Научная статья на тему 'ФАКТОР ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ КОНСТРУКТИВИЗМЕ НА ПРИМЕРЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИСПАНИЕЙ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКОЙ'

ФАКТОР ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ КОНСТРУКТИВИЗМЕ НА ПРИМЕРЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИСПАНИЕЙ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКОЙ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТИВИЗМ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИСПАНИЯ / ЛАТИНСКАЯ АМЕРИКА / ПОСТКОЛОНИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / КОЛОНИАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Гнедаш Ирина Андреевна

Актуальность статьи обусловлена исследованием значимости идентичности и ее формирование в рамках постколониальных отношений на примере Испании со странами Латинской Америки. Цель статьи заключается в изучении идентичности и ее формирование через призму метафор. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы выступает социальный конструктивизм в рамках теории международных отношений. Результаты исследования показывают, что сложившееся постколониальное взаимодействие между государственными акторами Испанией и Латинской Америкой можно охарактеризовать «семейными отношениями». Постколониальный период для Испании означал проведение обновленной внешней политики по отношению ко всему региону. Культурная, религиозная и историческая общность с момента образования колонии характеризует межгосударственные отношения в качестве «особых» и «семейных». Материалы статьи могут быть полезными для дальнейшего исследования постколониальных межгосударственных отношений в контексте конструктивистского подхода, а также более углубленного изучения идентичности в качестве социального конструкта государства. Данная статья может послужить дальнейшему углубленному исследованию постколониальных отношений между метрополиями и колониями в рамках формирования идентичности для проведения сравнительного анализа или изучению влияния постколониального миропорядка на конструирование идентичности метрополий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IDENTITY FACTOR IN SOCIAL CONSTRUCTIVISM ON THE EXAMPLE OF RELATIONS BETWEEN SPAIN AND LATIN AMERICA

The relevance of the article is determined by the study of the significance of identity and its formation within the framework of postcolonial relations on the example of Spain with Latin American countries. The purpose of the article is to research identity and its formation through the prism of metaphors. The leading approach to the study of this problem is social constructivism within the framework of the theory of international relations. The results of the study demostrates that the established postcolonial interaction between state actors in Spain and Latin America can be characterized by "family relations". The post-colonial period for Spain meant a renewed foreign policy towards the countries of the region. Cultural, religious and historical community since the formation of the colony characterizes interstate relations as "special". The materials of the article may be useful for further research of postcolonial interstate relations in the context of a constructivist approach, as well as a more in-depth study of identity as a social construct of the state. This article can serve as a further in-depth study of postcolonial relations between metropolises and colonies within the framework of identity formation for comparative analysis or study of the influence of the postcolonial world order on the construction of identity of metropolises.

Текст научной работы на тему «ФАКТОР ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ КОНСТРУКТИВИЗМЕ НА ПРИМЕРЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИСПАНИЕЙ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКОЙ»

ФАКТОР ИДЕНТИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОМ КОНСТРУКТИВИЗМЕ НА ПРИМЕРЕ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ИСПАНИЕЙ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКОЙ

Актуальность статьи обусловлена исследованием значимости идентичности и ее формирование в рамках постколониальных отношений на примере Испании со странами Латинской Америки. Цель статьи заключается в изучении идентичности и ее формирование через призму метафор. Ведущим подходом к исследованию данной проблемы выступает социальный конструктивизм в рамках теории международных отношений. Результаты исследования показывают, что сложившееся постколониальное взаимодействие между государственными акторами Испанией и Латинской Америкой можно охарактеризовать «семейными отношениями». Постколониальный период для Испании означал проведение обновленной внешней политики по отношению ко всему региону. Культурная, религиозная и историческая общность с момента образования колонии характеризует межгосударственные отношения в качестве «особых» и «семейных». Материалы статьи могут быть полезными для дальнейшего исследования постколониальных межгосударственных отношений в контексте конструктивистского подхода, а также более углубленного изучения идентичности в качестве социального конструкта государства. Данная статья может послужить дальнейшему углубленному исследованию постколониальных отношений между метрополиями и колониями в рамках формирования идентичности для проведения сравнительного анализа или изучению влияния постколониального миропорядка на конструирование идентичности метрополий.

