Научная статья на тему 'Ежедневная пресса Франции'

Ежедневная пресса Франции Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
451
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ежедневная пресса Франции»

ЕЖЕДНЕВНАЯ ПРЕССА ФРАНЦИИ

В 2004 г. многие французские газеты, вышедшие после освобождения Франции от фашистской оккупации, в том числе и ежедневная газета "Монд", отметили свое 60-летие, а газета французских коммунистов "Юманите" — 100-летие. Эти события послужили поводом для подведения итогов эволюции ежедневной прессы и оценки ее перспектив в условиях бурного внедрения новых технологий.

Не только в специальных юбилейных выпусках этих газет, но и в других СМИ констатировалось тяжелейшее экономическое состояние ежедневных газет, особенно национальных, издающихся в Париже. Постоянно возрастающие производственные расходы, деградация системы распространения, падение доходов от рекламы привели к значительному сокращению читательской аудитории. В 1995—2003 гг. закрылось около 4 600 пунктов продажи прессы. Франция продолжает значительно отставать в потреблении ежедневных газет: на 1000 жителей в 2003 г. приходилось 167 экз. газет (в Японии — 650, Англии — 393, Германии — 322, США — 263). С 1997 по 2003 г. читательская аудитория ежедневных национальных газет снизилась на 12%. Рост свободного времени не способствовал чтению газет, книг, увеличилось время просмотра телепрограмм и, конечно, в последние годы время, проводимое французами перед компьютерами1.

Покупка компьютеров, как и подключение к Интернету приобрели высокие темпы. Франция опередила другие страны Европы по темпам увеличения пользователей Интернетом. В конце 2004 г. 45,1% домохозяйств уже имели компьютер, а 35% были подключены к Интернету (29% в 2003 г.)2. С ноября 2003 г. по октябрь 2004 г. количество пользователей Интернетом на дому выросло во Франции на 16% (в Италии — на 15%, в Англии — на 13, в Германии — на 12%). Среди 15,4 млн пользователей на дому 10,5 млн имеют подключение к линиям высокой скорости. К концу 2004 г. количество пользователей Интернетом достигло 24 млн, что составило 46,3% населения в возрасте от 11 лет3.

В период 2001—2003 гг. доля доходов прессы от рекламы снизилась в пользу аудиовизуальных СМИ, а доля национальных ежедневных газет — с 10 до 8,1% в общих доходах прессы. Из 10,65 млрд евро, инвестированных в СМИ в январе—августе 2004 г., на прессу приходится 3,73 млрд (из них только 0,61% попадает в национальные ежедневные газеты), на телевидение — 3,55, радио — 1,76, внешнюю рекламу — 1,54, кино — 0, 07 млрд евро4. И все

1 www.medias.lemonde.fr

2 Ье Б^аго. 2005. 20 ¿апу.

3 www.mediametrie.fr

4 www.medias.lemonde.fr

это проецируется на все более широкое распространение новых носителей информации, рост аудитории Интернета и бесплатных информационных изданий.

Обострение конкуренции со стороны новых СМИ, новые угрозы в связи с появлением информационных бесплатных газет ставят перед прессой необходимость глубоких преобразований своей экономики, производства и распространения. В течение пяти лет с 1997 г. по 2002 г. закрылись 1700 пунктов продажи прессы, открылись только 600. В Париже за это же время закрылись 300 пунктов. Озабоченные такой ситуацией, издатели выдвинули идею создания специального инвестиционного фонда для модернизации системы продажи прессы.

Пресса вынуждена противостоять и наступлению бесплатных информационных газет как в Париже, так и в провинции. Две парижские газеты — "Метро" и "20 минут" — соперничают между собой за первое место по распространению. В 2004 г. "Метро" имела уже 5 выпусков для различных городов (Париж, Лион, Марсель, Лилль, Тулуза) с общим распространением 470 тыс. экз. и читательской аудиторией 1,6 млн читателей. Газета "20 минут" также имеет издания в Париже и провинции (Лилль, Лион, Марсель), распространяет 600 тыс. экз., из которых 450 тыс. расходятся в Париже и его окрестностях и имеют 1,36 млн читателей5.

