DOI: 10.12731/2218-7405-2016-10-56-65 УДК 316.6
ФАББИНГ-НЕБЛАГОПРИЯТНЫЙ ФАКТОР В ФОРМИРОВАНИИ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Козулина Н.С., Карачев А.Ю., Ахмедзянова Е.В.
В статье рассмотрена проблема отрицательного влияния на формирование компетенций у студентов вузов социально значимого фактора современной жизни, возникшего как следствие развития информационных технологий. Подчёркивается роль дисциплин гуманитарного блока, как важного элемента в системе Высшего образования для профилактики негативных последствий и повышения качества обучения.
Ключевые слова: фаббинг; компетенции; профилактика зависимого поведения.
FABBING AS A NEGATIVE FACTOR IN THE FORMATION OF COMPETENCES OF UNIVERSITY STUDENTS
Kozulina N.S., Karachev A.Yu., Akhmedzyanova E.V.
The article considers the problem of a negative influence on the formation of competences of students with a socially significant factor of modern life, which arose as a consequence of information technology development. Emphasizes the role of the Humanities unit, as an important element in the system of Higher education to prevent negative consequences and improve the quality of education.
Keywords: fabbing; competence; prevention of addictive behavior.
Введение
Формирование компетенций является одним из ключевых моментов в системе высшего образования при реализации образовательных программ. В работах ряда авторов, показана связь общекультурных, профессиональных и общепрофессиональных компетенций с ценностями и потребностью формирования смысловой системы, центральным местом которой является ориентации на будущую профессиональную деятельность. По их мнению, это «определение себя как личности, занятие активной позиции», в основе которого лежит личностное, активное определение своей позиции и на этой основе смысла своего существования [2].
Формированию компетенций у обучающихся могут препятствовать ряд факторов, среди которых, постоянно возникают новые, всё чаще, связанные с прогрессом в техносфере и развитием информационных технологий [1].
В зарубежной и отечественной психологии стали выделять новый вид, зависимого поведения - «фаббинг» (англ. - phubbing), -пристрастие к мобильным устройствам - телефонам, планшетам и так далее, когда виртуальное общение идёт в приоритете, а обычное, живое откладывается на неопределённый срок.
Фаббинг - социальное явление, характеризующееся злоупотреблением гаджетами в процессе коммуникации с другими людьми, - это новое явление для социальной действительности, получившее распространение вследствие технического прогресса и повального увлечения смартфонами [8].
Этот термин появился в 2007 году с появлением смартфона или «умного телефона», в нескольких дюймах которого были заложены возможности стационарного компьютера.
Сам термин «фаббинг» возник как сочетание английских слов «телефон» (phone) и «пренебрежительное отношение» (snubbing) и был включён в словарь Macquarie Dictionary в 2013 году [9].
Специалисты также отмечают, что наибольшего распространения это явление приобрело в подростковой среде, где желание уделить электронным устройствам, чем реальному общению со
сверстниками и родителями выше, чем среди более возрастных категорий людей. На это явление уже обратили внимание детские психологи и они рекомендуют родителям чаще общаться со своими детьми и пытаться ограничивать использование детьми всевозможных гаджетов, особенно за столом и во время общения. В этом также могут помочь дополнительные консультации у психолога.
Джеймс Робертс и Мередит Дэвид из Бэйлорского университета (Baylor University, Техас) по результатам, проведённого исследования (с участием 453 респондентов) показали, что почти половина опрошенных (46,3%) считают себя зависимыми от фаббинга. Около четверти (22,6%) называют фаббинг одной из основных причин конфликтов в отношениях. Более трети (36,6%) испытуемых отметили, что периодически испытывают чувство подавленности - в частности, из-за того, что партнёр предпочитает живому общению с ними коммуникацию через гаджет [7].
Психологи настоятельно рекомендуют избавляться от этой зависимости во избежание депрессий и конфликтных ситуаций в личной жизни. Осуществить это можно только через механизмы самоопределения и самоконтроля, которые обеспечат концентрацию на живом общении [8].
Цели исследования
Мы поставили цель: оценить роль фаббинга, как значимого фактора, тормозящего процесс профессионального самоопределения обучающихся.
Для достижения поставленной цели нами определены следующие задачи:
1. Определить цели использования современных гаджетов студентами на занятиях.
2. Разработать анкету и провести опрос среди обучающихся дневной формы обучения для определения факторов, влияющих на процесс усвоения учебного материала на занятиях.
3. Провести оценку влияния фаббинга на профессиональное самоопределение студентов в процессе обучения.
Материалы и методы
Исследование проводилось по стандартной методике включённого наблюдения и проведения письменного опроса (анкетирование) и включало: сбор фактических данных (опрос), качественная и количественная обработка с использованием программ статистической обработки (MSExell) с последующей интерпретацией и прогнозом развития явлений в будущем.