Ключевые слова

социальный конструктивизм, идентичность, Испания, Латинская Америка, постколониальные отношения, колониализм

АВТОР

Гнедаш Ирина Андреевна,

аспирант факультета международных отношений, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, Российская Федерация st079446@student.spbu. ги

йй!: 10.24412/2311-8806-2023-2-11-16 Введение

Несмотря на колониальное испанское преобладание в политическом и экономическом плане над Латинской Америкой, сейчас можно наблюдать, что после падения колониального режима межгосударственные отношения характеризуются «особыми» и оказывают свое влияние на конструирование идентичности как Испании, так и стран Латинской Америки. Постколониальная политика Испании имеет под собой субъективное представление о том, что представляет национальная идентичность. В рамках идентичности конструктивистский подход представляет объяснение внешней политики, которое не соответствует типичным реалистическим или экономистическим представлениям о рациональности. Вместо этого политика Испании в отношении своей бывшей колонии следует схемам, предложенные колониалистскими теориями

международных отношений. Конструктивизм в рамках постколониализма демонстрирует необходимость понимания идей и норм.

Постколониальные отношения сформировали испанскую идентичность. В исследовании приводится обоснование социального конструктивизма и определение идентичности в рамках данной теории международных отношений. Через призму идентичности акцентируется внимание на использование метафор для описания отношений между государствами. Таким образом, в статье исследуются метафоры, которые придают определенные черты отношениям между государственными акторами. На примере Испании и стран Латинской Америки анализируются метафоры «особых связей/отношений», «семьи», «семейных уз». Исследуется аргумент, что метафоры определенным образом структурируют отношения между двумя акторами.

Методология и результаты исследования

Основы конструктивистского подхода Любые формы международных отношений берут начало из сообщества государств или объединений, которые по сути своей являются анархическими [Bull, 1995, 1]. Государственные объединения или сообщества это акторы разделяющие общие интересы и ценности, а также преемственны общим набором правил в рамках межгосударственных отношениях [Bull, 1995, 1]. На международной арене государства/акторы помимо общего набора правил принимают во внимание разделяемые национальные интересы и правила. Необходимо отметить то, что интересы могут быть как общими, так и отличными от других акторов. Таким примером выступает Испания, так как представлена в качестве институализированного сообщества. Королевство Испания после процесса деколонизации и приходу демократии поставило цель объединить и возродить сообщества государств бывшей колонии.

Основоположники школы конструктивизма обращаются в своих исследованиях к тому, что внешнеполитический вектор любого государства включает в себя нормы и идеи [Wendt, 1999, 18]. Как отмечал Джепперсон Р.: «Нормы и идеи также выступают конструктами и оказывают влияние на формирование идентичности. Данные конструкты неразрывно связаны с национальными интересами и могут оказывать воздействие на формирование национальных интересов и проводимую внешнюю политику» [Jepperson, 1996, 10]. Однако в виду того, что они институционализированы, конструкты могут сдерживать и одновременно создавать новые интересы [Finnemore, 1996, 5]. Интересы зачастую представлены в качестве материальных и существуют в рамках социального контекста. Важно отметить, что «даже основные единицы и категории международных отношений — государства, интересы, анархия, самопомощь, сотрудничество — являются социальными конструктами, значение и содержание которых меняются в зависимости от времени и места» [Wendt, 1992, 15, 16; Wendt, 1994, 17; Wendt, 1999, 18]. Продолжая мысль о социальных конструктах Десслер Д., Онуф Н. и Вендт А. также писали: «Социальные структуры и отдельные действующие лица составляют друг друга» [Dessler, 1989, 3; Onuf, 1989, 12; Wendt, 1987, 14]. Таким образом, когда исследуется идентичность государственного актора или сообщества акторов, мы должны понимать, что идентичность является продуктом социального конструкта, то есть она способна конструироваться и изменяться исходя из идей, норм, социальных правил и интересов при осуществлении содействия, сотрудничества, международных контактов и встреч между государственными акторами.

Сущность идентичности в рамках социального конструктивизма Социальный конструктивизм заложил теоретическую основу для подхода к мировой политике и международным отношениям. Он включает в себя предположение

о том, что аспекты политики социально сконструированы, есть приверженность интерсубъективной реальности в противопоставление объективным и субъективным реалиям, а также акцентируется внимание на факторах идей идентичности в анализе мировой политики [Wendt, 1992, 16]. Исследование таким образом сосредоточено на факторе идентичности, которое следует подходам к коллективной идентичности. Конструктивистское представление можно свести к тому, что идентичность (индивидуальная и коллективная) — это социально сконструированное, претерпевающее изменения, сиюминутное, сильно зависящее от исторических и социальных обстоятельств. Идентичность следует рассматривать не как личность, а как процесс идентификации, то есть термин, выражающий характер явления и намекающий на то, что есть главный субъект акта: без лица, идентифицирующего себя.

