УДК 658
ФАКТОР СЕЗОННОСТИ В МОДЕЛЯХ УПРАВЛЕНИЯ ЗАПАСАМИ
Е. А. Карлова Научный руководитель - Н. В. Широченко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Обоснована актуальность учета фактора сезонности в управлении запасами, рассмотрены основные виды сезонности, приведены примеры проявления и учет сезонности в моделях управления запасами.
Ключевые слова: фактор сезонности, модели управления запасами, сезонные колебания спроса, размер основного и дополнительного заказов.
THE SEASONALITY FACTOR IN THE INVENTORY MANAGEMENT MODELS
E. A. Karlova Scientific Supervisor - N. V. Shirochenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The urgency of taking into account the seasonality factor in inventory management, the basic types of seasonality, examples adjusted for seasonal and inventory management models.
Keywords: seasonality, inventory management model, seasonal fluctuations in demand, the amount of basic and additional order.
Одной из причин создания запасов, наряду с возможными сбоями хода производства, резкими изменениями величины спроса, несоответствия объемов предложения и спроса на ресурсы, являются сезонные колебания спроса. Фактор сезонности, в таком случае, может проявляться в различных параметрах запасов: величине заказа, интервале времени поставки, стоимости оформления заказа, затратах на содержание запаса и т. д.
Спрос, характеризующийся нестабильностью или нерегулярностью под воздействием множества факторов, называется сезонным спросом и сочетает в себе сезонную и трендовую компоненту. Под сезонностью подразумеваются регулярные и предсказуемые изменения, повторяющиеся каждый календарный год. Сезонные колебания отличаются от циклических, в связи с тем, что сезонность охватывает один календарный год, тогда как циклические эффекты (напр. рост продаж вследствие снижение доли безработных граждан) распространяются на периоды времени, которые короче или длиннее одного года [4].
Фактор сезонности может выражаться в различных явлениях: сезонность при производстве, потребления или транспортировки товара, а также в северном завозе. Нерегулярность при производстве и сбыте товара в различные календарные и погодные периоды может иметь вид колеблющегося спроса на витамины, дачный инвентарь, одежду, строительные материалы и другое. Также, большое влияние оказывают праздники или христианские традиции, например пост, в период которого, как и в мае, снижается количество свадеб, что обуславливает сокращение продаж свадебной одежды. В соответствии с этим, производство и транспортировка данных товаров нарастает и замедляется в определенные интервалы времени.
Процесс северного завоза связан с климатическими условиями северных территорий России: Крайнего Севера Сибири, Дальнего Востока и Европейской части, где отсутствует инфраструктура снабжения, или из-за погодных изменений невозможно её использовать. В таком случае в больших
Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управления цепями поставок»
количествах закупаются и транспортируются жизненно важные товары (в первую очередь, продовольствие и нефтепродукты). То есть, для обеспечения территорий в процессе северного завоза нарастает производство ряда необходимых товаров в связи с увеличением спроса на них.
На разных этапах процесса производства с учетом фактора сезонности создаются сезонные запасы с целью обеспечения потребителей при увеличении спроса на отдельные позиции материальных ресурсов, а также для стабильной работы предприятия в условиях нерегулярного характера производства. Для управления такими запасами применяются модели, соединяющие в себе некоторые элементы базовых моделей управления спросом: заказ производится в момент снижения запасов до порогового уровня и в четко установленные интервалы времени.
Основные модели управления запасами содержат в своей основе условия стабильного спроса. Наиболее часто встречающиеся из них - это модель с фиксированным размером заказа и модель с фиксированным интервалом времени между заказами. Использование таких моделей в условиях, близких к реальным, не возможно. Поэтому были разработаны алгоритмы управления запасами, одновременно и отличные от существующих, и содержащие их элементы. В частности, позволяющие управлять запасами в условиях сезонности спроса - модель с установленной периодичностью пополнения запаса до постоянного уровня и модель «минимум-максимум».
