Научная статья на тему 'ЕЗИДЫ ИРАКА: ПРОШОЕ И НАСТОЯЩЕЕ'

ЕЗИДЫ ИРАКА: ПРОШОЕ И НАСТОЯЩЕЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
332
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИРАК / КУРДИСТАН / ЕЗИДЫ / КУРДЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириченко В.П.

Статья посвящена истории и современному положению езидов в Ираке. Езиды смогли сохранить свою самобытность несмотря на многовековые притеснения. Огромный урон община езидов понесла 2014 г., когда район их проживания был захвачен Исламским государством. Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕЗИДЫ ИРАКА: ПРОШОЕ И НАСТОЯЩЕЕ»

мо привлечь средства массовой информации, которые помогут создать подлинную картину современной Сирии, где строятся новые дома, расчищаются дороги и дети могут ходить в школу.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

Кириченко В.П.*

ЕЗИДЫ ИРАКА: ПРОШОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

Б01: 10.31249/пшш/2021.04.07

Аннотация. Статья посвящена истории и современному положению езидов в Ираке. Езиды смогли сохранить свою самобытность несмотря на многовековые притеснения. Огромный урон община езидов понесла 2014 г., когда район их проживания был захвачен Исламским государством.

Ключевые слова: Ирак; Курдистан; езиды; курды.

Езиды проживают в северных и северо-западных областях Ирака. Они населяют горные районы округа Синджар1 в 120 км западнее г. Мосула, а также г. Шейхан на северо-востоке округа Синджар. Также езидское население проживает в районе Таклиф, и деревнях Заху и Самиль в провинции Дахук2.

Большинство ученых считают езидов этноконфессиональной группой курдов. Вместе с тем следует отметить, что последние годы все больше езидов считают себя представителями отдельного этноса3. Езиды верят в единого Бога, но помимо него поклоняются

* Кириченко В.П., научный сотрудник Института востоковедения РАН, e-mail: black-whit@yandex.ru

© Кириченко В.П., 2021

1 Синджар (курд. Шингал) - город в районе Синджар провинции Ниневия на севере Ирака. Он расположен примерно в пяти километрах к югу от гор Синджар. Населен в основном езидами.

2 Езиды в Ираке: жизнь между кризисом и катастрофой // ИноСМИ. -2015. - 24.03. // https://inosmi.ru/world/20150324/227083872.html (дата обращения: 03.08.2021).

3 Кочои С.М., Хаснан Х.А. Геноцид езидов и перспективы борьбы с терроризмом в Ираке // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 12. С. 118.

еще семи ангелам, главным из которых является Малак-Тавус (Ангел-павлин).

Согласно преданиям езидов, когда Бог повелел ангелам преклониться перед человеком, этот ангел отказался это сделать, заявив, что он преклоняется только перед Богом и будет почитать только его. За неповиновение он был изгнан из рая и отправлен управлять адом. Спустя тысячелетия Бог простил его и поставил во главе ангелов. В этом предании просматривается влияние иудаизма и христианства. Езиды верят, что Ангел-павлин воплотился в солнце. Из-за почитания падшего ангела (провинившегося перед Богом) их часто обвиняют в поклонении сатане1. Существует два религиозных источника о культе езидов - Книга откровения и Черная книга. Религиозные предписания передаются устно из поколения в поколение религиозными главами и, по представлениям самих езидов, существуют уже более 5 тыс. лет2. Следует отметить, что стать езидом нельзя, а брак вне общины запрещен3. Свой язык они называют «эздки», он очень схож с языком «курдманд-жи» (относящимся к одному из диалектов курдского языка)4.

Со времен арабского завоевания VII в. езиды подвергаются исламизации. Радикальные мусульмане считали и до сих пор считают их «дьяволопоклонниками» и не видят в них «последователей Книги». Спасаясь от притеснений и насильственной ислами-зации, езиды бежали в горы, что ограничивало их контакты с другими этнорелигиозными группами.

Вплоть до VII в. н.э. в исторических источниках термин «езиды» не упоминается. В XII в. арабский историк Аль-Самани (ок. 1166 г.) в своей книге «Аль-Ансаб» («Родословные») утверждал, что езиды верны Язиду ибн Муавии, второму халифу Омейадов. В некоторых общинах курдских регионов это ложное утверждение все еще существует сегодня и часто используется в качестве аргумента и оправдания для грабежа и порабощения езидов. Даже в настоящее

1 Родионова М.М. О положении езидов в современном Ираке // Институт Ближнего Востока. - 2015. - 07.04. - URL: http://www.iimes.ru/?p=24139 (дата обращения: 03.08.2021).

