УДК 316
Касьянов Валерий Васильевич
доктор социологических наук, доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой истории России Кубанского государственного
университета
Бандурин Александр Петрович
доктор философских наук, профессор,
заведующий кафедрой философии и педагогики Новочеркасского инженерно-мелиоративного института имени А.К. Кортунова. Донской государственный аграрный университет [email protected] Самыгин Сергей Иванович
доктор социологических наук, профессор кафедры управления персоналом Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) [email protected] Valery V. Kasyanov
Doctor of Social Sciences, Doctor of Historical Sciences, Professor, head of chair
of history of Russia Kuban state University
Aleksandr P. Bandurin
doctor of philosophy, professor,
Head of the Department of philosophy and pedagogics, Novocherkassk
Engineering and Reclamation Institute of A.K. Kortunov,
Don State Agrarian University
Sergey I. Samygin
Doctor of Sociology, Professor of department ofjudicial examination and criminalistics of the Rostov state economic university (RINH) [email protected]
Фактор миграции в современной демографической политике России
The migration factor in Russia's current demographic policy of Russia
Аннотация. В настоящее время отношения между миграциями и социальными изменениями стали более сложными, чем на предыдущих общественно-исторических этапах, а сами миграционные процессы - одним из главных факторов социальных изменений. В существующих условиях социально-демографического, экономического кризиса России нужна адекватная демографическая политика в отношении миграционных процессов, соответствующая политическим, социально-экономическим и социокультурным особенностям, поскольку без нее регулирование
общественных отношений в сфере миграции становится абстрактным, бесцельным, способным навредить государственному строительству.
Ключевые слова: миграция, миграционные процессы, демографическая политика, российское общество, российское государство.
Abstract: At present, the relationship between migrations and social changes has become more complex than at previous socio-historical stages, and the migration processes themselves are one of the main factors of social change. Under the current conditions of Russia's socio-demographic and economic crisis, an adequate demographic policy is needed for migratory processes, corresponding to political, socio-economic and sociocultural characteristics, since without it the regulation ofpublic relations in the sphere of migration becomes abstract, aimless, and capable of damaging state construction.
Keywords: migration, migration processes, demographic policy, Russian society, the Russian state.
Новые обстоятельства и специфика миграции населения в России и в мире востребовали необходимость углубленного изучения миграционных процессов, которые усиливают свое влияние не только на политическую и социально-экономическую ситуацию в России, но и на демографическую сферу жизни общества, формируя новые вызовы в области национальной безопасности [1].
В рамках государственной демографической политики России Президентом Российской Федерации от 13 июня 2012 года была утверждена Концепция государственной миграционной политики на период до 2025 года, основными целями которой явились: обеспечение национальной безопасности России, максимальная защищенность и благополучие населения; стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации; содействие обеспечению потребности экономики России в рабочей силе; регулирование естественного прироста населения [2].
Исходя из этих положений, становится очевидным тот факт, что демографическая миграционная политика - это система мер, осуществляемых государством, направленных на достижение сознательно поставленных демографических целей повышения или снижения естественного прироста населения, оказывающая непосредственное воздействие на обеспечение национальной безопасности России [3]. Хотя при этом, заметим, проявляется и обратная связь - национальная демографическая политика влияет на миграционные процессы в России.
Демографическая политика России охватывает следующие сферы жизнедеятельности общества: 1) воздействие на воспроизводство населения; 2) воздействие на процесс социализации подрастающих поколений; 3) регулирование резервов рынка труда и рабочей силы; 4) регулирование территориальной структуры коренного и пришлого населения и миграционных процессов [4].
Известно, что фактор миграции вносит существенный вклад в демографическое состояние российских регионов. В результате действующей
миграционной политики государства, миграционные потоки оказывают значительное влияние на политическую, демографическую, этническую, социально-экономическую и социокультурную [5] ситуацию в регионе. В этой связи возрастает роль управленческих и социально-политических решений, направленных на поддержание общественно-политического порядка, миграционный фактор становится важным объектом политического контроля и демографического регулирования.
Исследование фактора миграции как социального явления опирается на большой объем теоретического и практического знания, сформированного зарубежными и российскими социологами, экономистами, демографами. Первые попытки научного теоретического осмысления фактора миграции наряду с разработкой миграционных процессов (П. Бурдье, Д. Норт, Е.Г. Равенштейн, С. Хантингтон) относятся к концу 19 века: британским ученым Е.Г. Равенштейном было дано определение миграции как постоянное или временное изменение местожительства человека. На основе изучения внушительного объема эмпирического материала Е.Г. Равенштейном сформулировано одиннадцать законов миграции:
1) экономические детерминанты миграции являются определяющим; 2) миграция происходит постепенно, шаг за шагом; 3) миграции на большие расстояния направляются в основном в крупные торговые и промышленные центры; 4) каждому миграционному потоку соответствует свой обратный поток (контрпоток); 5) городские жители менее подвижны в миграционном отношении, чем сельские; 6) во внутренних миграциях более активны женщины, в международных - мужчины; 7) большинство мигрантов представляет собой взрослое население, семьи редко мигрируют за пределы своей страны; 8) рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, нежели естественным в них приростом; 9) масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли, и особенно -с развитием транспорта; 10) большинство мигрантов из сельской местности направляются в крупные промышленные и торговые центры; 11) больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния [6].
