek and L.R. Tropp.

Текст научной работы на тему «Факторная структура «я»-аспектов личностной идентичности в США»

го факультета и курсантов военного училища большинство оценивают показатель как «высокий». Возможно, такие показатели можно объяснить уверенностью студентов физического факультета и курсантов военного училища в оценке собственной интуиции, которая одновременно сочетается с низкой степенью доверия к интуитивным проявлениям.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование субъективных представлений об интуиции разнопрофильных студенческих групп позволяет выделить области инвариантных, типичных репрезентаций этого феномена, связанных с ситуативным и антиципирующим характером проявлений интуиции, и области самобытных, нетипичных представлений, обусловленых профессиональной социализацией каждой изучаемой группы. Так, у студентов университета прослеживается склонность к рационально-чувственной оценке интуиции, что проявляется в доминировании либо интеллектуального, либо чувственного компонента в рассмотрении этих процессов. Учащиеся балетной школы эмоционально и творчески подходят к вопросу определения интуитивных проявлений. Курсанты военного училища демонстрируют прагматичный подход. Характер будущей профессиональной деятельности оказывает влияние на готовность полагаться на интуицию при принятии решений. Лица с гуманитарной специальностью оказывают большее доверие интуиции, чем лица естественно-научной и технической специ-

альностей. Исходя из мнений большинства респондентов, можно сделать вывод, что интуиция вносит позитивный вклад в преодоление субъективной неопределенности при принятии решения, так как помогает формировать суждения о будущих событиях, являющихся информационной основой выбора субъекта.

Примечания

1 См.: Федяев А.П. Внефизическая реальность: Факт существования, основные свойства и способы познания. Казань, 1998; Франк С.Л. Предмет знания: Об основах и пределах отвлеченного знания. Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. СПб., 1995.

2 См.: Быковский И.А. Проблема определения понятий «интеллект» и «искусственный интеллект». Саратов, 2003; Семенов В.В. Философия души. Сверхчувственная материя и диалектика бессознательного. Пущино, 2001.

3 См.: БейлиА.А. От интеллекта к интуиции. Новочеркасск, 1994.

4 См.: Комар А.А. Искусство и наука // Природа. 2006. №12. С.82-85; Дрыгин В.И. Мировоззрение в творчестве учёного / Под ред. И.В. Мартынычева. Саратов, 1991.

5 См.: Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретение в философии: Введение в историю философии. М., 1999.

6 См.: Дмитриев А.Н. Философский анализ проблемы бессознательного. Саратов, 1985.

7 См.: Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. М., 1991.

8 См.: Грановская Р.М. Интуиция и искусственный интеллект. Л., 1991.

9 См.: Степаносова О.В. Современные представления об интуиции // Вопр. психологии. 2003. № 4. С.133-143.

10 См.: Орлов И. К. Формирование интуитивного опыта при управлении неизвестной системой // Вопр. психологии. 2005. №3. С.57-70.

11 См.: Грановская Р.М. Указ. соч. С.154-155.

УДК 316.613

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА «Я»-АСПЕКТОВ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В США

Ю.В. Ставропольский

Саратовский государственный университет E-mail: StJulius@yandex.ru

Исследование представляет собой факторный анализ «я»-аспек-тов личностной идентичности американских респондентов. Испытуемым предлагался опросник AIQ-IIIx Aspects Identity Questionnaire (Дж.М. Чика и Л.Р. Троппа).

Ключевые слова: «я»-аспект, структура, фактор, личностный, идентичность.

Personal Identity «Self»-Aspects' Factorial Structure in the USA Yu. V. Stavropolsky

The research represents a personal identity «self»-aspects' factorial structure of American respondents. The research participants were offered AIQ-IIIx Aspects Identity Questionnaire by J.M. Cheek and L.R. Tropp.

Key words: «self»-aspect, structure, factor, personal, identity.

© Ю.В. Ставропольский, 2009

Исследование «я»-аспектов американских респондентов спланировано нами, исходя из гипотезы о том, что за наблюдаемыми частными «я»-аспектами скрывается некоторое количество общих факторов. Они должны обладать максимальной суммарной общностью и минимальной специфичностью. Общность представляет собой часть дисперсии «я»-аспектов, объясненную факторами, а специфичность - часть дисперсии, не объясненную факторами.

