Научная статья на тему 'Фактор синергетики в формировании национальной правовой системы – сравнительно-правовое исследование'

Фактор синергетики в формировании национальной правовой системы – сравнительно-правовое исследование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
591
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фактор синергетики в формировании национальной правовой системы – сравнительно-правовое исследование»

CD

Ш

Маик И. С.

соискатель кафедры теории и истории государства и права Львовского государственного университета внутренних дел

О

ш

Фактор синергетики в формировании национальной правовой системы - сравнительно-правовое исследование

Маик И. С.

Анализируется государственно-правовая система; освещается цели государственно-правовой системы; разъясняется структура государственно-правовой системы с точки зрения синергетики; изображается государственно-правовая система согласно положениям синергетики; рассматриваются этапы самоорганизации государственно-правовой системы; описывается самоорганизация развития государственно-правовой системы; исследуются способы объединения методологии сравнительного правоведения с принципами синергетики.

Ключевые слова: правовая система, государственно-правовая система, структура, синергетика, синергетический подход, самоорганизация, сравнительное правоведение.

Аналiзуeться нацюнальна правова система; висвплюеться цш нацюнально'1 правово'1 системи; роз'яснюеться структура нацюнально'1 правово'1 системи ^зь призму синергетики; зображуеться нацюнальна правова система згщно положень синергетики; розглядають-ся етапи самооргашзацп' нацюнально'1 правово'1 системи; описуеться самооргашзац1я розвитку нацюнально'1 правово'1 системи; дослщжуються способи поеднання методологи порiвняльного правознавства з принципами синергетики.

Km40BÎ слова: правова система, нацюнальна правова система, структура, синергетика, синергетичний пiдхiд, самооргатзащя, порiвняльне правознавство.

The national legal system is analyzed; the work illustrates purposes of the national legal system; the structure of the national legal system through a prism of the synergetics is explained; the national legal system according to the positions of the synergetics is given; the stages of self-organization of the national legal system is examined; the self-organization of the development of the national legal system is described; the main methods of the connection between the comparative jurisprudence methodology and principles of synergetics are investigated.

Keywords: legal system, national legal system, structure, synergetics, synergetic approach, self-organization, comparative jurisprudence.

Постановка проблемы. Каждая национальная правовая система состоит из определенного количества частей. Все они взаимодействуют ради достижения целей и выполнения определенных руководством задач. Они, как правило, самоопределенно выбирают маршрут собственного движения. Собственно самоорганизация поведения составляющих элементов национальной правовой системы является предметом исследования синергетики1. Рассмотрим, каким образом произошло объединение воедино принципов синергетики и концепций сравнительного правоведения по влиянию на поведение национальной правовой системой.

Состояние исследования. Значительный вклад в определение основных концепций сравнительного правоведения и в анализ синергетики осуществили такие ученые, как: Р. Давид, К. Цвайгерт, Р.Г. Баранцев, В.Е. Войцехович, Да-мирли Мехман Алишах оглы, И.С. Кривцова, И.Р. Приго-жин, И.М. Ситар, С.С. Сливка, Г. Хакен и др.

Цель данной научной статьи — обоснованно доказать,

1. Синергетика (от греч. аот— приставка со значением совместности

и греч. EpYov — «деятельность»] — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, правовых, социальных и других] на основе присущих им принципов самоорганизации [1].

что существует возможность влиять на развитие национальной правовой системы благодаря применению принципов синергетики.

Изложение основных положений. В каждом государстве действует свое право — существует своя национальная правовая система, имеющая свою специфику, структуру и индивидуальные особенности, характеризующаяся определенными национальными особенностями, развивающаяся в обществе с разными обычаями, вероисповеданиями и т.д. [2]. Недееспособность одной из составных частей национальной правовой системы затрудняет ее функционирование.

