Фактор историко-культурного наследия в системе жизнедеятельности города
Лаврухин Алексей Николаевич
аспирант, кафедра теория и история архитектуры, реставрация и реконструкция историко-архитектурного наследия, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица, 1аугикЫ-naleksei@gmail.com
Актуальность исследования обусловлена необходимостью разработки устойчивой стратегии развития исторических городов и поселений. Одной из приоритетных задач можно назвать использование их историко-культурного потенциала, как фактора новых преобразований.
В настоящее время в научных исследованиях все больше внимания уделяется изучению историко-культурного наследия, объекты которого предполагают обязательное развитие методов их охраны и использования. В этих исследованиях историко-культурное наследие все чаще упоминается как некий ресурс территории, позволяющий активно развивать все сферы жизни.
Особое внимание привлекает идея формирования охраняемых историко-культурных территорий, которыми могут стать исторические города разной величины, исторические сельские поселения и территории, производственные территории, большие археологические объекты. В статье рассмотрена роль историко-культурного наследия в формировании городов и выявлены основные проблемы, препятствующие их развитию. Изучено влияние ОКН на пространственно-планировочную структуру и генетический код поселения. Поставлены основные градостроительных задачи по устойчивому развитию исторических городов и поселений, даны рекомендации по их решению. Ключевые слова: ресурс территории, историко-культурное наследие, градостроительство, территориально-пространственное развитие, исторические поселения
о
^
о
сч
1С
О!
»
1-
О
ш
т
X
<
т
о
X
X
178
«Историко-культурное наследие» как понятие включает в себя материальные памятники истории и культуры, представленные в виде объектов архитектуры и искусства, градостроительства и археологии, науки и техники, а также как отдельный вид наследия - историческое поселение. Однако статус исторических систем расселения, охватывающих значительные территории в ряде регионов России, в настоящее время не определен. Также на законодательном уровне не дан ответ на вопрос: может ли наследие рассматриваться в качестве конкурентного преимущества, ресурса экономического развития, в том числе фактора сохранения народонаселения? Например, градостроительный кодекс не отражает в полной мере роли историко-культурного наследия в качестве градообразующего или градоформирующего факторов.
Если историко-культурное наследие реально оказывает влияние на экономическое и общественное развитие отдельных поселений, территорий и регионов страны, то оно должно быть приравнено к градообразующему фактору, который играет в территориальном планировании важнейшую роль. Следовательно, историко-культурное наследие должно учитывается при обосновании стратегического развития территорий и поселений, но в таком качестве наследие до последнего времени в регулирующих документах не рассматривалось. Такой поход к роли историко-культурного наследия является новым.
Опубликованные в 1986 году ЦНИИП градостроительства «Методических указаний об использовании памятников истории и культуры как градоформирующих факторов при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки городов» рассматривают ОКН как обременяющий фактор, который отрицательно сказывается на возможностях градостроительного развития, при этом упуская то, что исторический потенциал ОКН позволит простимулировать развитие социально-экономических характеристик города [6].
В действующем федеральном законе № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ...» упоминается понятие «градоформирующие объекты» применительно к «предметам охраны» исторических поселений (ч.2 ст. 59) [7]. В этом контексте определение «градоформирующие» может трактоваться как признак историко-
культурной характеристики поселения, которая представляет собой сложное соподчинение объектов жизнедеятельности, градостроительной деятельности и интеллектуального интереса. В соответствии с принятыми представлениями тема наследия является предметом работы, осуществление которой представляет собой сбор достоверной информации об ОКН и историческом поселении, обладающей градо-формирующими качествами. Однако, как отмечает Э.А. Шевченко, в установленном законом понятии ОКН нет указания на столь значимую для любого поселения категорию их ценности, что не позволяет рассматривать ОКН как дополнительную или даже определяющую возможность развития поселения, но только как обременяющие его развитие структурные элементы, требующие сохранения и охранения [8].
