Научная статья на тему 'Фактор идентичности — императив профессионального образования'

Фактор идентичности — императив профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЙ СТАТУС / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL IDENTITY / PERSONAL STATUS / CAREER DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL CONDITIONS / HORIZONTAL MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хомутинникова Лидия Викторовна

В современном глобализуемом мире не обойтись без чувства идентичности. Это наш «психологический якорь», удерживающий в разбушевавшемся море потрясений и метаморфоз. С кризисными изменениями в обществе идентичность как статичное прежде явление может подвергаться изменениям, деформироваться или вовсе угасать. Человек, ищущий себя, сталкивается с полисемантичностью появившихся выборов. Определение по отношению к чему-либо, кому-либо придает ему ощущение уверенности и защиты. Через прямое личностное отождествление с референтной личностью, группой (в первом приближении) в идентификационном процессе в ходе деятельности дается представление о себе самом и понимание себя в роли представителя молодежной, трудовой и т.д. общности. Процесс становления профессионала процесс достижения позитивной профессиональной идентичности. Обретение профессиональной идентичности становится жизненной задачей каждого работника. В статье рассматривается одна из тем современного социума профессиональная идентичность. Сегодня она приобретает остроту и оформляется как важнейший фактор экономики. Автор выделяет субъективные и объективные аспекты, формирующие профессиональную идентичность, отмечает механизмы ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY FACTOR – THE IMPERATIVE OF PROFESSIONAL EDUCATION

In today's globalized world the sense of identity is essential. It is our «psychological anchor» holding us in the raging sea of turmoil and metamorphoses. With the crisis changes in society, identity being a static phenomenon in the past, can undergo changes, deformations or even fade away. A person ‘looking for himself’ collides with polysemantics of the emerged choices. Through direct personal identification with the reference person or a group in the identification process in the course of activities a person gets a better idea of himself and understanding of himself as a representative of the youth, labor or another community. The formation of a professional is the process of achieving a positive professional identity. The attainment of professional identity becomes a vital task of each employee. The article considers professional identity as one of the issues of the modern society. Today it becomes topical and is considered as an essential economic factor. The author highlights the subjective and objective aspects forming professional identity and notes mechanisms of its development.

Текст научной работы на тему «Фактор идентичности — императив профессионального образования»

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

УДК 13.00.08

ХОМУТИННИКОВА Лидия Викторовна, преподаватель-организатор

ФАКТОР ИДЕНТИЧНОСТИ - ИМПЕРАТИВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В современном глобализуемом мире не обойтись без чувства идентичности. Это наш «психологический якорь», удерживающий в разбушевавшемся море потрясений и метаморфоз. С кризисными изменениями в обществе идентичность как статичное прежде явление может подвергаться изменениям, деформироваться или вовсе угасать. Человек, ищущий себя, сталкивается с полисемантичностью появившихся выборов. Определение по отношению к чему-либо, кому-либо придает ему ощущение уверенности и защиты. Через прямое личностное отождествление с референтной личностью, группой (в первом приближении) в идентификационном процессе в ходе деятельности дается представление о себе самом и понимание себя в роли представителя молодежной, трудовой и т.д. общности. Процесс становления профессионала - процесс достижения позитивной профессиональной идентичности. Обретение профессиональной идентичности становится жизненной задачей каждого работника. В статье рассматривается одна из тем современного социума - профессиональная идентичность. Сегодня она приобретает остроту и оформляется как важнейший фактор экономики. Автор выделяет субъективные и объективные аспекты, формирующие профессиональную идентичность, отмечает механизмы ее развития.

Ключевые слова: профессиональная идентичность, личностный статус, карьерный рост, педагогические условия, горизонтальная мобильность.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.3.256-259

KHOMUTINNIKOVA Lidiya Victorovna,

Teacher-organizer

IDENTITY FACTOR - THE IMPERATIVE OF PROFESSIONAL EDUCATION

In today's globalized world the sense of identity is essential. It is our «psychological anchor» holding us in the raging sea of turmoil and metamorphoses. With the crisis changes in society, identity being a static phenomenon in the past, can undergo changes, deformations or even fade away. A person ‘looking for himself’ collides with polysemantics of the emerged choices. Through direct personal identification with the reference person or a group in the identification process in the course of activities a person gets a better idea of himself and understanding of himself as a representative of the youth, labor or another community. The formation of a professional is the process of achieving a positive professional identity. The attainment of professional identity becomes a vital task of each employee. The article considers professional identity as one of the issues of the modern society. Today it becomes topical and is considered as an essential economic factor. The author highlights the subjective and objective aspects forming professional identity and notes mechanisms of its development.

Key words: professional identity, personal status, career development, pedagogical conditions, horizontal mobility.

