Научная статья на тему 'Факторинг как один из методов повышения финансовой устойчивости и конкурентоспособности субъекта хозяйства'

Факторинг как один из методов повышения финансовой устойчивости и конкурентоспособности субъекта хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
236
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / ФАКТОРИНГ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЛИКВИДНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагитова А.Р.

В кризисный период даже самые надежные покупатели могут стать ненадежными. В связи с этим предприниматели чаще сталкиваются с проблемой неплатежей, что приводит к увеличению суммы дебиторской задолженности, что в свою очередь негативно влияет на финансовую устойчивость и ликвидность организации. В связи с актуальностью проблемы в работе предложен один из эффективных методов снижения уровня дебиторской задолженности факторинг. Следует так же отметить, что данный вопрос актуален и для «молодых» организаций, которым необходим кредит. По причине того, что данные организации зачастую не имеют качественных залогов и кредитной истории, высока вероятность отказа им в кредите. В статье была доказана высокая практическая значимость использования хозяйственными субъектами факторинговой услуги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторинг как один из методов повышения финансовой устойчивости и конкурентоспособности субъекта хозяйства»

ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО И УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

PROBLEMS OF ACCOUNTING AND MANAGEMENT ACCOUNTING

УДК 657.4

А.Р. Сагитова"

ФАКТОРИНГ КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СУБЪЕКТА ХОЗЯЙСТВА

В кризисный период даже самые надежные покупатели могут стать ненадежными. В связи с этим предприниматели чаще сталкиваются с проблемой неплатежей, что приводит к увеличению суммы дебиторской задолженности, что в свою очередь негативно влияет на финансовую устойчивость и ликвидность организации. В связи с актуальностью проблемы в работе предложен один из эффективных методов снижения уровня дебиторской задолженности - факторинг. Следует так же отметить, что данный вопрос актуален и для «молодых» организаций, которым необходим кредит. По причине того, что данные организации зачастую не имеют качественных залогов и кредитной истории, высока вероятность отказа им в кредите. В статье была доказана высокая практическая значимость использования хозяйственными субъектами факторинговой услуги.

Ключевые слова: дебиторская задолженность, факторинг, финансовая устойчивость, конкурентоспособность, ликвидность.

В период экономической нестабильности в организациях крупного и среднего бизнеса остро встает проблема неплатежей. В кризисный период даже самые надежные покупатели могут стать ненадежными. В связи с этим организациям следует особо тщательно отслеживать динамику дебиторской задолженности и заключать контракты с наиболее надежными покупателями, так как по мере увеличение суммы задолженности будет снижаться ликвидность и финансовая устойчивость самой организации, а так же будет повышаться риск ее финансовых потерь. В связи с этим предприниматели вынуждены искать альтернативные способы решения

© Сагитова А.Р., 2016.

Б01: 10.15350/2221-7347.2016.9

Сагитова Айгуль Ринатовна - магистрант Института управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Россия.

Научный руководитель: Нагуманова Регина Вильдановна - кандидат экономических наук, доцент, Институт управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) Федеральный университет, Россия.

возникших проблем. Следует так же отметить, что данный вопрос актуален и для «молодых» организаций, которым необходим кредит. По причине того, что данные организации зачастую не имеют качественных залогов и кредитной истории, высока вероятность отказа им в кредите.

Предприниматели из-за высокой конкуренции на рынке вынуждены предоставлять льготы покупателям. К примеру, продажа товаров с отсрочкой платежа субъектами, осуществляющими различные виды деятельности. В данной ситуации больше преимуществ имеет покупатель, чем поставщик, потому что кроме предоставленных товаров поставщиком, покупатель имеет возможность в течение определенного периода времени не выплачивать денежные средства, от использования которых он сможет получить дополнительную прибыль. Если рассматривать с позиции поставщика, то не поступившие денежные средства в оборот организации могут негативно сказаться на ее финансовую деятельность [1, с. 167].

Для поставщика наиболее верным решением проблемы недостатка оборотных средств будет являться заключение договора факторинга со специализированной компанией-фактором или банком, осуществляющим факторинговые операции.

Так же одним из способов возврата долга является обращение к услугам коллекторских агентств. В настоящее время услуга коллекторских фирм популярна во многих отраслях экономики. Долги коллекторские агенства в основном взимают при помощи уговоров, бесед, претензионная работа, ведение переговоров, вплоть до оказания определенного психологического давления.