Осмыслению социальных аспектов миграционных процессов, анализу социальных изменений, трансформации и модернизации институтов современного общества, динамики ценностей, изменений социальной структуры, мобильности населения, посвящены труды российских ученых: А.С. Ахиезера, Л.А. Беляевой, З.Т. Голенковой, М.К. Горшкова, Т.И. Заславской, С.Г. Кирдиной, Н. И. Лапина, С.Ф. Фролова, В.А. Ядова и др.
Фактор миграции населения, будучи объективным социально-экономическим процессом, имеет несколько основных взаимосвязанных составляющих: иммиграция, эмиграция и внутренняя миграция (в том числе вынужденная и трудовая). Причем концепция эффективной государственной миграционной политики предполагает одновременное регулирование как внешней миграции, так внутренней. По мнению Л. Карачуриной и Н. Мкртчяна, влияние внутренней миграции, не уступает, а зачастую превосходит воздействие международной миграции. Оно определяется не
только абсолютными масштабами притока и оттока населения, но и структурами потоков. Согласно эмпирическим исследованиям указанных выше авторов, демографическое и социально-экономическое влияние миграции населения разных возрастов на регионы заметно различается. В регионах с ярко выраженным молодежным притоком миграция ведет к омолаживанию населения и необходимости подстройки социальной инфраструктуры демографической политики под нужды и потребности молодых. В других ускоренный выезд молодых мигрантов по отношению к переселенцам других возрастов, наоборот, способствует более быстрому постарению населения регионов. Ускоренный рост численности и доли старших возрастов в регионах может быть вызван также преферентным притоком в них пожилого населения [7].
Процессы миграции, наблюдающиеся сегодня в России, значительно осложняют демографическую ситуацию страны. Негативные стороны для политики национально-государственного развития России проявляются в деформации этнополитической структуры общества. Она видится производной от общей проблемной демографической ситуации. Так, согласно демографической статистике России, численность населения Российской федерации в 1990г. составляла 147 млн. человек, в 2002г. - 145 млн. человек, в настоящее время - порядка 143 млн. человек. При этом наблюдается очевидный процесс старения населения, рождаемость упала до уровня развитых стран, а смертность достигла уровня развивающихся [8].
Отрицательную роль играет несоразмерность в структуре населения, вследствие чего образуются отрицательные последствия социально-психологического характера. Особо заметно в межэтнических отношениях, приезжие из числа разных этносов ориентируются на свою этническую группу, где различным способом пытаются подчеркнуть свою этническую определенность, чтобы сохранить собственные ценности и символы.
В такой ситуации основной задачей демографической политики России становится создание целенаправленного механизма воздействия на нее в целях снижения уровня отрицательных последствий для личности, общества и государства, а также повышение эффективности использования потенциала мигрантов. Состояние безопасности государства должны определять две стороны двуединого процесса: демографическое развитие населения России и участие мигрантов в развитии территорий [9].
Стоит отметить, что универсальных механизмов урегулирования миграционных процессов не разработано. Поэтому задачей демографической политики государства в сфере миграционных процессов в России является четкая артикуляция целей как необходимое условие взвешенности и сбалансированности такой политики. Анализируя современные миграционные процессы, обнаруживается рост незаконной и неконтролируемой миграции, из-за которой в отельных регионах и крупных городах сформировалась весьма сложная социально-политическая с экономическим оттенком криминогенная и демографическая ситуация.
Миграция, являясь следствием социально-экономического развития, социально-политической нестабильности, с одной стороны, может способствовать улучшению экономических и социальных условий, а с другой - усилить неравенство, вызвать новый виток социальной и политической напряженности [10]. Понимание данного обстоятельства позволяет оптимизировать демографическую политику в системе обеспечения безопасности, достижение которой возможно только при условии формулирования адекватной российской демографической политики. Доминирование первого или второго варианта может зависеть от разных условий, первым из которых, бесспорно, является характер самой миграции, а вторым - демографическая политика и деятельность властей.
Несомненно, среди всех видов миграции наибольшую значимость для общественно-политического развития играет безвозвратная миграция (механическое движение населения). В связи с этим этот вид миграции противопоставляется естественному движению населения. Такое различие объясняется тем, что естественное движение детерминируется репродуктивными потребностями в отличие от миграции, где первостепенная роль отводится стремлению личности изменить свой политический, социальный экономический статусы. Таким образом, в первом варианте потребности носят демографическую цель, а во втором - перемещение является инструментом достижения социально-экономических интересов, имеющий вторичный характер. Основными результатами проводимой государственной политики в сфере миграции на уровне государства и социума являются:
- изменение численности и возрастной структуры населения;
- изменение спроса на рабочие места в местах прибытия и выбытия;
- преобразование населения по сферам профессиональной деятельности, образовательному и социальному статусу;
- расширение этнической окраски населения, и как следствие вероятное обострение конфликтов на этнической основе;
- организованные государством массовые миграционные потоки требуют серьезных экономических затрат.
