Научная статья на тему 'ФАБРИКА ЦИФРОВЫХ НОВИНОК'

ФАБРИКА ЦИФРОВЫХ НОВИНОК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чернышева Тамара

Анализируется бизнес-модель Alibaba Group, эффективно коммерциализирующая технологические идеи и услуги и активно инвестирующая в новые предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORY OF DIGITAL NOVELTIES

The article considers the business model of the Alibaba Group, which effectively commercializes technological ideas and services and actively invests in new ventures.

Текст научной работы на тему «ФАБРИКА ЦИФРОВЫХ НОВИНОК»

ЦИФРОВАЯ ПЕРСПЕКТИВА ; я* :

-v..

Фабрика

цифровых

новинок

Искусственный интеллект, дополненная реальность, распознавание лиц, подключенные к Интернету транспортные средства, глобальные виртуальные рынки и цифровые платежные системы, фармацевтическая электронная коммерция и гуманоидные роботы -все это не просто перечень передовых инновационных разработок, а настоящее высокотехнологичных компаний, вызывающее интерес и восхищение, и среди них китайский гигант -Alibaba Group.

В обыденных представлениях Alibaba -колосс электронной коммерции с мощной привязкой к китайскому рынку и огромными притязаниями на глобальном уровне. Вместе с тем его можно по праву назвать фабрикой цифровых новинок, своего рода генераторной станцией, эффективно коммерциализирующей технологические идеи и услуги, а также инвестирующей в новые предприятия.

Цифровая экосистема

Стартовав в 1999 г. как межкорпоративный интернет-портал для связи китайских производителей с потенциальными зарубежными клиентами, Alibaba стал крупнейшей в мире компанией электронной коммерции. Его рыночная капитализация в начале 2020 г. превысила 600,5 млрд долл., что поставило Alibaba в один ряд с ведущими публичными высокотехнологичными транснациональными компаниями мира. Для сравнения капитализация Apple - 1,24 трлн долл., Microsoft - 1,2 трлн, Alphabet, владеющей компанией Google,-931 млрд, Amazon - 886 млрд долл., Facebook - 636,5 млрд долл. Валовый товарооборот Alibaba в 2018 г. достиг 444 млрд долл., тем самым она превзошла всех розничных торговцев США, включая Amazon, Walmart и eBay.

Alibaba - яркий пример умного бизнеса будущего, высокотехнологичной платформы с комплексной, полностью интегрированной и постоянно растущей экосистемой цифровых услуг, инновационных решений и технологий, предлагающей своим клиентам беспрепятственный и постоянно расширяющийся опыт цифрового погружения через многочисленные каналы и онлайн-площадки. И прежде всего -это интернет-магазин Taobao, где свои покупки совершают свыше 780 млн клиентов, благодаря чему он и занял лидирующие позиции в потребительском сегменте онлайн-рынка Китая. Кроме того, более 150 млн пользователей ежедневно просматривают виртуальные магазины этой площадки, на которой представлено больше миллиарда товаров. Приобрести их можно опять же через общедоступную цифровую платежную систему Alipay. Taobao настолько популярен и предлагает такой широкий ассортимент товаров, что его уровень проникновения на рынок электронной розничной торговли в Китае достиг 95%. По мнению директора-распорядителя исследовательской компании Fung Global Retail Tech Деборы Вейн-свиг, Taobao «переходит от традиционной платформы онлайн-транзакций к платформе, определяющей образ жизни».

Еще одна часть экосистемы Alibaba - платформа Tmall -интернет-флагман взаимодействия бизнеса и потребителей (B7C), которая предоставляет глобальным и местным производителям, розничным продавцам беспрепятственный доступ к китайскому рынку. Она насчитывает свыше 150 тыс. брендов

и владеет почти 60% долей электронного рынка B2C, что почти вдвое больше, чем у ее ближайшего конкурента компании JD.com. Число активных пользователей платформы превышает 500 млн в месяц. Это один из 20 самых посещаемых сайтов в мире. Притягательная сила Tmall в том, что ее клиентами стали такие бренды как Apple, Coca-Cola, Nike, Zara и LOreal, китайские производители смартфонов Xiaomi и Huawei, бытовой электроники и техники - гигант Haier. Платформа использует и объединяет интеллектуальные технологии - анализ больших объемов данных, виртуальную и дополненную реальность для создания личного взаимодействия с потребителями как части их цифрового образа жизни. Для поддержания трафика постоянно проводятся многочисленные онлайн-мероприятия.