Конструктивизм сосредотачивается на процессах социализации государства [Finnemore, 1998, 6; Checkel, 1999, 2]. ^циальная структура международной политики состоит из норм, институтов, идей и коллективных смыслов [Jepperson, 1996, 10]. Вендт А. отмечал: «Государства обретают идентичность в ходе взаимодействия с другими государствами, они определяют себя и друг друга с точки зрения субъектных позиций, которые конституирует социальная структура международной политики» [Wendt, 1999, 18]. Например, конструктивисты утверждают, что демократия как категория идентичности социально сконструирована в том смысле, что международные нормы, идеи и коллективные значения определяют предпосылки демократического государства: «Государства обретают идентичность в качестве «демократических» через общественное признание только в том случае, если выполнение этих условий признается и подтверждается «другими» государствами» [Gurowitz, 1999, 9].

Основополагающий принцип конструктивизма заключается в наличии социальных структур и субъектов, которые имеют взаимосвязь между собой [Dessler, 1989, 3]. В связи с этим, при формировании идентичности государственного актора считается, что его идентичность формируется и изменяется только в случае международных взаимодействий с другими государственными акторами или субъектами [Onuf, 1989, 12]. Это подтверждается и точкой зрения главного основоположника конструктивизма А. Вендта: «Представления о себе существуют только по отношению к другим» [Wendt, 1999, 18]. Мнение конструктивистов сосредотачивается на сущности международных систем, которые отождествляются с предметом не анархии, а состоявшимися культурными отношениями. Таким образом коллективная идентичность в этих отношениях является особым типом дружбы, в котором «Я» отождествляется с «Другим» [Wendt, 1999, 18] и такие отношения носят более эмпатический, чем инструментальный характер [Wendt, 1994, 17].

Метафоры в формировании идентичности Испании по отношению к Латинской Америке

Конструктивистские работы о постимперских связях сосредоточены на колониализме, который занимает центральное место в национальной идентичности. Отношения между Испанией и Латинской Америкой более важны и прочны, чем можно было бы предсказать, исходя из обычных, объективных национальных интересов. Восприятие Испанией интересов проистекает не только из текущих материальных обстоятельств, но и из исторических отношений с бывшими колониями.

Таким образом, отношения между Латинской Америкой и Испанией в рамках идентичности структурируются с помощью метафор. Метафоры в рамках изучения межгосударственных отношений и мировой политики в целом имеют контекст, в котором рассматривается точка зрения и перспектива, с помощью которой реальность может восприниматься определенным и уникальным образом, не вполне соизмеримым ни с каким другим способом [Wheelwright, 1962, 19]. Метафоры подчеркивают определенные

черты, придавая понятиям новые значения [Zashin, 1974, 20]. Метафоры в данном случае выступают социальным конструктом для формирования идентичности.

В первую очередь это метафора «особых отношений». Межгосударственные отношения между Испанией и Латинской Америкой первоначально включали в себя политическое и экономическое преобладание со стороны Испании. Такое первоначальное состояние помогло сформировать идентичность как Испании, так и стран Латинской Америки. Деколонизационный миропорядок в Латинской Америке подтолкнул Испанию к трансформации своей национальной идентичности, основанной на укрепившихся субъективных образах и взглядах. В связи с этим, появляется еще более конкретизированная метафора «семьи», и данная риторика имеет большое значение. Метафора «семьи» дает ключ к пониманию воспроизведения отношений. Исторически обусловленные представления о коллективных «семейных отношениях» побудили Испанию поддерживать отношения с бывшими колониями. Построение сообщества государств как «семьи» повышает воспринимаемую ценность и нормативный характер отношений.

Семейная риторика не просто характеризуется партнерством, она скорее сформировала постколониальные отношения в виде семейных, патерналистских и отношения способные на возобновление (после периода деколонизации). Метафора «семьи» подразумевает, что межгосударственные связи связаны с понятием «внутри» нации и не связаны с общепринятым пониманием внешней политики [Zashin, 1974, 20]. Под патернализмом понимается обязанность и наличие небольшой автономии в сравнении с прочими формами ведения международных отношений. Необходимо отметить, что патерналистические отношения способствуют сохранению иерархии бывшей метрополии, несмотря то, что колония после обретения независимости может превзойти по каким-либо признакам метрополию. Восстановление культурных связей уже не ассоциируется с идеологическим продвижением метрополии в качестве доминирования. Цель постколониального устройства теперь является возобновление культурных отношений, что подтверждается акцентированием продвижения языка, программ по образованию, культурным обменам в рамках «семейных связей». Аргумент исследования состоит не только в том, что «идентичность имеет значение» в постколониальных отношениях, а в том, что метафора «семьи» определенным образом структурирует их. Это утверждение прямо указывает на конструктивистское мышление. В мире множества интерпретаций субъекты будут строить идентичность на основе параллелей со знакомыми объектами и ситуациями. Таким образом, метафоры могут предоставить основу для построения идентичности.

