Научная статья на тему 'Факторная модель оптимизации туристскорекреационного развития Республики Крым в условиях геоэкономических трансформаций'

Факторная модель оптимизации туристскорекреационного развития Республики Крым в условиях геоэкономических трансформаций Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
88
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ И ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ / GEOPOLITICAL AND GEO-ECONOMIC TRANSFORMATIONS / УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ / CONDITIONS AND FACTORS / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / TOURIST-RECREATIONAL COMPLEX / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / CONCEPTUAL MODEL / TOURIST-RECREATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кузнецов М.М., Кузнецов М.В.

На основе построенной концептуальной модели в статье анализируется содержание и механизм влияния геополитических трансформаций на социально-экономическое и туристско-рекреационное развитие территорий отдельных стран и регионов. Обосновывается и характеризуется архитектоника факторной модели интенсификации туристского рынка в Крыму в условиях реалий геоэкономических деформаций социально-экономического развития. Установлены параметры противодействия государства и отраслей негативным проявлениям санкционных мер посредством адаптации комплекса геоэкономических условий и факторов туристско-рекреационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кузнецов М.М., Кузнецов М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTOR MODEL OPTIMIZATION OF TOURIST-RECREATIONAL DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF CRIMEA IN A GEO- ECONOMICS TRANSFORMATIONS

Geopolitical transformations in regional development inevitably lead to deformations of a complex of geo-economic conditions and factors of reproductive activity at all levels of territorial organization. Based on the constructed conceptual model, the article analyzes the content and mechanism of the influence of geopolitical transformations on the socioeconomic and tourist-recreational development of the territories of individual countries and regions. The parameters of the opposition of the state and industries to negative manifestations of sanctions measures are established through the adaptation of a complex of geo-economic conditions and factors of tourist and recreational development. The main vectors of adaptive actions of tourist and recreational activities in the Republic of Crimea are considered for a geo-economic sanctions program that limits economic development through full participation in the international division of labor. The architectonics of the factor model of intensification of the tourist market in the Crimea is substantiated and characterized in conditions of realities of geoeconomic deformation of social and economic development. In detail not only the advantage, but also the constructive content of statistical, industrial-technological, integrative, social, image, strategic, reconstructive, educational and administrativeeconomic factors is revealed. A special place is given to characterizing the negative trends and factors affecting the implementation of the structure of the proposed factor model. The factors cited are substantiated by statistical information and are illustrated by the map of the territorial structure of the professional training of tourist personnel.

Текст научной работы на тему «Факторная модель оптимизации туристскорекреационного развития Республики Крым в условиях геоэкономических трансформаций»

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. Том 3 (69). 2017 г. № 3. С. 65-80.

УДК 379.85

ФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ ОПТИМИЗАЦИИ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В УСЛОВИЯХ ГЕОЭКОНОМИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ

Кузнецов М. М., Кузнецов М. В.

Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Симферополь, Российская Федерация

Е-mail: kuznecmikle@rambler.ru

На основе построенной концептуальной модели в статье анализируется содержание и механизм влияния геополитических трансформаций на социально-экономическое и туристско-рекреационное развитие территорий отдельных стран и регионов. Обосновывается и характеризуется архитектоника факторной модели интенсификации туристского рынка в Крыму в условиях реалий геоэкономических деформаций социально-экономического развития. Установлены параметры противодействия государства и отраслей негативным проявлениям санкционных мер посредством адаптации комплекса геоэкономических условий и факторов туристско-рекреационного развития.

Ключевые слова: геополитические и геоэкономические трансформации, условия и факторы, туристско-рекреационная деятельность, туристско-рекреационный комплекс, концептуальная модель.

ВВЕДЕНИЕ

Геополитические трансформации в региональном развитии неизбежно приводят к деформациям комплекса геоэкономических условий и факторов воспроизводственной деятельности всех уровней территориальной организации.

Усложнение всех аспектов труда в природно-общественном взаимодействии привело к тому, что туристско-рекреационная деятельность людей уже давно стала одним из важнейших факторов социально-экономического развития отдельных стран и регионов, а также реальным геоэкономическим стимулом поиска путей антикризисного протекания глобального общественно-воспроизводственного процесса.

Все очевидней становится и тот факт, что туризм сегодня является действенным рычагом в механизме нормализации отношений между государствами в условиях непрерывных попыток игнорирования норм международного права и навязывания мировому сообществу геополитических идей монополярного социально-экономического развития.

Наглядным примером такого влияния туризма могут служить произошедшие геополитические трансформации в Северной Африке (Ливия, Тунис, Египет), на Ближнем и Среднем Востоке (Ирак, Афганистан, Сирия) и в других регионах, заметно ухудшившие их туристско-рекреационное развитие. Показательным в этом плане можно считать и пример Турции, где происходившая внутренняя геополитическая нестабильность привела сначала к ухудшению отношений с Российской Федерацией, а затем и к срыву туристско-рекреационного сезона 2016 года, обусловившего резкое падение доходности турецкого туристского бизнеса.

