Научная статья на тему 'EX ANTE РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ НА ЦИФРОВЫХ РЫНКАХ'

EX ANTE РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ НА ЦИФРОВЫХ РЫНКАХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
цифровые платформы / цифровизация / цифровая экономика / антимонопольное регулирование цифровых платформ / ex post / ex ante. / digital platforms / digitalization / digital economy / antitrust regulation of digital platforms / ex post / ex ante.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Саяпин Сергей Петрович

в статье подчеркивается важность поддержания конкуренции на цифровых рынках, особенно в эпоху цифровой трансформации общества и цифровизации экономики, учитывая при этом доминирующее положение в сети крупных цифровых платформ и их способность влиять на конкуренцию на цифровых рынках и структуру рыночных отношений. Один из ключевых выводов заключается в том, что традиционные методы антимонопольного контроля (ex post) цифровых платформ могут оказаться недостаточно эффективными. Поэтому важно сочетать такие методы с предварительным контролем (ex ante) цифровых платформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF EX ANTE REGULATION OF DIGITAL PLATFORMS IN DIGITAL MARKETS

the article highlights the importance of maintaining competition in digital markets, especially in the era of digital transformation of society and digitalization of the economy, while taking into account the network dominance of large digital platforms and their ability to influence competition in digital markets and the structure of market relations. One of the key findings is that traditional antitrust (ex post) methods of digital platforms may not be sufficiently effective. It is therefore important to combine such methods with ex ante control of digital platforms.

Текст научной работы на тему «EX ANTE РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ НА ЦИФРОВЫХ РЫНКАХ»

EX ANTE РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИФРОВЫХ ПЛАТФОРМ НА

ЦИФРОВЫХ РЫНКАХ Саяпин С.П.

Саяпин Сергей Петрович - младший научный сотрудник сектора гражданского и предпринимательского права, ФГБУНИнститут государства и права Российской академии наук (ИГП РАН),

г. Москва

Аннотация: в статье подчеркивается важность поддержания конкуренции на цифровых рынках, особенно в эпоху цифровой трансформации общества и цифровизации экономики, учитывая при этом доминирующее положение в сети крупных цифровых платформ и их способность влиять на конкуренцию на цифровых рынках и структуру рыночных отношений. Один из ключевых выводов заключается в том, что традиционные методы антимонопольного контроля (ex post) цифровых платформ могут оказаться недостаточно эффективными. Поэтому важно сочетать такие методы с предварительным контролем (ex ante) цифровых платформ. Ключевые слова: цифровые платформы, цифровизация, цифровая экономика, антимонопольное регулирование цифровых платформ, ex post, ex ante.

THE IMPORTANCE OF EX ANTE REGULATION OF DIGITAL PLATFORMS IN

DIGITAL MARKETS Sayapin S.P.

Sayapin Sergey Petrovich - is a junior researcher of the sector of civil and business law, INSTITUTE OF STATE AND LAW OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES (ISL RAS),

MOSCOW

Abtract: the article highlights the importance of maintaining competition in digital markets, especially in the era of digital transformation of society and digitalization of the economy, while taking into account the network dominance of large digital platforms and their ability to influence competition in digital markets and the structure of market relations. One of the key findings is that traditional antitrust (ex post) methods of digital platforms may not be sufficiently effective. It is therefore important to combine such methods with ex ante control of digital platforms. Keywords: digital platforms, digitalization, digital economy, antitrust regulation of digital platforms, ex post, ex ante.

УДК 347

Цифровые платформы приобрели особую роль в структуре современной экономики, предоставив участникам рынка новые пути и возможности для взаимодействия. Вместе с тем, пробелы в законодательстве (в том числе и антимонопольном) и недостаточная проработанность общих подходов к правовому регулированию деятельности цифровых платформ может приводить (и, как правило, уже приводит) к антиконкурентным действиям платформ на цифровых рынках и нарушению прав и законных интересов потребителей товаров и услуг и иных экономических агентов. Появление крупных платформ, обладающих значительной рыночной властью, привлекает пристальное внимание антимонопольных органов, как в России, так и за рубежом. Такие крупные цифровые платформы, как правило, сочетают в себе ключевые аспекты и являются основными площадками экономической деятельности в информационно-телекоммуникационной сети. В целом, антимонопольные органы многих государств сталкиваются с серьезными вызовами при регулировании цифровых рынков и цифровых платформ. Отмечается необходимость разработки новых инструментов, поскольку традиционные в контексте цифровых рынков показывают свою недостаточную неэффективность.

