Научная статья на тему 'Фактологически обоснованный подход к профилактическому образованию и использование ИКТ в неформальном образовании'

Фактологически обоснованный подход к профилактическому образованию и использование ИКТ в неформальном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
238
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / МОЛОДЕЖЬ / МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ / ИНТЕРНЕТ / ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ ПРОГРАММЫ / СЕМЬЯ / ШКОЛА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATION / HEALTH / VALUABLE REFERENCE POINTS / YOUTH / MODELS OF BEHAVIOUR / INTERNET / PREVENTIVE PROGRAMS / FAMILY / SCHOOL / EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Епоян Тигран Альбертович, Плахутина Юлия Борисовна

Образовательные учреждения и, в первую очередь, школа, где дети и подростки проводят большую часть своего времени, имеют огромный воспитательный и здоровьесберегающий потенциал. Школа в тесном взаимодействии с семьей и ближайшим окружением ребенка и подростка решает двуединую задачу сохранения и укрепления здоровья и воспитания гармонично развитой, образованной, творческой, социально активной и ответственной личности. Для актуализации у подростков и молодых людей ценности здоровья, формирования у них мотивации и поведенческих установок, необходимых для его сохранения и укрепления, в учреждениях образования всех уровней должна систематически осуществляться последовательная, целенаправленная и комплексная образовательно-воспитательная работа. Учащиеся должны быть охвачены программами по профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения, а также сохранения репродуктивного здоровья еще до начала активной половой жизни. Подобные программы способствуют становлению ценностных ориентиров детей и подростков, готовят их к взрослой жизни, формируют умения и навыки самостоятельно принимать информированные и ответственные решения, эффективно общаться, адекватно выражать свои чувства и эмоции, критически мыслить, сопротивляться негативному влиянию и давлению со стороны сверстников и взрослых, выбирать модели поведения, способствующие сохранению здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Епоян Тигран Альбертович, Плахутина Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FACTOLOGICAL PROVED APPROACH TO PREVENTIVE EDUCATION AND USE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN INFORMAL EDUCATION

Educational establishments and, first of all, school where children and teenagers spend the most part of time, have huge educational and health saving up potential. The school in close interaction with family and the nearest environment of the child and the teenager solves a two-uniform problem of saving and strengthening of health and education of harmoniously developed, formed, creative, socially active and responsible person. For actualization the value of health at teenagers and young men, formation at them motivation and the behavioural features necessary for its saving and strengthening, the complex consecutive, purposeful educational work should be carried out regularly in educational establishments of all levels. Pupils should be involved in programs on preventive maintenance of the use of drugs, alcohol and also saving of reproductive health prior to the beginning of an active sexual life. Similar programs promote becoming of valuable reference points of the children and the teenagers, prepare them for an adult life, form skills to accept informed and critical decisions independently, effectively to communicate, adequately to express the feelings and emotions, critically to think, resist to negative influence and pressure from contempoparies and adults, to choose the models of behaviour promoting saving of health.

Текст научной работы на тему «Фактологически обоснованный подход к профилактическому образованию и использование ИКТ в неформальном образовании»

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

© Т. А. Епоян, Ю. Б. Плахутина

УДК 372.861.3+613.8

ФАКТОЛОГИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В НЕФОРМАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Т. А. Епоян, Ю. Б. Плахутина (Москва, Россия; Париж, Франция)

Образовательные учреждения и, в первую очередь, школа, где дети и подростки проводят большую часть своего времени, имеют огромный воспитательный и здоровьесберегающий потенциал. Школа в тесном взаимодействии с семьей и ближайшим окружением ребенка и подростка решает двуединую задачу сохранения и укрепления здоровья и воспитания гармонично развитой, образованной, творческой, социально активной и ответственной личности.

Для актуализации у подростков и молодых людей ценности здоровья, формирования у них мотивации и поведенческих установок, необходимых для его сохранения и укрепления, в учреждениях образования всех уровней должна систематически осуществляться последовательная, целенаправленная и комплексная образовательно-воспитательная работа. Учащиеся должны быть охвачены программами по профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения, а также сохранения репродуктивного здоровья еще до начала активной половой жизни.

Подобные программы способствуют становлению ценностных ориентиров детей и подростков, готовят их к взрослой жизни, формируют умения и навыки самостоятельно принимать информированные и ответственные решения, эффективно общаться, адекватно выражать свои чувства и эмоции, критически мыслить, сопротивляться негативному влиянию и давлению со стороны сверстников и взрослых, выбирать модели поведения, способствующие сохранению здоровья.