65

Бесспорно, возникшая в этой стране неблагоприятная ситуация на туристском рынке стала одной из причин нормализации внешних экономических связей Турции с Российской Федерацией в кратчайшие сроки, поскольку она является основным поставщиком туристов на турецкие курорты.

В связи с этим целью статьи является построение факторной модели оптимизации туристско-рекреационного развития Республики Крым с обоснованием негативных тенденций в условиях геоэкономических трансформаций.

ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ

Анализ возникающих в мировом туристском процессе кризисных ситуаций свидетельствует, что деструктивное и конструктивное влияние политического фактора на внешние геоэкономические отношения стран и туристско-рекреационное развитие отдельных территорий проявляется через механизм круговорота условий и факторов удовлетворения рекреационного спроса людей на межгосударственном рынке обмена туристскими услугами (рис. 1).

Согласно модели, системно-структурный анализ факторных аспектов регионального туристско-рекреационного развития позволяет конструировать реальные социально-экономические механизмы внедрения комплексного подхода к оптимизации процесса функционирования сферы туризма и отдыха.

Особую актуальность факторное методологическое направление поиска путей активизации исследуемого нами крымского туристско-рекреационного рынка приобретает в условиях искусственного доминирования в потенциале его современного развития фактора геоэкономических санкций.

Согласно архитектуре предлагаемой модели факторного влияния на территориальную воспроизводственную систему, ответной реакцией туристско-рекреационной деятельности в регионе на геоэкономические деформации санкционного давления являются:

а) реструктуризация производственно-технологической цепочки создания туристского продукта;

б) совершенствование стратегии удовлетворения рекреационного спроса на основе комплексного использования ресурсного потенциала исследуемой территории всех уровней его пространственной локализации;

в) активизация нормативно-правового ресурса территориального развития на муниципальном уровне и создание социально-экономического механизма масштабного вовлечения местного населения в туристско-рекреационной деятельности.

Вопросами развития рекреационной деятельности в Крыму и проблемами реструктуризации регионального рынка туристских услуг занимались в разное время многие исследователи, однако воссоединение Крыма с Россией привело к коренным геополитическим трансформациям местоположенческого, транспортно-экономического, военно-стратегического и социально-экономического характера, оказывающим беспрецедентное воздействие на все аспекты развития воспроизводственных процессов в регионе, создавая тем самым новые условия проведения структурных преобразований туристско-рекреационного рынка.

66

Рис. 1. Архитектура факторного влияния геополитических трансформаций на региональное туристско-рекреационное развитие

границы территории межгосударственных геополитических интересов

^^^ государственные границы территории общественного воспроизводства

территории влияния геополитических трансформаций на государственное развитие

территории влияния геополитических трансформаций на туристско-рекреационное развитие параметры геополитического воздействия на государственное развитие и ответное влияние государства

Ш^^Л геополитическое воздействие на туристско-рекреационное развитие и параметры ответного влияния Условия развития:

(7Г) политическая стабильность; (с) сакральный фон; (и) имидж территории; (н) этническое своеобразие;

(м) ментальность населения; Факторы развития:

(д) доходы населения; (^в) свободное время; (Т) экологическая обстановка; (¡Г) ресурсный потенциал; инфраструктурная база

67

В настоящее время, решая вопросы производственно-технологической перестройки, необходимо учитывать воздействие на региональный туристско-рекреационный сектор произошедших геостратегических изменений, связанных с масштабными экономическими санкциями против Российской Федерации и Крыма. В создавшейся обстановке функциональным негативом регионального туристско-рекреационного развития является не только блокировка внешних связей Крыма, но и полное прекращение Украиной поставок на полуостров электроэнергии и днепровской воды по Северо-Крымскому каналу. Естественно, что это привело к сворачиванию торгово-экономических связей региона с приграничными сопредельными территориями Украины и ближнего зарубежья.

Отрицательным последствием произошедших геоэкономических деформаций, усложняющих туристско-рекреационное развитие, является и отказ Украины в одностороннем порядке от полномасштабных авиационных и железнодорожных сообщений с Крымом. По данным Министерства экономического развития Республики Крым, это привело к коренному изменению доли видов транспорта в перевозках туристов и отдыхающих на полуостров. Если в 2014 году 40 %, а в 2013 году 70 % туристов прибывало в Крым железнодорожным транспортом, авиационным - 29 %, то уже в 2015 году железнодорожные перевозки отсутствовали полностью, а доля авиационных увеличилась до 44 % [1]. В этот период выросла доля перевозок паромной переправой через Керченский пролив с 31 % до 39 %. На этом фоне резко снизился автопоток туристов в Крым через Перекопский перешеек и Чонгар. Таким образом, искусственно создаваемые Украиной проблемы пересечения границы с Крымом автотранспортом и населением являются реальным тормозом туристско-рекреационного развития региона.

При таком раскладе результатов влияния фактора произошедших геополитических трансформаций формирование мощных, а главное устойчивых круглогодичных потоков туристов в регион затруднительно. Так, если в 2012 году в Крыму побывало около 6 млн чел., то в 2014 году всего 3,8 млн чел., что на 35,6 % меньше показателя 2013 года [2]. Соответственно, туристский сбор сократился с 44 млн руб. в 2013 году до 19 млн руб. за аналогичный период 2014 года.

