Научная статья на тему 'Европейский психологический сертификат EuroPsy'

Европейский психологический сертификат EuroPsy Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ / РЕГУЛИРОВАНИЕ / СЕРТИФИКАЦИЯ / EUROPSY / EFPA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Величковский Борис Борисович

Рассматриваются предпосылки создания европейского психологического сертификата EuroPsy, его содержание и история разработки. Обсуждаются возможности внедрения EuroPsy в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейский психологический сертификат EuroPsy»

Европейский психологический сертификат EuroPsy

Б. Б. Величковский

Л к.

Величковский Борис Борисович

кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Любой вид сложной профессиональной деятельности, особенно связанной с обеспечением здоровья и благополучия людей, должен быть предметом регулирования. Психология не является исключением из этого правила. Наоборот, в этой области знания и практики регулирование и лицензирование играют особо важную роль, поскольку некомпетентные «психологи» представляют опасность для своих клиентов. Именно поэтому в странах с «развитой психологией» (к ним принято относить преимущественно страны Северной Америки и Западной Европы) доступ психологов на рынок профессиональных психологических услуг достаточно жестко контролируется как на законодательном уровне, так и на уровне деятельности национальных психологических ассоциаций. Сам факт наличия обязательных норм, регулирующих деятельность психологов, является, с точки зрения мирового психологического сообщества, одним из критериев, позволяющих рассматривать конкретную страну как страну с «развитой психологией».

Что такое EuroPsy?

ЕигоРву — это набор требований к психологам, принятый Европейской Федерацией Ассоциаций Психологов (EFPA, www.efpa.eu). Если образование и практический опыт конкретного психолога удовлетворяют этим требованиям, психолог может получить сертификат ЕигоРву и войти в Европейский реестр психологов. Наличие сертификата

ЕигоРву позволяет клиентам и работодателям относительно объективно оценить качество образования, полученного конкретным психологом. На основании этой информации может быть принято обоснованное решение о выборе того или иного психолога в качестве консультанта или о его трудоустройстве. ЕигоРву включает в себя требования к объему и содержанию академического обучения, к объему и качеству практической подготовки психолога, а также требования по соблюдению им определенных этических норм.

Зачем нужен EuroPsy?

Многие существующие сегодня на Западе национальные системы лицензирования деятельности психологов являются отработанными и достаточно эффективными. В тоже время, происходящие в мире перемены делают их не всегда адекватными сложившейся ситуации. В частности, это имеет место в странах Европейского Союза (ЕС), ориентированных на полную свободу перемещения профессионалов в пределах границ ЕС. В таких условиях наличие разрозненного конгломерата национальных систем лицензирования и регуляции, а также зачастую совершенно разных подходов к психологическому образованию заставляет искать новые способы интеграции и унификации требований к профессиональным психологам. Европейский психологический сертификат ЕигоРву является следствием стремления европейского психологического со-

общества к созданию на территории Европы единого психологического пространства.

История EuroPsy

Попытки разработать единую систему взаимного признания дипломов по психологии имели место начиная с середины 1980-х годов. Они основывались на целом ряде директив Европейской Комиссии, призванных обеспечить беспрепятственное перемещение рабочей силы в пределах ЕС. Однако предлагаемые в их рамках процедуры были довольно неудобными и предполагали индивидуальное рассмотрение каждого случая. Прообразом EuroPsy стала система образовательных стандартов по организационной психологии, разработанная Европейской Сетью по Организационной Психологии (ENOP) в 1998 г. В 1999 г. она выделила EFPA грант на разработку минимальных стандартов подготовки психологов в Европе. Результатом этой работы стали рамочные требования EuroPsyT, которые практически без изменений вошли в состав требований EuroPsy.

C 2001 г. разработкой EuroPsy занимается специальный комитет EFPA. В 2009 г. Генеральная Ассамблея EFPA официально приняла положение о EuroPsy, и с 2010 г. она начинает работать с национальными психологическими ассоциациями по внедрению этой системы сертификации на национальном уровне. В этом же году начались работы по созданию on-line версии Реестра психологов, получивших EuroPsy, и к концу 2010 г. можно ожидать начала функционирования общеевропейской части системы сертификации в полном объеме.

Требования EuroPsy

EuroPsy включает в себя требования к академической и практической подготовке психологов, требования по соблюдению ими определенных этических норм, а также ряд требований по поддержанию высокого уровня компетентности психологов, уже сертифицированных по EuroPsy.

Требования к подготовке. EuroPsy требует 5-летнего образования по психологической специальности, полученного в университете или аналогичном вузе, а также минимум 1 года супервизии. Образовательная модель предполагает прохождение трех этапов:

• 1 этап. Бакалавр или эквивалент;

• 2 этап. Магистр или эквивалент;

• 3 этап. Супервизия.

