Научная статья на тему 'Европейский союз и Центральная Азия: поиски новой концепции сотрудничества'

Европейский союз и Центральная Азия: поиски новой концепции сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
336
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ / ДЕМОКРАТИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ИНТЕРЕСЫ ГОСУДАРСТВ ЧЛЕНОВ ЕС / EUROPEAN UNION / CENTRAL ASIA / DEMOCRACY AND HUMAN RIGHTS / EU MEMBER-STATES INTERESTS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Пряхин Владимир Федорович

В статье анализируются основные направления политики стран Европейского cоюза в отношении Центральной Азии во взаимосвязи с общей геостратегической ситуацией в регионе и в мире. Основная идея автора необходимость прекратить борьбу стран ЕС за сферы «своих» интересов и сосредоточиться на совместном противостоянии религиозному экстремизму, наркотрафику, международному терроризму, дефициту энергии, воды, продовольствия и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The European Union and Central Asia: In search of a new concept of cooperation

The article treats the main pillars in the unfolding EU strategy in Central Asia in the context of geostrategic environment. The author advances the opinion that the EU-countries should stop fighting for their own interests in the region and concentrate their efforts on meeting the challenges of religious extremism, narcotraffic, international terrorism, deficit of energy, water, nutrition, etc.

Текст научной работы на тему «Европейский союз и Центральная Азия: поиски новой концепции сотрудничества»

В.Ф. Пряхин

Европейский союз и Центральная Азия: Поиски новой концепции сотрудничества

Аннотация. В статье анализируются основные направления политики стран Европейского союза в отношении Центральной Азии во взаимосвязи с общей геостратегической ситуацией в регионе и в мире. Основная идея автора -необходимость прекратить борьбу стран ЕС за сферы «своих» интересов и сосредоточиться на совместном противостоянии религиозному экстремизму, наркотрафику, международному терроризму, дефициту энергии, воды, продовольствия и т.д.

Abstract. The article treats the main pillars in the unfolding EU strategy in Central Asia in the context of geostrategic environment. The author advances the opinion that the EU-countries should stop fighting for their own interests in the region and concentrate their efforts on meeting the challenges of religious extremism, narcotraffic, international terrorism, deficit of energy, water, nutrition, etc.

Ключевые слова: Европейский союз, Центральная Азия, демократия и права человека, интересы государств - членов ЕС. Keywords: European Union, Central Asia, democracy and human rights, EU member-states interests.

Политика Европейского союза в Центральной Азии является отражением глобального разлома в мировой политике в целом между, условно говоря, «традиционалистами» и «утопистами».

Для «традиционалистов», в том числе и российских, окончание «холодной войны» - не более чем тотальное геостратегическое

поражение Советского Союза, его расчленение и низведение политической ипостаси России до ранга второстепенной региональной державы. «Утописты», напротив, склонны видеть в событиях 90-х годов ХХ в. - ликвидацию как на Востоке, так и на Западе главных препятствий к интеграции человечества, к давно назревшей координации усилий международного сообщества в решении глобальных проблем, угрожающих самому существованию земной цивилизации в ХХ1 в.

«Утописты», в том числе и европейские, видят в Центральной Азии уникальную точку приложения усилий для противостояния таким новым вызовами и угрозам, как международный терроризм, религиозный экстремизм, наркотрафик, дефицит энергосырьевых и водных ресурсов, глобальное потепление и увеличивающийся разрыв в доходах между «золотым миллиардом» и остальным миром.

Для «традиционалистов» Центральная Азия - прежде всего объект «большой игры», начатой в Х1Х в. российскими и британскими агентами. Для них, по словам Редьярда Киплинга, «только когда все умрут, закончится большая игра». С этой точки зрения на бескрайних, превышающих по размерам всю Западную Европу просторах между Каспием и Тянь-Шанем после коллапса СССР образовался огромный «политический вакуум», который необходимо поскорее заполнить и использовать в своих геополитических, стратегических и финансово-экономических целях.

В действительности политика ни в Брюсселе, ни в Вашингтоне, ни в Москве, ни в Пекине не определяется «утопистами» или «традиционалистами». На шумных дипломатических раутах, за круглыми и овальными столами переговоров, в тиши банков, генштабов и разведцентров доминирует граничащий с цинизмом политический реализм, в соответствии с которым намечаются и проводятся традиционные внешнеполитические курсы, тщательно прикрытые новым правозащитным и демократическим, общегуманистическим и космополитическим камуфляжем. В этом не было бы ничего плохого, если бы не специфика нашего времени, которое И.С. Шкловский определил как период, когда человечество вплотную приблизилось к «технологическому пределу» роста, достигнув которого угасают, возможно, другие разумные цивилизации во Вселенной. Иными словами, в подходе к мировым проблемам и различным регионам политические деятели очень часто уподоб-134

ляются мальчикам, которые, стоя в луже бензина, спорят, у кого из них спичек больше.