Ключевые слова: воспитание, образование, здоровье, ценностные ориентиры, молодежь, модели поведения, Интернет, профилактические программы, семья, школа, образовательные учреждения.

Беспрецедентная по своим масштабам и последствиям эпидемия ВИЧ, развивающаяся в странах Восточной Европы и Центральной Азии на фоне эпидемии наркопотребления, злоупотребления алкоголем и табакокурением и высокой распространенности ИППП,

подростковой беременности и абортов, а в ряде стран - подростковой смертности, актуализируют задачу сохранения и улучшения репродуктивного и общего здоровья подростков и молодежи и сохранения их жизни.

Епоян Тигран Альбертович - региональный советник ЮНЕСКО по ВИЧ и СПИДу для стран Восточной Европы и Центральной Азии, Бюро ЮНЕСКО в Москве E-mail: [email protected]

Плахутина Юлия Борисовна - координатор проектов, Бюро ЮНЕСКО в Москве.

E-mail: [email protected]

>

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

По данным различных национальных и международных исследований1 к 15 годам до 45 % мальчиков и до 27 % девочек, живущих в странах СНГ, уже приобрели опыт половых отношений. В Казахстане около 50 %

подростков получили первый сексуальный опыт в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; каждый пятый страдает заболеваниями, влияющими на возможность впоследствии иметь детей. Россия, Украина, Белоруссия, Казахстан выходят в мировые лидеры по количеству подростковых беременностей и абортов, смертности от травматизма, отравлений и насильственных причин.

Признание государством права детей, подростков и молодых людей на охрану здоровья, в том числе, репродуктивного, как это определено в различных международных конвенциях и декларациях и закреплено в национальном законодательстве, налагает на государство обязанность предоставлять им информацию, образование и доступ к услугам, позволяющим сохранить и укрепить репродуктивное здоровье.

Подростки и молодые люди должны обладать знаниями и навыками для предотвращения заражения ИППП, в том числе ВИЧ-инфекцией, другими ИППП, а также иметь доступ к медицинской, психологической и социальной помощи по вопросам сохранения здоровья,

обусловленным спецификой подросткового возраста.

1 Источники:

http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/0003/16

3857/Sodal-determinants-of-health-and-weN-being-

among-young-people.pdf

http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/zdor/2011/

main.php

http://amanat.kz/kazakhstan_news/8353/

http://www.zhas.kz/ru/

Образование и здоровье

Образование играет важнейшую роль в сдерживании распространения ВИЧ среди молодежи. Уже сам факт того, что подростки и молодые люди посещают учебные заведения, является важным фактором профилактики.

Образовательные учреждения и, в первую очередь, школа, где дети и подростки проводят большую часть своего времени,

имеют огромный воспитательный и здоровьесберегающий потенциал. Школа в тесном взаимодействии с семьей и

ближайшим окружением ребенка и подростка решает двуединую задачу сохранения и укрепления здоровья и воспитания гармонично развитой, образованной,

творческой, социально активной и

ответственной личности.

Профилактическое образование

Для актуализации у подростков и молодых людей ценности здоровья, формирования у них мотивации и

поведенческих установок, необходимых для

его сохранения и укрепления, в учреждениях образования всех уровней должна систематически осуществляться

последовательная, целенаправленная и комплексная образовательно-воспитательная работа. Учащиеся должны быть охвачены программами по профилактике употребления наркотиков, алкоголя, табакокурения, а также сохранения репродуктивного здоровья еще до начала активной половой жизни.

Такие программы способствуют становлению ценностных ориентиров ребенка и подростка, готовят его к взрослой жизни, формируют умения и навыки самостоятельно принимать информированные и

ответственные решения, эффективно общаться, адекватно выражать свои чувства и

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

эмоции, критически мыслить, сопротивляться негативному влиянию и давлению со стороны сверстников и взрослых, выбирать модели поведения, способствующие сохранению здоровья.

Эффективные комплексные

профилактические программы, в которых достаточное внимание уделяется вопросам полового просвещения с целью сохранения репродуктивного здоровья, мотивируют молодых людей:

• повременить с началом половых отношений или воздержаться от них,

• сохранять верность одному партнеру,

• ответственно подходить к

планированию семьи,

• использовать средства защиты для профилактики ИППП, ВИЧ, нежелательной беременности.

