Научная статья на тему 'Фактор личности в восстании И. И. Болотникова: князь Григорий Петрович Шаховской'

Фактор личности в восстании И. И. Болотникова: князь Григорий Петрович Шаховской Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
866
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНЯЗЬ ГРИГОРИЙ ПЕТРОВИЧ ШАХОВСКОЙ / ВОССТАНИЕ БОЛОТНИКОВА / ФАКТОР ЛИЧНОСТИ / СМУТНОЕ ВРЕМЯ / PRINCE GRIGORIY PETROVICH SHAKHOVSKOY / BOLOTNIKOV REBELLION / PERSONALITY FACTOR / TIME OF TROUBLES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абанин Андрей Васильевич

В статье исследуется фактор личности в восстании И.И. Болотникова, изучается деятельность князя Г.П. Шаховского, его значение в повстанческом движении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Prince Grigoriy Petrovich Shakhovskoy. Personality factor in the uprising of Bolotnikov Rebellion during the Russian Time of Troubles

The author of this article explores the factor of personality in Bolotnikov Rebellion. He examines the activity of Prince Grigoriy Shakhovskoy, his significance in the rebellious movement.

Текст научной работы на тему «Фактор личности в восстании И. И. Болотникова: князь Григорий Петрович Шаховской»

Фактор личности в восстании И.И. Болотникова: князь Григорий Петрович Шаховской

УДК 94(470)

Абанин Андрей Васильевич

Московский государственный областной гуманитарный институт (г. Орехово-Зуево)

[email protected]

ФАКТОР ЛИЧНОСТИ В ВОССТАНИИ И.И. БОЛОТНИКОВА: КНЯЗЬ ГРИГОРИЙ ПЕТРОВИЧ ШАХОВСКОЙ

В статье исследуется фактор личности в восстании И.И. Болотникова, изучается деятельность князя Г.П. Шаховского, его значение в повстанческом движении.

Ключевые слова: князь Григорий Петрович Шаховской, восстание Болотникова, фактор личности, Смутное время.

Период Смутного времени известен своими авантюрами и интригами. Самой известной из них стала самозванческая интрига, повлекшая за собой появление Лжедмитрия I. Многие ученые занимались исследованием этой интриги, оказавшей огромное влияние на судьбу Московского государства. Не менее интересным представляется изучение другой авантюры, которая «воскресила» Лжедмитрия I и стала идеологической основой восстания И.И. Болотникова. Главным автором этой авантюры стал князь Григорий Шаховской [5, с. 310-311; 2, Гл. XI].

Восстание Болотникова изучалось достаточно подробно. В нем большое внимание уделялось социальному фактору. И если советские историки считали социальной базой повстанческого движения крестьянство [4, с. 130; 8, с. 89-90; 9, с. 52], то современные ученые, такие, например, как А.Л. Станиславский [11, с. 242-243], - казачество. Не менее важную роль играли личности, участвовавшие в организации восстания Болотникова. Именно Григорий Шаховской стал главным «заводчиком» смуты и человеком, поднявшим север-ские города против царя Василия Шуйского.

Князь Григорий Петрович Шаховской происходил из древнего старинного рода Шаховских. Основателем рода был князь Константин Глебович, по прозвищу Шах, в 1482 г. упоминавшийся в документах как нижегородский воевода. От отца же Григория Шаховского, Петра Андреевича, пошла третья ветвь княжеского рода. В своей семье Григорий Петрович был вторым сыном.

В 1596 г. князь был на должности воеводы сторожевого полка в Крапивне и в том же году воеводой в Туле [6, с. 100-101]. В 1597 г. Григорий Шаховской занимал должность головы в Новомонастырском остроге (в Черниговской области) и был приставом на встрече датских послов и царя Федора Иоанновича. В 1601 г. он был головой в передовом полку от Новосиля [6, с. 103; 7, с. 133].

В 1596 г. у Шаховского произошел местнический спор с князем Иваном Петровичем Ромода-новским. Он бил челом царю, что ему не по чину служить вместе с Ромодановским на Крапивне. Федор Иоаннович удовлетворил эту просьбу и отослал на службу в Тулу. Однако позже Иван Петрович Ромодановский сумел оспорить первона-

чальное решение, доказав, что князь Шаховской бил челом государю ложно, не имея на то права. В результате Григорий Шаховской был наказан, и ему было запрещено занимать воеводские должности [6, с. 100-101]. Может быть, именно этот местнический спор и унижение, которое испытал князь в результате его проигрыша, и стали одной из тех причин, которые заставили Шаховского изменить Борису Годунову.

Борис Годунов при дворе царя Федора Иоан-новича занимал очень высокое положение. Так, английский посол Джером Горсей, бывавший при московском дворе и оставивший после себя записи о тех событиях, называл Годунова лордом-протектором [3, с. 87]. Возможно, Годунов сумел повлиять на местнический спор и решить его не в пользу Шаховского.

В 1605 г. опала с Григория Шаховского была снята, и в Разрядных записях за Смутное время есть запись от 1605 г. о том, что князь Григорий Шаховской был назначен воеводой Белгорода [1, с. 30]. Именно тогда и произошел переход князя на сторону Самозванца. По всей северской земле стрельцы, посадские люди, дворяне, казаки выступали в поддержку Лжедмитрия. Южные города присягали ему на верность без его ведома. В этой обстановке князь Григорий Шаховской поддержал народный порыв, правда, скорее всего, преследуя личные цели.