Рассмотрим в статье более подробно факторинговую услугу. Факторинг представляет собой взыскание дебиторской задолженности у заказчика, а также разновидность краткосрочного кредитования, которые освобождают продавца от кредитных рисков по операциям. Иными словами, факторинг - это быстрое получение средств в срок, определенный договором [2, с. 168].

Таким образом, факторинг - это комплексный финансовый продукт для субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся торговыми операциями на внутреннем и международном рынках, который сочетает в себе одновременно финансирование и дополнительные услуги.

Факторинг важен для предприятий среднего и малого бизнеса, которые стремятся повысить объемы своих продаж, а так же нацелены освоить новые рынки сбыта. Так же эта услуга привлекательна и для предприятий, у которых удельный вес экспорта в торговом обороте незначителен [3, с. 163].

Темпы роста российского факторинга представлены на рисунке 1. Среди причин постепенного снижения факторинговых операций - это уменьшение потребительского спроса из-за экономического кризиса. К тому же, факторинговые организации сами уменьшали объемы финансирования из-за тщательного отбора покупателей.

Родион Сидоров Директор, «Сити-пресс Бизнес» Новосибирск о плюсах факторинга: «...получение кредита всегда обусловлено достаточно длительной и громоздкой процедурой документооборота... Кроме того, кредитные деньги обладают серьезным недостатком - они легко «уходят», практически растворяются. А при использовании факторинговой схемы ведения бизнеса мы получаем целевое финансирование. И если раньше крупные клиенты передавали часть своих тиражей нашим конкурентам, то сейчас они с полной уверенностью могут размещать все свои заказы в одной компании - у нас».

Андрей Украинец финансовый директор Национальной торговой сети "Градиент" (г. Москва) о минусах факторинга: «Основным недостатком факторинга является высокая стоимость этой услуги. На мой взгляд, при установлении факторинговой комиссии слишком велика фиксированная часть, представляющая собой вознаграждение банку за управление дебиторской задолженностью и обработку документов по каждому дебитору. Эта составляющая не зависит от суммы и срока финансирования. Если сумма и срок финансирования невелики, то за счет фиксированной части комиссии стоимость факторинга необоснованно завышается (по отдельным поставкам она может достигать до 100% годовых).».

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2011

2012

2013

2014

2015

Рис. 1 Темпы роста российского рынка факторинга, % [4]

В качестве объекта исследования нами была выбрана организация ООО ТД «Фортуна». Расчет реальной величины дебиторской задолженности исследуемого предприятия представлены в таблице 1.

Таблица 1

Расчет суммы безнадежных долгов предприятия ООО ТД «Фортуна», тыс. руб.

Классификация дебиторов по срокам возникновения дебиторской задолженности Сумма дебиторской задолженности, руб. Вероятность безнадежных долгов Сумма безнадежных долгов, руб. (Сдз*Вбд) Реальная величина задолженности, руб. (Сдз-Сбд)

0-30 360 947 0,04 14 427,88 346 519,12

31-60 18 829 0,05 939,45 17 889,55

61-180 13 468 0,36 4 846,48 8 621,52

181-360 4 116 0,4 1 646,04 2 469,96

Итого 397 360 0,85 21 873, 85 375 486,15

Из расчета видно, что субъект хозяйствования не получит 21 873, 85 тыс. руб. или 5,5 % от общей суммы дебиторской задолженности.

Анализируемый субъект хозяйствования может минимизировать сумму дебиторской задолженности путем ее продажи (факторинг) или же взять кредит.

Для начала следует выделить, какие затраты от дебиторской задолженности будет нести предприниматель, воспользовавшись кредитом:

Таблица 2

Виды косвенных затрат [5, а 56]

Виды затрат Формула

- затраты связанные с инфляционными процессами в экономике К = 1/(1 + Т)1, где: Т - ежедневный темп инфляции в долях единицы; п -продолжительность периода погашения дебиторской задолженности в днях.

- затраты связанные с выплатой процентов по кредиту ^ т с г т V = а х-х —, 100% 360 где: 8 - сумма кредита, тыс. руб.; г - ставка процента, %; т -количество дней кредита.

- затраты связанные с устранением последствий несвоевременного погашения задолженности Ь= Р х С, где: Р - вероятность появления просроченной или безнадежной дебиторской задолженности в течение года; С - затраты предприятия на устранение последствий непогашения дебиторской задолженности (руб.).

