Научная статья на тему 'ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
40
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
когнитивные функции / психодиагностика / коронавирусная инфекция / функциональное состояние / психологическая коррекция / постковидная реабилитация / профилактика COVID 19 / cognitive functions / psychodiagnosis / coronavirus infection / functional state / psychological correction / postcovid rehabilitation / COVID-19 prevention

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Солодухин Антон Витальевич, Серый Андрей Викторович, Варич Лидия Александровна, Брюханов Ярослав Игоревич

Постковидное восстановление человека во многом зависит от своевременного приме-нения реабилитационных программ, которые учитывают как психофизиологические особенности протекания COVID-19, так и основные патологические изменения при данном заболевании. Для оценки функционального состояния и дальнейшей разработки рекомендаций по профилактике и коррекции постковидной когнитивной дисфункции был проведен факторный анализ когнитивных, поведенческих и психофизиологических показателей у 54 лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19. Из общей выборки для проведения сравнительного анализа были отобраны 26 испытуемых с раз-ными сроками восстановления после заболевания (1–6 месяцев; 6–12 месяцев; 12 и более месяцев после заболевания). Оценка функционального состояния проводилась с помощью разработанного опросника для выявления субъективных симптомов COVID-19, тестирования копинг-стратегий опросником «Способы совладающего пове-дения» (Folkman, Lazarus; адаптация Крюковой и соавт.) и смысложизненных ориента-ций тестом «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Комплекс PFK приме-нялся для оценки когнитивных функций и психофизиологического состояния по сле-дующим показателям: подвижность нервных процессов, работоспособность головного мозга, ошибки при оценке реакции на движущийся объект, объем внимания, кратко-временная память, оперативная память. По результатам факторного анализа было вы-делено три ведущих фактора функционального состояния у лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19: фактор «осмысленности своего состояния», фактор «по-веденческой дезадаптации» и фактор «нейродинамических нарушений». Сравнитель-ный анализ показателей функционального состояния у лиц, перенесших COVID-19, указывает на снижение осмысленности своего состояния и рассогласование темпораль-ных аспектов жизнедеятельности, усиление продуктивной копинг-стратегий «самокон-троль» в течение года после перенесенного заболевания COVID-19, а также снижение объема внимания и подвижности нервных процессов. Исходя из полученных результа-тов для коррекции и профилактики постковидной когнитивной дисфункции рекомен-дуются проведение когнитивных тренингов, использование физических упражнений (классический тренинг, когнитивная стимуляция, тренинг с использованием компью-терных программ в индивидуальном и групповом формате; аэробный тренинг, упраж-нения на сопротивление и растяжение, силовой и баланс-тренинг, выполнение двойной задачи) и применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии для коррекции непродуктивных поведенческих стратегий и рассогласования темпоральных аспектов жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Солодухин Антон Витальевич, Серый Андрей Викторович, Варич Лидия Александровна, Брюханов Ярослав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factor Structure of Functional Status in Adolescents during the COVID-19 Pandemic

Post-COVID recovery of a person largely depends on the timely application of rehabilita-tion programs that take into account both the psycho physiological features of the course of COVID-19 and the main pathological changes in this disease. To assess the functional state and further develop recommendations for the prevention and correction of post-COVID cog-nitive dysfunction, a factor analysis of cognitive, behavioral and psycho physiological indicators was carried out in 54 adolescents during the COVID-19 pandemic. 26 subjects with different recovery periods after the disease (1-6 months; 6-12 months; 12 or more months after the disease) were selected from the total sample for comparative analysis. The assessment of the functional state was carried out using a questionnaire developed to identify subjective symp-toms of COVID-19, testing coping strategies with the questionnaire "Methods of coping be-havior" (Folkman, Lazarus; adaptation of Kryukova et al.) and life-purpose orientations with the test "Life-purpose orientations" by D.A. Leontiev. The PFK complex was used to assess cognitive functions and psycho physiological state according to the following indicators: mo-bility of nervous processes, efficiency of the brain, errors in assessing the reaction to a moving object, attention span, short-term memory, working memory. According to the results of factor analysis, 3 leading factors of the functional state of young people during the COVID-19 pandemic were identified: the factor of "meaningfulness of their condition", the factor of "behavioral maladaptation" and the factor of "neurodynamic disorders". A comparative analy-sis of the indicators of the functional state of people who have had COVID-19 indicates a decrease in the meaningfulness of their condition and a mismatch of temporal aspects of life, an increase in productive coping strategies "self-control" during the year after the COVID-19 disease, as well as a decrease in the volume of attention and mobility of nervous processes. Based on the results obtained, cognitive training, the use of physical exercises (classical training, cognitive stimulation, training using computer programs in individual and group format; aerobic training, resistance and stretching exercises, strength and balance training, performing a double task) and the use of cognitive training methods are recommended for the correction and pre-vention of post-cortical cognitive dysfunction.-behavioral psychotherapy for the correction of unproductive behavioral strategies and misalignment of temporal aspects of life.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

Сибирский психологический журнал.