Однако несмотря на изменение географии потока туристов уже в переходный период 2014 года наметилась тенденция к росту числа отдыхающих и туристов до 4,5 млн в 2015 году. В 2016 году в Крыму отдохнуло 5,5 млн туристов, что на 21,2 % больше, чем в 2015 году [3]. Вместе с тем поток рекреантов с Украины в настоящее время стал незначительным в общей массе приезжающих на полуостров, но с наметившейся тенденцией в сторону увеличения.

Сложившиеся вследствие геополитических трансформаций геоэкономические условия и факторы туристско-рекреационного развития диктуют практическую необходимость коренного пересмотра исторически устоявшейся в Крыму концепции производства и реализации рекреационных услуг, востребованных не только на внутреннем, но и на внешнем туристском рынке.

В связи с этим была разработана «Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы» [4] (далее -Госпрограмма). В подпункте 4 «Маркетинговая и имиджевая политика» пункта 4

68

«Основная характеристика мероприятий Госпрограммы» отмечается необходимость решения задачи по разработке научных и бизнес-концепций, описывающих механизмы развития сферы туризма и курортов [5]. Предлагаемая в статье концепция факторов имеет прямой выход в практику реализации госпрограммных положений, поскольку факторная модель является базовой предпосылкой разработки главных структурных элементов механизма туристско-рекреационного развития Республики Крым с учетом влияния геоэкономических трансформаций.

Проведенный анализ программной модели факторов развития курортов и туризма свидетельствует, что решить эту непростую социально-экономическую задачу можно, обеспечив на практике реальность статуса приоритетности в регионе туристско-рекреационной сферы деятельности. В свою очередь, приоритетность возможна лишь на основе комплексного использования ресурсного потенциала всей территории полуострова для удовлетворения растущего рекреационного спроса, а не только посредством интенсификации процесса потребления ресурсов его прибрежно-аквальной зоны, как предусмотрено утвержденной Госпрограммой [5].

Именно комплексное вовлечение всего туристско-рекреационного потенциала региона в сферу туризма и отдыха позволит задействовать основной перечень оптимизационных мероприятий производственно-технологического и управленческого характера на всех уровнях функционирования сегментов туристского рынка.

Используя комплексный подход в условиях предоставленного региону статуса свободной экономической зоны, формируемый социально-экономический механизм повышения эффективности функционирования туристско-рекреационной сферы в Крыму позволит реализовать изложенные факторные предпосылки в полной мере, а не частично, тем самым снижая существующие на полуострове территориально-рекреационные диспропорции.

Предлагаемая нами архитектура концептуальной модели активизации туристско-рекреационного развития региона включает следующий комплекс взаимосвязанных факторных компонентов (рис. 2).

1. Статистический фактор в системе мероприятий по оптимизации туристско-рекреационного развития Крыма необходимо рассматривать в качестве не только исходного, но и базового в создании социально-экономического механизма превращения рекреации в ведущую отрасль пополнения регионального бюджета, а также перехода полуострова в категорию имиджевой здравницы и туристских предпочтений.

В настоящее время в вопросе использования статистического фактора реалии таковы, что, несмотря на явный дефицит корректной количественной информации о туристско-рекреационной деятельности в Крыму, в практике программных разработок этот факт почему-то нигде не освещается в должной мере.

69

уровень I

мировые стандарты международного права

природный комплекс; потенциал рекреации; чеповечесйм кагитэл; политическая стабипышь

политические

территориальные;

-правовые; дипломатические; информационные; политические санкции

межгосударственные отношения

- территориальные -

экономические

межгосударственные противоречия

внутренние продуценты

геополитические

ресурсные

логистические; торговые; демсхрафо-мифационные; межселенные; изоляционные; денежж^финансоеые; экономические санкции

трансформации

геоэкономические

институционны* ресурс; инвестиционные проекты; инновационные предложения; миграционные процессы; экспортно-импорше отношения

уровень II

социально-экономическое развитие Республики Крым

политическая стабильность; сакральный фон; - имидж территории; этническое своеобразие; потенциал предложения

факторная модель туристско-рекреационного развития -

факторный механизм

доходы людей; свободное время; _ экологическая обстановка; потенциал спроса; инфраструктурная доступность

статистический производственно-технологический интегративный социальный имиджевый стратегический реконструктивный образовательно-воспитательный административно-хозяйственный

Рис. 2. Структурные уровни факторной модели активизации туристско-рекреационного развития Республики Крым Уровни: (Т) Генерирующий

II Продуцирующий

И, как ни парадоксально, но все предпринимаемые попытки конструирования программы развития курортов и туризма в Республике Крым оставляют без должного внимания изначально важнейшее мероприятие по целевой организации единого, всеобъемлющего статистического мониторинга по учету количественной

70

информации о звеньях туристско-рекреационного процесса, начиная с формирования и передвижения туристов всех категорий и заканчивая статистическим наблюдением финансовых потоков от результатов туристско-рекреационной деятельности субъектов всех форм собственности.