2 Там же.

3 Yezidis // Minorityrights.org. - URL: https://minorityrights.org/minorities/yezidis/

4 Кочои С.М., Хаснан Х.А. Геноцид езидов и перспективы борьбы с терроризмом в Ираке // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 12. С. 118.

время некоторые шииты и алевиты1 считают, что езиды - это последователи Язида ибн Муавии, убившего сыновей имама Али Хасана и Хусейна, которые должны были стать преемниками Мухаммада. В Турции, где дискриминации также подвергаются алевиты, езиды долгое время отказывались от общения с представителями других религиозных сообществ. Контакт между езидами и алевитами был установлен только в последние десятилетия, в настоящее время они ведут диалог2.

Езидское общество делится на мирян и духовенство. Религиозная иерархия представляет собой священническую касту во главе с эмиром, признанным религиозным авторитетом. Большинство езидов занимаются сельским хозяйством, хотя до сих пор существуют полукочевые племена3. Особую роль для езидов играет фигура суфийского шейха Ади бин Мусафира4, жившего в XII в. Благодаря его деятельности религия езидов приняла окончательную форму, впитав в себя элементы зороастризма, иудаизма, ислама и других верований5. Его гробница находится в храме Лалеш в 13 км от г. Шейхан к северу от Мосула. Ее посещение считается обязательным для езидов, но фиксированного времени паломничества у езидов нет.

Репрессии против езидов были и в Турции, и в Ираке. Особенно они усилились при режиме партии Баас в Ираке (19682003). Режим Баас пытался арабизировать езидов, навязывая арабскую идентичность, что привело к расколу среди езидов. Те, кто принял идею об арабском происхождении езидов, последовали за Баязидом аль-Умауи, которого власти официально назначили эми-

1 Алевиты составляют самое большое религиозное меньшинство в Турции. В широком смысле они являются шиитами, но придерживаются принципиально иной интерпретации ислама. Тем самым их религиозные убеждения отличаются как от суннитского ислама, так и от верований большинства шиитов.

2 Kizilhan J.I. The Yazidi-Religion, Culture and Trauma // Advances in Anthropology. - 2017. - N 7. - P. 334.

3 Dougherty B. Historical Dictionary of Iraq. Maryland and Oxford, 2004. -P. 247-248.

4 Шейх Ади ибн Мусафир (1070-е гг. - 1162 г.) - родился в долине Бекаа на территории современного Ливана, суфийский шейх арабского происхождения. Езиды считают его воплощением Ангела-павлина.

5 Basci E. Yazidis: A community scattered in between geographies and its current immigration experience Internationa // Journal of Humanities and Cultural Studies. 2016. - Vol. 3. Issue 2. - P. 341.

ром езидов в 1980 г., другая группа осталась верна предыдущему лидеру езидов1 - Мир Тахсину-бегу2.

В 1970-е годы Мир Тахсин-бег примкнул к вооруженным формированиям, борющимся за автономию Курдистана, после чего покинул Ирак. Он находился в эмиграции до 1981 г., когда иракские власти амнистировали его, после чего он вернулся на родину. В 1992 г. при помощи США и их союзников курды получили автономию. Между Иракским Курдистаном и остальной частью Ирака фактически была установлена граница, и часть езидских районов (место расположения храма Лалеш и ряд ближайших селений) попали под контроль курдистанской администрации. В семье эмира решили, что главой езидов, оказавшихся на территории курдистанской администрации, станет Хери-бег, брат Мир Тахсин-бега, а сам Тахсин-бег останется эмиром езидов, находящихся под контролем властей Ирака, и оставит за собой контроль над Лалешем3.

В 1975 г. езиды из деревень в районе горы Синджар были насильно переселены. Кампания была проведена «в рамках модернизации образа жизни езидов». Тем не менее крестьян не обеспечили современной сельхозтехникой, а их пункты переселения не получали необходимого орошения. Им пришлось наниматься разнорабочими на соседние участки, принадлежащие арабским племенам. В конце концов, под давлением баасистов более 90% езидов изменили свою этническую принадлежность и зарегистрировались как «арабы».

