Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОПАГАНДЕ И НЕЗАКОННОЙ РЕКЛАМЕ НАРКОТИКОВ'

ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОПАГАНДЕ И НЕЗАКОННОЙ РЕКЛАМЕ НАРКОТИКОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОПАГАНДА И НЕЗАКОННАЯ РЕКЛАМА НАРКОТИКОВ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ О НАРКОТИКАХ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Анисифорова Марьям Владимировна

Анализируется законодательство стран Европы в области противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. С учетом зарубежного опыта правовой регламентации этих вопросов, а также высокой степени общественной опасности административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отмечается потребность в ужесточении методов борьбы с правонарушениями, связанными с незаконным распространением информации о наркотиках в нашей стране вплоть до установления уголовной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Анисифорова Марьям Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUROPEAN LEGISLATION IN THE FIELD OF COUNTERING THE PROPAGANDA AND ILLEGAL ADVERTISING OF DRUGS

The article analyzes the legislation of European countries in the field of countering the propaganda and illegal advertising of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors. Taking into account the foreign experience of legal regulation of these issues, as well as the high degree of public danger of administrative offenses provided for in Article 6.13 of the Administrative Code of the Russian Federation, there is a need to tighten the methods of combating offenses related to the illegal dissemination of information about drugs in our country, up to the establishment of criminal liability.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРОПАГАНДЕ И НЕЗАКОННОЙ РЕКЛАМЕ НАРКОТИКОВ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

Научная статья

УДК 342.95

Европейское законодательство в области противодействия

» 1 пропаганде и незаконной рекламе наркотиков1

Анисифорова Марьям Владимировна, Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА), Москва, Россия, кандидат юридических наук

e-mail: maribuchneva@mail.ru

Аннотация. Анализируется законодательство стран Европы в области противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. С учетом зарубежного опыта правовой регламентации этих вопросов, а также высокой степени общественной опасности административных правонарушений, предусмотренных статьей 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отмечается потребность в ужесточении методов борьбы с правонарушениями, связанными с незаконным распространением информации о наркотиках в нашей стране вплоть до установления уголовной ответственности.

Ключевые слова: пропаганда и незаконная реклама наркотиков, административная ответственность, законодательство европейских государств о наркотиках

European legislation in the field of countering the propaganda and illegal advertising of drugs

Anisiforova Maryam Vladimirovna, Moscow State Law University named after O. E. Kutafina (Moscow State Law Academy), Moscow, Russia, Gandidate of Law

Abstract. The article analyzes the legislation of European countries in the field of countering the propaganda and illegal advertising of narcotic drugs, psychotropic substances and their precursors. Taking into account the foreign experience of legal regulation of these issues, as well as the high degree of public danger of administrative offenses provided for in Article 6.13 of the Administrative Code of the Russian Federation, there is a need to tighten the methods of combating offenses related to the illegal dissemination of information about drugs in our country, up to the establishment of criminal liability.

Key words: propaganda and illegal advertising of drugs, administrative responsibility, the legislation of European states on drugs

1 В настоящей статье под «наркотиками» понимаются наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, растения и части растений, их содержащие, аналоги наркотических средств и психотропных веществ, новые потенциально опасные психоактивные вещества.

Изучение вопросов противодействия наркотизации в сравнительно-правовом контексте обусловлено сохраняющимся напряжением в развитии обстановки, связанной с незаконным оборотом наркотиков как в нашей стране, так и во всем мире. При этом одной из причин усложнения проблемы является незаконное распространение информации, которая способствует злоупотреблению наркотическими средствами и психотропными веществами. Поэтому сегодня глобальной угрозой международной и национальной безопасности признается пропаганда наркотиков1, влекущая за собой увеличение предложения и спроса на подконтрольные вещества.

Наркопропаганда характеризуется распространением информации, разъясняющей или обучающей действиям, связанным с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов, вызывающей интерес к участию в таком обороте или потреблению наркотиков либо формирующей у граждан положительное отношение к наркотикам и наркокультуре2.