Учитывая, что во многих европейских странах 2-ступенчатая система (бакалавр + магистр) сосуществует с 1-ступенчатой (диплом), правила EuroPsy

подчеркивают условность выделения этапов, которые необязательно должны осуществляться строго последовательно. В результате каждого этапа в целом у обучающегося должны быть сформированы определенные знания и умения, а в результате всего обучения — компетенции, список которых приводится в стандарте ЕигоРву. Требования стандарта являются минимально необходимыми, и EFPA ожидает, что знания, полученные в хороших университетах, будут их превышать.

1 этап (начальный) должен обеспечить общую ориентацию студента-пси-холога в теориях и методах различных отраслей психологии и знакомство с родственными ей дисциплинами. На этом этапе закладываются основы, необходимые, но недостаточные для осуществления самостоятельной практической и исследовательской деятельности. Минимальная длительность 1 этапа равна 180 зачетным единицам (кредитам), что соответствует 3 годам обучения. В рамках 1 этапа стандарт требует изучения следующих компонентов:

• ориентация в психологии (введение в профессию, отрасли психологии, история психологии и т. д.);

• психологические теории (общая, дифференциальная, клиническая, социальная психология и т. д. + практические занятия);

• «технологические» теории (теория тестов + практикумы);

• психологические методы (методы сбора и анализа данных + практикумы);

• непсихологические теории (философия, социология, биология, экономика и др.);

• академические умения (библиографическая работа, написание курсовых и т. п.).

2 этап подготавливает студента к самостоятельной практической деятельности в качестве психолога. Обучение может быть недифференцированным — подготавливающим к исследовательской деятельности или к деятельности в качестве «психолога общей практики», или дифференцированным — подготавливающим к практической деятельности в одной из областей психологии. Минимальная длительность этапа — 120 кредитов (2 года обучения). На этом этапе изучаются те же компоненты, но теперь с точки зрения их значимости для будущей практической профессиональной деятельности психолога:

• ориентация (обзор возможностей специализации, обзор профессиональных контекстов);

• психологические теории (специальные психологические теории, соответствующие выбранной специали-

зации, например, теории принятия решений + практикумы);

• «технологические» теории (технологические теории в рамках выбранной специализации, например, стохастическая теория тестов + практикумы);

• психологические методы (сложные методы сбора и анализа данных, например, методы многомерной статистики, + практикумы);

• непсихологические теории (специальные непсихологические теории, дополняющие выбранную специализацию);

• академические умения (написание квалификационных работ и статей, прохождение собеседований). Кроме того, добавляются два новых

компонента:

• практика в аккредитованной организации (до 6 месяцев, не является су-первизией);

• самостоятельный исследовательский проект (3—6 месяцев).

3 этап (супервизия) направлен на консолидацию теоретических и практических знаний и умений. Он окончательно подготавливает будущего специалиста к самостоятельной психологической практике, обеспечивая выработку индивидуальной профессиональной роли. На этом этапе выпускник занимается полусамостоятельной практической деятельностью под руководством опытного психолога в рамках профессионального коллектива. Общая трудоемкость этапа составляет 1500 часов, что примерно соответствует 1 году работы.

Супервизия осуществляется в рамках государственной или каким-то образом сертифицированной частной организации, которая:

• предлагает услуги, совместимые с образованием выпускника;

• гарантирует, что большая часть су-первизии осуществляется профессиональным психологом (в некоторых странах он аккредитуется национальной психологической ассоциацией и проходит соответствующую подготовку);

• признается национальным органом, регулирующим психологическую деятельность.

Примерами организаций, удовлетворяющих перечисленным требованиям, являются больницы, социальные службы, школы, а также частные психологические практики. Супервизия подтверждается документально (трудовая книжка, сертификаты и т. п.). Кроме того, супервизор дает оценку выпускнику согласно разработанной EFPA анкете на предмет сформированности у него компетенций, перечисленных в стандарте ЕигоРву.

Этические требования. Каждый кандидат на получение ЕигоРву в письменной форме обязуется соблюдать требования Этического Кодекса национальной психологической ассоциации, причем национальная ассоциация обязуется привести свой Этический Кодекс в соответствие с требованиями Европейского Этического Мета-Кодекса. При грубых нарушениях профессиональной этики действие уже полученного сертификата может быть приостановлено или сертификат может быть полностью аннулирован. Решение о приостановлении/возобновлении сертификата принимает особый комитет в национальной психологической ассоциации (контролирующийся соответствующим европейским комитетом).

Требования к поддержанию квалификации. Сертификат ЕигоРву выдается на срок 5 лет и должен обновляться по его истечении. Одним из условий продления сертификата является наличие документальных подтверждений, что психолог принимал участие в мероприятиях повышения квалификации (конференции, семинары, тренинги и т. д.).

Юридический статус EuroPsy

Наличие сертификата ЕигоРву необязательно для психолога. Этот сертификат не является лицензией на осуществление психологической практики. Если такая лицензия требуется в конкретной стране, ее необходимо получить независимо от наличия ЕигоРву (хотя оно может облегчить процесс). Сам по себе данный сертификат не позволяет каждому европейскому психологу свободно практиковать в любой стране ЕС (психологическая практика в этих странах регулируется соответствующим национальным законодательством). ЕигоРву является набором отраслевых стандартов, принятых профессиональным сообществом европейских психологов, и будет защищен как торговая марка.