Принятая гипотеза позволила сформулировать следующие задачи исследования:

1) определить факторы, образующие комплекс идентификационных «я»-аспектов, характерный для американского этнокультурного окружения;

2) установить психологическое наполнение выявленных факторов;

3) выявить сходства и различия между американскими респондентами на основе установленных факторов.

Данное направление исследований представляется перспективным с точки зрения установления межкультурных сходств и различий в идентификации на уровне личности и «я»-концепции.

Эмпирическую базу исследования составили данные серии исследований, проведенных автором в течение 2001-2006 гг. Всего нами были опрошены в 2001 г. 202 респондента в США в Международном центре научных исследований имени В. Вильсона, одним из подразделений которого является Институт перспективных российских исследований имени Дж. Кеннана (г. Вашингтон, округ Колумбия) и в университете штата Мэриленд (г. Колледж-Парк, штат Мэриленд).

По критерию этнорасовой принадлежности американские респонденты в нашем исследовании оказались распределены следующим образом. Доля респондентов, идентифицирующих себя с доминантной этнокультурной группой - американцы европейского происхождения или белые американцы, - 32,2%. Доля респондентов, идентифицирующих себя с недоминантной специфической этнокультурной группой, — 53,5%, а именно - американцы азиатского происхож-

дения, включая китайцев, японцев и других, — 14,4%, афроамериканцы — 28,7%, латиноамериканцы — 9,4%, американские индейцы — 1,0%, иные — 2,5%. Доля недоминантной неспецифической этнокультурной группы в американской выборке нашего исследования - респонденты от смешанных браков - составляет 11,9%.

Методология эмпирического исследования представлена методом главных компонентов, который состоит в последовательном поиске факторов. Вначале ищется первый фактор, который объясняет наибольшую часть дисперсии, затем — независимый от него второй, объясняющий наибольшую часть оставшейся дисперсии, и т.д. (табл. 1).

Таблица 1

Дисперсия значений «я»-аспектов, образующих содержание личностной этнокультурной идентичности американских респондентов, объясненная факторным анализом

Фактор «Я»-аспект идентичности Собственное значение Процент дисперсии Кумулятивный процент

1 Индивидуальная уникальность 7,03 20,7 20,7

2 Социальное поведение и аффилиация 3,58 10,5 31,2

3 Патриотизм 2,09 6,1 37,4

4 Образование и профессиональное развитие 1,89 5,5 42,9

5 Спортивная деятельность 1,68 5,0 47,9

6 Самопознание и самооценка 1,48 4,3 52,2

7 Эгоизм и эгоцентризм 1,33 3,9 56,1

8 Индивидуальная типичность или конформность 1,13 3,3 59,4

9 Внешняя привлекательность (имидж) или нарциссизм 1,08 3,2 62,6

10 Политическая и социально-экономическая дифференциация 1,02 3,0 65,6

Общий план эмпирического исследования согласуется с моделью измеренных этнических коррелятов, принятой в кросскуль-турной психологии1.

Пспхологпя

93

Опросник AIQ-IIIx Aspects Identity Questionnaire2 включает 34 «я»-аспекта, например: «Мои личные ценности и моральные стандарты», «Моя привлекательность для других людей» и т.п. Формат ответов: «не важно для моего самовосприятия», «важно для моего самовосприятия в незначительной степени», «важно для моего самовосприятия в некоторой степени», «очень важно для моего самовосприятия», «крайне важно для моего самовосприятия». Для заполнения опросника AIQ-IIIx предусматривается десять минут. Подсчитываются медиана и среднеквадратичное (стандартное) отклонение по трем шкалам: «личностная идентичность», «социальная идентичность» и «коллективная идентичность».

Полученные методом анкетного опроса данные были подвергнуты статистической обработке при помощи компьютерной программы SPSS for MS WINDOWS Release 6.1. Определялись значения средних величин и стандартных отклонений для переменных из опросника AIQ-IIIx. Нами был применен метод главных компонентов, позволяющий выделить факторы из массива данных. В SPSS for MS WINDOWS Release 6.1 предусмотрена проверка теста Бартлетта (Bartlett) о сферичности распределения данных. Эта проверка подтвердила многомерную нормальность распределения полученных нами данных. Для повышения интерпретируемости факторов методом варимаксного вращения (нормализация по Кайзеру) была улучшена контрастность матрицы факторных нагрузок.

В американской выборке первые десять факторов объясняют 65,6% дисперсии, причем каждый из десяти факторов объясняет не менее 3,0% дисперсии, соответственно, мы будем рассматривать всего десять факторов в структуре «я»-аспектов личностной идентичности американских респондентов.

