Научная статья на тему 'Фактор народной дипломатии в отношениях Китая с Россией и США'

Фактор народной дипломатии в отношениях Китая с Россией и США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1067
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Приходько Н., Тимофеев О.

Б политологии понятие народной дипломатии существует уже достаточно давно. Однако особую значимость оно приобрело лишь на рубеже XX-XXI веков. В российской теории и практике народную дипломатию часто называют гражданской или общественной дипломатией. В последние годы ученые активно развивают тему частичного принятия функций дипломатии гражданским обществом, деятельность которого не регламентируется напрямую государством. По мнению председателя Попечительского совета Центра национальной славы России, сопредседателя Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» В. И. Якунина, воздействие мирового общественного мнения постепенно распространяется на все более широкий круг политических ареалов1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фактор народной дипломатии в отношениях Китая с Россией и США»

Миррппря док

Николай ПРИХОДЬКО, Олег ТИМОФЕЕВ

ФАКТОР НАРОДНОЙ ДИПЛОМАТИИ В ОТНОШНЕНИЯХ КИТАЯ С РОССИЕЙ И США

В политологии понятие народной дипломатии существует уже достаточно давно. Однако особую значимость оно приобрело лишь на рубеже ХХ-ХХ1 веков.

В российской теории и практике народную дипломатию часто называют гражданской или общественной дипломатией. В последние годы ученые активно развивают тему частичного принятия функций дипломатии гражданским обществом, деятельность которого не регламентируется напрямую государством. По мнению председателя Попечительского совета Центра национальной славы России, сопредседателя Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций» В. И. Якунина, воздействие мирового общественного мнения постепенно распространяется на все более широкий круг политических ареалов1.

ПРИХОДЬКО

Николай

Николаевич —

директор Центра

геополитических

исследований

Амурского

государственного

университета

ТИМОФЕЕВ

Олег

Анатольевич —

к. и. н., доцент

кафедры

китаеведения,

старший научный

сотрудник Центра

геополитических

исследований

Амурского

государственного

университета

Базовыми принципами функционирования институтов народной дипломатии являются автономность в своих действиях и решениях и независимость от государственных структур. Собственно, именно поэтому она и называется «гражданской». Подобную деятельность могут осуществлять не только организации (неправительственные организации — НПО), некоммерческие организации, религиозные организации, общественные объединения и т. д.), но и частные лица (спортсмены, политики, деятели культуры, бизнесмены), проявляющие себя на неофициальном, а нередко и на личностном уровне.

Во всем мире подчеркивается важность установления контактов на неофициальном уровне. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что мероприятия неофициального характера призваны укрепить взаимопонимание, дружбу, прагматическое партнерство и дипломатические отношения между государствами.

Понятие народной дипломатии весьма активно используется НПО. Те становятся инструментом, благодаря которому граждане вовлекаются в решение широкого круга вопросов, будь то построение демократического общества, медицина, образование либо другие вопросы общественно-политического значения.

По сравнению с экономически развитыми странами уровень развития НПО в России остается недостаточно развитым. В 1997 г. в нашей стране вклад НПО в ВВП составлял 2%, в настоящее время — примерно 1%. Для сравнения: в Нидерландах доля НПО в ВВП достигает 15,3%, в США — около 7,5%, в Великобритании

— 6,8%, в Германии — 4%.

Взаимодействие власти и НПО, особенно на федеральном уровне, в большинстве случаев сводится к разовым контактам в ходе проводимых мероприятий. Между тем во многих регионах России накоплен положительный опыт взаимодействия органов власти с НПО как на федеральном, так и на муниципальном уровне.

Российские институты общественной дипломатии смотрятся весьма скромно на фоне западных аналогов. По данным Л. Сычевой, в стране действуют менее 50 структур подобного рода (из них активно не более десяти). Для сравнения: в США такой деятельностью занимаются около 15 тыс. организаций.