Следует отметить, что затраты времени на получение кредита будут больше, чем при факторинге. Кроме того, решение по факторинговому финансированию принимается быстрее, что, безусловно, является большим преимуществом в данном вопросе. К тому же банки испытывают недоверие к малому бизнесу, поскольку у компаний малого бизнеса зачастую отсутствует ликвидные залоги и надежные поручители [6, с. 94].

Итак, рассмотрим подробно факторинговую услугу. В первую очередь следует заключить факторинговый договор, в которой оговаривается сумма факторинговой сделки. В нашем примере переуступим фактор-фирме 187 743 тыс. руб., что составляет половину от реальной суммы дебиторской задолженности. Далее расчет стоимости факторинговой услуги рассмотрим в таблице 3.

Таблица 3

Расчет стоимости факторинговой услуги [7, с. 128]

Формула Расчет суммы по формуле

1.Средний остаток суммы дебиторской задолженности ДЗ = (^ДЗ1+ДЗ2..±ДЗпУ(п-1), где: ДЗ1, ДЗп - остаток дебиторской задолженности на первое число каждого периода, руб.; п - количество периодов. [0,5 x285 832 + 0,5x397 360] _ Д 1 596 тыс. руб.

2.Средний срок оборачиваемости средств в расчетах с покупателями СР = t х &, В ' где: Д - средний остаток суммы дебиторской задолженности, руб.; В - сумма выручки предприятия, руб.; 1 - количество дней исследуемого периода, дн. 341 596 СР = 120 х 5 7 ( 3 дн. 715 343

3.Стоимость факторинга в % (Пфп) ПК х СР Пфп = т где: Пфп - стоимость факторинга, %; ПК - стоимость кредитных ресурсов, %; СР - средний срок оборачиваемости средств в расчетах с покупателями; Т - количество дней в году. Пфп = 1 4 ж 5 1 3 = 2,2 % т 360

Стоимость кредитных ресурсов факторинговой организации составляет в среднем 14% годовых [8].

4.Расчет денежной суммы за факторинг в стоимостном выражении Пфс = СД х Пфп, где: Пфс - стоимость факторинга, руб.; СД - сумма факторинговой сделки, руб. Пфс = (187 743 х 2,2) / 100 = 4 130,3 тыс. руб. Данную денежную сумму организация должна будет выплатить за услугу факторинговой организацией.

5.Общая сумма денежных средств, которую выплатит факторинговая компания организации S = СД - Пфс; Б = 187 743 - 4 126,4 = 183 616, 6 тыс. руб.

Рассчитаем изменение дебиторской задолженности в результате использования факторинговой услуги:

ДзТ = 0,5 х 285 832 + 0,5 х 397 360 = 341 596 тыс. руб.

ДЗ2 =0,5 х 285 832 + 0,5 х (397 360 - 187 743) = 247 724, 5 тыс. руб.

ДДЗ = 341 596 - 247 724, 5 = 93 871, 5 тыс. руб.

Таким образом, сумма дебиторской задолженности в среднем уменьшилась в результате факторинговой операции на 93 871,5 тыс. руб.

350 000 300 000 250 000 200 000 150 000 100 000 50 000 0

г— ■11111

---------------

-

zEEEEE

EzEiEEiiEr- -. -.

=====

.....

W

--__ /

□ Средняя сумма дебиторской задолженности, тыс. руб.

факт

Рис. 2. Изменение средней суммы дебиторской задолженности Рассчитаем показатели оборачиваемости:

ВР

Кобдз = — (1)

где: Коб - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности; ВР - выручка;

ДЗ - дебиторская задолженность.

715 343

Кобдз 1 =-= 2,24 об.

321600 - 71 5 343

Кобдз 2 = ' * = 2,89 об.

247 724,5

ДКобдз = 2,89 - 2,24 = 0,65 об.

В результате факторинговой услуги оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 0,65 раза, что говорит об ускорении ее оборачиваемости.

Период оборачиваемости дебиторской задолженности найдем по формуле:

Тпер

Тобдз = ^, (2)

где: Тоб - период оборота дебиторской задолженности;

Коб - коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

360

Тобдз 1 = — = 1 6 0 , 7 дн. ТЪбдз2 = Щ= 1 2 4,5 7 дн. А Тобдз = 160,7 - 124,57 = 36,13 дн.

