Научная статья на тему 'ФАКТОР ДОВЕРИЯ В ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ'

ФАКТОР ДОВЕРИЯ В ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
23
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дискурсивная практика / английский язык / Великобритания / социальный работник / доверие / discourse practice / English / Great Britain / social worker / trust

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кутяева Ольга Михайловна, Коновод Наталья Сергеевна

В данной статье показаны языковые механизмы формирования доверия у читателей текстов, создаваемых дискурсивной практикой социальных работников Великобритании. Дискурсивный анализ представленного материала основывается на интепретативной методике анализа дискурсивных практики. В ходе анализа выявлен ряд языковых средств, создающих условия для формирования доверия со стороны клиента (читателя статей сайта). Это предикаты количественной оценки, раскрывающие детали затруднительных ситуаций, и тем самым демонстрирующие глубокий анализ этих ситуаций, а также предикаты общей оценки, позиционирующие положительное отношение к социальной службе. На текстовом уровне это апелляция к авторитетным мнениям, обсуждение и разъяснение глобальных проблем, влияющих на уровень жизни людей, демонстрация единства. В комплексе все эти средства, актуализирующие контекст доверия в тексте являются инструментом воздействия на его адресата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRUST FACTOR IN THE DISCOURSE PRACTICE OF A SOCIAL WORKER IN GREAT BRITAIN

The professional community discourse practices are primarily associated with the social context of its participants’ interaction. Accordingly, the interpretation of the texts created as a result of this interaction should be based on knowledge and understanding of such social elements as activities, agents and their social relations, tools, objects, time and place, forms of consciousness, values. The latter act as regulators of social relations between agents in the discourse practice. One of these value regulators is trust, which determines both the process of information exchange within the discourse, and this exchange effectiveness. This article analyzes linguistic mechanisms of trust contexts found in the texts produced by social workers in Great Britain. The material for the analysis is articles posted on the Community Care website of BASW (Professional Association for social work and social workers). The discourse analysis of the contexts presented on the website is based on the interpretative methodology, with interdisciplinary vision taken into account. The starting point was the understanding that the discourse of a social worker is aimed at analyzing a certain situation, a client's problem, protecting his interests, and finding ways out of a difficult situation. At the same time, the success of such an interaction is largely determined by trusting relationships between the "client" and the "social worker". The analysis revealed a number of linguistic means that contribute to the formation of the trust of a client (a reader of the articles). They are quantitative and general evaluation predicates, authoritative opinions, discussion and clarification statements.

Текст научной работы на тему «ФАКТОР ДОВЕРИЯ В ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ»

УДК 316.454.5:364.4

doi 10.24411/2221-0458-2022-88-27-34

ФАКТОР ДОВЕРИЯ В ДИСКУРСИВНОЙ ПРАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ВЕЛИКОБРИТАНИИ

Кутяева О.М., Коновод Н.С.

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан

TRUST FACTOR IN THE DISCOURSE PRACTICE OF A SOCIAL WORKER IN

GREAT BRITAIN

O.M. Kutyaeva, N.S. Konovod Katanov Khakass State University, Abakan

В данной статье показаны языковые механизмы формирования доверия у читателей текстов, создаваемых дискурсивной практикой социальных работников Великобритании. Дискурсивный анализ представленного материала основывается на интепретативной методике анализа дискурсивных практики. В ходе анализа выявлен ряд языковых средств, создающих условия для формирования доверия со стороны клиента (читателя статей сайта). Это предикаты количественной оценки, раскрывающие детали затруднительных ситуаций, и тем самым демонстрирующие глубокий анализ этих ситуаций, а также предикаты общей оценки, позиционирующие положительное отношение к социальной службе. На текстовом уровне это апелляция к авторитетным мнениям, обсуждение и разъяснение глобальных проблем, влияющих на уровень жизни людей, демонстрация единства. В комплексе все эти средства, актуализирующие контекст доверия в тексте являются инструментом воздействия на его адресата.