1 Якунин В. И. Народная дипломатия как фактор мировой политики и инструмент межцивилизационного взаимодействия. От диалога цивилизаций к сотрудничеству и интеграции. Под ред. С. С. Сулакшина. М., 2006, стр. 89

В России слабым местом всех национальных институтов народной дипломатии является их недостаточная финансовая поддержка. Организации «общественной дипломатии» в других странах зачастую непосредственно связаны с государством и получают от него немалое финансирование (до 65% средств).

Народная дипломатия в российско-китайских отношениях

Позиции России и КНР по принципиальным вопросам современного миропорядка и основным международным проблемам совпадают или близки. На этой основе между нашими странами поддерживается тесное взаимодействие в области внешней политики. Помимо интенсивных контактов между министерствами иностранных дел, успешно развиваются и действуют институты народной дипломатии двух стран. Россия и Китай едины в решимости предпринимать как на двусторонней, так и на многосторонней основе целенаправленные и необходимые практические шаги в борьбе с международным терроризмом во всех его проявлениях.

Бесспорным положительным фактором в развитии сотрудничества двух стран является развитие парадипломатии. С российской стороны в 2000 г. постоянные отношения сотрудничества с китайскими регионами развивал 51 субъект Федерации. Наибольшую активность в таком сотрудничестве проявляют приграничные регионы двух стран. В ходе переговоров на уровне центральных ведомств и межрегиональных объединений создан правовой режим наибольшего благоприятствования для торговли и туристических обменов.

Межрегиональное сотрудничество, в особенности деловые и культурные связи между сопредельными областями являются важной составной частью общего российско-китайского взаимодействия. Это сотрудничество развивается на базе Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве (2001 г.), а также плана Путина — Ху Цзиньтао по реализации договора на 2005—2008 гг.

В 2004 г. исполнилось двадцать лет сотрудничеству между Обществом китайско-российской дружбы г. Хэйхэ

и Амурским отделением Общества российско-китайской дружбы. За эти годы установлены прочные контакты во многих сферах: в частности, восстановлена приграничная торговля, активно развивается международный туризм, ведется сотрудничество в области экономики, науки, техники, просвещения, культуры и спорта.

Все это способствует устойчивому развитию приграничных территорий и городов, повышению уровня жизни местного населения, искренних и плодотворных дружеских отношений между Россией и Китаем. Если заглянуть в историю, то, безусловно, всего этого удалось достичь благодаря политическому стремлению восстановить дружеские контакты между провинцией Хэйлунцзян и Амурской областью еще во времена Советского Союза.

Так был заложен первый кирпичик в фундамент сотрудничества приграничных городов на современном этапе. В практику вошла ежегодная разработка планов совместных мероприятий обществ дружбы. Доверие и взаимопонимание укреплялись с каждым годом. Народная дипломатия, которая в свою очередь базировалась на «политике открытых дверей», провозглашенной Дэн Сяопином, обратила на себя самое серьезное внимание правительств обеих стран. Именно с этого времени начали усиленно развиваться торгово-экономические, культурные, гуманитарные связи, международный туристический бизнес. В Приамурье 1 сентября 1987 г. была восстановлена приграничная торговля, через год был открыт первый однодневный туристический маршрут между Хэйхэ и Благовещенском. В начале 1990 г. создано первое совместное предприятие — ресторан китайской кухни «Дружба» в Благовещенске. В том же году Хэйхэский сельскохозяйственный научно-исследовательский институт совместно с ВНИИ сои начали изучать и выращивать новые сорта этой культуры.

По мнению известного российского политолога С. С. Сулакшина, наибольшими перспективами в деле развития согласительных стратегий в сфере международных отношений обладают женские и молодежные общественные организации1.

1 Сулакшин С. С. Политический центризм в современной России: проблемы теории и практики. М., 1999, стр. 169

В Приамурье начиная с 2004 г. осуществляется активный обмен молодежными делегациями. По линии обществ дружбы в Китае в марте 2006 г. побывали около 100 молодых россиян, среди которых были и представители Дальнего Востока. Вместе с китайскими сверстниками они встречались в Пекине с председателем КНР Ху Цзиньтао и президентом России В. В. Путиным во время торжественного открытия Года России.

