Научная статья на тему 'Ф. И. Шмит - заведующий Музеем изящных искусств и древностей Харьковского университета'

Ф. И. Шмит - заведующий Музеем изящных искусств и древностей Харьковского университета Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
480
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
F. I. SHMIT / KHARKOV UNIVERSITY / MUSEUM OF FINE ARTS AND ANTIQUES / Ф. И. ШМИТ / ХАРЬКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ И ДРЕВНОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Филиппенко Ростислав Игоревич

Статья посвящена незаурядному ученому своего времени профессору Харьковского университета Ф. И. Шмиту, который оставил заметный след в изучении истории и теории искусства, психологии и музейного дела, исследованию его вклада в развитие Музея изящных искусств и древностей университета. Именно здесь закладывались основы понимания Ф. И. Шмитом вопросов музейного строительства, что впоследствии позволило ему стать не только крупным ученым-искусствоведом, но и признанным организатором музейного дела в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

F. I. Shmit as the Head of the Museum of Fine Arts and Antiquities of Kharkov University

The article is about an outstanding scientist of his time, Kharkov University Professor F. I. Shmit, who left a noticeable trace on the history and theory of art, psychology and museology. The author also investigates Shmit’s contribution to the development of the Museum of Fine Arts and Antiquities of the University. It was there that laid the foundation for F. I. Shmit’s understanding of the questions of museum structuring, which subsequently allowed him to become not only a great scientist and art historian, but also a recognized organizer of museums in the country.

Текст научной работы на тему «Ф. И. Шмит - заведующий Музеем изящных искусств и древностей Харьковского университета»

УДК 069.015(477.54)

Р. И. Филиппенко

Ф. И. ШМИТ—ЗАВЕДУЮЩИЙ МУЗЕЕМ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ И ДРЕВНОСТЕЙ ХАРЬКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В становлении и развитии школы истории искусств Харьковского университета важную роль сыграл Музей изящных искусств и древностей, без работы которого было бы трудно говорить о фундаментальном изучении памятников отечественной и зарубежной культуры. Особый вклад в формирование и работу университетского Музея изящных искусств внесли такие выдающиеся ученые, как А. А. Потебня, Е. К. Редин, Н. Ф. Сумцов и др. В 1912 г. музей возглавил профессор кафедры теории и истории искусств Харьковского университета Федор Иванович Шмит.

В современной литературе уделяется много внимания научной и организаторской деятельности Ф. И. Шмита и лишь вкратце вспоминается о его заведовании Музеем изящных искусств и древностей Харьковского университета. Но именно в Харькове закладывались основы понимания проблем музейного строительства, и эта сторона научно-организаторской работы ученого заслуживает особого внимания в исследовании его научной деятельности.

Ф. И. Шмит закончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета и занимался изучением памятников византийского искусства. В сентябре 1912 г. ученый был избран экстраординарным профессором по кафедре истории и теории искусств Харьковского университета, где проработал до упразднения университета в 1920 г.

Харьковский период жизни стал необычайно плодотворным для Ф. И. Шмита. Безусловно, научно-организаторская и преподавательская деятельность являлись призванием Ф. И. Шмита, а к своим обязанностям ученый относился с большим энтузиазмом. В тот период начинается пора научной зрелости ученого. В Харькове увидели свет его оригинальные труды по истории и теории искусства, психологии искусства. Здесь же ученым были написаны и первые труды в области музейного дела. Нужно отметить, что автор статьи не ставит задачу изучения вклада Ф. И. Шмита в развитие теории музееведения, а исследует вопрос, связанный с его заведованием Музеем изящных искусств и древностей Харьковского университета.

В период его заведования продолжалась работа по пополнению фондов Музея новыми коллекциями и экспонатами, а также научной обработке собранного материала. Если на 1 января 1912 г. в Музее числилось 4776 «номеров»1, то на 1 января 1916 г. количество «номеров» увеличилось до 51152. В отчете о деятельности Харьковского университета за 1917 г. сведения о работе Музея изящных искусств и древностей отсутствуют. В свою очередь, в отчете Музея за 1918 г. отсутствуют данные о количестве «номеров».

1 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1912 год] // Записки Харьковского университета. 1913. Кн. 2. С. 162.

2 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год] // Записки Харьковского университета. 1916. Кн. 2-3. С. 149.

