Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
ФАКТИЧЕСКОЕ (БЕЗДОГОВОРНОЕ) ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧАСТКОВ ИЗ СОСТАВА
ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ, ПРИХОДЯЩИХСЯ НА НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ДОЛИ: НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА ИЛИ БЛАГО? БЛИНОВ Руслан Николаевич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права ОГУ им. И.С. Тургенева. E-mail: blinov.ruslann@mail.ru
Краткая аннотация: Рассматриваются вопросы фактического использования земель сельскохозяйственного
назначения. Вносятся предложения по совершенствованию механизмов использования участков, приходящихся на невос-
требованные земельные доли.
Abstract: the issues of actual use of agricultural land are Considered. Proposals are made to improve the mechanisms for us-
ing plots that fall on unclaimed land shares.Проблему возвращения в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель в последнее время активно обсуждают в России. В начале февраля 2020 года решить вопрос с их статусом правительству
поручил президент страны.
Ключевые слова: земельный участок; невостребованные земельные доли; использование земельного участка;
земли сельскохозяйственного назначения.
Keywords: land plot; unclaimed land shares; use of land plot; agricultural land.
Проблему возвращения в оборот заброшенных
должны предоставлять фермерам безвозмездно . [1]
Отдельные авторы указывают на неиспользование большой площади сельскохозяйственных угодий: от 28 до 40 млн. га. Одной из причин указывая при этом, на медленные темпы разрешения проблемы невостребованных земельных долей.[2]
Проведенная ещё в 2016 году сельскохозяйственная перепись показала, что общая площадь неиспользуемых сельхозугодий в России составляла 97,2 млн га — 44% всех сельскохозяи ственных угодии страны. Об этом говорилось в декабрьском мониторинге экономической ситуации, подготовленном РАНХиГС, Институтом Гайдара и
Всероссийской академией внешней торговли. Результаты переписи свидетельствуют о том, что часто встречаемая оценка площади заброшенных сельхозугодии (около 40 млн га) занижает этот показатель почти в 2,5 раза. [3]
Другие авторы также констатируют о негативных тенденция в России в вопросе использование сельскохозяйственных земель. Так, в период с 2010 по 2017 год сокращение площади сельскохозяйственных земель составило 16,8 миллиона гектаров, или более чем 4 процента. Это с учетом присоединения к России в 2014 году Республики Крым, в результате которого площадь земель сельскохозяйственного назначения увеличилась на 1 450,3 тысячи гектаров. [4]
Таким образом, очевидно, что вовлечение в оборот (прежде всего законное использование) земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения является острой необходимостью в существующих реалиях России.
В настоящее время не каждый сельхозпроизводитель будет вкладывать средства в разработку и освоение земельного участка, который не имеет надлежащего правового закрепления. Возникает риск будущей потери участка и соответственно средств на использование этого участка (например, внесение удобрений, разработка участка, удаление кустарников, деревьев и т.д.)
Проблема в данной сфере усугубляется наличием особой правовой конструкцией - «невостребованная земельная доля», которая не вписывается в действующий общий порядок правового регулирования в соответствии с Гражданским кодексом РФ и имеет свою специфику и особенности.
В соответствии с нормами ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее - Закон об обороте земель) - невостребованной земельной долей может
сельскохозяйственных земель в последнее время активно обсуждают в России. В начале февраля 2020 года решить вопрос с их статусом правительству поручил президент страны. В частности, правительству поручено подготовить изменения в законодательство, которые бы упростили возвращение в оборот угодий, находящихся в долевой собственности, а также утвердить государственную программу «эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». Госпрограмма должна в том числе включать сбор и систематизацию данных о землях сельскохозяйственного назначения, проведение землеустроительных и кадастровых работ.
В регионах по-разному оценивается данная проблема. Так, в Счетной палате Самарской области выяснилось, что из нескольких десятков выборочно осмотренных сельскохозяйственных участков по назначению использовалась половина — остальные или не использовались вовсе, или (реже) использовались в других целях. В Ивановской области в 2020 году вступил в силу региональный закон, по которому участки такой неиспользуемой земли
Земельное право; природоресурсное право; экологическое право; аграрное право
быть признана земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника. [5]
В целях вовлечения в законный оборот (прежде всего использование) всех земель сельскохозяйственного назначения на территории России законодательно был предусмотрен механизм льготного приобретения земельных долей и участков фермерами и сельскохозяйственными организациями фактически использующие земельные участки. [6]
Легализация фактического использования земель сельскохозяйственного назначения произошла в 2011 году, принятием дополнений в ст. 12 Закона об обороте земель -земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, передается использующим такой земельный участок. В течение шести месяцев со дня возникновения права муниципальной собственности на земельную долю орган местного самоуправления вправе продать эту земельную долю сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.
Предусмотрено было также в ст.1 указанного Закона об обороте земель преимущественное право использующих этот земельный участок сельскохозяйственной организации или гражданина - члена крестьянского (фермерского) хозяйства на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
Помимо норм, подтверждающих возможность фактического использования земельных участков сельскохозяйственного назначения, параллельно существуют и противоположные нормы, предусматривающие ответственность за фактическое (бездоговорное) использование участков.
