Научная статья на тему 'Эвтаназия как объект статистического исследования'

Эвтаназия как объект статистического исследования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2340
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГУЭУ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭВТАНАЗИЯ / EUTHANASIA / СТАТИСТИКА ЭВТАНАЗИИ / STATISTICS OF EUTHANASIA / ПАРАМЕТРЫ ЭВТАНАЗИИ / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ ЭВТАНАЗИИ / PARAMETERS OF EUTHANASIA / EXTENT OF EUTHANASIA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карманов Михаил Владимирович, Махова Ольга Анатольевна

Сегодня эвтаназия является одной из самых спорных и по сей день нерешенных медико-деонтологических, нравственно-религиозных, морально-правовых, социально-философских проблем, приковывающих внимание отечественной и мировой науки. В этой связи в статье проанализированы разнообразные точки зрения на такой многогранный объект исследования, как эвтаназия, выявлены ее особенности, определена необходимость прикладных статистических исследований в данной области. Выявлены обстоятельства, превращающие статистическую оценку масштабов, распространенности, результативности и иных параметров эвтаназии на современном этапе в серьезную научно-практическую проблему, не имеющую единственного и всеми признанного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUTHANASIA AS TARGE T OF STATISTICAL STUDY

Euthanasia is one of the controversial and still unsolved medical-deontological, ethicreligious, moral-legal, social-philosophical issues, attracting attention of national and international science today. In this regard the article analyzes various points of view on such complicated target of study as euthanasia; its features are revealed and the need for applied statistical studies in this field is defined. The circumstances, transforming statistical evaluation of the scale, extent, efficiency and other parameters of euthanasia at the present stage into a serious research and practice issue without the only one and universally recognized solution, are revealed.

Текст научной работы на тему «Эвтаназия как объект статистического исследования»

УДК 311

ЭВТАНАЗИЯ КАК ОБЪЕКТ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

М.В. Карманов, О.А. Махова

Российский экономический университет им. ГВ. Плеханова E-mail: Karmanov.MV@rea.ru, Makhova.OA@rea.ru

Сегодня эвтаназия является одной из самых спорных и по сей день нерешенных медико-деонтологических, нравственно-религиозных, морально-правовых, социально-философских проблем, приковывающих внимание отечественной и мировой науки. В этой связи в статье проанализированы разнообразные точки зрения на такой многогранный объект исследования, как эвтаназия, выявлены ее особенности, определена необходимость прикладных статистических исследований в данной области. Выявлены обстоятельства, превращающие статистическую оценку масштабов, распространенности, результативности и иных параметров эвтаназии на современном этапе в серьезную научно-практическую проблему, не имеющую единственного и всеми признанного решения.

Ключевые слова: эвтаназия, статистика эвтаназии, параметры эвтаназии, распространенность эвтаназии.

EUTHANASIA AS TARGET OF STATISTICAL STUDY

M.V. Karmanov, O.A. Mahova

Plekhanov Russian University of Economics E-mail: Karmanov.MV@rea.ru, Makhova.OA@rea.ru

Euthanasia is one of the controversial and still unsolved medical-deontological, ethic-religious, moral-legal, social-philosophical issues, attracting attention of national and international science today. In this regard the article analyzes various points of view on such complicated target of study as euthanasia; its features are revealed and the need for applied statistical studies in this field is defined. The circumstances, transforming statistical evaluation of the scale, extent, efficiency and other parameters of euthanasia at the present stage into a serious research and practice issue without the only one and universally recognized solution, are revealed.

Keywords: euthanasia, statistics of euthanasia, parameters of euthanasia, extent of euthanasia.

В последнее время все чаще и чаще приходится встречаться с противоречивыми мнениями, касающимися эвтаназии, как своеобразного и достаточно специфического явления общественной жизни [7]. Одна часть общества придерживается той позиции, что любая помощь человеку, связанная с сознательным и добровольным уходом из жизни, является противоестественным событием, попирающим устои добропорядочности, нравственности и т.п. Другая часть общества полагает, что любое осознанное медицинское прекращение жизни представляет собой нормальную процедуру и служит признаком демократии, сострадания, толерантности и т.п.