В погоне за увеличением распространения парижские газеты стали продавать с субботним номером DVD, CD, книгу. Пример подала "Фигаро", предложившая 17 января за 7 евро, кроме журналов "Фигаро-магазин" и "Фигаро мадам", DVD с одним из десяти известных фильмов. За ней последовали другие издания. "Монд" в мае запустила в продажу коллекцию исторических фильмов на DVD, увеличив стоимость номера до 5 евро. В течение 2004 г., по данным Организации подтверждения распространения (OJD), продажи ежедневных национальных газет снизились всего на 0,5%. Но за этим средним показателем скрываются значительные различия между газетами.

Лучшие показатели у национальных газет группы Амори. Продажи спортивной "Экип" выросли на 8,7% и достигли 335 135 экз. (326 728 экз. в 2003 г.). Газета успешно использовала богатый спортивными событиями год, такими как Олимпийские игры в Афинах и Кубок Европы по футболу. Газета стремится с помощью приложений выйти из чисто спортивной тематики и обратиться к сюжетам общего интереса, связанным со спортом. Совместно с американской группой "Конде Наст" было выпущено приложение «Спорт и стиль "Экип"» на 140 страницах. Оно распространялось бесплатно с ежедневным номером от 23 сентября 2004 г. Была обновлена формула воскресного журнала-прило-

5 Le Monde. 2004. 19 fövr.

жения, стали выходить тематические выпуски, например "Кино и спорт", "А. Сена".

Другая национальная ежедневная газета Амори "Ожурдюи ан Франс" увеличила свое распространение на 3,2% (153 097 экз.). В то же время все больше позиционирующая себя как региональная газета Парижа и региона Иль де Франс "Паризьен" снизила распространение с 360 тыс. экз. в 2003 г. до 352 536 экз. в 2004 г. Газета имеет 10 местных выпусков. Несмотря на то что группа Амори покинула кооперативную систему распространения парижской прессы НМПП и создала свою, ей не удалось сделать ее эффективной.

Газета французских коммунистов "Юманите" отметила свое 100-летие. В феврале в "Монд" была опубликована статья «Газета "Юманите" взывает о помощи накануне своего 100-летнего юбилея». Убытки газеты в 2003 г. составили 1,7 млн евро. Газета опять вынуждена искать новых инвесторов. Напомним, что в 2001 г. было создано общество "Инвестисман Плюралисм", в которое вошли "Ашетт", ТФ1 и "Кэсс д'эпарнь" и которому принадлежит 20% капитала. Остальной капитал распределяется между ФКП — 40%, Обществом читателей "Юманите" — 20, Обществом друзей газеты — 10 и ее персоналом — 10%. Директор газеты Патрик Ярик направил президенту Шираку письмо с предложением увеличить государственную помощь газетам информации общего интереса, не имеющим больших доходов от рекламы.

В день столетия газеты 18 апреля 2004 г. ее директор Патрик Ярик дал интервью в кафе "Круасан", где был убит накануне Первой мировой войны создатель "Юманите" Жан Жорес. По случаю юбилея вышел специальный номер "Юманите". На 196 страницах, богато иллюстрированных (500 фото), опубликованы первые полосы газеты в дни важных исторических событий во Франции, Европе и мире. В номере представлена история "Юманите" от первой редакционной статьи Ж. Жореса "Наша цель" до сегодняшних дней. Кроме того, миллионным тиражом был выпущен номер на 8 полосах в первоначальном формате, он распространялся бесплатно. Директор газеты с 1974 по 1994 г. Ролан Леруа выпустил книгу «Век "Юманите"».