Сведений о службе Шаховского у Лжедмитрия I мало. Известно, что в 1605 г. он был назначен воеводой Курска. Также князь участвовал в свадьбе Самозванца и Марины Мнишек и ехал в свадебном поезде [7, с. 232; 1, с. 81].

Наиболее интересной представляется судьба Григория Петровича после смерти Лжедмитрия и избрания царем Василия Шуйского. Он был отправлен в Путивль - город, который во время похода Самозванца на Москву стал центром сопротивления северских земель [5, с. 301, 303-304]. Именно его жители приютили лжецаревича после понесенного им чудовищного поражения под До-брыничами от армии Бориса Годунова. Они не позволили ему бежать в Польшу и уговорили остаться. Именно Путивль Самозванец сделал своей столицей и после воцарения освободил от платы налогов на десять лет [10]. При Василии Шуйском

© Абанин А.В., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 4, 2014

53

ИСТОРИЯ

путивляне этих льгот лишались. И в эту бывшую мятежную столицу был назначен воеводой Шаховской.

Наиболее подробно действия Шаховского описаны у Конрада Буссова, одного из немецких наемников, служившего у Лжедмитрия II. По его сведениям, Шаховской ехал в Путивль в сопровождении двух поляков, везде распространяя слухи, что Лжедмитрий жив и что один из поляков является переодетым спасшимся царевичем. По приезде в город Шаховской рассказал путивлянам то же самое и убедил не присягать Василию Шуйскому [2, гл. XI]. Достаточно скоро в Путивле появляется Иван Исаевич Болотников, беглый холоп князя Те-лятевского. Он рассказывает, что бежал от своего хозяина, стал казаком, побывал в плену у турок и, в конце концов, решил возвратиться на родину. По пути Болотников встретился в Польше с живым Лжедмитрием, и тот назначил его командиром своей будущей армии. На этом основании Болотников потребовал права командования мятежным войском, которое и было ему предоставлено [2, гл. XII].

Рассказ Болотникова приведен только у К. Бус-сова, в других источниках он отсутствует. Вероятнее всего, Болотников никакого путешествия не совершал и его история была еще одной легендой, выдуманной для подтверждения «воскрешения» Самозванца.

И одним из ее авторов, возможно, был князь Григорий Шаховской. Именно он возглавил восстание в Путивле и распространял слухи о спасении Лжедмитрия I. Именно из рук Шаховского Болотников получил командование и возглавил мятежное войско. Не случайно Конрад Буссов писал, что князь Григорий Шаховской поклялся отомстить за смерть царя Дмитрия таким образом, что об этом будут говорить, пока существует Россия.

Позже повстанческое движение, несмотря на одержанные победы и даже осаду столицы, начнет терпеть поражения. Тула будет осаждена и взята войсками Василия Шуйского. Болотникова и царевича Петра казнят, а Григория Шаховского сошлют на Кубенское в Спасо-Каменный монастырь.

Таким образом, князь Григорий Петрович Шаховской создал идеологическую базу повстанческого движения и поднял жителей южных городов на восстание против Василия Шуйского. Совершил он это, преследуя личные мотивы, стремясь

отомстить московским боярам за смерть Лжедмитрия I. Также Шаховской привлек на сторону восставших опытного полководца - И.И. Болотникова -и сражался в лагере мятежников до самого конца.

Библиографический список

1. Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время // Белокуров С.А. Разрядные записи за Смутное время (7113-7121 гг.). - М.: Императорское общество истории и древностей российских, 1907. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVII/1600-1620/Belokurov (дата обращения: 27.03.2014).

2. Буссов К. Московская хроника. Смутное состояние русского государства. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://krotov.info/acts/17/ lyzlov/bussow.html (дата обращения: 27.03.2014).

3. Джером Г. Записки о России XVI - нач. XVII вв. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - 288 с.

4. Корецкий В.И. Новое о крестьянском закрепощении и восстании И.И. Болотникова // Вопросы истории. - 1975. - №5. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://krotov.info/history/17/3/ kor1971.html (дата обращения: 27.03.2014).

5. Новый летописец / пер. С.Ю. Шокарева // Хроники смутного времени. - М.: Фонд Сергея Дубова, 1998. - 603 с.

6. Разрядная книга 1475-1605 гг. - М.: АН СССР (Институт истории); Наука, 1989. - Т. III. -Ч. III. - 153 с.

7. Разрядная книга 1550-1636 гг. - М.: АН СССР (Институт истории); Наука, 1976. - Т. II. -Вып. 1. - 242 с.

8. Скрынников Р.Г. Минин и Пожарский: Хроника Смутного времени. - М.: Мол. гвардия, 1981. - 352 с.

9. Смирнов И.И. Краткий очерк восстания Болотникова. - М.: Госполитиздат, 1953. - 151 с.

10. Состояние русского государства по смерти последнего претендента Димитрия / пер. И.И. Смирнова // Английское известие 1607 г. о восстании Болотникова // Исторические записки. -1942. - Т. 13. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/ Russ/XVII/1600-1620/Bolotnikov/Sost_russ_gos/ text.html (дата обращения: 27.03.2014).

11. Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: казачество на переломе истории. - М.: Мысль, 1990. - 270 с.

54

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова ¿j- № 4, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.