Сложившаяся исторически в регионе статистическая практика и проводимые специальные социологические обследования пока не решают проблему обеспечения современных научных исследований туристско-рекреационной сферы статистической информацией в полном объеме, что не позволяет разработать оптимальную программу основных направлений развития регионального рынка туристских услуг. Особенно ощущается дефицит специально организованных статистических обследований потоков неорганизованных рекреантов, распределения доходов, получаемых от их обслуживания как в отраслевом, так и в территориальном аспектах, а также в разрезе формирования соответствующих отчислений в региональный бюджет.

Поэтому большинство приводимых в источниках информации общих данных о количестве рекреантов, ежегодно посещающих Крым, получены на основе использования косвенных методик подсчета, экспертных оценок, а в ряде случаев и просто интуитивным способом.

Очевидно, что такой информации о региональном рекреационном потоке явно недостаточно для разработки научно обоснованной программы интенсификации туристско-рекреационного развития Республики Крым.

Официальная информация работающих в регионе статистических служб традиционно отражает в основном только организованный сектор туристско-рекреационного бизнеса, основываясь на отчетной статистической документации субъектов рекреационной деятельности.

На основе собираемых отчетов региональной статистикой регулярно составляются стандартные характеристики развития туристско-рекреационной деятельности в Крыму. Например, в аналитической справке Министерства курортов и туризма Республики Крым за 2014 и последующие годы приводятся традиционные направления анализа результатов статистических обследований [1]:

1) общая характеристика санаторно-курортного и туристского сектора;

2) количество посетивших туристов;

3) результаты работы санаторно-курортных и туристских предприятий и тому подобный набор устоявшихся характеристик.

В целях устранения сложившегося информационного дефицита в статистическом обслуживании туристско-рекреационного сектора экономики Крыма целесообразно дополнительно организовать самостоятельную службу системного статистического наблюдения туристско-рекреационного развития либо создать обособленные соответствующие подразделения в структуре Крымстата или Министерства курортов и туризма Республики Крым. Эти структуры призваны целенаправленно и на постоянной основе проводить экспедиционные обследования массива рекреантов в местах прибытия, отъезда и отдыха, осуществляя анкетирование и другие виды оперативных статистических мероприятий по сбору количественной информации о туристско-рекреационной деятельности.

71

В этой связи вновь создаваемой статистической структуре необходимо продумать возможные варианты внедрения в практику статистического наблюдения способа самоисчисления (саморегистрации) неорганизованных рекреантов и самодеятельных туристов, прибывающих в Крым, а также активного привлечения волонтеров в систему статистического мониторинга.

На наш взгляд, неплохим вариантом решения проблемы статистического обеспечения комплексной программы туристско-рекреационного развития Крыма может стать создание в Республике «Центра статистических туристско-рекреационных исследований (ЦСТАТРИ)». При этом не столь важно, как этот центр будет называться или кому он должен подчиняться. Более того, такой центр может создаваться субъектами туристской деятельности и функционировать на паритетной основе согласно интересам участников регионального туристско-рекреационного рынка и соответствующего финансового вклада в стартовый капитал создаваемой службы. По мере функционирования ЦСТАТРИ может трансформироваться в финансово самостоятельную бизнес-структуру регионального информационного рынка туристско-рекреационных услуг.

2. Производственно-технологический фактор совершенствования процесса туристско-рекреационного развития всей территории Республики Крым предполагает создание производственного технологического конвейера удовлетворения рекреационного спроса на основе турпродукта, созданного совместно учреждениями отдыха горно-приморских и равнинно-степных рекреационных территорий, при ведущей роли инфраструктуры рекреационных местностей побережий.

В рамках предлагаемой нами модели технология конвейера должна соединить купально-пляжную рекреацию с другими функциональными звеньями комплексного потребления туристско-рекреационного ресурсного потенциала всего полуострова, создавая объективную возможность активизации социально-экономического развития депрессивных регионов равнинно-степного Крыма с низким уровнем вовлечения их турпродукта в региональный рынок рекреационной деятельности.

Наряду с конвейерным подходом в структуре производственно-технологического фактора динамичного и комплексного туристско-рекреационного развития особое место следует отвести организации на полуострове маятниковой рекреации между местностями с различными ресурсными потенциалами, а также между староосвоенными прибрежными территориями и неосвоенными внутренними предгорными и равнинными пространствами. Особенно актуален маятниковый подход к организации рекреационного процесса для включения бальнеологических и других ресурсов туризма равнинно-степного Крыма в общерегиональный туристско-рекреационный комплекс с использованием при этом уже функционирующей туристской инфраструктуры и средств коллективного размещения рекреантов прибрежно-аквальных местностей.

На первоначальном этапе функционирования производственно-технологического маятника плоскость «раскачивания» рекреантов по технологической цепочке будет направлена по вектору от приморско-аквальных

72

территорий в равнинно-степные регионы, а после создания в них соответствующей лечебно-оздоровительной инфраструктуры и средств коллективного размещения плоскость перемещения маятника дополнится движением рекреантов в обратном направлении.