Ключевые слова: дискурсивная практика; английский язык; Великобритания; социальный работник; доверие

The professional community discourse practices are primarily associated with the social context of its participants' interaction. Accordingly, the interpretation of the texts created as a result of this interaction should be based on knowledge and understanding of such social elements as activities, agents and their social relations, tools, objects, time and place, forms of consciousness, values. The latter act as regulators of social relations between agents in the discourse practice. One of these value regulators is trust, which determines both the process of information exchange within

the discourse, and this exchange effectiveness. This article analyzes linguistic mechanisms of trust contexts found in the texts produced by social workers in Great Britain. The material for the analysis is articles posted on the Community Care website of BASW (Professional Association for social work and social workers). The discourse analysis of the contexts presented on the website is based on the interpretative methodology, with interdisciplinary vision taken into account. The starting point was the understanding that the discourse of a social worker is aimed at analyzing a certain situation, a client's problem, protecting his interests, and finding ways out of a difficult situation. At the same time, the success of such an interaction is largely determined by trusting relationships between the "client" and the "social worker". The analysis revealed a number of linguistic means that contribute to the formation of the trust of a client (a reader of the articles). They are quantitative and general evaluation predicates, authoritative opinions, discussion and clarification statements.

Keywords: discourse practice; English; Great Britain; social worker; trust

Интерес к анализу дискурса в контексте разных социальных практик обуславливает междисциплинарный характер его исследований, объединяющих лингвистов, социологов, культурологов, политологов и других представителей гуманитарных направлений. Для лингвистов такой междисциплинарный подход к изучению языка и общения означает формирование комплексного видения социальной ситуации в целом, включая ее языковые особенности.

Междисциплинарность исследований, направленных на выявление особенностей определенного дискурса, объясняется в том числе тем, что понимается в современной лингвистике под дискурсом. Так, по мнению В.И. Карасика, дискурс - это текст, который погружен в определенную

ситуацию общения, он связан с людьми, которые используют идеи, показывая, что они относятся к определенной группе [1, с. 5]. Таким образом, исследуя дискурс, мы обращаем внимание на такие его категории как участники коммуникации, условия общения, организация общения, способы общения. И в этом смысле неизбежно рассмотрение статусно-ролевых характеристик участников коммуникации, которые противопоставляются по своей сути в статусно-ориентированном и личностно-ориентированном общении. Именно на этом основании выделяются институциональный и персональный типы дискурса [2, с. 186-187], которые в свою очередь представлены совершенно определенными свойственными им (дискурсам)

дискурсивными практиками.

Дискурсивные практики - это особый вид социальных практик для всех профессиональных сообществ, для которых основным способом реализации является текст. Дискурсивная практика включает высказывания (тексты), правила построения высказываний, тему, цели и ожидания аудитории, каналы распространения информации, процедуру принятия высказываний, а также пространственно-временные характеристики [3, с. 28-29].

По мнению Н. Фэрклоу, дискурсивная практика выступает связью между самим текстом и социальной практикой. Автор объясняет это тем, что на создание и интерпретацию текста оказывает влияние социальная практика [4, р. 539-540], которая представляет собой относительно устойчивое взаимодействие разнообразных социальных элементов, таких как деятельность, субъекты и их социальные отношения, инструменты, объекты, время и место, формы сознания, ценности, дискурс

[4].

Ценностные элементы социальной, а, следовательно, и дискурсивной практики выступают своего рода регуляторами социальных отношений между субъектами в рамках этой практики. В этом контексте доверие является социальным механизмом, на котором держатся все обмены информацией. Оно выступает

отличительным признаком любого

института. В данной работе представлен феномен доверия как один из ключевых факторов дискурсивной практики социального работника Великобритании.

В настоящее время социальная работа является неотъемлемой частью жизни каждого жителя Великобритании. Данный вид деятельности рассматривается как профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам, локальным сообществам в целях восстановления или усиления их способности к социальному функционированию. Социальная работа является частью повседневных практик и составной частью социального мира в целом.

