EUROSCEPTICISM AS NON-AGREEMENT WITH THE EUROPEAN UNION POLICY. DOES EUROPE REALLY NEED A COMMON CURRENCY? Kalacheva E.V. (Russian Federation) Email: [email protected]
Kalacheva Ekaterina Vitalyevna - Student (Master programme), HIGHER SCHOLL OF PUBLIC AND FINANCIAL MANAGEMET, PETER THE GREAT SAINT-PETERSBURG POLYTECHNICAL UNIVERSITY, SAINT-PETERSBURG
Abstract: european debt crisis and inability to overcome at the national level as well as at the whole European Union level, issueless public debts management in peripheral countries and burden of developed countries to finance debts led to uncertainty in euro area and single European currency appropriateness. Increasing discontent has led to development of ideas and tendencies of euroscepticism, which has absorbed European countries at the level of ruling circles and the population. Right-wing nationalist parties who take a stand in favor of integration decrease and return to national currency gained ground and entered into European Parlament. Moreover, exit from Euro zone considered as possible way to solve the worsening recession in some countries.
Keywords: European Union crisis, sovereign debt crisis, Euro zone, euro currency, common currency, euro rejection, Finland, European Parliament elections.
ЕВРОСКЕПТИЦИЗМ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ НЕСОГЛАСИЯ С ПОЛИТИКОЙ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. НУЖНА ЛИ ЕВРОПЕ ЕДИНАЯ ВАЛЮТА? Калачева Е.В. (Российская Федерация)
Калачева Екатерина Витальевна - студент-магистр, Высшая школа государственного и финансового управления, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, г. Санкт-Петербург
Аннотация: европейский долговой кризис и невозможность противостояния ему как на уровне национальных государств, так и на уровне всего европейского объединения, безрезультатная борьба с государственными долгами периферийных стран и бремя развитых стран по финансированию их долгов привели к вопросу целесообразности Еврозоны и единой европейской валюты. Всё возрастающее недовольство привело к развитию идей и тенденций евроскептицизма, поглотившего европейские страны на уровне правящих кругов и населения. Как никогда, популярность получили правые националистические партии, выступающие за уменьшение степени интеграции и возврат к национальной валюте. Кроме того, выход из Еврозоны явился и возможным путём решения всё усугубляющейся рецессии в периферийных странах. Ключевые слова: кризис Европейского Союза, кризис суверенного долга, Еврозона, евровалюта, единая валюта, отказ от евро, Финляндия, выборы в Европейский парламент.
Долговой кризис 2008 - 2012 годов, пришедший в европейские страны из США, значительно пошатнул экономическое положение Европейского Союза и зоны евро в целом, а также экономики отдельных стран. В наиболее тяжёлом положении оказались периферийные страны и, не сумев противостоять кризису собственными силами, они прибегли к помощи европейского сообщества. В то время как одни страны еврозоны оказывали пострадавшим странам поддержку, проводили во главе с ЕЦБ
антикризисную и стабилизационную политику, в других странах распространение получила идея скептицизма, впервые определённого Полом Таггартом ещё в 1998 году как «термин, охватывающий разрозненный набор взглядов, противоположных европейской интеграции в целом и в противодействие ЕС в частности» [1]. Обороты набирала и идея отказа от евровалюты: рост настроений против евро - причины затянувшегося кризиса как в слаборазвитых, так и сильных странах - среди правящих кругов, а затем и населения. Политики видели в отказе от евро и возврате к национальной валюте решение к выходу из кризиса и стабилизации экономики, банковского сектора. Однако стоит отметить, что выход из зоны евро рассматривался отдельными странами не только в качестве «спасательного круга» для своих экономик, но и в качестве крайней меры по отношению к периферийным странам.
Такой страной стала Греция, наиболее тяжело переживавшая кризис и в большей степени зависящая от стабилизационной политики Евросистемы. Так, весной 2010 года Греция обратилась за кредитной поддержкой к ЕС и МВФ, а после возникновения сложностей с рефинансированием летом того же года, в правящих кругах впервые заговорили о возможном выходе. Такой сценария обеспокоил национальные правительства и торговые площадки, был запущен процесс разработки плана действий на случай отказа какой-либо стран или нескольких стран от евро. Основной проблемой стал вопрос возврата расчёта вышедших из зоны евро стран к национальным валютам, которые не печатались с 2002 года. Страны-участницы ЕС, не являющиеся членами Евросоюза, также приступили к разработке методик по предотвращению падения их национальных валют в случае краха евро.