Такого рода демографическая политика призвана изменить или поддержать численность и состав населения государства и отдельных его территорий, воздействуя на движение потоков и состав мигрантов. Ее главной целью является обеспечение рационального размещения населения для эффективного развития экономики и самого населения, улучшения его качественного состава, равномерного развития регионов, сглаживания социально-экономической дифференциации условий жизни.
Именно в переходный период, когда воздействие одних регуляторов на процессы размещения населения и изменения его численности прекращается, а других оказывается односторонним, особенно важна научно, экономически и демографически обоснованная государственная миграционная политика. Являясь частью социально-демографической и экономической политики, она должна увязывать проект социально-экономического развития с проектом
(прогнозом) численности, качественного состава и размещения населения. Но роль государственной миграционной политики не должна сводиться лишь к планированию движения населения и управлению им; другая ее функция, не менее важная, заключается в контроле меняющейся ситуации и гибкое реагирование на новые условия социально-экономической реальности, возникающие в процессе реформирования экономики и общества.
В целом, первоочередной целью государственной демографической политики России должно стать управление миграционными процессами, которое способствует реализации интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, устойчивому социально-экономическому росту страны и пропорциональному развитию регионов, демографическому развитию, т. е. стабилизации или увеличению численности населения, национальной безопасности и целостности государства [11].
С позиций обеспечения национальной безопасности и целостности России существенным является регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли российского населения; повышение эффективности использования миграционных потоков путем достижения соответствия их объемов, направлений и состава интересам социально-экономического развития национальной безопасности России.
Литература:
1. Верещагина А.В., Бандурин А.П., Самыгин С.И. Незащищенное детство в социальном государстве: парадоксы российской действительности и угрозы социальной безопасности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. №3.
2. Российская газета № 5806 от 14 июня 2012 г.
3. Верещагина А.В., Самыгин С.И. Гафиатулина Н.Х. и др. Социология безопасности. М.: ИНФРА-М, 2017. 264 с.
4. Гафиатулина Н.Х., Самыгин С.И., Рачипа А.В. Социальное здоровье российской молодежи в контексте региональных миграционных процессов: угрозы национальной безопасности // Гуманитарий Юга России. 2016. Т.19. №3. С. 59-71.
5. Касьянов В.В. Взаимовлияние культур в условиях глобализации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2013. №4.
6. Ravenstain E.G. The Laws of migration // Journal of the statistical society. Vol. 48.1885. Pp. 167-175.
7. Карачурина Л., Мкртчян Н. Межрегиональная миграция в России: возрастные особенности // Демографическое обозрение: электронный научный журнал. 2016. Т.3, №4. С. 49-61.
8. Демографическая статистика Russia / http: //shkolazhizni. ru/archive/0/n-36002/.
9. Касьянов В.В., Манучарян А.К., Самыгин С.И. Демографические вызовы национальной безопасности России // Гуманитарные, социально -экономические и общественные науки. 2017. №6.
10. Shakhbanova M.M., Gafiatulina N.Kh., Vereshchagina A.V., Samygin
S.I., Imgrunt S.I. Social and economic consequences of regional ethnic migration for national security and social health of the Russian youth // Social Science (Pakistan). 2016. T.11. № 16. C. 3886-3893.
11. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.
Literature:
1. Vereshchagina A.V., Bandurin A.P., Samygin S.I. Unprotected childhood in a social state: paradoxes of Russian reality and threats to social security // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2016. №3.
2. Rossiyskaya Gazeta.№ 5806 of June 14, 2012.
3. Vereschagina A.V., Gafiatulina N.K., Samygin S.I. Sociology of security. M.: INFRA-M, 2017. 264 p.
4. Gafiatulina N.K., Samygin S.I., Rachipa A.V. Social health of the Russian youth in the context of regional migration processes: national security // Humanities southern Russia. 2016. T.19. №3. Pp. 59-71.
5. Kasyanov V. V. Interaction of cultures in the conditions of globalization // Humanities, social and economic and social sciences. 2013. № 4.
6. Ravenstain E.G. The Laws of migration // Journal of the statistical society. Vol. 48.1885. Pp. 167-175.
7. Karachurina L., Mkrtchyan N. Intergional migration in Russia: age features // Demographic Review: electronic scientific journal. 2016. T.3, №4. Pp. 49-61.
8. Demographic statistics of Russia / http: //shkolazhizni.ru/archive/0/n-36002/.
9. Kasyanov V.V., Manucharyan A.K., Samygin S.I. Demographic challenges of Russia's national security // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2017. №6.
10. Shakhbanova M.M., Gafiatulina N.Kh., Vereshchagina A.V., Samygin S.I., Imgrunt S.I. Social and economic consequences of regional ethnic migration for national security and social health of the Russian youth // Social Science (Pakistan). 2016. T.11. № 16. C. 3886-3893.
11. Gafiatulina N.Kh., Imgrunt S.I., Samygin S.I. Social security and social health of Russian society: monograph. Saarbucken: Lap Lambert Academic Publishing RU. 2017. 124p.