Научная статья на тему 'Ф. А. Рубо профессор-руководитель батальной мастерской высшего художественного училища при Императорской Академии художеств'

Ф. А. Рубо профессор-руководитель батальной мастерской высшего художественного училища при Императорской Академии художеств Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
519
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
живопись / панорамная живопись / батальная живопись / рубо ф.а. / высшее художественное училище / батальная мастерская

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Зубов Е. А.

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928) известный художник-баталист, основоположник русской панорамной живописи, автор панорам «Оборона Севастополя» (1905) и «Бородинская битва» (1912), профессор и руководитель батальной мастерской Высшего художественного училища Импереаторской Академии художеств. Рубо воспитал прекрасных учеников известных художников М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Г. Н. Горелова, А. К. Жаба и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franz Alekseevich Roubaud (1856-1928) famous artist, painter of battle-pieces, the founder of Russian panoramic painting, author of such panoramas as «Oborona Sevastopolya» (1905) and «Borodinskaya bitva» (1912), professor and the head of battle-studio of the highest artistic college of the Imperial Academy of Fine Arts. Roubaud trained excellent students famous artists M. B. Grekov, M. I. Avilov, G. N. Gorelov, A. K. Zhaba, etc.

Текст научной работы на тему «Ф. А. Рубо профессор-руководитель батальной мастерской высшего художественного училища при Императорской Академии художеств»

Е. А. Зубов

Ф. А. РУБО - ПРОФЕССОР-РУКОВОДИТЕЛЬ БАТАЛЬНОЙ МАСТЕРСКОЙ ВЫСШЕГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО УЧИЛИЩА ПРИ ИМПЕРАТОРСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

Работа представлена кафедрой русского искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор В. А. Леняшин

Франц Алексеевич Рубо (1856-1928) - известный художник-баталист, основоположник русской панорамной живописи, автор панорам «Оборона Севастополя» (1905) и «Бородинская битва»

2 5

(1912), профессор и руководитель батальной мастерской Высшего художественного училища Имиереаторской Академии художеств. Рубо воспитал прекрасных учеников - известных художников М. Б. Грекова, М. И. Авилова, Г. Н. Горелова, А. К. Жаба и др.

Franz Alekseevich Roubaud (1856-1928) - famous artist, painter of battle-pieces, the founder of Russian panoramic painting, author of such panoramas as «Oborona Sevastopolya» (1905) and «Borodinskaya bitva» (1912), professor and the head of battle-studio of the highest artistic college of the Imperial Academy of Fine Arts. Roubaud trained excellent students - famous artists M. B. Grekov, M. I. Avilov, G. N. Gorelov, A. K. Zhaba, etc.

С созданием в Петербурге Академии художеств начинается обучение «живописи баталий». Среди преподавателей батального класса такие мастера, как Г. И. Серебряков, А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Д. Кившенко, П. О. Ковалевский.

В 1903 г. руководителем батальной мастерской становится Франц Алексеевич Рубо. К этому времени он был уже видной фигурой в русской академической батальной живописи. Рубо - автор многочисленных батальных полотен, главным образом на сюжеты кавказских войн России и большой батальной панорамы «Штурм аула Ахульго». А в 1901 г. художник получил официальный заказ и активно работал над панорамой, посвященной 50-летнему юбилею героической обороны Севастополя.

Профессор Рубо не оставил после себя никакого теоретико-педагогического наследия, на базе которого можно было бы делать обоснованные заключения относительно его педагогических воззрений и педагогической практики. Поэтому представляется целесообразным опираться на свидетельства современников, в основном учеников, о педагогической практике Ф. А. Рубо и ее теоретических основах. «Опытные учителя ... прежде всего растасуют колоду своих учеников и незаметно, отрывками беглых замечаний, организуют выдающихся в небольшую группу. Из этой группы, опять вскользь, не задевая самолюбия остальных, выделят вожака и уже на нем сосредоточат руководство мастерской. Через вожака, как через рупор, проводят они основные задачи преподавания на примерах его работ. В немецких академиях особенно часто встре-

чался такой толковый, осмысленный педагогический опыт»1.

Рубо учился в Мюнхенской академии художеств. А поскольку художник-педагог обычно формирует свои педагогические цели и выбирает методы достижения этих целей, исходя из некоего синтеза - своего академического опыта учебы, своего собственного творчества, а также тенденций современного ему искусства, то можно сказать, что в основе педагогических принципов профессора Рубо лежало желание создать, исходя из достижений современного искусства, школу профессионального мастерства с методом, основанным на изучении объективных закономерностей природы и искусства.