2023. № 89. С. 152-163. DOI: 10.17223/17267080/89/9

УДК 159.9.015

ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-191

А.В. Солодухин1, А.В. Серый1, Л.А. Варич1, Я.И. Брюханов1

1 Кемеровский государственный университет, Россия, 650043, Кемерово, ул. Красная, д. 6

Резюме

Постковидное восстановление человека во многом зависит от своевременного применения реабилитационных программ, которые учитывают как психофизиологические особенности протекания COVID-19, так и основные патологические изменения при данном заболевании. Для оценки функционального состояния и дальнейшей разработки рекомендаций по профилактике и коррекции постковидной когнитивной дисфункции был проведен факторный анализ когнитивных, поведенческих и психофизиологических показателей у 54 лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19. Из общей выборки для проведения сравнительного анализа были отобраны 26 испытуемых с разными сроками восстановления после заболевания (1-6 месяцев; 6-12 месяцев; 12 и более месяцев после заболевания). Оценка функционального состояния проводилась с помощью разработанного опросника для выявления субъективных симптомов COVID-19, тестирования копинг-стратегий опросником «Способы совладающего поведения» (Folkman, Lazarus; адаптация Крюковой и соавт.) и смысложизненных ориента-ций тестом «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Комплекс PFK применялся для оценки когнитивных функций и психофизиологического состояния по следующим показателям: подвижность нервных процессов, работоспособность головного мозга, ошибки при оценке реакции на движущийся объект, объем внимания, кратковременная память, оперативная память. По результатам факторного анализа было выделено три ведущих фактора функционального состояния у лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19: фактор «осмысленности своего состояния», фактор «поведенческой дезадаптации» и фактор «нейродинамических нарушений». Сравнительный анализ показателей функционального состояния у лиц, перенесших COVID-19, указывает на снижение осмысленности своего состояния и рассогласование темпоральных аспектов жизнедеятельности, усиление продуктивной копинг-стратегий «самоконтроль» в течение года после перенесенного заболевания COVID-19, а также снижение объема внимания и подвижности нервных процессов. Исходя из полученных результатов для коррекции и профилактики постковидной когнитивной дисфункции рекомендуются проведение когнитивных тренингов, использование физических упражнений (классический тренинг, когнитивная стимуляция, тренинг с использованием компьютерных программ в индивидуальном и групповом формате; аэробный тренинг, упражнения на сопротивление и растяжение, силовой и баланс-тренинг, выполнение двойной задачи) и применение методов когнитивно-поведенческой психотерапии для коррекции

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда и гранта Кемеровской области - Кузбасса, проект № 22-25-20173, https://rscf.ru/project/22-25-20173/

непродуктивных поведенческих стратегий и рассогласования темпоральных аспектов жизнедеятельности.

Ключевые слова: когнитивные функции; психодиагностика; коронавирусная инфекция; функциональное состояние; психологическая коррекция; постковидная реабилитация; профилактика COVID-19

Введение

По данным Росстата за 2020-2023 г., коронавирусную инфекцию COVID-19 в различной степени тяжести перенесли более 22 млн россиян (Арутюнов и др., 2023). Одним из распространенных осложнений после перенесенного COVID-19 является постковидная когнитивная дисфункция, диагностика и профилактика которой стала приоритетной задачей не только отечественного здравоохранения, но и медицины всего мира.

Ряд отечественных и зарубежный исследований указывают на то, что COVID-19 влияет на функциональное состояние (ФС) человека и приводит к усилению неврологических и психических нарушений (Остроумова, Чер-ноусов, Кузнецов, 2021; Солодухин, Серый, Варич, Брюханов, Жихарев, 2022; Amanat et al., 2021; Karada§, Óztürk, Sonkaya, 2020; Liyanage-Don et al., 2021).

В отечественной психологии ФС рассматривается с нескольких позиций, из которых более содержательными являются феноменологический и комплексный подходы (Леонова, Кузнецова, 2015). Феноменологический подход рассматривает переживаемый человеком опыт как многомерную систему проявлений психического состояния и раскрывает его через структурно-функциональные связи между рефлексивными оценками состояния и «запуском» поведенческих программ. Комплексный подход исследует психику как целостную многокомпонентную характеристику проявлений изучаемых психических явлений и состояний (Серый, Яницкий, Солодухин, Трубникова, 2017). Он выступает как стратегия сбора данных о многоуровневых проявлениях ФС, но не предлагает обоснованной концептуальной схемы для анализа, интеграции и содержательной интерпретации этих многомерных данных.

Вирусное влияние на ФС человека приводит к снижению внимания, памяти, нейродинамических показателей и психоэмоциональным расстройствам. Выбор методов восстановления после COVID-19 для каждого пациента зависит от тяжести протекания заболевания, а также от дополнительных факторов: наличия транзиторных ишемических атак, формы острого респираторного дистресс-синдрома, длительности иммобилизации, сопутствующих психических и неврологических заболеваний (Cosic, Popovic, Sarlija, Kesedzic, 2020; Manera et al., 2022; Toniolo et al., 2021).