Стали традиционными поездки ветеранов войны, во время каникул осуществляется обмен делегациями школьников. Устраиваются совместные симпозиумы по различным вопросам социальной сферы. Ежегодно накануне 8 Марта женские делегации обеих сторон ежегодно наносят визиты дружбы. В аналогичных обменах участвуют и детские организации.

Одной из важнейших составляющих Плана действий на 2005—2008 гг. является проведение в 2006 г. Года России в Китае, а в 2007 г. — Года Китая в России. Инициатива двух лидеров представляется крайне своевременной. Она отражает понимание руководителями России и Китая важности создания надежной и широкой социальной базы развития двусторонних отношений. Дело в том, что нормализации российско-китайских отношений в начале 1990-х годов и их нынешнему развитию предшествовал почти 30-летний трагический период взаимного отчуждения. Инерция взаимного непонимания или неготовности к пониманию друг друга и сейчас сохраняется в различных слоях населения обеих стран.

Проекты «национального года», охватывающие практически все области сотрудничества, во многом становятся той основой, на которой обе страны развивают свое взаимодействие. Уже прошла целая череда визитов, выставок, семинаров, форумов, фестивалей и других мероприятий.

Народная дипломатия и народные организации в Китае пользуются широкой поддержкой не только общественности, но и правительства КНР. Свидетельство тому — торжественное чествование в Китае успехов 50-летней деятельности Китайского народного общества дружбы с заграницей (КНОДЗ).

Российским организациям народной дипломатии существенно недостает финансовой поддержки со стороны правительства и бизнес-сообщества. Тем не

менее, опираясь на усилия активистов общества и помощь заинтересованных спонсоров, Общество российско-китайской дружбы продолжает свою деятельность по распространению в России позитивной информации о Китае и российско-китайских отношениях, содействует китайским партнерам в установлении побратимских отношений с российскими городами, прилагает усилия к расширению торгово-экономических, научно-технических и культурных обменов между двумя странами.

Однако финансовые трудности, испытываемые Россией, серьезно ограничивают потенциально широкие возможности для взаимодействия в области науки и техники между Россией и КНР. Многие перспективные планы такого сотрудничества реализуются медленно и в узких рамках.

США-Китай: иерархичность сотрудничества

Одной из главных характеристик XXI в. становится смещение центра принятия основных политических и экономических решений в мире в сторону Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В АТР проживают более 3 млрд. человек, половине из которых нет еще и 25 лет. ATP

— наиболее динамично развивающийся регион мира, в котором успешно реализуется новая модель разделения труда между промышленно развитыми и развивающимися государствами с верти -кальной иерархией наукоемких и трудоемких производств в соответствии с теорией «стаи летящих гусей».

В регионе расположены крупнейшие экономические лидеры мира — США, Китай и Япония. Крупнейшие торговые партнеры каждого из них также расположены в данном регионе. Крупнейший товарооборот во внешней торговле США приходится на Канаду и Китай, Китая — на США и Японию, Японии

— на Китай и США. В случае же учета всего объема так называемой совокупной государственной мощи на передний план выдвигаются две державы — США и Китай1.

1 Япония выбивается из этого списка в том числе и в связи с заниженным уровнем самоидентификации (концепция «экономический гигант — политический карлик»)

По прогнозам Мирового банка реконструкции и развития, ВВП Китая, рассчитанный на основе паритета покупательной способности1 национальной валюты — юаня, к 2015—2017 гг. достигнет уровня США, а к 2020 г. превысит его на 40%. Китайские же ученые полагают, что рассчитанный на основе соотношения валютных курсов ВВП КНР достигнет американского уровня к 2030 г., а к 2050 г. превысит его в два раза (213 и 107 трлн. долл. соответственно)2.