Так, согласно ст. 7.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости - без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.
Данная норма распространяется и на правоотношения в сельскохозяйственной сфере. ВАС РФ (до своей ликвидации) пояснял, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке. [7]
В тоже время согласно официальной позиции государственных органов (в том числе Министерства сельского хозяйства и Министерства экономического развития РФ) допускается возможность использования земельных участков (их частей), приходящихся на невостребованные земельные доли, без соответствующих документов.
Например, согласно позиции Минэкономразвития РФ - в случае если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство использовали находящийся в общей долевой собственности земельный участок без оформления соответствующих правоотношений в надлежащей форме, в орган местного самоуправления, уполномоченный на принятие решения о предоставлении земельных долей или земельных участков на льготных условиях, могут быть представлены любые материалы, подтверждающие такое использование (например, сведения об уплате земельного налога или иных платежей за землю, сведения о расходах в связи с обработкой земельного участка и внесением удобрений, проведением посевных работ
и др.). [8]
На сегодняшний день работа по оформлению права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли ещё не завершена (а в некоторых сельских поселениях и не начиналась). Причины столь длительного (с 2011 года) оформления «потерянных земельных долей» разные: отсутствие необходимых специалистов для организации соблюдения существующей процедуры оформления в течении 1-2 года; отсутствие требуемых документов (архивных справок, выписок и др.) для последующего представления в суд; отсутствие денежных средств в бюджете поселения на соответствующие мероприятия (оплата публикаций, судебное представительство, кадастровые работы и др.); встречается и отсутствие перспектив последующей продажи оформленных земельных долей, земельных участков и др.
В литературе указываются и другие проблемы. Например, в субъектах Федерации складывается двойственная практика по признанию невостребованных земельных долей муниципальной или государственной собственностью. Даже в границах одного субъекта Федерации суды в
АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2020. № 4(184)
одних муниципальных образованиях принимают решения по передаче невостребованных земельных долей в муниципальную, в других - в государственную собственность. [9] Согласно позиции Верховного суда РФ - в целях применения положений п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом указанный порядок предоставления земли в порядке приведенной нормы права не должен позволять приобрести земельный участок недобросовестным лицом. [10]
Согласно имеющейся судебной практики по данному вопросу также указывается на необходимость доказать факт использования истребуемого им в собственность земельного участка. При этом поясняется, что закон не устанавливает основания использования, перечень доказательств, подтверждающих данный факт, так же как не определяет срок использования участка и другие обстоятельства его использования с учетом особенностей ведения сельскохозяйственной деятельности. [11]
Таким образом, представляется, что в сложившейся ситуации необходимо и дальше защитить интересы сельхозтоваропроизводителей фактически использующих (или желающих использовать) земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, приходящихся полностью или в части на оставшиеся неоформленные невостребованные земельные доли путём введения дополнительной нормы в Закон об обороте земель: «фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок (в том числе до регистрации право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли) признаётся правомерным. Сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обязано зафиксировать своё фактическое использование участка, находящегося в общей долевой собственности на основании комиссионного акта осмотра используемого земельного участка с участием специалистов муниципальных органов. Решение о создании комиссии принимается главой муниципального образования по заявлению лица фактически использующего такой земельный участок».
Библиография:
1. Оборотная сторона земли: почему в России остаются невостребованными сельхозугодья/ Пресс служба Министерства сельского хозяйства РФ. Сайт mcx.ru/ дата обращения 21.02.2020.
2. Волков С.Н., Липски С.А. Правовые и землеустроительные меры по вовлечению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в хозяйственный оборот и обеспечению их эффективного использования // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2017. N 2. С. 5 - 10.
3. Е. Дятловская. Агроинвестор. 5 декабря 2017. В России не используется 44% сельхозугодий/адгснт/ев^эгги. Дата обращения: 20.02.2020 г.
4. Землякова Г.Л. Исчисление земельного налога за неиспользуемый земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 8. С. 86 - 94.
5. П.2 ст. 12 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". СПС «КонсультантПлюс».
6. п. 5.1 ст. 10 Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". СПС «КонсультантПлюс».
7. Постановление Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 (ред. от 25.01.2013) "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". СПС «КонсультантПлюс».
8. Письмо Минэкономразвития РФ от 25.11.2011 N Д23-4894. О разъяснении отдельных положений Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" //СПС «КонсультантПлюс».
9. Румянцев Ф.П. Невостребованные земельные доли как выморочное имущество, проблемы наследования в публичную собственность // Нотариус. 2018. N 3. С. 39 - 41.
10. "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017). Определение N 305-ЭС17-5424.
11. Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23.10.2018 N Ф06-38019/2018 по делу N А57-22004/2017. О признании недействительным (ничтожным) контракта-договора купли-продажи долей земельного участка, применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде двусторонней. СПС «КонсультантПлюс».