Научная статья на тему 'ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ КАК НАДГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРУКТУРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ КАК НАДГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРУКТУРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Европейский союз / сотрудничество / государство / интеграция / единое законодательное пространство / European Union / cooperation / state / integration / common legislative space

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манякина Дарья Семеновна

В данной работе речь пойдет о Европейском союзе (ЕС) как о структуре, которая объединяет черты международной организации и надгосударства, но не является ни тем ни другим с юридической точки зрения. Даже несмотря на то, что в последнее время руководством ЕС были предприняты шаги по укреплению экономической и финансовой интеграции, а также улучшению механизмов солидарности между странами-членами, основные проблемы развития надгосударственнной структуры остаются актуальными и по сей день. Мы предпримем попытку рассмотреть эти проблемы и по возможности предложить вероятные варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this paper, we will talk about the European Union (EU) as a structure that combines the features of an international organization and a supranational state, but is neither one nor the other from a legal point of view. Even though the EU leadership has recently taken steps to strengthen economic and financial integration, as well as improve solidarity mechanisms between member countries, the main problems of the development of the supranational structure remain relevant to this day. We will attempt to consider these problems and, if possible, suggest possible solutions to them.

Текст научной работы на тему «ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ КАК НАДГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРУКТУРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

УДК 330

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ КАК НАДГОСУДАРСТВЕННАЯ СТРУКТУРА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Манякина Дарья Семеновна, Луганский государственный колледж экономики и торговли, г. Луганск

E-mail: manya_dasha@yandex.com

Аннотация. В данной работе речь пойдет о Европейском союзе (ЕС) как о структуре, которая объединяет черты международной организации и надгосударства, но не является ни тем ни другим с юридической точки зрения. Даже несмотря на то, что в последнее время руководством ЕС были предприняты шаги по укреплению экономической и финансовой интеграции, а также улучшению механизмов солидарности между странами-членами, основные проблемы развития надгосударственнной структуры остаются актуальными и по сей день. Мы предпримем попытку рассмотреть эти проблемы и по возможности предложить вероятные варианты их решения.

Abstract. In this paper, we will talk about the European Union (EU) as a structure that combines the features of an international organization and a supranational state, but is neither one nor the other from a legal point of view. Even though the EU leadership has recently taken steps to strengthen economic and financial integration, as well as improve solidarity mechanisms between member countries, the main problems of the development of the supranational structure remain relevant to this day. We will attempt to consider these problems and, if possible, suggest possible solutions to them.

Ключевые слова: Европейский союз, сотрудничество, государство, интеграция, единое законодательное пространство.

Key words: European Union, cooperation, state, integration, common legislative space.

Введение. Европейский союз является важным институтом, способствующим интеграции и сотрудничеству между европейскими странами. Он предлагает многочисленные преимущества, которые влияют на экономическую и политическую силу ЕС как на мировом уровне, так и внутри континента, поэтому представляет высокий интерес для изучения.

Теоретическая часть. Европейский союз, также известный как Евросоюз, представляет собой экономическое и политическое объединение 27 европейских стран. ЕС был создан в результате Маастрихтского договора, который вступил в силу 1 ноября 1993 года. Целью Европейского союза является достижение региональной интеграции путем объединения государств-членов [1, с. 67].

Европейский союз уникален, поскольку объединяет черты международной организации и надгосударства, но не является ни одним из них юридически. ЕС имеет единые стандарты законодательства, которые действуют во всех странах-членах. Это способствует созданию общего рынка, гарантирующего свободное перемещение людей, товаров, капитала и услуг. Одним из важных достижений ЕС является отмена паспортного контроля в Шенгенской зоне, которая включает страны-члены ЕС и другие европейские государства [2, с. 78].

Европейский союз включает государства с различными территориями, населением, природными ресурсами, научно-техническими и экономическими возможностями. Однако ЕС занимает особое положение на мировом рынке и является ключевой экономической и политической силой на континенте.

Одной из основных институций Европейского союза является Европейская комиссия. Она отвечает за правоприменение и разработку политик ЕС. Комиссия состоит из 27 комиссаров, которые назначаются каждым государством-членом. Комиссия играет важную роль в принятии решений, координации политики и представлении интересов ЕС на международной арене. Она также отвечает за выполнение бюджета ЕС и контроль над его финансовыми ресурсами [3, с. 255].

Основная часть. Ключевыми преимущества членства в Европейском союзе можно назвать доступ к единому рынку, который предоставляет возможности для расширения торговли и экономического роста. Членство в ЕС также повышает политическое влияние государств-членов на международной арене. Однако членство в ЕС также требует соответствия определенным стандартам и нормам, что может вызывать некоторые ограничения для суверенитета государств-членов.