Таким образом, в результате внедрения маятниково-конвейерной технологии при реализации производственно-технологического фактора интенсификации туристско-рекреационного развития Республики Крым появится возможность снизить нагрузку на прибрежные комплексы и организовать более рациональное использование ресурсного потенциала всего полуострова.

Сформированная на этой основе единая туристско-рекреационная индустрия наконец-то превратится из декларативно приоритетной в главную воспроизводственную отрасль, обеспечивающую социально-экономическое равенство жителей регионов полуострова в получении прямых доходов от отдыха и туризма. А пока что сложившаяся в этом отношении диспропорция не только сохраняется стабильной на протяжении всей истории туристско-рекреационного развития, но и продолжает нарастать до настоящего времени.

Так, в 2016 года доля обслуженных рекреантов на Южном берегу Крыма составила 46,5 % от общего количества туристов (39 % в 2014 году), Западного побережья - 31 % (24 % - 2014 год), Восточного - 18 %, а в других регионах всего 4,5 % [3]. За 2014-2015 гг. Министерством курортов и туризма Республики Крым рассмотрено 193 инвестиционные заявки (проекта, предложения, идеи), в том числе в 2015 году - 152 инвестиционные заявки (проекта, предложения, идеи) [6]. В целом же на 1 мая 2016 года курортно-рекреационная отрасль Крыма способна была привлечь инвестиций на сумму 55,3 млрд руб. в рамках 66 инвестиционных проектов [7]. Осуществляемые сегодня в регионе инвестиционные проекты по наращиванию мощностей рекреационной инфраструктуры также свидетельствует об этой тенденции. Например, создание многофункционального туристско-рекреационного комплекса «Алуштинский» и других (всего 110 проектов с инвестициями 125,8 млрд руб.) явно не способствует устранению территориального неравенства в создании рабочих мест и получении доходов. При этом курортно-рекреационная отрасль с 66 проектами планирует привлечь всего 55,3 млрд руб. (7,7 %) инвестиций

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В это же время проблема депрессивности значительной части равнинно-степных территорий полуострова становится еще более острой, а урбанизированность прибрежных местностей стремительно повышается, снижая их экологическую аттрактивность и общее качество туристско-рекреационного эффекта.

3. Реализующим фактором модели интенсификации туристско-рекреационного развития Республики Крым должно стать кооперирование всех сегментов регионального рынка предоставления туристских услуг, в основе которого лежит формирование устойчивых интегративных производственно-технологических связей. Ядром кластерной консолидации связей субъектов рекреационной деятельности выступают функциональные звенья потребления рекреантами создаваемого маятниково-конвейерным способом межрегионального туристского

73

продукта. В свою очередь, устойчивость взаимосвязей всех звеньев цепочки рекреационного процесса обеспечивается линейно-ступенчатым принципом взаимодействия видов деятельности рекреантов и «вахтенным» способом потребления ими межрегионального туристского продукта.

Для решения непростой задачи кооперирования участников туристского рынка потребуется на законодательно-управленческом уровне организации рекреационного процесса не только координировать их действия, но и приложить усилия по налаживанию углубленного взаимодействия государственного, социального и частного сегментов туристско-рекреационного бизнеса в целях развития в регионе внутреннего и международного туризма.

Результатом приложенных совместных усилий субъектов деятельности должна явиться разработка целевой государственной социальной программы, включающей стимулирующие мероприятия по широкому использованию различными слоями населения возможностей путешествовать по стране и регулярно заниматься полноценной рекреационной деятельностью.

Кластерное и производственно-технологическое кооперирование станет реальностью, если создание и коммерциализация туристского продукта, контрактная работа с персоналом и его целевая подготовка, а также развитие туристской инфраструктуры рекреационных предприятий и их объединений станут абсолютной прерогативой скооперированных производительных единиц и связанных с ними хозяйственных структур.

Возникающие кластерные объединения самостоятельно должны определять целесообразность создания комплексов, туристско-рекреационных концернов и других территориальных форм производственно-технологических образований туристско-рекреационной специализации.

Именно благодаря такой самостоятельности возможно возникновение на рынке рекреационных услуг эффективных производственно-технологических объединений не только непосредственно туристских, но и строительных, транспортных, аграрных, социальных, научных организаций и учебных заведений, заинтересованных во взаимодействии по наращиванию туристско-рекреационного потенциала Крыма.

Являясь распорядителем туристско-рекреационного имущества в полном объеме и тем самым приобретая качественно новый юридический, финансовый и социальный статус, возникающие на базе кластерных отношений объединения практически становятся социально-государственными ассоциациями акционеров, в которых организационно и экономически не ущемляются права и ответственность всех участников туристско-рекреационного бизнеса.

Обладая такой организационной структурой, региональная туристско-рекреационная сфера приобретает высокий уровень синергетической самодостаточности и развивается на принципах самоорганизации, реализуя в полном объеме мультипликативный эффект в системе общественного воспроизводства Республики Крым.

4. Фактор социализации региональной туристско-рекреационной инфраструктуры в составе автотранспортных предприятий, столовых и других

74

предприятий ресторанного бизнеса, центров досуга и профилакториев, территории массового пребывания туристов и отдыхающих и включение их в местную сферу повседневного восстановления человеческих сил и массового нравственно-физического оздоровления людей.