Анализ 87 профилактических программ [1], осуществленных в разных странах, показал, что эффективные программы имеют ряд общих характеристик:

• разработаны с участием различных специалистов, в том числе в области репродуктивного здоровья, подростковой психологии, педагогики и др.;

• составлены с учетом реальных потребностей подростков и молодежи в развитии коммуникативных навыков и информации по вопросам репродуктивного здоровья;

• используют ценностно-мотивационный подход, чтобы актуализировать у молодых людей ценность здоровья в целом и ценность репродуктивного здоровья в частности;

• построены на принципах

целенаправленного и поэтапного

формирования поведенческих установок, учитывающих ключевые познавательные, социально-психологические и индивидуальноличностные факторы изменения поведения;

• нацелены на формирование и закрепление определенных навыков -жизненно важных навыков общения, анализа ситуации, самостоятельного принятия решения, сопротивления давлению со стороны сверстников и других;

• предоставляют научно достоверную информацию, имеют четко обозначенные задачи (профилактика ИППП, ВИЧ, нежелательной беременности, потребления наркотиков и др.) и пропагандируют соответствующие им здоровьесберегающие модели поведения, поведенческие установки;

• рассматривают конкретные примеры опасных с точки зрения здоровья ситуаций и способы недопущения таких ситуаций или выхода из них;

• рассчитаны на 20-30 занятий в год, чтобы дать возможность учащимся не только усвоить информацию, но и выработать к ней определенное отношение, сформировать и закрепить важные навыки;

• предполагают активное участие самих учащихся в образовательном процессе через ролевые игры и привлечение тренеров из числа сверстников, использующих метод «равного обучения»;

• учитывают влияние окружающей среды, поведения взрослых и сверстников, распространенных в обществе стереотипов, национальных и социо-культурных особенностей и традиций;

• составлены с учетом пола, гендерных особенностей, возраста и когнитивных возможностей учащихся с использованием простого и понятного языка;

• обсуждают вопросы, связанные с сохранением репродуктивного здоровья, до того, когда молодые люди могут вступить в половые отношения - то есть до того, как им исполнится 15-16 лет.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

• признают первичную роль родителей и

семьи как источника информации, поддержки и заботы в процессе выработки здоровьесберегающих поведенческих

установок и вовлекают родителей в образовательный процесс.

Профилактические программы должны быть всесторонними, освещать различные темы, в числе которых следующие:

• Семья, отношения между родителями и детьми, дружба, любовь, вступление в брак, рождение детей;

• Духовно-нравственные ценности,

социальные нормы, их влияние на поведение, в том числе сексуальное, влияние сверстников, принятие решений;

• Общение, умение отказывать и договариваться, обращаться за помощью;

• Культура, общество и права человека; культурное и законодательное регулирование прав человека на частную жизнь и физическую неприкосновенность;

• Понятия гендера, гендерного

неравенства и насилия; способы противостояния сексуальному принуждению, насилию или домогательствам.

• Анатомия и физиология половой и

репродуктивной системы, репродуктивная функция, половое созревание;

• Половое и репродуктивное здоровье. Профилактика ВИЧ, ИППП, нежелательной беременности. Воздержание, использование средств защиты и контрацепции, взаимное сохранение верности партнерами;

• Сопряженные с ВИЧ и СПИДом

стигматизация и дискриминация.

Формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ, недопущение

дискриминации учащихся и работников образования, затронутых ВИЧ-инфекцией в учреждениях образования.

• Наркозависимость и ее профилактика.

Профилактическое образование способствует формированию у учащихся, понимания необходимости и важности соблюдения принципов гендерного равенства, неприятия насилия и любых проявлений дискриминации, уважения прав человека и семейных ценностей.

Реализация профилактических программ должна быть доверена специально подготовленным работникам образования, обладающим навыками эффективной коммуникации и готовым обсуждать с учащимися «деликатные темы», связанные с вопросами половых отношений и репродуктивного здоровья. Педагоги должны быть обеспечены соответствующими методическими, учебными и информационными материалами.

При обсуждении с учащимися вопросов репродуктивного здоровья, половых отношений, вопросов, связанных с профилактикой, лечением и оказанием поддержки в связи с ВИЧ-инфекцией, следует учитывать, что среди них могут быть дети, подростки и молодые люди:

• живущие с ВИЧ, имеющие или потерявшие ВИЧ-инфицированных родителей или других родственников;

• имеющие различную сексуальную ориентацию;

• пережившие опыт сексуального насилия.