Нами проведён опрос (анкетирование) студентов института международного менеджмента и образования ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ1-4 курсов дневной формы обучения по программам бакалавриата.
Все обучающиеся были разделены на четыре группы, в зависимости от характера проявления зависимости от гаджета в процессе обучения.
Первая группа - это студенты, которые во время занятий кладут телефон так, чтобы была возможность контролировать его в любой момент.
Второй тип - обучающиеся, которые постоянно держат телефон в руке.
Третий тип имеют привычкой во время занятия смотреть на смартфон.
Представители четвёртого типа проверяют смартфон, когда во время занятий наступает перерыв.
Результаты и их обсуждение
Проведённое исследование выявило 67,8% респондентов из числа первокурсников, проводящих в сети Интернет первую половину суток, т.е. утренние часы. Потребность в информационном поиске, справочных материалов, для решения учебных задач составила 34,5%. Студенты использовали гаджеты для выхода в социальные сети в 65,5%. «Скучность», «не интересность» занятий указало 2% обучающихся.
Снижение потребности к использованию гаджетов студентами старших курсов в утренние часы (34%), при этом, сохранение их ак-
тивности во второй половине дня (68%), связано с изменением графика учебного процесса (перенос занятий на вечернее время) - 64%.
Кроме того, среди причин, объясняющих эти различия необходимо отметить смешение акцентов и приоритетов старшекурсников в сторону социализации (18%), налаживанию личных отношений (12%), поиску дальнейшей работы и проектно-дипломной деятельности (6%).
Таким образом, использование гаджетов на занятиях в большинстве случаев связано с потребностью выхода в социальные сети - 65,5%.
Рис. 1. Результаты опроса студентов
Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о положительном влиянии учебно-воспитательного процесса в институте международного менеджмента и образования ФГБОУ ВО Красноярский ГАУ на профилактику негативных последствий влияния фаббинга у студентов.
Одним из способов такой профилактики является преподавание дисциплины «Профилактика зависимого поведения». Значимость её заключается в формировании уверенной жизненной позиции и пониманию принципов здорового образа современного человека, а также обеспечению стабильности процесса их профессионального самоопределения [5, 6].
Профилактические меры в педагогике - это комплекс педагогических приёмов, направленных на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, предусмотренных образовательными стандартами, и ориентированных на личностный рост будущего бакалавра, самостоятельного, ответственного, социально-адаптированного и коммуникабельного.
Наиболее эффективной в профилактических образовательных технологиях является информационная, суть которой состоит в предоставлении обучающимся фактических данных о природе, фармакологических свойствах и вредных последствиях курения, употребления алкоголя и других психоактивных веществ. Информационный подход основан на принципе убеждения о вреде психоактивных веществ и, тем самым, выработке отрицательного к ним отношения.
заключение
Фаббинг, являясь «болезнью современности» может оказывать негативное влияние на процесс формирования компетенций. Однако, не влечёт за собой формирование, так называемой, «Шегпе^ зависимости», требующей коррекции специалистов.
Снижение его влияния на формирование компетенций осуществляется посредством преподавания гуманитарных дисциплин, в первую очередь, имеющих профилактическую направленность, например, «профилактика зависимого поведения».
Предварительные итоги проведённой работы указывают на необходимость дальнейшего изучения нового социального явления как фаббинг, а также совершенствование методов профилактической работы среди молодёжи.
Работа прошла апробацию на всероссийской научно-практической конференции «Профессиональное самоопределение молодежи инновационного региона: проблемы и перспективы» (20 октября - 20 ноября 2016 г.), проведенной при финансовой поддержке Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности.
Список литературы
1. Белых И.Н. Зависимое поведение как фактор, тормозящий профессиональное самоопределение старшеклассника / Мат. региональной научн.-практ. конф. Красноярск: Красноярский ГАУ, 2013. С. 81-83.
2. Маслова А.Б., Шевкун А.А. Развитие профессионально значимых у студентов колледжа как процесс профессионального самоопределения // Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы: сборник статей по материалам всероссийской научно-практической конференции. Красноярск: «ЛИТЕРА-принт», 2016. С.208-212.
3. Миронов А.Г. Направления воспитательной деятельности вуза в современных условиях // Сборники конференций НИЦ Социосфе-ра. 2015. № 12. С. 13-14.
4. Миронов А.Г., Зыкова Е.М. Разработка комплексной программы внеаудиторной деятельности студентов аграрного университета // Вестник АПК Ставрополья. 2016. № 2 (22). С. 169-173.
5. Кулешова Ю.В. Дидактические инструменты преподавания дисциплины «Профилактика зависимого поведения» в КрасГАУ // XVIII междунар. научн.-практ. конф. «Национальный и международный уровни противодействия наркоугрозе и взаимодействие в сфере реабилитации и ресоциализации наркопотребителей». Красноярск: СибЮИ. Ч.1. С. 264-268.