В дополнение к Taobao и Tmall Alibaba также оперирует веб-сайтом Juhuasuan.com -крупнейшим в Китае ресурсом оптовых закупок, ориентированным на продукты. Благодаря богатству других площадок Alibaba сайт привлек более 200 млн зарегистрированных пользователей, что сделало его мировым мегасайтом оптовой торговли. Общее количество продавцов, зарегистрированных на Tmall, Juhuasuan и Taobao, превышает 10 млн.

Масштабы Alibaba впечатляют: успешные Taobao и Tmall, цифровая платежная система Alipay, китайский сервис микро-блогов Weibo - аналог Твиттера, социальная сеть обмена сообщениями Laiwang, система Alibaba Cloud, обслуживающая предприятия по настройке и обработке данных электронной торговли, которая принесла компа-

нии такой прирост доходов, что она обошла крупных игроков облачных вычислений - Amazon, Microsoft и Google. Этот список можно продолжить: цифровые видеоуслуги - распространение в Китае голливудских блок-бастеров, собственное производство кинофильмов студии Alibaba Pictures, топографическая съемка с привязкой к местности, финансовые и рекламные услуги Alimama, выстроенная логистическая система с доставкой заказов в течение 2 часов, а также медиапортфель, включающий южно-китайскую утреннюю почту и многое другое. Все это экосистема цифрового мира, созданная Alibaba Group. Недаром эксперты называют ее одной из самых сложных и прибыльных экосистем электронной розничной торговли в мире.

В июле 2016 г. Alibaba и Шанхайская корпорация производителей автотранспортных средств Китая (SAIC), объединившись, начали выпуск внедорожника Roewe RX5, в котором установлена операционная система для IoT - AliOS, разработанная китайским интернет-гигантом. Таким образом был создан первый интернет-автомобиль массового производства. Спустя год он стал одним из самых продаваемых в своем классе в Китае. Когда владельцев авто спросили о том, что повлияло на принятие решения о покупке, то 75% респондентов признались, что они отдали предпочтение Roewe RX5 только потому, что он предоставляет им возможность подключения к Интернету. То есть главное, что привлекло потребителей к автомобилю - не дизайн или комфорт, мощность двигателя или надежность средств безопасности, а доступность мобильной

связи, которая позволяет легко интегрироваться с остальной экосистемой Alibaba. Все смартфоны, торговые площадки, платежные системы, видеоуслуги, бытовая техника с поддержкой IOT, носимые устройства и автомобили связаны друг с другом в рамках одного всеобъемлющего цифрового погружения.

Если коротко охарактеризовать Alibaba, то она похожа на Google, Amazon, Facebook, Twitter, eBay и Paypal вместе взятые. Благодаря такому сочетанию компания заняла прочное положение, дающее ей возможность не только управлять цифровыми инновациями и трансформациями, но и продвигать их по всему миру.

История успеха

Каким образом сравнительно небольшая по масштабам фирма, занимающаяся электронной коммерцией, так стремительно поднялась на вершину лестницы успеха? Alibaba грамотно и эффективно объединила различные области знаний, создала мощный конгломерат, который позволяет ей выдерживать самую жесткую конкуренцию. К факторам, обеспечивающим ее лидерские позиции, следует отнести: ■ гибкость бизнес-модели. Alibaba создала расширяющуюся экосистему, которая дает ей возможность предоставлять множество разного рода услуг предприятиям во многих отраслях и странах, а также миллионам пользователей с невероятно широким спектром запросов и потребностей как внутри Китая, так и за его пределами, открывать все новые горизонты для развития;

■ надежность финансовой системы.

