УДК 796.526
ФАКТОР ВРЕМЕНИ ВОССТАНОВЛЕНИЯ В СПОРТИВНОМ
СКАЛОЛАЗАНИИ
Ю.В. Котченко
Приведена регрессионная модель связи фактора времени восстановления с итогом выступления. Выявлено, что степень корреляции с результатом находится в зоне умеренной связи (Я=0,3б-0,4б) и является высокозначимой (р<0,001). Предполагается, что время восстановления может рассматриваться как одна из тактических составляющих прохождения соревновательной трассы.
Ключевые слова: спортивное скалолазание, соревновательный процесс, факторы успеха, международные соревнования.
Вопросы повышения соревновательной эффективности всегда были актуальными для любого вида спорта, в том числе и для спортивного скалолазания. Исследователи рассматривают различные пути оптимизации тренировочной и соревновательной деятельности, но наибольшей популярностью пользуются направления физической [1] и психологической подготовки [2]. Не так часто встречаются публикации по вопросам специальной подготовки [3], антропометрии [4], еще реже - моделирования тренировочной и предсоревновательной деятельности [5]. Аспекты соревновательного процесса в скалолазании и его закономерности, в настоящее время практически не изучаются, хотя эта область исследований может быть достаточно перспективной на современном этапе развития спортивного скалолазания.
Нами рассмотрен один из факторов, оказывающих влияние на результат, непосредственно в ходе прохождения соревновательной трассы. В качестве исходных данных, использовались показатели выступлений высококлассных спортсменок на этапах кубка мира и чемпионатах мира по скалолазанию в дисциплине трудность. За период с 2012 по 2015 гг. проанализированы свыше 1500 индивидуальных стартов на 30 этапах и двух чемпионатах мира.
Методы анализа: корреляционный, регрессионный, кластерный. При обработке данных использовались программы Kinovea 0.8.24, Excel-2010, Statistika 10. В сложном лазании существуют такие временные отрезки, когда спортсменка прекращает активную соревновательную деятельность на трассе и использует текущее время для отдыха или тактического анализа прохождения предстоящего отрезка трассы. Обозначим это время как время восстановления (в1).
Цель исследования - понять, существует ли связь между временем восстановления и результатом выступления (Г), оценить степень и уровень значимости связи.
Время восстановления очень важный и весьма сложный в изучении фактор. Как внутрисистемный компонент соревновательного процесса, он тесно связан с плотностью, общим временем и интенсивностью лазания и через них оказывает влияние на общий результат выступления.
Методика снятия показателей времени восстановления достаточно трудоемка. Необходимо внимательно отслеживать все моменты остановки и правильно определять их причину. Обычно, для таких остановок, спортсмены предпочитают наиболее удобные участки трассы и хорошие зацепы, но такие возможности представляются далеко не всегда. В современном скалолазании уровень подготовки квалифицированных спортсменов позволяет брать восстановительные паузы в достаточно сложных, а иногда и просто непредсказуемых местах.
За пятилетний период наблюдений за выступлениями высококлассных спортсменок была создана большая база данных, позволяющая получить нужные ответы. Собранный материал, дал возможность провести достаточно полный анализ характеристик фактора. Данные представлены в таблице.
Характеристики времени восстановления
Характеристики Квалификация П = 483 Полуфинал П = 744 Финал п = 246
Индекс корреляции R 0,31 0,43 0,36
Уровень значимости р 2,06Е-11 1,7Е-34 8,5Е-09
Математическое ожидание в1 31 40 51
Минимум min 0 0 0
Максимум max 115 166 144
Ср. квадратическое отклонение а 22 30,4 32
Стандартная ошибка т 1,0 1,12 2,01
В результате анализа характеристик установлено, что степень связи с результатом на отборочном этапе находится на границе средней и низкой зоны ^=0,31) и является высоко значимой: р =2,06Е-11. Ряд имеет существенный разброс значений, величина дисперсии а = 484.
Следует заметить, что в ходе наблюдений были отмечены редкие случаи, когда спортсменки проходили трассы вообще без остановок. Такой тактический подход оказался характерен в основном для квалификационного этапа соревнований.
Выступление на более сложных и протяженных трассах, (полуфинал, финал) требует дополнительных пауз, что в свою очередь ведет к
изменению показателей времени восстановления. Это подтверждается увеличением среднего значения до в! = 40 с в полуфинале и 51 с в финале.
В сравнении с квалификационным этапом, рост достаточно существенный и составляет 22,5 %. Только 19 спортсменок из 744 завершили выступление, абсолютно не используя время для отдыха. Практически все они не входят в группу лидеров демонстрирующих высокие результаты. В подавляющем большинстве случаев, спортсменки обязательно берут паузы отдыха и диапазон разброса пауз может колебаться в пределах 2-х и более минут.