Как известно, национальная правовая система состоит из правовых понятий, законов, процессов, имеющих возможность самоорганизованного сохранения и изменения в пространстве и времени, и образуется как совокупность специфических правовых подсистем, отличающихся по определенным признакам. Кстати, подсистемы существуют отдельно друг от друга, не входят одна в другую, а композиция национальной правовой системы представляет собой взаимосвязь ее составных частей [3, сс. 21, 24, 25, 26]. Каждый элемент национальной правовой системы обладает отдельными чертами и обязанностями. Структура национальной правовой системы состоит из таких элементов как: совокупность правовых норм2, принципов и институтов, определенным образом структурированных (нормативная составляющая правовой системы); совокупность правовых взглядов, идей, представлений, присущих гражданскому обществу — правовой менталитет, правовая культура, правовое сознание (идеологический элемент); совокупность правовых учреждений — правотворческих, правоприменительных, правоохранительных и т.п. (организационный элемент); правотворчество, реализация права, правовое мышление, то есть все то, в чем проявляется юридическая активность (действенный элемент); правопорядок как конечный результат функционирования правовой системы (элемент, выражающий интегративное свойство правовой системы) [5, с. 163]. Сложная новообразованная структура национальной правовой системы является следствием сочетания различных составных частей. Она не является суммой объединенных частей, а представляет собой «единство через разнообразие». Различные части образуют нечто новое, а потом они видоизменяются, трансформируются в подсистемы. Объединение структур осуществляется через самоорганизованное установление общего темпа развития (сильнейший отдает энергию более слабому, а тот черпает ее). Каждая национальная правовая система обладает как такими признаками, которые уподобляют ее другим, так и такими, которые отличают ее от других. Кстати, каждая национальная правовая система получает информацию о своем размещении в правовом мире от национальных правовых систем окружающих государств. Между тем следует выделить такие черты национальной правовой системы, свидетельствующие о ее способности успешно осуществлять самоорганизацию собственного поведения и деятельности: - подготовка к деятельности — четко самоорганизованная работа; - простота процесса деятельности — для достижения цели применяется относительно малое количество связей; - целеустремленность — отсутствие качеств, противоречащих главной цели; - полноценность — второстепенные цели не противоречат основным; - энергичность — действовать энергично, то есть посвятить себя достижению

2. С помощью правовых норм осуществляется правовое регулирование политических отношений [4, с. 164].

собственных целей; - рациональность — действовать соответственно к обстоятельствам; - точность — степень соответствия процесса выбранному образцу.

Цель национальной правовой системы - обеспечить выполнение государством и его органами поставленных перед обществом задач, осуществить государственную политику. На самоорганизацию национальной правовой системы воздействует удовлетворение как правовых потребностей гражданского общества, так и правовых требований внешней международной правовой среды. Это ведет к гармонизации правовых отношений и развитию элементов национальной правовой системы. Для каждого государства свойственна широкая самоопределенная сеть прямых и обратных связей между религией и законодательной базой (когда речь идет о менталитете нации), между экономическим положением и политическими правилами (при анализе существующих обстоятельств сегодняшнего дня), между собственными внешнеполитическими тенденциями и международным положением [6].

Удовлетворение потребностей национальной правовой системы как целого обеспечивается существованием ее отдельных составляющих элементов [7, с. 186]. Есть противоречия между «личными» целями отдельных элементов национальной правовой системы и теми, которые отвечают стремлениям и потребностям национальной правовой системы как целого образования [8, с. 68]. Следует найти такой набор элементов и так соединить их между собой, чтобы синергизм создал условия для качественного увеличения потенциала как каждого элемента отдельно, так и национальной правовой системы в целом - достичь возрастания синергетического эффекта [9, с. 14]. Но как бы там ни было, невозможно четко предсказать дальнейшее поведение элементов национальной правовой системы. Незначительные изменения в ней могут раскрыть новый аттрактор3, движение к которому приведет к значительным сдвигам. Внешние факторы, привлекающие внимание гражданского общества и «требующие» внесения изменений в правовое устройство, являются аттракторами для национальной правовой системы и определяют ее маршрут в дальнейшем. Порядок в национальных правовых системах, где есть взаимосвязь между составляющими элементами, возникает вокруг аттракторов. Аттракторы помогают создавать и поддерживать устойчивую опеку внутри национальной правовой системы, образуя своеобразное поле заступничества внутри нее. Аттракторы возникают как следствие взаимодействия национальной правовой системы с ее окружением. Аттракторы - это внешние точки, вокруг которых действует национальная правовая система. Таким образом, спектр структур-аттракторов выбирается в соответствии с желаниями гражданского общества. Мощность аттрактора измеряется глубиной и широтой. Глубина определяет силу аттрактора, ширина - насколько легко можно достичь конкретного состояния в различных ситуациях [12, сс. 126127]. В сложных правовых системах изменения осуществляются благодаря обмену информацией или интервенции4. Представители разных политико-правовых организаций навязывают