Фактор 1 наиболее значимым образом связан с переменной «Знание того, что моя внутренняя сущность остается неизменной несмотря на многочисленные внешние изменения в жизни». Это фактор индивидуальной уникальности личности, которая наиболее рельефно просматривается на фоне отноше-

ний с другими людьми (в скобках приведены значения факторной нагрузки соответствующей переменной): «Знание того, что моя внутренняя сущность остается неизменной, несмотря на многочисленные внешние изменения в жизни» (0,79); «То, как я справляюсь со своими страхами и тревогами» (0,78); «Мой пол, то, мужчина я или женщина» (0,67); «Мои эмоции и чувства» (0,61); «Мои жестикуляция и манеры, то впечатление, которое я произвожу на окружающих» (0,53); «Мое ощущение себя уникальной личностью, отличающейся от других» (0,50).

Психологический смысл фактора 2 -принятие личности другими людьми, самоотношение личности в зависимости от принятия ее другими людьми. На этом основании мы назвали фактор 2 личностной идентичности американских респондентов фактором «социального поведение и аффилиации». Это действительно так, поскольку наиболее значимым образом данный фактор связан со следующими переменными: «Моя репутация, то, что думают другие» (0,78); «Моя популярность среди других людей» (0,76); «Моя привлекательность для других людей» (0,72); «То, как другие люди реагируют на мои слова и поступки» (0,71); «Мое социальное поведение, например, то, как я себя веду, встречаясь с людьми» (0,53).

Фактор 1 отражает стремление личности к обособлению, к социальной отличительности. Фактор 2 - стремление личности к интегрированию, к социальной инклюзивности. Онтологический смысл фактора 1 состоит в «бытии-для-себя». Онтологический смысл фактора 2 состоит в «бытии-с-другими».

Духовное наполнение фактора 3 образуют такие категории, которые объединяют людей в очень большую группу - нацию или государство: религия, язык, расово-этниче-ская принадлежность, ощущение принадлежности к определенному сообществу, ощущение себя частью многих поколений своей семьи - из всего этого складывается чувство патриотизма. Поэтому фактор 3 имплицитной личностной этнокультурной идентичности американских респондентов можно назвать фактором патриотизма, ибо он наибо-

лее значимым образом связан со следующими переменными: «То, что я часть многих поколений моей семьи» (0,77); «Моя религия» (0,64); «Мое ощущение принадлежности к определенному сообществу» (0,64); «Моя расовая и этническая принадлежность» (0,63); «Мой язык, например, мой региональный акцент или диалект, либо второй язык, который я знаю» (0,47); «Мое чувство гордости за свою страну, гордость от того, что я гражданин (гражданка)» (0,41).

Фактор 4 идентичности американских респондентов - это фактор обучения, образования и профессиональной подготовки, причем обучения светского, нерелигиозного. Мы назвали фактор 4 имплицитной личностной этнокультурной идентичности американских респондентов фактором образования и профессионального развития. Наиболее значимыми переменными, связанными с данным фактором, оказались следующие: «Моя роль студента вуза» (0,85); «Мои учебные способности и успеваемость, например, оценки, которые мне ставят, и комментарии преподавателей» (0,67); «Мой профессиональный выбор и карьерные планы» (0,45).

Фактор 5 более определенно связан с физическим, а не с духовным самосознанием. По смыслу это материально-вещный фактор, а по содержанию - спортивного развития и телесного самосовершенствования. С учетом того, насколько важное значение придается в США спорту и тому, чтобы выглядеть привлекательно, мы назвали фактор 5 идентичности американских респондентов фактором спортивной деятельности. В подтверждение выбранного названия приведем список переменных, с которыми данный фактор связан наиболее значимым образом: «Мои физические способности, успехи в спортивной деятельности» (0,81); «То, что я спортивный болельщик (спортивная болельщица), идентифицирующий (идентифицирующая) себя с определенной спортивной командой» (0,78); «Мое чувство гордости за свою страну, гордость от того, что я гражданин (гражданка)» (0,37).

Важное значение фактора 5 в структуре идентичности американских респондентов

обусловлено также тем, что культура США по определению Г. Хофстеда является маску-линной3, поэтому для исследователя важно учитывать материально-вещное наполнение фактора 5, которое проявляется через успехи в спортивной деятельности и тесно связано с американским патриотизмом.