Брексит, выход Великобритании из Европейского союза, является примером того, как членство в ЕС может быть вызовом для некоторых государств. Решение Великобритании выйти из ЕС вызвало значительные политические и экономические последствия как для самой Великобритании, так и для остальных стран-членов ЕС [4, с. 335].

Однако не только один Брексит является проблемой для перспектив развития ЕС. Рассмотрим вопросы, которые также оказывают влияние на эту наднациональную структуру.

Одной из ключевых проблем эксперты считают демографические изменения в структуре ЕС [5]. Население Европы стремительно сокращается и стареет, что приводит к увеличению доли пожилых людей и уменьшению числа работоспособного населения. Это создает непростую ситуацию, в которой все меньшее количество трудоспособных людей должно обеспечивать огромное число пенсионеров.

Евросоюз как наднациональная структура также сталкивается с этой проблемой. В связи с этим возникает вопрос о том, как обеспечить устойчивость социальной защиты для пожилых граждан и одновременно поддерживать экономический рост. Решение этой проблемы требует комплексного подхода и разработки соответствующих стратегий.

Одним из возможных решений является стимулирование рождаемости и создание условий для семейного благополучия. Это может включать в себя

предоставление материальной поддержки молодым семьям, обеспечение доступности детского дошкольного образования и создание рабочих мест, специально ориентированных на родителей [5].

Кроме того, необходимо продумать меры, которые помогут продлить трудовую активность пожилых людей. Это может быть достигнуто путем создания программ поддержки для старшего поколения, предоставления возможностей для обучения новым навыкам и адаптации к изменяющимся требованиям рынка труда.

Миграция для ЕС становится источником притока рабочей силы [6, с. 53]. В теории она спосообна обеспечить необходимое разнообразие культур и опыта, но может привести к многим негативным последствиям. Одной из ключевых проблем в ЕС в данном вопросе становится религиозная и этническая принадлежность иностранных мигрантов, ассимиляция иностранцев в новом обществе. Необходимо учитывать социальные и экономические аспекты, чтобы обеспечить успешную интеграцию мигрантов и предотвратить появление социальных напряжений.

Низкая эластичность рынка труда в Европейском союзе мы также выделили как проблему, которая влияет на его экономическую стабильность и конкурентоспособность. Эта проблема обусловлена несколькими факторами, включая низкую мобильность рабочей силы и сильное влияние профсоюзов на уровень заработной платы.

Одной из основных причин низкой мобильности является сложность переезда и поиск работы в других странах ЕС. Различия в языке, культуре и системе образования могут создавать преграды для миграции рабочей силы. Бюрократические процедуры и ограничения на въезд и пребывание также могут затруднять процесс трудоустройства в других странах ЕС [7, с. 57].

Кроме того, сильное влияние профсоюзов на уровень заработной платы может ограничивать гибкость рынка труда [8, с. 26]. Высокие коллективные договоры и стандарты зарплаты, установленные профсоюзами, могут создавать преграды для адаптации к изменяющимся экономическим условиям. Это может затруднять увольнение некомпетентных работников и уменьшать стимулы для предпринимательства и инноваций.

Кроме того, изменения в системе социального обеспечения стран ЕС также могут влиять на эластичность рынка труда. Высокие налоги и социальные пособия могут создавать дополнительные барьеры для найма новых сотрудников и стимулировать использование временных или неквалифицированных рабочих сил.

Еще одним важным аспектом является государственный долг стран ЕС. Высокий уровень государственного долга может ограничивать возможности правительств для инвестиций в развитие экономики и создания новых рабочих мест. Необходимость сокращения расходов и повышения налогов для погашения долга может оказывать негативное воздействие на рынок труда и экономический рост [9].

Также одним из основных факторов, замедляющих развитие Европейского союза, заключается, на наш взгляд, в отсутствии предварительного обсуждения,

официального закрепления и практической проверки многих ключевых направлений развития этой наднациональной структуры. В результате стремитетельной конвергенции нормативная база ЕС требует значительной доработки и оптимизации.

Давайте рассмотрим эту проблему более подробно. В начале создания Европейского союза, основным приоритетом было обеспечение мира и стабильности на континенте после двух мировых войн [1, с. 65]. В то время было сложно предвидеть все вызовы и сложности, с которыми столкнется ЕС в будущем. Поэтому, некоторые важные аспекты, такие как экономическая интеграция, социальная политика и внешняя безопасность, не были полностью проработаны и учтены в первоначальных документах.

С течением времени, Европейский союз стал сталкиваться с новыми вызовами, такими как миграция (уже упоминали выше), потенциальное изменение климата, терроризм и экономические кризисы [2, с. 81]. В ответ на эти вызовы, ЕС принимал решения и разрабатывал политики, но некоторые из них оказались недостаточно эффективными или несогласованными с уже существующими нормами и правилами. Это привело к необходимости пересмотра и доработки нормативной базы ЕС.