Так, в правительство Швейцарии приступило к разработке мероприятий на случай эскалации ситуации с долговым кризисом в Европе. Задачей стала разработка плана, в соответствии с которым правительство сможет действовать в экстренном случае. В рамках плана обсуждались шаги по стабилизации финансового сектора и поддержания уровня занятости населения. А уже в сентябре 2011 года - как следствие повышенного спроса на швейцарскую валюту в виду её резкого укрепления по отношению к евро (за 2 месяца рост составит около 20%) - было принято решение о закреплении курса франка на уровне не более 1,2 франка за евро [2]. Кроме того, на случай краха зоны евро, швейцарский центральный банк рассматривал возможность временного использования для расчёта в странах, отказавшихся от евро, валюту одной из неевропейских стран, постепенно переходя на местные деньги.
Подготовку к евро начали власти и компании Великобритании: предусматривалась возможность полной или частичной отмены единой европейской валюты. С включением в парламент партии «Истинные финны» активное обсуждение возврата к национальной валюте началось в Финляндии, разрабатывались поэтапные схемы отказа от евро. В Германии на случай краха евро рассматривалась возможность введения в оборот немецкой марки в качестве альтернативной валюты. Идеи отказа от единой валюты получили распространение и в Италии, Испании.
Однако детали таких планов и разработок не получили массового распространения для недопущения дискредитации евро валюты и подрыва её репутации. Кроме того, находясь и так в тяжёлом положении и понимая, что вопрос отказа от евро повлечёт за собой множество других задач, правительства европейских стран не стали переходить к каким-либо решительным действиям в данном направлении. В случае отказа от евро пришлось бы рушить экономические связи, наработанные в течение более чем 16 лет: «многочисленные долговые обязательства, номинированные в евро, акции европейских компаний, заключенные сделки» [3]. Отказ от единой валюты мог бы усугубить долговые проблемы зоны евро, затруднить продажу долговых бумаг, обострить бюджетные проблемы, повлечь за собой рост социальной и политической дестабилизации. Тогда же Евросистема приступила к решительным мерам по стабилизации экономик и банковского сектора наиболее пострадавших от кризиса стран, в том числе, и посредством выкупа ценных бумаг.
Новая волна евроскептицизма прокатилась по Европе в мае 2014 года. Тогда, правые антиевропейские партии одержали победу на выборах во Франции, Великобритании и Дании. В Германии прорвалась проевропейская, но выступающая простив евровалюты партия «Альтернатива Германии». В Греции неонацистская партия «Золотой рассвет» заявила о намерении войти в Европейский парламент. Важно отметить и низкую степень участия граждан стран ЕС в выборах 2014 года: лишь 42,6% процента избирателей пошли голосовать, что показало отсутствие интереса к европейским выборам и судьбе ЕС и Еврозоны. В большинстве государств-членов ЕС явка была намного ниже, чем на национальных выборах.
По результатам выборов 22-25 мая 2014 года в Европейский парламент отметился рост численности представителей антиевропейские партий. Вес правых антиевропейских партий возрос и в большинстве стран Еврозоны по отдельности. Так, на первое место во Франции, набрав 25% голосов, вышел «Национальный фронт», критиковавший ЕС, общую валюту и политику в области иммиграции. В Великобритании первое место с 26,8% голосов заняла Партия независимости Соединённого Королевства. Евроскептики также вышли на первое место в Дании, где Датская народная партия победила с 26,6% голосов. В Греции левопопулистская «Сириза» получила 26,6%, в то время как ультраправая «Золотая Заря» и ультралевая «Коммунистическая партия Греции» поделили между собой 15,5%. В Швеции радикальные правые «Шведские демократы» выиграли с результатом в почти 10%. В Венгрии ультраправая выступающая против ЕС и характеризующаяся ксенофобными и гомофобными настроениями «Йоббик» (или «За лучшую Венгрию») набрала 14,7%, получив второе место за правящей партией «Фидес» (или «Венгерский гражданский союз») [4].
Таким образом, по итогам выборов 2014 года антиевропейские партии заняли 132 места по сравнению с 73 в 2009 году. Нельзя не сказать, что такие результаты шокировали проевропейских представителей Еврозоны и стали предпосылкой к развитию мрачных мыслей о крахе «европейского проекта», однако, результаты всё же оказались менее устрашающими, нежели прогнозировали специалисты. Несмотря на рост евроскептических настроений на национальном уровне, общая же ситуация и тенденция в Европарламенте не претерпела сильных изменений.
В конечном итоге, в результате выборов 2014 года 751 место в Европарламенте распределилось между государствами-членами в соответствии с численностью населения. Как видно из таблицы 1, в Европарламенте по-прежнему доминируют две самые большие европейские политические семьи, Европейская народная партия (ЕРР) с 221 местом и Прогрессивный альянс социалистов (S&D) и демократов с 191 местом. Следующими идут правоцентристские и левоцентристские партии.