Тема идентичности - основная из тем современного социума. Она продиктована условиями быстроменяющегося мира, раскрываема на определенном «жизненном материале» и представляет один из главных моментов современного профессионального образования, поскольку именно профессиональное становление и самосознание будущего выпускника колледжа составляют его суть и цель. Тенденции модернизационных образовательных процессов мотивируют к необходимости понимания проблемы идентификации (самоидентификации) молодежи, подростков как одной наиболее социально значимой.

Профессиональная идентичность, рассматриваемая в нашем исследовании, связана с экономическим и социокультурным развитием как отдельного человека, так и страны в целом. Известно, что на протяжении всего существования человеческого общества мерилом значимости человека был род его занятий, профессия. Так, в современном обществе профессия, как прежде, наряду с образованием является фактором, определяющим личностный статус, карьерный рост, признание со стороны себя, общества. Подобная логика предполагает и обусловливает видение нами многопланового идентификационного процесса в избранном триединстве, значимыми в котором являются аспекты: идентификация личностная (самоидентификация), социальная (единичная и групповая) и профессиональная идентификации. Делаем акцент на идентичности профессиональной, поскольку оформляемая в период взрослой «самостоятельности» как некий психологический конструкт, по Э. Эриксону, идентичность обеспечивает функциональность будущего работника. Профессиональная идентичность - «важнейшая базисная установка» [5, с. 305], вырабатывающая у будущих специалистов и отношение к себе в контексте профессиональной деятельности.

Под профессиональной идентичностью мы предполагаем готовность личности (как усилие) и способность к отождествлению с профессией (как возможность); представление о самом себе и понимание себя в роли одного из трудовой группы, связанной профессиональной культурой; удовлетворённость выбранной профессией и ощущение полной самореализации в ней.

Сегодня перед учебным заведением встают задачи сформировать представление о привлекательности профессии и погружение подростков в проблемы данной отрасли производства. Это для них - сложная перспектива, обремененная наложением и конвергенцией кризисов

- 256 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________

различной этиологии, в том числе, подросткового кризиса: профессиональная идентичность формируется в подростковом возрасте, когда тинэйджеры сталкиваются с физиологическими, психологическими, социальными проблемами в процессе социализации.

Выведение проблемы профессиональной идентичности из спектра многообразных идентичностей на позиции приоритетных в среднем профессиональном образовании, на наш взгляд, может способствовать успешности будущих выпускников, эффективному определению их места в социокультурной реальности, становиться гарантом их выживания.

Условия меняющегося мира трансформируют общественное сознание и самосознание человека, порождая противоречия. Назовем некоторые:

1. Между потребностью рынка труда в рабочих кадрах и их нехваткой. Как отмечают результаты, программа «Рабочие кадры» не решила в обществе проблему дефицита ресурсов квалифицированных специалистов рабочих профессий. Острота поставленной задачи становится более выраженной при рассмотрении структуры рынка труда, иллюстрирующего потребности и «реальное наличие и соответствие» современному производству; тенденции сохраняются: «разрыв составляет 30-70% от потребности» [6], [8].

2. Необходимостью в современной экономике создания 25 млн рабочих мест [4] и слабым, как показывает практика, профессиональным отождествлением обучающихся в строительном колледже, что, вероятно, происходит в силу неразвитости рыночных отношений, слабости горизонтальной мобильности.

3. С объективной потребностью педагогических инноваций, связанных с механизмами формирования профессиональной идентичности, усилением мотивационных технологий в образовательном процессе строительного колледжа и недостаточно разработанной системой педагогического обеспечения формирования профессиональной идентичности обучающихся. Все это определяет выбор нашей темы исследования «Педагогические условия формирования профессиональной идентичности обучающихся строительного колледжа».

В формировании профессиональной идентичности мы выделяем важные, на наш взгляд, факторы, имеющие принципиальное значение. В современных тенденциях российского общества, приведших к негативным структурным изменениям, отмечаются:

1. Тяжелое экономическое положение, еще сохраняемое на фоне оптимистических прогнозов чиновников от экономики, отрицательно влияющее на проблему профессиональной идентичности.

2. Демографическая ситуация, способствующая «сокращению притока молодежи в рабочие профессии для всех отраслей производства» [3, с. 121].

3. Эмоциональный кризис, связанный с трансформацией общественного сознания, порождающий фрустацию, психическое недовольство со стороны представителей разных слоев общества. Потеря смысла жизни, непонимание своего предназначения, в том числе профессионального, - показатели кризисной идентичности, как индивидуальной, так социальной (групповой), представляющей собой сумму индивидуальных идентичностей.

В связи с утратой смысла труда представления обучающихся о собственных возможностях, профессионально значимых качествах личности недостаточно адекватны и могут препятствовать становлению ее на пути освоения будущей профессии.