В компании с самого начала понимали, что в таинственном мире онлайн-транзакций на первом плане стоят доверие, прозрачность и справедливость. Ориентация на эти основополагающие принципы позволила Alibaba зарекомендовать себя самым надежный игроком на азиатских площадках электронной торговли;

■ нетрадиционная модель прибыли. Потребители полагают, что быстрое восхождение компании на вершину успеха обеспечили не платные подписки и вступительные взносы, хотя и они сыграли свою роль, а инновационные подходы к ценообразованию;

■ наличие служб поддержки. Пока конкуренты осознавали важность наличия собственной службы поддержки, Alibaba взялась за обеспечение и поддержание положительного опыта работы с клиентами. Благодаря своей комплексной структуре обслуживания она охватила весь мир;

■ внимание к целевой аудитории.

Каждое бизнес-решение, принимаемое Alibaba, и каждое новшество разрабатывается с учетом целевой аудитории. Компания вначале концентрируется на меняющихся потребностях клиентов, а затем предлагает им готовые решения. Обладая данными о покупательских предпочтениях миллионов пользователей, она применяет новейшие технологии для эффективного внедрения инноваций, опираясь на самые взвешенные и конструктивные отзывы клиентов;

■ интегрированная экосистема платформы. Alibaba - это не просто платформа, а комплекс мно-

гочисленных взаимосвязанных и интерактивных площадок, которые обслуживают широкую и постоянно растущую аудиторию. Эта корреляция упрощает работу пользователей и помогает компании обеспечивать непрерывную цифровую связь по нескольким каналам и платформам. Так в обобщенном виде выглядит формула смарт-бизнеса Alibaba, объясняющая основу ее успеха и отражающая суть бизнеса будущего.

Управление цифровыми инновациями и трансформацией

У китайцев популярно высказывание, которое можно перевести как «ходьба с крыльями», то есть быстрое движение вперед, чтобы получить новые возможности. Это один из постулатов, отражающий повседневную жизнь Alibaba Group. В последние годы компания уделяет много внимания автомобильному городскому транспорту, рассматривая автобусы и такси как «смартфоны на колесах» или как следующее мобильное приложение. По словам главного технического директора компании Alibaba Джеффа Чжана, «интеллектуальные операционные системы становятся вторым двигателем автомобилей, а данные - новым топливом». По его мнению, «электронная коммерция, финансовые платежи, логистика, развлечения - все это разные сценарии применения цифровых технологий, и они задействованы в экосистеме Alibaba». Компания проводит модернизацию в реальном времени, ее алгоритмы учитывают все дан-

ные, получаемые от продуктов, платформ и пользователей. Ориентация на клиентов -«новое топливо» в мире связанной мобильности.

Благодаря наличию клиентской информации, Alibaba успешно применяет методы искусственного интеллекта, в том числе «глубокое» и «машинное» обучение, чтобы получить более полное представление о запросах, предпочтениях и поведении пользователей, а затем откликнуться на это продуктами и услугами, идеально соответствующими их пожеланиям. Опыт компании по обработке обшир-

ного сетевого трафика и огромного количества данных не держится в секрете. Только в День холостяков (крупнейшее в мире мероприятие по розничным продажам, аналог «черной пятницы» и «киберпоне-дельника») в 2017 г. за 24 часа компания получила 25,3 млрд долл. и рекордные 38,4 млрд долл. в 2019 г. За первые 68 секунд было продано товаров на 1 млрд. Процессоры компании обрабатывали 300 тыс. транзакций в секунду или более 15 млн в минуту без единой заминки. Примерно 90% этих транзакций были совершены с мобильных телефонов.

Управление цифровыми инновациями и преобразованиями означает изучение совершенно новых областей. В 2017 г. Alibaba профинансировала два из трех ведущих стартапов в Китае, которые специализируются исключительно на распознавании лиц. Одним из примеров применения этой технологии стало автоматическое платежное обслуживание под названием «Улыбнись, чтобы оплатить», которое впервые было применено в системе KFC в восточно-китайском городе Ханчжоу. Чтобы внести плату за заказ в терминале самообслуживания, клиенту достаточно