В последние два года падение распространения "Юманите" приостановилось. В 2004 г. оно составило 48,819 экз. (на 1,7% больше по сравнению с 2003 г.). По субботам выходит еженедельник "Юманите-эбдо", который распространяется в количестве 75 тыс. экз., из них 31 тыс. — по подписке.

Католическая газета "Круа" со времени перехода к утреннему изданию в 1999 г. улучшила экономическую ситуацию и продолжает увеличивать количество читателей. В 2004 г. ее распространение достигло 94 600 экз. (увеличение на 1,1% по сравнению с 2003 г.).

Выросли продажи экономических газет "Эко" (на 2,1%) и "Трибюн" (на 0,6%), в основном за счет новых подписчиков.

Другие газеты находятся в трудном положении. Самые значительные потери понесли качественные общественно-политические газеты: "Монд" зарегистрировала снижение распространения на 4,1% (330 768 экз.), продажи "Фигаро" упали на 3,2% (329 721 экз.)6. В 2004 г. руководство газеты "Монд" отказалось от иска к авторам книги «Скрытое лицо "Монд"» П. Пеану и Ф. Коану. С помощью назначенного в качестве посредника председателя кассационного суда Ги Каниве стороны пришли к соглашению и подготовили совместное коммюнике, которое было опубликовано в "Монд" в июне 2004 г. Будучи приверженными к свободе слова, руководство и журналисты "Монд" признают право на критику своего издания, но считают своим долгом реагировать на книгу, которая, по их мнению, издана, чтобы нанести вред газете. Они полагают, что посягательство на репутацию газеты принесло ей значительный финансовый ущерб. Со своей стороны авторы и издатели заявили, что у них не было цели скомпрометировать орган печати, который они уважают и считают необходимым для информирования общества, их целью было начать дебаты о расследовательской журналистике, отталкиваясь от методов и редакционной линии газеты.

Согласившись на мировую, стороны пошли на взаимные уступки. Авторы книги «Скрытое лицо "Монд"» П. Пеан и Ф. Коан, а также директор издательства К. Дюран отказываются от переизданий книги. Оставшаяся часть тиража может быть продана с вкладышем текста коммюнике в каждый экземпляр. Руководство газеты отзывает свой иск, но оставляет за собой право возбуждать судебный процесс против изданий, которые будут цитировать книгу, так как они считают ее несправедливой и диффамационной7. Издателям известно, как трудно выиграть процесс при обвинении в диффамации, когда нет злого умысла журналиста или писателя. "Монд" не была уверена, что выиграет процесс и получит в качестве компенсации 2 млн евро за нанесенный ущерб. Самое значительное падение распространения в розницу качественных газет Франции в 2003 г. приходится на "Монд" (—7,5% по сравнению с 2002 г.). Как отмечал журнал "Стратежи", это расплата за падение имиджа газеты в связи с выходом книги «Скрытое лицо "Монд"»8.

В конце года пост главного редактора покинул Эдви Пленель, на его место был назначен политический обозреватель Жерар Куртуа. Редакция в очередной раз сменила свой адрес, переехав на бульвар Огюста Бланки.

Но, пожалуй, самым важным событием для газеты стало намерение группы Лагардера инвестировать 35 млн евро на

9 Le Figaro. 2005. 15 mars.

7 Le Monde. 2004. 8 juin.

8 Stratégies. 2004. 12 févr.

развитие группы "Монд". Лагардер уже владеет 10% "Миди либр" филиала "Монд", эта операция позволила ему стать самым крупным внешним акционером газеты (15% капитала). Увеличила долю своего капитала в акционерном обществе "Монд" и испанская группа прессы "Приза", а также другие внешние акционеры. 2004 год группа "Монд" закончила с большим дефицитом, и ей требуются дополнительные средства, чтобы не только инвестировать разработку новой формулы, но и покрыть расходы, связанные с ростом стоимости бумаги. Режим строгой экономии, чтобы восстановить финансовое равновесие группы, издающей газету, предусматривал сокращение персонала на 200 человек.