3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

□ Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, об.

факт

Рис. 3. Изменение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности

После проведения факторинговой операции период оборачиваемости дебиторской задолженности сократился на 36,13 дня, что говорит о положительной тенденцией развития организации.

Рис. 4. Изменение периода оборачиваемости дебиторской задолженности

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученную в результате факторинга сумму денежных средств организация может направить на повышение конкурентоспособности организации.

Таким образом организация не получит 21 859,85 тыс. руб. или 5,5 % от общей суммы дебиторской задолженности. На данную сумму должен быть сформирован резерв по сомнительным долгам. Реальная величина задолженности составит 375 500, 15 тыс.руб.

Факторинговая операция приведет к тому, что сумма дебиторской задолженности уменьшится на 187 750 тыс.руб., а оборачиваемость дебиторской задолженности увеличится на 0,65 раза. Период оборачиваемости дебиторской задолженности уменьшится на 36,13 дня. На фоне данного изменения показателей эффективность использования оборотных средств предприятия повысилась.

Таким образом, в условиях высокой конкурентной борьбы предприятию необходимо улучшать качество производимой продукции, увеличивать объемы продаж и рынок сбыта. С помощью факторинга можно повысить эти показатели. В связи с этим факторинг является большим преимуществом для малых и средних предприятий в условиях жесткой конкуренции.

В условиях нестабильной экономической ситуации факторинговым организациям сложно развиваться. В связи с этим необходима государственная поддержка на законодательном уровне для интенсивного развития факторинговых услуг.

Факторинг является гибким инструментом, который позволяет рассмотреть интересы обеих сторон. Данный вид услуги позволяет директорам и сотрудникам организаций сосредоточиться на производственных процессах и максимальной прибыли. Таким образом, факторинг является мощным инструментом, который позволяет стать организации более конкурентоспособным.

Основные положения и рекомендации, которые предложены в статье, могут быть использованы финансовыми службами предприятий при оптимизации форм и методов управления дебиторской задолженностью, при определении путей и методов повышения финансовой устойчивости хозяйственных субъектов, а так же при разработке финансовой политики предприятия для сокращения затрат по обслуживанию дебиторской задолженности.

Библиографический список

[1] Позднякова А.В., Кулакова Н.Н. Факторинг - инструмент управления дебиторской задолженностью // В сборнике: Актуальные проблемы теории и практики развития экономики региона Материалы 2-й межвузовской студенческой научно-практической конференции. -Москва, 2015. - с. 167-170

[2] Брунгильд С.Г. Управление дебиторской задолженностью. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - С. 67.

[3] Соколова Ю.А. Факторинг как способ сокращения косвенных потерь предприятия при коммерческом кредитовании контрагентов // В сборнике: социально-экономическая роль денег в обществе Материалы XI Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. -2015. - с. 159-165.

[4] Рейтинговое агентство «Эксперт РА». - URL: http://www.raexpert.ru (дата обращения: 07.11.2015)

[5] Сутягин В. Ю. Дебиторская задолженность: учет, анализ, оценка и управление: Учебное пособие - М., 2014. - С. 216

[6] Филина Ф. Н. Дебиторская и кредиторская задолженность. Острые вопросы налогообложения. -М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2011. - С. 152

[7] Кулакова Н.Н., Семененко М.Г., Черняева С.И., и др. Анализ финансовой устойчивости предприятия // Вектор науки ТГУ, 2014. - № 1. - с. 127-129

[8] Информационный портал факторинг. - URL: http://www.factorings.ru (дата обращения: 15.08.2016)

kkk

UDC 657.4

A.R. Sagitova

FACTORING AS A METHOD OF IMPROVING THE FINANCIAL SUSTAINABILITY AND COMPETITIVE ECONOMIC ENTITIES

In times of crisis, even the most reliable buyers may become unreliable. In this regard, businesses often face the problem of non-payment, which leads to an increase of accounts receivable, which in turn adversely affect the financial stability and liquidity of the company. Due to the urgency of the problem in this paper we propose an efficient method of reducing the level of receivables - factoring. It should also be noted that this question is relevant for the "young" organizations who need credit. Due to the fact that these organizations often do not have the quality of collateral and credit history, chances of denial in credit are high. The high practical value of the use offactoring services in economic entities has been proven in the article.

Keywords: accounts receivable, factoring, financial stability, competitiveness and liquidity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.