Проанализируем детальнее, сколько и какие «спички у западноевропейских мальчиков в центральноазиатской луже».

В первые годы после образования новых независимых цен-тральноазиатских государств интерес к ним со стороны западноевропейских дипломатических ведомств носил в основном эпизодический характер. Главным инструментом присутствия в тот период являлась программа по содействию ускорению процесса экономических реформ в СНГ ТАСИС (TACIS, Technical Assistance for the Commonwealth of Independent States). С 1991 по 1999 г. в форме грантов на осуществление 3000 проектов программой было выделено 4,2 млрд. евро. В последующие шесть лет бюджет TACИС составил чуть более 3 млрд. евро. Однако в апреле 2006 г. ревизионная комиссия Евросоюза провела проверку и заявила, что значительная часть этих средств расходуется неэффективно. Члены Ев-ропарламента потребовали от Еврокомиссии остановки программы.

Следует отметить, что страны Евросоюза вносят далеко не одинаковый вклад в формирование центральноазиатской политики и проявляют далеко не равный интерес к региону. Присутствие целого ряда стран Западной Европы здесь вообще не ощущается. Еще большее число стран ЕС были бы заинтересованы в экономическом проникновении в Центральную Азию, но не располагают для этого достаточными финансовыми и кадровыми возможностями. Одним из важнейших преимуществ европейской интеграции является возможность практически каждой стране ЕС обозначить свое присутствие и интересы в удаленных от Старого Света азиатских столицах.

Своеобразным локомотивом продвижения Евросоюза в цен-тральноазиатский регион явилась Германия, которая, как известно, вносит наибольший (20%) вклад в формирование совместных финансовых ресурсов Союза. Именно Германия установила дипломатические отношения и учредила свои посольства во всех централь-ноазиатских странах. Именно в период германского председательства в ЕС был подготовлен и принят основополагающий документ, определяющий главные направления и инструменты политики Европейского союза в Центральной Азии. Таким документом явилась Стратегия сотрудничества ЕС со странами региона, окончатель-

но одобренная во время состоявшегося 21-23 июня 2007 г. саммита глав государств и правительств ЕС.

Этот документ охватывает период до 2013 г. и предусматривает два уровня сотрудничества: межгосударственный и региональный. Практическую значимость документу придает решение руководства ЕС выделить на реализацию стратегии пакет целевой помощи странам региона в размере 750 млн. евро. Эта цифра, кстати, отражает и действительные объемы заинтересованности, и практические возможности Евросоюза в проникновении в Центральную Азию. Во время визита в Кыргызстан в феврале 2011 г. премьер-министр Турции Р. Эрдоган заявил о готовности турецкой стороны инвестировать в страну в ближайшее время около 450 млн. долл.1 В свете этого сумма в три четверти миллиарда евро для всех пяти стран региона на шесть лет, предложенная одним из мощнейших финансово-экономических центров современной мировой экономики, объединяющем 27 весьма развитых государств, отнюдь не кажется столь внушительной. Но посмотрим, каковы официальные приоритеты, выделенные в стратегии?

Несмотря на очевидные сложности в политической обстановке каждой из центральноазиатских стран и в их взаимоотношениях в региональном аспекте, Центральная Азия оценивается в концептуальном документе ЕС как в основном стабильный регион. Главным фактором стабильности считается российское присутствие. Россия сохраняет военное присутствие в Киргизии и Таджикистане, на территории Казахстана расположен российский космодром Байконур. Интересы России в той или иной степени принимаются во внимание каждым из государств региона.

Евросоюз понимает это и не намерен оспаривать значение данного фактора. Более того, в моменты обострения ситуации в той или иной стране (как, например, во время ошской трагедии в июне 2010 г.) ЕС был бы даже не против более активной стабилизирующей роли России. Комментируя новую стратегию Евросоюза, тогдашний верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Хавьер Солана подчеркивал, что Брюссель нацелен на сотрудничество с Российской Федерацией в Центральной Азии. «ЕС не рассматривает международную политику как

1 В число стран-реципиентов помощи включена также Монголия.

поле для конкуренции. Мы настроены на взаимодействие и верим, что у нас есть множество направлений, измерений и возможностей для сотрудничества с Россией в этом регионе» [Стратегия сотрудничества Евросоюза...].

