Сибирский психологический журнал.
2023. № 89. С. 152-163. DOI: 10.17223/17267080/89/9
УДК 159.9.015
ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-191
А.В. Солодухин1, А.В. Серый1, Л.А. Варич1, Я.И. Брюханов1
1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650043, Кемерово, ул. Красная, д. 6
Резюме
Постковидное восстановление человека во многом зависит от своевременного применения реабилитационных программ, которые учитывают как психофизиологические особенности протекания COVID-19, так и основные патологические изменения при данном заболевании. Для оценки функционального состояния и дальнейшей разработки рекомендаций по профилактике и коррекции постковидной когнитивной дисфункции был проведен факторный анализ когнитивных, поведенческих и психофизиологических показателей у 54 лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19. Из общей выборки для проведения сравнительного анализа были отобраны 26 испытуемых с разными сроками восстановления после заболевания (1-6 месяцев; 6-12 месяцев; 12 и более месяцев после заболевания). Оценка функционального состояния проводилась с помощью разработанного опросника для выявления субъективных симптомов COVID-19, тестирования копинг-стратегий опросником «Способы совладающего поведения» (Folkman, Lazarus; адаптация Крюковой и соавт.) и смысложизненных ориента-ций тестом «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Комплекс PFK применялся для оценки когнитивных функций и психофизиологического состояния по следующим показателям: подвижность нервных процессов, работоспособность головного мозга, ошибки при оценке реакции на движущийся объект, объем внимания, кратковременная память, оперативная память. По результатам факторного анализа было выделено три ведущих фактора функционального состояния у лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19: фактор «осмысленности своего состояния», фактор «поведенческой дезадаптации» и фактор «нейродинамических нарушений». Сравнительный анализ показателей функционального состояния у лиц, перенесших COVID-19, указывает на снижение осмысленности своего состояния и рассогласование темпоральных аспектов жизнедеятельности, усиление продуктивной копинг-стратегий «самоконтроль» в течение года после перенесенного заболевания COVID-19, а также снижение объема внимания и подвижности нервных процессов. Исходя из полученных результатов для коррекции и профилактики постковидной когнитивной дисфункции рекомендуются проведение когнитивных тренингов, использование физических упражнений (классический тренинг, когнитивная стимуляция, тренинг с использованием компьютерных программ в индивидуальном и групповом формате; аэробный тренинг, упражнения на сопротивление и растяжение, силовой и баланс-тренинг, выполнение двойной задачи) и применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии для коррекции
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда и гранта Кемеровской области - Кузбасса, проект № 22-25-20173, https://rscf.ru/project/22-25-20173/
непродуктивных поведенческих стратегий и рассогласования темпоральных аспектов жизнедеятельности.
Ключевые слова: когнитивные функции; психодиагностика; коронавирусная инфекция; функциональное состояние; психологическая коррекция; постковидная реабилитация; профилактика COVID-19
Введение
По данным Росстата за 2020-2023 г., коронавирусную инфекцию COVID-19 в различной степени тяжести перенесли более 22 млн россиян (Арутюнов и др., 2023). Одним из распространенных осложнений после перенесенного COVID-19 является постковидная когнитивная дисфункция, диагностика и профилактика которой стала приоритетной задачей не только отечественного здравоохранения, но и медицины всего мира.
Ряд отечественных и зарубежный исследований указывают на то, что COVID-19 влияет на функциональное состояние (ФС) человека и приводит к усилению неврологических и психических нарушений (Остроумова, Чер-ноусов, Кузнецов, 2021; Солодухин, Серый, Варич, Брюханов, Жихарев, 2022; Amanat et al., 2021; Karada§, Óztürk, Sonkaya, 2020; Liyanage-Don et al., 2021).
В отечественной психологии ФС рассматривается с нескольких позиций, из которых более содержательными являются феноменологический и комплексный подходы (Леонова, Кузнецова, 2015). Феноменологический подход рассматривает переживаемый человеком опыт как многомерную систему проявлений психического состояния и раскрывает его через структурно-функциональные связи между рефлексивными оценками состояния и «запуском» поведенческих программ. Комплексный подход исследует психику как целостную многокомпонентную характеристику проявлений изучаемых психических явлений и состояний (Серый, Яницкий, Солодухин, Трубникова, 2017). Он выступает как стратегия сбора данных о многоуровневых проявлениях ФС, но не предлагает обоснованной концептуальной схемы для анализа, интеграции и содержательной интерпретации этих многомерных данных.