Американо-китайские отношения к началу XXI в. во все большей степени приобретают макрорегиональное значение (в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона). К настоящему времени произошло значительное нивелирование проблемы Тайваня, находившейся с конца 50-х годов в центральной части спектра проблем двусторонних отношений. В то же время в Китае крайне болезненно реагируют на планы США распространить на Тайвань действие национальной ПРО, а также японо-американского договора о безопасности и смежного с ним трехстороннего диалога с участием Австралии.

Лидерами двух стран уже со второй половины 90-х годов XX в. предпринимаются усилия по нормализации отношений, значительно ухудшившихся после разгона китайскими властями в июне 1989 г. продемократического студенческого движения.

В ходе визита в США председателя КНР Цзян Цзэминя в октябре 1997 г. было подписано совместное заявление об отношениях «конструктивного стратегического партнерства» (constructive strategic partnership). Вместе с тем, являясь в большей степени личной инициативой президента США Б. Клинтона, идея развития стратегического сотрудничества не нашла своего воплощения в реальных политических делах.

Приход к власти в США республиканской администрации крайне негативно сказался на американо-китайских отношениях. Во-первых, основной кандидат на пост президента Дж. Буш, высту-

1 Паритет покупательной способности национальных валют рассчитывается по стоимости покупательских корзин в различных странах. В Китае, например, на 7,6 юаня (= 1 доллар США) можно купить в 4 раза больше товаров, чем в США

2 Экономика Китая вступает в XXI в. Под ред. М. Л. Титаренко. М., 2004, стр. 58

пая 19 ноября 1999 г. в Библиотеке им. Р. Рейгана, заявил: «Китай — это соперник (competitor), а не стратегический партнер. Мы должны относиться к нему без злой воли, но и без иллюзий». Во-вторых, отношения осложнил произошедший через два месяца после инаугурации нового президента США инцидент с американским разведывательным самолетом ЕР-3.

После событий 11 сентября 2001 г. руководство КНР поддержало антитеррорис-тическую кампанию, проводимую США. Реакция официального Пекина на сам факт атаки террористов-смертников была быстрой и вполне определенной. В послании председателя КНР Цзян Цзэминя, направленном президенту США ночью 11 сентября, говорилось: «Китайское правительство последовательно осуждает и выступает против всех видов терроризма. Китай готов расширить диалог и сотрудничество с США и международным сообществом в борьбе против терроризма». Как отмечал один из самых авторитетных в КНР американистов Су Гэ, после этих событий «увеличилось количество точек соприкосновения в китайско-американских отношениях»3. В октябре 2001 г. состоялась встреча лидеров двух стран во время саммита АТЭС в Шанхае, на которой стороны договорились развивать отношения «конструктивного сотрудничества». Эти договоренности нашли свое подтверждение и в ходе состоявшегося 21—22 февраля 2002 г. рабочего визита Дж. Буша в КНР.

Одной из наиболее существенных новаций в позиции американской стороны стали уступки по проблеме ущемления в КНР свободы деятельности религиозных организаций. В августе 2002 г. организация «Исламское движение Восточного Туркестана» (Ислом диний харакати) была включена в США в список террористических организаций. В апреле 2003 г. было принято решение не поддерживать критическую в отношении КНР резолюцию на ежегодном заседании комиссии по правам человека ООН. Профессор Колледжа Св. Антония в Оксфорде Р. Фут связывает данные события с принятием Китаем правил контроля за экспортом продукции, имеющей отношение к ракетным технологиям4.

3 Су Гэ. Мэйго нэйвай чжэнцэ шоудао чунцзи (Удар по внутренней и внешней политике США). Сяньдай гоцзи гуаньси, 2001, № 10, стр. 9

4 Rosemary Foot. Bush, China and Human Rights. Survival. Vol. 45. No. 2 (Summer 2003), р. 179

В феврале 2003 г. Китай посетил высокопоставленный сотрудник Госдепартамента К. Блэк, в задачи визита которого входило получение помощи от Пекина в замораживании счетов в гонконгских банках тех организаций, которые, по мнению США, поддерживали международный терроризм1.