Занятия в мастерской Рубо начинались в 9 часов утра и заканчивались в 7 вечера. Ежедневно рисовали животных - лошадей, быков, собак (однажды стояла даже запряженная тройка).

Профессор Рубо активно использовал прием наглядного обучения. Он показывал, как много значит одним мазком решить и положение формы, и ее основной цвет, и влияние окружающих цветов, и световое состояние. Подобный метод преподавания был и у Валентина Серова, который говорил, что «те, кто хочет учиться у него, пусть смотрят, как он работает». Похожих высказываний много и у И. Е. Репина. Как вспоминает ученик и помощник Репина Д. Н. Кардовский, «Репин мог многое показать, в том и была его система»2. Кстати, «с Рубо Репина связывали самые лучшие отношения; он ценил его как выдающегося художника и педагога. Недаром, оставляя педагогическую деятельность в Академии ху-

Ф. А. Рубо - профессор-руководитель батальной мастерской высшего художественного училища ..

дожеств, Репин указывал на Рубо как на своего преемника по руководству учебной мастерской»3. Вечером с 7 до 8 проводились пятнадцатиминутные наброски. Ф. А. Рубо советовал ученикам ходить рисовать в манеж, изучать движение лошадей, больше наблюдать и развивать зрительную память. Сам хороший анималист, профессор Рубо прививал ученикам интерес к изучению животных, к передаче в быстром и точном рисунке их характерных черт, повадок.

Постановки в мастерской, как правило, ставились на неделю. По этому поводу Рубо, отстаивавший такой короткий срок, даже поспорил с П. П. Чистяковым. Главное внимание мастер обращал на проработанный рисунок, завершенность и живость композиции, верность натуре. Краткосрочные постановки заставляли студентов быть собранными, экономить время и развивали у них хорошую реакцию. «Баталист, -говорил Рубо, - должен развивать в себе способность быстро схватывать общее, характерное, передавать модель в движении, уметь рисовать и писать по впечатлению, по памяти,..»4

Большое значение Рубо придавал пленэру, что отражало общее стремление современного искусства к более естественному изображению действительности. Работа на пленэре, а батальная мастерская наполовину была из стекла, позволяла повысить цветность палитры, очистить ее от темных тонов. И поэтому работа над пейзажем, изображение лошади или фигуры в пейзаже входили существенной составной частью в круг выдвигаемых профессором Рубо учебных живописных задач. Он обращался к ученикам: «Когда вы будете знать все в пейзаже, он вам сам подскажет необходимое для баталии»5. Рубо советует начинать работу над батальной картиной с изучения местности и нахождения точки зрения, с которой можно показать события в наиболее характерном моменте. С этой задачей сам художник справлялся блестяще, выказывая незаурядное композиционное мастерство и виртуозную изобретательность. С особым

изяществом живописец вводил пейзаж в батальных композициях, рассматривая его не как безразличный фон для боевых действий, не как будущую топографию полей сражений, а как эмоционально насыщенную и важную часть единого целого в создаваемом художественном образе.

Молодые художники учились у профессора Ф. А. Рубо организовывать в холсте движение и столкновение больших масс, в которых из лаконично намеченных деталей выбраны лишь нужные для развития динамического целого. Именно поэтому художник часто оставляет большие массы фигур, написанных общим силуэтом, и только когда нужно, светом выявляет отдельные фигуры или необходимые детали. И не случайно Савицкий потом называет «рецептом Рубо» прием М. Б. Грекова обобщать одной теневой массой большие части фигур и целые их группы, выделяя только наиболее освещенные части, а все остальное, скрадывая в сплошной и недифференцированной тени.

Организуя обучение в мастерской, профессор Ф. А. Рубо ставил задачу передать ученикам свой огромный опыт в создании произведений батального искусства и прежде всего монументальных панорам. Обучая искусству батальной живописи, мастер рассматривал ее как синтез разных жанров: собственно батального, бытового, анималистического и пейзажного. И естественно, Ф. А. Рубо видит в академической мастерской школу для воспитания художников-ба-талистов, способных написать не только картину, но и справиться со сложнейшими панорамными построениями, где манекены, муляжи, подлинные предметы амуниции и вооружения дополняют собственно живописное изображение.