Способы пропаганды наркотиков имеют изощренный и, как правило, скрытый характер, поскольку современная действительность характеризуется развитием и повсеместным использованием цифровых и электронных сервисов. Например, пропаганда наркотиков может осуществляться через реализацию товаров с наркосимволикой или размещение рекламной информации в общественных местах. Но наряду с этими (уже «традиционными») формами пропаганды информация о наркотиках активно распространяется с использованием интернет-ресурсов, различных сайтов, форумов, страниц популярных социальных сетей, мессенджеров, электронных площадок для геймеров, включая использование так называемого «глубокого интернета», позволяющего передавать данные в зашифрованном виде.

Надо сказать, что в отношении установления ответственности за пропаганду наркотиков сложились соответствующие международно-правовые предпосылки. Запрет на пропаганду или рекламу наркотиков впервые был обозначен в ст. 10 Конвенции о психотропных веществах от 21 февраля 1971 г.3, предложившей ряд новых мер по контролю за незаконным оборотом наркотиков, включая требование учета странами-участниками конвенционного соглашения

1 См.: Подпункт «ж» п. 9 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации на период до 2030 года: утв. указом Президента Российской Федерации от 23 ноября 2020 г. № 733 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

2 Подробная позиция о необходимости законодательного закрепления понятия «пропаганды наркотиков» высказывалась ранее. См.: Бучнева (Анисифорова) М. В. К вопросу об административной ответственности за пропаганду наркотиков // Административное право и процесс. 2016. № 8. С. 41-45.

3 Конвенция о психотропных веществах (заключена в г. Вене

21.02.1971) [Электронный ресурс] // СПС «Консультант-

Плюс».

в своих национальных законодательных актах запрета на «рекламирование таких веществ среди населения», а впоследствии развит в ст. 3 Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г.4 ссылки «ш», требующей от сторон-участников конвенционного соглашения признания уголовным преступлением или иным правонарушением публичного подстрекательства или побуждения других любыми средствами к незаконному использованию наркотических средств или психотропных веществ либо к совершению иных правонарушений с наркотиками.

Мотивом к включению такого требования в международный договор стала обеспокоенность тем, что в журналах и кинофильмах осуществлялась массовая пропаганда культуры потребления наркотиков. Однако значение использованного в тексте международного документа термина «публичное подстрекательство» было раскрыто значительно позднее. Так, в Докладе Международного комитета по контролю над наркотиками за 1997 г. отмечалось, что под словом «публичное» понимается совершение какого-либо действия, в котором объектом выступает широкая публика, а выражение «любыми средствами» предполагает, что подстрекательство может осуществляться не только в публичных обращениях или на массовых митингах, но и с использованием всяких средств массовой информации, включая печатные, аудиовизуальные и электронные.

Будучи озабоченными тенденцией роста распространения наркотиков преобладающее большинство европейских государств признали необходимость закрепления новых контрольных мер. При этом лишь в некоторых случаях вопрос встал о коллизии права на свободу слова с тем, чтобы установить на законодательном уровне возможность уголовного преследования за публичное подстрекательство к употреблению наркотиков. Тем не менее было сделано объективное заключение о том, что свобода слова не может быть неограниченной, если она противоречит другим базовым человеческим ценностям и правам5.

Итак, наличие международных запретов на пропаганду наркотиков (подстрекательство, рекламирование и иные формы побуждения) в конечном итоге способствовало тому, что такие деяния стали признаваться уголовными правонарушениями (преступлениями) и охватываться национальными уголовными кодексами. Так, на территории Европы в одних случаях уголовно наказуемым считалось публичное подстрекательство, в других - публичное и частное, а в третьих - описание соответствующего поведения вовсе не содержало ссылки на число охватываемых

4 Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (заключена в г. Вене 20.12.1988) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

5 Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1997 г. // Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1998 г. С. 3.

подстрекательством лиц. Одновременно с этим отличались способы пропаганды наркотиков: к примеру, согласно законодательству Франции, уголовное наказание следовало за использование при подстрекательстве к злоупотреблению наркотиками печатных или аудиовизуальных средств, а в Германии - при распространении письменных материалов1.

Что касается современного времени, то сейчас вопросы противодействия пропаганде и незаконной рекламе наркотиков на европейской территории также чаще всего находят свое самостоятельное закрепление в национальных правовых актах либо охватываются общими составами, содержащимися в уголовных законах и характеризующимися совершением разнообразных действий в отношении наркотиков (в отличие от нашей страны, где за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, растений и их частей, содержащих наркотики, наступает административная ответственность в соответствии с ч. 1, 1.1 и 2 ст. 6.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях2).