Из отчета за 1912 г. можно узнать, что «Музей и его библиотека обогатились рядом предметов и изданий»3. В числе «жертвовалей» встречаем фамилии Н. Ф. Сумцова, Д. П. Гордеева и др. В отчете за 1913 г. отмечается, что в музей поступали пожертвования от частных лиц и учреждений «изданиями и предметами»4.

В 1914 г. «производится полная ревизия и каталогизация имущества Музея»5, работа продолжилась и в 1915 г.6 В частности, в 1914 г. было «начато составление каталога картинной галереи»7, а в 1915 г. — «церковно-археологического отдела» музея8. В 1914-1915 гг. сотрудниками Музея была проведена «обработка богатой коллекции фотографий», собранной Е. К. Рединым9, а также печатались новые фотографии «...с негативов Музея и отождествление неизвестных» фотографических снимков10.

В «Сокращенном отчете» о работе Харьковского университета за 1917 г. сведения о Музее изящных искусств и древностей отсутствуют. Но, несмотря на революцию, работа по сбору и научной обработке материала продолжалась. Это подтверждает «Отчет» за 1918 г.: «Деятельность Музея. выразилась... в собирании новых материалов и пополнении коллекций Музея живописными копиями, фотографическими отпечатками и негативами с памятников искусства»11. Из вновь поступивших экспонатов выделялся «.образ Св. Николая Чудотворца, великолепного письма XVII века, эвакуированный с Волыни». Также на хранение была принята «.большая коллекция. деревянных резных украинских иконостасных фигур, небольшое собрание портативных старинных икон и значительное количество среднеазиатских и персидских ковров, вышивок и тканей.»12.

В музее продолжалась научная работа, которая заключалась «в окончании регистрации коллекции фотографий», представляющих большую ценность. Фотографии, количество которых составляло 6624 штуки, были пронумерованы, разбиты на несколько отделов и занесены в особую книгу. Наиболее широко представленными оказались отделы греческой скульптуры и архитектуры и кавказского искусства. Более того, почти полностью целой оказалась серия снимков с памятников Равенны и XII Археологического съезда. Эти фотографии «в течение 1915-1917 гг. были отпечатаны с негативов»13. Продолжалась работа по фотографированию, обмерам, детальному описанию и исследованию

3 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1912 год]. Кн. 2. С. 162.

4 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год] // Записки Харьковского университета. 1914. Кн. 1. С. 170.

5 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год] // Записки Харьковского университета. 1915. Кн. 2. С. 159.

6 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

7 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 2. С. 159.

8 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

9 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 2. С. 159.

10 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

11 [Сокращенный отчет о деятельности Харьковского университета за 1918 год] // Записки Харьковского университета. 1918-1919. С. 34.

12 Там же. С. 33.

13 Там же. С. 36.

«...икон, старых портретов и народных картин (так называемых „Мамаев") с целью составления научного описания и каталога»14.

В числе «пожертвованных предметов» было много картин, переданных в дар художниками. Так, в отчете за 1912 г. сообщалось, что музею были подарены: акварельный эскиз «Купцы» художника Надеждина; картина художника Черняева — вид г. Харькова с Холодной горы; рисунок карандашом художника Колесникова—вид Московского Кремля и др.15 В 1913 г. в музей поступили пожертвования «от Академии художеств, 15 картин... Авторы: Лебедев, Орлов, Попов, Маковский К., Зарубин.»16 и др. В 1918 г. Д. П. Гордеевым был пожертвован ряд рисунков и гравюр художников: Савинова, Недашковского, Козьмы Сторожа и др.17 В распоряжении музея имелись картины и местных художников: «Из местных художников наибольшее количество картин принадлежит Безперчему, есть также работы художников Агафонова, Грота, Савинова и др.»18 Однако в одной из своих работ Ф. И. Шмит жаловался, что «университетский музей оказывается совершенно переполненным картинами и, чтобы иметь возможность. развесить хоть часть того, что есть, должен устраивать у себя решительно непозволительную, недопустимую „мертвецкую"»19.