Всячески способствуя развитию у своих учеников профессиональных навыков, профессор Ф. А. Рубо привлекал их к своим работам, связанным с установкой и реставрацией панорам «Оборона Севастополя» и «Штурм аула Ахульго». В ней принимали участие наиболее способные ученики:

М. Б. Греков, М. И. Авилов, К. Э. Тир и др. Спустя годы М. И. Авилов вспоминал: «Большую пользу принесло то, что нескольких учеников - меня, Безродного, Грекова, Добрынина и других - Рубо пригласил к себе на работу по установкам и писанию панорам. Это дало возможность под его руководством изучить на практике приемы и технику письма панорамного дела»6.

Как художник и педагог, Ф. А. Рубо понимал, что для сохранения роли культурного центра и главного учебного заведения государства, а также для усиления влияния на творческую молодежь Академия нужда -лась в реорганизации. В конце 1907 г. профессор В. Е. Маковский пишет записку для общего собрания Академии, в которой высказывает мнение о необходимости некоторых изменений в уставе высшей художественной школы. Ф. А. Рубо тоже подал в Совет Академии докладную записку по вопросу реформирования Высшего художественного училища. В ней он открыто заявил, что обучение в Академии поставлено неудовлетворительно: «Пора и давно уже пора открыто признаться, что дело преподавания идет у нас очень плохо; пора также признаться, что этому не устав виноват, ведь мы его не применяем, и не ученики, а виноваты мы - преподаватели, наше равнодушие, наша устаревшая система и безответственность»7. Рубо предлагал практические меры для организации рационального, ответственного преподавания. Он предлагает упразднить звания профессоров, превратившихся по сути дела в придворных чиновников. По мнению Рубо, надо отменить дежурство профессоров, так как это приводит к безответственности преподава-телей и учащихся, уничтожить испытательный срок и, прежде всего, существующую

разницу между классом и мастерской, в результате чего появится ответственность педагога за вверенного ему ученика. Причем выделять в самой мастерской успевающую группу. Для повышения активности и самостоятельности учеников в работе следова-ло ввести присуждение наград за лучшие работы. Вместе с тем быстрее выпускать учеников на конкурс. Чтобы укрепить дисциплину, необходимо проводить общим составом профессоров контрольные просмотры каждые три месяца и сделать обучение платным. Ф. А. Рубо предлагает поощрять материально плохо обеспеченных студентов, назначая стипендии, ввести денежные награды не только за эскизы, но и за работу с натуры. Он считает необходимой поездку выпускника за границу и не на один, а на три-четыре года. Причем пенсионерская стипендия должна с каждым годом умень -шаться. Профессор предлагает сделать батальную мастерскую доступной для каждого желающего, который проявлял бы интерес к изучению животных с натуры.

К сожалению, в условиях Императорской Академии художеств профессор Рубо не смог претворить в жизнь свои прогрессивные принципы, но он сделал все возможное, чтобы передать своим ученикам богатый опыт художника-баталиста. И поэтому не случайно его ученикам присуще общее качество - высокий уровень профессионального мастерства.

Вклад Франца Алексеевича Рубо в педагогику и искусство значителен, а таланту и мастерству всегда отдается должное. Жизнь Рубо - беспредельное, подвижническое служение поставленной им самим перед собой высокой цели искусства, неутомимое и высокое стремление к совершенству как нравственному долгу художника.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Евклида. Л., 1970. С. 149.

2 Кардовский Д. Н. Об искусстве. Воспоминания, статьи, письма. М., 1960. С. 276.

3 Новое о Репине. Л. 1969. Авилов М. И. С. 246. «В конце 1907 года Репин отказался от руководства мастерской. Вместо него был приглашен Франц Алексеевич Рубо, которого вскоре сменил Павел

Петрович Чистяков», - вспоминает Петр Константинович Лихин (р. 1879) ученик Академии художеств в 1900-1910 гг. Там же.

4 Садовень В. В. Русские художники-баталисты ХУШ-Х1Х вв. М., 1955. С. 362.

5 Тихомиров А. Н. М. Б. Греков. М., 1937. С. 18.

6 Мастера советского изобразительного искусства. М., 1951. С. 144.

7 Докладная записка по вопросу об улучшении постановки учебного дела в Высшем художественном училище и изменении некоторых параграфов устава от 10.02.1908 г. РГИА. Ф. 789. Оп. 13. Ед. хр. 171. Л. 99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.