Научная статья на тему 'Фабрика цветного стекла в Усть-Рудице (1753-1765) как инновационный проект'

Фабрика цветного стекла в Усть-Рудице (1753-1765) как инновационный проект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2399
244
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
история науки и техники / М.В. Ломоносов / МОЗАИКА / смальта / стеклярус / Усть-Рудица / цветное стекло

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Осипов Дмитрий Владимирович

Деятельность фабрики цветного стекла в Усть-Рудице, организованной М.В. Ломоносовым в 1753-1765 гг., можно считать первым российским инновационным проектом, в котором сочетались нацеленность на создание конкурентоспособной продукции введение новейших технологических разработок в производство своеобразная форма частно-государственного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фабрика цветного стекла в Усть-Рудице (1753-1765) как инновационный проект»

Terra Humana

УДК 712 ББК 85.118.7

Д.В.Осипов

ФАБРИКА ЦВЕТНОГО СТЕКЛА В УСТЬ-РУДИЦЕ (1753-1765) как инновационный проект

Деятельность фабрики цветного стекла в Усть-Рудице, организованной М.В. Ломоносовым в 1753-1765 гг., можно считать первым российским инновационным проектом, в котором сочетались нацеленность на создание конкурентоспособной продукции; введение новейших технологических разработок в производство; своеобразная форма частногосударственного партнерства.

Ключевые слова:

история науки и техники, М.В. Ломоносов, мозаика, смальта, стеклярус, Усть-Рудица, цветное стекло.

Настоящая статья посвящена одному из этапов деятельности М.В. Ломоносова, в котором органично сочетались его теоретические знания, производственные навыки и организаторские способности, научные и художественные таланты. Статья посвящена фабрике цветного стекла, организованной М.В. Ломоносовым в усадьбе Усть-Рудица в 1753-1765 гг. За это время были созданы передовые по тем временам технологии производства цветного стекла, возрождены производство смальты и техника мозаичного набора, сформирована школа художников-мозаичистов, созданы выдающиеся художественные памятники. В биографии М.В. Ломоносова деятельность по организации Усть-Рудицкой фабрики приходится на годы наибольшей творческой зрелости и плодотворности. Выражаясь сегодняшним языком, Усть-Рудицу можно считать инновационным проектом.- попыткой создания конкурентоспособной на международном рынке продукции, производство которой связано с введением в технологический процесс новейших фундаментальных знаний, со своеобразной формой частно-государственного партнерства. Начинание было не лишено проблем и издержек, которые свойственны и современной инновационной деятельности [4]. Понимая, что подобные аналогии следует проводить с осторожностью, попробуем все же описать деятельность фабрики М.В. Ломоносова именно в качестве инновационного проекта.

В 1752 г. М.В. Ломоносов подал первое прошение в Сенат о создании собственного мозаичного завода «для складывания картин и изготовления мозаичных вещей и составов», в котором сообщал и о своем намерении делать мозаичные столы, кабинеты, зеркальные рамы, шкатулки, табакерки и другие домашние уборы и галантереи. Одобрение не было получено, и он вновь

обратился в Сенат и к императрице, но о мозаичном производстве уже не упоминал: «Желаю я, нижайший, к пользе и славе Российской завесть фабрику для делания изобретенных мною разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, что еще поныне в России не делают, а привозят из-за моря великое количество ценою на многие тысячи». Для устройства стекольного и мозаичного производства он просил дать ему землю с лесом не далее 150 верст от Петербурга и 200 душ крестьян мужского пола. Выбор Ломоносова пришелся на лесные угодья Копорского уезда с деревнями Шишкиной, Калищами, Усть-Рудицей, Перекулями, Липовой [12, с. 908-909].

Ломоносов, называя задуманное предприятие фабрикой, ориентировался на петровский Регламент Мануфактур-коллегии 1723 г., который был ориентирован на поддержку стремления «заводить фабрики всякому чину в России». Позднее в переписке Ломоносов чаще называл свое детище заводом. Он убежденно обещал наладить производство цветного стекла на новой фабрике так, что можно будет со временем отпускать товары и за море. Ломоносов верил в конкурентоспособность отечественного товара, поскольку точно знал, что русское сырье (поташ) для цветного стекловарения «дешевле заморского» и имеется в изобилии [3].

Ломоносов просил освободить фабрику на несколько лет от налогов и пошлин, предоставить ему монополию на исключительное производство указанных изделий в течение тридцати лет, позволить выписать ему, если потребуется, мастеров из-за границы и выдать на строительство фабрики беспроцентную ссуду в размере 4 000 рублей на 5 лет, а также запретить импорт «упомянутых товаров» после обеспечения достаточного выпуска изделий фабрикой.