По некоторым данным, правительство Баас заставляло езидов вступать в военные действия против курдов-мусульман. Правительственные документы, включенные в доклад СоттШее on human rights за 1998 г., описывают военные отряды, полностью состоявшие из езидов, участвовавшие в операции Анфаль4 в 19881989 гг., которые использовали для «преследования и нападения» на курдов-мусульман. Правительство Баас и ранее преследовало

1 Salloum S. Barriers to return for ethno-religious minorities in Iraq, 2020. - P. 18.

2 Мир Тахсин-бег (1933-2019) - потомственный эмир (мир) езидов. Он являлся главой Высшего духовного совета езидов и представлял езидов на международной арене.

3 Мосаки Н., Пирбари Д. Кончина эмира езидов и будущее езидской общины // Азия и Африка сегодня, 2019. - № 11. - С. 52.

4 Операция «Анфаль» - операция саддамовских войск против курдов, в результате которой погибло от 50 тыс. до 182 тыс. курдов.

езидов. Например, 33 члена езидской общины Мосула, арестованные в июле 1996 г., до сих пор числятся пропавшими без вести1.

Вторжение США в 2003 г. в Ирак изменило социально-политическую обстановку в стране. Арабы-сунниты потеряли привилегированное положение в политических институтах страны. Сунниты негативно восприняли то, что представители религиозных меньшинств были привлечены к работе на военных базах США или вступали в новые иракские вооруженные силы.

Американцы не смогли обеспечить безопасность Северного Ирака. Через этот регион иностранные боевики-джихадисты легко попадали в Ирак. В 2007 г. радикальные исламисты похитили и убили рабочих-езидов в Мосуле. В апреле того же года неизвестными боевиками были убиты 23 езида в курдском городе Башика2. В том же году в городах Кахтания и Джазира на севере Ирака погибло 796 мирных жителей-езидов и были ранены еще 1562 человека. В результате взрывов остались без крова более 1 тыс. езидских семей. В августе 2007 г. более 200 человек погибло в результате теракта в двух езидских селах3.

В результате после 2003 г. наблюдается рост напряженности между езидами и суннитами, о чем свидетельствуют письма и листовки, в которых езиды осуждались как «неверные». В первой половине 2008 г. в Синджаре было убито не менее пяти езидов. 7 декабря 2008 г. двое езидов были убиты в винном магазине в Мосуле. В ночь на 14 декабря 2008 г. неизвестные застрелили езидскую семью, находившуюся в своем доме в Синджаре4.

Как уже было отмечено, до 2014 г. езиды были в основном сосредоточены в районе Синджар на севере Ирака. Всего там проживало около 600 тыс. человек. 3 августа 2014 г. силы ИГ выдвинулись в

1 Yazidis // Интернет СМИ «GlobalSecurity.org». - URL: https://www.globalsecurity.org/military/world/iraq/religion-yazidi.htm (дата обращения: 27.08.2021).

2 Yazidis // Интернет СМИ «GlobalSecurity.org». - URL: https://www.globalsecurity.org/military/world/iraq/religion-yazidi.htm (дата обращения: 27.08.2021).

3 Родионова М.М. О положении езидов в современном Ираке // Институт Ближнего Востока. - 2015. - 07.04. - URL: http://www.iimes.ru/?p=24139 (дата обращения: 27.08.2021).

4 REPORT OF THE UNITED STATES COMMISSION ON RELIGIOUS FREEDOM ON IRAQ December 2008 //United States Commission on International Religious Freedom - URL: https://www.uscirf.gov/sites/default/files/resources/ iraq%20report%20final.pdf#page=20 (дата обращения: 29.08.2021).

район Синджара, в то время как пешмерга (вооруженные силы Иракского Курдистана) отступили, лишив езидов защиты. Террористическая организация оккупировала Синджар. Почти 200 тыс. езидов бежали к горе Синджар, но были быстро окружены боевиками. По итогам этой операции стало известно, что сотни езидов умерли от жары, обезвоживания, недоедания и самоубийств. В конце концов, американские, иракские, французские, австралийские и британские силы смогли сбросить гуманитарную помощь, в то время как сирийские курдские силы (УРО) открыли коридор между горой Синджар и Сирией, позволив людям бежать. Боевики ИГ похищали женщин и девочек, чтобы продать их в рабство, отправляли мальчиков в тренировочные лагеря ИГИЛ и казнили мужчин и пожилых женщин.