Очевидно, что такой фактор интенсификации туристско-рекреационной деятельности в Республике Крым не только заметно повышает имидж, но и увеличивает социально-экономический потенциал сферы туризма и отдыха, что позволяет реально снизить эффект негативного влияния на нее явления сезонности рекреационной деятельности в регионе, а также эффект сезонности заполняемости средств коллективного размещения.

Вопросы согласования векторов воспроизводственного использования туристской инфраструктуры в системе общества на макрорегиональном уровне должны решаться с минимальной бюрократической волокитой индивидуально рекреационными предприятиями и всеми другими учреждениями туризма и отдыха. Создаваемые тем самым благоприятные условия ведения бизнеса будут способствовать развитию коммерческого интереса на туристском рынке, стимулировать процесс активизации малого бизнеса на базе действующих предприятий туристского комплекса, также в процессе освоения рекреационных ресурсов равнинно-степной части территории Республики Крым.

5. Фактор повышения имиджевого статуса туристско-рекреационного комплекса Республики Крым на основе совершенствования уровня сервисной грамотности и профессиональной культуры работников не только сферы рекреационной деятельности, но и просто региональной системы учреждений досуга, культурно-бытового и медицинского обслуживания. Использование этого фактора реально поднимет не только качество туристского предложения, но и в целом привлекательность циклов рекреационных занятий с учетом групповых и индивидуальных запросов потребителей создаваемого в регионе набора туристско-рекреационных услуг.

Решая проблему профессионализма персонала всех сегментов туристского рынка, необходимо создать нормативно-правовые условия для непрерывного обучения, переподготовки и повышения уровня квалификации работников сферы туризма и отдыха на базе единого общекрымского научно-производственного центра, имеющего соответствующие выходы на различные международные и внутрироссийские туристские структуры.

Вполне очевидно, что системное непрерывное профессиональное образование не может и не должно ограничиваться рамками деятельности уже имеющейся в регионе сети учреждений, готовящих специалистов для туристско-рекреационной сферы, тем более что территориальная структура стихийно сложившейся образовательной системы не учитывает в достаточной мере региональное распределение кадровых интересов туристского сегмента рынка труда Республики Крым.

Помимо устранения территориальных диспропорций в пространственной локализации учреждений подготовки кадров, важным направлением деятельности этой системы должна стать профориентационная работа в среднем звене

75

образования, а также организация в нем постоянно действующих тематических школ, мастер-классов, семинаров и вебинаров. Как свидетельствует практика, осуществляемого с 7 апреля 2015 года Министерством курортов и туризма Республики Крым предоставления государственной услуги по аттестации экскурсоводов (гидов) [8] в условиях динамично развивающейся отрасли явно недостаточно.

На наш взгляд, непрерывное совершенствование качества профессиональной деятельности работников сферы туризма и отдыха должно проводиться на межведомственном уровне при ведущей роли специально созданного головного туристского образовательного центра, которым вполне могла бы стать или возглавить его организационно и методически кафедра туризма географического факультета Таврической академии (структурного подразделения КФУ им. В. И. Вернадского). Кафедра имеет большой опыт подготовки туристских кадров и укомплектована квалифицированными специалистами, составляющими творческий коллектив профессионалов.

6. Фактор стратегической гибкости и тактической мобильности технологической цепочки туристско-рекреационных циклов, от звена разработки (создания) туристского продукта - туров, маршрутов или спортивно-оздоровительных и развлекательно-увеселительных программ досуга и до полной их реализации в условиях непрерывной производственно-экономической конкуренции, а также перманентно возникающих технологических и геоэкономических трансформаций.

Согласно требованиям этого фактора, создаваемая Государственная региональная программа и проводимая политика развития туризма и отдыха в Республике Крым должны вызывать уверенность у производителей турпродукта в том, что каждое звено его продвижения в сферу рыночного обращения не будет выходить за пределы архитектуры принятой стратегии социально-экономического развития.

Описываемое факторное направление повышения эффективности туристско-рекреационного процесса в Республике Крым актуально не только в отношении разрабатываемых стратегических векторов программы, но и в разрезе производственно-технологических звеньев рекреационного процесса. Кроме этого, гибкость и мобильность административно-управленческих решений нужна и в отношении формирования микроклимата инвестирования в туристскую инфраструктуру и в обеспечении надежности кредитования населения на приобретение турпродукта.

Вполне очевидно, что стратегическую гибкость должны проявлять региональные туроператоры в отношении организации рекреационных мероприятий для местного населения, возрождая традиции массовой туристской деятельности на внутрирегиональных пешеходных и автобусных маршрутах.

7. Фактор целенаправленного, системного преодоления сложившихся в первые годы после распада Советского Союза и сохраняющихся до настоящего времени негативных тенденций малоэффективного и зачастую некачественного использования в современном туристско-рекреационном процессе фонда средств

76

коллективного размещения рекреантов. Повышение функциональной результативности деятельности инфраструктуры размещения рекреантов необходимо сочетать с их коренной модернизацией. В ходе качественной модернизации коечного фонда ведущее положение должно занять введение в эксплуатацию новых объектов группового, семейного и коллективного размещения отдыхающих с учетом мировых стандартов туристского рынка. Как свидетельствует практика обновления коечных мощностей, открываемых сегодня в Крыму, новых объектов туристской инфраструктуры явно недостаточно для коренного перелома в деле модернизации. Так, в 2016 году было открыто всего 11 новых средств размещения на 618 номеров [3].

