Научная статья на тему 'Ф. Османова. Ветреный язык'

Ф. Османова. Ветреный язык Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ф. Османова. Ветреный язык»

Ф. Османова ВЕТРЕНЫЙ ЯЗЫК*

Сквозь опущенные веки Вижу, вижу, ты со мной -И в руке твоей навеки Неоткрытый веер мой.

Анна Ахматова.

«Стихи о Петербурге»

Как определить социальный статус женщины? Самый верный показатель - модель телефона. Это сегодня, а двести-триста лет назад главным социальным маркером был веер. Жермена де Сталь, современница Наполеона, утверждала, что по манере держать веер можно отличить «княгиню от графини, а маркизу от буржуазки».

Есть у веера и совсем другие значения. Недаром повсюду - и в Европе, и на Востоке - его считали главным орудием женского кокетства. Но прежде чем стать орудием флирта, вееру нужно было закрепиться в своей прямой функции - охлаждать в знойные летние дни или у жарко натопленных каминов. О существовании веера доподлинно известно с древнейших времен. Китайские поэты относили возникновение опахала к эпохе императора У-вана (XI в. до н.э.). Позже появились круглые бумажные веера на ручке, мода на которые в I в. н.э. перешла из Китая в Японию. В Древнем Египте опахало считалось атрибутом величия фараона, символом счастья и небесного покоя.

* Османова Ф. Ветреный язык // ТЪе пе%г Ише8. - М., 2010. - № 29. - С. 60-63.

Ф. Останова

В Древней Греции и Риме популярны были восточные опахала из листьев и перьев, чаще всего павлиньих, на деревянной или костяной ручке. В Риме такое опахало называлось флабеллумом. Этими веерами молодые красивые рабы, флабеллиферы, обмахивали своих хозяек. У Овидия встречаются еще табеллы - маленькие веера, которыми пользовались римские щеголи. Вообще же самая полная энциклопедия античных вееров - это росписи ваз, сохранившие изображения вееров самых разных форм.

В Византии веер защищал высоких особ больше от мух, чем от жары. Опахало на ручке здесь называли рипидом. Использовали его во время торжественных богослужений - сначала просто отгоняли мух, и только потом веер приобрел ритуальное значение. Из Византии веер перешел к варварам и в средневековую Европу.

Сведения о светских веерах встречаются в описях имущества с XIV в., а чуть позже изображения вееров появляются и на портретах. Начиная с позднего Возрождения, дама с веером на полотне - это уже штамп.

Наиболее распространенная форма веера в XVI в. - четверть круга или прямоугольный флажок на древке. В это же время в Европу приходит складной веер в форме полукруга. И открывает совершенно новую блестящую эпоху. На XVII век в Европе приходится расцвет складного веера. В Московской Руси в это время еще используют опахала, которые по большей части привозили из Турции в дар высшим лицам государства. А вот складные веера в России XVII в. появляются лишь как иноземная диковинка. Редкие экземпляры, попадавшие к нам из Европы, хранились в царской казне. Так, в описи казны царя Михаила Федоровича за 1634 г. встречаем «опахало харатейное, то есть пергаментное, сгибное, расписанное красками на дереве».

Только в XVIII в. веер в России становится таким же элементом светской жизни, как и в Европе. А уже в начале XIX в. и в Европе, и у нас приходит мода на совсем маленькие веера. Щеголихи носят костяные или роговые веера, без тканевого или бумажного экрана. Весь декор здесь сводится к ажурной резьбе, а лицевые пластины иногда украшаются золотом и драгоценными камнями. В России в 1810-1820 гг. появляются тульские веера со стальными «алмазами». В эти же годы снова входят в моду китайские веера.

Следующая волна - увлечение готикой. Она тоже находит отражение в веерах. В России появляются уникальные чугунные веера в готическом стиле. 142

Ветреный язык

В середине XIX в. в моде веера в стиле двух Людовиков - XIV и XV. Вновь на веерах прописываются амуры, цветы, сюжеты из античной мифологии и фантазии художников галантного века. В 18701880 гг. в почете веер кружевной или пергаментный на костяном остове.

Ближе к концу XIX в. в России и Европе ненадолго входят в моду веера из перьев, привезенных из Южной Америки. В это же время возвращается интерес к китайским веерам, расписанным цветами и драконами. Даме полагалось иметь несколько парадных вееров - для светских приемов и балов. И несколько простых - на каждый день или для приемов попроще. Хотя независимо от ранга приема веер светской красавицы всегда должен был быть изящным и непременно гармонировать с туалетами.

Начиная со второй половины XIX в., экраны и остовы вееров делают из более дешевых материалов (нередко имитирующих дорогие). Чем дешевле - тем демократичнее: веер к концу XIX в. уже не диковинка в руках купчихи, мещанки и даже зажиточной крестьянки. В росписях вееров появляются сцены из народной жизни.

В начале XX в. для экрана веера уже используют тюль, вышивку, накладное шитье, блёстки, роспись. На смену стилю модерн, который утвердился в веерном искусстве в конце XIX в., приходит эклектика. Ведущая роль по-прежнему за Францией, которая поставляет веера в Америку, Индию и Россию.

Как живое, насыщенное смыслом и символической игрой явление культуры веер окончательно умирает в годы Первой мировой войны. Умирает легкомыслие, с которым ассоциировался веер, а значит, приходит конец и самому вееру.

Э.Ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.