Научная статья на тему 'Европейский парламент 2019: подготовка к выборам European Parliament 2019: in the eve of the elections'

Европейский парламент 2019: подготовка к выборам European Parliament 2019: in the eve of the elections Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
231
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ВЫБОРЫ В ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / ВЕДУЩИЙ КАНДИДАТ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОВЕТ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ СПИСКИ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / КОМИССИЯ ЕС / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ БАЛАНС / ЕВРОСКЕПТИКИ / ELECTIONS / EUROPEAN PARLIAMENT / SPITZENKANDIDAT / EUROPEAN COUNCIL / TRANSNATIONAL LISTS / POLITICAL PARTIES / EU COMMISSION / INSTITUTIONAL BALANCE / EUROSCEPTICS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Потемкина Ольга Юрьевна

Статья посвящена актуальным дискуссиям, развернувшимся в институтах ЕС Европейском совете и Парламенте о принципах избрания европарламентариев и выдвижения кандидатуры главы Комиссии по результатам выборов. В центре анализа самые противоречивые инициативы выдвижение “ведущего кандидата” ( Spitzenkandidat) и “транснациональные списки” депутатов Европарламента. Основываясь на дебатах в Европейском совете и Европарламенте, а также на предложениях Комиссии ЕС, автор рассматривает позиции различных политических акторов, которые примут участие в выборах и окажут влияние на назначение лидеров ЕС. Автор приходит к выводу, что в основе дискуссий стремление исключить лидерство представителей евроскептиков и экстремистских групп. С другой стороны, противоречия между институтами ЕС, выходящие за рамки непосредственно электорального процесса, дают лишние козыри евроскептикам и критикам европейской интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with intensive discussions on the principles of MEPs election and nomination of the European Commission’s President, which take place in two major EU institutions European Council and Parliament. The author focuses on analysis of the most controversial initiatives nomination of a Spitzenkandidat and the MEP’s “transnational lists”. Based on the debates in the European Council and the European Parliament, as well as on the EU Commission proposals, the author examines the positions of various political actors who will participate in the elections and influence the appointment of EU leaders. The author concludes that the Spitzenkandidat process is considered by the main pro-European parties and the EU leaders to be an instrument for the exclusion of influence of eurosceptics and redical groups. On the other hand, the tensions between the EU institutions, which go beyond the electoral process itself, give extra trump cards to eurosceptics and critics of European integration.

Текст научной работы на тему «Европейский парламент 2019: подготовка к выборам European Parliament 2019: in the eve of the elections»

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПРОЦЕСС: СТРАНЫ И РЕГИОНЫ

УДК 321.022

Ольга ПОТЕМКИНА

ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ 2019: ПОДГОТОВКА К ВЫБОРАМ

Аннотация. Статья посвящена актуальным дискуссиям, развернувшимся в институтах ЕС - Европейском совете и Парламенте - о принципах избрания европарламентариев и выдвижения кандидатуры главы Комиссии по результатам выборов. В центре анализа самые противоречивые инициативы - выдвижение "ведущего кандидата" (Spitzenkandidat) и "транснациональные списки" депутатов Европарламента. Основываясь на дебатах в Европейском совете и Европарламенте, а также на предложениях Комиссии ЕС, автор рассматривает позиции различных политических акторов, которые примут участие в выборах и окажут влияние на назначение лидеров ЕС. Автор приходит к выводу, что в основе дискуссий - стремление исключить лидерство представителей евроскептиков и экстремистских групп. С другой стороны, противоречия между институтами ЕС, выходящие за рамки непосредственно электорального процесса, дают лишние козыри евроскептикам и критикам европейской интеграции.

Ключевые слова: выборы в Европейский парламент, ведущий кандидат, Европейский совет, транснациональные списки, политические партии, Комиссия ЕС, институциональный баланс, евроскептики.

Чем ближе очередные выборы в Европейский парламент, тем интенсивнее дебаты о будущем Евросоюза, в частности, об изменении принципов избрания евро-депутатов, а также назначения главы Европейской комиссии. Кроме того, ожидаемый выход Великобритании из ЕС приведёт к перераспределению мест в Европарламенте, что также волнует представителей различных политических партий.

Подготовка и проведение выборов в Европарламент 2014 г. с применением новой процедуры избрания Председателя Еврокомиссии привлекли внимание исследователей, которые анализировали как необходимость, так и возможные негативные последствия нововведений [Швейцер, 2014, Hix, Marsh, 2011: 4-15. Christiansen, 2016]. Сегодня в центре внимания самые противоречивые инициативы

© Потемкина Ольга Юрьевна - д.полит.н., зав. Отдела исследований европейской интеграции, г.н.с. Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая 11-3; профессор факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420183545

- выдвижение "ведущего кандидата" (Spitzenkandidat) и "транснациональные списки" кандидатов в депутаты.