Библиотека музея также пополнялась новыми изданиями. В 1912 г. библиотеке были пожертвованы: «Труды XIV Археологического съезда в Чернигове» (М., 1908-1909), «Материалы по вопросу о сохранении древних памятников в России» (М., 1911), работа Н. П. Кондакова «История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей» (Одесса, 1876)20 и т. д. Среди книг, подаренных библиотеке музея, было и тринадцать работ Ф. И. Шмита21. В 1913 г. в библиотеку музея поступали пожертвования —«.от М. А. Стояновой, сборник на 1866 г., изданный Обществом древнерусского искусства; .от Румянцевского музея, Юбилейное издание под названием: Пятидесятилетие Румянцевского музея в Москве, 1862-1912 г., исторический очерк»22 и т. д. В отчете за 1914 г. о поступившей литературе ничего не сообщается, но указывается, что была «почти закончена работа по приведению в известность состава библиотеки»23. Эта работа была закончена в 1915 г.24 Из отчета музея за 1918 г. видно, что его библиотека «содержала 2496 номеров», но «ввиду условий времени» пополнялась только трудами по украинскому искусству25. В отчете особо отмечалось, что в библиотеке имеется 197 отдельных оттисков трудов Д. В. Айналова, Е. К. Редина, Ф. И. Шмита и др.: «они были

14 [Сокращенный отчет о деятельности Харьковского университета за 1918 год]. С. 35.

15 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1912 год]. Кн. 2. С. 164.

16 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год]. Кн. 1. С. 171.

17 [Сокращенный отчет о деятельности Харьковского университета за 1918 год]. С. 37.

18 Там же. С. 36.

19 Шмит Ф. И. Исторические, этнографические, художественные музеи: Очерк истории и теории музейного дела. Харьков, 1919. С. 75.

20 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1912 год]. Кн. 2. С. 162-163.

21 Там же. С. 163.

22 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год]. Кн. 1. С. 170-171.

23 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 2. С. 159.

24 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

25 [Сокращенный отчет о деятельности Харьковского университета за 1918 год]. С. 35.

библиографически определены, перенумерованы, объединены по авторам и помещены в изготовленные для этой цели папки»26.

Наряду с пожертвованиями, были «предметы», которые передавались в музей на хранение: «Графиня Капнист. сдала на хранение ряд фамильных жалованных грамот и старинных рукописей XVII и XVIII веков»27. Для «.жалованных грамот, как наиболее интересных в художественном отношении, было составлено подробное описание. Остальные же рукописи были зарегистрированы и пронумерованы»28.

Будучи профессором кафедры истории и теории искусств Ф. И. Шмит проводил в музее практические занятия. «Слушателям предлагались для описания и разбора избранные картины Музея изящных искусств университета; .доклады обсуждались всеми участниками занятий»29. Из «Отчета» за 1912 г. мы узнаем, что в музее занимались «студенты: Пе-чета, Лутохин, Гордеев и Горянский—по истории искусств»30. В 1913 г. занимались и пользователи пособиями библиотеки музея—четверо студентов, трое из которых работали над медальными сочинениями: Д. Гордеев, В. Третьяков и Палечек31. В 1914 г.: «В музее занимались: оставленные для приготовления к профессорскому званию: Д. Гордеев, Е. Байбаков; студенты: К. Гриневич, В. Третьяков, П. Оболенцев. Лицын, Гладков, Таранушенко.»32. В 1915 г. занимались «оставленный при университете для приготовления к профессорскому званию К. Гриневич. студенты—Г. Петников, Гладков, Орлов, Таранушенко»33.

Из числа студентов университета особо нужно выделить учеников Ф. И. Шмита Д. П. Гордеева и С. А. Таранушенко, которые стали известными искусствоведами.

В 1913 г. на историко-филологическом факультете по истории искусства была предложена тема «медального сочинения» «Деисус в византийском и русском искусстве», за разработку которой взялись студенты Д. Гордеев и В. Третьяков. Для написания этого «сочинения» они работали в музее и его библиотеке, о чем свидетельствует отчет за 1913 г.34 Будучи научным руководителем Д. Гордеева и В. Третьякова Ф. И. Шмит написал «Отзыв» на работы своих учеников35. За свою работу Д. Гордеев был удостоен золотой медали, В. Третьяков—серебряной36.

В октябре 1913 г. Ф. И. Шмит обратился с предложением к декану факультета оставить в университете Д. П. Гордеева для подготовки к профессорскому званию. Его просьба была удовлетворена. В 1914 г. в «Отчете» мы встречаем фамилию Д. Гордеева числе

26 [Сокращенный отчет о деятельности Харьковского университета за 1918 год]. С. 36.

27 Там же. С. 33.

28 Там же. С. 36.

29 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год]. Кн. 1. С. 14-15.