Оптимизация нормативной базы ЕС является сложным и многогранным процессом. Она требует широких обсуждений и консультаций среди членов ЕС, экспертов и заинтересованных сторон. Также необходимо провести анализ эффективности существующих политик и программ, чтобы определить, какие изменения необходимы.

Кроме того, важно учитывать различия между странами-членами ЕС [2, с. 81]. Каждая из них имеет свои особенности, культурные и экономические различия, которые могут влиять на эффективность и применимость определенных политик. Поэтому оптимизация нормативной базы должна быть гибкой и способной учитывать разнообразные потребности и интересы всех стран-членов.

Вступление государств Восточной Европы в Евросоюз привело к возникновению значительной дивергенции между странами-членами, особенно в экономической сфере. Это означает, что различия между этими странами стали еще более заметными и сложными, что затрудняет процесс углубления интеграции.

Одной из причин такой дивергенции является различный уровень экономического развития вступивших стран. Некоторые из них имели слабую экономику и низкий уровень жизни, в то время как другие уже достигли более высокого уровня развития. Это привело к неравному распределению выгод от членства в Евросоюзе и усилило различия между странами.

Кроме того, различия в политических и правовых системах также стали причиной дивергенции. Некоторые страны-члены Евросоюза имели более стабильные и развитые институты, что способствовало их экономическому росту и прогрессу. В то время как другие страны сталкивались с проблемами коррупции, неэффективным управлением и недостаточной защитой прав человека [2, с. 81].

Более того, различия в культуре и традициях также играют роль в дивергенции. Каждая страна имеет свою уникальную историю, ценности и обычаи, которые могут влиять на ее экономическое развитие и интеграцию. Некоторые страны могут успешно адаптироваться к европейским стандартам и ценностям, в то время как другие могут столкнуться с трудностями в этом процессе.

Для преодоления дивергенции и улучшения процессов интеграции необходимо предпринять ряд мер. На наш взгляд, важно обеспечить справедливое распределение выгод от членства в Евросоюзе, чтобы страны с более слабыми экономиками имели возможность догнать более развитые страны. Также необходимо сосредоточиться на укреплении правовых и политических институтов, чтобы обеспечить стабильность и прогресс во всех странах-членах.

Считаем необходимым учитывать культурные особенности каждой страны и создавать гибкие механизмы интеграции, которые позволят странам сохранить свою уникальность и одновременно развиваться в рамках европейского сообщества. Только путем совместных усилий и взаимопонимания можно достичь более гармоничной интеграции и преодолеть дивергенцию, которая возникла после вступления Восточной Европы в Евросоюз.

Кризисные явления в экономике представляют еще один негативный фактор, который серьезно нарушает стабильность функционирования Европейского союза [10, с. 91]. Необходимо отметить, что кризис стал причиной усиления противоречий среди участников ЕС. В то время как кризис разворачивался, страны-члены Евросоюза не смогли достичь консенсуса относительно конкретной стратегической модели действий, которая позволила бы им взаимодействовать и поддерживать друг друга в этот трудный период.

Это означает, что внутри ЕС возникла ситуация, когда каждая страна была оставлена сама по себе и должна была справиться с проблемами, связанными с кризисом, самостоятельно. Таким образом, возникло ощущение, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих». Вместо того чтобы объединиться и принять совместные меры для преодоления кризиса, участники Евросоюза оказались разделенными и беспомощными [10, с. 95].

Однако несмотря на отсутствие единой стратегии, некоторые страны сумели справиться с кризисом более успешно, чем другие. Например, Германия и Франция предприняли решительные шаги, внедрив меры по стимулированию экономики и поддержке бизнеса [11]. Они также активно сотрудничали на международном уровне, участвуя в создании финансовых механизмов для помощи странам-членам ЕС в кризисной ситуации.

В то же время, другие страны столкнулись с серьезными трудностями. Например, Греция оказалась в глубоком финансовом кризисе, требующем вмешательства Европейского союза и Международного валютного фонда [12, с. 80]. Это привело к нестабильности в регионе и вызвало дальнейшие противоречия среди стран-членов.

Единая валюта, введенная в зоне, где действует евро, имеет как положительные, так и отрицательные последствия для компаний и стран этой зоны [13, с. 135]. С одной стороны, она способствует усилению конкуренции

между компаниями, поскольку все они используют одну и ту же валюту. Это означает, что компании должны более активно соревноваться на рынке, чтобы привлечь клиентов и удержать свою долю рынка.