Следует далее отметить метафору «особых связей/отношений». Испания поддерживает «особые связи» со своей бывшей колонией. Латиноамериканская политика Испании находилась под влиянием того, что можно было бы назвать постколониальным синдромом. Историческая, культурная и религиозная общность в течение периода колонизации естественным образом помогла сформировать «особые отношения», несмотря политическую конъектуру, различные уровни развития и сравнительная важность как национальных государств [Pollack, 1987, 13].

Испанская идентичность неразрывно связана с «особыми отношениями» с Латинской Америкой. Эти отношения коренятся в идеологии воспроизводства иберийской культуры, называемой «испанидад» [Escudero, 1994, 4]. Идентичность Испании и ее политика по отношению к Латинской Америке приобрели всеобъемлющий характер. Точкой конструирования обновленной идентичности стал 1975 год при смене режима Испанией на демократический, а также 1985 год с интеграцией в Европейский Союз. Был образован Иберо-Американский институт сотрудничества, получивший полномочия на развитие. Испания начала осуществлять вектор демократического продвижения в странах бывшей колонии. Страны Латинской Америки были наделены собствен-

ным секретариатом МИДа Испании в 1985 году. Таким образом, 80-90е дали определённый толчок к возобновлению отношений на всех уровнях между бывшими колонией и метрополией. Испания активно поддерживалась в Латинской Америке.

Латинская Америка, пройдя процесс демократизации в 80х годах с помощью Испании обрела «естественный мост» в Европу. Испания активно оказывала содействие и помощь партиям в странах Латинской Америке [Klaveren, 1994, 11]. Помимо политической сферы, демография также оказывает влияние на «особые» отношения. Например, Испания в свое время организовала программу получения двойного гражданства, позволив приезжим эмигрантам получить гражданство Испании. Вдобавок Испанией была образована программа в оказании помощи эмигрантам из Латинской Америки и их семьям для свободного путешествия в Испанию на бесплатной основе [Galinsoga, 1997, 7]. Таким образом, при организации данной политики, многие эмигранты (в особенности политические) заняли ведущее положение при организации политики прав человека в Испании.

Внешняя политика Испании, основанная на идентичности, продолжается в условиях демократии и отражает общественное мнение и гражданские связи. В Испании присутствует «латиноамериканское лобби», в которое входят социалистическая партия, ученые, профсоюзы, средства массовой информации, НПО, представители гуманитарных организаций. Участие латиноамериканцев, в свою очередь, оказывает влияние на испанскую идентичность. Например, в 1980-х годах испанское продвижение демократии в Латинской Америке помогло укрепить внутреннюю поддержку демократии и восстановить ситуацию после диктаторского режима [Grugel, 1997, 8].

Таким образом, отношения Испании со странами Латинской Америки можно свести к «семейным узам», основанные на идентичности, которые по-прежнему важнее национальных интересов и принципов. Внешнеполитический вектор Испании в отношении бывшей колонии объясняется наличием «особых» отношений, которые основываются на идентичности. Акцентируется внимание на культурной и идеологической составляющей в этих межгосударственных отношениях. Постколониальные институты и ресурсы Испании со временем увеличивались, а также увеличивалась и способность Испании преследовать предполагаемые постколониальные интересы.

Заключение

Идентичность занимает центральное место в постколониальных отношениях. Метафоры придают акцент «семейной риторике», которые определяют идентичность государства. На примере Испании было определено значение испанской идентичности в отношении Латинской Америки. Во-первых, отношения между Испанией и Латинской Америкой основаны на долгосрочной перспективе и не ограничены объективными национальными интересами. Во-вторых, Испания проецирует свои национальные интересы к Латинской Америке принимая во внимание текущие условия и положение с регионом. В-третьих, «семейные узы» мотивируют Испанию сохранять и способствовать «особым» отношениям с Латинской Америкой. В-четвертых, характер внешней политики Испании происходит не от системы самопомощи анархии, а скорее с коллективными идеями и нормами других государств и сообществ. И наконец, создание «семейных» отношений усиливает ценность и нормативное свойство межгосударственных отношений.