Несомненно, возможностей для сотрудничества между Евросоюзом и Россией в оказании содействия центральноазиатским странам немало. Достаточно упомянуть такие направления, как антитерроризм, контроль над наркотрафиком, укрепление режима охраны границ. Объединение имеющегося у российских правоохранительных органов опыта и знания региона с финансовыми и материальными ресурсами Евросоюза в перспективе могло бы дать весьма ощутимый эффект. К сожалению, на практике реализация этой схемы сотрудничества оказывается весьма затруднительной. Прежде всего потому что значительная часть средств, выделяемых Евросоюзом в целом и отдельными государствами ЕС на двусторонней основе, идет на командирование в регион граждан своих стран или на прием студентов из Центральной Азии для получения образования в Европе. И в том и в другом случае деньги в конечном итоге идут на создание рабочих мест в самих странах ЕС. Сами предложения о том, чтобы перенаправлять эти средства на финансирование командирования в регион специалистов из России ЕС квалифицируются как утопические. Между тем имеется уже 40-летний опыт такого рода сотрудничества между Европейским банком реконструкции и развития, выступающим в роли инвестора, и китайскими компаниями, выполняющими роль экономических операторов. На такой основе построены десятки тысяч километров автомобильных дорог в различных регионах мира, в том числе в Центральной Азии. Распространение этой «треугольной» формы сотрудничества на Россию могло бы существенно повысить эффективность оказываемого Россией и странами ЕС содействия экономическому развитию региона. Но для этого Европе следовало бы отказаться от стереотипа России как потенциального военно-стратегического соперника, который далеко еще не изжит в отдельных столицах стран НАТО.

Между тем оказание содействия самостоятельно на двусторонней и многосторонней основе самими европейскими государствами часто оказывается малоэффективным. Отсюда острая критика в адрес программы ТАСИС, деятельность которой аудиторы

признали неэффективной, аналогичные замечания имеют место по отношению к программе оказания содействия в области управления границами БОМКА (ВОМСА). Очевидно, что сотрудничество с такими международными организациями, как ОДКБ, ЕврАзЭС, ШОС, существенно повысило бы отдачу от прилагаемых усилий. На словах идея развития и укрепления взаимодействия по оси РФ -ЕС поддерживается, в том числе и представителями европейских государств. В реальности, однако, таких проектов немного. В качестве положительного исключения можно было бы упомянуть успешно реализуемые по линии ОБСЕ проекты утилизации компонентов ракетного топлива в Армении и на Украине. В рамках этих проектов российские предприятия за финансовые средства западных доноров экономически рентабельно перерабатывают экологически опасные химические вещества в полезную продукцию. В регионе Центральной Азии аналогичных проектов вообще нет.

В стратегии развития отношений ЕС со странами региона справедливо говорится и о том, что опыт построения единой интегрированной Европы был бы весьма полезен для центрально-азиатов. Регион испытывает в этом опыте острую необходимость, так как региональное сотрудничество является абсолютно необходимой предпосылкой для развития всех его стран, поскольку, несмотря на вновь проведенные государственные границы, он продолжает оставаться единым физико-географическим целым с органически едиными водными и топливными ресурсами, значение которых невозможно переоценить.

В течение нескольких десятилетий региональное сотрудничество достаточно плодотворно развивалось в рамках СССР при координирующей роли общесоюзного центра, в частности Госплана. С провозглашением независимости центральноазиатские государства получили самостоятельность в определении концепций своего экономического развития, но одновременно возникла необходимость в региональной координации национальных политик в области энергоснабжения и водопользования. Возник целый ряд острых проблем, некоторые из них, как, например, проект Рогун-ской ГЭС в Таджикистане, носят четко выраженный конфликто-генный характер. Интеграционный опыт Европы весьма полезен в решении этих проблем, в том числе и потому, что позволяет объективно оценить и восстановить на новой качественной основе то 138

полезное, что было накоплено в годы совместного пребывания цен-тральноазиатских стран в составе единого Советского государства.

Главным приоритетом Евросоюза в регионе обозначено укрепление демократических институтов, законности и соблюдение прав человека. С учетом концептуального характера документа стоит остановиться на этих приоритетах подробнее. Их обозначение в отрыве от главной для стран региона задачи - укрепления национальной государственности и политической стабильности - представляется сомнительным и вызывает вопросы. Опыт ряда стран Восточной Европы, Ближнего Востока, да и самой Центральной Азии показал, что для эффективной защиты прав человека и демократических ценностей им прежде всего необходимы наряду с развитыми механизмами гражданского общества и средствами массовой информации сильные государственные институты. Демократическая власть должна располагать и достаточно устойчивыми подконтрольными демократическим электоральным структурам силовыми составляющими. В противном случае, как это наглядно показал опыт Киргизии, они могут легко оказаться уязвимыми перед лицом внешне демократических, но на самом деле тоталитарных угроз, роста преступности и наркотрафика.

