Научная статья на тему 'Фактор экономической культуры'

Фактор экономической культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
595
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИОРИТЕТЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куничкин А. М.

Характеризуются признаки экономической культуры; исследуется взаимодействие идеальных и вещественных факторов экономики; определяются приоритеты влияния экономической культуры на эволюцию экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фактор экономической культуры»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070

внимания потенциального клиента [4].

На подъеме торговли в мире онлайн-торговли находится социальное взаимодействие. Оно предполагает не только наличие сайта, куда покупатели могут добавлять свои образцы к уже существующему ассортименту и предлагать уникальные в своем роде продукты. Внедрение современных средств для сотрудничества и социального взаимодействия позволяет клиенту почувствовать, что он является частью творческого процесса. Это значит, что он может получить продукт, о котором действительно мечтает.

В заключении отметим, на сегодняшний день, компании, работающие в сегменте онлайн-продаж, продолжают внедрять различные инновации, развивая конкуренцию. Но в данном случае речь идет не только о том, сколько инвестиций вкладывается в инициативы. Во многих случаях траты могут только навредить инновациям, ведь самое главное в этом деле - креативный подход. Новые бизнес-процессы не всегда требуют больших вложений, но однозначно нуждаются в более нестандартных подходах и творческом мышлении. Список использованной литературы:

1. Рэбхэн Б. От кликов к продажам. Как повысить продажи через оптимизацию конверсии. М.: МИФ, 2015. 304 с.

2. Exploring E-Commerce [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.entrepreneur.com/article/159680 (дата обращения: 23.09.2016).

3. Усатова Л.В., Кулик А.М., Усатов С.А., Амельченко М.А. Систематизация предпосылок и барьеров технологизации маркетинга // ФЭС: Финансы. Экономика. 2015. № 11. С. 27-31.

4. Retail Sales Worldwide Will Top $22 Trillion This Year [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emarketer.com/Article/Retail-Sales-Worldwide-Will-Top-22-Trillion-This-Year/1011765 (дата обращения: 23.09.2016).

5. Масленникова А.В., Герасимова Н.А., Белоусова А.М. Инновационное развитие - основа модернизации экономики // Международный журнал экспериментального образования. 2011. № 8. С. 249-250.

© Кулик А.М., Копанева Т.Ю., Шанин К.И., 2017

УДК 008:316.4

А.М. Куничкин,

студент,

Финансовый университет при Правительстве РФ, Омский филиал, г. Омск, Российская Федерация

ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Аннотация

Характеризуются признаки экономической культуры; исследуется взаимодействие идеальных и вещественных факторов экономики; определяются приоритеты влияния экономической культуры на эволюцию экономики.

Ключевые слова

Культура; экономическая деятельность; приоритеты экономического роста.

Специалистами экономических наук понятие фактора используется в общем значении как «существенное свойство, обстоятельство и иное вещественное, энергетическое и информационное, природное или общественное состояние бытия, влияющее определённым образом на деятельность человека и иных субъектов общества, в том числе, субъектов хозяйства» [1, с. 361-362]. Основные значения слова и понятия «фактор»: слово латинского языка, переводимое на русский язык словами "делающий",

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

"производящий"; причина, определяющая специфику и/или сущность определённого состояния объекта бытия, в том числе, эволюцию и функционирование объекта; движущая сила, причина, существенное обстоятельство в процессе; посредник, маклер, комиссионер [2, 334-335].

По поводу экономической культуры существует достаточно хаосное объяснение её сущности, специфики и функций. Обобщая изложенную информацию о сущности экономической культуры, следует вывод о наличии её редукции к смыслу информационного идеального фактора вещественной экономики.

Исследователи признают экономическую культуру как часть более широкой системы - общей культуры общества. По мнению проф. Г.В. Баранова, выделение содержания и объёма понятий «культура», «экономическая культура» происходит по критерию логического метода «изолирующее абстрагирование» [3, с. 12]. Экономическая культура присуща каждому из элементов экономической системы, всем видам, способам и формам экономической деятельности общества, коллектива, отдельного работника.

По мнению проф. Г.В. Баранова, культура в абстрактном значении есть множество результатов человеческой деятельности, которыми программируется, реализуется, стимулируется взаимодействие акторов (субъектов общества) с объектами средой их жизни, в том числе единичными, особенными и всеобщими природными, общественными и трансцендентными состояниями (объектами) бытия [4, с. 276; 5, с. 210].

В концепции проф. Г.В. Баранова, человеческая деятельность есть антихаосное осуществление антропного бытия» [6; 7]. Универсальным средство человеческой деятельности является культура. В целостном множестве культуры её универсальными классами являются: материальная культура - система вещественных средств деятельности людей; социальная культура - система норм и правил деятельности людей; информационная (идеационная) культура - идеальное множество знаний и информации для осуществления человеческой деятельности [8, с. 158].