2009 2014
Название Число мест в ЕП Доля голосов, % Число мест в ЕП Доля голосов, %
EPP (Европейская народная партия) 274 35.77% 221 29.43%
S&D (Прогрессивный альянс социалистов и демократов) 196 25.59% 191 25.43%
ECR (Фракция консерваторов и реформистов Европы) 57 7,44% 70 9.32%
ALDE (Альянс либералов и демократов Европы) 83 10,83% 67 8.92%
GUE/NGL (Конфедеративная группа объединённых левых Европы / Зелёные левые Северных стран) 35 4,57% 52 6.92%
GREENS/ EFA (Зелёные / Свободный альянс Европы) 57 7,44% 50 6.66%
EFD (Свободная и демократичная Европа) 31 4,05% 48 6.39%
NI (Депутаты, не принадлежащие к какому-либо политическому альянсу) 33 4,31% 54 6.92%
Всего мест 766 100% 751 100%
В рамках кампании внимание было сосредоточено главным образом на национальных проблемах. В масштабах всей Европы обсуждались национальные перспективы и интересы. Это было особенно заметно в двух наиболее широко обсуждаемых вопросах европейского уровня - экономическом кризисе и иммиграции [5].
Евроскептики получили возможность оказывать большее влияние на общественность, в том числе, посредством СМИ, стало труднее игнорировать их мнение и несогласие с общеевропейской политикой. Теперь у евроскептиков появилось больше возможности получить места в различных парламентских комитетах, разрабатывать и публиковать свои проекты по вопросам будущей европейской интеграции, банковского союза, иммиграции, общей внешней политики, политики безопасности и др. Усилилось их влияние на общеевропейскою политику, возросла концентрация внимания на национальных вопросах, интересах.
Однако их влияние оказалось не столь весомым - несмотря на то, что некоторые евроскептически настроенные партии заявляли о своём желании сформировать парламентскую группу «Европейский альянс за свободу», оказалось, что найти общие точки соприкосновения им не удалось. Это объясняется тем, что мало что может объединить евроскептические партии за пределами их ярко выраженного евроскептицизма. Они представляют собой разнородную партию с несовместимыми взглядами на основные вопросы национальной и общеевропейской политики.
Ярким примером страны, охваченной тенденциями евроскептицизма, является Финляндия, вступившая в ЕС в 1995 году и введшая единую валюту наравне со всеми в 1999-2002 годах. Интересно, что единая валютная зона в докризисные годы поспособствовала скорому развитию экономики страны, повысила макроэкономические показатели, помогла Финляндии выйти из кризиса прошлых лет, вызванного сломом прежней экономической модели. В 1995 - 2005 годах ВВП Финляндии увеличивался в среднем на 3,7% в год, значительно превосходя средний показатель по ЕС [6, с. 50], увеличился импорт и экспорт товаров и услуг, снизилась безработица, достигнув своего минимального значения в 7,7% в 2006 году. Однако
кризис в странах еврозоны оказал крайне негативное влияние на экономику Финляндии. В 2009 году ВВП Финляндии сократился сразу на 8,3%. ВВП, объёмы экспорта, инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность страны резко упали и по сей день не вернулись к докризисным показателям.
В обычной ситуации страна, столкнувшаяся со кризисом конкурентоспособности, может девальвировать национальную валюту для удешевления производимых в ней товаров на внешних рынках. Это стимулирует экспортные отрасли, что идёт на пользу экономике в целом, а поскольку работники получают зарплату в подешевевшей валюте, их производительность, по сути, возрастает. Однако Финляндия, будучи членом еврозоны, не может контролировать стоимость своей валюты и должна снижать зарплаты с помощью внутренней девальвации, обеспечивающей сокращение издержек на рабочую силу посредством урезания зарплат и социальных расходов.
С 2012 года в политических кругах зазвучали идеи возможного отказа Финляндии от евро и возврата её к национальной валюте, марке. Отметим, что на тот момент речи о необходимости выхода из Еврозоны не шло - целесообразность сохранения единой валюты и важность укрепления интеграции в рамках Еврозоны видели и представители националистической партии евроскептиков «Истинные финны» - отказ от евро рассматривался лишь в крайней ситуации.
Но уже в 2014 году на волне активного распространения евроскептицизма по всей Европе разговоры о возможности возврата Финляндии к национальной валюте, финской марке, возобновились. Тогда прорвавшиеся в Европарламент и национальный парламент Эдускунту «Истинные финны» приступили к реальным шагам и поставили вопрос о выходе из Еврозоны на общенациональный уровень, проведении референдума.