На основании факторных нагрузок перечисленных ниже «я»-аспектов мы можем сделать вывод о том, что фактор 6 имеет интроверсивную направленность, связан с саморефлексией, с формированием образа «я», поэтому мы назвали фактор 6 идентичности американских респондентов фактором «самопознания и самооценки». В отличие от интроверсивного фактора 1 («индивидуальная уникальность»), который имеет выраженную эмоциональную окраску и существенно связан с переменной «Мои эмоции и чувства», фактор 6 с эмоциями и чувствами связан слабо (0,16). Фактор 6 - преимущественно когнитивный. Наиболее подходящее определение для него - фактор самопознания и самооценки. Список переменных, связанных с данным фактором, включает в себя следующие: «Мое самопознание, мои мысли о том, каким человеком я на самом деле являюсь» (0,73); «Моя личная самооценка, частное мнение, которое я имею о себе» (0,53); «Мое социальное поведение, например, то, как я себя веду, встречаясь с людьми» (0,51); «Мое чувство гордости за свою страну, гордость от того, что я гражданин (гражданка)» (0,42); «Мои жестикуляция и манеры, то впечатление, которое я произвожу на окружающих» (0,33).

Психологический смысл фактора 7 противоположен какому-либо объединению с другими людьми. Это фактор антиаффи-лиации, он имеет интроверсивную направленность. Мы называем его фактором эгоизма и эгоцентризма. Приводим переменные, наиболее существенно связанные с данным фактором: «Мои личные цели и надежды на будущее» (0,69); «Мои личные ценности и моральные стандарты» (0,58); «Мой профессиональный выбор и карьерные планы» (0,36); «Мои мысли и идеи» (0,34); «Мое ощущение себя уникальной личностью, от-

личающейся от других» (0,33). Присутствие такого фактора в структуре идентичности американских респондентов знаменательно, поскольку индивидуалистическая культура Северной Америки изначально, со времен первых британских колонистов, создавалась и признавала важную роль личных усилий и устремлений в реализации собственной

4

жизни .

Психологический смысл фактора 8 заключается в восприятии таких особенностей своей индивидуальности, благодаря которым человек воспринимает не уникальность своей индивидуальности, а тождественность себя другим людям. В силу этого мы назвали фактор 8 фактором индивидуальной типичности или конформности, по контрасту с фактором 1 «индивидуальная уникальность». В подтверждение этого приведем список переменных, образующих данный фактор: «Места, где я живу или где я воспитывался (воспитывалась)» (0,76); «Мои мысли и идеи» (0,54); «Мой пол, то, мужчина я или женщина» (0,33); «Мой возраст, принадлежность к моей возрастной группе либо ощущение себя частью своего поколения» (0,32); «Мой язык, например, мой региональный акцент или диалект, либо второй язык, который я знаю» (0,31). Фактор 8 направлен на деиндивидуа-лизацию и стирание индивидуальных разли-чий5. По своему психологическому смыслу он отражает конформность поведения, стремление соответствовать принципу «to keep up with the Jones» («чтобы всё как у людей»). Проблема конформности достаточно полно изучена американскими социальными психо-логами6. Психологическое значение этого феномена убедительно раскрыто Э. Фром-мом7. Во всем мире известны эксперименты С. Милгрема по изучению феномена кон-формности8.

Психологический смысл фактора 9 преимущественно материально-вещественный при общей экстраверсивной и эгоцентрической направленности. Этот фактор несет в себе идею внешней привлекательности, но она не служит цели включения человека в некое сообщество. Поэтому мы называем фактор 9 фактором внешней привлекательно-

сти (имиджа) или нарциссизма. Список переменных, образующих данный фактор: «Мой внешний вид: мой рост, мой вес, мое телосложение» (0,74); «Вещи, которыми я владею, моя собственность» (0,55); «Моя личная самооценка, частное мнение, которое я имею о себе» (0,40); «Моя привлекательность для других людей» (0,33).

В формировании психологического смысла фактора 10 важную роль играют политические, социально-экономические и профессионально-карьерные переменные. Мы назвали его фактором политической и социально-экономической дифференциации. Данный фактор образован следующими переменными: «Мои политические предпочтения и моя политическая активность» (0,80); «Мой социальный класс, экономическая группа, к которым я принадлежу, будь то нижний, средний или высший класс» (0,63); «Мой профессиональный выбор и карьерные планы» (0,39); «Моя личная самооценка, частное мнение, которое я имею о себе» (0,34).