Вирусное влияние на ФС человека приводит к снижению внимания, памяти, нейродинамических показателей и психоэмоциональным расстройствам. Выбор методов восстановления после COVID-19 для каждого пациента зависит от тяжести протекания заболевания, а также от дополнительных факторов: наличия транзиторных ишемических атак, формы острого респираторного дистресс-синдрома, длительности иммобилизации, сопутствующих психических и неврологических заболеваний (Cosic, Popovic, Sarlija, Kesedzic, 2020; Manera et al., 2022; Toniolo et al., 2021).
При оказании своевременной медико-психологической помощи люди после перенесенного заболевания COVID-19 имеют более короткий и легкий период реабилитации, что существенно влияет как на уровень их психического здоровья и самоощущения, так и на качество жизни (Liotta et al.,
2020; Kopelovich, Turkington, 2021; Ma, Shi, Wu, Ma, 2021; Ran, Wang, Ai, Kong, Chen, Kuang, 2020).
Однако отсутствие масштабных научных исследований постковидной когнитивной дисфункции привело к тому, что до сих пор не разработаны психокоррекционные программы для комплексной реабилитации когнитивных нарушений, возникших в результате данного заболевания. При этом психологическое состояние человека при наличии когнитивного дефицита может являться одним из важных критериев, указывающих на качество проводимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Существующие на сегодняшний день программы не учитывают психофизиологические корреляты сопутствующих нарушений при COVID-19 (Zolotareva et al., 2023). Соответственно, основной целью при разработке рекомендаций для коррекции и профилактики постковидной когнитивной дисфункции являются предварительное изучение ФС лиц, перенесших COVID-19, и выбор методов и приемов, направленных на основные патологические звенья данного заболевания.
Цель работы - выявить факторную структуру функционального состояния у лиц молодого возраста в период пандемии COVID-19 и разработать рекомендации для коррекции и профилактики постковидной когнитивной дисфункции
Материалы и методы
Комплексная оценка ФС у лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию, была проведена на общей выборке в 216 человек, из которых отобрано 54 случая (средний возраст 20 ± 1,5 лет). С помощью опросника для выявления субъективных симптомов COVID-19 испытуемые были разделены на две группы: Основная группа - лица, переболевшие COVID-19 (n = 26); Контрольная группа - лица, не болевшие COVID-19 (n = 28). В зависимости от срока давности перенесенного заболевания Основная группа (переболевшие COVID-19) была разделены на 3 подгруппы: подгруппа 1 (1-6 месяцев после болезни), подгруппа 2 (6-12 месяцев после болезни), подгруппа 3 (12 и больше месяцев после заболевания). Среди всех обследуемых проводилось анкетирование с помощью разработанного опросника для выявления субъективных симптомов COVID-19; оценка копинг-стратегий осуществлялась с помощью опросника «Способы совладающего поведения» (Folkman, Lazarus; адаптация Крюковой и соавт.), для измерения смысло-жизненных ориентаций (СЖО) был использован тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Для оценки психофизиологического состояния и когнитивных функций применялся автоматизированный компьютерный комплекс PFK (Finkelstein-Fox, Park, 2019), который включал исследование следующих показателей: подвижность нервных процессов (ПНПЦ, мс), работоспособность головного мозга (РГМЦ, кол-во сигналов), ошибки при оценке реакции на движущийся объект (РДО, мс), объем внимания (балл), кратковременная память (КП, балл), оперативная память (ОП, балл).
Для определения факторной структуры ФС у лиц молодого возраста в период пандемии COVID-19 проводился факторный анализ с использованием метода вращения Варимакс. Сравнительный анализ психологических и поведенческих значений проводился с помощью и-критерия Манна-Уитни, когнитивных и психофизиологических показателей по тесту PFK с помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок (р < 0,05). Психологические показатели по тесту СЖО и копинг-поведению представлены в виде медианы 25-го и 75-го процентилей (Ме ^25; Q75]), когнитивные и психофизиологические показатели по тесту PFK представлены в виде средних значений ± стандартное отклонение.
Результаты
Результаты анализа ФС лиц молодого возраста в период пандемии COVID-19 представлены в табл. 1.