улыбнуться в объектив 3Л-ка-меры и ввести номер мобильного телефона, привязанный к кошельку Alipay. На сканирование лица уходит около 2 сек., за это время специальный алгоритм проверяет личность владельца кошелька и разрешает проведение сделки. Система распознает клиента даже при смене внешности, будь то другой цвет волос, парик или макияж. Кроме того, ее нельзя обмануть при помощи фото или видео: она учитывает тени и блики, чтобы исключить случаи мошенничества. Аналогичным образом клиенты Pizza Hut познакомились с роботом-гуманоидом Pepper, который помог им сделать заказ и произвести оплату. Оказывается, компания Alibaba инвестировала более 100 млн долл. в производителя робота Pepper, японскую компанию Softbank Robotics, приобретя 20% ее акций.

В 2018 г. Alibaba вместе с американским автогигантом Ford запустили 5-этажный полностью автоматизированный центр для аренды автомобилей в городе Гуанчжоу на юге Китая. В системе под названием Super Test-Drive Center размещено более 40 новых автомобилей, она работает без участия людей через приложение Tmall. Человек выбирает модель машины, время, когда хочет ее забрать, вносит залог электронными деньгами и делает селфи, чтобы позже система могла его распознать. Пользователям платформ Tmall и Taobao достаточно просто выбрать автомобиль в мобильном приложении, пройти проверку личности и разрешить оплату через систему распознавания лиц, после чего транспортное средство выводится из торгового

автомата с помощью роботов. Весь процесс занимает менее 10 мин. Автомобиль можно арендовать на 3 дня, это форма краш-теста для потенциальных покупателей. Клиенты могут также купить автомобиль, сразу внеся депозит в размере 10% его стоимости, а остальную сумму оплатить через филиалы Alibaba.

Дальновидные амбиции

Компанию Alibaba сложно понять, если не учитывать провидческих амбиций ее основателя Джека Ма. Именно они помогли некогда безденежному учителю английского языка стать лидером в области технологий и самым богатым человеком в Азии, управляющим империей стоимостью свыше 600 млрд долл. По данным газеты Washington Post, Джек Ма - «крестный отец китайского предпринимательства», которому удалось заслужить преданность как сотрудников, так и клиентов своим искусством элегантно представлять товар. Он неоднократно высказывался о будущем и мотивациях, которые, по его мнению, должны сопровождать и продвигать технический прогресс: «Мы в компании Alibaba полагаем, что подобно тому, как Интернет революционизирует розничную торговлю, он сделает то же самое по отношению к таким отраслям как финансы, образование и здравоохранение, которые, по существу, управляются информацией. Считаю, что как только наступит такое изменение, как только мы все окажемся взаимосвязанными, дух равенства и прозрачности, являющийся самой сутью Интернета, позволит китайскому обществу переско-

чить в своем развитии к более сильной институциональной и социальной инфраструктуре».

Поскольку Alibaba преследует стратегию агрессивного глобального роста и технологических инноваций, Джек Ма часто напоминает своим сотрудникам, о том, что они обязаны быть добросердечными и делать что-то хорошее: «Старайтесь, чтобы все, что вы делаете, было нацелено на будущее». Он считает, что технология «должна поддерживать людей. Технология должна освобождать людей, а не подавлять их». Джек Ма предупреждает, что «глобальная торговля должна быть простой и модернизированной; она должна быть инклюзивной, чтобы у всех были одинаковые возможности. Следующее поколение глобализации должно быть инклюзивным».

Сможет ли компания Джека Ма сделать Китай и мир лучше, расширяя границы бизнеса, получить заявленные 1 трлн долл. в стоимостном выражении к 2020 г. и обслуживать 2 млрд клиентов в 2036 г. - покажет время. По мнению Forbes, если такое случится, то Alibaba станет пятой по величине экономикой мира, уступая первенство ВВП США, Китая, Японии и ЕС. Но уже сейчас Alibaba Group - компания, за развитием которой нужно внимательно следить и у которой следует учиться, особенно тому, как управлять цифровыми инновациями и преобразованиями.

Подготовила Тамара Чернышева по материалам http://innovationexcellence.com https://ria.ru/20191226/1562861665.html, http://www.tadviser.ru/index.php

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.