14 декабря 1752 г. Сенат дал разрешение Ломоносову устроить на указанных им условиях фабрику и постановил представить доклад Елизавете Петровне о пожаловании населенного имения, что могла сделать только императрица.

Усть-Рудицкие земли в Копорском уезде Санкт-Петербургской губернии были пожалованы академику М.В. Ломоносову императрицей Елизаветой Петровной указом от 15(26) марта 1753 г. Это не был просто щедрый подарок, какие раздавались фаворитам, а своего рода инвестирование в новаторский проект.

Фабрику заложили 6(17) мая 1753 г. Место для постройки было выбрано весьма удачно, что позволило обеспечить проект сырьевыми и энергетическими ресурсами. Определяющую роль в выборе места сыграли водная система речек Рудицы и Черной и особенности окружающего ландшафта: обилие леса и необходимого природного сырья (песка хорошего качества и глины) для стекловарения. В семи верстах от нее, вблизи деревни Шишкиной, находился карьер пригодного для стекловарения песка двух разных оттенков: желтоватого и светлого. В те времена многоводная Рудица обеспечивала производство необходимым количеством чистейшей проточной воды. Окрестные лесные угодья давали материал для строительства, а также обеспечивали в достатке топливом плавильные печи и позволяли производить в необходимых количествах поташ - основной компонент исходной стекольной смеси. Из рапортов Ломоносова в Мануфактур-контору следует, что производственные здания и помещения первоначального этапа организации фабрики были в основном построены к весне 1755 г. Расположение усадьбы на берегу речки Рудица позволило Ломоносову механизировать работу на фабрике при помощи силы падающего потока воды. Изначально все было продумано отлично в технологическом плане. Ломоносов впервые для стекольной фабрики России использовал водяные механические двигатели.

Ломоносов сам проектировал, изготавливал и налаживал технологическое оборудование и многочисленные механические устройства, работающие на энергии падающего потока воды. Так, летом 1754 г. в журнале научных гидротехнических наблюдений и опытов Ломоносов записывает: «деланы опыты при пильной мельнице в деревне, как текущая по наклонению вода течение свое ускоряет и какою силою бьет».

С большими трудностями столкнулся Ломоносов, обеспечивая свой проект трудо-

выми ресурсами. В деревнях, дарованных Ломоносову Императрицей, проживало более 200 душ мужского пола ингерман-ландцев. Они совершенно не владели необходимыми навыками строительных и производственных работ; не были подготовлены к коллективному систематическому и изнурительному труду. По укладу жизни это были охотники, рыбаки и собиратели даров леса. По правде, это были плохие работники. Они часто бросали свои дома и убегали в леса, где и скрывались.

В традициях феодально-крепостного права Ломоносов выписал из центральной России нужное количество крестьян. Вскоре они были принудительно завезены для производства работ при строительстве фабрики. Для них был построен большой барак. Приусадебное хозяйство и огород, разбитый в междуречье, обеспечивал крепостных необходимыми сельскохозяйственными продуктами.

Несмотря на все трудности, связанные с недостатком подневольной рабочей силы соответствующей квалификации, с мая 1753 г. за год был выполнен колоссальный объем строительных работ. Были построены здания и сооружения, возведены дамбы и плотина, дороги и мосты, кирпичный завод и лесопилка, мастерская и лаборатория (стекловаренный цех), полный комплекс хозяйственных зданий крепостной усадебной жизни.

Одновременно со строительством фабрики Ломоносов занялся подготовкой для нее рабочих кадров. Для выполнения простых хозяйственных работ (заготовка дров, жжение угля, подвозка материалов, толчение составов) на фабрике имелось 10 работников из крестьян. Со временем число фабричных чернорабочих значительно возросло. В первые годы функционирования фабрики здесь работало 14 человек мастеров и учеников и 10-20 чернорабочих. К 1763 г. их было уже от 40 до 60-ти попеременно.

Особое внимание Ломоносов уделял обучению ремеслам крестьянских детей. В первые годы работы фабрики было выбрано 13 молодых крестьян для обучения производственных навыкам, для перевода в дальнейшем в разряд мастеровых людей и мастеров. Некоторых из них отправляли в Петербург в Мозаичную мастерскую, расположенную в собственном доме ученого на набережной Мойки.