Таблица 1
Факторный анализ функционального состояния лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19 (п = 54)
Шкалы Факторы
1 | 2 | 3
Смысложизненные ориентации
Осмысленность жизни 0,929 - -
Цели в жизни 0,925 - -
Процесс жизни 0,832 - -
Результативность жизни 0,812 - -
Локус контроля - Я 0,797 - -
Локус контроля - Жизнь 0,886 - -
Копинг-стратегии
Самоконтроль - -0,751 -
Принятие ответственности - -0,845 -
Планирование решения проблем - -0,793 -
Когнитивные и психофизиологические показатели, РЕК
Реакция на движущийся объект, общее значение - - -0,929
Реакция на движущийся объект, количество запаздываний - - -0,732
По результатам факторного анализа можно выделить три ведущих фактора ФС у лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19 и условно дать им следующие названия: фактор «осмысленности своего состояния», фактор «поведенческой дезадаптации» и фактор «нейродинамических нарушений».
С целью дальнейшей разработки рекомендаций для коррекции и профилактики постковидной когнитивной дисфункции был проведен сравнительный анализ показателей ФС у лиц, перенесших COVID-19. Так, исследование показателей СЖО показало значимые различия значений «Процесс жизни» и «Результативность жизни» в зависимости от сроков восстановления после перенесенного заболевания COVID-19. Наблюдалось их значимое
снижение во 2-й подгруппе (6-12 месяцев после заболевания) и увеличение в подгруппе 3 (год и более после перенесенного заболевания) (табл. 2).
Таблица 2
Показатели смысложизненных ориентаций у лиц юношеского возраста в зависимости от сроков восстановления после СОУШ-19 (п = 26)
Смысложизненные Группа 1 Группа 2 Группа 3 Разница в груп-
ориентации (1-6) (6-12) (12+) пах при р < 0,05
Осмысленность жизни 96 [92; 110] 74 [58; 86] 105 [94; 116] -
Цели в жизни 33 [29; 40] 25 [17; 34] 35 [28; 42] -
Процесс жизни 28 [26; 33] 19 [14; 21] 34 [29; 38] 1-2
Результативность жизни 24 [24; 28] 17 [13; 21] 26 [26; 28] 1-2
Локус контроля - Я 25 [22; 29] 22 [19; 27] 27 [24; 31] -
Локус контроля - Жизнь 29 [27; 33] 23 [18; 29] 31 [30; 32] -
При изучении копинг-поведения выявлено статистически значимое преобладание копинг-стратегии «самоконтроль» в подгруппе 3, у которой с момента начала заболевания COVID-19 прошло больше года (табл. 3).
Таблица 3
Показатели копинг-поведения у лиц юношеского возраста в зависимости от сроков восстановления после СОУШ-19 (п = 26)
Копинг-стратегии Группа 1 (1-6) Группа 2 (6-12) Группа 3 (12+) Разница в группах при р < 0,05
Конфронтация 46 [44; 48] 46 [39; 55] 54 [52; 58] -
Дистанцирование 53 [45; 61] 54 [51; 61] 57 [55; 64] -
Самоконтроль 44 [42; 52] 56 [52; 62] 58 [58; 65] 1-3
Поиск социальной поддержки 47 [39; 52] 41 [34; 55] 56 [55; 63] -
Принятие ответственности 48 [39; 58] 52 [46; 56] 57 [54; 62] -
Бегство-избегание 53 [42; 63] 63 [39; 72] 69 [68; 71] -
Планирование решения проблем 50 [44; 59] 49 [43; 57] 57 [57; 60] -
Положительная переоценка 48 [47; 43] 48 [36; 58] 59 [56; 64] -
Таблица 4
Сравнение психофизиологических и когнитивных показателей у лиц юношеского возраста в зависимости от сроков восстановления после СОУШ-19 (п = 26)
Когнитивные и психофизиологические показатели, РЕК Группа 1 (1-6) Группа 2 (6-12) Группа 3 (12+) Разница в группах при р < 0,05
КП на числа 6,4 ± 0,5 7,5 ± 0,5 5 ± 0,9 -
КП на слова 8,1 ± 0,5 8,5 ± 1,5 8,25 ± 0,9 -
Оперативная память 7,1 ± 0,65 8,5 ± 0,5 7 ± 0,9 -
Объем внимания 6,6 ± 0,63 11 ± 0,1 3,5 ± 0,6 1-2, 1-3, 2-3
ПНПЦ, кол-во ошибок 30,2 ± 2,5 34 ± 1,1 25 ± 1,6 2-3
РГМЦ, кол-во сигналов 556,3 ± 20,65 551,5 ± 6,5 497,4 ± 31,2 -
РДО, ошибки 110 ± 16,055 360 ± 20 266 ± 93,6 1-2, 1-3
Результаты сравнительного анализа психофизиологических и когнитивных значений, представленные в табл. 4, указывают на значимое преобладание показателей объема внимания во 2-й подгруппе (6-12 месяцев после болезни) и его заметное снижение в 3-й подгруппе, у которой прошел год с момента начала заболевания. Также наблюдаются значимое преобладание ошибок при оценке подвижности нервных процессов в тесте реакции на движущийся объект во 2-й подгруппе и их меньшее количество в 3-й подгруппе (табл. 4).