Так, в Австрийской Республике согласно действующему уголовному законодательству к ответственности в виде лишения свободы сроком до двух лет привлекаются граждане, которые в печатном издании, по радио или иным способом, доступным для широкой общественности, призывают к совершению деяния, за которое предусмотрено уголовное наказание. Помимо этого устанавливается, что подлежит наказанию тот, кто одобряет совершенное указанным способом умышленное преступное деяние, предусматривающее уголовное наказание в виде лишения свободы сроком более одного года, если оно совершено таким образом, что может возмутить всеобщее правосознание либо послужить подстрекательством к совершению такого рода преступного деяния3.

В Королевстве Испания за преступления, связанные с незаконным рекламой наркотиков, также установлена уголовная ответственность. В соответствии со ст. 368 Уголовного кодекса Испании (Органический закон 10/1995 от 23 ноября) за действия по выращиванию, производству или незаконному распространению, или побуждению, способствованию или обеспечению иным способом незаконного потребления токсичных веществ, наркотических средств или психотропных веществ, или за их хранение для этих целей предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до шести лет и штрафа от одного до трех размеров стоимости наркотика, являющегося предметом преступления, если речь идет о веществах, причиняющих серьезный вред здоровью (например, кокаин, МДМА, ЛСД, героин и др.), и в виде

1 Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1997 г. // Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 1998 г. С. 3-4.

2 Далее - КоАП РФ.

3 Информационные материалы УМС МВД России об опыте

Австрийской Республики от 20.04.2021 № 79.

лишения свободы на срок от одного года до трех лет и штрафа от одного до двух размеров стоимости наркотика в остальных случаях (к примеру, если речь идет о гашише или марихуане).

Отсюда следует, что испанский законодатель не относит к преступлению самостоятельное или совместное потребление наркотиков при соблюдении определенных условий, поскольку, например, их потребление в присутствии людей, которые не являются наркозависимыми или никогда ранее не потребляли наркотики, может квалифицироваться как способствование незаконному потреблению.

Общий закон Испании о рекламе 34/1988 от 11 ноября устанавливает, что наркотические средства, психотропные вещества и лекарственные препараты, предназначенные для приема людьми и животными, могут рекламироваться только в случаях, формах и условиях, установленных специальными регулирующими их нормами (правилами). При этом в ст. 7 Королевского указа 1416/1994 от 25 июня, регулирующего вопросы рекламы лекарственных препаратов для использования человеком, предусмотрен перечень лекарственных препаратов, запрещенных к рекламированию, в частности, к ним относятся те, что содержат в своем составе наркотические средства и психотропные вещества4.

Среди европейских стран существуют и примеры установления прямых запретов на пропаганду и незаконную рекламу наркотиков. Так, в Нидерландах в 1991 г. к известному Опиумному закону от 12 мая 1928 г. был принят акт, определивший пять правил для субъектов предпринимательской деятельности, предлагающих легкие наркотики в кофешопах. Одним из них стал запрет на рекламу гашиша и марихуаны в средствах массовой информации, а также демонстрацию имеющегося ассортимента за пределами заведения (кофешопа). За нарушение указанных правил голландским законодательством предусмотрена возможность взыскания штрафа либо закрытия заведения.

В Кодексе о здравоохранении Франции предусматривается наказание в виде штрафа от 75 тыс. евро или лишения свободы до пяти лет за подстрекательство к употреблению наркотиков через прессу, аудиовизуальные и другие источники. При этом в случае совершения таких действий в образовательных организациях полагается до семи лет лишения свободы, а размер штрафа достигает 100 тыс. евро. Что примечательно, в соответствии с французским законодательством виновные также обязываются осуществить работу по повышению информированности населения о вреде наркотиков.

На Кипре (признанном европейском государстве с точки зрения историко-политических условий) пресечение пропаганды и незаконной рекламы наркотических средств и психотропных веществ рассматривается в качестве одного из приоритетных

4 Информационные материалы УМС МВД России об опыте Королевства Испания от 01.04.2021 № 99.