Э. Гринвуд отмечает, что функции социальной работы состоят в том, чтобы помочь достигнуть людям таких взаимоотношений, которые поспособствуют реализации их потенциала в соответствии с их культурными обычаями и ценностями [5]. Отсюда следует, что роль социального работника как представителя своей профессии заключается в объединении разных стратегий для улучшения работы социальной службы.

Дискурс социального работника представляет собой интерактивную деятельность участников коммуникации, а именно «клиент - социальный работник», установление и поддержание контакта между ними, информационный и

эмоциональный обмен, оказание воздействия друг на друга, переплетение коммуникативных стратегий и их вербальных и невербальных воплощений в практике общения. Специалист по социальной работе имеет знания по психологии поведения человека, поэтому дискурс социального работника принимает вид анализа определенной ситуации, проблемы клиента, защиты его интересов, а также поиска путей выхода из определенной затруднительной ситуации. Успешность такого взаимодействия во многом определяется наличием

доверительных отношений между «клиентом» и «социальным работником». Таким образом, являясь одной из ценностей социальной практики специалистов по социальной работе, феномен доверия выступает одним из факторов, формирующих эффективность их дискурсивных практик.

Дискурсивный анализ контекстов статей, размещённых на сайте Community Care компании BASW (The Professional association for social work and social workers) подтверждает представленное выше утверждение. В проанализированных текстах прослеживается реализация дискурсивной практики, направленной на формирование у адресата доверия.

Так, чтобы вызвать доверие у читателей к социальной службе авторы

неоднократно используют такие местоимения как we и our, например, We are working on and prioritising, What We Stand For, BASW introduces our vision for EDI and anti-racism, We need to boldly call out our impact, "Social work and social care are about all of us (BASW, 2021). У адресата возникает ощущение равенства и единства с социальными работниками, поэтому он полагает, что служба социальной работы Великобритании точно поможет ему в трудной жизненной ситуации.

Следующим примером, демонстрирующим контекст доверия, является прием приведения статистических данных. Как известно, доверие статистическим данным является одной из важнейших характеристик современного западного общества. Статистика - источник информации, а также орудие власти, т. к. может подтвердить точность

государственной политики в целом. В статьях BASW находят отражение статистические данные из докладов социологов со всего мира по профилактике и борьбе с бедностью, безработицей и дискриминацией: "Numerous high-quality experimental studies in the US (reviewed by Cooper and Stewart, 2013; 2017)", "The latest statistics from the Trussell Trust (2019)", "Research from the Food Foundation's (2019)", "The latest statistics from the Trussell Trust (2019)". В приведенных выше

докладах эксплицируются причины определенных социальных проблем и способы их решения. Эти данные представлены в текстах средствами количественной оценки:

"In 2017/18, 72 per cent of children in poverty lived in families where at least one adult was in work, so poverty is due to character and personal choices, and the majority of people have the personal characteristics that enable them to work and then make the choice to work", "The experiment found that an increase of $1,000 in annual income caused an increase of between 5 and 27 per cent of a standard deviation in cognitive development and between 9 and 24 per cent of a standard deviation in social and behavioural outcomes" (BASW, 2021).

В данном выше отрывке количественная оценка направлена на раскрытие закономерной зависимости уровня дохода семей с низким достатком, вынуждающего родителей больше времени уделять работе, а не семье, и отклонениями в развитии детей в таких семьях. Количественная оценка демонстрирует серьёзность подхода социальной службы в анализе ситуации, складывающейся вокруг таких семей, её осведомленность и готовность помочь. Собственно контекст доверия и формируется за счёт такой оценки.

Другим средством создания контекста доверия являются предикаты общей оценки, позиционирующие положительное отношение к социальной поддержке населения. Использование таких предикатов способствуют формированию доверия читателя к деятельности социальной службы Великобритании, например, " fantastic support ", "positive impact ", " should be good lives ", "loud, unified, positive and engaging voice from the social care ", "effective route' (BASW, 2021).