Нет никаких сомнений в том, что только подлинно демократические режимы, основанные на открытых и честных выборах, могут быть подлинно стабильными. Нет также и иллюзий относительно того, что задача построения таких режимов является легким делом. Сами лидеры центральноазиатских государств не отрицают того, что их страны сделали лишь первые шаги на пути к стабильным развитым демократиям. Не секрет, что в большинстве из них сильны еще элементы авторитаризма, а то и элементарного тоталитаризма. Признавая это, нельзя упускать из виду, что все эти страны находятся лишь на начальном этапе демократического развития, на том этапе, на котором подавляющее большинство нынешних развитых демократий также были автаркическими или полутоталитарными государствами. И в этом также нет ничего нового. Нельзя забывать о том, что и американская республика была узаконена посредством харизмы. Как писал крупнейший американский социолог второй половины XX в. Сеймур Липсет, «мы склонны забывать о том, что Джорджа Вашингтона боготворили не

меньше, чем боготворят сегодня многих руководителей новых государств» [Американская социология, с. 209-210].

Непременным условием для последовательного совершенствования сложившихся политических режимов и их демократизации является субъективное стремление их лидеров к занятию их государствами достойного места среди других членов международного сообщества.

Говоря о проблемах демократического развития, нам следует помнить и о том, что помимо авторитаризма, тоталитаризма и других негативных форм политических режимов в странах региона весьма высока опасность вырожденной формы демократии, основанной на меняющихся прихотях толпы, постоянно подпадающей под влияние популистов и демагогов. Той формы, которой еще Аристотелем было дано наименование охлократии, или господства толпы. Пример недавних событий в Киргизии однозначно свидетельствует о том, что для новой по-настоящему демократической элиты этот вид социальной девиации является не менее опасным, чем риски, связанные с угрозами авторитаризма.

Россия прошла через это на начальном этапе демократических реформ. Тогда, в начале 90-х годов, известная правозащитни-ца и убежденный сторонник самого широкого либерализма Валерия Новодворская сказала, что только просвещенная диктатура спасет страну. Спустя двадцать лет премьер-министр Великобритании, страны классической парламентской демократии, столкнувшейся с трудностями миграции из слаборазвитых государств, констатировал, что либерализм нуждается в мускулах. Спрашивается, зачем тогда необходим этот навязчивый и не всегда обоснованный акцент на тематике прав человека и добросовестном управлении. Не потому ли, как пишут киргизские исследователи Ормонбековы, что обозначение прав человека, верховенства закона и демократизации в качестве первоочередных приоритетов Евросоюза в полной мере соответствует общеевропейским ценностям и планам ЕС расширять свое «пространство свободы, демократии и законности» за счет новых регионов [Ормонбекова, Ормонбеков].

Весьма примечательно, что, разрабатывая стратегию для Центральной Азии, эксперты ЕС исходили из того, что создание «жизнеспособной демократической системы» в странах Центральной Азии значительно снизит риск распространения в этих госу-140

дарствах экстремистских неоисламистских идеологий [Стратегия сотрудничества.].

Действительно, распространение религиозного экстремизма стало давно глобальной угрозой как Западной Европе, так и Центральной Азии. Вызывает, однако, сомнение, что посредством одних только реформ в системе государственного управления и учреждением институтов добросовестного управления можно решить эту проблему. Противостоять идеологии может только другая идеология, более развитая, более соответствующая окружающим условиям и потому более эффективная. В регионе Центральной Азии после получения независимости образовался вакуум, в который устремились религиозные экстремисты с Юга. С начала 90-х годов они последовательно укрепляют в регионе свои позиции, действуя как через легальные, так и нелегальные каналы. Удивительным образом, но просвещенный континент Старого Света, колыбель великих открытий, гениальных философских, религиозных, мировоззренческих систем, не может предложить никакого идеологического противоядия, с тем чтобы воспрепятствовать проникновению в регион религиозного экстремизма.

Соблазнительными в этом отношении представляются положения упомянутой Стратегии нового партнерства Евросоюза с Центральной Азией о необходимости инвестиций в молодежь и образование с целью дальнейшего распространения «европейской системы ценностей».