Новый импульс двусторонние отношения получили после передачи власти в КНР от третьего к четвертому поколению руководителей. 7—10 декабря 2003 г. состоялся официальный визит в США нового премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао. Несмотря на то, что во время переговоров с президентом США Дж. Бушем и госсекретарем К. Пауэллом затрагивалась и тема Тайваня, в основном обсуждались торгово-экономические проблемы, прежде всего торговый дефицит США, возросший в период 1996—2006 гг. с 40 до 232^ млрд. долл. Выступая 8 декабря в Нью-Йорке, Вэнь Цзябао выдвинул пять принципов развития равноправного торгово-экономического сотрудничества между КНР и США:

1. Добиваться взаимной выгоды, учитывать как свои интересы, так и интересы партнера.

2. Развитие ставить на первое место, добиваться устранения разногласий путем расширения торгово-экономического сотрудничества.

3. Повышать роль координационных механизмов в двусторонних торгово-экономических отношениях, своевременно проводить встречи и консультации во избежание обострения противоречий.

4. Проводить равноправные консультации, стремиться к максимальному единству и минимизации разногласий, не прибегать к ограничениям и санкциям.

5. Не политизировать торгово-экономические проблемы2.

Следует при этом подчеркнуть тот факт, что концепция «стремиться к максимальному единству и минимизации разногласий» (цю да тун цунь сяо и) явилась с одной стороны — оптимизацией одного из важных компонентов (цю тун цунь и

— стремиться к единству при сохранении разногласий) так называемых четырех предложений Цзян Цзэминя, высказанных им во время визита президента США

1 Joshua Kurlantzick. China’s Dubious Role in the War on Terror. Current History. Vol. 102. № 668 (December 2003), р. 433

2 «Гуанмин жибао», 10.12.2003

в феврале 2002 г. Кроме того, первую часть данной формулы можно интерпретировать как стремление к Датун, категории, имеющей более чем двухтысячелетние древние корни. Впервые данный термин встречается в трактате «Шуцзин» («Книга истории») для обозначения раздела мира полумифическим древним правителем Юем. В конфуцианском трактате «Ли цзи» («Книга ритуалов») Датун трактуется как идеальное состояние общества3. Кан Ювэй попытался сочетать концепцию Датун с учением о трех эрах спати-ального расширения порядка: царство Лу

— Китай — весь мир. С другой стороны

— Лян Цичао провозглашал необходимость осуществления идей Датун в ходе реализации политики национального империализма (миньцзу дигочжуи). Сунь Ятсен связывал датун с переходом от стадии национализма к стадии универсализма (шицзечжуи)4. В интерпретации Мао Цзэдуна категория Датун стала метафорой абсолютного процветания на мировой арене.

До указанного выступления Вэнь Цзябао официальная пропаганда КНР предпочитала оперировать терминами цюаньцю-хуа (глобализация) и цзоучуцюй (выход за пределы страны5) для обозначения все более активизирующегося участия Китая в современных международных экономических процессах. Вместе с тем категория

3 В отличие от сяокан — «малого процветания», интерпретируемого как возможное в ближайшей перспективе приемлемое состояние общества. Построение общества сяокан стало основной целью проведения экономической реформы в Китае в 80-е

— первую половину 90-х годов XX в.

4 Фельбер Р. Концепция Датун в новое и новейшее время. Китай: государство и общество. М., 1977

5 Впервые в официальных документах стратегия «выхода за пределы страны» появилась в документах третьей сессии ВСНП девятого созыва (март 2000 г.). Выступая на этой сессии, Цзян Цзэминь призвал к сочетанию политики привлечения иностранного капитала в Китай (иньцзиньлай) с выходом за пределы страны наиболее успешных предприятий. Основными формами стратегии цзоучуцюй были определены расширение внешних инвестиций, создание за рубежом собственных производств и системы реализации, расширение масштабов международного менеджмента, ускорение создания собственных ТНК. Более детальное определение стратегии было дано состоявшимся в октябре того же года пятым пленумом ЦК КПК 15-го созыва. В принятых на этом пленуме «Предложениях ЦК КПК о разработке десятого пятилетнего плана экономического и социального развития КНР» указывалось, что главным содержанием государственной политики открытости является стратегия «выхода за пределы страны»

Датун сможет весьма эффективно вуалировать потенциальное стремление Китая контролировать процессы глобализации, а также попытки приобретения крупных западных компаний (IBM, Unocal, Maytag, Rover, Norando и др).