Каждый вид выпускаемой продукции на фабрике цветного стекла требовал от работников высокой квалификации в стекольном деле. Из отчетов Ломоносова в

Общество

Terra Humana

Мануфактур-коллегию можно проследить, как для обеспечения производственного процесса на фабрике появлялись такие специалисты, как гранильщик для вырезания разных фигур на стеклянной посуде и его подмастерье, выдувальщики для изготовления стеклянной посуды, горшечный мастер с подручным гончаром для изготовления из огнеупорной глины тиглей и горшков различной емкости для варки стеклянной массы. Технологически сложный процесс работы с пронизками потребовал обучения 4-х мастеров-бисерников и пронизочников. Для обеспечения производства разной посуды из цветного стекла были обучены подмастерья по каждому виду выпускаемой продукции.

Конечно, в основе проекта, осуществляемого Ломоносовым, изначально существовали весьма значительные подводные камни. Академик и фабрикант в одном лице вынужден был сам внедрять в производство результаты своих научных разработок, доводя технологии до «рабочего состояния», тем самым, отвлекаясь от выполнения фундаментальных исследований. Будучи ярким новатором в области технологий производства цветного стекла, Ломоносов не уделил должного внимания сбыту своей уникальной продукции, а государственные структуры (Мануфактур- и Коммерц-кон-тора) не стремились оказать поддержку. Составляя финансовые расчеты, Ломоносов существенно занизил объемы кредита и сократил сроки возврата долгов по первым ссудам. Но если бы ссуда была больше, поддержал бы Сенат проект Ломоносова? Можно найти и другие недоработки в проекте Ломоносова, но существенно, что благодаря своей энергии и таланту, он все же успешно поэтапно реализовал свою идею.

Ко времени создания Усть-Рудицкой фабрики цветного стекла Ломоносов, был, во-многом, новатором в области фундаментальной физики, химии, геологии, географии, астрономии, технике и ряда передовых технологий и отраслей знаний середины XVIII века. Производство цветного стекла Ломоносов организовывал как гениальный ученый - на основе собственного экспериментального опыта, крупнейших фундаментальных обобщений и научных исследований. В отчете Академии наук по выполненным работам уже в 1754 г. Ломоносов писал: «Изобрел все составы к мозаичному делу, для чего сделал больше 4000 опытов, коих не токмо рецепты сочинил, но и материалы своими руками по большей части развешивал и в печь ставил» [8]. Он разработал систему

оригинальных решений для варки цветных стекол и их обработки, практически применив свою теорию трех основных цветов (красный, желтый, голубой). Ломоносов блестяще решил сложнейшие вопросы цветоведения, создал исчерпывающий цветовой круг, позволяющий пользоваться парами взаимно дополнительных цветов, получать хроматические и полихроматические ряды различной светлости и насыщенности [1; 3; 8].

Фабрика была превращена Ломоносовым в научно-исследовательскую лабораторию. Всю рецептуру цветного стекла Усть-Рудицкой фабрики разработал лично Ломоносов. Только он имел опыт изготовления вариантов стекол по цвету и оттенкам, монохромных и полихромных стекол, что позволило «перевысить камень», превзойти все известное в природе [1].

Уместно будет напомнить, что рисунок на печати Усть-Рудицкой фабрики изображает процесс разложения луча белого солнечного света призмой. Этим Ломоносов выразил идею о теснейшей связи между наукой о свете и технологией производства художественного стекла [6, с. 347-357]. Наличие этой печати на исторических документах, материалах и других новых находках позволяет историкам науки и техники безошибочно определять их подлинность и отношение к Усть-Рудицкой фабрике цветного стекла.

Еще в конце 1740-х гг. Ломоносов занимался разработкой рецептуры изготовления цветных стекол, технических приемов их промышленного производства. В химической лаборатории при Академии на Васильевском острове в Санкт-Петербурге Ломоносовым было проведено более 4000 опытов и получено около 2000 оттенков цветных стекол. Прозрачные стекла Ломоносов использовал для экспериментального подтверждения разработанной им теории света и цвета, а непрозрачные цветные стекла (смальты) - для создания художественных мозаичных картин. На основе научного поиска были подобраны составы для изготовления смальт и других цветных стекол широчайшего спектра расцветки и по богатству получаемого искусственного рисунка - таких, как «превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «превосходного сине-зеленого цвета», «красивое берилловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «палевомолочное», «светло-пурпурное», «фиолетовое прозрачное густое, превосходное», он

смог найти химические компоненты, в том числе путем добавления в смесь солей золота, для изготовления «золотого винного» -или, как его называли в Западной Европе, «золотой рубин». Над тайной его изготовления трудились алхимики Средневековья, рецептура и производство были утрачены ко времени работ Ломоносова. Ломоносов создал непревзойденную до сего времени палитру разнообразных оттенков. Фактически разработанная Ломоносовым научная теория цвета и света была блестяще применена при изготовлении усть-рудиц-ких цветных стекол [1].