Обсуждение
Анализ ФС у лиц юношеского возраста, перенесших COVID-19, указывает на комплексное влияние данного заболевания на психическое и физическое здоровье. Для разработки рекомендаций по коррекции и профилактике постковидной когнитивной дисфункции выявленные в процессе исследования нарушения были разделены по ведущим факторам и систематизированы с помощью модели структурно-функционального строения головного мозга А.Р. Лурии. Согласно данной модели в структуре ФС человеческой психики можно выделить три структурно-функциональных блока: Энергетический блок, к которому относятся ствол мозга, лимбическая система, ретикулярная формация, диэнцефальные отделы, неспецифические структуры среднего мозга, медиобазальные отделы лобной и височной области головного мозга; Блок приема, переработки и хранения информации, включающий корковые отделы затылочных, височных и теменных долей мозга; Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности, занимающий в основном лобные отделы головного мозга. Полноценная деятельность осуществляется при обязательном участии всех трех блоков. Нарушения после перенесенной коронавирусной инфекции, учитывая выделенные факторы «осмысленности своего состояния», «поведенческой дезадаптации» и «нейродинамических нарушений», наблюдались в каждом из блоков, что позволяет систематизировать полученные данные по ряду показателей и разработать рекомендации по профилактике и психологической коррекции постковидной когнитивной дисфункции.
По результатам сравнительного анализа выявлено, что Энергетический блок характеризуется снижением подвижности нервных процессов и увеличением количества ошибок при оценке реакции на движущийся объект. Это может указывать на ухудшение ФС центральной нервной системы у лиц юношеского возраста в течение года после перенесенного заболевания ТОУГО-19.
Второй блок, или Блок приема, переработки и хранения информации, характеризуется снижением объема внимания, особенно к концу года после перенесенной болезни.
Анализ Блока программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности также показал, что при комплексном влиянии психофизиологических и когнитивных нарушений у лиц юношеского возраста меняются
поведенческие стратегии и личностные особенности. Через полгода и год после перенесенного заболевания наблюдается усиление копинг-стратегии «самоконтроль», а также снижение осмысленности своего состояния и рассогласование темпоральных аспектов жизнедеятельности.
Время, прошедшее после заболевания, определяет особенности проявления постковидной когнитивной дисфункции. Изменения ФС имеют пролонгированный характер и проявляются в основном через полгода и год после перенесенного заболевания по сравнению с соматическими нарушениями, которые выявляются непосредственно во время заболевания или сразу после него (Варич, Брюханов, Серый, Солодухин, 2022).
Выявленные особенности ФС у лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19 определили рекомендации по профилактике и психологической коррекции постковидной когнитивной дисфункции:
1. Когнитивные тренинги и физические упражнения по восстановлению функционального состояния центральной нервной системы, скорости обработки информации и объема внимания. Сюда можно отнести классический тренинг, когнитивную стимуляцию, тренинг с использованием компьютерных программ в индивидуальном и групповом формате. Среди физических упражнений целесообразно применение аэробного тренинга, упражнений на сопротивление и растяжение, силовой и баланс-тренинг, выполнение двойной задачи (Громова, Науменко, Преображенская, 2017; Carda et al., 2020; Nguyen, Hoang, Dao, Dudouet, Eldin, Gautret, 2022).
2. Применение методов психотерапии для коррекции непродуктивных поведенческих стратегий и рассогласования темпоральных аспектов жизнедеятельности. В настоящее время подтверждена результативность когнитивно-поведенческого подхода для снятия мышечного напряжения, профилактики ипохондрического и избегающего копинг-поведения, ката-строфизации, для повышения эмоциональной саморегуляции и общей активности (Ветрова, Подольская, 2021; Солодухин, Серый, Варич, Брюханов, Жихарев, 2022; Hampshire et al., 2021).