6. Кулешова Ю.В., Козулина Н.С Морально-этический аспект экологического образования будущих специалистов профессионального обучения // Мат-лы междунар. научн.-практ. конф. «Наука и об-
разование: опыт, проблемы, перспективы развития». Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2016. Ч.1. C. 60-62.
7. Гурьева А. Что такое фаббинг и почему он стал нормой [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.gazeta.ru/science/-2016/06/09_a_8292083.shtml
8. Глоссарий. Психологический словарь. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.psychologies.ru/glossary/20/fabbing/
9. The Macquarie Dictionary & Thesaurus Online. [Электронный ресурс] / Macmillan Publishers Group Australia. Режим доступа: https:// www.macquariedictionary.com.au
References
1. Belykh I.N. Zavisimoe povedenie kak faktor, tormozyashchiy pro-fessional'noe samoopredelenie starsheklassnika: Mat. regional'noy nauchn.-prakt.konf. [Dependent behavior as a factor hindering professional self-determination of the senior pupil]. Krasnoyarsk: Krasnoyar-skiy GAU, 2013, pp. 81-83.
2. Maslova A.B., Shevkun A.A. Professional'noe samoopredelenie molo-dezhi innovatsionnogo regiona: problemy i perspektivy: sbornik stat-ey po materialam vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Professional self-determination of youth innovative region: problems and prospects: a collection of articles based on the All-Russian scientific-practical conference]. Krasnoyarsk: «LITERA-print», 2016, pp. 208-212.
3. Mironov A.G. Napravleniya vospitatel'noy deyatel'nosti vuza v sovre-mennykh usloviyakh [Areas of educational activities of the university in modern conditions]. Sborniki konferentsiy NITs Sotsiosfera. 2015. № 12, pp. 13-14.
4. Mironov A.G., Zykova E.M. Vestnik APK Stavropol'ya. 2016. № 2 (22), pp. 169-173.
5. Kuleshova Yu.V. XVIIImezhdunar.nauchn.-prakt.konf. «Natsional'nyy i mezhdunarodnyy urovni protivodeystviya narkougroze i vzaimodeyst-vie v sfere reabilitatsii i resotsializatsii narkopotrebiteley» [XVIII International Conf. "The national and international levels to counter the
threat of drugs and cooperation in the field of rehabilitation and re-socialization of drug users"]. Krasnoyarsk: SibYul. Part 1, pp. 264-268.
6. Kuleshova Yu.V., Kozulina N.S Mat-ly mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. «Nauka i obrazovanie: opyt, problemy, perspektivy razvitiya» [International Conf. "Science and education: experience, problems and prospects of development"]. Krasnoyarsk: Krasnoyar. gos. agrar. un-t, 2016. Part 1, pp. 60-62.
7. Gur'eva A. Chto takoe fabbing i pochemu on stal normoy [What fab-bing and why it has become the norm]. https://www.gazeta.ru/sci-ence/2016/06/09_a_8292083.shtml
8. Glossariy. Psikhologicheskiy slovar' [Glossary. Psychological Dictionary]. http://www.psychologies.ru/glossary/20/fabbing/
9. The Macquarie Dictionary & Thesaurus Online / Macmillan Publishers Group Australia. https://www.macquariedictionary.com.au
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Козулина Наталья Станиславовна, заведующая кафедрой психологии педагогики и экологии человека, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
Красноярский государственный агарный университет пр. Мира 90, г. Красноярск, Российская Федерация [email protected] SPIN-код: 5359-6951
Карачев Андрей Юрьевич, доцент кафедры психологии педагогики и экологии человека, кандидат медицинских наук Красноярский государственный агарный университет пр. Мира 90, г. Красноярск, Российская Федерация [email protected] SPIN-код: 4707-8124
Ахмедзянова Екатерина Викторовна, студент
Красноярский государственный агарный университет пр. Мира 90, г. Красноярск, Российская Федерация vip. akhmedzyanova@list. ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Kozulina Natalia Stanislavovna, Head of the Department of Psychology, Pedagogy and Human Ecology, Candidate of Agricultural Sciences, Docent
Krasnoyarsk State Agrarian University
90, Mira Ave., Krasnoyarsk, Russian Federation
Karachev Andrej Yur'evich, Associate Professor at the Department of Psychology, Pedagogy and Human Ecology, Candidate of Medical Sciences
Krasnoyarsk State Agrarian University
90, Mira Ave., Krasnoyarsk, Russian Federation
Ahmedzyanova Ekaterina Viktorovna, student
Krasnoyarsk State Agrarian University
90, Mira Ave., Krasnoyarsk, Russian Federation
vip. akhmedzyanova@list. ru