Сведения о научно-производственном наследии М.В. Ломоносова (его собственные рапорты, отчеты, ведомости и письма, данные об объемах производства по видам продукции Усть-Рудицкой фабрики, о количестве работников, о вводе в действие налаженных технологий той или иной стекольной продукции) содержатся в материалах фонда Мануфактур-Конторы Российского государственного архива древних актов и в Архиве Российской академии наук [6, с. 117-170; 13]. Из годовых отчетов в Ману-фактур-контору о выпускаемой продукции Усть-Рудицкой фабрики следует, что Ломоносов на всем двенадцатилетнем протяжении ее работы занимался организацией и развитием производства украшений из цветных стекол как универсального материала при изготовлении галантерейных вещей и «уборов». На Усть-Рудицкой фабрике было налажено производство из литой массы цветного стекла (моно- и полихром-ного) столешниц - наподобие мраморных и из мозаичных наборов, литых столовых досок, облицовочных плиток, рам для зеркал, шкатулок, граненных шлифованных искусственных камней из цветного стекла, используемых как прессы - накладки для фиксации деловых бумаг и писем на рабочем столе в кабинетах августейших особ, знати и дворян, а также смальты, заменяющие традиционные деревянные паркетные наборы. Широкий ассортимент фабрики показывает, что Ломоносов стремился создавать украшения, удовлетворяющие самым высоким эстетическим требованиям и, одновременно, доступные самым разным заказчикам.

Особо выделялся производимый на фабрике перламутроподобный и шелковисто-блестящий стеклярус. Цвета стеклярусных трубок отличались особой нежностью, мягкостью и богатством переходных тонов. Процесс производства стекляруса был трудоемким и довольно непредсказуемым, занимал много времени и сопровож-

дался огромными отходами. Судя по переписке Ломоносова, он несколько лет не мог найти достойного технологического решения. Но к ноябрю 1760 г. была создана быстродействующая машина, о которой Ломоносов сообщал в Мануфактур-конто-ру: «А ныне, с Божьей помощью, сыскал я надежный способ делать бисер, пронизки и стеклярус скорым образом».

Важным заказом, поддержавшим финансовое положение фабрики, было обращение великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей Екатерины II) поставить значительное количество стекляруса для отделки одного из кабинетов в Китайском дворце Ораниенбаума. Так, кабинет, знаменитый выполненными 12 стеклярусными панно, стал одним из мировых шедевров искусства интерьеров XVIII в. Императрица Екатерина II, показывая дворец своим великородным гостям, всегда выделяла Стеклярусный кабинет [9].

Ломоносов прекрасно понимал, что рассчитаться с долгами по кредитам можно будет, только получая крупные государственные заказы на серьезные мозаичные работы. Необходимых доходов от продажи бытовой и галантерейной продукции из цветного стекла фабрика не получала. На Усть-Рудицкой фабрике Ломоносов возродил технологию производства смальты, которая была к этому времени утрачена в России и Европе. Уже с первых лет работы фабрики началось производство смальты; одновременно увеличивалось число обученных мозаичистов. К 1766 г. Ломоносов планировал производство до 2000 пудов смальты. Была налажена технология ручного розлива расплавленной массы цветного непрозрачного (глухого) стекла на чугунную доску (получение пластинчатой смальты) и технология вытягивания из квадратных прутков-заготовок (мозаичных прутков), что позволяло получать кусочки цветного стекла - смальты нужных размеров (получение тянутой смальты), которые затем здесь же в стекловаренном цехе нарезали на длинные куски, и этот смальтовый дрот поступал на склад.

Ломоносов изобрел специальную быстродействующую машину для розлива пластинчатой смальты и станок для формовки стеклянных четырехгранных брусков смальты для мозаичных наборов [6, с. 112-125], которые изготовили по чертежам ученого инструментальные мастера Академии наук. На станке изготавливали смальтовые бруски путем формовки в пресс-форме из нагретой до размягчения стекольной массы.

Общество

Terra Humana

Ломоносов совершенствовал термические операции, изобретал оригинальные типы мастики, скрепляющей мозаичный набор, успешно осуществлял механическую обработку и шлифовку набранных произведений. Основной продукцией фабрики к 1763 г. стала смальта для мозаичных наборов. Многие образцы смальты, изготовленной на Усть-Рудицкой фабрике, не уступали знаменитым орским яшмам, ониксу, агатам и другим природным полудрагоценным камням по богатству и разнообразию красок. Обеспечение мозаичных работ поглотило все наличные силы фабрики. Очевидно, что заказы на большие объемы мозаичного производства временно спасли фабрику от финансовых трудностей и позволили вернуть кредиты, взятые в казначействе на строительство.

