Научная статья на тему 'Европейский подход к повышению экологической грамотности подрастающего поколения как основа устойчивого развития общества'

Европейский подход к повышению экологической грамотности подрастающего поколения как основа устойчивого развития общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / CONCEPT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ECOLOGICAL LITERACY / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ЖИВАЯ ПРИРОДА / WILDLIFE / ОБЩЕСТВО / SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полянская Ольга Алексеевна, Гарбузова Таисия Георгиевна

В статье рассматриваются вопросы развития и повышения экологической грамотности в российском обществе в связи с ухудшением условий существования и качества жизни населения, а также вследствие ухудшения экологической ситуации в городах, регионах и странах. При этом становится наиболее важным рассмотрение взаимосвязей и принципов взаимодействия системы «Природа-Человек-Общество». Предлагаются формы и способы организации работы по формированию экологической культуры и грамотности подрастающего поколения. Авторы рассматривают европейский подход по повышению экологической культуры общества, в основу которого положена концепция «Sustainable development».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полянская Ольга Алексеевна, Гарбузова Таисия Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейский подход к повышению экологической грамотности подрастающего поколения как основа устойчивого развития общества»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД К ПОВЫШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ОСНОВА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Полянская О.А.1, Гарбузова Т.Г.2 Email: Polyanskaya17123@scientifictext.ru

1Полянская Ольга Алексеевна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и управления деревоперерабатывающих производств;

2Гарбузова Таисия Георгиевна - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, кафедра экономической теории и бухгалтерского учета, Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова,

г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы развития и повышения экологической грамотности в российском обществе в связи с ухудшением условий существования и качества жизни населения, а также вследствие ухудшения экологической ситуации в городах, регионах и странах. При этом становится наиболее важным рассмотрение взаимосвязей и принципов взаимодействия системы «Природа-Человек-Общество». Предлагаются формы и способы организации работы по формированию экологической культуры и грамотности подрастающего поколения. Авторы рассматривают европейский подход по повышению экологической культуры общества, в основу которого положена концепция «Sustainable development».

Ключевые слова: концепция устойчивого развития, экологическая культура, экологическая грамотность, экология, живая природа, общество.

THE EUROPEAN APPROACH TO IMPROVE THE ENVIRONMENTAL LITERACY OF THE YOUNGER GENERATION AS THE BASIS

OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF SOCIETY

12 Polyanskaya O.A. , Garbuzova ^G.

1Polyanskaya Olga Alekseevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMICS AND MANAGEMENT, WOOD PROCESSING INDUSTRIES;

2Garbuzova Taisiya Georgievna - Candidate of Agricultural Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMIC THEORY AND ACCOUNTING, SAINT-PETERSBURG STATE FOREST TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER S.M. KIROV,

SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article considers the issues of development and raising environmental awareness in Russian society in connection with the deterioration of living conditions and quality of life of the population, and the result of the deterioration of the environmental situation in cities, regions and countries. When this becomes the most important consideration of relationships and interactions "Nature-Man-Society". Proposed forms and methods of organization of work on formation of ecological culture and literacy of the younger generation. The authors examine the European approach to improve environmental culture of the society which was based on the concept of "Sustainable development". Keywords: the concept of sustainable development, ecological culture, ecological literacy, ecology, wildlife, society.

УДК 504.03

Экология, экономика и образование на протяжении всего 20 века развивались как три обособленные области знаний. Однако уже вначале 21 века стало понятно, что в науке является более актуальным развитие эколого-экономического направления и образования с учетом экологической направленности. Сегодня экология подсказывает новые направления развития производства, образования и существования человека в обществе.