3. Аттрактор - это состояние национальной правовой системы, достичь которого она стремится в течение определенного периода времени [10, с 164; 11].

4. Интервенция - это грубая форма вмешательства (с применением оружия или без него] одного или нескольких государств во внутренние дела другого государства или в его взаимоотношения с третьими государствами, что является нарушением международного права - суверенитета и невмешательства [13, с. 365].

различные условия, при которых осуществляется определенное ими решение существующей проблемы - происходит положительная реакция в пределах национальной правовой системы на их действия. Они делают процессы изменений более сложными ради выведения национальной правовой системы из устойчивого состояния. Сложная устойчивая проблема в пределах национальной правовой системы, как правило, представляет собой производную функцию от многих факторов. Если удалось преодолеть один из определенных факторов, то другие движущие силы изменяются таким образом, чтобы удержать ее на прежнем месте. И только в случае достижения определенного количества изменений возникает возможность достичь превосходства над всей совокупностью факторов в целом. Эффективная работа с правовым полем такого типа требует применения не какой-либо одной техники, а взвешенного разделения труда многих элементов национальной правовой системы. Каждый элемент национальной правовой системы получает «награду» за существование в ее пределах - имеет место проявление синергетического эффекта [14, с. 59]. Между прочим, собственно модельные законодательные акты устанавливают правильное взаимодействие частей национальной правовой системы в различных сферах общественной жизни. Благодаря им расстояние между национальными правовыми системами уменьшается. Важно, чтобы модельные законодательные акты соответствовали национальному законодательству [15, с. 139]. В целом всенародное признание расположения элементов национальной правовой системы зависит от того, совпадает ли маршрут их движения, указанный в позициях национальной правовой системы, с внутренними тенденциями развития социальной системы. Следует рассмотреть три основных принципа теории синергетики относительно национальных правовых систем:

1. Принцип открытости. Гражданское общество — это открытая система, имеющая много связей с другими сообществами, обществами и окружающей средой.

2. Принцип нелинейности. Имеют место нелинейные обратные связи, большие последствия происходят из незначительных действий.

3. Когерентность5. Она имеет место, когда одновременно происходят два или более правовых явления, процесса. Они либо усиливают, ускоряют, либо ослабляют, замедляют друг друга.

Кроме всего прочего, перечислим этапы самоорганизации национальной правовой системы, касающиеся поведения ее элементов: а) самоопределение целей; б) самостоятельное планирование процесса действий; в) поиск ресурсов; г) реализация плана; д) контроль (сравнение имеющегося результата с запланированным) [14, с. 145]. В соответствии с синергетикой для самоорганизующейся национальной правовой системы характерен ряд свойств, важнейшими из которых являются:

1. Необратимость эволюционных процессов.

2. Бифуркационное6 свойство эволюции. Двигаясь к аттрактору, элементы национальной правовой системы постепенно проходят через несколько точек бифуркации и теряют собственную устойчивость.

3. Динамизм7. Структура национальной правовой системы

5. Самосогласованность сложных процессов.

6. Бифуркация - это разделение на два направления, т.е. выбор из двух вариантов только одного [16, с. 49; 17; 18, с. 63].

7. Учение, рассматривающее национальную правовую систему как само-

стоятельное начало, имеющее склонность к самостоятельному движению, развитию, видоизменениям [13, с. 244].