Мечтой Ломоносова, вдохновлявшей его при создании фабрики, было возрождение искусства мозаики («мусии»), забытого в России со времен Киевской Руси. Изучение цветных стекол, образцов смальт и мозаичных наборов мастеров древней Руси было необходимо Ломоносову для дальнейшего совершенствования производства художественного стекла на Усть-Рудицкой фабрике. Он с интересом изучал античную мозаику, с итальянскими и французскими мозаиками Ломоносов ознакомился в 1748 г. в доме вице-канцлера графа Воронцова, которые тот собрал, путешествуя по Европе. Глубокая убежденность Ломоносова, что «мозаичные работы в великом почтении и само собою... славу приносят», определила его стремление создать из усть-рудицких смальт величественный монумент Полтавской баталии. В марте 1764 г. в «Ученых флорентийских ведомостях» было опубликовано сообщение

Список литературы:

[1] Виннер А.В. Материалы и техника мозаичной живописи. - М.: Искусство, 1953. - 367 с.

[2] Голубев Е. В Усть-Рудицу, в гости к Ломоносову // Санкт-Петербургский Университет. -2008, № 10 (3777). - С. 47-50.

[3] Данилевский В.В. Ломоносов и художественное стекло. - М.-Л.: Наука, 1964. - 443 с.

[4] Дегтярев Г.М., Носов В.Н. О некоторых трудностях на путях инновационного развития России // Общество. Среда. Развитие. Научно-теоретический журнал. - 2010, № 2. - С. 114-118.

[5] Кутейникова Н.С. Мозаика. Санкт-Петербург. XVШ-XXI вв. - СПб., 2005. - 504 с.

[6] Ломоносов. Сборник статей и материалов. Т. IV. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940-1961.

[7] Макаренко Н.Е. Мозаичные работы Ломоносова. - Пг.: Тип. Рос. акад. наук, 1917. - 232 с. (Выставка «Ломоносов и Елизаветинское время» / Рос. акад. наук; Т. 8).

[8] Макаров В.К. Художественное наследие М.В.Ломоносова. Мозаики. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. -312 с.

[9] Никифорова Л.В. Стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. Сюжеты и образы // История Петербурга. - 2010, № 1. - С. 24-29.

[10] Осипов Д.В. Вечная радуга над Рудицей // Санкт-Петербургский Университет. - 2009, № 6 (3792). -С. 20-23.

[11] Павлова Г.Е., Федоров А.С. Михаил Васильевич Ломоносов, 1711-1765. - М.: Наука, 1988. - 465 с.

[12] Пекарский П.П. История Академии Наук в Петербурге. Т. II. - СПб.: АН, 1873,

[13] Сидоров Н.И. Усть-Рудицкая фабрика М.В.Ломоносова // Известия АН СССР. - 1937, № 1. - С. 149-174.

об успехах Ломоносова в мозаичном искусстве, а в апреле того же года Ломоносова избрали академиком «Славной Болонской Академии Наук».

Всего Ломоносовым и его учениками было выполнено более 40 мозаичных картин, большинство которых, к сожалению, утрачено. Большая часть знаменитых мозаик, в том числе и мозаичное панно «Полтавская баталия» были изготовлены в мастерской, расположенной в собственном доме Ломоносова на наб. реки Мойки. Здесь в одном из флигелей жили мастера-мозаичисты, а другой занимала мастерская. Однако архивные документы свидетельствуют, что ни двор, ни вельможи Елизаветинского времени не выражали явного желания заказывать у Ломоносова мозаику. Некоторая огрубленность форм в мозаичных изображениях как-то не вязалась с представлениями о красоте [6, с. 295-313]. По мнению же современных ученых Ломоносовские мозаики не уступают по силе художественного воздействия мировым шедеврам живописи [4; 7; 8; 11].

Смерть М.В. Ломоносова прервала налаженное мозаичное дело и существование мозаики как монументального вида искусства в России почти на целое столетие. Новый яркий этап развития мозаичного дела в северной столице связан с переводом в мозаику живописных икон для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. И снова мозаичное дело в России началось практически с нуля, и во Флоренцию были направлены «пенсионеры» Академии художеств за опытом мозаичного набора, а в Санкт-Петербург приглашены специалисты по изготовлению смальт. Результаты деятельности М.В. Ломоносова-мозаичи-ста оказались преданы забвению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.