В районах провинции Найнава боевики Исламского государства совершали многочисленные зверства против религиозных деятелей иракских меньшинств и проводили систематическую кампанию по изгнанию и уничтожению целых религиозных об-щин1. В августе 2014 г. ООН объявила о самом высоком уровне чрезвычайной ситуации в Ираке из-за гуманитарного кризиса, вызванного наступлением Исламского государства (ИГ) на север страны. После нападения ИГ на Синджар курдские официальные лица заявили о наступлении критической ситуации в городе Ду-хук, так как туда прибыли 150 тыс. перемещенных лиц2. С момента захвата Синджара по меньшей мере 5 тыс. езидов были убиты. Было обнаружено много массовых захоронений3.

В марте 2015 г. Совет министров Ирака объявил преступления ИГ против езидов геноцидом, но во внутреннем законодательстве Ирака нет положений, касающихся военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида4.

1 UN Panel Reports on ISIS Crimes on Yezidis//Human Rights Watch. - 2016. -21.06. - URL: https://www.hrw.org/news/2016/06/21/un-panel-reports-isis-crimes-yezidis (дата обращения: 29.08.2021).

2 Iraq crisis: Where have the Yazidi refugees gone? // BBC News. - 2014. -14.08. - URL: https://www.bbc.com/news/av/world-middle-east-28796870 (дата обращения: 29.08.2021).

3 Mass Violence and Genocide by the Islamic State/Daesh in Iraq and Syria // University of Minnesota. - URL: https://cla.umn.edu/chgs/holocaust-genocide-education/resource-guides/mass-violence-and-genocide-islamic-statedaesh-iraq-and-syria (дата обращения: 29.08.2021).

4 UN Panel Reports on ISIS Crimes on Yezidis // Human Rights Watch. - 2016. -21.06. - URL: https://www.hrw.org/news/2016/06/21/un-panel-reports-isis-crimes-yezidis (дата обращения: 29.08.2021).

28 января 2019 г. скончался глава езидов всего мира Мир Тахсин-бег. За то чтобы стать новым лидером езидов, боролись несколько кандидатов. Главным претендентом был Хазем, старший сын Тахсин-бега. Его основным конкурентом стал Хазема Камиран-бег, сын Мир Хери-бега, женатый на дочери Тахсин-бега. В конце концов, при поддержке Демократической партии Курдистана Хазем был фактически назначен лидером езидов1.

Когда его провозгласили главой езидов, новый глава езид-ского сообщества Мир Хазим Тахсин-бег пообещал поддержать езидов Шингала (или Синджара), которые все еще страдают от перемещения и разрушения города, после того как Исламское государство захватило город в 2014 г.

Новый лидер также пообещал создать новый совет общины и предоставить места в нем езидам Синджара. То же касается и уже существующего Духовного совета, в котором обсуждаются теологические вопросы.

«Мы создадим совет езидов, и езиды из Синджара составят 60% его состава», - заявил новый лидер езидов. «Мы также расширим духовный совет, чтобы к нему могли присоединиться обычные люди и религиозные деятели Синджара», - добавил он2.

В октябре 2020 г. между правительством Ирака и региональным правительством Курдистана было заключено соглашение по Синджару.

В Синджаре в провинции Ниневия в прошлом были две администрации: одна назначалась Эрбилем3, а другая - Багдадом. К тому же район переполнен вооруженными силами, борющимися за усиление влияния, в том числе представителями Рабочей партии Курдистана, отрядами сопротивления Синджара, отрядами народной мобилизации, а также федеральными властями и курдскими боевиками пешмерга.

Заключенное Соглашение было расценено миссией ООН как «первый и важный шаг в правильном направлении» для района, который стал свидетелем геноцида, осуществленного Исламским государством против езидов в 2014 г. «Соглашение будет напря-

1 Мосаки Н., Пирбари Д. Кончина эмира езидов и будущее езидской общины // Азия и Африка сегодня. - 2019. - № 11. - С. 53.

2 Yezidis inaugurate new Mir Hazim, leader vows more for Shingal // Интернет СМИ «Rudaw». - 2019. - 27.07. - URL: https://www.rudaw.net/english/kurdistan/ 270720191 (дата обращения: 21.08.2021).

3 Эрбиль - столица и самый густонаселенный город Иракского Курдистана.