При оказании своевременной медико-психологической помощи люди после перенесенного заболевания COVID-19 имеют более короткий и легкий период реабилитации, что существенно влияет как на уровень их психического здоровья и самоощущения, так и на качество жизни (Liotta et al.,

2020; Kopelovich, Turkington, 2021; Ma, Shi, Wu, Ma, 2021; Ran, Wang, Ai, Kong, Chen, Kuang, 2020).

Однако отсутствие масштабных научных исследований постковидной когнитивной дисфункции привело к тому, что до сих пор не разработаны психокоррекционные программы для комплексной реабилитации когнитивных нарушений, возникших в результате данного заболевания. При этом психологическое состояние человека при наличии когнитивного дефицита может являться одним из важных критериев, указывающих на качество проводимых лечебных и реабилитационных мероприятий. Существующие на сегодняшний день программы не учитывают психофизиологические корреляты сопутствующих нарушений при COVID-19 (Zolotareva et al., 2023). Соответственно, основной целью при разработке рекомендаций для коррекции и профилактики постковидной когнитивной дисфункции являются предварительное изучение ФС лиц, перенесших COVID-19, и выбор методов и приемов, направленных на основные патологические звенья данного заболевания.

Цель работы - выявить факторную структуру функционального состояния у лиц молодого возраста в период пандемии COVID-19 и разработать рекомендации для коррекции и профилактики постковидной когнитивной дисфункции

Материалы и методы

Комплексная оценка ФС у лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию, была проведена на общей выборке в 216 человек, из которых отобрано 54 случая (средний возраст 20 ± 1,5 лет). С помощью опросника для выявления субъективных симптомов COVID-19 испытуемые были разделены на две группы: Основная группа - лица, переболевшие COVID-19 (n = 26); Контрольная группа - лица, не болевшие COVID-19 (n = 28). В зависимости от срока давности перенесенного заболевания Основная группа (переболевшие COVID-19) была разделены на 3 подгруппы: подгруппа 1 (1-6 месяцев после болезни), подгруппа 2 (6-12 месяцев после болезни), подгруппа 3 (12 и больше месяцев после заболевания). Среди всех обследуемых проводилось анкетирование с помощью разработанного опросника для выявления субъективных симптомов COVID-19; оценка копинг-стратегий осуществлялась с помощью опросника «Способы совладающего поведения» (Folkman, Lazarus; адаптация Крюковой и соавт.), для измерения смысло-жизненных ориентаций (СЖО) был использован тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева. Для оценки психофизиологического состояния и когнитивных функций применялся автоматизированный компьютерный комплекс PFK (Finkelstein-Fox, Park, 2019), который включал исследование следующих показателей: подвижность нервных процессов (ПНПЦ, мс), работоспособность головного мозга (РГМЦ, кол-во сигналов), ошибки при оценке реакции на движущийся объект (РДО, мс), объем внимания (балл), кратковременная память (КП, балл), оперативная память (ОП, балл).

Для определения факторной структуры ФС у лиц молодого возраста в период пандемии COVID-19 проводился факторный анализ с использованием метода вращения Варимакс. Сравнительный анализ психологических и поведенческих значений проводился с помощью и-критерия Манна-Уитни, когнитивных и психофизиологических показателей по тесту PFK с помощью ^критерия Стьюдента для независимых выборок (р < 0,05). Психологические показатели по тесту СЖО и копинг-поведению представлены в виде медианы 25-го и 75-го процентилей (Ме ^25; Q75]), когнитивные и психофизиологические показатели по тесту PFK представлены в виде средних значений ± стандартное отклонение.

Результаты

Результаты анализа ФС лиц молодого возраста в период пандемии COVID-19 представлены в табл. 1.

Таблица 1

Факторный анализ функционального состояния лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19 (п = 54)

Шкалы Факторы

1 | 2 | 3

Смысложизненные ориентации

Осмысленность жизни 0,929 - -

Цели в жизни 0,925 - -

Процесс жизни 0,832 - -

Результативность жизни 0,812 - -

Локус контроля - Я 0,797 - -

Локус контроля - Жизнь 0,886 - -

Копинг-стратегии

Самоконтроль - -0,751 -

Принятие ответственности - -0,845 -

Планирование решения проблем - -0,793 -

Когнитивные и психофизиологические показатели, РЕК

Реакция на движущийся объект, общее значение - - -0,929

Реакция на движущийся объект, количество запаздываний - - -0,732

По результатам факторного анализа можно выделить три ведущих фактора ФС у лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19 и условно дать им следующие названия: фактор «осмысленности своего состояния», фактор «поведенческой дезадаптации» и фактор «нейродинамических нарушений».

С целью дальнейшей разработки рекомендаций для коррекции и профилактики постковидной когнитивной дисфункции был проведен сравнительный анализ показателей ФС у лиц, перенесших COVID-19. Так, исследование показателей СЖО показало значимые различия значений «Процесс жизни» и «Результативность жизни» в зависимости от сроков восстановления после перенесенного заболевания COVID-19. Наблюдалось их значимое

снижение во 2-й подгруппе (6-12 месяцев после заболевания) и увеличение в подгруппе 3 (год и более после перенесенного заболевания) (табл. 2).