Заключение
Результаты исследования позволили выделить три фактора функционального состояния у лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19: «осмысленности своего состояния», «поведенческой дезадаптации» и «нейродинамических нарушений». Функциональное состояние у лиц, перенесших COVID-19, характеризуется постепенным снижением осмысленности своего состояния и рассогласованием темпоральных аспектов жизнедеятельности, усилением продуктивной копинг-стратегии «самоконтроль» в течение года после перенесенного заболевания и снижением объема внимания и подвижности нервных процессов. При этом проявления постковидной когнитивной дисфункции достигают своего максимума через полгода и год после перенесенной коронавирусной инфекции. Исходя из этого, для профилактики и психологической коррекции постковидной
когнитивной дисфункции рекомендуется применять когнитивные тренинги, физические упражнения и методы когнитивно-поведенческой психотерапии сразу после исчезновения соматической симптоматики и продолжать их в течение года с момента выздоровления.
Литература
Арутюнов, Г. П., Тарловская, Е. И., Арутюнов, А. Г., Поляков, Д. С., Беленков, Ю. Н., Конради, А. О., ... Моисеенко, Н. Б. (2023). Вновь диагностированные заболевания и частота их возникновения у пациентов после новой коронавирусной инфекции. Результаты международного регистра «Анализ динамики коморбидных заболеваний у пациентов, перенесших инфицирование SARS-CoV-2 (АКТИВ SARS-CoV-2)» (12 месяцев наблюдения). Российский кардиологический журнал, 28(4), 102-126. doi: 10.15829/1560-4071-2023-5424 Варич, Л. А., Брюханов, Я. И., Серый, А. В., Солодухин, А. В. (2022) Особенности проявления соматических и когнитивных нарушений у лиц юношеского возраста, перенесших COVID-19. Вестник психофизиологии, 4, 92-99. doi: 10.3 8006/9612-626.2022.103.106
Ветрова, Т. В., Подольская, В.-А. В. (2021). Особенности психологического состояния лиц, перенесших заболевание, вызванное действием коронавирусной инфекции нового типа (COVID-19), и пути коррекции выявленных негативных изменений. В сб.: Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» (с. 71-78). СПб.: Гум. нац. исслед. ин-т «Нацразвитие». Громова, Д. О., Науменко, А. А., Преображенская, И. С. (2017). Когнитивный тренинг и реабилитация пациентов с когнитивными нарушениями. Доктор.Ру, 11(140), 31-38. Леонова, А. Б., Кузнецова, А. С. (2015) Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности. В кн.: Е. А. Климов и др. (ред.) Психология труда, инженерная психология эргономика (с. 319-346). М.: Юрайт. Остроумова, Т. М., Черноусов, П. А., Кузнецов, И. В. (2021). Когнитивные нарушения у пациентов, перенесших COVID-19. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 13(1), 126-130.
Серый, А. В., Яницкий, М. С., Солодухин, А. В., Трубникова, О. А. (2017). Методологические основания разработки комплексного подхода в психологической коррекции и психотерапии пациентов кардиологического профиля до и после коронарного шунтирования. Сибирский психологический журнал, (63), 89-101. doi: 10.17223/ 17267080/63/7
Солодухин, А. В., Серый, А. В., Варич, Л. А., Брюханов, Я. И., Жихарев, А. Ю. (2022). Применение техник когнитивно-поведенческой психотерапии для восстановления когнитивной сферы у лиц, перенесших коронавирусную инфекцию (COVID-19): возможности и перспективы. Вестник Кемеровского государственного университета, 24(4 (92)), 420-429. doi: 10.21603/2078-8975-2022-24-4-420-429 Солодухин, А. В., Серый, А. В., Варич, Л. А., Брюханов, Я. И., Жихарев, А. Ю. (2022). Психофизиологические корреляты копинг-поведения у лиц юношеского возраста, перенесших COVID-19. Сибирский психологический журнал, (86), 157-166. doi: 10.17223/17267080/86/9
Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.
Поступила в редакцию 05.06.2023 г.; принята 20.08.2023 г.