В течение ряда лет это означало лишь разрушение старых советских образовательных систем и механизмов и внедрение Болон-ского процесса. Но вряд ли усилия в этом направлении могут дать какие-либо результаты с учетом достаточно сложного положения, в котором находится сейчас образовательная система центрально-азиатских стран, низкого жизненного уровня преподавательского состава и отсутствия достаточной для получения хорошего образования мотивации у современной молодежи региона. Для этого необходимы, с одной стороны, значительные финансовые вливания, с другой - новые конструктивные идеи, способные вдохновить новые поколения центральноазиатов для занятия ими активной жизненной позиции, альтернативной религиозному экстремизму. Ни того ни другого просвещенная Европа пока не в состоянии дать

региону. А «европейская система ценностей» на поверку оказывается пустым звуком.

Просветительские идеи западноевропейских политиков весьма далеки от учета реальной картины в регионе. Между тем самое простое сопоставление реальных доходов на душу населения (см. табл. 1, 2) говорит о том, что реализации замыслов стратегии ЕС препятствует значительная разница в доходах на душу населения в Центральной Азии и странах Болонского процесса.

Таблица 1

Национальный доход на душу населения в странах Центральной Азии (2008 г., в долл. США)

Страна Доход на душу населения

Казахстан 6140

Туркменистан 2840

Узбекистан 910

Кыргызстан 740

Таджикистан 600

Таблица 2

Уровень дохода на душу населения

Место Страна Доход на душу населения (в долл. США)

1 Лихтенштейн Нет данных

3 Норвегия 87,070

6 Швейцария 65,330

13 Финляндия 48,120

14 США 47,580

22 Германия 42,440

23 Франция 42,250

62 Словацкая Республика 14,540

63 Эстония 14,270

66 Венгрия 12,810

Что касается идеологической жизни современной Европы, то она слишком долгое время определялась задачами антикоммунистической пропаганды. Когда же необходимость в ней отпала, то

выяснилось, что ничего конструктивного за антикоммунизмом нет, кроме пресловутой идеологии потребления. Но распространение потребительских идей в Центральной Азии может привести лишь к усилению социальной стратификации, росту разницы в доходах между богатыми и бедными и в конечном итоге распространению идеологии религиозного экстремизма и социальным взрывам, как это имеет место в настоящее время в Северной Африке.

В стратегии развития отношений с Центральной Азией Евросоюз придает первостепенное значение экономическим вопросам, и прежде всего их транспортной и энергетической составляющим. В данном случае речь идет не просто о «новом регионе», но об огромном пространстве, геостратегически связывающем Евроатлан-тическое пространство с Азиатско-Тихоокеанским регионом, на который уже приходится большая часть мирового промышленного производства. Более ста лет новейшей истории единственной надежной сухопутной коммуникацией между Европой и Азией являлась Транссибирская магистраль. В принципе рентабельных и экономически разумных альтернатив Транссибу нет и в настоящее время. Однако с распадом СССР появилась возможность для создания всякого рода обходных путей по маршрутам древнего Великого шелкового пути. Все они идут через Центральную Азию.

Евросоюз активно поддерживает такие проекты, как ТРАСЕКА, ИНОГЕЙТ, «Набукко». Все они идут в обход России, что в перспективе не может не нанести ей серьезный ущерб. И не только экономический. Естественно поэтому, что Москва в рамках действующих международно-правовых норм противится реализации идеи альтернативных обходных путей. Упор при этом делается не только и не столько на препятствовании конкурентам, сколько на предложении более выгодных условий реализации уже действующих коммуникаций и создании новых, идущих через Россию и создаваемых при ее участии.

Весьма характерной в этом плане является ситуация с энергично поддерживаемым Евросоюзом газопроводом «Набукко». Идеология этого проекта с самого начала носила антироссийский характер. Смысл проекта заключается в том, чтобы обеспечить поставки туркменского и азербайджанского газа в обход России (см. схему). Проект «Набукко» еще только собираются начать строить в 2011 г., но уже с 2003 г. безотказно действует газопровод «Голубой

поток», сооруженный в рамках российско-турецкого соглашения от 1997 г., по которому Россия должна в 2000-2025 гг. поставить в Турцию 364,5 млрд. куб. м газа. Позднее к проекту подключились итальянские компании, и проект принял общеевропейский характер. Существовали и существуют возможности для его дальнейшего расширения, с тем чтобы увеличить поставки и азербайджанского, и туркменского газа в Турцию и далее в Европу. Строительство же новой дорогостоящей и экологически опасной ветки через Каспий вряд ли можно оправдать какими-либо экономическими факторами.

Великий шелковый путь

В стремлении обеспечить самостоятельный выход на европейские газовые рынки Россия в свою очередь инициировала проект российско-итальяно-французского трубопровода «Южный поток», который пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну. Газопровод должен вступить в строй к 2015 г.