Цифровые платформы обладают определенными особенностями (приведенный перечень еще в большой степени характерен в отношении крупных цифровых платформ):

• Изменяют баланс и структуру трансакционных издержек. Как правило, цифровые платформы снижают трансакционные издержки на поиск и обработку информации, издержки ведения переговоров, издержки заключения контракта. Однако могут повышать издержки мониторинга и предупреждения оппортунистического поведения, издержки спецификации и защиты прав собственности;

• Извлекают пользу от экономии на масштабе. Стоимость производства товара или оказания услуги на единицу при укрупнении цифровой платформы падает. Таким образом, с момента начала своей деятельности цифровые платформы могут расти быстрыми темпами, расширяясь в рамках сети при минимальных затратах, тем самым реализуя экономию на масштабе;

• Оперируют большими объемами данных. Внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения значительным образом повысили позиции крупных технологических компаний, владеющих крупными цифровыми платформами. Собирая и анализируя большие объемы данных, крупные цифровые платформы могут в значительной степени повысить качество своих продуктов и услуг, тем самым, получив значительные преимущества при быстром расширении своей деятельности в сети «Интернет»;

• Порождают перекрестные сетевые эффекты. Ценность платформы, как правило, увеличивается при увеличении общего количества участников со всех сторон многостороннего рынка цифровой платформы.

Вышеперечисленные особенности цифровых платформ сочетаются таким образом, что во многих случаях усиливается конкуренция за вход на цифровой рынок и снижается конкуренция внутри такого цифрового рынка. Сильные сетевые эффекты в сочетании с эффектом от экономии на масштабе резко увеличивают преимущество первого участника и уменьшают выгоду от выхода на цифровой рынок второго и последующих участников. Первая цифровая платформа имеет возможность быстро увеличивать количество своих пользователей, учитывая при этом, что на цифровых рынках обычно высоки издержки входа, а конкуренция сводится к тому, какая именно организация выйдет на рынок первой. После того как организация закрепилась на цифровом рынке, второй и последующим организациями намного сложнее выйти на рынок и составить конкуренцию.

С одной стороны, это означает, что у других организаций появляется больше стимулов к инновациям и инвестициям в новые технологии. С другой стороны, снижаются стимулы к инвестированию в рынки, где уже функционирует доминирующая цифровая платформа.

Такая доминирующая цифровая платформа может достигать уровня т.н. «суперплатформы». Суперплатформы приобретают такой масштаб, который позволяет им расширять свою деятельность на несколько цифровых рынков одновременно. Оперируя данными, полученными на одном рынке, и пользуясь преимуществами своего масштаба, они могут распространить свою власть на новые рынки. При этом, такое расширение может быть, как вертикальным, так и горизонтальным. Благодаря такому расширению крупные платформы приобретают значительную рыночную власть, что может иметь негативные последствия для конкуренции.

Таким образом, основная задача антимонопольных органов и регуляторов на современном этапе состоит в том, чтобы доработать действующие и разработать новые подходы и инструменты регулирования деятельности цифровых платформ на цифровых рынках. Одним из таких подходов может стать более глубокая разработка методов регулирования ex ante (именно подход ex ante сейчас начинает активно использоваться на территории Европейского союза в связи с принятием Регламента DMA - Digital Markets Act). Ключевые вопросы здесь могут сводиться, как минимум, к следующим:

• необходимо определить объект регулирования - регулировать деятельность определенных (например, крупных) цифровых платформ, и тогда заранее зафиксировать критерии и методику признания цифровой платформы крупной, либо осуществлять регулирование не строго определенных цифровых платформ, а в отношении определенных товаров или услуг, либо использовать и тот и другой подход одновременно;

• необходимо определить перечень требований с учетом специфики цифровых рынков и деятельности в рамках информационно-телекоммуникационных сетей;

• необходимо определить меры ответственности в случае выявления антиконкурентных действий. Будет ли это закрытый или открытый перечень.

Список литературы /References

1. Истомин В.Г. Основные направления развития зарубежного антимонопольного законодательства в условиях цифровизации экономических отношений // Экономико-правовые проблемы обеспечения экономической безопасности. Материалы V Международной научно-практической конференции. Отв. за выпуск: И.А. Антипин, Г.З. Мансуров. Екатеринбург, 2022. C. 104-109.

2. Маркова В.Д. Бизнес-модели компаний на базе платформ // Вопросы экономики. 2018. № 10. С. 127-135.

3. Яблонский С.А. Многосторонние платформы и рынки: основные подходы, концепции и практики // Российский журнал менеджмента. 2013. Т.11. №. 4. С. 57-78.

4. Armstrong M. Competition in two-sided markets // The RAND journal of economics. 2006. Vol. 37. № 3. pp. 668691.

5. Bamberger K.A., Lobel O. Platform market power // Berkeley Technology Law Journal. 2017. Vol. 32. № 3. pp. 1051-1092.

6. Hagiu A., Wright J. Multi-sided platforms // International Journal of Industrial Organization. 2015. № 43. pp. 162174.

7. Rochet J.C., Tirole J. Platform competition in two-sided markets // Journal of the European Economic Association. 2003. № 4. pp. 990-1029.

8. Rochet J.C., Tirole J. Two-sided markets: a progress report // The RAND Journal of Economics. 2006. Vol. 37. №. 3. pp. 645-667.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.