Сторонники выхода из Еврозоны сетовали на необходимость обеспечения благосостояния, оплаты расходов других стран Еврозоны, что лишало граждан Финляндии необходимого финансового обеспечения. Отказ от евро дал бы возможность направить все финансовые средства на развитие внутри страны, увеличение социальных выплат и компенсаций, развитие предпринимательства. Выход из еврозоны позволил бы избежать возможных потерь, связанных с необходимостью наращивания резервов для стабилизации банковской системы ЕС, и вернуть уже созданные резервы в национальную экономику. В отказе от евро финские политики видят и путь укрепление экономики и, как следствие, сокращение безработицы: «пребывание в зоне евро стоит Финляндии от 10 до 15% ВВП» [7]. А возможность повышения гибкости денежной политики и плавающего курса национальной валюты способствовали бы снижению риска замедления роста ВВП Финляндии при выходе из еврозоны. Самое же главное, возврат марки оценивался как способ возврата финским товарам конкурентоспособности.
Идея о том, что присоединение Финляндии к зоне евро было ошибкой, которую необходимо исправить, быстро распространилась среди населения, и гражданская инициатива о выходе Финляндии из еврозоны в течение 2014 - 2016 годов набирала более 50 тысяч голосов, необходимых для вынесения вопроса на обсуждение в Парламенте. Однако Эдускунта не одобрила проведение референдума по данному вопросу.
Тема отказа от евро звучит в Финляндии на протяжении последних четырёх лет, в данном направлении ведутся активные работы, разрабатываются планы и проекты по отказу от единой валюты и возврату финской марки, однако, как показывает мировой опыт и действительность, вопрос не находит своего реального воплощения.
Таким образом, неспособность Евросистемы разрешить кризисную обстановку в ряде стран Еврозоны и ЕС, привело к нарастанию недовольства единой политикой в рамках объединения и возникновению евроскептических настроений. На волне распространения таких настроений развитие получило негативистское видение будущего еврозоны и ЕС. Так, возникли сценарии, в соответствии с которыми, ЕС может прекратить своё существование, исчезнет, либо степень евроинтеграции будет
заморожена. Отметим, что такие сценарии нашли своё место лишь в прогнозах и научных публикациях, в то время как выход ряда стран из зоны евро получил вполне реальное развитие в виде официальных правительственных планов развития и дискуссии на наднациональном уровне.
Список литературы /References
1. Taggart P. A touchstone of dissent: Euroscepticism in contemporary Western European party systems / European Journal of Political Research, 1998. Vol. 33. Issue 3. P. 363-388.
2. Wearden G. Swiss bid to peg 'safe haven' franc to the euro stuns currency traders // Guardian News and Media, 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theguardian.com/business/2011/sep/06/switzerland-pegs-swiss-franc-euro/ (дата обращения: 15.05.2017).
3. Гринкевич В. Мир без евро // Сетевое издание «РИА Новости». 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/analytics/20111207/509201485.h tml/ (дата обращения: 15.05.2017).
4. European Parliament. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.europarl.europa.eu/portal/en (дата обращения: 19.05.2017).
5. Siddi M. Rising Euroscepticism and the dominance of national interests / Institute for European Politics, 2014. № 10. 6 p.
6. Килин Ю.М. Финляндия в Евросоюзе, 1995 - 2015: итоги и перспективы // Современная Европа, 2015. № 5. С. 48-58.
7. Финляндия занимает очередь на выход из еврозоны // Сетевое издание «Информационное агентство «Финмаркет», 2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.finmarket.ru/main/article/2986030/ (дата обращения: 15.05.2017).
Список литературы на английском языке /References in English
1. Taggart P. A touchstone of dissent: Euroscepticism in contemporary Western European party systems. European Journal of Political Research, 1998. Vol. 33. Issue 3. Р. 363-388.
2. Wearden G. Swiss bid to peg 'safe haven' franc to the euro stuns currency traders, 2011 // Guardian News and Media. [Electronic resource]. URL: https://www.theguardian.com/b usiness/2011/sep/06/switzerland-pegs-swiss-franc-euro/ (date of access: 15.05.2017).
3. Grinkevich V. Mir bez yevro [World without euro] // Setevoye izdaniye «RIA Novosti» [Online media «RIA News»], 2011. [Electronic resource]. URL: https://ria.ru/analytics/20111207/509201485.html/ (date of access: 15 May 2017).
4. European Parliament. [Electronic resource]. URL: http://www.europarl.europa.eu/portal/ en/ (date of access: 15.05.2017).
5. Siddi M. Rising Euroscepticism and the dominance of national interests. Institute for European Politics, 2014. № 10. 6 p.
6. Kilin U.M. Finlyandiya v Yevrosoyuze, 1995-2015: itogi i perspektivy [Finland in the European Union, 1995-2015: results and prospects] // Sovremennaya Yevropa [Modern Europe], 2015. № 5. Р. 48-58. (in Russian)
7. Finlyandiya zanimayet ochered' na vykhod iz yevrozony [Finland takes turn to exit from the Euro zone] // Setevoye izdaniye «Informatsionnoye agentstvo «Finmarket» [Online media «News agency «Finmarket»], 2012. [Electronic resource]. URL: http://www.finmarket.ru/main/article/2986030/ (date of access: 15.05.2017).