В интервью газете "Фигаро" председатель совета директоров группы "Монд" Жан-Мари Коломбани подтвердил альянс с группой Лагардера при сохранении независимости газеты. Когда увеличение капитала группы уже было утверждено наблюдательным советом и Обществом журналистов, Коломбани в редакционной статье разъяснил сделанный выбор: "Существуют и другие пути для французской прессы: можно полностью уступить контрольный пакет одному владельцу, можно частично передать блокирующий пакет одному из акционеров. Мы выбрали сложный механизм, но он имеет, по нашему мнению, преимущество: он соответствует нашей истории, сохраняет нашу самобытность и нашу независимость"9.

В 2004 г. владельцем самого крупного пакета акций (38,87%) газеты "Либерасьон" стал представитель финансового капитала Эдуард Ротшильд, инвестировав 20 млн евро. На Общество персонала газеты приходится теперь 18,45%, что, по соглашению, сохраняет за ним блокирующий пакет. Акционерами "Либерасьон" являются также "Сопарик-Пате" (16,77%), английский инвестиционный фонд 31 (10,53%), "Коммюникасьон э партиси-пасьон" (10,06%), "Суэц коммюникасьон" (2,53%), испанская газета "Мундо" (11,01%), бельгийская "Либр Бельжик" (1,01%) и журнал "Нувель обсерватер" (0,77%)10. Назначенный в 1996 г. группой "Шаржер" (в то время основной акционер газеты) во главе редакции Эванс-Шарль Копе покинул свой пост, который, очевидно, займет близкий к Ротшильду человек.

Самое большое снижение распространения зафиксировано у "Франс-суар" — на 11,6% (62 197). В июле 2004 г. владелец газеты группа "Полиграфичи" выставил на продажу 51% капитала "Франс-суар". Издание имело убытков на 7 млн евро. Газета насчитывает 100 сотрудников, из них 60 — журналисты. В ноябре она была продана бизнесмену Реми Лакану, который собирается ее реформировать, приблизив к формуле массовой газеты сенсаций. Так бесславно встретила свое 60-летие газета, которая была

9 Ье МоМе. 2005. 22 таге.

10 Ье Б^аго. 2005. 11 ауг.

создана Пьером Лазарефф в 1944 г. и достигала в 50—60-е годы распространения более 1 млн экз.

Региональные ежедневные газеты вот уже более десятилетия постепенно теряют своих читателей (с 1996 г. продажи снизились на 666 тыс. экз.). С 1990 г. по 2003 г. распространение падало ежегодно в среднем на 1,2%, количество газет сократилось до 63 (в 1946 г. их было 175). В 2003 г. продажи составили 5,6 млн экз., читательская аудитория — 18 млн. Некоторые издания, такие как "Паризьен", "Телеграмм де Брест", "Уэст-Франс" (2,5 млн читателей), увеличили свою аудиторию. Но за последние двадцать лет только четыре из двадцати крупных региональных газет увеличили число читателей. "Ситуация в региональной ежедневной прессе тяжелая, — считает исследователь французских СМИ Ж.-М. Шарон, — так как газеты почти не берут на работу молодых журналистов, все меньше проникают на рынок пригородов крупных городов, мало привлекают женскую аудиторию"11. Сокращается и рекламный рынок. Доходы региональных газет распределяются следующим образом: продажи 40%, реклама 60%.