В этой связи объективно приходится говорить о том, что любые столкновения общественных мнений в области эвтаназии среди прочих причин

© Карманов М.В., Махова О.А., 2017

вызваны еще и недостаточной изученностью рассматриваемой проблемы, неадекватной оценкой ее количественных масштабов и распространенности в современном обществе. В результате достаточно сложно ответить на вопрос, что такое эвтаназия - благо или зло? Попытка высказать свое мнение в данном контексте во многом зависит от того, а удавалось ли обладателю той или иной позиции сталкиваться лично или опосредованно с ситуацией, когда реально рассматривалась возможность осознанного прекращения жизни вследствие невозможности переносить муки, связанные с продолжением земного существования.

Невозможность стыковки противоположных подходов к эвтаназии во многом предопределяется тем обстоятельством, что каждый человек по-своему трактует жизнь и отношение к жизни как к явлению бытия. Если в силу отсутствия личного опыта, затрагивающего серьезные боли и страдания из-за того или иного заболевания, или «чрезмерную» набожность (только бог вправе решать жить человеку или умирать) один человек считает эвтаназию серьезным грехом, то другой член общества вполне может полагать, что это достаточно разумный и оправданный выход из сложной жизненной ситуации, которая встречалась далеко не у всех граждан, а поэтому вряд ли все они могут иметь об этом точное представление. Кроме того, современная статистика эвтаназии находится на том уровне развития, что пока не до конца способна:

а) адекватно и достоверно охарактеризовать абсолютные и относительные масштабы и роль эвтаназии в современном обществе;

б) грамотно проинформировать членов общества о фактическом положении дел в сфере эвтаназии.

Оба указанных обстоятельства говорят о насущной необходимости развития и совершенствования статистики эвтаназии как весьма резонансного направления прикладных социальных исследований.

Принято считать, что с исторической точки зрения термин «эвтаназия» впервые был введен в обращение Ф. Бэконом в XVI в. Целью использования подобной дефиниции явилось определение так называемой «легкой смерти».

В настоящее время можно встретить несколько подходов к определению эвтаназии, которые, скорее всего, тесно взаимосвязаны между собой, но делают упор на различные грани рассматриваемого общественного явления. Если верить Краткому оксфордскому словарю, то среди возможных вариантов идентификации эвтаназии находятся [9]:

1) спокойная и легкая смерть;

2) средства для достижения спокойной и легкой смерти;

3) действия по достижению спокойной и легкой смерти.

С позиций медицины и некоторых других наук совершенно очевидно, что все три указанных выше подхода взаимосвязаны и переплетаются между собой (ведь спокойная и легкая смерть, особенно для тяжело больных людей, на практике достигается за счет вполне определенных средств, которые приводятся в действие). Однако в контексте статистики подобные разночтения вряд ли допустимы, потому что они не позволяют однозначно и четко установить объект наблюдения и учета.

В целях конкретизации объекта исследования отдельно стоит сказать о том, что эвтаназией также нередко называют и усыпление животных (больных особей по желанию хозяев; особей, используемых для лабораторных опытов; бродячих и др.). Однако в рамках данной конкретной статьи речь будет идти исключительно о людях.

Если полагаться на Философский энциклопедический словарь, то под эвтаназией (от греческих слов: еи - хорошо и thanatos - смерть) понимается «помощь при смерти, искусство врача облегчить умирающему смерть или ускорить смерть, чтобы избавить умирающего от мук» [10]. Казалось бы, достаточно понятное определение на практике может вызывать целый ряд разночтений, вызванных существованием разнообразных форм эвтаназии.

С теоретической точки зрения наиболее часто выделяются две основные разновидности эвтаназии:

- пассивная, ориентированная на преднамеренное прекращение лечения (медикаментозно поддерживаемой терапии) больного человека;

- активная, ориентированная на введение умирающему человеку медицинских препаратов (либо иные действия), которые способствуют быстрой и безболезненной (насколько это вообще возможно) смерти.

При этом отдельные авторы идут еще дальше и выделяют более подробные виды эвтаназии. Например, А.А. Андреева и В.В. Приходько отмечают, что «различают такие формы активной эвтаназии, как 1) убийство (умерщвление) из сострадания (когда жизнь, являющаяся мучением для больного, прерывается другим человеком, например, врачом, даже без согласия пациента); 2) добровольная активная эвтаназия и 3) самоубийство при помощи врача. Во втором и третьем случаях определяющим является согласие (или даже требование) самого больного. Во втором случае сам врач по просьбе больного делает ему летальную инъекцию, в третьем же случае врач передает в руки больного средство, позволяющее последнему покончить с собой» [2].