Таблица 2

Показатели смысложизненных ориентаций у лиц юношеского возраста в зависимости от сроков восстановления после СОУШ-19 (п = 26)

Смысложизненные Группа 1 Группа 2 Группа 3 Разница в груп-

ориентации (1-6) (6-12) (12+) пах при р < 0,05

Осмысленность жизни 96 [92; 110] 74 [58; 86] 105 [94; 116] -

Цели в жизни 33 [29; 40] 25 [17; 34] 35 [28; 42] -

Процесс жизни 28 [26; 33] 19 [14; 21] 34 [29; 38] 1-2

Результативность жизни 24 [24; 28] 17 [13; 21] 26 [26; 28] 1-2

Локус контроля - Я 25 [22; 29] 22 [19; 27] 27 [24; 31] -

Локус контроля - Жизнь 29 [27; 33] 23 [18; 29] 31 [30; 32] -

При изучении копинг-поведения выявлено статистически значимое преобладание копинг-стратегии «самоконтроль» в подгруппе 3, у которой с момента начала заболевания COVID-19 прошло больше года (табл. 3).

Таблица 3

Показатели копинг-поведения у лиц юношеского возраста в зависимости от сроков восстановления после СОУШ-19 (п = 26)

Копинг-стратегии Группа 1 (1-6) Группа 2 (6-12) Группа 3 (12+) Разница в группах при р < 0,05

Конфронтация 46 [44; 48] 46 [39; 55] 54 [52; 58] -

Дистанцирование 53 [45; 61] 54 [51; 61] 57 [55; 64] -

Самоконтроль 44 [42; 52] 56 [52; 62] 58 [58; 65] 1-3

Поиск социальной поддержки 47 [39; 52] 41 [34; 55] 56 [55; 63] -

Принятие ответственности 48 [39; 58] 52 [46; 56] 57 [54; 62] -

Бегство-избегание 53 [42; 63] 63 [39; 72] 69 [68; 71] -

Планирование решения проблем 50 [44; 59] 49 [43; 57] 57 [57; 60] -

Положительная переоценка 48 [47; 43] 48 [36; 58] 59 [56; 64] -

Таблица 4

Сравнение психофизиологических и когнитивных показателей у лиц юношеского возраста в зависимости от сроков восстановления после СОУШ-19 (п = 26)

Когнитивные и психофизиологические показатели, РЕК Группа 1 (1-6) Группа 2 (6-12) Группа 3 (12+) Разница в группах при р < 0,05

КП на числа 6,4 ± 0,5 7,5 ± 0,5 5 ± 0,9 -

КП на слова 8,1 ± 0,5 8,5 ± 1,5 8,25 ± 0,9 -

Оперативная память 7,1 ± 0,65 8,5 ± 0,5 7 ± 0,9 -

Объем внимания 6,6 ± 0,63 11 ± 0,1 3,5 ± 0,6 1-2, 1-3, 2-3

ПНПЦ, кол-во ошибок 30,2 ± 2,5 34 ± 1,1 25 ± 1,6 2-3

РГМЦ, кол-во сигналов 556,3 ± 20,65 551,5 ± 6,5 497,4 ± 31,2 -

РДО, ошибки 110 ± 16,055 360 ± 20 266 ± 93,6 1-2, 1-3

Результаты сравнительного анализа психофизиологических и когнитивных значений, представленные в табл. 4, указывают на значимое преобладание показателей объема внимания во 2-й подгруппе (6-12 месяцев после болезни) и его заметное снижение в 3-й подгруппе, у которой прошел год с момента начала заболевания. Также наблюдаются значимое преобладание ошибок при оценке подвижности нервных процессов в тесте реакции на движущийся объект во 2-й подгруппе и их меньшее количество в 3-й подгруппе (табл. 4).

Обсуждение

Анализ ФС у лиц юношеского возраста, перенесших COVID-19, указывает на комплексное влияние данного заболевания на психическое и физическое здоровье. Для разработки рекомендаций по коррекции и профилактике постковидной когнитивной дисфункции выявленные в процессе исследования нарушения были разделены по ведущим факторам и систематизированы с помощью модели структурно-функционального строения головного мозга А.Р. Лурии. Согласно данной модели в структуре ФС человеческой психики можно выделить три структурно-функциональных блока: Энергетический блок, к которому относятся ствол мозга, лимбическая система, ретикулярная формация, диэнцефальные отделы, неспецифические структуры среднего мозга, медиобазальные отделы лобной и височной области головного мозга; Блок приема, переработки и хранения информации, включающий корковые отделы затылочных, височных и теменных долей мозга; Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности, занимающий в основном лобные отделы головного мозга. Полноценная деятельность осуществляется при обязательном участии всех трех блоков. Нарушения после перенесенной коронавирусной инфекции, учитывая выделенные факторы «осмысленности своего состояния», «поведенческой дезадаптации» и «нейродинамических нарушений», наблюдались в каждом из блоков, что позволяет систематизировать полученные данные по ряду показателей и разработать рекомендации по профилактике и психологической коррекции постковидной когнитивной дисфункции.