Вырванные из историко-культурной среды своего бытования эти объекты смогут играть значительную роль в судьбе даже небольшого поселения только в исключительных случаях. Таких случаев не так уж много. Это может быть уникальный ОКН на территории малого города, сельского поселения или сохранившаяся уникальная и аутентичная историческая среда, представляющая одновременно художественную, эстетическую, историческую, градостроительную, научную ценность и значимость в истории развития поселения, региона, страны (как среда деревни Кимжа или города Ельца).
Следует иметь в виду, что концентрация объектов историко-культурного наследия на крупных территориях с характерными особенностями достопримечательного места или исторического поселения позволяет говорить об эффекте развивающего ресурса. В более крупных исторических поселениях, обладающих большим населением, значение наследия повышается.
Существующий негативный опыт градостроительной практики работы с ОКН в моногородах подтверждает важность и актуальность осознания наследия ресурсом развития исторических поселений. Моногорода стали основной формой существования многих исторических поселений, которая характеризовалась неподдающейся эволюционному развитию экономической базой, препятствующей социальному благополучию жителей. Вместе с тем многие поселения имели достаточно богатое историческое наследие, но оно никоим образом не воспринималось и не использовалось в качестве средства изменения структуры поселений, которая могла бы повысить эффективность экономики и снять социальное напряжение в поселении. Таким образом, множество исторических поселений было исключено их активных жизненных процессов страны.
Подобное положение вещей диктует необходимость формулировки предложений по созданию
устойчивого развития исторического поселения. Учитывая необходимость эволюционного развития градообразующего комплекса, следует создать сбалансированную, эффективную и социально-ориентированную структуру поселения. Однако, существующие подходы к развитию структуры поселения, заложенные в градостроительном кодексе, определяют ОКН, как обременяющий фактор развития. Подобное положение вещей не выражает в полной мере значения и возможной благотворной роли наследия. ОКН способно выполнять важную градообразующую и градофор-мирующую роль. Наделяя историко-культурное наследие качествами обременения, градостроительный кодекс по существу приравнивает ОКН к антропогенным влияниям, с которыми необходимо смириться [3].
Одной из особенностей ресурса развития исторического наследия является его увеличивающаяся со временем физическая степень износа, аварийное и ветхое состояние, которое зачастую приводит ОКН к естественному разрушению и сносу. Исчезновение с карты страны исторических поселений наносит еще более на серьёзный урон, приводя к невосполнимым потерям социального и культурного характера, а вслед за ними и экономическим потерям. Изменение исторических градостроительных решений, структуры планировки путем неорганичных изменений трассировки и габаритов исторических улиц, а значит и в генеральных планов поселений приводит к искажению и разрушению функционирования исторического поселения, которое, по сути, утрачивает имеющийся ресурс развития. Историческая достоверность поселения снимается, уничтожаются вехи времени, отражающие циклы развития поселения, его наследия, что означает безвозвратное разрушение возможности развития поселения на основе ОКН. Таким образом, общество, разрушая созданное предыдущими поколениями, лишает себя возможности развития на имеющейся историко-культурной базе и вынуждает себя создавать новое на предварительно расчищенном пространстве, что не всегда рационально.
Если сравнить утрату историко-культурного наследия с утратой природных ресурсов, разрушением окружающей среды, которая приводит к негативным последствиями в экономике и социальной сфере, то можно обнаружить существенное отличие в последствиях. Природа имеет способность самовосстановления, конечные природные ресурсы все же есть шанс заменить другими, а утрата историко-культурного наследия имеет необратимый характер и ведет к потере самоидентификации населения страны в мировом культурном пространстве.
Примеры воссозданных объектов наследия -это скорее исключения лишь подтверждающее
х
X
о
го А с.
X
го т
о
ю 5
М О
О)
о
см
ш
О!
О Ш
т х
А
т о х
X
правило. В сущности, большинство новоделов утрачивают градоформирующую функцию навсегда. В любом случае предпочтительно не доводить ценные ОКН до состояния, когда их нужно воссоздавать с нуля. Поэтому к использованию историко-культурного наследия следует подходить, принимая взвешенные решения, которые обеспечивали бы гармоничную их функциональному назначению эксплуатацию.