Однако, с другой стороны, введение единой валюты делает конкуренцию более жесткой и разрушительной. Это связано с тем, что государства больше не могут использовать валютную политику для защиты своих экономических интересов. Раньше, если у страны была слабая национальная валюта, она могла снизить ее реальный курс, чтобы сделать свои товары более конкурентоспособными на мировом рынке. Однако с введением единой валюты такая возможность отпадает.

Это может быть особенно неблагоприятно для стран с более слабыми экономиками, так как они не могут использовать девальвацию своей валюты в качестве инструмента для поддержки своих экспортных отраслей. В результате, такие страны могут оказаться в более уязвимом положении на мировом рынке и столкнуться с трудностями в конкуренции с компаниями из более сильных экономик.

Несмотря на эти негативные аспекты, введение единой валюты также имеет свои преимущества [13, с. 136]. Она способствует упрощению торговых операций между странами зоны, устраняет необходимость для компаний и отдельных лиц менять валюту при совершении операций. Это упрощает и ускоряет процесс торговли, способствуя более эффективному функционированию рынка.

Кроме того, единая валюта также способствует укреплению экономической интеграции между странами зоны. Она создает общий финансовый рынок и способствует свободному перемещению капитала, что может способствовать экономическому росту и развитию страны [13, с. 136].

Выводы. В свете этих событий, Европейский союз осознал необходимость разработки более эффективной стратегии для преодоления кризисов в будущем. В результате были предприняты шаги по укреплению экономической и финансовой интеграции, а также улучшению механизмов солидарности между странами-членами. Однако эти меры до сих пор являются предметом дебатов и требуют дальнейшего совершенствования, так как часто не берется во внимание социальная и культурная стороны процесса конвергенции. Ориентироваться только на экономическую и политическую выгоду существования Европейского союза, на наш взгляд, недостаточно.

Если система действительно претендует на надгосударственный характер, она должна быть открытой к взаимодействиям и работать во благо всех стран в целом и каждой в частности. Но такое вряд ли возможно в полной мере. Люди еще не научились договариваться друг с другом, что уж говорить о странах Европы, каждая из которых преследует свой интерес и выгоду от вступления в ЕС.

Список использованных источников:

1. Солиев Р.А. История формирование Европейского союза / Р.А. Солиев // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Серия гуманитарно-общественных наук. - 2018. - № 1(54). - С. 65-73.

2. Секенова Б.Н. История становления и развития Европейского союза / Б.Н. Секенова // Вестник университета Туран. - 2011. - № 2(50). - С. 78-81.

3. Солиев Р. Формирование Европейского союза / Р. Солиев // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. - 2016. - № 2/2(197). - С. 254-262.

4. Маслова Е.Р. Брексит: причины и последствия / Е. Р. Маслова, В. И. Влезкова // Актуальные проблемы и тенденции развития современной экономики: Сборник трудов международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Самара, 16-17 ноября 2020 года / Отв. редактор И.В. Косякова. Том Часть 1. - Самара: Самарский государственный технический университет, 2020.

- С. 332-337.

5. Комиссарова Ж.Н. Современные демографические проблемы Европейского союза / Ж.Н. Комиссарова, Е.А. Сергеев // Мировое и национальное хозяйство. - 2020. - № 1(50).

6. Мартынов А.А. Миграция в Евросоюзе / А.А. Мартынов // Архонт. -2019. - № 4(13). - С. 53-59.

7. Потемкина О.Ю. Миграция и убежище в ЕС: новые стратегии и старые разногласия / О.Ю. Потемкина // Европейский Союз: факты и комментарии. -2021. - № 104. - С. 53-58.

8. Васильева Е.А. Влияние профсоюзов на рынок труда / Е.А. Васильева // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - № 5-2. - С. 24-26.

9. Внешний долг и госдолг Европейского Союза [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://take-profit.org/statistics/government-debt-to-gdp/european-union/

10. Секачева А.Б. Кризисные явления в экономике Европейского союза на современном этапе его развития / А.Б. Секачева // Мир новой экономики. - 2021.

- Т. 15, № 1. - С. 91-99. - DOI 10.26794/2220-6469-2021-15-1-91-99.

11. Международно-правовые аспекты взаимодействия Германии и Франции в Европейском союзе // Неделя науки Санкт-Петербургского государственного морского технического университета. - 2022. - № 1-1.

12. Луцкая Е.Е. Антикризисные программы Греции: тяжелый опыт взаимоотношений с ес. (обзор) / Е.Е. Луцкая // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. - 2018. - № 2. - С. 78-83.

13. Полякова Ю.А. Проблемы евро в качестве мировой валюты / Ю.А. Полякова // Современные проблемы глобальной экономики: Сборник научных трудов. - Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Эдитус", 2021. -С. 132-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.