EuroPsy в России

Российское психологическое общество с 2009 г. является членом EFPA и поэтому может присоединиться к системе сертифицирования практических психологов по стандарту ЕигоРву. Критический анализ существующей практики психологического образования в России показывает, что в целом содержание учебных планов наших университетов в значительной мере совпадает с требованиями ЕигоРву. Точками расхождения является значительное количество непсихологических дисциплин, преподаваемых студентам в российских университетах, и явно недостаточное количество часов, выделяемых на изучение методов психологии, особенно статистических, а также на формирование навыков академической работы. Однако с учетом

некоторых корректировок можно полагать, что учебные программы университетов, выполняющих требования нового федерального стандарта по психологии, будут соответствовать требованиям ЕигоРву.

Гораздо более серьезной представляется проблема создания полноценной системы проведения супервизии, которая практически полностью отсутствует в нашей стране. Надо отметить, что во многих странах Европы, объявивших о готовности внедрения ЕигоРву, возникает аналогичная проблема. Понятие су-первизии является достаточно размытым, и стран, в которых данный вид практического обучения осуществляется согласованным образом, крайне мало. Поэтому необходимость внедрения ЕигоРву мотивирует национальные психологические ассоциации создавать системы проведения супервизии, руководствуясь национальными особенностями. Например, во Франции с 2010 г. вводится институт коллективной суперви-зии, в рамках которого недавние выпускники, работающие по специальности, должны 1—2 раза в месяц собираться под руководством опытного специалиста для обсуждения возникающих в их практике проблем (услуги супервизора оплачиваются начинающими психологами). Россия находится сегодня в ситуации, которая позволяет ей или выбирать подходящую европейскую модель суперви-зии, или создать свою собственную, полностью отвечающую российским условиям, но не профанирующую саму идею супервизии.

Этические требования ЕигоРву заостряют еще одну проблему, характерную для российской психологии. Она состоит не столько в отсутствии повышенного внимания к вопросам профессиональной этики, сколько в отсутствии механизмов, гарантирующих соблюдение минимальных этических норм в профессиональной деятельности российских психологов. Российское психологическое общество может сыграть большую роль в нейтрализации этических проблем в области психологической науки и практики, если перейдет от декларирования необходимости этичного поведения к созданию инструментария для его эффективного поощрения. В целом, внедрение ЕигоРву в России технически возможно, и европейские коллеги, безусловно, приветствовали бы такое развитие ситуации. Но за вопросом технической осуществимости всегда встает вопрос о целесообразности, и проблема внедрения ЕигоРву в России не является исключением.

Зачем нам EuroPsy?

Следует еще раз подчеркнуть, что сертификат ЕигоРву не является разрешением на осуществление психологи-

ческой практики/преподавания в европейских странах. Однако его наличие гарантирует соответствие квалификации российского психолога одному из наиболее совершенных профессиональных психологических образовательных стандартов. Хотя ЕигоРву не является государственным или межгосударственным стандартом, в ситуации полного отсутствия альтернативы эта система требований в течение ближайших десятилетий наверняка станет в Европе основой для оценки квалификации психологов не только внутри профессионального сообщества, но и в обществе в целом. Таким образом, наличие сертификата ЕигоРву позволит российскому психологу, осуществляющему какое-либо взаимодействие с представителями других европейских стран, предоставить подтверждение своей компетентности в терминах, понятных европейским партнерам.

Сегодня Международный союз психологической науки (IUPsyS) только начинает работу по анализу мировых систем психологического образования с очевидной целью разработки минимальных мировых стандартов подготовки психологов. Учитывая, что IUPsyS находится на том этапе, на котором EFPA находилось 10 лет назад, можно с уверенностью предположить, что требования EuroPsy (по крайней мере, в их образовательной части) послужат основой будущего международного образовательного стандарта. При таком развитии ситуации страны, уже внедрившие аналогичный стандарт, будут иметь существенное конкурентное преимущество, например, при привлечении иностранных студентов.

Как мы уже говорили, наличие сертификата EuroPsy не дает психологу неограниченное право на профессиональную деятельность в пределах ЕС. Право на предоставление психологических услуг дается на национальном уровне и регулируется специфическим законодательством конкретной европейской страны. Однако его наличие может облегчить российским психологам получение национальной психологической лицензии при возникновении такой необходимости. Можно предположить, что регулирующие инстанции европейских стран будут использовать упрощенные процедуры лицензирования в данном случае. Кроме того, что особенно важно — внедрение EuroPsy в России будет способствовать унификации стандартов подготовки отечественных и европейских психологов без потери специфики национальных психологических школ. Это упростит совместную работу с европейскими коллегами и обогатит как мировую, так и российскую психологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.