Политические мотивировки затрудняют решение задачи обеспечения энергетической безопасности Европы, ведут к распылению средств и снижают эффективность инвестиций. К тому же нет никаких экономических предпосылок для конкуренции в поставках российского и центральноазиатского газа в Европу по уже действующим газопроводным системам.

На состоявшейся в январе 2011 г. конференции по газу в Вене звучали заявления, что для удовлетворения растущих потребностей в «голубом топливе» Европе придется увеличить импорт природного газа на 200 млрд. куб. м в год [Федорук]. Планируемая мощность «Южного потока» - 63 млрд. куб. м газа в год. Мощность «Набукко» рассчитана на перекачку 25-31 млрд. куб. м газа в год. Таким образом, речь должна идти не столько о диктуемой политическими соображениями диверсификации трубопроводной системы, сколько об общем наращивании добычи «голубого золота», что на сегодняшний день невозможно без участия России.

Интересно в этой связи отметить, что с учетом всех выше приведенных факторов участники проекта «Набукко» серьезно изучают реальность реализации этого проекта. Сдержанное отношение к нему высказываются, в частности, в такой ключевой стране проекта, как Туркменистан. А без участия Туркменистана Азербайджану пришлось бы покрывать транспортные расходы всего трубопровода самостоятельно, что лишило бы рентабельности и без того спорный проект для Баку и для европейских столиц.

Проблема центральноазиатского участия в решении проблемы энергообеспечения Европы может быть эффективно решена в комплексе с учетом политических и экономических интересов всех участников. К сожалению, однако, именно газовая тематика показывает, как недалеко европейские политики ушли от концепции пресловутой «большой игры», в соответствии с которой централь-ноазиатский регион для них все еще является ареной политического соперничества, а не благоприятным полем для сотрудничества в интересах всех заинтересованных сторон.

Схема проекта «Набукко»

Начало операции союзников в Афганистане значительно повысило интерес Евросоюза к данным транспортным коммуникациям. Опорные пункты военно-транспортной авиации США, Германии, Франции вскоре были созданы в Киргизии, Таджикистане и Узбекистане. Поступления от их эксплуатации в бюджеты соответствующих государств должны стать важной статьей доходов. Пример Киргизии, к сожалению, свидетельствует о том, что система финансирования транспортных услуг для стран НАТО может использоваться для построения коррупционных схем, исключающих использование соответствующих поступлений на нужды стран пребывания. Для противодействия этим схемам президент переходного периода Киргизской Республики Р.И. Отунбаева инициировала учреждение совместного российско-киргизского предприятия по обеспечению авиационным топливом Центра транзитных 146

перевозок на базе аэропорта Манас. Реализация этой идеи и подписание 18 февраля 2011 г. соответствующего соглашения позволит значительно и подотчетно увеличить поступления в бюджет республики.

Схема проекта «Южный поток»

Представителей крупного западноевропейского бизнеса привлекают в центральноазиатском регионе прежде всего богатые ресурсы углеводородов (нефти, газа), составляющие 5% от мировых, залежи редких и цветных металлов, урановые месторождения. Наконец, на мировом рынке растут цены на традиционную продукцию среднеазиатского сельского хозяйства, в частности на хлопок.

О деятельности западных частных компаний в Центральной Азии в последние двадцать лет известно не так много. Но, по некоторым косвенным данным, можно предположить, что масштабы освоения «советского наследства» были весьма велики. На корню и на многие годы вперед был, например, закуплен таджикский хлопок, «освоены» заново киргизские месторождения золота, были предприняты серьезные, хотя и не всегда успешные попытки приобщиться к туркменскому газу и казахстанской нефти.

Как указывали многие источники, рентабельность освоения месторождений природных ископаемых зарубежными инвесторами в Центральной Азии оставляет желать много лучшего. Так, например, по свидетельству генерального директора Ассоциации ювелиров Киргизии Чингиза Макешова, в год в стране добывается около 17 т золота. Примерная рыночная цена этого количества [Ланта Банк...] составляет около 1 млрд. долл. США, или примерно половину бюджета республики, проектируемого на 2011 г. [Жогор-ку Кенеш...], или по 170 долл. на каждого гражданина Киргизии в год. Между тем только 3% добываемого количества перерабатывается в стране. Увеличение этой доли до принятого в общемировой практике уровня позволило бы создать около 20 тыс. новых рабочих мест. Видимо, поэтому население области Талас, где находится одно из крупнейших киргизских месторождений золота Джеруй, потребовало отказаться вообще от золотодобычи в регионе, с тем чтобы оставить эти месторождения для будущих поколений.