Кроме этого реконструктивного направления, характеризуемый факторный вектор включает целенаправленное расширение сети маршрутов выходного дня, а также практической отработки перечня корпоративных туристских услуг местному населению. Насущной проблемой реализации описываемого фактора интенсификации туристско-рекреационной деятельности в Республике Крым является организация достаточного количества пунктов проката туристского снаряжения, а также создание разветвленной сети торговых центров по продаже туристских товаров, сувенирной продукции и изделий народных промыслов.

На фоне этих системных преобразований по повышению качества функционирования туристской инфраструктуры большое внимание должно уделяться совершенствованию территориальной структуры и повышению качества работы предприятий торговли, ресторанного бизнеса и общественного питания, медицинского обслуживания, организаций досуга и других учреждений социально-бытовой инфраструктуры в пределах староосвоенных рекреационных территорий.

8. Образовательно-воспитательный фактор модели оптимизации региональной сферы курортов и туризма предусматривает внедрение через средства массовой информации, рекламную и маркетинговую деятельность, а также систему народного образования туристско-рекреационной культуры в широкие массы населения.

Предлагаемый фактор активизируется, если в программу общеобразовательных учреждений ввести учебно-практическую дисциплину «Содержание и методика туристско-экскурсионной деятельности школьников» или хотя бы раздел в курсы географии родного края (крымоведения) с таким же содержанием. Кроме этого, целесообразно наладить тесное внутрирегиональное производственно-образовательное сотрудничество рекреационных учреждений и туристских фирм со школами и другими образовательными учреждениями. И это оправдано, поскольку начинать прививать культуру рационального использования свободного времени и здорового образа жизни необходимо со школьной скамьи. Причем туристско-рекреационный всеобуч можно реализовать, вовлекая учащихся в экскурсионно-рекреационную деятельность при изучении географии, истории, языка и литературы в системе краеведческой работы. Заинтересованность в таком сотрудничестве должны проявлять, прежде всего, участники туристского рынка. Турфирмам и туроператорам пора уже давно понять, что устойчивый туристский спрос и стабильные туристско-рекреационные потоки необходимо формировать с детского

77

возраста, осознавая, что вложенные в работу со школьниками средства работают на перспективу.

С этой же целью участникам туристского бизнеса необходимо улучшать по всем направлениям имидж крымского туризма, организовав среди населения всеобуч по усвоению знаний аттрактивости регионального турпродукта и формированию умений заниматься различными видами туристско-рекреационной деятельности, используя для этого средства массовой информации и возможности интернет-ресурса. Параллельно этому следует активно расширять, а также совершенствовать сферу туризма и отдыха родителей с детьми, разрабатывать увлекательные маршруты пешеходных и велосипедных туров, активизировать спортивный и конный туризм.

9. Административно-хозяйственный фактор интенсификации туристско-рекреационной деятельности в Республике Крым состоит в реальном повышении роли местных органов самоуправления в решении вопросов, связанных с потребностями субъектов туристской деятельности. Особенно важна такая самостоятельность в процессе освоения выделяемых перспективных для рекреационной деятельности земельных участков с изменением, где это возможно и целесообразно, кадастровой категории земель. Муниципальные органы власти на местах должны не только активно участвовать в разработке перспективных схем развития наиболее ценных для туризма и отдыха территорий, но и нести ответственность за их эффективную реализацию без бюрократической волокиты.

Местные административно-хозяйственные органы в целях пополнения бюджета должны всячески способствовать строительству и аренде помещений для туристского обслуживания, организации пунктов проката туристского инвентаря и снаряжения, транспортных средств и торговли сувенирной продукцией.

Складывающееся деловое сотрудничество органов муниципальной власти и туристского бизнеса не только укрепит местный бюджет, но и повысит качество туристско-рекреационного сервиса территорий местного самоуправления.

ВЫВОДЫ

В качестве выводов отметим, что наряду с вышеописанными положительными факторами интенсификации туристско-рекреационного процесса в Республике Крым в регионе существуют негативные тенденции, сдерживающие ход оптимизации региональной сферы туризма и отдыха.

Прежде всего, к негативным тенденциям относится понимание того, что предлагаемую в статье факторную модель разработки программы создания в Республике Крым социально-экономического механизма активизации туристско-рекреационного развития необходимо рассматривать как целостное, функционально-генетически единое образование, когда конечный результат успешного претворения целевой функции зависит от полной реализации каждого фактора. Фрагментарное использование только отдельных из предлагаемых факторов не сможет дать ожидаемого эффекта от комплексного вовлечения всей территории региона в рекреационное функционирование и превращение туризма и отдыха в приоритетную отрасль воспроизводственной деятельности на полуострове.