По результатам сравнительного анализа выявлено, что Энергетический блок характеризуется снижением подвижности нервных процессов и увеличением количества ошибок при оценке реакции на движущийся объект. Это может указывать на ухудшение ФС центральной нервной системы у лиц юношеского возраста в течение года после перенесенного заболевания ТОУГО-19.

Второй блок, или Блок приема, переработки и хранения информации, характеризуется снижением объема внимания, особенно к концу года после перенесенной болезни.

Анализ Блока программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности также показал, что при комплексном влиянии психофизиологических и когнитивных нарушений у лиц юношеского возраста меняются

поведенческие стратегии и личностные особенности. Через полгода и год после перенесенного заболевания наблюдается усиление копинг-стратегии «самоконтроль», а также снижение осмысленности своего состояния и рассогласование темпоральных аспектов жизнедеятельности.

Время, прошедшее после заболевания, определяет особенности проявления постковидной когнитивной дисфункции. Изменения ФС имеют пролонгированный характер и проявляются в основном через полгода и год после перенесенного заболевания по сравнению с соматическими нарушениями, которые выявляются непосредственно во время заболевания или сразу после него (Варич, Брюханов, Серый, Солодухин, 2022).

Выявленные особенности ФС у лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19 определили рекомендации по профилактике и психологической коррекции постковидной когнитивной дисфункции:

1. Когнитивные тренинги и физические упражнения по восстановлению функционального состояния центральной нервной системы, скорости обработки информации и объема внимания. Сюда можно отнести классический тренинг, когнитивную стимуляцию, тренинг с использованием компьютерных программ в индивидуальном и групповом формате. Среди физических упражнений целесообразно применение аэробного тренинга, упражнений на сопротивление и растяжение, силовой и баланс-тренинг, выполнение двойной задачи (Громова, Науменко, Преображенская, 2017; Carda et al., 2020; Nguyen, Hoang, Dao, Dudouet, Eldin, Gautret, 2022).

2. Применение методов психотерапии для коррекции непродуктивных поведенческих стратегий и рассогласования темпоральных аспектов жизнедеятельности. В настоящее время подтверждена результативность когнитивно-поведенческого подхода для снятия мышечного напряжения, профилактики ипохондрического и избегающего копинг-поведения, ката-строфизации, для повышения эмоциональной саморегуляции и общей активности (Ветрова, Подольская, 2021; Солодухин, Серый, Варич, Брюханов, Жихарев, 2022; Hampshire et al., 2021).

Заключение

Результаты исследования позволили выделить три фактора функционального состояния у лиц юношеского возраста в период пандемии COVID-19: «осмысленности своего состояния», «поведенческой дезадаптации» и «нейродинамических нарушений». Функциональное состояние у лиц, перенесших COVID-19, характеризуется постепенным снижением осмысленности своего состояния и рассогласованием темпоральных аспектов жизнедеятельности, усилением продуктивной копинг-стратегии «самоконтроль» в течение года после перенесенного заболевания и снижением объема внимания и подвижности нервных процессов. При этом проявления постковидной когнитивной дисфункции достигают своего максимума через полгода и год после перенесенной коронавирусной инфекции. Исходя из этого, для профилактики и психологической коррекции постковидной

когнитивной дисфункции рекомендуется применять когнитивные тренинги, физические упражнения и методы когнитивно-поведенческой психотерапии сразу после исчезновения соматической симптоматики и продолжать их в течение года с момента выздоровления.

Литература

Арутюнов, Г. П., Тарловская, Е. И., Арутюнов, А. Г., Поляков, Д. С., Беленков, Ю. Н., Конради, А. О., ... Моисеенко, Н. Б. (2023). Вновь диагностированные заболевания и частота их возникновения у пациентов после новой коронавирусной инфекции. Результаты международного регистра «Анализ динамики коморбидных заболеваний у пациентов, перенесших инфицирование SARS-CoV-2 (АКТИВ SARS-CoV-2)» (12 месяцев наблюдения). Российский кардиологический журнал, 28(4), 102-126. doi: 10.15829/1560-4071-2023-5424 Варич, Л. А., Брюханов, Я. И., Серый, А. В., Солодухин, А. В. (2022) Особенности проявления соматических и когнитивных нарушений у лиц юношеского возраста, перенесших COVID-19. Вестник психофизиологии, 4, 92-99. doi: 10.3 8006/9612-626.2022.103.106

Ветрова, Т. В., Подольская, В.-А. В. (2021). Особенности психологического состояния лиц, перенесших заболевание, вызванное действием коронавирусной инфекции нового типа (COVID-19), и пути коррекции выявленных негативных изменений. В сб.: Сборник избранных статей по материалам научных конференций ГНИИ «Нацразвитие» (с. 71-78). СПб.: Гум. нац. исслед. ин-т «Нацразвитие». Громова, Д. О., Науменко, А. А., Преображенская, И. С. (2017). Когнитивный тренинг и реабилитация пациентов с когнитивными нарушениями. Доктор.Ру, 11(140), 31-38. Леонова, А. Б., Кузнецова, А. С. (2015) Функциональные состояния и работоспособность человека в профессиональной деятельности. В кн.: Е. А. Климов и др. (ред.) Психология труда, инженерная психология эргономика (с. 319-346). М.: Юрайт. Остроумова, Т. М., Черноусов, П. А., Кузнецов, И. В. (2021). Когнитивные нарушения у пациентов, перенесших COVID-19. Неврология, нейропсихиатрия, психосоматика, 13(1), 126-130.