мую способствовать ускорению возвращения перемещенных семей в свои дома и обеспечению их стабильности в их районах», -заявил заместитель спикера иракского парламента Башир аль-Хаддад. Однако Соглашение было подвергнуто критике со стороны некоторых представителей езидского сообщества1.

Следует также отметить, что ряд иракских депутатов-шиитов выразили решительное несогласие с Соглашением. Так, депутат парламента Ирака Ахмад Канани вместе с четырьмя другими депутатами заявил после визита в этот район: «Мы против этой сделки, как и жители Шингала (Синджара. - Ред.)», - заявил Канани. «Это соглашение между Эрбилем и Багдадом закончится только смертью мальчишек из Шингала».

В соответствии с Соглашением Эрбиль - Багдад, иракское правительство должно будет создать новые вооруженные силы, набранные из местного населения, и изгнать боевиков из Рабочей партии Курдистана (РПК) и связанных с ними групп. Шиитские депутаты настаивают на том, чтобы подразделения Народных сил мобилизации2 оставались в этом районе.

В то же время духовный лидер шиитов Синджара Махмуд аль-Арааджи выразил свою поддержку сделке. По его мнению, соглашение будет способствовать тому, «чтобы вернуть в этот район мир и стабильность и люди смогли мирно возвратиться в свои дома»3.

16 августа 2021 г. премьер-министр Мустафа аль-Казыми посетил район Синджар и находящиеся там массовые захоронения езидов, убитых террористами Исламского государства в 2014 г. В ходе визита политик заявил: «Мы будем работать над созданием музея, чтобы увековечить память мучеников этого места, включая детей, женщин и отважных борцов, победивших терроризм от имени доброй воли всего мира»4.

1 Baghdad, Erbil reach security, administrative agreement on Sinjar district // Al-Monitor. - 2020. - 13.10. - URL: https://www.al-monitor.com/originals/ 2020/10/iraq-erbil-kurdistan-krg-baghdad-sinjar-nineveh-yazidis.html#ixzz74qdpYrf3 (дата обращения: 21.08.2021).

2 Народные силы мобилизации - подразделения, спонсируемым иракским государством для борьбы с ИГ. Состоят из шиитов, христиан и езидов.

3 Erbil-Baghdad Shingal agreement will end with locals dying: Iraqi MP // Интернет СМИ «Rudaw». - 2020. - 14.12. - URL: https://www.rudaw.net/english/ middleeast/iraq/141220201 (дата обращения: 21.08.2021).

4 В Ираке построят музей геноцида езидов // EA Daily. - 17.08. -https://eadaily-com.turbopages.org/eadaily.com/s/ru/news/2021/08/17/v-irake-postroyat-muzey-genocida-ezidov

* * *

На протяжении веков езиды подвергались преследованиям. Несмотря на это они сохранили свою уникальную религию и культуру. Захват террористами ИГ в 2014 г. округа Синджар, где проживают езиды, закончился катастрофой для этой общины. Остается надеяться на скорейшее восстановление инфраструктуры региона и возвращение езидских беженцев домой.

Статья предоставлена автором для публикации в бюллетене «Россия и мусульманский мир»

Куклин Н.С.*

ЭТАПЫ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИСЛАМСКОЙ ОБЩИНЫ В ИНДОНЕЗИИ: КУЛЬТУРНАЯ САМОБЫТНОСТЬ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ. (Статья вторая)**

БОГ 10/31249/пшш/2021.04.08

Аннотация. Ислам выступает важной стороной идентичности современной Индонезии, причем государственная идеология Индонезии -Панча Сила и установленные ею принципы провозглашают равенство всех официальных религий в стране. Это делает Индонезию страной с уникальными особенностями, так как, являясь практически полностью мусульманской по составу населения, Индонезия следует принципам толерантности и межконфессионального диалога, которые не позволяют той или иной религии добиться преимуществ во влиянии на общественную жизнь и политику. При этом ислам в Индонезии представлен несколькими самобытными течениями, которые в свою очередь делятся на крупные и малые. Ислам имеет широкое влияние на общество через

* Куклин Н.С., ассистент кафедры теории и истории международных отношений РУДН, эксперт Центра АСЕАН МГИМО, e-mail: kuklin_ns@pfur.ru © Куклин Н.С., 2021

** Данная статья подготовлена в рамках научного проекта (гранта) РФФИ «Аспиранты» № 20-314-90007 «История внешней политики Индонезии 19982019 гг. с точки зрения цивилизационного подхода и комплексных региональных исследований».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.