30 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1912 год]. Кн. 2. С. 165.

31 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год]. Кн. 1. С. 171.

32 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 2. С. 160.

33 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

34 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год]. Кн. 1. С. 171.

35 Шмит Ф. И. Отзыв о сочинениях на тему: «Деисус в византийском и русском искусстве // Записки Харьковского университета. 1914. Кн. 1. С. 1-6.

36 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год]. Кн. 1. С. 141.

«Стипендиатов для приготовления к профессорскому званию»37. В 1915 г. Д. П. Гордеев был «определен на службу» младшим ассистентом при историко-филологическом фа-культете38 и работал в Музее изящных искусств и древностей.

С. А. Таранушенко взял дипломную работу по теме «Иконография украинского иконостаса». Ф. И. Шмит писал «Отзыв»39 и на сочинение С. А. Таранушенко, работа которого была удостоена золотой медали. После окончания университета в 1916 г. С. А. Таранушенко был оставлен при нем для приготовления к профессорскому званию40. Одновременно начинающий искусствовед работал ассистентом в музее.

Дочь ученого П. Ф. Шмит вспоминает, что ученики Ф. И. Шмита часто бывали у них дома: «Из мужчин хорошо помню веселого, живого и остроумного Дмитрия Петровича Гордеева. и молчаливого, застенчивого, скоромного Степана Андреевича Таранущен-ко. Оба они стали профессорами»41. Увлечение искусствоведением и работа в музее сблизила Д. П. Гордеева и С. А. Таранушенко. В «Отчете» о состоянии музея за 1918 г. указывается, что «в январе 1918 г. .Д. П. Гордеев и. С. А. Таранушенко были командированы. в г. Лебедин для принятия мер по охране памятников, находившихся. во владении графини Варвары Васильевны Капнист в имении Михайловка и Алексея Андреевича Красовского в. Лебедине»42.

В музее работали не только студенты Харьковского университета, но и слушательницы Высших женских курсов, куда Ф. И. Шмит был приглашен для чтения лекций. В своих воспоминаниях П. Ф. Шмит пишет, что среди учеников отца было и много девушек: «Запомнились подружки—Алиса Васильевна (Вильгельмовна) Фюнер и Вера Карловна Крамфус, Елена Александровна Никольская и Татьяна Александровна Ивановская, Ксения Акимовна Берладина, Клавдия Рудольфовна Унгер-Штейнберг, Наталья Васильевна Измайлова»43. Это подтверждают и отчеты музея. Из отчета за 1912 г. мы узнаем, что здесь занималась «слушательница Плотичер—по истории искусств»44. В 1913 г. работало пять слушательниц45. В 1914 г. занимались «слушательницы высших женских курсов: Крамфус, Никольская, Зинкевич, Фюнер, Матвеева, Мацько, Борисяк»46. В 1915 г. — В. Крамфус, К. Матвеева, Е. Никольская, Р. Соболева, А. Фюнер47. В «Сокращенном отчете» за

37 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 1. С. 4.

38 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 1. С. 11.

39 Шмит Ф. Отзыв о медальном сочинении на тему «Иконография украинского иконостаса», под девизом «Лебедь» // Записки Харьковского университета. 1917. Кн. 1-2. С. 65-70.

40 [Сокращенный отчет о деятельности Харьковского университета за 1917 год] // Записки Харьковского университета. 1918-1919. С. 1.

41 Сыченкова Л. А. Федор Иванович Шмит: культурно-историческое прочтение биографии и его теории циклического развития наук // Шмит Ф. И. Избранное. Искусство: Проблемы теории и истории. СПб., 2012. С. 803.

42 [Сокращенный отчет о деятельности Харьковского университета за 1918 год]. С. 33.

43 Сыченкова Л. А. Федор Иванович Шмит... С. 803.

44 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1912 год]. Кн. 2. С. 165.

45 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год]. Кн. 1. С. 171.

46 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 2. С. 160.

47 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

1918 г. сообщалось, что в музее трудилась Е. А. Никольская48. Также в Музее изящных искусств и древностей работали ученые и студенты других российских и зарубежных учебных заведений и музеев. Например, в отчете за 1912 г. мы читаем, что в университетском музее занимался «хранитель Стокгольмского Исторического Музея Т. Ар-не—по изучению первобытных древностей... Священник Фомин—по иконографии»49. В 1913 г. работал один священник50. В 1914 г. — студент Киевской духовной академии Б. Волобуев, архитектор Гинзбург, преподаватель Недригайлов51. В 1915 г. — «д-р философии Краковского университета Т. Крушинский; д-р философии, библиотекарь Музея кн. Оссолинских в Львове М. Третер...; слушатель Московского Археологического института Насальский»52.