Торговый оборот этого сектора прессы, например, в 2002 г. сократился на 2,5%. И тем не менее ситуация в региональной печати менее тревожная, чем в прессе национальной. "Французская пресса страдает хроническим недугом, потому что она была воссоздана в 1944 г. группами, не имевшими капиталов. И мы видим сейчас, что даже крупные группы не защищены на рынке", — говорит Франсуа Тетжен, вице-президент группы "Уэст-Франс". Перед региональной прессой стоит задача завоевания читателя крупных городов своей манерой подачи информации, делая ставку на ее уникальность, так как эти газеты собирают новости с мест. В настоящее время региональные газеты выпускают вместе 400 местных изданий, использующихся для совместного распространения рекламы. Учитывая новые условия, они стремятся диверсифицировать свою деятельность, создавая региональные еженедельники, бесплатные газеты, местные радио- и телестанции.

В секторе региональной прессы во Франции доминирует наследие группы Эрсана, разделенной на две части — группу "Сокпресс", теперь контролируемую Сержем Дассо, и группу "Франс-Антий", контролируемую Филиппом Эрсаном.

Важные перемены в составе акционеров французских групп прессы вызвали опасения в связи с предстоящим переделом рынка ежедневных региональных газет: Серж Дассо заявил, что он будет избавляться от нерентабельных изданий. Каково же будущее региональных газет, входящих в группу "Сокпресс", таких как "Прогрэ" (Лион), "Дофине либере" (Гренобль), "Вуа дю Нор" (Лилль), "Пресс--осеан" (Гавр) и др.? Ив де Шезмартэн, президент "Сокпресс", заявил в марте в редакции "Прогрэ": "Кустар-

11 Ье МоМе. 2004. 5 ауг.

ное производство времен Робера Эрсана окончательно умерло. Мы приговорены к рентабельности, и Дассо не потратит ни единого су на инвестиции, которые не будут приносить прибыль"12.

Группа "Уэст-Франс", издающая в Ренне самую крупную по тиражу и распространению во Франции ежедневную газету того же названия, уже ведет переговоры с представителями Дассо о приобретении газет, выпускаемых "Сокпресс" на северо-западе Франции. Управляемая Франсуа Ютеном, семейная группа прессы, созданная вокруг основной газеты, имеет 42 местных выпуска с общим распространением около 800 тыс. экз. Группа на паритетных началах с шведской компанией "Шибстед" владеет бесплатной газетой "20 минут", распространяемой в Париже. Приобретение региональных газет бывшей группы Эрсана усилит доминирующее положение группы "Уэст-Франс" в этом регионе.

Неопределенной остается судьба лионской "Прогрэ". При торговом обороте 135 млн евро дефицит составляет около 15 млн. Газета имеет 21 выпуск с местной информацией. 3а последние десять лет ее распространение снизилось на 100 тыс. экз. и составило в 2003 г. около 250 тыс. экз., из них 80 тыс. распространяются по подписке. Основная проблема — потеря читателей в Лионе. Сказывается деградация системы распространения: двадцать лет назад в городе было 30 киосков по продаже периодической печати, сейчас осталось только семь. Это влечет и падение доходов от рекламы. Они составляют 38% от общих доходов. Газета вступила в конкурентную борьбу на рекламном рынке с бесплатными "Метро" и "20 минут", создав свое бесплатное издание "Лион плюс". Таким образом, в Лионе на 1,3 млн жителей имеются уже три бесплатные информационные газеты.

Патрон группы " Пресс-Антий" Филипп Эрсан приступил к реорганизации производства своих газет, издающихся в департаменте Верхняя Нормандия: "Авр либр", "Авр-пресс", "Пари-Норманди" и воскресной "Либерте-диманш". Общее распространение этих газет — 110 тыс. экз. Реорганизация предполагает объединение производства, а также перегруппировку кадров и административных служб. Предполагается создание общих страниц национальной и международной информации.

Таким образом, в новом информационном контексте, когда информация распространяется и потребляется непрерывно, когда появляются бесплатные носители информации, ежедневная пресса вынуждена переосмыслить как свою экономическую, так и редакционную модель, с тем чтобы соответствовать глубоким переменам во все более персонифицированной манере потребления информации.

Л. В. Шаротикова

12 Ibid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.