• практикующие рискованные в плане

заражения ВИЧ формы поведения (употребляющие наркотики, имеющие

нескольких половых партнеров, и др.).

Эффективность профилактического образования существенно повышают занятия-тренинги и занятия, проводимые с участием специально подготовленных сверстников (по методу «равного обучения») в форме

интерактивных семинаров, во время которых рассматриваются конкретные ситуации,

используются ролевые игры, проводятся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

дискуссии. Такие формы организации образовательной деятельности с применением проблемного подхода к обучению, при котором учащиеся приобретают новые знания в процессе решения различных задач, позволяют им осмысленно подходить к закреплению полученных знаний, выработке необходимых навыков общения и формированию поведенческих установок.

Опасения родителей и неготовность школы.

Семье принадлежит ведущая роль в духовно-нравственном воспитании детей и подростков и их просвещении по вопросам репродуктивного здоровья. Однако не все родители обладают необходимыми знаниями в этой области, многие испытывают неловкость при разговоре с детьми на «деликатные темы». Некоторые родители опасаются, что профилактическое

образование «развратит» ребенка.

Однако по данным многочисленных

исследований [1], комплексные

профилактические программы, которые корректно рассматривают все ключевые

вопросы полового просвещения:

• не приводят к раннему вступлению в половые отношения, частым половым контактам, множеству партнеров,

• не противоречат национальнокультурным традициям, а наоборот,

формируют и укрепляют у молодежи соответствующие этим традициям и общепризнанным правам человека

ценностные ориентиры, позволяющие

сохранять здоровье.

Для того чтобы избежать негативной реакции родителей на профилактические программы, необходимо знакомить их с содержанием таких программ и по мере возможности привлекать к их реализации.

В свою очередь некоторые учителя в силу определенных убеждений или неподготовленности испытывают неловкость при обсуждении с учащимися вопросов, связанных с функционированием репродуктивной системы человека, с половыми отношениями, либо пропускают эти темы, либо предлагают учащимся освоить их самостоятельно. Нередко из учебных и методических материалов исключаются вопросы, связанные с репродуктивным здоровьем, что значительно снижает их эффективность.

Участники прошедшей в 2011 году под эгидой ЮНЕСКО региональной конференции по профилактике ВИЧ и формированию здорового образа жизни в образовательной среде 2 признали, что в образовательных учреждениях стран СНГ полноценное профилактическое образование, как правило, не имеет статуса обязательного. Содержание и форма реализации профилактических программ в ряде случаев не способствует достижению их цели по повышению уровня информированности подростков и молодых людей и формированию у них установок на здоровый образ жизни. На освоение соответствующих тем выделяется

недостаточное для получения

систематических знаний и формирования необходимых навыков количество учебных часов. Образовательные учреждения часто не укомплектованы в достаточном количестве учебными и методическими пособиями.

Профилактика в Интернете

В условиях, когда ни семья, ни школа в полной мере не справляются с задачей воспитания установок и навыков здорового

2http://www.unesco.org/new/ffleadmm/MULTIMEDIA/FШ LD/Moscow/pdf/MP 1 -ED/2011/Resolution%20 Prevention%20Education%20Conference.%20Almaty%2 02011%20april_m.pdf

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

образа жизни и полового просвещения подростков, а сами подростки в поисках информации по самым различным вопросам, в том числе касающимся здоровья и половых отношений, обращаются главным образом к сверстникам и Интернету, представляется целесообразным использовать возможности Интернета для полового воспитания подростков и продвижения в их среде здорового образа жизни.

Интернет и социальные медиа в частности, обладая большим потенциалом с точки зрения реализации экономически эффективных, ориентированных на молодежь профилактических программ, могут стать «площадкой», откуда начнется виртуальное профилактическое образование. Сотни тысяч подростков и молодых людей - участников и посетителей популярных групп в социальных сетях, различных блогов и форумов смогут стать при этом не только «учениками» виртуальной школы, но и быть активными создателями яркого и запоминающегося «учебного материала» - видеороликов, открыток, фотографий, текстов, инфографики профилактического характера.

Подобные проекты успешно

реализуются в ряде стран. В Соединенных Штатах Америки и Австралии действует сеть молодежных информационных центров, которые успешно освоили и активно практикуют предоставление информации и консультирование подростков и молодых людей через Интернет. Примером такой работы может послужить сайт http://www.nysyouth.net/ Молодежного

информационного центра Нью-Йорка и сайт http://www. actforyouth.net/ Молодежного центра повышения квалификации (обе организации действуют при поддержке департамента здравоохранения г. Нью-Йорк).