саморазвивается. Структура системы является динамичной категорией и периодически требует корректировки. Для осуществления перемен сначала необходимо составить план действий, определить цель, ради которой они будут осуществляться. Принимается во внимание иностранный опыт и условия собственного существования (политические, правовые, экономические, социальные и т.д.). Синергетика предусматривает два вида кризисов: структурный и системный. Структурного кризиса можно не допустить или ликвидировать его: необходимо перестроить внутреннюю структуру национальной правовой системы так, чтобы она отвечала вновь возникшим условиям. Системный кризис свидетельствует о том, что отсутствуют условия для дальнейшего выполнения структурных видоизменений национальной правовой системы — есть потребность превратить ее в систему, которая будет достигать любой политико-правовой цели, опираясь на другие принципы.

4. Режим с обострением или сверхбыстрым развитием кризиса. Данный кризис имеет основанием нелинейную положительную обратную связь.

5. Новое понимание будущего. Двигаясь к аттрактору, национальная правовая система самостоятельно определяет цель, на пути к которой она будет противодействовать каждой преграде — будут иметь место диссипатив-ные процессы. Будущее обязательно наступит завтра. Оно предусматривает определенное количество альтернативных путей развития событий. Будущее управляет настоящим.

6. Принцип подчинения. Различные аттракторы предлагают неодинаковые взгляды на разъяснение того или иного вопроса. Национальная правовая система отклоняет все предложения и продолжает движение к ранее избранному аттрактору. Фундаментальна роль случайностей. В точке бифуркации национальная правовая система теряет устойчивость. Принцип подчиненности перестает действовать. Нелинейные положительные связи дают возможность каждой из малых флуктуаций8 настойчиво оказывать существенное влияние ради развития национальной правовой системы в будущем.

7. Законы отлаженной интенсивности последовательного самоорганизованного развития. Объективным показателем величины внутренних связей между различными элементами национальной правовой системы является относительная скорость процессов диссипации. Хаос на макроуровне может привести к организованности на макроуровне. Главная роль хаоса проявляется в самосогласованности: приведении двух или нескольких периодически меняющихся явлений или процессов, в которых участвуют элементы национальной правовой системы, к совпадению во времени. Не стоит увеличивать величину собственных усилий ради ускорения развития национальной правовой системы — существует риск отклониться от движения к избранному аттрактору. Следовательно, степень самоорганизации национальной правовой системы определяется мерой взаимодействия её составных частей, ведь существует взаимозависимость между национальной правовой системой и её элементами. Любое правовое образование — это продукт общественного

8. Флуктуация - это случайное отклонение характеристик национальной правовой системы от среднего значения [10, с. 163; 18, с. 903].

развития9 [19, с. 64].Между прочим, перечислим факторы, влияющие на самоорганизованное развитие национальной правовой системы: 1) связь: между элементами происходит обмен информацией; 2) взаимодействие: составляющие части, будучи в единстве, влияют друг на друга; 3) иерархия: преимущество элемента высшего порядка над низшим; 4) взаимодействие: взаимопомощь между элементами. Нельзя навязывать путь развития национальной правовой системе. Необходимо ориентироваться на её способность к самоупорядочиванию собственного развития — не осуществлять внешнее вмешательство в данный процесс. Структуры-аттракторы определяют развитие настоящего. Неравновесности являются необходимым условием появления новой организации, нового порядка, новых систем, то есть — развития [20]. Различают две стадии самоорганизованного развития национальной правовой системы: а) каждый элемент приносит пользу другим, взаимодействуя с ними, ради того, чтобы национальная правовая система достигла успеха; б) каждый элемент самостоятельно специализируется в собственной сфере, утвердив себя, и существует только ради правовой системы. Совершенствование национальной правовой системы сопровождается усложнением ее структуры10. Развитие национальной правовой системы может происходить по двум направлениям: 1) спонтанные изменения (процессы, совершенствующиеся самостоятельно); 2) целенаправленные воздействия (формирование общих целей, направление пути их достижения, изучение манеры поведения правовых систем, прогнозирование самоорганизованной реакции на воздействие извне). Развитие само себе устанавливает пределы: в процессе развития ранее самостоятельно существующие объекты самоорганизуются в общность, союз более высокого уровня [14, сс. 60, 61, 67, 68, 135-137]. Можно описать их и смоделировать путь развития, проведя расчет, учитывая при этом самоорганизацию [21, сс. 150-152, 181-183, 195-203]. Каждая самоорганизованная национальная правовая система имеет не один, а много собственных путей развития, отвечающих ее природе. Одним из основных средств развития национальной правовой системы является нововведение: новое нарушает спокойствие, вызывает изменение равновесия в ней [4, с. 159]. Для прогнозирования пути эволюции, прежде всего, необходимо учитывать менталитет нации, имеющиеся правовые намерения, присущие руководящей власти государства, исторические аспекты, восприятие определенных изменений, нововведений элементами, имеющимися в правовой структуре. Ведь на настоящее влияет как прошлое, так и будущее. Каждая национальная правовая система в прошлом избрала собственною позицию в международных правовых отношениях. Этот неофициальный выбор отображается сегодня в её чертах (положительных или отрицательных) [22, с. 65; 23, с. 9]. Соответственно, сегодня мы делаем все, чтобы завтра приблизиться к избранному аттрактору. В данный момент неустойчивости будущее определяется: случайностью, флуктуациями, хао-