Солодухин Антон Витальевич - доцент кафедры психологических наук Кемеровского государственного университета, кандидат психологических наук. E-mail: mein11@mail.ru
Серый Андрей Викторович - профессор кафедры психологических наук Кемеровского государственного университета, доктор психологических наук, профессор. E-mail: avgrey@yahoo.com
Варич Лидия Александровна - доцент кафедры физиологии и генетики Кемеровского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент. E-mail: varich2002@mail.ru
Брюханов Ярослав Игоревич - магистрант Института биологии, экологии и природных ресурсов Кемеровского государственного университета. E-mail: inerceya@mail.ru
For citation: Solodukhin, A. V., Seryy, A. V., Varich, L. A., Bryukhanov, Ya. I. (2023). Factor Structure of Functional Status in Adolescents during the COVID-19 Pandemic. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 89, 152-163. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/89/9
Factor Structure of Functional Status in Adolescents during the COVID-19 Pandemic1
A.V. Solodukhin1, A.V. Seryy1, L.A. Varich1, Ya.I Bryukhanov1
1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya st., Kemerovo, 650043, Russian Federation
Abstract
Post-COVID recovery of a person largely depends on the timely application of rehabilitation programs that take into account both the psycho physiological features of the course of COVID-19 and the main pathological changes in this disease. To assess the functional state and further develop recommendations for the prevention and correction of post-COVID cognitive dysfunction, a factor analysis of cognitive, behavioral and psycho physiological indicators was carried out in 54 adolescents during the COVID-19 pandemic. 26 subjects with different recovery periods after the disease (1-6 months; 6-12 months; 12 or more months after the disease) were selected from the total sample for comparative analysis. The assessment of the functional state was carried out using a questionnaire developed to identify subjective symptoms of COVID-19, testing coping strategies with the questionnaire "Methods of coping behavior" (Folkman, Lazarus; adaptation of Kryukova et al.) and life-purpose orientations with the test "Life-purpose orientations" by D.A. Leontiev. The PFK complex was used to assess cognitive functions and psycho physiological state according to the following indicators: mobility of nervous processes, efficiency of the brain, errors in assessing the reaction to a moving object, attention span, short-term memory, working memory. According to the results of factor analysis, 3 leading factors of the functional state of young people during the COVID-19 pandemic were identified: the factor of "meaningfulness of their condition", the factor of "behavioral maladaptation" and the factor of "neurodynamic disorders". A comparative analysis of the indicators of the functional state of people who have had COVID-19 indicates a decrease in the meaningfulness of their condition and a mismatch of temporal aspects of life, an increase in productive coping strategies "self-control" during the year after the COVID-19 disease, as well as a decrease in the volume of attention and mobility of nervous processes.
1 The study was funded by a grant Russian Science Foundation and Kuzbass Foundation (project No. 22-25-20173, https://rscf.ru/project/22-25-20173/).
Based on the results obtained, cognitive training, the use of physical exercises (classical training, cognitive stimulation, training using computer programs in individual and group format; aerobic training, resistance and stretching exercises, strength and balance training, performing a double task) and the use of cognitive training methods are recommended for the correction and prevention of post-cortical cognitive dysfunction.-behavioral psychotherapy for the correction of unproductive behavioral strategies and misalignment of temporal aspects of life.