Самостоятельной деятельности свойственна противоречивость, исходящая из кризиса общественного и подросткового возраста.

4. Психологический кризис, вызывающий психологическое недовольство, дополняет картину современных реалий ввиду резкого несоответствия желаемого и того, что они предлагают: а) в стремлении обучающихся колледжа быть значимыми и весомыми в своей социальной группе и трудностью сохранять свою индивидуальность; б) потребностью в идеале и диффуз-ностью и/или полным отсутствием желаемых выборов (в чем, собственно, сущность психологического конфликта) и т.д.

Как разрешение и выход из психологического кризиса, порожденного экономическими изменениями, предлагается многовекторность в профессии.

В связи с этим стоит задача горизонтальной мобильности как гарантии будущей устойчивости в профессиональном пространстве. Кроме того, это: обучение практическое в условиях состязательности; связь теории с практикой; физическая подготовленность и состояние здоровья обучающихся колледжа; реклама и др.

Идентификация - личный выбор, личный статус: «я» могу быть одним по профессии (врач, повар и т.д.), но больше ассоциирую себя с другим профессиональным образом -«спортсменом», «строителем». Профессиональная идентичность - итог идентификационного процесса (в общенаучном понимании значения «идентичность») - в современном обществе затруднена. Рабочий класс дезориентирован, сдает свои позиции. Он размыт и не является единым социальным образованием: утрачивается профессиональная мотивация, поставлены

- 257 -

Образование и педагогические науки

Education and Pedagogical Sciences

под угрозу, вплоть до полного разрыва, межпоколенческие традиции данной общности. Субъективное и объективное восприятие, связанные с понятиями «рабочий», «рабочий класс», все еще сохраняют негативные оценки с конца прошлого столетия. С утратой чувства принадлежности к профессиональному «мы» уходит и персональное ощущение профессионального «я».

Обретение своего «я», принятие индивидуального облика начинается с различных видов деятельности. Одним из основных ее векторов является обретение профессии, как «...возможность узнать себя в результатах своего труда, выразить себя в труде» [2, с. 162].

Данное исследование выделяет аспекты, грани профессиональной идентичности, относящиеся к области субъективного: когнитивная, подразумевающая - представления, мышление творческое; мотивационно-целевая - ожидания положительные, отрицательные. Сюда относим поведенческую - социальные роли и психологическую - межличностные отношения в группе, коллективе - составляющие. Субъективная основа профессиональной идентичности детерминирует будущему высококвалифицированному рабочему личностный рост и карьерный лифт на производстве, что связано с социальным статусом. Методы замера личностного роста - профессиональный и карьерный рост - это профессиональная идентичность. Карьерный рост -профессиональные навыки, рабочие профессии, техники. Это ступеньки от рабочего до директора. Для освоения каждой ступени предполагается преемственность различных компетенций. Тогда будет профессиональная элита, тогда будет здоровая профессия. Социальный лифт -это горизонтальная и вертикальная мобильность.

Область объективного профессиональной идентичности составляют: миграционные процессы (как негативное явление); значительный разрыв заработной платы; техническая оснащенность; механизация ручного труда; наличие современных технологий; престиж профессии; социальные условия; экономический кризис, - то есть все, что может предложить общество для самореализации личности как работника.

Отсюда, чем выше профессиональная идентичность, тем больше самоуважения, с одной стороны, тем выше производительность труда, связанная с квалификацией, и экономическая эффективность; с другой стороны: растет ВВП (валовой внутренний продукт), по росту которого оцениваются темпы экономического развития страны. Указанный аспект отражает объективную составляющую данного базиса.

Любое общество выращивает человека как социальную единицу, проявляющуюся в профессиональном контексте. Российское общество структурировано по социальнопрофессиональному принципу, а значит формирует (или нет) идентичность социальную и идентичность профессиональную. Исходя из вышесказанного, делаем вывод:

- профессиональная идентичность есть частное проявление социальной идентичности - общей и целостной категории;

- обе идентичности взаимосвязаны и взаимообусловлены личностной идентификацией (самоидентификацией);

- достижение личного успеха возможно через вовлеченность в коллектив (общность, социум);

- личностный рост обеспечен только на фоне роста самого коллектива.

Исходя из сказанного, добавим, что образ и контекст современного профессионального идеала - работник как субъект, отвечающий на потребности производства и сам предъявляющий требования к нему [9] - подразумевают, уже как императив профессионального образования, формирование профессиональной идентичности обучающихся в колледже, причем на основе нового экономического сознания [9], без чего воспитание рабочих кадров представляется ущербным.

