Научная статья на тему 'Ф. М. Достоевский как криминалист в оценке А. Ф. Кони'

Ф. М. Достоевский как криминалист в оценке А. Ф. Кони Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
929
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ф. М. Достоевский как криминалист в оценке А. Ф. Кони»

2) использование языковых средств с негативной стилистической окраской: эпитетов - “ cow-

ardly and imperialist bully”, “ spirited resistance

3) употребление крылатых фраз, устойчивых выражений: “ might determines justice”.

4) элементов других стилей статья практически не содержит, из средств компрессии информа-

ции можно отметить употребление атрибутивных цепочек: “ safe - haven bond prices”.

Проанализируем статью из журнала “ Environment”, озаглавленную “ Abrupt changes in the physical Earth system”, которая, как следует из заглавия, посвящена экологическим изменениям, то есть относится к третьей тематической rpynne:”The term ‘global change’ usually refers to the broad suite of biophysical and socioeconomic changes that are altering the functioning of the Earth system at the global scale”.

Материал статьи подается нейтрально, таким образом, нет возможности выявить отношение автора к предмету обсуждения, но, в то же время, описание природных явлений детальное, основательное, сопровождающееся примерами, пояснительными диаграммами, статистическими данными.

Можно выделить следующие характерные черты:

1) наличие атрибутивных цепочек: “ the Greenland ice sheet Project core”.

2) приведение статистических данных: “Coupled climate - ocean circulation models vary greatly in their simulation of the future behavior of thermohaline circulation, from little (10 percent) reduction to a near — shutdown ( 80 percent reduction ) of the circulation in the next 100 years based on various scenarios of CO2 emissions” .

3) использование языковых средств, таких как: метафора - “to trigger changes”, “ to raise concern” , эпитет- “ dramatic warming”, аллюзия - “ Achilles heel”.

4) наличие элементов научного стиля, а именно, терминов- “ ecosystems", “ atmospheric composition”, “ riverine flow”, “ the nitrogen cycle”, “ the carbon cycle “.

Подводя итог, можно утверждать, что статьи разных тематических групп содержат много общего, их лексико-грамматический состав характеризуется одинаковыми структурными элементами; статьи на тему терроризма и вооруженных конфликтов обнаруживают в общем те же особенности, что и статьи на тему экологии и здоровья, но в них явно преобладает функция эмоционального воздействия на читателя, чаще используются изобразительно-выразительные средства и разговорная лексика. В то же время статьи последней тематической группы включают больше элементов научного стиля, примеров компрессии информации, содержат статистические данные, таким образом выполняя скорее информативную функцию, чем эмотивную. Следовательно, отношение американского народа к излагаемым в статьях различных тематических групп проблемам характеризуются разным уровнем эмоциональности: американцы с наибольшим негодованием воспринимают угрозу их жизни, собственности, свободе; их скорее возмущает, чем пугает нечеловеческая жестокость террористов. Что касается экологических проблем, то в статьях они подробно освещены с приведением примеров и статистических данных, и информация в них преподносится в нейтральном ключе.

Анализ публицистических статей позволяет выявить не только лексико-грамматические особенности организации материала, но и отношение автора к освещаемой им теме, а, следовательно, и отношение данного народа к высказываемой проблеме в соответствии с его приоритетами.

Марков М.А.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ КАК КРИМИНАЛИСТ В ОЦЕНКЕ А.Ф. КОНИ

А.Ф.Кони поддерживал дружеские отношения с Ф.М.Достоевским, был не только почитателем его таланта, но как судебный деятель разделял его концепцию преступления и наказания, его нравственные взгляды. Уже через несколько дней после смерти Достоевского он выступил на общем собрании юридического общества при Петербургском университете с докладом «Достоевский как криминалист»: « Я не опасаюсь, что меня спросят: « Какое отношение может иметь Федор Михайлович Достоевский к собранию юристов?» - и не думаю, по этому, что слово мое будет неуместным... Слово о великом художнике, который умел властно и глубоко затрагивать затаенные и нередко подолгу молчаливые струны сердца, не может быть не-