Keywords: cognitive functions; psychodiagnosis; coronavirus infection; functional state; psychological correction; postcovid rehabilitation; COVID-19 prevention
References
Amanat, M., Rezaei, N., Roozbeh, M., Shojaei, M., Tafakhori, A., Zoghi, A., ... & Ramezani, M. (2021). Neurological manifestations as the predictors of severity and mortality in hospitalized individuals with COVID-19: a multicenter prospective clinical study. BMC neurology, 21(1), 1-12. doi: 10.1186/s12883-021 -02152-5 Arutyunov, G. P., Tarlovskaya, E. I., Arutyunov, A. G., Polyakov, D. S., Belenkov, Yu. N., Konradi, A. O., ... Moiseenko, N. B. (2023). Newly diagnosed diseases and the frequency of their occurrence in patients after a new coronavirus infection. Results of an International Register "Dynamics Analysis of Comorbidities in SARS-CoV-2 Survivors (ACTIV SARS-CoV-2)" (12-month follow-up). Rossiyskiy kardiologicheskiy zhurnal - Russian Journal of Cardiology, 28(4), 102-126. (In Russian). doi: 10.15829/1560-4071-20235424
Carda, S., Invernizzi, M., Bavikatte, G., Bensmail, D., Bianchi, F., Deltombe, T., ... & Mol-teni, F. (2020). The role of physical and rehabilitation medicine in the COVID-19 pandemic: the clinician's view. Annals of Physical and Rehabilitation Medicine, 63(6), 554. doi: 10.1016/j.rehab.2020.04.001 ' Cosic, K., Popovic, S., Sarlija, M., & Kesedzic, I. (2020). Impact of human disasters and COVID-19 pandemic on mental health: potential of digital psychiatry. Psychiatria Danu-bina, 32(1), 25-31. doi: 10.24869/psyd.2020.25 Finkelstein-Fox, L., & Park, C. L. (2019). Control-coping goodness-of-fit and chronic illness: a systematic review of the literature. Health Psychology Review, 13(2), 137-162. doi: 10.1080/17437199.2018.1560229 Gromova, D. O., Naumenko, A. A., & Preobrazhenskaya, I. S. (2017). Kognitivnyy trening i reabilitatsiya patsientov s kognitivnymi narusheniyami [Cognitive training and rehabilitation of patients with cognitive impairment]. Doktor.Ru, 11(140), 31-38. Hampshire, A., Trender, W., Chamberlain, S. R., Jolly, A. E., Grant, J. E., Patrick, F., ... & Mehta, M. A. (2021). Cognitive deficits in people who have recovered from COVID-19. EClinicalMedicine, 39: 101044. doi: 10.1016/j.eclinm.2021.101044 Leonova, A. B., & Kuznetsova, A. S. (2015) Funktsional'nye sostoyaniya i rabotosposobnost' cheloveka v professional'noy deyatel'nosti [Functional states and human performance in professional activities]. In E. A. Klimov et al. (Eds.) Psikhologiya truda, inzhenernaya psikhologiya ergonomika [Labor psychology, engineering psychology, ergonomics] (pp. 319-346). Moscow: Yurayt. Liyanage-Don, N. A., Cornelius, T., Sanchez, J. E., Trainor, A., Moise, N., Wainberg, M., & Kronish, I. M. (2021). Psychological distress, persistent physical symptoms, and perceived recovery after COVID-19 illness. Journal of General Internal Medicine, 36(8), 2525-2527. doi: 10.1007/s11606-021-06855-w Manera, M. R., Fiabane, E., Pain, D., Aiello, E. N., Radici, A., Ottonello, M., ... & Pistarini, C. (2022). Clinical features and cognitive sequelae in COVID-19: a retrospective study on N=152 patients. Neurological Sciences, 1-6. doi: 10.1007/s10072-021-05744-8 Nguyen, N. N., Hoang, V. T., Dao, T. L., Dudouet, P., Eldin, C., & Gautret, P. (2022). Clinical patterns of somatic symptoms in patients suffering from post-acute long COVID:
A.B. Conodyxuu, A.B. Cepuu, HA. Bapm, H.M. Epmxauoe
a systematic review. European Journal of Clinical Microbiology & Infectious Diseases, 41(4), 515-545. doi: 10.1007/s10096-022-04417-4 Karada§, O., Ozturk, B., & Sonkaya, A. R. (2020). A prospective clinical study of detailed neurological manifestations in patients with COVID-19. Neurological Sciences, 41(8), 1991-1995. doi: 10.1007/s10072-020-04547-7 Kopelovich, S. L., & Turkington, D. (2021). Remote CBT for psychosis during the COVID-19 pandemic: challenges and opportunities. Community Mental Health Journal, 57, 30-34. doi: 10.1007/s10597-020-00718-0 Liotta, E. M., Batra, A., Clark, J. R., Shlobin, N. A., Hoffman, S. C., Orban, Z. S., & Koral-nik, I. J. (2020). Frequent neurologic manifestations and encephalopathy-associated morbidity in Covid-19 patients. Annals of Clinical and Translational Neurology, 7(11), 2221-2230. doi: 10.1002/acn3.51210 Ma, M., Shi, Z., Wu, H., & Ma, X. (2021). Clinical implications of panic attack in Chinese patients with somatoform disorders. Journal of Psychosomatic Research, 146, 110509. doi: 10.1016/j.jpsychores.2021.110509 '
