Научная статья на тему 'ЭВТАНАЗИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СМЕРТЬ '

ЭВТАНАЗИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СМЕРТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
377
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭВТАНАЗИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СМЕРТЬ »

Вестник медицинского института «РЕАВИЗ». 2022. № 2

Приложение

ЭВТАНАЗИЯ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА НА СМЕРТЬ

Демир Я.

Московский медицинский университет «Реавиз», Москва, Россия Научный руководитель: Запариванный Р.И. (канд. ист. наук)

Цель работы: продемонстрировать различные взгляды на эвтаназию как форму реализации права человека на смерть.

Методы: сравнительный, сравнительно-правовой, логико-юридический и метод юридического анализа.

Эвтаназия - это лишение человека жизни как способ прекратить его страдания от старости или болезни. Достижения современной медицины в области реаниматологии изменили отношение к смерти как мгновенному явлению, и разрушению отдельных частей организма. Право на смерть известно с глубокой древности. Некоторые первобытные племена имели обычай, согласно которому старики, ставшие обузой для семейства, выбирали смерть, уходя из племени. Прежде всего это было обусловлено борьбой за выживание в которой каждому члену общества приходилось в связи со сложными условиями жизни выносить огромные физические нагрузки, добывая пропитание и борясь за жизнь. Самостоятельный уход из жизни поощрялся в Спарте, Древней Греции, допускался в Древнем Риме, но уже осуждался в эпоху средневековья. Изменению отношения способствовало большое количество эпидемий, которые сказывались на увеличении смертности трудоспособного населения, а также в связи с распространением отношения к жизни, как к дару, данному Богом, во всех направлениях религии.

В современном мире в большинстве стран Европы и СНГ медицинское прерывание жизни -запрещено. Среди благосклонно настроенных стран:

США: Практикуется на территории 5 штатов. При этом больной должен самостоятельно ввести себе препарат, находясь в здравом рассудке. Швейцария: С 1942 года неизлечимым пациентам разрешено самостоятельно принимать смертельные дозы лекарственных препаратов. Нидерланды и Бельгия: Законную силу получила в 2002 году. Для ее проведения необходимо трижды подтвердить свое решение. Швеция: Разрешена с 2010 года. Человек, подключенный к системам жизнеобеспечения имеет право просить отключить его от аппаратов. К аргументам в пользу процедуры относят следующие: Право человека самостоятельно решать свою судьбу. Право не обременять своих близких. Эвтаназия позволяет закончить невыносимые страдания и физическую боль.

В Беларуси и Казахстане эвтаназия запрещена. Кроме того, согласно 31 статье закона «О здравоохранении» уголовно наказуемо участие в процедуре и склонение к принятию такого решения. Отказаться от оказания медицинской помощи и не принимать лекарственные препараты официально может любой пациент.

В России эвтаназия запрещена в соответствии со статьей 45 Федерального закона, N. 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: «Медицинским работникам запрещается эвтаназия, то есть ускорение смерти пациента от любых действий (бездействия) или средств, а также применение искусственных мер по сохранению жизни пациента».

На вопрос о запрете эвтаназии в России невозможно ответить точно и однозначно. Есть несколько причин: Эвтаназия - это покушение на человеческую жизнь. Возможность ошибки врача, который поставил неутешительный диагноз, или назначил неправильное лечение. Возможность в будущем получить новые методы лечения и лекарства, которые будут способны помочь пациенту. Наличие эффективных средств от боли. Риск противоправных действий со стороны персонала -злоупотребление своим положением. Эвтаназия может стать способом убийства, путем подкупа медперсонала, и противоречит клятве Гиппократа - врач не должен показывать пути достижения смертельного исхода и давать смертельные препараты. Тяжелобольные люди часто подвержены

Биомедицинская этика, история медицины, лингвистика в медицине

затяжным депрессиям и общественному давлению. С точки зрения религиозного мировоззрения эвтаназия считается убийством.

В России большое внимание уделяется развитию паллиативной медицинской помощи, которая способствует эффективному и своевременному избавлению от боли и облечению других тяжёлых проявлений заболевания, улучшает качество жизни неизлечимо больных лиц до момента их смерти. Паллиативная помощь оказывается многопланово-это профессиональный сестринский уход на дому и в стационаре, психологическая и духовная поддержка пациента и его близких, социальная помощь, юридические консультации. Данный способ безусловно гораздо лучшая альтернатива эвтаназии, так как действительно является гуманным способом избавления больных людей от страданий.

Легализация эвтаназии до сих пор вызывает сомнения, подстрекая массу обсуждений, осуждений и критики. Однозначного отношения к эвтаназии в мировом обществе нет. При обсуждении встают вопросы этики, выставляются уязвимость и слабость законодательной системы. Процесс искусственного прерывания жизни в разные времена общество принимало или отвергало. Развитие медицины даёт возможность продления человеческой жизни и излечения многих болезней.

Выводы. На основе изученного материала можно сделать вывод о том, что в некоторых странах гражданами поддерживается отношение к эвтаназии, как к форме реализации права человека на смерть, однако в большинстве стран данный способ ухода из жизни не поддерживается гражданами и соответственно не легализуется государствами. Данная позиция на мой взгляд способствует развитию общества в целом помогая прогрессу, развитию медицины, привитию в обществе отношения к жизни людей, как к бесценному дару. Это безусловно позволяет сохранять ценности общества, приобретённые за многие столетия и двигаться, развиваясь в цивилизованном направлении.

• И.В. Силуянова, Биоэтика в России: ценность и законы;

• Антоний Сурожский, статья по теме «Эвтаназия»;

• Лекция по теме «Эвтаназия: легко ли «легко умирать» М.С. Першин, ст. преподователь кафедры биомедицинской этики РГМУ;

• Риффель А.В., Избранные вопросы социальной геронтологи: правовой и медицинской аспекты, Москва, 2009;

• Рыбин, В. А. Эвтаназия. Медицина. Культура. Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте / В.А. Рыбин. М.: Либроком, 2009;

• Рыбин, В.А. Эвтаназия. Медицина. Культура. Философские основания современного социокультурного кризиса в медико-антропологическом аспекте / В.А. Рыбин. Л.: , 2014;

• Рыбин, Владимир Проблема эвтаназии: моногр. / Владимир Рыбин. - М.: U\P Lambert Academic Publishing, 2011;

• Скоренко, Тим Законы прикладной эвтаназии / Тим Скоренко. М.: Снежный Ком, 2011;

• Стекольников, Анатолий Александрович Общая анестезия и эвтаназия в ветеринарии. Учебное пособие. Гриф УМО МО РФ / Стекольников Анатолий Александрович. М.: Проспект Науки,

• Шанина, Ирина Эвтаназия: моногр. / Ирина Шанина. М.: Амфора, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.