Подобный подход, видимо, может быть распространен и на пассивную эвтаназию, потому что она также может быть реализована по-разному: с согласия и без согласия больного человека, который осознал или не осознал бессмысленность продолжения лечения.

Разнообразие возможных подходов к идентификации эвтаназии как самостоятельного объекта статистического исследования может быть дополнено существованием неоднозначных точек зрения на характер рассматриваемого явления и его роль в современном обществе. Попросту говоря, и в литературе и в средствах массовой информации до сих пор не сложилось единого мнения по поводу положительного или отрицательного характера эвтаназии. Общество пока не в состоянии четко и определенно ответить на вопрос - обеспечение человеку относительно более легкой смерти служит благом или злом?

В этом контексте достаточно часто можно встретить ссылки на позицию А.А. Гусейнова и РГ Апресяна, которые в общем виде сводят аргументы «за» и «против» эвтаназии к следующим моментам [4]:

- позитив: жизнь - это благо, когда удовольствия превалируют над страданиями; жизнь - это благо, пока она имеет человеческую форму и несет радость, а не страдания; сохранение жизни на стадии умирания, особенно

болезненного и страдальческого, не может быть благом, так как требует серьезных материальных, технических, финансовых, эмоциональных затрат и т.п.;

- негатив: жизнь как высшее благо не должна прекращаться по желанию или нежеланию человека; выбор между жизнью и смертью носит неправомерный характер; не может существовать нравственного оправдания любому прекращению жизни и т.п.

В общем виде смысл представленных аргументов сводится к тому, что эвтаназия позитивна в том отношении, что позволяет облегчить мучения умирающему человеку и его родственникам, а негативна, так как содержит элементы прагматизма, связанного с прекращением жизни без божественной воли или естественного хода событий.

Сюда же добавляется и тот факт, что до настоящего времени различные страны мира по-разному продвинулись в направлениях фактического признания и практического применения эвтаназии. Своеобразным пионером в области легализации эвтаназии выступили Нидерланды. В этой стране еще в 1984 г. Верховный суд страны принял решение о признании приемлемости и правомочности добровольной эвтаназии. Однако прошел определенный период времени, прежде чем в 2002 г. эвтаназия стала носить легальный характер. Далее на указанный путь вступила Бельгия, которая пошла еще дальше, узаконив в 2014 г. эвтаназию детей. В США закон о помощи в осуществлении самоубийства с рядом ограничений был принят в 1994 г. в штате Орегон. Однако далеко не все штаты приняли это обстоятельство как руководство к действию. В настоящее время эвтаназия в тех или иных формах разрешена только в пяти штатах. Одновременно целый ряд государств двинулись в ином направлении, заняв по отношению к эвтаназии противоположную позицию. Так, сейчас помощь в уходе из жизни запрещена в Азербайджане, Казахстане, Канаде, России. То есть как с позитивными и негативными аргументами по поводу эвтаназии страны мира образовали несколько кластеров - от полного признания, через признание с определенными ограничениями до полного запрета.

Выявленные разночтения вносят определенный и весьма существенный диссонанс в процесс организации и проведения статистических исследований, касающихся оценки масштабов, распространенности, результативности и иных параметров эвтаназии в современном обществе.

Прежде всего, с точки зрения статистического учета возникают три равновозможных варианта:

1) полный запрет на эвтаназию, означающий, что для статистики в легальном поле подобного общественного явления не существует, а его регистрация, измерение и последующий анализ возможны только в плане нелегальной деятельности;

2) частичный запрет на эвтаназию, подразумевающий, что для статистики существуют разновидности данного явления, которые можно и нужно регистрировать, а есть разновидности, которые запрещены, но опять-таки могут существовать нелегально;

3) полная свобода эвтаназии, приводящая к тому, что рассматриваемое явление существует, официально разрешено, а поэтому в полном объеме может оказаться в рамках статистических измерений.

Существование подобных разночтений приводит к тому, что изначально все государства, как минимум, придется подразделять на три различные группы, сравнительный статистический анализ между которыми заведомо будет носить ограниченный характер или вообще затруднен. В таких условиях проведение любых прикладных статистических исследований эвтаназии, особенно касательно распространенности этого явления, предвещает множество методологических и практических проблем. В совокупности, скорее всего, они не позволят дать более или менее однозначный ответ на вопрос о месте и роли эвтаназии в современном обществе [3].