В целом, рекомендуемая стратегия управления запасами при сезонном спросе выглядит следующим образом: заказ производится накануне пика потребления. Прогноз потребности осуществляется стохастическим методом, т. е. анализируются данные аналогичных прошлых периодов, при этом нулевые значения потребления в не сезон в расчет не принимаются [2]. Данная стратегия нашла отражение в разработанных моделях в отношении прогноза потребности, однако характер времени совершения заказа в разных моделях имеет различный вид.
Модель с установленной периодичностью пополнения запаса корректирует уровень запасов с учетом фактора сезонности при помощи разделения заказа на две категории: основную и дополнительную. Основной заказ производится при регулярном характере производства через фиксированные интервалы времени, в случае же более раннего достижения запасов порогового уровня в период календарных, погодных колебаний спроса делаются дополнительные заказы.
Учет сезонности в модели с установленной периодичностью пополнения запаса можно представить в виде алгоритма принятия решений по пополнению запасов:
1. Заказ товара происходит через установленные интервалы времени, если потребность в товаре за промежуток времени не подвергается колебаниям и остается на одном уровне;
2. Характер производства заказа остаётся периодическим как в предыдущем случае, если потребность снизилась на короткое время;
3. Если потребность временно возросла, первый заказ производится в момент снижения запасов до порогового уровня, ликвидируя дефицит и пополняя запасы до максимального желательного уровня, а второй заказ - в установленный момент времени [3].
Подытоживая, в момент работы предприятия в условиях сезонности, например, увеличения спроса на товары хлебобулочной промышленности в период Пасхи, заказ на муку, красители, и другие ингредиенты, в первую очередь, производится в момент достижения имеющихся запасов порогового уровня, а затем в установленный момент времени. И наоборот, если потребность в товаре снизилась на короткое время, например, спрос на зонты в зимние месяцы, то в таких случаях заказ производится через установленные интервалы времени.
Другим вариантом разработанных моделей является модель «Минимум-максимум». Её целесообразно применять при незначительной величине спроса на товары. В данной системе учитываются только два уровня запасов - минимальный или пороговый уровень, и максимальный или максимально желательный запас [1].
Проверка уровня запаса происходит в фиксированный момент времени. Если текущий запас достиг порогового уровня или оказался меньше его, то производится заказ до максимального уровня запасов с учетом ожидаемого потребления и текущего запаса. И наоборот, если текущий запас не перешел пороговый уровень, заказ не производится, а следующая проверка произойдет через установленный интервал времени.
Например, незначительный рост продаж автомобилей повышается весной, по сравнению с зимой, в связи с распространённым рассуждением «кто же покупает машину зимой, это надо делать весной». В связи с этим, если на концерне применяется модель управления запасами «минимум-максимум», весной в фиксированный момент времени совершается проверка уровня текущего запаса. В случае превышения порогового уровня, предприятие делает заказ на комплектующие к автомоби-
лям не превышающий уровень максимально желательного запаса, а если уровень текущего запаса больше порогового значения, заказ не совершается и в следующий раз проверка происходит через установленный интервал времени.
Сезонность потребления и производства зависит от множества факторов: времена года, климатические условия, праздники, деловой активности и др. При управлении запасами в таких условиях анализируются аналогичные периоды прошлых лет, прогнозируется потребность, определяется пик потребления и в преддверии его совершается заказ. Также, для эффективного управления запасами в условиях сезонного спроса разработаны модели, учитывающие нерегулярность потребления. Данные системы более совершенно справляются со своей задачей по сравнению с базовыми моделями управления запасами.
Библиографические ссылки
1. Стерлигова А. Н. Управление запасами в цепях поставок : учебник. М. : Инфра-М, 2010. 430 с. (Высшее образование).
2. Лукинский В. С., Лукинский В. В., Плетнева Н. Г. Логистика и управление цепями поставок : учебник. СПб.: Питер, 2016. 359 с.
3. Дроздов П. А. Системы управления запасами : метод. указания к практическим занятиям по дисциплине «Логистика» [Электронный ресурс]. URL: http://www.bsu.by/Cache/pdf/431513.pdf (дата обращения: 04.01.2015).
4. Seasonality [Электронный ресурс]. URL: http://www.investope-dia.eom/terms/s/seasonality.asp (дата обращения: 29.12.2015).
© Карлова Е. А., 2016