По критерию сущности экономическая культура является видом социальной культуры общества, обеспечивающей потребности многомерной человеческой деятельности в специализированных видах экономической деятельности. В современном обществе существует тенденция повышения культурного уровня производства. Она находит выражение в использовании новейших техники и технологических процессов, передовых методов организации труда, прогрессивных форм управления и планирования, достижений науки. Направленность этого развития обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны -степенью и способами реализации этих возможностей в условиях изменений инновационной экономики [9, с. 20-21].

В экономической культуре создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой производственной деятельности, способствуют его становлению как активного субъекта экономических изменений. Экономическая культура, учитывая специфику жизни человека, не существует вне систем социальных и политических структур, культурных форм и этических (моральных) структур самосознания личности, научного обеспечения. Актуальность политического фактора экономической культуры существенна в период глобализации государств и поиска оптимальных политических технологий для прогресса экономики [10; 11].

Этические нормы и экономика могут оцениваться как две взаимосвязанные, взаимодействующие составляющие жизнедеятельности человека и общества. Поэтому этические нормы экономического поведения как система морально-нравственных ценностей включатся в экономику как её идеальная нормативная основа [12; 13].

Научное содержание в экономической культуре и в экономике в целом, по нашему мнению и мнению большинства исследователей и практиков господствует в современной экономике. По мнению Г.В. Баранова, «деятельностная» [14] и «антихаосная» [15] сущность науки в культуре общества и личности выступает фундаментальной причиной совершенствования фактора экономической культуры в системном единстве экономики [16].

В экономической культуре непосредственно выражены воздействие фактора мировоззрения [17] и иные функции внеэкономических видов культуры общества, например действие философии [18].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №03-1/2017 ISSN 2410-6070_

Заключение. Экономическая культура встроена в определённый образец ориентации на экономические действия. В экономических интересах людей непосредственно отражаются их экономическая деятельность. Поэтому формируется необходимость в выработке принципов оптимального сочетания интересов отдельных людей и социальных групп, их гармонизации с учётом основных приоритетных задач экономической науки и международной практики [19].

Список использованной литературы:

1. Антонова Ю.И., Баранов Г.В. Теория и история экономики: словарь понятий: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. - 472 с.

2. Баранов Г.В. Современное хозяйство: словарь понятий: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. - 412 с.

3. Баранов Г.В. Логика: учебное пособие. - Омск: ОмГТУ, 2016. - 112 с.

4. Баранов Г.В. Гуманитарная культура как универсальное средство человеческой деятельности // Перспективы и пути развития экономики региона: материалы международной научно-практической конференции. - Омск, 2006. - С. 275-276.

5. Баранов Г.В. Гуманитарная культура - фактор инновационной экономики // Экономический рост и конкурентоспособность России: тенденции, проблемы и стратегические приоритеты: сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции ВЗФЭИ: в 2-х томах. М: Финуниверситет, 2013. - Том 2. - C. 209-210.

6. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: автореф. дисс. д-ра филос. наук. - Екатеринбург, 1998. - 43 с.

7. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: дисс. д-ра филос. наук. -Екатеринбург, 1998. - 316 с.

8. Баранов Г.В. Гуманитарная культура как фактор инновационной экономики // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции (3 февраля 2014 г.). В 7 частях. Часть 1. - М., 2014. - С. 157-158.

9. Джамбулова Ш.Ж. Менеджмент и маркетинг в инновационной экономике: монография / Ш.Ж. Джамбулова [и др.]; под ред. Ковалёва А.И. - СПб: Инфо-да, 2011. - 195 с.

10. Баранов Г.В. Философия политики, государства и права: практикум: учебное пособие. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2012. - 260 с.

11. Баранов Г.В. Философия политики: практикум. - Мюнхен: AVM, 2013. - 262 с.

12. Баранов Г.В. Словарь этических понятий: учебное пособие. - Омск: НОУ ВПО ОГИ, 2004. - 335 с.

13. Баранов Г.В. Этика в науке // Инновационная наука. 2016. № 4-4. С. 54-57.

14. Баранов Г.В. Деятельностная сущность науки // Модернизационные процессы в обществе и на железнодорожном транспорте: исторический опыт и современная практика: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Омск: ОмГУПС, 2014. - С.330-339.

15. Баранов Г.В. Концепция антихаосной сущности науки // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа: Аэтерна, 2015. - Часть 3. - С. 30-32.

16. Баранов Г.В. Наука в культуре общества и личности // Роль науки в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции / Отв. ред. А.А. Сукиасян. - Уфа, 2015. - Часть 2. - С. 68-71.

17. Баранов Г.В. Функции философии в культуре глобализирующегося человечества // Международный научно-исследовательский журнал. 2015. № 2-2 (33). С. 36-38.

18. Баранов Г.В. Факторы философии и мировоззрения в бытии человека // Успехи современной науки. 2016. № 6. Том 4. С. 55-58.

19. Антонова Ю.И., Куничкин А.М. Глобальный договор и гуманитарная культура организации // Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние, перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции 15 ноября 2016 г.; Отв. Ред. А.А. Сукиасян. -Екатеринбург, 2016. С. 169-173.

© Куничкин А. М., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.