уместным в среде деятелей, посвятивших себя изучению норм, отражающих на себе душевную потребность людей в справедливости и искание наилучшего ее осуществления».(1,т.6,с.406)

А.Ф. Кони считал, что Достоевский подходит к вопросам, составляющим юридическую специальность, со своей оригинальной художественно-психологической стороны. Его глубоко волновали мысли Достоевского о «живом содержании преступления»; о наказании в том виде, в каком оно существует в действительности; о преступном деянии как факте не только внешнего, но и душевного проявления и т.п. Сдёлав подробный анализ «Преступления и наказания», он пришел к выводу, что в этом произведении «затронуты все или почти все вопросы уголовного исследования. И как вдумчиво и всесторонне затронуты! Вы имеете в нем полную картину внутреннего развития преступления, сложного по замыслу, страшного по выполнению,- от самого зарождения мысли о нем до пролития крови, которым заключился ее роковой рост».(1,т.6,с.426)

В «Преступлении и наказании» Достоевский занимается раскрытием внутренней жизни человека, его экспериментированием над собственной природой, исследованием возможностей, заложенных в человеке. Исключительный интерес Достоевского к преступлению - интерес к пределам и ограничениям человеческой природы. Достоевского считают криминалистом, он больше всех сделал для понимания психологии преступления. Но это лить метод, которым он ведет свое исследование над человеческой природой и несоизмеримостью ее ни с каким строем жизни, ни с какой рациональной государственностью, ни с какими задачами истории и прогресса. Раскольников, на том основании, что он — сила, человек необыкновенный, совершает убийство «ненужнейшей небокоптительницы», пытаясь доказать себе, что все дозволено. Затем всей трагедией своей последующей жизни он этот постулат опровергает. Преступление для его собственной совести является нарушением внутренней нравственной правды.

А.Ф. Кони считает, что у Достоевского в этом произведении везде «мысль о преступлении, как зерно, тесно связана с почвою, на которую падает. Она не развивается сама из себя, она везде находит приготовленную жизнью почву... Эта жизненная связь проходит через весь роман и придает ему такую поразительную правдивость».(1,т.6,с.407)

Автор доклада обращает внимание своих коллег на то, что «способы исследования истины в уголовном деле, приемы отыскивания и оценки фактов, из которых слагается верная картина, которыми освещается та или другая сторона дела,- все это затронуто Достоевским с глубоким пониманием и прочным знанием». Говоря о психологических проблемах исследования преступления, Кони отмечает: «Достоевский, устами своего следователя, остерегает и от злоупотребления ими. Психология «о двух концах»- это оружие острое и опасное, для него нужна прочная рукоять, нужна «черточка», хоть «самая махонькая», хоть одна, но только одна, но только такая, «чтобы уж этак руками взять можно, чтобы уже вещь была, а не то, что одна эта психология». Драгоценное правило, живучее и нужное и теперь для судебных деятелей, чтобы напомнить им о фактической точке опоры, неизбежной для того, чтобы психологические построения их были орудием правосудия, а не проявлением лишь находчивого ума.т.6,с. 411

Значительное место в своих произведениях о Достоевском А.Ф. Кони отводит анализу показанных писателем таких важных элементов в деле изучения преступления, как различные типические болезненные состояния. «Больных, слабых и искаженных умственно много в жизни, много и перед судом, - говорит он. - Закон ставит твердые рамки для оценки их состояния, но юрист не может закрывать глаза на влияние этого состояния, как на приемы исследования, так и на его конечные результаты». Он называет три рода больных, которые встречаются в судебной практике: больные волею- это чаще всего горькие пьяницы, жертвы горя, топимого в вине; больные рассудком- душевнобольные и больные от неудовлетворенного душевного голо-да».(2,с.166) Его тревожила мысль о возможности осуждения душевнобольного человека.

А.Ф. Кони первый среди юристов сделал прекрасный правовой анализ важнейших произведений Ф.М. Достоевского, показав ни с чем не сравнимое значение, данной писателем соци-ально-психологической оценки жизни во всем ее многообразии.