Кроме того, цитирование

авторитетных мнений о службе социальной поддержки, также является одним из стимулов возникновения доверия у читателя. Так, социальная служба BASW в своих статьях активно цитирует своих известных руководителей (Рут Аллан, Джерри Носовска, Питер Таунсенд, Вейн Рейд). Их высказывания акцентируют внимание на важности социальной службы (recognition of the importance of adult social care.. , Social care matters.. It is a vital part of many people's lives ..., by virtue of their membership of society), призванной решать общечеловеческих проблем (to live long enough to benefit from it, a duty to combat racism and other forms of discrimination, . people are relatively deprived if they cannot obtain, at all, or sufficiently, the conditions of life - that is, the diets, amenities, standards and services which allow them to play the

roles...) (BASW, 2021). Данный прием отражает авторитетность автора. Цитирование высказываний авторитетных личностей не только оживляет текст, но и вызывает симпатию у читателей, склоняя их на сторону автора статьи, тем самым обеспечивая доверие к сказанному в целом.

Дискурсивный анализ статей BASW показывает высокую степень их «семантической связанности» [9, p. 8-10]. Они предполагают активную включенность читателей в информационное поле дискурса. Диалог авторов статей и читателей строится вокруг проблем актуальных для каждого члена общества. Так, обсуждая ситуацию вокруг Ковид-19, они «запускают» определенные социальные установки, которые способствуют пониманию адресатом серьезности угрозы пандемии, с одной стороны, а с другой, того, что он не один в сложившейся ситуации - социальная служба его поддержит. На это указывают подзаголовки статей, обобщающие содержание статьи и отсылающие к сводкам проблемы: Terrible cost' of Covid, Vaccinating frontline social

Библиографический список 1. Карасик, В. И. О категориях дискурса / В. И. Карасик. - Текст : непосредственный // Языковая личность : институциональный и персональный дискурс : сборник научных трудов. - Волгоград : Перемена, 1998. - С. 185-197.

care workers by NHS England (BASW, 2021). Все это служит освещению современных проблем общества и демонстрирует актуальность и важность написанных статей, тем самым создавая контекст, направленный на формирование доверия у читателя.

Подводя итог, важно отметить, что дискурсивная практика формируется конкретным социумом, и ее понимание интерпретатором основывается на осмыслении деятельности её членов в конкретной ситуации. На текущий момент деятельность социальной службы Великобритании во многом основывается на доверии её клиентов - членов общества. Доверие в этом смысле является индикатором нравственности и

ответственности, на основе которых строятся все отношения. Являясь социальным механизмом, отражающим пространство социальной справедливости, доверие при актуализации в тексте выступает инструментом воздействия на его адресата.

2. Карасик, В. И. О типах дискурса / В. И. Карасик. - Текст : непосредственный // Языковая личность : институциональный и персональный дискурс : сборник научных трудов. - Волгоград : Перемена, 2000. - С. 1520.

3. Ипатова, Н. А. Дискурсивные практики в формировании профессиональных сообществ / диссертация кандидата социологических наук : 22.00.06 / Ипатова Наталья Александровна ; Санкт-Петербургский государственный университет. - Санкт-Петербург, 2009. - 213 с.

- Текст : непосредственный.

4. Фэрклоу, Н. Диалектика дискурса. -Современный дискурс-анализ. - URL: http://www. discourseanalysis. org/adai/st9. shtml (дата обращения: 12.02.2022). - Текст : электронный

5. Greenwood E. Social science and social work. A theory of their relationships // Social Service Review, 29, 1955.P.30 - 42.

6. BASW Covid-19 and Vaccination: A BASW position statement // Community care. -September 2021 / Community care| Social Work News & Social Care Jobs. - URL: https://www.basw.co.uk/media/news/202i/jan/co vid-19-and-vaccination-basw-position-statement (Accessed 29 October 2021)

7. BASW England statement in response to LGA 'The Lives We Want to Lead' // Community care.

- September 2021 / Community care| Social Work News & Social Care Jobs. - URL: https://www.basw.co.uk/media/news/2018/nov/ba sw-england-statement-response-lga-lives-we-want-lead (Accessed 29 October 2021).