В результате было выявлено, что для «конструктивистской» школы нормативный контекст наряду с идентичностью определяют восприятие акторами/государствами материальных интересов. Идентичность имеет способность конструироваться, игнорируя объективные условия и перестраивая политику, проводимую актором. В данном исследовании была проанализирована конструктивистская точка зрения по выстраи-

ванию модели «особых» отношений после установления деколонизационного мироустройства на примере и Испании и Латинской Америкой. Идентичность дает объяснение, почему Испания поддерживает особые экономические, политические и институциональные отношения с Латинской Америкой. Материальные стимулы воспринимаются через призму конкретных, постимперских идей и идентичностей. Испания таким образом демонстрирует свое отношение с бывшей колонией на языке «семьи», которая придает важный ключ к пониманию воспроизводства этих отношений.

ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ:

1. Bull, H. (1995). The Anarchical Society: A Study of Order in World Politics. New York: Columbia University Press.

2. Checkel, J. (1999). Norms, Institutions, and National Identity in Contemporary Europe. International Studies Quarterly, 43:1, 83-114.

3. Dessler, D. (1989). What's at Stake in the Agent-Structure Debate? International Organization, 43(3), 441-451.

4. Escudero, M.-A. (1994). The Image of Latin America Disseminated in Spain by the Franco Regime. University of California, San Diego.

5. Finnemore, M. (1996). National Interests in International Society. Cornell University Press.

6. Finnemore, M. (1998). Norms and International Relations Theory. International Organization, 887-917.

7. Galinsoga, A. (1997). The Ibero-American Community of Nations: An International Law Perspective. The Ibero-American Space, 57-104.

8. Grugel, J. (1997). Spain and Latin America: The "Special Relationship" in Democracy'. The Ibero-American Space, 137-156.

9. Gurowitz, A. (1999). Mobilizing International Norms: Domestic Actors, Immigrants, and the Japanese State. World Politics, 413-445.

10. Jepperson, R. (1996). Norms, Identity, and Culture in National Security, The Culture of National Security. New York: Columbia University Press, 33-75.

11. Klaveren, V. (1994). Europe and Latin America in the 1990s. Latin America in a New World, 81 -104.

12. Onuf, N. (1989). World of Our Making: Rules and Rule in Social Theory and International Relations. Columbia: University of South Carolina Press, 341.

13. Pollack, B. (1987). The Paradox of Spanish Foreign Policy. London: Pinter.

14. Wendt, A. (1987). The Agent-Structure Problem in International Relations Theory. International Organization, 41, 335-70.

15. Wendt, A. (1992). Anarchy is What States Make of It: The Social Construction of Power Politics. International Organization, 46, 391 -425.

16. Wendt, A. (1992). Levels of Analysis vs. Agents and Structures: Part III. Review of International Studies, 18, 183.

17. Wendt, A. (1994). Collective Identity Formation and the International State. American Political Science Review, 384-396.

18. Wendt, A. (1999). Social Theory of International Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 227.

19. Wheelwright, P. (1962). Metaphor and Reality. Bloomington. IN: Indiana University Press.

20. Zashin, E. (1974). The Uses of Metaphor and Analogy: Toward a Renewal of Political Language. The Journal of Politics, 290-326.

Irina A. Gnedash

PhD, School of International Relations, Saint-Petersburg State University, Saint Petersburg, st079446@student.spbu.ru

The identity factor in social constructivism on the example of relations between Spain and Latin America Annotation. The relevance of the article is determined by the study of the significance of identity and its formation within the framework of postcolonial relations on the example of Spain with Latin American countries. The purpose of the article is to research identity and its formation through the prism of metaphors. The leading approach to the study of this problem is social constructivism within the framework of the theory of international relations. The results of the study demostrates that the established postcolonial interaction between state actors in Spain and Latin America can be characterized by "family relations". The post-colonial period for Spain meant a renewed foreign policy towards the countries of the region. Cultural, religious and historical community since the formation of the colony characterizes interstate relations as "special". The materials of the article may be useful for further research of postcolonial interstate relations in the context of a constructivist approach, as well as a more in-depth study of identity as a social construct of the state. This article can serve as a further in-depth study of postcolonial relations between metropolises and colonies within the framework of identity formation for comparative analysis or study of the influence of the postcolonial world order on the construction of identity of metropolises. Keywords: social constructivism, identity, Spain, Latin America, postcolonial relations, colonialism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.