Активное участие в создании и поддержке сайтов для подростков и молодежи в сфере полового воспитания в данных странах принимают университеты (например, Колумбийский университет -

http://goaskalice.columbia.edu/, Ратгерский университет - http://sexetc.org/) и общественные некоммер-ческие организации, такие как Американская ассоциация социального здоровья -

http://www.iwannaknow.org/teens/index.html, Совет по здоровью семьи Калифорнии -http://www.teensource.org/ts, Некоммерческая организация по защите здоровья детей «Nemours» - http://teenshealth.org/teen/ и многие другие.

Ярким примером профилактической работы в США через Интернет может послужить и интерактивный сайт http://www.stayteen.org/frontpanel, на

страницах которого в развлекательной форме (в том числе, посредством игр, видео-роликов, тестов и т.п.) подросткам рассказывают об их репродуктивных правах и возможных последствиях рискованного поведения. Данный сайт был создан целым рядом некоммерческих организаций, объединенных общим проектом - Национальной программой по предотвращению подростковой и незапланированной беременности.

В Европе тоже широко используются возможности Интернета для

профилактической работы. Так, в Германии при поддержке Федерального центра медицинского просвещения (BZgA) работает специальный сайт для подростков и молодежи http://www.loveline.de, где молодые юноши и девушки могут найти ответы на многие вопросы о здоровье, репродуктивных правах, отношениях, любви и безопасности. Кроме того, на этом сайте каждый подросток может задать анонимно свой собственный вопрос и

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

бесплатно получить консультацию у специалиста.

В Ирландии некоммерческая

организация SpunOut, образованная в 2004 году группой молодых людей при поддержке медицинских учреждений, оказывающих помощь молодежи, запустила сайт для подростков - http://www.spunout.ie/, на котором освещается очень широкий круг вопросов, начиная от физического и психического здоровья, и заканчивая вопросами трудоустройства молодых юношей и девушек. Примечательно, что материалы для этого сайта преимущественно создаются самими молодыми людьми.

Пример профилактической работы в Интернете может быть также обнаружен и в Юго-Восточной Азии. В Таиланде, на базе национального музея с июня 2010 по декабрь 2011 года вела свою работу выставка «Здоровая сексуальность: История любви», ориентированная на подростков и их половое воспитание.3 В дополнение к выставке был создан сайт, где пользователи могли не только исследовать содержание выставки, но также посещать полноценную виртуальную школу и получать знания на темы любви, романтики и отношений; сексуальности, рождения детей и контрацепции; инфекциях, передающихся половым путем (ИППП), включая ВИЧ, и многом другом.

В регионе Восточной Европы и Центральной Азии работа в данном направлении практически не осуществляется. Большинство сайтов для молодежи, как правило, носят исключительно

развлекательный характер и весьма поверхностно освещают вопросы, связанные

3 http://www.unescobkk.org/news/article/the-story-of-love-exhiЫtion-positively-impacts-both-teachers-and-students-in-thailand/

с репродуктивным здоровьем. Сайты же молодежных организаций, работающих в этой области, как правило, адресованы специалистам, а не подросткам.

До недавнего времени лишь сайты и группы в социальной сети Facebook Фонда «Антиспид» Елены Пинчук (Украина) -http://www.antiaids.org/ru, http://teens.antiaids. Org/ru и

http://www.facebook. com/SafeConnection, где регулярно публикуются материалы и

информация для подростков об их репродуктивном здоровье, были известны и пользовались популярностью у молодежи.

Online профилактика

Принимая во внимание стремительно растущую роль Интернета в жизни

подростков и недостаток качественной информации в Сети на русском языке о репродуктивном здоровье подростков, Бюро ЮНЕСКО в Москве совместно с

Региональным офисом ЮНЭЙДС в Восточной Европе и Центральной Азии и командой проекта dance4life (фонд «ФОКУС-МЕДИА», Россия), в 2012 году запустили проект «^nUne профилактика».

Это проект, призванный, прежде всего, повысить уровень информированности

подростков и молодых людей о собственном здоровье, а также сформировать у них установки и навыки здорового образа жизни, объединил усилия более 100 участников -молодежных организаций стран Восточной Европы и Центральной Азии.