9. А.А. Любищев: самоорганизация берет свое начало в низах, а не в верхах общества [21, с. 420].

10. На протяжении эволюции внутренняя структура национальной правовой системы делается сложнее. Если одна из частей не соответствует требованиям национальной правовой системы, разделение целого на качественно отличные части и их взаимозависимость не способствуют достижению национальной правовой системой успеха [14, с. 62].

сом на микроуровне. Настоящее — это пересмотр когда-то выбранного будущего.

Рассмотрев свойства национальной правовой системы, проанализируем совокупность принципов, благодаря которым создается совершенное гражданское общество, сквозь призму синергетического подхода в сравнительном правоведении: 1. Принцип совершенствования: бытие является совокупностью элементов, которые благодаря самоорганизованному движению превращают хаос в порядок. 2. Принцип сложности: структура национальной правовой системы усложняется в ходе эволюции. 3. Принцип возможного будущего: в наличии имеется большое количество вариантов выбора дальнейшего маршрута движения. 4. Принцип подчиненности: все разновидности дальнейших действий, предложенные системе в точке бифуркации, группируются по определенным признакам. Их количество ограничено. 5. Принцип случайности, занимающей важное место в точке бифуркации. 6. Принцип дополнения: изменения в обществе можно описать, используя синергетический подход. 7. Принцип фаллибилизма: теоретическое описание национальных правовых систем является закономерным явлением в ходе их эволюции. 8. Принцип фрактально-сти: в процессе установления национальной правовой системы главное место занимает ее структура, а не элемент. 9. Принцип усиленного развития: происходит налаженное самообъединение элементов по определенному признаку в совокупность на высшем уровне совершенствования национальной правовой системы. 10. Процесс проверки на практике истинности гипотез, теоретических положений синергетики: стиль изображения национальной правовой системы, обращенный в прошлое — общий вывод, базирующийся на сравнении правовых явлений и выявлении их общих черт [24, сс. 45-55].

К тому же при реализации принципов синергетики в сравнительно-правовой практике необходимо учитывать следующие положения:

• развитие и функционирование каждой национальной правовой системы происходит на основе механизмов и процессов саморазвития и самоорганизации;

• предпосылкой возникновения и развития процессов самоорганизации является способность национальной правовой системы обмениваться с другими системами информацией, энергией;

• национальная правовая система удалена от точки равновесия;

• неравновесность системы сопровождается усилением флуктуаций, что может привести к дезорганизации предыдущей структуры;

• хаос играет конструктивную роль в процессах самоорганизации. С одной стороны, он является разрушительной силой, поскольку при определенных условиях хаотические флуктуации приводят к разрушению сложных национальных правовых систем. С другой стороны, хаос лежит в основе механизма объединения простых структур национальной правовой системы в сложные, согласования их эволюции, вывода национальной правовой системы на аттрактор развития;

• бифуркационные процессы имеют важное значение для развития существующей национальной правовой системы и для образования новых национальных правовых систем;

• замкнутость национальной правовой системы препят-

ствует ее эволюции;

• национальной правовой системе невозможно навязать то, что противоречит ее внутреннему содержанию, логике развертывания внутренних процессов. Для эффективного управления национальной правовой системой необходимо осознавать тенденции ее развития и осуществлять на нее резонансное воздействие. Ведь это важно, чтобы внешнее влияние гармонично согласовывалось с внутренними свойствами национальной правовой системы. При этом важны не сила и интенсивность воздействия, а его целесообразная пространственная и временная организация [25].