Особо стоит отметить, что выявленная несопоставимость юридических условий существования эвтаназии, порождает проблему применимости тех или иных статистических показателей для количественной оценки ее параметров. В этом отношении резко возрастают требования к отбору отдельных индикаторов для построения системы показателей статистики эвтаназии.

Если обратиться к практике, то можно выйти на практическое применение следующих основных показателей, так или иначе связанных с количественной характеристикой распространенности эвтаназии в современном обществе [8]:

1) численность лиц, воспользовавшихся эвтаназией;

2) темп роста случаев эвтаназии;

3) удельный вес лиц, воспользовавшихся эвтаназией, в возрасте младше 35 лет;

4) удельный вес лиц, воспользовавшихся эвтаназией, в возрасте 55 лет и старше;

5) удельный вес лиц, воспользовавшихся эвтаназией по причинам принятия подобного решения (онкологические заболевания, нейродегенера-тивные заболевания, сердечно-сосудистые заболевания, депрессивное состояние и т.п.);

6) число случаев эвтаназии в расчете на 1000 смертей и др.

Логика приведенной выше конструкции сводится к следующим аргументам. Численность лиц, воспользовавшихся эвтаназией, позволяет получить самое первое представление об абсолютных масштабах легкой смерти. Этот индикатор обязательно должен дополняться темпом роста случаев эвтаназии, чтобы отразить скорость распространения рассматриваемого общественного явления. Удельные веса лиц, воспользовавшихся эвтаназией в возрасте младше 35 лет и в возрасте 55 лет и старше, делают упор на раскрытие возрастных особенностей эвтаназии. Они дополняются структурой случаев эвтаназии в зависимости от самых различных причин принятия решения. Это позволяет выявить доминирующие мотивы эвтаназии в современном обществе. И, наконец, число случаев эвтаназии в расчете на 1000 смертей, которое уже свидетельствует не об абсолютных, а об относительных масштабах рассматриваемого явления.

С нашей точки зрения, представленная схема расположения показателей эвтаназии представляется логичной и последовательной, так как позволяет перейти от масштабов изучаемого общественного явления к его структуре, скорости и итогам развития. Однако вместе с этим нельзя не обратить внимания на недостаточно глубокую степень детализации используемых индикаторов, которые разрешают выйти лишь на общую статистическую характеристику параметров эвтаназии.

ч.

РАЗДЕЛ № 1. Показатели масштабов эвтаназии

РАЗДЕЛ № 2. Показатели структуры эвтаназии

РАЗДЕЛ № 3. Показатели последствий эвтаназии

Структура системы показателей статистики эвтаназии

Чтобы выйти из этой ситуации требуется более четко вычленить важнейшие разделы системы показателей статистики эвтаназии, а также более детально остановиться на практическом наполнении каждого из них. В этом аспекте можно предложить следующий вариант (см. рисунок).

Если конкретно рассматривать возможное наполнение каждого из разделов, перечисленных на рисунке, то можно остановиться на таком перечне:

Раздел № 1:

- численность лиц, лично пожелавших воспользоваться эвтаназией;

- число случаев пожеланий эвтаназии со стороны родственников и близких;

- численность лиц, фактически воспользовавшихся эвтаназией;

- число случаев эвтаназии в расчете на 1000 человек населения;

- число случаев эвтаназии в расчете на 1000 человек в возрасте 18 лет и старше и др.

Раздел № 2:

- удельный вес лиц, лично пожелавших воспользоваться эвтаназией;

- удельный вес лиц, подвергшихся эвтаназии по желанию родственников и близких;

- структура случаев эвтаназии в зависимости от места жительства больных людей (городская и сельская местность, субъекты страны и т.п.);

- структура лиц, подвергшихся эвтаназии, в зависимости от пола, возраста, брачного состояния и т.п.;

- структура лиц, подвергшихся эвтаназии, в зависимости от причины принятия подобного решения (виды болезней, депрессия, инвалидность и т.п.) и др.

Раздел № 3:

- темпы роста и прироста общего числа случаев эвтаназии;

- темпы роста и прироста случаев эвтаназии по их видам (месту жительства, полу, возрасту, брачному состоянию, заболеваниям и т.п.);

- число случаев эвтаназии в расчете на 1000 смертей;

- число случаев эвтаназии в расчете на 1000 смертей жителей, находящихся в возрасте 18 лет и старше;

- число случаев эвтаназии в расчете на 1000 человек, страдающих заболеваниями, сопровождающимися серьезными физическими и моральными страданиями и др.