Наблюдаемые поэтапные изменения выражены также в увеличении значения индекса корреляции до Я = 0,43, (в общем анализе сложных трасс до Я = 0,46). Кроме этого, наблюдается существенный рост дисперсии ряда а=925, предположительно обусловленный различной тактикой прохождения трассы, и отсутствием общепринятых, научно обоснованных методик расчета оптимальных значений в!-фактора.
Динамика значений времени восстановления, в зависимости от общего времени выступления (в) и результата (У), представлена на рис. 1.
Рис. 1. Рост и стабилизация восстановительных пауз при прохождении полуфинальной трассы
На стартовом отрезке спортсменки стараются не использовать длительных временных пауз. Такая тактика поведения обусловлена относительно невысокой категорией трудности стартового отрезка трасс, и незначительной степенью усталости. В средней части трассы частота остановок и их продолжительность возрастают, но в дальнейшем величина в стабилизируется, оставаясь примерно на одном уровне вплоть до максимальных значений У. Основное скопление наблюдений находится на временном отрезке от 20 до 60 с.
Если же рассматривать только область высоких значений У, то гораздо чаще высокий результат достигается при показателе времени восстановления от 20 до 90 с. (рис. 2, множество «7»),
Рис. 2. Закономерность связи: результат - время восстановления
Распределение значений фактора (рис, 2) имеет вид логарифмической связи с результирующим признаком, и описывается уравнением:
У = 20,24 + 10,7^! + е, где: У - результат выступления; в1 - время восстановления; 8! - случайное возмущение модели.
Высокая дисперсия времени восстановления снижает возможность эффективного использования данной закономерности для расчета оптимальных показателей Отклонения могут быть весьма значительны, но расчетная оценка, несомненно, может использоваться в качестве исходного временного ориентира в тренировочной и соревновательной практике. При этом следует учитывать, что данная зависимость характерна для трасс полуфинально-финального этапа международных соревнований (~8Ь по французской классификации).
В исследовании также изучались характеристики лазания элитных спортсменок на каждом из этапов соревнований. В этом случае прямой вклад фактора в итоговый результат поэтапно снижается: от рв1 = 0,08 на квалификационном этапе до рв1 = 0,015 на финальном. И хотя влияние фактора напрямую на результат выступления, на первый взгляд невелико, по сути, является очень значимым, выражаясь в дальнейшем через другие временные компоненты соревновательного процесса, такие как: чистое время лазания, плотность, темп. В конечном итоге, время восстановления является тем связующим фактором, которым спортсменка может непосредственно управлять в ходе выступления, и его связь с результатом
скрыта в других межфакторных связях, которые в настоящее время изучаются.
Выводы. Время восстановления оказывает несомненное влияние на успех в сложном лазании. Степень связи с результатом находится в умеренной зоне R = (0,36-0,46), но является высоко значимой и выражается через ведущие временные компоненты соревновательного процесса. Данный фактор может рассматриваться как одна из тактических составляющих прохождения соревновательной трассы.
Список литературы
1. Physiological determinants of climbing specific finger endurance and sport rock climbing performance / D. MacLeod [ect] // Journal of sports sciences.
2007. № 25(12). Р. 1433-1443.
2. Шейнов А.А., Мурзаев В.А., Тиунова О.В. Использование специальных методов психологической саморегуляции в подготовке скалолазов // Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки: сб. тр. Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию ВНИИФК. М.,
2008. С.190-192.
3. Власенко П.С. Количественное определение специфической изометрической силы мышц сгибателей пальцев, и ее взаимосвязь с проявлением силовых способностей при занятии скалолазанием // Экстремальная деятельность человека. 2014. № 3 (28). С. 46-50.
4. Alvero-Cruz J.R. Somatotype, fat and muscle mass of elite Spanish mountaineers // International Journal of Morphology. 2011. № 29(4). Р. 1223-1230.
5. Котченко Ю.В. Моделирование соревновательной эффективности в спортивном скалолазании // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2016. № 5(135). С. 132-135.
Котченко Юрий Васильевич, канд. техн. наук, доц., skala7haramhler.ru, Россия, Севастополь, Севастопольский государственный университет
FACTOR OF TIME OF RECOVERY IN SPORTS CLIMBING
Y.V. Kotchenko
The regression model of the connection between the recovery time factor and the outcome of the speech is given. It was revealed that the degree of correlation with the result is in the zone of moderate connection (R = 0,36-0,46) and is highly significant (p<0,001). It is assumed that the recovery time can he considered as one of the tactical components of the passage of the competitive route.
Key words: sport climbing, competitive process, success factors, international competitions.
Kotchenko Yurii Vasilevich, candidate of technical Sciences, associate professor, [email protected], Russia. Sevastopol, Sevastopol State University