Из географической близости центральноазиатского региона к Афганистану проистекает необходимость противостояния таким вызовам, как контрабанда наркотиков, религиозный экстремизм, международный терроризм. Евросоюз не раз на словах выражал готовность к оказанию содействия центральноазиатским странам в нейтрализации этих угроз. В частности, Союзом поддерживаются программы БОМКА (BOMCA) и КАДАП (CADAP). Одна из этих программ направлена на борьбу с наркотрафиком, цель другой - оказание содействия центральноазиатским государствам, прежде всего Таджикистану, в формировании современной эффективной пограничной охраны, непреодолимой для преступников и прозрачной для благонамеренных туристов и бизнесменов. Как подчеркнул специальный представитель Евросоюза по связям с централь-ноазиатскими странами Пьер Морель, на эти цели ЕС выделяет 148

несколько миллионов евро. Эти объемы помощи весьма далеки от реальных потребностей и масштаба угроз. В 2008 г. правоохранительные органы Таджикистана задержали и уничтожили 6 тыс. кг наркотиков. Рыночная цена этого количества составила бы сумму, соизмеримую с бюджетом Республики Таджикистан. А ведь ни для кого не секрет, что задержанная часть наркопотока - лишь надводная часть айсберга.

Задача противодействию преступности требует объединения усилий всех государств и международных организаций. Логично, что спецпредставитель Евросоюза по Центральной Азии выступил за развитие диалога с Организацией договора о коллективной безопасности. После одной из встреч с генсеком ОДКБ Н.Н. Бордюжей он высказался за консолидацию усилий двух организаций в обеспечении безопасности в регионе [ЕС выступает...]. Особое внимание спецпредставитель ЕС уделил вопросу координации международных усилий по противодействию терроризму, экстремизму, торговле людьми, незаконному распространению оружия и наркотиков. По словам П. Мореля, на министерской встрече ЕС принято решение активизировать контакты с региональными организациями, действующими в Центральной Азии. К сожалению, пока сотрудничество между действующими в регионе организациями и ЕС не получило должного развития.

При ровном в целом отношении стран Евросоюза ко всем государствам центральноазиатского региона ведущим партнером для них, безусловно, является Казахстан, который в Брюсселе считается своеобразной моделью строительства отношений. При всем том, что в западноевропейских столицах и в Вашингтоне не раз возникали вопросы к Астане по правозащитной тематике, ЕС в конечном итоге пошел на признание не только роли Казахстана в регионе, но и на всем евразийском пространстве, согласившись в конце концов с председательством Республики Казахстан в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 г. Успешное в целом казахстанское председательство в немалой степени способствовало корректировке отношения ЕС к региону в целом. Евросоюз утвердился во мнении, что Казахстан является надежным партнером во всех сферах отношений.

Особенно значительное развитие получили экономические связи между странами Союза и РК. Казахстан также является веду-

щим торговым партнером ЕС в Центральной Азии. Совокупный товарооборот между РК и ЕС превышает объем торговли стран Евросоюза с остальными четырьмя центральноазиатскими государствами. Непрерывно увеличивается поток инвестиций в эту страну, прежде всего в нефте- и газодобывающие отрасли. Проявляют западноевропейские компании интерес и к урановорудным месторождениям Казахстана.

На отношения стран Евросоюза с Узбекистаном наложили негативный отпечаток андижанские события 2005 г. Длительное время европейцы критиковали Ташкент за нарушения прав человека и демократических свобод в ходе этих событий и даже ввели против него некоторые экономические санкции. Прагматические потребности развития отношений с этой ключевой страной региона, а также соображения обеспечения коммуникаций с группировкой коалиционных сил в Афганистане способствовали возобновлению отношений в полном объеме.

Из других стран региона стоит выделить Киргизию, которую в первый период развития в качестве независимого государства на Западе часто характеризовали как «оазис демократии» в регионе тоталитаризма и авторитаризма.

В последнее время эта репутация несколько потускнела в связи с тем, что демократическая оболочка не сумела компенсировать целый ряд органических пороков, свойственных традиционной кланово-непотической1 системе родовых отношений в киргизском обществе. С «тюльпановой революцией» 2005 г. Евросоюз связывал надежды на ликвидацию этих пороков и дальнейшее продвижение страны по пути строительства демократического светского государства. Пришедший на гребне «тюльпановой революции» новый режим оказался, однако, не менее пораженным коррупцией, семейственностью и казнокрадством. Его свержение в апреле 2010 г. представлялось многим логичным продолжением процесса демократизации. Последовавшие вслед за апрелем трагические события на юге республики, гибель в ходе межэтнических столкновений

1 Непотизм - раздача римскими папами ради укрепления своей власти доходных должностей, высших церковных званий или земель близким родственникам. Был широко распространен в ХУ-ХУ1 вв. В более широком смысле (совр.) -кумовство. - Прим. ред.