Профессиональная идентичность - связующее начало образования, процесса воспитания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Гончаров С.А. Гуманитарные технологии в образовании и социальной сфере /Реальность этноса. Образование и гуманитарные технологии интеграции этнической, этнорегиональной и гражданской идентичности. Материалы X Международной научно-практической конференции. (Санкт-Петербург, 8-11 апреля, 2008 г.) / Под научн. ред. И.Л. Набока. - В 2-х частях. Часть 1. - СПб.: Астерион, 2008. - 476 с.

2. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов: Сокр. пер. с нем. / Науч. ред. и авт. предисл. А.Л. Журавлёв. -М.: Экономика, 1990. - С.162.

3. Козлов Р.М. Дороги, кадры и рост внутреннего валового продукта: насущные проблемы России XXI века // Профессиональное образование и общество. - № 1 (9). - 2014.

4. Лунькин А.Н. Осмысление опыта Республики Корея по подготовке высококвалифицированных рабочих кадров // Профессиональное образование и общество. - 2012. - № 2.

- 258 -

ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №3, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #3, 2015_________________________

5. Теория личности Э. Эриксона. Психология личности. Т. 1, Хрестоматия/ Редак.-сост. Д.Я. Райгородский/. - Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2008. - С. 305.

6. Минобрнауки.рф. Стратегия развития подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года (Москва, 2013).

7. www.fadm.gov.ru. [Электронный ресурс] Стратегия развития молодежи Российской Федерации на период до 2025.

8. www.trudvsem.ru . [Электронный ресурс] Общероссийский банк вакансий по труду и занятости.

9. www.ecsocman.hse.ru. [Электронный ресурс] Статья Ж.Т. Тощенко «Предмет и структура социологии труда» (Статья подготовлена в рамках учебно-методического комплекса «Социология труда», грант РТНФ №01-0385003 а/у)

REFERENCES

1. Goncharov S.A. Humanitarian technologies in education and the social sphere. The reality of the ethnic group. Education and humanitarian technology integration, ethnic, ethno-regional and civic identity. [Gumanitarnye tekhnologii v obrazovanii i sotsial'noy sfere. Real'nost' etnosa. Obrazovanie i gumanitarnye tekhnologii integratsii etnicheskoy, etnoregional'noy i grazhdanskoy identichnosti.]. Materials of International scientific-practical conference. (St. Petersburg, Russia , 8-11 April , 2008). Under research. edited by I. L. Naboka. In 2 parts. Part 1. St. Petersburg: Asterion, 2008. 476 p. (in Russ.)

2. Siegert V., Lang L. To lead without conflict: Abbr. Tr. [Rukovodit' bez konfliktov: Sokr. per. s nem]. Nauch. ed and ed. forew. A. L. Zhuravlev. Moskva: Economics, 1990. P. 162. (in Russ.)

3. Kozlov R.M. Road frames and the growth of the gross domestic product: pressing problems of Russia in XXI century. [Dorogi, kadry i rost vnutrennego valovogo produkta: nasushchnye problemy Rossii XXI veka.]. Professional education and society. No. 1 (9). 2014. (in Russ.)

4. Lunkin A.N. Understanding the experience of the Republic of Korea for the preparation of highly-qualified workers. [Osmyslenie opyta Respubliki Koreya po podgotovke vysokokvalifitsirovannykh rabochikh kadrov]. Professional education and society. 2012. No. 2. (in Russ.)

5. Personality theory E. Erickson. [Teoriya lichnosti E. Eriksona]. Personality psychology. Volume 1, Reader. The editorial. comp. D. J. Raigorodsky. Samara: Publishing House «Bakhrakh-M», 2008. P. 305. (in Russ.)

6. The strategy for the development of vocational training and the formation of applied qualifications in the Russian Federation for the period to years (Moscow, 2013): Available at: http:// минобрнауки.рф. (in Russ.)

7. Strategy for youth development of the Russian Federation for the period till 2025: Available at: http: // ww.fadm.gov.ru.

8. Nationwide job Bank on labor and employment: Available at: http: // www.trudvsem.ru.

9. Article J.T. Toshchenko «the Subject and the structure of labor sociology» (the Article was prepared within the framework of educational and methodical complex «Sociology of work» (grant RTP No. 01 -03-85003 a/u)): Available at: http: // www.ecsocman.hse.ru.

Информация об авторе Information about the author

Лидия Викторовна Хомутинникова, преподаватель-организатор, Колледж современных технологий имени Героя Советского Союза М.Ф. Панова,

Москва, Россия Livik23@mail.ru

Получена:23.03.2015

Khomutinnikova Lidiya Victorovna, Teacher-organizer, College of modern technology named after Hero of the Soviet Union M. F. Panov,

Moscow city, Russian Federation Livik23@mail.ru

Received:23.03.2015

- 259 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.