Таким образом, историческая средовая застройка, историческая планировочная структура, среда исторических поселений, несомненно, являются объектами культурного наследия и несут в себе ресурс развития, который возможно применить для наращивания экономического, социального потенциала. Первым делом нужно определить границы территории обладающей признаками историко-культурной ценности. Это может быть достопримечательное место, историческое поселение в составе города или городского района. Затем, конечно, требуется оценить возможности ресурса развития, которым обладает данный ОКН.
В этом смысле можно говорить целостной историко-культурной территории, некоем пространственном образовании, в котором присутствуют связанные между собой и дополняющие друг друга ОКН. Использование взаимодействия функций данных ОКН должно приводить к качественному росту значения группы ОКН и тем самым становиться центром территории - комплексом, обеспечивающим развитие отдельной сферы жизнедеятельности территории или даже определять её полностью. Особенность подобных комплексов определяется сочетанием мемориальных и архитектурных, традиционных и религиозных, научно-исследовательских и производственных, социальных и деловых функций. Сохранение и развитие или создание функциональных комплексов на базе ОКН образующих цельную историко-культурную территорию представляет собой большую культурную, социальную и экономическую ценность для нашей страны, которая обладает большим историко-культурным, человеческим и природным потенциалом.
В оценке ОКН следует опираться на понятия видов наследия. Если это историческое поселение то в его границах должны быть расположены объекты культурного наследия, которые представляют собой архитектурную, градостроительную, историческую, социально-культурную или научную ценность. К наиболее распространенным типам историко-культурным территориям следует отнести: исторические города разной величины, исторические сельские поселения и территории, производственные территории, большие археологические объекты. Подобные исторические территории могут формироваться и из нескольких городов, которые
имеют объекты культурного наследия, однако их выделение каждого в отдельности не перспективно. Обычно, их исторические памятники могут играть сколько-нибудь важную роль только в системной связи друг с другом, и объединенные единый комплекс обретают потенциал развития.
Следует отметить, что установление границ крупных территориальных объектов культурно-исторических наследия позволяет рассматривать их как единый комплекс, позволяющий наиболее полно и рационально использовать его возможности экономического и социального развития поселения. Кроме того в этом случае ОКН становится неотторжимой частью территориального планирования. В данном случае федеральный закон № 73-ФЗ выявляет круг градостроительных проблем сохранения ОКН, связанных с условиями устойчивого развития поселений и территорий.
Градостроительный кодекс определяет градостроительную деятельность как «деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий ... » [3]. ГК требует определение границ зон охраны ОКН при ведении капитального строительства. Практика же показывает необходимость определения границ ОКН для выяснения ценности наследия в целях его использования в качестве инструмента успешного, устойчивого, эволюционного развития. Это совершенно другой подход.
Таким образом, определились две градостроительных задачи: во-первых определение границ объекта наследия и его историко-культурной ценности, что позволяет выявить его потенциал развития; во-вторых, воплощение потенциала развития наследия в территориальном планировании всех уровней.
Определение границ объекта наследия и его историко-культурной ценности позволит создать информационную базу в виде единого государственного реестра исторических поселений, которая позволит включить исторические поселения в существующую систему территориального планирования с учетом особенностей ОКН. При этом важно не «сломать» существующие планировочные и социально-экономические структуры, образованные за счет двух различных по типологии поселений - историческое и современное, а модернизировать их так, чтобы они дополняли друг друга. Для этого необходимо выработать решения на основе градообразующего и градоформирующего значения исторического поселения, его градостроительного кода (планировочный каркас, объемно-пространственное решение, система общественных пространств и т.д.) [1]. Выработка планировочных решений на базе обоснованных функциональных зон позволит выстроить и мо-
дель социально-экономического развития поселения.
Пересмотр современных государственных методов развития наследия, позволит использовать характерные для своего времени свойства исторических поселений, которые важны современному человеку для установления исторической связи времен. В частности, это подчеркнет индивидуальность поселений, повысит их значимость в глазах граждан и иностранных туристов, повысит их инвестиционную привлекательность.
Подводя итог текущего исследования важно сказать, что исторические территории и строения представляют собой базу данных, включающую в себя информацию по пространственно-планировочной структуре и генетическому коду поселения. Эта база данных является неисчерпаемым ресурсом территории, который позволит обеспечить дальнейшее устойчивое развитие, и поэтому, так важно бережное отношение к нему.