На основе анализа матрицы факторных преобразований (табл. 2) мы можем составить следующее представление о том, из каких факторов складывается структура лично -стной идентичности американских респондентов.

С точки зрения тех факторов, в которые оказались сгруппированы «я»-аспекты, идентичность американских респондентов в значительной мере дифференцирована и неоднозначна. Наибольшие различия внутри американской выборки связаны прежде всего с четырьмя факторами: «патриотизм» (фактор 3); «образование и профессиональное развитие» (фактор 4); «внешняя привлекательность (имидж) или нарциссизм» (фактор 9); «политическая и социально-экономическая дифференциация» (фактор 10).

В факторной структуре «я»-концепции американцев главенствующим является фактор 2 — «социальное поведение и аффилиа-ция». Можно объяснить это тем, что в американской культуре он позволяет объединять множество личностных и культурных особенностей в единую американскую культуру, которая не монолитна: «Е Р1ийЬш Шиш!».

Таблица 2

Факторы, образующие структуру «я»-аспектов идентичности американских респондентов

В принципе, речь идет о том, что социализация американских респондентов совершается через усвоение норм социального поведения в процессе удовлетворения потребности в аффилиации. Семья не играет существенной роли в данном процессе - особый фактор «семьи» в факторной структуре «я»-аспектов американских респондентов не установлен. Данный вариант социализации и инкультурации может быть назван американским. Отличительная особенность американского способа социализации характеризуется тем, что он сильнее опосредуется периферическим (социальные институты), а не проксимальным (семья) социальным окружением. Другая его отличительная особенность связана с предоставлением личности большей автономности в частной, проксимальной сфере жизни.

В результате, факторная структура «я»-аспектов идентичности носителей американской культуры в большей степени ориентирована на социальное поведение в аспекте аффилиации, как следствие - более эгоцентрична и менее рефлексивна. Усилению иди-видуалистической направленности идентичности американских респондентов также служит выявленный нами особый фактор 10 - «политическая и социально-экономическая дифференциация».

В целом, структура личностной идентичности американцев в силу высокой диф-ференцированности факторов, образованных «я»-аспектами, мало способствует ассимиляции личности, что придает ей индивидуалистический характер. Идентичность американцев отнюдь не монолитна, следовательно, пластична и адаптивна. Низкая ригидность и большая пластичность, характерные для дифференцированной структуры, в известной степени допускают возможность безболезненной трансформации и адаптации идентичности к изменениям условий социального окружения.

Примечания

1 См.: Phinney J.P., Landin J. Research Paradigm for Studying Ethnic Minority Families Within and Across Groups // Studying Minority Adolescents. Conceptual, Methodological and Theoretical Issues. Mahwah; L., 1998.

2 См.: Cheek J.M. Identity Orientations and Self-Interpretation // Personality Psychology: Recent Trends and Emerging Directions / Ed. by D.M. Buss, N. Cantor. N.Y., 1989.

3 См.: Hofstede G. Culture's Consequences. Thousand Oaks. L., 2001.

4 См.: WeberM. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism and Other Writings. N.Y., 2002.

5 См.: Brewer M.B., Miller N. Intergroup Relations. Pacific Grove, 1996.

6 См.: Aronson E. The Social Animal. N.Y., 1999; Cialdini R.B. Influence: Science and Practice. Boston, 2001; Zimbardo P.G., Leippe M.R. The Psychology of Attitude Change and Social Influence. Philadelphia, 1991.

7 См.: FrommE. Escape from Freedom. N.Y., 1994.

8 См.: Milgram S. Obedience to Authority. An Experimental View. N.Y., 1974.

Фактор Значение факторной нагрузки

«Социальное поведение и аффилиация» (2) 0,68640 -1 Наибольшие сходства

«Индивидуальная типичность или конформность» (8) 0,63879 между американ-

«Индивидуальная уникальность» (1) 0,53219 - скими респондентами

« Спортивная деятельность» (5) 0,43725

«Эгоизм и эгоцентризм» (7) 0,18470

«Самопознание и самооценка» (6) 0,15576

« Внешняя привлекательность (имидж) или нарциссизм» (9) - 0,03144

«Патриотизм» (3) - 0,47636 Наибольшие

«Политическая и социально-экономическая дифференциация» (10) - 0,50449 различия между американскими

«Образование и профессиональное развитие» (4) - 0,76388 респондентами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.