Международной комиссией ООН по окружающей среде и развитию еще в 1987 году в связи с нарастающей угрозой экологического кризиса было введено понятие «развитие, поддерживающее жизнь», которое с течением времени трансформировалось в концепцию «Sustainable development» [1]. Сегодня данная модель рассматривается как модель развития цивилизации, в основу которой положен принцип сохранения окружающей среды и развития социально-экономического общества в целом. В основу этой концепции лег принцип «устойчивого развития» общества с учетом сохранения не только окружающей среды, но и экологически направленного воспитания подрастающего поколения. В связи с тем, что современное развитие общество происходит стремительно из-за быстро растущего объема информации, внедрением наукоемких и информационных технологий, которые способны изменить мышление и жизнь человека, то основной задачей, которую преследует упомянутая выше концепция, состоит в сохранении планеты Земля для будущих поколений. Поэтому в системе образования необходимо использовать не только новые средства и методы обучения, но и изменить цели образования для будущих поколений [2]. К сожалению, сегодня в России вопросами повышения экологической грамотности населения уделяется мало внимания. А ведь воспитание подрастающего поколения с учетом экологической направленности необходимо начинать с детских садов, школ и продолжать в высших учебных заведениях. Только в этом случае современное образование будет являться базой воспитанием личности не только с общей, но и экологической культурой. Проведенные исследования в Санкт-Петербургском государственном лесотехническом университете им. С.М. Кирова на базе 1 курса показали некую отчужденность студентов от реальной живой природы. Например, только 25 процентов из опрошенных выразили желание заботиться о природе. Поэтому у ребенка с рождения необходимо развивать:

- воспитание уважительного отношения к природе страны;

- сочувствие и сострадание к животным;

- представление о единстве природы и человека;

-способность наблюдения и нравственного поведения в мире природы;

- способность принимать экологически ответственные решения.

Повышения экологической культуры можно добиться:

- проведением ознакомительных экскурсий, с последующим обсуждением увиденного и с учетом возрастных особенностей [3];

- проведением походов и спортивных игр на природе;

- выполнением собственных и научно-исследовательских работ обучающихся, с учетом личной заинтересованности.

- проведением просветительской работы, подкрепленной примерами из реального мира природы о значимости окружающей среды для человека.

Для формирования экологической грамотности населения культуры и этикета подходят как специальные дисциплины, занимающиеся вопросами экологии и права, так и общеобразовательные дисциплины, такие как концепция современного естествознания, безопасность жизнедеятельности.

Как в нашей стране, так и за рубежом к молодым специалистам предъявляются возрастающие требования к их личным гибким навыкам, делающим их более подготовленными к будущему трудоустройству. В обучении делается сильный акцент на компетентностный подход, заключающийся в выработке опыта поведения в

ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни; особо важное внимание уделяется формированию способности эффективно действовать в новых, нетипичных и неопределенных, проблемных ситуациях, для решения которых нельзя заранее наработать соответствующие средства. Важнейшей экологической компетенцией, необходимой специалисту любой отрасли, является навык общественной активности в сфере защиты собственных прав на благоприятную окружающую среду, закрепленных в конституции и федеральных законах РФ, способность внедрять эти знания в социум. Нужно знать и уметь отстаивать свои права на здоровую, благоприятную для жизни окружающую среду, которая включает не только качественную оценку ее состояния, но и эстетический компонент.

Мировой опыт показывает, что природоохранные инициативы начинают по-настоящему работать, только когда получают поддержку населения, а наблюдения за жизнью, которая протекает во внешней природе, могут не только повысить экологическую грамотность и культуру подрастающего поколения, но и стать основой для выполнения различных проектов [4].

Список литературы /References

1. Гарбузова Т.Г. Развитие устойчивого природоориентированного туризма на охраняемых природных территориях как важный аспект экологического образования и воспитания молодежи. В книге: Леса России: политика, промышленность, наука, образование. Материалы второй Международной научно-технической конференции. Под редакцией В.М. Гедьо, 2017. С. 181-182.

2. Зимина И.С., Полозова О.В., Гаврилова М.Н., Мухина С.А. Проблемы экологического образования студентов. // В сборнике: актуальные вопросы экологии человека: социальные аспекты. Сборник научных статей участников Международной научно-практической конференции. В 3-х томах. Ответственный редактор Г.М. Хасанова, 2017. С. 215-219.

3. Полянская О.А., Беспалова В.В. Экологический туризм и перспективы его развития в России. // В сборнике: Проблемы экономики, организации и управления в России и мире. Материалы XII международной научно-практической конференции, 2016. С. 124-125.

4. Туренко Ф.П. Познание мира через экологическую культуру. // Материалы ежегодных Моисеевских чтений, 2013. Т. 2. С. 91-103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.