78

Наряду с отсутствием понимания системности в использовании факторов решения проблемы не менее серьезным препятствием на пути реализации факторной модели создания механизма оптимизации туристско-рекреационного процесса в Крыму с учетом произошедших геополитических трансформаций является преодоление исторически сложившихся стереотипов мышления всех участников туристско-рекреационной сферы деятельности, когда доминантой их поведения выступает ориентация на поток неприхотливого к условиям удовлетворения своих рекреационных потребностей и готового на любое качество обслуживания рекреанта.

Существенным тормозом комплексной реализации факторной модели выступает устойчивый стереотип о высоких ценах не только на рекреационные услуги, но и на услуги всех сегментов туристско-рекреационного рынка Республики Крым: начиная с транспортного, встречающего туриста в местах прибытия, и заканчивая дорогостоящим доступом к рекреационным ресурсам.

Самое невообразимое в ценовом вопросе - это не только интуитивное, ничем не обоснованное установление цен, но и стремление сохранять тенденцию постоянного удорожания всех видов услуг на региональном туристском рынке. Причем нам представляется, что это скорее психологическая проблема, нежели проблема, обусловленная возникшей геоэкономической ситуацией в туристско-рекреационной деятельности.

Целевого законодательно-правового преодоления требует и тенденция стихийного и субъективного ограничения доступа рекреантов к пляжным туристско-рекреационным ресурсам и другим аттрактивным объектам, порой сопровождаемого несанкционированным взиманием оплаты. Усугубляет вышеуказанные негативные факторы устойчивый общий фон ненавязчивого регионального туристского сервиса на всем протяжении потребления рекреационных услуг, начиная с прибытия в регион и заканчивая отъездом туристов в места постоянного проживания.

В процессе внедрения в практику факторной модели создания программы комплексного туристско-рекреационного развития Республики Крым неотложному решению подлежит задача по устранению эффекта социально-экономической инерции в использовании подхода к созданию рекреационной инфраструктуры и к потреблению туристско-рекреационного потенциала, когда безраздельно доминирует эфемерный принцип экстенсивного освоения территорий, не требующий больших и долговременных инвестиций. При таком психологическом настрое среди субъектов туристского рынка, когда доминирует стремление получать максимальную прибыль, желательно в кратчайшие сроки теплого сезона, при минимальных издержках, невозможно надеяться на интенсивное и долговременное сервисное освоение туристско-рекреационных территорий Крыма.

В этой связи предстоит разработать и всеми средствами реализовывать на практике государственную политику приоритетности строительства капитальных высококлассных средств коллективного размещения рекреантов и других инфраструктурных элементов туристского обслуживания. При этом необохдимо всячески поощрять льготами и другими экономическими преференциями,

79

законодательно и финансово поддерживать эту тенденцию освоения курортных местностей в различных регионах полуострова, особенно в слабо рекреационно освоенных, а не только на приморских имиджевых территориях городов Алушты, Ялты, Евпатории и им подобных поселениях побережья.

Вполне очевидно, что решение проблем преодоления действия вышеперечисленных негативных факторов, сдерживающих оптимальное функционирование туристско-рекреационного комплекса Республики Крым, вызывает необходимость разработки мероприятий по конструктивному совершенствованию законодательного, нормативно-правового и финансового уровней управления региональными геоэкономическими процессами общественного воспроизводства в системе туристско-рекреационной деятельности.

Список литературы

1. Справочная информация о количестве туристов, посетивших Республику Крым за 2014 год. [Электронный ресурс]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/file/statistika_turizma_za_2014_god.pdf.

2. Республика Крым: макроэкономическое обозрение за 2014 год [Электронный ресурс]. URL: http://minek.rk.gov.ru/file/File/2015/02-Febrary/09/macro-2014.pdf.

3. Итоги социально-экономического развития Республики Крым за 2016 год [Электронный ресурс]. URL: http://minek.rk.gov.ru/file/F ile/minek/2017/analiz_SE/macro/macro_2016(2).pdf.

4. / Министерство экономического развития Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: http://minek.rk.gov.ru/rus/info.php?id=627260.

5. Государственная программа развития курортов и туризма в Республике Крым на 2015-2017 годы / Министерство экономического развития Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: http://minek.rk.gov.ru/file/File/minek/2016/strateg/gosprog/utv/may/GP_RK_razvitia_kurortov_i_turizma_v_ RK_na_15-17gg.pdf.

6. О развитии туристской отрасли Республики Крым в 2016 году [Электронный ресурс]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/file/o_razvitii_turistskoy_otrasli_respubliki_krim_v_2016_godu_1.pdfю

7. Никитина М. Г., Друзин Р. В. Инвестиционный климат региона как фактор обеспечения экономической безопасности (на примере Республики Крым) // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. М.: ООО Издательский дом «Финансы и кредит», 2016. № 12 (345). С. 111-118.

8. Минкурортов объявляет о начале приема документов на прохождение аттестации экскурсоводов / Новости Министерство курортов и туризма Республики Крым [Электронный ресурс]. URL: http://mtur.rk.gov.ru/rus/index. htm/news/299394.htm.

Статья поступила в редакцию 11.12.2017

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.