• Все сказанное позволяет на основании идей синергетики сформулировать логический итог:

• состояние национальной правовой структуры сегодня — это один из этапов эволюции, содержащий информацию о прошлом и будущем, ведь настоящее — это следствие прошлого и начало будущего;

• развитие — это бесповоротное явление, сопровождающееся обзором прошлых событий;

• имеющаяся повседневность как определяется прошлым, так и формируется будущим;

• любая национальная правовая система зависит от процессов, происходящих на низших уровнях организации. При определенных условиях (условиях неустойчивости) микрофлуктуации могут прорываться на макроскопическом уровне и определять макрокартину эволюционного процесса. Эффект усиления флуктуации означает, что в нелинейном мире малые причины могут порождать большие последствия. Аналогичные явления имеют место на высших уровнях организации правовой системы;

• развитие происходит через неустойчивость. Более высокая устойчивость имеет место благодаря изменению состояний, ритмичности, то есть через неустойчивость;

• хаос бывает разрушительный (сложные национальные правовые системы чувствительны и на микроуровнях к хаосу) и конструктивный (хаос выводит к структурам-аттракторам в ходе эволюции). Хаос разрушая строит, а строя разрушает. Он является самовосстановлением сложной национальной правовой системы;

• новое возникает вследствие бифуркаций;

• каждая среда обладает своими свойствами, обусловливающими возникновение определенной национальной правовой системы в ней;

• во время развития имеет место как увеличение, так и уменьшение разнообразия;

• единственный метод управления сложной национальной правовой системой — это ориентирование ее на собственные пути развития в ходе эволюции;

• объединение частей разной сложности развития в единое целое создает возможность ускорить темпы эволюции национальной правовой системы: как в целом, так и ее составляющих подсистем [21, сс. 189-191]. Выводы. Как известно, объединение наук «Синергетика»

и «Сравнительное правоведение» уже произошло. Собственно, благодаря применению синергетического подхода при проведении сравнительно-правового исследования, установлено, что: 1) сложноорганизованным национальным правовым системам невозможно навязать направления и пути развития, можно только содействовать процессу самоорганизации посредством слабых воздействий; 2) не-

возможно достичь одновременного улучшения сразу всех важных показателей национальной правовой системы; 3) при нескольких состояниях равновесия эволюционное развитие национальной правовой системы происходит при линейном возрастании энтропии (неопределенности ситуации); 4) для сложных национальных правовых систем существует несколько альтернативных путей развития; 5) каждый элемент национальной правовой системы несет информацию о результате будущего взаимодействия с другими элементами; 6) сложная нелинейная правовая система в процессе развития проходит через точки бифуркации, в которых происходит разветвление системы путем выбора одного из равнозначных направлений ее дальнейшей самоорганизации; 7) управлять развитием сложных национальных правовых систем можно лишь в точках их бифуркации с помощью легких толчков, сумма которых должна быть достаточной для появления последствий.

Детальный анализ процессов самоорганизации единства составных частей в области права позволяет глубоко усвоить целостность национальной правовой системы, установить ее внутренние и внешние связи.

Список использованных источников

1. Синергетика. - Матерел доступний з: <http://ru.wikipedia.org/ wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B3%D 0%B5%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0>

2. Правова система УкраТни: загальна характеристика сучасного етапу формування. - Матерiал доступний з: <http://www. info-works.com.ua/kursovi/pravo/3121.html>

3. Мiзюк Б.М. Системы основи теори та шструментарш менеджменту пщприемства: Монографiя. - Львiв: Коопосвта, 2000. - 418 с.