сотен ни в чем не повинных людей еще раз подтвердили, что только лишь провозглашения демократических и правозащитных лозунгов недостаточно для формирования по-настоящему крепкого цивилизованного светского государства.

Евросоюз вносит свой вклад в постконфликтную реабилитацию в Киргизии, немалые средства инвестируются как на гуманитарные цели, так и на поступательное развитие экономики страны, систем образования и здравоохранения. Вместе с тем возможности такого глобального игрока в мировой экономике, как Евросоюз, на который приходится четверть мирового внутреннего валового продукта, используются далеко не в полной мере. И дело тут не в отсутствии желания или доброй воли. Так же как и в других странах региона, Евросоюз все еще не нашел в Киргизии той парадигмы отношений, которая позволила бы тратить выделяемые средства эффективно и с полной отдачей. С одной стороны, европейские политики считают важнейшей предпосылкой инвестирования в экономику Центральной Азии формирование современных светских государств и развитых частных секторов, с другой - создание этой предпосылки невозможно без оказания крупномасштабной экономической, финансовой помощи и технического содействия. Преодоление этого противоречия невозможно только на условиях рыночной экономики. Необходим и альтруистический подход, не связанный с расчетами на получение сиюминутных прибылей любой ценой.

Анализируя политику Западной Европы в отношении Центральной Азии в целом, следует сказать, что она характеризуется реализмом и прагматизмом. В столицах западноевропейских государств есть понимание того, что «ведущими игроками» в регионе являются Россия, Китай и США, а также, несомненно и прежде всего, сами центральноазиатские государства. Именно они являются гарантами политической и военной стабильности в регионе. Они несут ответственность за противостояние таким вызовами и угрозам, как наркотрафик, международный терроризм, религиозный экстремизм.

Но будучи одним из крупнейших политических, экономических, финансовых центров современного мира, Западная Европа, безусловно, может и должна внести свой вклад в становление новой процветающей Центральной Азии. Во взаимозависимом и взаимо-

связанном мире XXI в. на страны региона выпала участь оказаться на пересечении глобальных угроз и проблем, противостоять которым они без содействия международного сообщества не в состоянии. Принимая участие в процессе оказания этого содействия, Западная Европа, как и другие акторы современного миропорядка, формирует свою политику в регионе между двумя крайностями -бескорыстным альтруизмом европейской демократической общественности и эгоистическими интересами частных компаний и отдельных предпринимателей. Конечный продукт этой политики будет виден не только в Центральной Азии. От того, какая из упомянутых выше крайностей возобладает во внешнеполитическом мышлении современной Европы, будет зависеть и формирование будущей картины самого Старого Света. Пойдет ли он по пути Руссо и Вольтера или без большой надежды на успех попытается добиваться старых конкистадорских целей обновленными макиа-веллиевскими способами.

Литература

Американская социология. - М.: Прогресс,1972.

ЕС выступает за диалог с ОДКБ, 7 февраля 2008. - Режим доступа: http://www.panarmenian.net/rus/world/news/24691/ЕС_выступает_за _ди алог_с_ОДКБ

Жогорку Кенеш Кыргызской Республики принял в первом чтении проект закона Кыргызской Республики «О республиканском бюджете Кыргызской Республики на 2011 год и прогнозе на 2012-2013 годы». 15.02.2011 // веб-сайт Министерства финансов Кыргызской Республики. -Режим доступа: http://www.minfin.kg/index.php?option=com_content&view= article&id=335:-l-2011-2012-2013-r-&catid=45:2010-10-05-10-25-12&Itemid=115

Ланта Банк. Цены на золото для физ. лиц. - Режим доступа: http://www.lanta.ru/gold/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ормонбекова Л., Ормонбеков Ж. Стратегия Европейского союза для Центральной Азии: Pro et contra / Институт общественной политики. -Режим доступа: http://ipp.kg/ru/analysis/525/

Стратегия сотрудничества Евросоюза со странами Центральной Азии // Лента: политика.- 30.07.2007. - Режим доступа: http://www.rodon. org/polit-070730112323

Федорук В. «Набукко»: Горькая пилюля для ЕС. Азербайджан не согласен снабжать наполовину пустой «Набукко», 26.01.2011. - Режим доступа: http://rus.ruvr.ru/_print/41350957.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.