Характерно, что одна из краеугольных концепций развития двусторонних отношений была предложена в рамках состоявшегося в сентябре 2005 г. заседания Комитета по американо-китайским отношениям — крупнейшей американской организации общественной дипломатии (public diplomacy), занимающейся связями с Китаем. На этом форуме заместитель госсекретаря США Р. Золик предложил строить американскую стратегию в отношении Китая на основе побуждения последнего к тому, чтобы стать «ответственным заинтересованным участником» в системе международных отношений (responsible stakeholder in international system). По его мнению, Китай заинтересован в существующей системе, которая позволяет ему добиваться значительных целей на пути к тому, чтобы стать великой державой.

В своем выступлении Р. Золик подробно изложил, почему США не должны применять в отношении Китая стратегию изоляции (fencing), подобную той, которая применялась в отношении СССР. По его мнению, современный Китай отличается от бывшего СССР по следующим параметрам:

1) Китай не стремится распространять в мире антиамериканскую идеологию;

2) не являясь демократической страной, Китай в то же время не демонстрирует стремления к потенциальному конфликту с демократическими странами;

3) исповедуя меркантилизм, Китай не готов к смертельной борьбе с капитализмом;

4) в Китае доминирует убеждение, что его будущее связано с сохранением нынешней системы международных отношений1.

Концепция «заинтересованного участника» получила живой отклик среди

1 http://www.state.gov/s/d/rem/53682.htm

китайских политологов2. Вызывает интерес и тот факт, что соответствующую терминологию использовал и председатель КНР Ху Цзиньтао в ходе своего визита в США в апреле 2006 г.3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Китае большое значение уделяется развитию связей с США в форме так называемой дипломатии второй дорожки (track two diplomacy)4 как основному сегменту в структуре общественной дипломатии. Регулярно выходят из печати издания, посвященные американским НПО и их деятельности, направленной на развитие связей с КНР5. Следуя американской модели, ведущие университеты Китая вводят в свои штаты высокопоставленных дипломатов, в том числе и отставных. Так, например, старый партнер Амурского государственного университета — Пекинский университет в 2003 г. назначил патриарха китайской дипломатии, бывшего министра иностранных дел, заместителя председателя Госсовета КНР Цянь Цичэня директором Института международных отношений. 7 июля 2007 г. ректор Пекинского университета Сюй Чжихун в торжественной обстановке вручил аттестат профессора университета бывшему послу в США, министру иностранных дел Ли Чжаосину.

Народная дипломатия и связанные с ней смежные области международных отношений играют все более значительную роль в развитии внешнеполитических процессов. В последние годы народная дипломатия успешно встраивается и в такую новую для себя сферу, как геополитика, постепенно начиная влиять на характер отношений между великими мировыми державами XXI в. — Россией, США и Китаем.

2 Chen Dongxiao. «Complex» and Changing Structure of Sino-U.S. Relations. International Review. Vol. 42 (Spring 2006), р. 15—44

3 Цюаньмянь туйцзинь 21 шицзи чжун-мэй цзян-шэсин хэцзо гуаньси — Ху Цзиньтао чжуси дуй мэйго цзиньсин гоши фанвэнь (Всестороннее продвижение китайско-американских отношений конструктивного сотрудничества в XXI в. — государственный визит председателя Ху Цзиньтао в США). Под ред. Чжун Цзяньхэ. Пекин, 2007, стр. 14

4 В отличие от «первой дорожки», то есть официальных межправительственных связей

5 Мэйго сысянку цзи ци дуйхуа цинсян (Мозговые центры США и их отношение к Китаю). Пекин, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.