А. Ф. Кони считает, что писатель показывает «живое содержание преступления», а не отвлеченное понятие о нарушении норм и правил. Юрист обращает внимание на то, что «совокупность влияний, порождает преступление, и та внутренняя борьба, которая должна происходить в человеке между волею и страстью, между совестью и влечением, прежде чем он решится на роковой шаг,- ускользают от теории». Теория может наметить лишь стадии в развитии преступления, опредилить его путь: приготовление, покушение, совершение, но она, по мнению А.Ф. Кони, не в состоянии «развернуть перед нами картину внутренней движущей силы пре-

ступления и того сцепления нравственных частиц, в которых эта сила встречает себе противодействие».(1,т.6.,с. 408)

Вопросы «о внутреннем содержании преступления», о том, «каким образом порочная наклонность, ложная идея, страсть победили и страх наказания, и привычку подчиняться условиям общественного быта», поднятые Ф.М. Достоевским, входят в круг интересов теории права, которая, по мысли Кони, должна помочь юристу в разрешении этих сложных проблем .

ЛИТЕРАТУРА

1. Кони А.Ф. Собрание сочинений в 8ми томах- М., 1969.

2. Смолярчук В.И. А.Ф. Кони и его окружение- М.:Юрлит., 1990.

Макеева И.В.

ДНИ НЕМЕЦКОЙ КУЛЬТУРЫ ВО ВЛАДИВОСТОКЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

Сегодня культура рассматривается не только как один из ключевых институтов общественного сознания, но и как духовно-нравственный потенциал народов России, как основа ее целостности, единства, устойчивости и динамичного развития во всех сферах общественного бытия. Дальневосточная культура, являясь вариантом российской культуры, представляет собой результат сплетения славянской и европейской культур с традициями местных народов, уходящими корнями в историю государства Бохай и чжурчженьской империи Цинь.

Доминантной чертой в культуре региона является её толерантное, компромиссное отношение к инородным влияниям, их постепенное и довольно естественное вживление в ткань культуры. Эта линия в регионе была заложена на начальном этапе, когда население края складывалось из разнородных потоков переселенцев, соединяясь с местными жителями. Для данного региона характерна направленность культуры на многостороннее общение, обостренное внимание к самой разной информации, идущей извне. Если проанализировать информационные контакты региона, то мы увидим, что преимущественно они ориентированы на восприятие, впитывание.

Превращение Владивостока в 1991 году в открытый город расширило возможности проникновения мировых культур и стало проявлением всемирного процесса глобализации. При этом речь идет не только о культурах стран АТР, что оправдывается геополитической реальностью, но и о расширении культурных контактов с Германией, расположенной в центре Западной Европы, на расстоянии 12 тысяч километров от Приморья. Такие тенденции -отражение, в первую очередь, сотрудничества России и Германии в политике и экономике. В новой Европе нет стран более близких России, чем Германия. Именно Германия является самым крупным торговым партнером России в мире. Культурный союз двух стран кажется прочным - как никакой другой союз. Отношения между Германией и Владивостоком имеют давнюю традицию. У истоков основания города Владивостока стояли немцы, служившие Российскому государству. Они приняли участие в создании города, что отразилось на его внешнем облике. Об этом рассказывает, в частности, изданная на немецком и русском языках книга Лотара Деега «Кунст и Альберс. Владивосток. История немецкого торгового дома на российском Дальнем Востоке (1864-1924)».

С 1994 года в сентябре - октябре проходят, ставшие уже традиционными, Дни немецкой культуры (ДНК) во Владивостоке, основная цель которых - развитие германо-российские экономические отношения и культурный обмен. Инициатором и бессменным координатором Дней немецкой культуры во Владивостоке является пробст Манфред Брокманн, приехавший во Владивосток в 1992 году.

"Вот уже 10 лет я имею честь и радость принимать участие в организации "Дней немецкой культуры" во Владивостоке. Они стали близки моему сердцу. С одной стороны, потому что я вижу часть моей жизни и моей работы в нашем городе в том, что я представляю здесь Германию в прошлом и настоящем. С другой стороны, потому что эти дни из года в год становятся все лучше и разнообразней, и я отчетливо чувствую, как они стали прочной и неотъемлемой частью жизни нашего города," - такие слова произнес Манфред Брокманн на откры-

28

/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.