Комплексное применение показателей, отражающих различные стороны исследуемого общественного явления, позволяет выйти на детальную характеристику места и эвтаназии в современном обществе.

В заключение следует отметить, что коль уж еще не сложилось однозначного отношения к облегченной смерти, а достаточно широкий круг стран вообще запретили ее законодательно, то не стоит строить иллюзий по поводу совершенства статистики эвтаназии. Данная отрасль прикладных статистических исследований явно находится в стадии формирования и становления, а поэтому пока не в состоянии при помощи цифр четко и однозначно ответить на вопрос о надобности или ненадобности оказания помощи по добровольному уходу из жизни для серьезно больных людей.

Литература

1. Акопов В.И. Этические, правовые и медицинские проблемы эвтаназии // Медицинское право и этика. 2GGG. № 1. C. 47-55.

2. Андреева А.А., Приходько В.В. Проблема эвтаназии в современном обществе. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2G12. Вып. № 11. Т. 2. С. 861-863.

3. Ардашева Н.А. Эвтаназия как метод искусственного прерывания жизни: правовые условия // Российский юридический журнал. 1996. № 1. С. 71-8G.

4. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Эвтаназия // Этика. М.: Гардарики, 2GGG. С. 425-433.

5. Дмитриев Ю.А., Шленева Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2GGG. № 11. С. 52-59.

6. КарпЛ.Л., Потапчук Т.Б. Проблема эвтаназии: «за» и «против» // Социологические исследования. 2GG4. № 2. С. 137

7. Фут Ф. Эвтаназия // Философские науки. 199G. № 6. С. 63-8G.

8. Популярность эвтаназии растет с каждым годом. Интернет-журнал «Вопросы

0 финансах и законах» - ecobyt.ru. URL: http://www.ecobyt.ru/news/9l3/ (дата обращения: G3.G6.2G17).

9. Эвтаназия. Википедия - свободная энциклопедия. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Эвтаназия (дата обращения: 17G5.2G17).

1G. Эвтаназия. Философский энциклопедический словарь. URL: http://dic.academic. ru/dic.nsf/enc_philosophy/3742/%DG%AD%DG%92%DG%A2%DG%9G%DG%9D %DG%9G%DG%97%DG%98%DG%AF (дата обращения: 17.G5.2G17).

Bibliography

1. Akopov V.I. Jeticheskie, pravovye i medicinskie problemy jevtanazii // Medicinskoe pravo i jetika. 2GGG. № 1. P 47-55.

2. Andreeva A.A., Prihod'ko VV. Problema jevtanazii v sovremennom obshhestve. Bjulleten' medicinskih internet-konferencij. 2G12. Vyp. № 11. T. 2. P 861-863.

3. Ardasheva N.A. Jevtanazija kak metod iskusstvennogo preryvanija zhizni: pravovye uslovija // Rossijskij juridicheskij zhurnal. 1996. № 1. P 71-8G.

4. GusejnovA.A., Apresjan R.G. Jevtanazija // Jetika. M.: Gardariki, 2GGG. P 425-433.

5. Dmitriev Ju.A., Shleneva E.V. Pravo cheloveka v Rossijskoj Federacii na osushhestv-lenie jevtanazii // Gosudarstvo i pravo. 2GGG. № 11. P 52-59.

6. Karp L.L., Potapchuk T.B. Problema jevtanazii: «za» i «protiv» // Sociologicheskie issledovanija. 2GG4. № 2. P 137

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Fut F. Jevtanazija // Filosofskie nauki. 199G. № 6. P 63-8G.

8. Populjarnost' jevtanazii rastet s kazhdym godom. Internet-zhurnal « Voprosy o finansah

1 zakonah» - ecobyt.ru. URL: http://www.ecobyt.ru/news/9l3/ (data obrashhenija: G3.G6.2G17).

9. Jevtanazija. Vikipedija - svobodnaja jenciklopedija. URL: https://ru.wikipedia.org/ wiki/Jevtanazija (data obrashhenija: 17G5.2G17).

1G. Jevtanazija. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar>. URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/enc_philosophy/3742/%DG%AD%DG%92%DG%A2%DG%9G%DG%9D%DG %9G%DG%97%DG%98%DG%AF (data obrashhenija: 17G5.2G17).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.