Кроме студентов, слушателей и ученых, в Музее изящных искусств работали и художники. Например, в 1912 г. изучали материалы по истории живописи художники «Уречин, Синяков и Казарновский»53; в 1913 г. здесь работало восемь художников54; в 1914 г. — «художники: Казарновский, Надеждина, Гродзинская—копировала из картин музея, Ермилов, Щербаков, Недашковский, Сухачев, Уречин»55.

Библиотекой музея пользовались: в 1912 г. «28 человек 51 изданием»56; в 1913 г. занималось и пользовалось библиотекой: «4 студента, 3 из них работали над сочинениями: Д. Гордеев, В. Третьяков и Палечек; 5 слушательниц, 1 из них—Стоянова—работала над сочинением.»57; в 1914 г. «библиотекой пользовались 34 человека 196 изданиями»58; в 1915 г.—48 человек пользовались 335 изданиями59.

Музей изящных искусств и древностей был открыт для посетителей и «экскурсий». Так, в 1914 г. музей посетили: «1) Белгородская женская гимназия, 2) Конотоп-ская мужская гимназия, 3) Железнодорожное училище Купянска-Узловой Ю.-В. жел. дор., 4) Харьковское сельскохозяйственное училище, 5) Волчанская женская гимназия и 6) местные учебные заведения. Посторонней публики 3285 человек»60. В 1915 г. «Музей

48 [Сокращенный отчет о деятельности Харьковского университета за 1918 год]. С. 35.

49 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1912 год]. Кн. 2. С. 164-165.

50 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год]. Кн. 1. С. 171.

51 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 2. С. 160.

52 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

53 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1912 год]. Кн. 2. С. 165.

54 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год]. Кн. 1. С. 171.

55 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 2. С. 160.

56 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1912 год]. Кн. 2. С. 165.

57 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год]. Кн. 1. С. 171.

58 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 2. С. 160.

59 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

60 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 2. С. 160.

посетили экскурсии учащихся: женских гимназий Черняковской и Яновской, епархиального училища, гимназий поселка „Южный", 1-го приходского училища, IV и XI городских училищ»61.

В 1912—«весеннем полугодии» 1915 гг. (как и в предыдущие годы) музей был открыт для посетителей три дня в неделю: по воскресеньям, вторникам и четвергам с 11 до 14 час.62 В «осеннем полугодии» 1915 г. музей был открыт для «вольной публики» лишь по воскресеньям63. Это было связано с тем, что здесь читались лекции для студентов университета64. Данные о работе музея в 1917-1919 гг. отсутствуют, но отдельные сведения можно найти в статье Ф. И. Шмита «Музейные дела Харькова». В 1919 г. ученый писал, что «в Музее „изящных искусств и древностей", вследствие невозможной тесноты старого здания университета, читается часть лекций историко-филологического факультета.»65.

В 1912 г. Музей изящных искусств и древностей посетили 3480 человек; из них студентов 40466. В 1913 г. — 2650 человек, из них — студентов 350; кроме того, 5 иногородних экскурсий67. В 1914 г.—«посторонней публики 3285 человек»68. В 1915 г. — 1645 человек69. Данные о посещении музея за 1917-1919 гг. отсутствуют.

Во Всеукраинском комитете охраны памятников искусства и старины, который был создан в феврале 1919 г., Ф. И. Шмит возглавил музейную секцию. Нужно отметить, что историк искусства занимался вопросами охраны памятников и до создания Комитета. Об этом свидетельствует «Отчет о состоянии Музея изящных искусств и древностей» университета за 1918 г., в котором говорилось, что «по обстоятельствам времени деятельность Музея. была направлена. в сторону охраны памятников искусства и старины, находящихся на территории Харьковской губернии»70.

Результатом такой работы Ф. И. Шмита стала публикация в 1919 г. оригинальной монографии в области музееведения «Исторические, этнографические, художественные музеи: Очерк истории и теории музейного дела»71, в которой ученый формулирует основные

61 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

62 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1912 год]. Кн. 2. С. 165; [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год] // Записки Харьковского университета. 1914. Кн. 1. С. 171; [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 2. С. 160.