Серый, А. В., Яницкий, М. С., Солодухин, А. В., Трубникова, О. А. (2017). Методологические основания разработки комплексного подхода в психологической коррекции и психотерапии пациентов кардиологического профиля до и после коронарного шунтирования. Сибирский психологический журнал, (63), 89-101. doi: 10.17223/ 17267080/63/7

Солодухин, А. В., Серый, А. В., Варич, Л. А., Брюханов, Я. И., Жихарев, А. Ю. (2022). Применение техник когнитивно-поведенческой психотерапии для восстановления когнитивной сферы у лиц, перенесших коронавирусную инфекцию (COVID-19): возможности и перспективы. Вестник Кемеровского государственного университета, 24(4 (92)), 420-429. doi: 10.21603/2078-8975-2022-24-4-420-429 Солодухин, А. В., Серый, А. В., Варич, Л. А., Брюханов, Я. И., Жихарев, А. Ю. (2022). Психофизиологические корреляты копинг-поведения у лиц юношеского возраста, перенесших COVID-19. Сибирский психологический журнал, (86), 157-166. doi: 10.17223/17267080/86/9

Ссылки на зарубежные источники см. в разделе References после англоязычного блока.

Поступила в редакцию 05.06.2023 г.; принята 20.08.2023 г.

Солодухин Антон Витальевич - доцент кафедры психологических наук Кемеровского государственного университета, кандидат психологических наук. E-mail: mein11@mail.ru

Серый Андрей Викторович - профессор кафедры психологических наук Кемеровского государственного университета, доктор психологических наук, профессор. E-mail: avgrey@yahoo.com

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Варич Лидия Александровна - доцент кафедры физиологии и генетики Кемеровского государственного университета, кандидат биологических наук, доцент. E-mail: varich2002@mail.ru

Брюханов Ярослав Игоревич - магистрант Института биологии, экологии и природных ресурсов Кемеровского государственного университета. E-mail: inerceya@mail.ru

For citation: Solodukhin, A. V., Seryy, A. V., Varich, L. A., Bryukhanov, Ya. I. (2023). Factor Structure of Functional Status in Adolescents during the COVID-19 Pandemic. Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal - Siberian journal of psychology, 89, 152-163. In Russian. English Summary. doi: 10.17223/17267080/89/9

Factor Structure of Functional Status in Adolescents during the COVID-19 Pandemic1

A.V. Solodukhin1, A.V. Seryy1, L.A. Varich1, Ya.I Bryukhanov1

1 Kemerovo State University, 6, Krasnaya st., Kemerovo, 650043, Russian Federation

Abstract

Post-COVID recovery of a person largely depends on the timely application of rehabilitation programs that take into account both the psycho physiological features of the course of COVID-19 and the main pathological changes in this disease. To assess the functional state and further develop recommendations for the prevention and correction of post-COVID cognitive dysfunction, a factor analysis of cognitive, behavioral and psycho physiological indicators was carried out in 54 adolescents during the COVID-19 pandemic. 26 subjects with different recovery periods after the disease (1-6 months; 6-12 months; 12 or more months after the disease) were selected from the total sample for comparative analysis. The assessment of the functional state was carried out using a questionnaire developed to identify subjective symptoms of COVID-19, testing coping strategies with the questionnaire "Methods of coping behavior" (Folkman, Lazarus; adaptation of Kryukova et al.) and life-purpose orientations with the test "Life-purpose orientations" by D.A. Leontiev. The PFK complex was used to assess cognitive functions and psycho physiological state according to the following indicators: mobility of nervous processes, efficiency of the brain, errors in assessing the reaction to a moving object, attention span, short-term memory, working memory. According to the results of factor analysis, 3 leading factors of the functional state of young people during the COVID-19 pandemic were identified: the factor of "meaningfulness of their condition", the factor of "behavioral maladaptation" and the factor of "neurodynamic disorders". A comparative analysis of the indicators of the functional state of people who have had COVID-19 indicates a decrease in the meaningfulness of their condition and a mismatch of temporal aspects of life, an increase in productive coping strategies "self-control" during the year after the COVID-19 disease, as well as a decrease in the volume of attention and mobility of nervous processes.

1 The study was funded by a grant Russian Science Foundation and Kuzbass Foundation (project No. 22-25-20173, https://rscf.ru/project/22-25-20173/).

Based on the results obtained, cognitive training, the use of physical exercises (classical training, cognitive stimulation, training using computer programs in individual and group format; aerobic training, resistance and stretching exercises, strength and balance training, performing a double task) and the use of cognitive training methods are recommended for the correction and prevention of post-cortical cognitive dysfunction.-behavioral psychotherapy for the correction of unproductive behavioral strategies and misalignment of temporal aspects of life.