Ostroumova, T. M., Chernousov, P. A., & Kuznetsov, I. V. (2021). Cognitive impairment in COVID-19 survivors. Nevrologiya, neyropsikhiatriya, psikhosomatika - Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics, 13(1), 126-130. (In Russian). doi: 10.14412/20742711-2021-1-126-130
Ran, L., Wang, W., Ai, M., Kong, Y., Chen, J., & Kuang, L. (2020). Psychological resilience, depression, anxiety, and somatization symptoms in response to COVID-19: A study of the general population in China at the peak of its epidemic. Social Science & Medicine, 262, 113261. doi: 10.1016/j. socscimed.2020.113261 Seryj, A. V., Yanitskiy, M. S., Solodukhin, A. V., & Trubnikova, O. A. (2017). The methodological bases of the integrated approach development in psychological correction and psychotherapy of cardiological patients before and after coronary bypass surgery. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 63, 89-101. (In Russian). doi: 10.17223/ 17267080/63/7 Solodukhin, A. V., Seryj, A. V., Varich, L. A., Bryukhanov, Ya. I., & Zhikharev, A. Yu. (2022a). Primenenie tekhnik kognitivno-povedencheskoy psikhoterapii dlya vossta-novleniya kognitivnoy sfery u lits, perenesshikh koronavirusnuyu infektsiyu (COVID-19): vozmozhnosti i perspektivy [The use of cognitive behavioral psychotherapy techniques to restore the cognitive sphere in people who have suffered coronavirus infection (COVID-19): opportunities and prospects]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstven-nogo universiteta, 24-4(92), 420-429. doi: 10.21603/2078-8975-2022-24-4-420-429 Solodukhin, A. V., Seryj, A. V., Varich, L. A., Bryukhanov, Ya. I., & Zhikharev, A. Yu. (2022b). Psychophysiological Correlates of Coping Behavior in Adolescents Who Have Undergone COVID-19. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 86, 157-166. (In Russian). doi: 10.17223/17267080/86/9 ' Toniolo, S., Scarioni, M., Di Lorenzo, F., Hort, J., Georges, J., Tomic, S., ... & Frederiksen, K. S. (2021). Management Group of the EAN Dementia and Cognitive Disorders Scientific Panel. Dementia and COVID-19, a bidirectional liaison: risk factors, biomarkers, and optimal health care. Journal of Alzheimer's Disease, 82(3), 883-898. doi: 10.3233/JAD-210335 ' Varich, L. A., Bryukhanov, Ya. I., Seryy, A. V., & Solodukhin, A. V. (2022) Osobennosti proyavleniya somaticheskikh i kognitivnykh narusheniy u lits yunosheskogo vozrasta, perenesshikh COVID-19 [Manifestations of somatic and cognitive disorders in adolescents who have had COVID-19]. Vestnikpsikhofiziologii, 4, 92-99. doi: 10.3 8006/961262-6.2022.103.106
Vetrova, T. V., & Podolskaya, V.-A. V. (2021). Osobennosti psikhologicheskogo sostoyaniya lits, perenesshikh zabolevanie, vyzvannoe deystviem koronavirusnoy infektsii novogo tipa (COVID-19), i puti korrektsii vyyavlennykh negativnykh izmeneniy [Features of the psychological state of persons who have suffered from a disease caused by a new type of
coronavirus infection (COVID-19), and ways to correct the identified negative changes]. In Sbornik izbrannykh statey po materialam nauchnykh konferentsiy GNII "Natsrazvitie " [Collection of selected articles based on the materials of scientific conferences of the State Research Institute "National Development"] (pp. 71-78). St. Petersburg: Natsrazvitie. Zolotareva, A., Khegay, A., Voevodina, E., Kritsky, I., Ibragimov, R., Nizovskih, N., ... & Osin, E. (2023). Somatic burden in Russia during the COVID-19 pandemic. Plos One, 18(3), e0282345. doi: 10.1371/journal.pone.0282345
Received 05.06.2023; Accepted 20.08.2023
Anton V. Solodukhin - Assistant Professor of the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University. Cand. Sc. (Psychol.). E-mail: mein11@mail.ru
Andrey V. Seryy - Professor of the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University. D. Sc. (Psychol.), Professor. E-mail: avgrey@yahoo.com
Lydia A. Varich - Associate Professor of the Department Physiology and Genetics, Kemerovo State University. Cand. Sc. (Biol.). Associate Professor. E-mail: varich2002@mail.ru
Yaroslav I. Bryukhanov - Master Student of the Institute of Biology, Ecology and Natural Resources, Kemerovo State University. E-mail: inerceya@mail.ru