На первом этапе проекта, его участникам было предложено посещать занятия «online-школы» - вебинары, на которых специалисты рассказывали:

• как улучшить качество сайтов и сделать их более «живыми» и интересными для подростков;

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

• какие возможности Интернета и социальных сетей в частности могут быть использованы в профилактической работе;

• какие технологии следует применять для привлечения на сайт большого количества пользователей и для расширения целевой аудитории;

• как привлечь к реализации проекта самих молодых людей и использовать их творческие находки (в развитие инициативы ЮНЭЙДС CrowdOutAIDS4), для того чтобы полезная и корректная информация была также интересной самим подросткам, привлекала их внимание, запоминалась и оказывала положительное влияние на их поведение и т.д.

На данном этапе особое внимание уделялось постоянному обмену новостями, опытом работы, интересными материалами между участниками. Это позволило им учиться на примерах своих коллег и совершенствовать свои навыки

профилактической работы в Сети более эффективно.

Кроме того, несколько сайтов (в числе которых www.sexualeducation.org.ua и www.teen-info.ru), созданных целенаправленно для подростков, их полового воспитания и продвижения в их среде навыков здорового образа жизни, подверглись существенной переделке. Их содержание и структура были значительным образом переработаны и улучшены, что увеличило потенциал этих ресурсов для «виртуальной» профилактики.

Вторым важным этапом и неотъемлемой составляющей проекта стало проведение

4http://www.crowdoutaids.org/wordpress/

совместных профилактических акций онлайн. Так, к 26 сентября - Всемирному дню контрацепции - была проведена широкомасштабная акция, в ходе которой заранее подготовленные (в том числе при участии самих молодых людей) материалы -серия фотографий и листовки с инфографикой - были размещены на различных популярных молодежных сайтах и группах в социальных сетях (преимущественно, в Вконтакте). По подсчетам, более двух миллионов пользователей Интернет были охвачены этой акцией и имели возможность ознакомиться с представленными материалами, а также по ссылкам перейти на сайты участников проекта. К 1 декабря - Всемирному дню борьбы со СПИДОМ, будет проведена еще одна широкомасштабной акция.

Первый опыт этого, только недавно начатого, проекта убеждает в необходимости продолжения работы в данном направлении. Более широкое использование ресурсов

Интернета и социальных сетей для неформального профилактического

образования подростков и молодежи может стать отличным дополнением к формальному, то есть, школьному профилактическому образованию, а в его отсутствии, -

полноценной ему альтернативой. При этом

онлайн профилактика должна быть основана на тех же принципах, что и «живые» занятия: уважении прав человека, соблюдении

гендерного равенства, фактологической и научной обоснованности, учете национальнокультурных и возрастных особенности своей целевой аудитории, активном вовлечении самих учащихся в профилактическую работу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Международное техническое руководство по половому просвещению. ЮНЕСКО, 2010.

© 2011-2012 Вестник НГПУ Все права защищены

Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета» 5(9) 2012 www.vestnik.nspu.ru ISSN 2226-3365

UDC 372.861.3+613.8

THE FACTOLOGICAL PROVED APPROACH TO PREVENTIVE EDUCATION AND USE OF INFORMATION-COMMUNICATION TECHNOLOGIES IN INFORMAL EDUCATION

T. A. Yepoyan, Yu. B. Plahutina (Moscow, Russia; Paris, France)

Educational establishments and, first of all, school where children and teenagers spend the most part of time, have huge educational and health saving up potential. The school in close interaction with family and the nearest environment of the child and the teenager solves a two-uniform problem of saving and strengthening of health and education of harmoniously developed, formed, creative, socially active and responsible person.

For actualization the value of health at teenagers and young men, formation at them motivation and the behavioural features necessary for its saving and strengthening, the complex consecutive, purposeful educational work should be carried out regularly in educational establishments of all levels. Pupils should be involved in programs on preventive maintenance of the use of drugs, alcohol and also saving of reproductive health prior to the beginning of an active sexual life.

Similar programs promote becoming of valuable reference points of the children and the teenagers, prepare them for an adult life, form skills to accept informed and critical decisions independently, effectively to communicate, adequately to express the feelings and emotions, critically to think, resist to negative influence and pressure from contempoparies and adults, to choose the models of behaviour promoting saving of health.

Key words: education, health, valuable reference points, youth, models of behaviour, Internet, preventive programs, family, school, educational establishments.

Yepoyan Tigran Albertovich - the regional adviser of UNESCO on a HIV and AIDS for the countries of the East Europe and the Central Asia, Bureau of UNESCO in Moscow.

E-mail: [email protected]

Plahutina Yulia Borisovna - the coordinator of projects, Bureau of UNESCO in Moscow.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.