Keywords: cognitive functions; psychodiagnosis; coronavirus infection; functional state; psychological correction; postcovid rehabilitation; COVID-19 prevention

References

Amanat, M., Rezaei, N., Roozbeh, M., Shojaei, M., Tafakhori, A., Zoghi, A., ... & Ramezani, M. (2021). Neurological manifestations as the predictors of severity and mortality in hospitalized individuals with COVID-19: a multicenter prospective clinical study. BMC neurology, 21(1), 1-12. doi: 10.1186/s12883-021 -02152-5 Arutyunov, G. P., Tarlovskaya, E. I., Arutyunov, A. G., Polyakov, D. S., Belenkov, Yu. N., Konradi, A. O., ... Moiseenko, N. B. (2023). Newly diagnosed diseases and the frequency of their occurrence in patients after a new coronavirus infection. Results of an International Register "Dynamics Analysis of Comorbidities in SARS-CoV-2 Survivors (ACTIV SARS-CoV-2)" (12-month follow-up). Rossiyskiy kardiologicheskiy zhurnal - Russian Journal of Cardiology, 28(4), 102-126. (In Russian). doi: 10.15829/1560-4071-20235424

Carda, S., Invernizzi, M., Bavikatte, G., Bensmail, D., Bianchi, F., Deltombe, T., ... & Mol-teni, F. (2020). The role of physical and rehabilitation medicine in the COVID-19 pandemic: the clinician's view. Annals of Physical and Rehabilitation Medicine, 63(6), 554. doi: 10.1016/j.rehab.2020.04.001 ' Cosic, K., Popovic, S., Sarlija, M., & Kesedzic, I. (2020). Impact of human disasters and COVID-19 pandemic on mental health: potential of digital psychiatry. Psychiatria Danu-bina, 32(1), 25-31. doi: 10.24869/psyd.2020.25 Finkelstein-Fox, L., & Park, C. L. (2019). Control-coping goodness-of-fit and chronic illness: a systematic review of the literature. Health Psychology Review, 13(2), 137-162. doi: 10.1080/17437199.2018.1560229 Gromova, D. O., Naumenko, A. A., & Preobrazhenskaya, I. S. (2017). Kognitivnyy trening i reabilitatsiya patsientov s kognitivnymi narusheniyami [Cognitive training and rehabilitation of patients with cognitive impairment]. Doktor.Ru, 11(140), 31-38. Hampshire, A., Trender, W., Chamberlain, S. R., Jolly, A. E., Grant, J. E., Patrick, F., ... & Mehta, M. A. (2021). Cognitive deficits in people who have recovered from COVID-19. EClinicalMedicine, 39: 101044. doi: 10.1016/j.eclinm.2021.101044 Leonova, A. B., & Kuznetsova, A. S. (2015) Funktsional'nye sostoyaniya i rabotosposobnost' cheloveka v professional'noy deyatel'nosti [Functional states and human performance in professional activities]. In E. A. Klimov et al. (Eds.) Psikhologiya truda, inzhenernaya psikhologiya ergonomika [Labor psychology, engineering psychology, ergonomics] (pp. 319-346). Moscow: Yurayt. Liyanage-Don, N. A., Cornelius, T., Sanchez, J. E., Trainor, A., Moise, N., Wainberg, M., & Kronish, I. M. (2021). Psychological distress, persistent physical symptoms, and perceived recovery after COVID-19 illness. Journal of General Internal Medicine, 36(8), 2525-2527. doi: 10.1007/s11606-021-06855-w Manera, M. R., Fiabane, E., Pain, D., Aiello, E. N., Radici, A., Ottonello, M., ... & Pistarini, C. (2022). Clinical features and cognitive sequelae in COVID-19: a retrospective study on N=152 patients. Neurological Sciences, 1-6. doi: 10.1007/s10072-021-05744-8 Nguyen, N. N., Hoang, V. T., Dao, T. L., Dudouet, P., Eldin, C., & Gautret, P. (2022). Clinical patterns of somatic symptoms in patients suffering from post-acute long COVID:

A.B. Conodyxuu, A.B. Cepuu, HA. Bapm, H.M. Epmxauoe

a systematic review. European Journal of Clinical Microbiology & Infectious Diseases, 41(4), 515-545. doi: 10.1007/s10096-022-04417-4 Karada§, O., Ozturk, B., & Sonkaya, A. R. (2020). A prospective clinical study of detailed neurological manifestations in patients with COVID-19. Neurological Sciences, 41(8), 1991-1995. doi: 10.1007/s10072-020-04547-7 Kopelovich, S. L., & Turkington, D. (2021). Remote CBT for psychosis during the COVID-19 pandemic: challenges and opportunities. Community Mental Health Journal, 57, 30-34. doi: 10.1007/s10597-020-00718-0 Liotta, E. M., Batra, A., Clark, J. R., Shlobin, N. A., Hoffman, S. C., Orban, Z. S., & Koral-nik, I. J. (2020). Frequent neurologic manifestations and encephalopathy-associated morbidity in Covid-19 patients. Annals of Clinical and Translational Neurology, 7(11), 2221-2230. doi: 10.1002/acn3.51210 Ma, M., Shi, Z., Wu, H., & Ma, X. (2021). Clinical implications of panic attack in Chinese patients with somatoform disorders. Journal of Psychosomatic Research, 146, 110509. doi: 10.1016/j.jpsychores.2021.110509 '