Литература
1. Веденин Ю.А., Шульгин П.М. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия в России // Известия академии наук. Сер. геогр. - 1992. - № 3.
2. Глаголев А.И. О ценности памятника культуры и ее экономическом выражении // Памят-никоведение. Теория, методология, практика. НИИ культуры. - М., - 1986.
3. Градостроительный кодекс Российской Федерации: офиц. текст [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.gradkod.ru/
4. Комплексные региональные программы сохранения и использования культурного и природного наследия. М.: Институт наследия, 1994.
5. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия, принятая Генеральной конференцией на семнадцатой сессии. Париж: ЮНЕСКО, 1973.
6. Методические указания об использовании памятников истории и культуры как градофор-мирующих факторов при разработке генеральных планов и проектов детальной планировки городов [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200030375
7. Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _37318/
8. Шевченко Э.А. Градостроительные проблемы сохранения историко-культурного ресурса России / Э.А. Шевченко // Academia. Архитектура и строительство. - 2011. - №4. - С. 99-104
9. Шульгин П.М. Историко-культурное наследие как особый ресурс региона и фактор его социально-экономического развития / П.М. Шульгин // Мир России. - 2004. - №2. - С. 115-132
Factor of historical and cultural heritage in the system of
life activity agglomeration Lavrukhin A.N.
Saint Petersburg Stieglitz State Academy of Art and Design The relevance of the study is due to the need to develop a sustainable strategy for the development of historical cities and settlements. One of the priorities is the use of their historical and cultural potential as a factor of new transformations. Currently, in scientific research more and more attention is paid to the study of historical and cultural heritage, the objects of which involve the mandatory development of methods for their protection and use. In these studies, the historical and cultural heritage is increasingly referred to as a resource of the territory, allowing to actively develop all spheres of life. Special attention is attracted by the idea of forming protected historical and cultural territories, which can be historical cities of various sizes, historical rural settlements and territories, industrial territories, large archaeological objects. The article discusses the role of historical and cultural heritage in the formation of cities and identifies the main problems hindering their development. The effect of cultural heritage sites on the spatial-planning structure and genetic code of the settlement was studied. The main urban planning objectives for the sustainable development of historical cities and settlements were set, recommendations were given on how to solve them. Keywords: territory resource, historical and cultural heritage, urban planning, spatial and spatial development, historical settlements References
1. Vedenin Yu.A., Shulgin P.M. New approaches to the preservation and use of the cultural and natural heritage in Russia // News of the Academy of Sciences. Ser. geogr. -1992. - № 3.
2. Glagolev A.I. On the value of the monument of culture and its
economic expression // Pamyatnikovedenie. Theory, methodology, practice. Research Institute of Culture. - M., -1986.
3. Urban Development Code of the Russian Federation: official
text [Electronic resource] - Access Mode: http://www.gradkod.ru/
4. Comprehensive regional programs for the conservation and use
of cultural and natural heritage. M .: Heritage Institute, 1994.
5. Convention for the Protection of the World Cultural and Natural Heritage, adopted by the General Conference at the seventeenth session. Paris: UNESCO, 1973.
6. Guidelines for the use of historical and cultural monuments as
town-forming factors in the development of master plans and projects for the detailed planning of cities [Electronic resource] - Access mode:
http://docs.cntd.ru/document/1200030375
7. Federal Law "On the Objects of Cultural Heritage (Monuments
of History and Culture) of the Peoples of the Russian Federation" dated June 25, 2002 No. 73-ФЗ (last revised) [Electronic resource] - Access mode: http://www.consultant.ru/document / cons_doc_LAW_37318 /
8. Shevchenko E.A. Town planning problems of preserving the
historical and cultural resource of Russia / E.A. Shevchenko // Academia. Architecture and construction. - 2011. - №4. -p. 99-104
9. Shulgin P.M. Historical and cultural heritage as a special resource of the region and a factor of its socio-economic development / P.M. Shulgin // World of Russia. - 2004. - №2. - p. 115-132
X X О го А С.
X
го m
о
ю 5
М О
to