8. BASW Understanding social work and poverty // Community care. - September 2021 / Community care| Social Work News & Social Care Jobs. -URL: https://www.basw.co.uk/understanding-social-work-and-poverty (Accessed 29 October 2021).

9. BASW What We Stand For: Equality, Diversity and Inclusion // Community care. - September 2021 / Community care| Social Work News &

Social Care Jobs. - URL: https://www.basw.co.Uk/media/news/2021/aug/w hat-we-stand-equality-diversity-and-inclusion (Accessed 29 October 2021).

10. Greenwood E. Social science and social work. A theory of their relationships // Social Service Review, 29, 1955.Pp.30 - 42.

11. Van Dijk, T. A. Introduction: Discourse and Domination, in T.A. van Dijk, Discourse and Power. N.Y.: Palgrave Macmillan, 2008. - Pp. 126.

References

1. Karasik V. I. O kategoriyakh diskursa [About discourse categories]. Yazykovaya lichnost': institutsional'nyy i personal'nyy diskurs [Language personality: institutional and personal discourses]: Collection of scientific works. Volgograd. Peremena, 1998. Pp. 185-197. (In Russian)

2. Karasik V. I. O tipakh diskursa [About discourse types]. [Language personality: institutional and personal discourses]: Collection of scientific works. Volgograd. Peremena, 1998. Pp. 5-20. (In Russian)

3. Ipatova N. A. Diskursivnye praktiki v formirovanii professional'nykh soobshchestv [Discourse practices in the formation of professional communities: candidate theses of N. A. Ipatova]. Saint-Petersburg, 2009. 213 p. (In Russian)

4. Fairclough, N. Dialektika diskursa [The dialectics of discourse]. Sovremennyy diskurs-analiz [Modern discourse analysis]. Available at: http://www.discourseanalysis.org /ada1/st9.shtml (access date: 12 February 2022). (In English)

5. BASW Covid-19 and Vaccination: A BASW position statement. Community care. September 2021. Community care. Social Work News &

Social Care Jobs. [online] Available at: https://www.basw.co.uk/media/news/2021/jan/co vid-19-and-vaccination-basw-position-statement (date of access: 29 October 2021). (In English)

work-and-poverty (access date: 29 October 2021). (In English)

https://www.basw.co.uk/understanding-social-

[online]

Available

at:

6. BASW England statement in response to LGA 'The Lives We Want to Lead'. Community care. September 2021. Community care. Social Work. News & Social Care Jobs. [online] Available at: https://www.basw.co.uk/media/news/2018/nov/ba sw-england-statement-response-lga-lives-we-

8. BASW What We Stand For: Equality, Diversity and Inclusion. Community care. September 2021. Community care. Social Work. News & Social Care Jobs. [online] Available at: https://www.basw.co.uk/media/news/2021/aug/w hat-we-stand-equality-diversity-and-inclusion

want-lead (access date: 29 October 2021). (In English)

9. Van Dijk, T. A. Introduction: Discourse and Domination, in T.A. van Dijk, Discourse and Power. N.Y. Palgrave Macmillan, 2008. P. 1-26. (In English)

(access date: 29 October 2021). (In English)

7. BASW Understanding social work and poverty. Community care. September 2021. Community care. Social Work. News & Social Care Jobs.

Кутяева Ольга Михайловна, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой зарубежной лингвистики и теории языка, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан, Россия, e-mail: kutyaeva@yandex.ru

Коновод Наталья Сергеевна, магистрант кафедры зарубежной лингвистики и теории языка, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан, Россия, e-mail: konovod-nata@mail.ru

Olga M. Kutyaeva, Head of the Foreign Lingustics and Language Theory Department, PhD in Philology, Associate Professor, Katanov Khakass State University, Abakan, Russia, e-mail: kutyaeva@yandex.ru

Natalya S. Konovod, Graduate, the Foreign Lingustics and Language Theory Department, Katanov Khakass State University, Abakan, Russia, e-mail: konovod-nata@mail.ru

Статья принята в редакцию 02.03.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.