Ostroumova, T. M., Chernousov, P. A., & Kuznetsov, I. V. (2021). Cognitive impairment in COVID-19 survivors. Nevrologiya, neyropsikhiatriya, psikhosomatika - Neurology, Neuropsychiatry, Psychosomatics, 13(1), 126-130. (In Russian). doi: 10.14412/20742711-2021-1-126-130

Ran, L., Wang, W., Ai, M., Kong, Y., Chen, J., & Kuang, L. (2020). Psychological resilience, depression, anxiety, and somatization symptoms in response to COVID-19: A study of the general population in China at the peak of its epidemic. Social Science & Medicine, 262, 113261. doi: 10.1016/j. socscimed.2020.113261 Seryj, A. V., Yanitskiy, M. S., Solodukhin, A. V., & Trubnikova, O. A. (2017). The methodological bases of the integrated approach development in psychological correction and psychotherapy of cardiological patients before and after coronary bypass surgery. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 63, 89-101. (In Russian). doi: 10.17223/ 17267080/63/7 Solodukhin, A. V., Seryj, A. V., Varich, L. A., Bryukhanov, Ya. I., & Zhikharev, A. Yu. (2022a). Primenenie tekhnik kognitivno-povedencheskoy psikhoterapii dlya vossta-novleniya kognitivnoy sfery u lits, perenesshikh koronavirusnuyu infektsiyu (COVID-19): vozmozhnosti i perspektivy [The use of cognitive behavioral psychotherapy techniques to restore the cognitive sphere in people who have suffered coronavirus infection (COVID-19): opportunities and prospects]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstven-nogo universiteta, 24-4(92), 420-429. doi: 10.21603/2078-8975-2022-24-4-420-429 Solodukhin, A. V., Seryj, A. V., Varich, L. A., Bryukhanov, Ya. I., & Zhikharev, A. Yu. (2022b). Psychophysiological Correlates of Coping Behavior in Adolescents Who Have Undergone COVID-19. Sibirskiy psikhologicheskiy zhurnal - Siberian Journal of Psychology, 86, 157-166. (In Russian). doi: 10.17223/17267080/86/9 ' Toniolo, S., Scarioni, M., Di Lorenzo, F., Hort, J., Georges, J., Tomic, S., ... & Frederiksen, K. S. (2021). Management Group of the EAN Dementia and Cognitive Disorders Scientific Panel. Dementia and COVID-19, a bidirectional liaison: risk factors, biomarkers, and optimal health care. Journal of Alzheimer's Disease, 82(3), 883-898. doi: 10.3233/JAD-210335 ' Varich, L. A., Bryukhanov, Ya. I., Seryy, A. V., & Solodukhin, A. V. (2022) Osobennosti proyavleniya somaticheskikh i kognitivnykh narusheniy u lits yunosheskogo vozrasta, perenesshikh COVID-19 [Manifestations of somatic and cognitive disorders in adolescents who have had COVID-19]. Vestnikpsikhofiziologii, 4, 92-99. doi: 10.3 8006/961262-6.2022.103.106

Vetrova, T. V., & Podolskaya, V.-A. V. (2021). Osobennosti psikhologicheskogo sostoyaniya lits, perenesshikh zabolevanie, vyzvannoe deystviem koronavirusnoy infektsii novogo tipa (COVID-19), i puti korrektsii vyyavlennykh negativnykh izmeneniy [Features of the psychological state of persons who have suffered from a disease caused by a new type of

coronavirus infection (COVID-19), and ways to correct the identified negative changes]. In Sbornik izbrannykh statey po materialam nauchnykh konferentsiy GNII "Natsrazvitie " [Collection of selected articles based on the materials of scientific conferences of the State Research Institute "National Development"] (pp. 71-78). St. Petersburg: Natsrazvitie. Zolotareva, A., Khegay, A., Voevodina, E., Kritsky, I., Ibragimov, R., Nizovskih, N., ... & Osin, E. (2023). Somatic burden in Russia during the COVID-19 pandemic. Plos One, 18(3), e0282345. doi: 10.1371/journal.pone.0282345

Received 05.06.2023; Accepted 20.08.2023

Anton V. Solodukhin - Assistant Professor of the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University. Cand. Sc. (Psychol.). E-mail: mein11@mail.ru

Andrey V. Seryy - Professor of the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University. D. Sc. (Psychol.), Professor. E-mail: avgrey@yahoo.com

Lydia A. Varich - Associate Professor of the Department Physiology and Genetics, Kemerovo State University. Cand. Sc. (Biol.). Associate Professor. E-mail: varich2002@mail.ru

Yaroslav I. Bryukhanov - Master Student of the Institute of Biology, Ecology and Natural Resources, Kemerovo State University. E-mail: inerceya@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.