4. Порiвняльне правознавство (теоретико-правове дослщження): Монографiя / За ред.. О.В. Зайчука, Н.М. Ошщенко. - К.: "Видавництво "Фенкс", 2007. - 430 с.

5. Марчук В.М., Нколаев Л.В. Нариси з теори права. - К.: 1стина, 2004. - 302 с.

6. Сутшсть ефекту синергп в процес функцюнування оргаызацп. - Дотупний з: <http://ukrref.com. ua/?id=MTAxNjY%3D>.

7. Фiлософiя: Навчальний поабник / 1.Ф. Надольний, В.П. Андрущенко, 1.В. Бойченко, В.П. Розумний та ш.; За ред. 1.Ф. Надольного. - К.: Вкар, 1997. - 584 с.

8. Журавлев В.И. Система, взгляд изнутри. - СПб.: Издательство ДЕАН, 2007. -176 с.

9. Чайка Г.Л. Синерпзм в управлшш / Г.Л. Чайка. - К.: Знання, 2011. - 70с.

10. Сливка С.С. Фiлософiя права: [Навчальний поабник] / Степан Степанович Сливка. - Львiв:ЛьвДУВС, 2010. - 264 с.

11. Купрiянова К.О. Одеська нацюнальна академiя зв'язку iм. О.С. Попова. Синергетичний ефект, як зааб пщвищення ефективносп дiяльностi пщприемства. - Матерiал доступний з: < http: // www.rusnauka.com/12_KPSN_2010/ Economics/63516.doc.htm>.

12. Синергетическая парадигма. Когнитивно-коммуникативные стратегии современного научного познания. - М.: Прогресс -Традиция, 2004. - 560 с.: ил.

13. Сучасний тлумачний словник укра'ТнськоТ мови: 100000 сжв / За заг. ред. д-ра фтол. наук, проф. В.В. Дубiчинського. - Х.: ВД "ШКОЛА", 2009. - 1008 с.

14. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления / Перевод с польского. Под редакцией доктора экономических наук профессора Г.Э. Слезингера. - Издательство "ПРОГРЕСС". -Москва, 1971. - 312 с.

15. Бехруз Х. Сравнительное правоведение: Учебник для вузов. -О.: Феникс; - М.: ТрансЛит, 2008. - 504 с.

16. Синергетическая парадигма. Социальная синергетика. - М.:

Прогресс- Традиция, 2009. - 688 с.: ил.

17. Шемшученко Ю.С. Правова система // Юридична енциклопед|я: В 6-ти т. / Ред. кол.: Ю.С.Шемшученко (голова ред. кол.) та ¡н. - К.: УкраТнська енциклопедт, 2003. - Т.5. -320 с.

18. Синергетическая парадигма. Синергетика образования. - М.: Прогресс — Традиция, 2007. - 592 с.: ил.

19. Макаров В.И. Философия самоорганизации. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2009. - 432 с.

20. Синерпя як енерпя. - Матерел доступний з: <http:// ukrainian-market.eu/blog.php?user=Tania&blogentry_id=19>.

21. Князева Елена Николаевна, Курдюнов Сергей Павлович. Основания синергетики: Синергетическое мироведение. Изд. 3-е, доп. - М.: Книжный дом "ЛИБРОКОМ", 2010. - 256 с. (Синергетика: от прошлого к будущему).

22. Штенберг М.И. Синергетика: Наука? Философия? Псевдорелигия? - М: Academia, 2007. - 176 с. (монографические исследования: философия науки).

23. Шелестов К.О. Домшуюче праворозумшня у функцюнуванш правових систем. Автореферат дисертацп на здобуття наукового ступення кандидата юридичних наук. Одеса, 2010 р. - 22 c.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Лесков Л.В. Футуросинергетика: универсальная теория систем. Научно-учебное пособие / Л.В.Лесков. - М.: ЗАО "Издательство "Экономика", 2005. - 170 с.

25. Коломкць С.В. Синергетичний пщхщ до системи вищоТ осв1ти в умовах ¡нформацшного сусптьства. - Матерел доступний з: <http://nbuv.gov.ua/Portal/Soc_Gum/Vchu/N149/N149p138-141. pdf>.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.