направлений деятельности полиции. Противодействие правонарушениям, связанным с пропагандой наркотиков, осуществляется в соответствии с требованиями Закона Республики Кипр 29/1977 «О наркотических средствах и психотропных веществах». Так, согласно ст. 24А «Поощрение и пропаганда незаконного потребления контролируемых наркотических средств» любое лицо, которое поощряет, пропагандирует или организует незаконное потребление контролируемых веществ посредством производства фотографий, кинофильмов, видеопленок или любых других средств проецирования или рекламы, или предоставляет информацию по их изготовлению, поставке или распространению пробных образцов независимо от количества контролируемых веществ с целью их незаконной рекламы, признается виновным в совершении преступления и подлежит тюремному заключению сроком до четырех лет.

При этом отдельно оговаривается, что не будет являться преступлением выражение научного мнения или суждения о наркотических средствах, если это делается на основании обоснованного общественного интереса при реализации права или исполнении обязанностей при условии, что такой способ или обстоятельства деяния не преследуют цели поощрения, пропаганды или рекламы наркотиков1.

Примечателен опыт противодействия пропаганде наркотиков, сложившийся в восточноевропейском государстве - Республике Беларусь. Согласно Декрету Президента Республики Беларусь № 6 от 28 декабря 2014 г. «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков»2 владельцы интернет-ресурсов обязываются анализировать содержание принадлежащих им информационных ресурсов и не допускать их использования для распространения сообщений и (или) материалов, направленных на незаконный оборот наркотиков, а также информировать органы внутренних дел о попытках использования принадлежащих им информационных ресурсов для распространения таких сведений.

Помимо этого, в соответствии с п. 9 этого нормативного правового акта поставщики интернет-услуг за счет собственных средств и иных источников, не запрещенных белорусским законодательством, с 1 января 2016 г. обязуются обеспечивать формирование и хранение актуальных сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсов в порядке, определяемом Министерством связи и информатизации Республики Беларусь.

В целом можно сделать вывод, что в большинстве случаев на территории европейских государств пропаганда наркотиков влечет именно уголовную ответственность. И данный факт признается закономер-

1 Информационные материалы УМС МВД России об опыте Республики Кипр от 13.05.2021 № 15/111.

2 Текст нормативного правового акта размещен на официальном сайте Президента Республики Беларусь [Электронный ресурс]. иК1_: president.gov.by/ru/documents/ dekret-10535 (дата обращения: 06.09.2021).

ным, учитывая очевидную общественную опасность распространения пропагандистской информации наркотического содержания. По этой причине, руководствуясь сложившимся опытом правовой регламентации вопросов противодействия пропаганде наркотиков в Европе, а также считая недостаточными и неэффективными существующие в этой сфере меры административной ответственности, представляется оправданным рассмотреть вопрос о криминализации деяния в виде пропаганды или незаконной рекламы наркотиков, совершенного гражданином, который ранее был подвергнут административному наказанию в соответствии со ст. 6.13 КоАП РФ, путем введения соответствующего состава преступления в Уголовный кодекс Российской Федерации.

Библиографический список

1. Доклад Международного комитета по контролю над наркотиками за 1997 г. // Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк, 1998.

2. Информационные материалы УМС МВД России об опыте Австрийской Республики от 20.04.2021 № 79.

3. Информационные материалы УМС МВД России об опыте Королевства Испания от 01.04.2021 № 99.

4. Информационные материалы УМС МВД России об опыте Республики Кипр от 13.05.2021 № 15/111.

5. Бучнева (Анисифорова) М. В. К вопросу об административной ответственности за пропаганду наркотиков / М. В. Бучнева // Административное право и процесс. - 2016. - № 8.

Bibliograficheskij spisok

1. Doklad Mezhdunarodnogo komiteta po kontrolyu nad narkotikami za 1997 g. // Organizaciya Ob"edinennyh Nacij. - N'yu-Jork, 1998.

2. Informacionnye materialy UMS MVD Rossii ob opyte Avstrijskoj Respubliki ot 20.04.2021 № 79.

3. Informacionnye materialy UMS MVD Rossii ob opyte Korolevstva Ispaniya ot 01.04.2021 № 99.

4. Informacionnye materialy UMS MVD Rossii ob opyte Respubliki Kipr ot 13.05.2021 № 15/111.

5. Buchneva (Anisiforova) M. V. K voprosu ob administrativnoj otvetstvennosti za propagandu narkotikov / M. V. Buchneva // Administrativnoe pravo i process. - 2016. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.