63 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

64 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

65 Шмит Ф. И. Музейные дела Харькова // Новая Россия. 1919. 2 августа (№ 64). Харьков, 1919.

66 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1912 год]. Кн. 2. С. 165.

67 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1913 год]. Кн. 1. С. 171.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

68 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1914 год]. Кн. 2. С. 160.

69 [Отчет о состоянии и деятельности Императорского Харьковского университета за 1915 год]. Кн. 2-3. С. 149.

70 [Сокращенный отчет о деятельности Харьковского университета за 1918 год]. С. 33.

71 Шмит Ф. И. Исторические, этнографические, художественные музеи: Очерк истории и теории музейного дела. Харьков, 1919.

теоретические принципы музееведения. В этой и последовавшей за ней работах, посвященных вопросам строительства и организации музейного дела, Ф. И. Шмит проявил себя как блестящий и самобытный теоретик-музеевед.

Возглавив комиссию по реорганизации музейного дела в Харькове, ученый провел перестройку городских музеев, приложив огромные усилия для сохранения историко-культурного наследия, возвращения исторических и художественных ценностей в Украину.

В 1921 г. Ф. И. Шмит переехал из Харькова в Киев. Несмотря на то что у него не было докторской степени, ученый был избран действительным академиком Всеукраинской академии наук72. В Киеве Ф. И. Шмит руководил Музеем искусств им. Богдана и Варвары Ханенко, принимал участие в работе нескольких комиссий, а именно—являлся главой Софийской комиссии73, занимался преподавательской работой.

Незаурядный ученый своего времени Ф. И. Шмит оставил глубокий след в изучении истории и теории искусства, психологии и музейного дела. Его научное наследие включает более ста опубликованных и немалое количества неопубликованных работ74. Это крупные труды, статьи и газетные заметки, многие из которых были задуманы и написаны в харьковский период жизни и посвящены вопросам музееведения. Именно научная и педагогическая работа в Харьковском университете и Музее изящных искусств и древностей позволила Ф. И. Шмиту стать не только крупным ученым-искусствоведом, научное наследие которого во многом сохраняет свое значение и сегодня, но и признанным организатором музейного дела в СССР.

Информация о статье Автор: Филиппенко Ростислав Игоревич—канд. ист. наук, доцент, Национальный фармацевтический университет, Харьков, Украина, filrost@rambler.ru.

Заглавие: Ф. И. Шмит—заведующий Музеем изящных искусств и древностей Харьковского университета.

Абстракт: Статья посвящена незаурядному ученому своего времени профессору Харьковского университета Ф. И. Шмиту, который оставил заметный след в изучении истории и теории искусства, психологии и музейного дела, исследованию его вклада в развитие Музея изящных искусств и древностей университета. Именно здесь закладывались основы понимания Ф. И. Шмитом вопросов музейного строительства, что впоследствии позволило ему стать не только крупным ученым-искусствоведом, но и признанным организатором музейного дела в стране.

Ключевые слова: Ф. И. Шмит; Харьковский университет; Музей изящных искусств и древностей.

Information on article Author: Filippenko Rostislav Igorevitch—Ph. D. in History, Associate Professor, National University of Pharmacy, Kharkov, Ukraine, filrost@rambler.ru.

Title: F. I. Shmit as the head of the Museum of Fine Arts and Antiquities of Kharkov University.

72 Всеукрашська Академiя Наук. Звщомлення за 1921 рж. Берлш, 1923. С. 9, 75.

73 Всеукрашська Академiя Наук. Звщомлення за 1921 рж. С. 12, 14, 20, 22.

74 Шмит П. Ф. Список печатных работ Федора Ивановича Шмита (1877-1941) // ВВ. 1976. Т. 37. С. 297-300.

Abstract: The article is dedicated to an outstanding scientist of his time, Kharkov University Professor F. I. Shmit, who left a noticeable trace on the history and theory of art, psychology and museology. The author also investigates Shmit's contribution to the development of the Museum of Fine Arts and Antiquities of the University. It was there that the foundation of F. I. Shmit's understanding of the questions of museum structuring was laid, which subsequently allowed him to become not only a great scientist and art historian, but also a recognized organizer of museums in the country.

Key words: F. I. Shmit; Kharkov University; Museum of Fine Arts and Antiques.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.