Spitzenkandidat — удастся ли повторить опыт прошлых выборов?

Эксперимент с выдвижением "ведущего кандидата" (Spitzenkandidat)1 был осуществлён в Евросоюзе в 2014 г. для того, чтобы обновить, вдохнуть энергию в процесс выборов в Европарламент, повысить их легитимность, а также интерес к ним избирателей. Разработанная за довольно короткий срок, новая процедура стала результатом и в то же время неотъемлемой частью процесса реформирования ЕС, отражением долговременных тенденций его институционального развития [Gomez J.M., Wessels W., 2016: 3].

Возможность влиять на процесс назначения членов Комиссии впервые была предоставлена Европейскому парламенту Маастрихтским договором, в соответствии с которым данное решение глав государств и правительств надлежало согласовать с евродепутатами. С вступлением в силу Амстердамского договора Евро-парламент обрел право одобрить кандидатуру на пост Председателя Комиссии сначала, а потом уже - состав всей Коллегии. В Ниццком договоре процедура назначения Председателя Комиссии Европейским советом подверглась дальнейшей модификации - единогласие было заменено голосованием квалифицированным большинством. И лишь Лиссабонский договор усилил роль Европарламента, наделив его полномочиями избирать главу Комиссии, а не просто одобрить его кандидатуру. Ст.17 пар.7 Договора о Европейском Союзе гласит, что Европейский совет, на основе квалифицированного большинства предлагает кандидатуру на пост Председателя Комиссии ЕС Европейскому парламенту, который избирает его большинством голосов, принимая при этом во внимание результаты выборов в Европарламент. Однако в Договоре вообще не упоминалась процедура выдвижения Spitzenkandidat. В 2014 г. данный принцип был применён на основе "джентльменского соглашения" между главными европейскими политическими партиями, Европейским советом и Парламентом ЕС о том, как интерпретировать неясные положения договора.

Настаивая на соблюдении нового принципа, евродепутаты, помимо желания повысить легитимность, статус и значимость выборов в Европарламент, которые многие европейцы считали "второсортными" [Russack, 2018], руководствовались ещё одним важным мотивом - они надеялись укрепить свою роль в процедуре выбора главы Еврокомиссии за счёт уменьшения влияния лидеров государств и правительств стран ЕС.

В 2014 г. Председателем Комиссии стал Жан-Клод Юнкер, возглавивший список кандидатов от христианских демократов. Как только Европейская народная

1 Впервые термин был введён в оборот Христианско-демократическим союзом Германии на съезде в 1997 г. Партия выступила за выдвижение "ведущего кандидата", который возглавит списки кандидатов в депутаты Европарламента и, в случае победы партии на выборах, будет претендовать на пост главы Комиссии ЕС. Идею подхватили мозговые центры и, прежде всего, ассоциация "Наша Европа" Жака Делора. Jacques Delors - Notre Europe, 1998, 'From the single currency to the single ballot box', available at: http://www.delorsinstitute.eu/011-19881-De-la-monnaie-unique-au-scrutin-unique.html URL

Современная Европа, 2018, №4

партия (ЕНП) выиграла выборы, по предложению Европейского совета Юнкер был избран Европарламентом. Впервые граждане ЕС голосовали на выборах, зная заранее, кто встанет во главе Еврокомиссии. Опросы общественного мнения показали, что 63% избирателей поддержали нововведение, считая его "значительным прогрессом демократии в ЕС", тогда как не согласились с данным утверждением лишь 18% [European Parliament, 2014].

Победа христианских демократов позволила ввести в практику данное административное новшество при ощутимой поддержке А. Меркель, принадлежавшей к родственной политической семье, хотя она поначалу противилась изменению межинституционального баланса. С тех пор, ЕНП стремилась превратить этот прецедент в правило, а Европарламент ещё в ноябре 2015 г. высказался в пользу назначения "ведущего кандидата" на следующих парламентских выборах и на своей сессии в феврале 2018 г. предупредил, что не изберёт ни одной кандидатуры на пост Председателя Комиссии, кроме Spitzenkandidat. Депутаты считают, что посредством данной процедуры назначения поддерживается институциональный баланс между Парламентом и Европейским советом именно так, как это прописано в договорах.

На этот раз, в преддверии выборов в Европарламент значительная часть глав государств-членов, прежде всего президент Франции Эммануэль Макрон, а также лидеры Венгрии, Литвы, Нидерландов, Польши, Португалии, Словакии и Чехии потребовали отказаться от подобного метода назначения главы Комиссии.

Либерал-центристское движение "Вперёд, Республика!" Макрона, возглавляющего неформально группу протестующих, не принадлежит ни к одной из политических семей Европарламента. Видимо, поэтому президент Франции не поддержал принцип "ведущего кандидата", на назначение которого никак не может повлиять.

В Европарламенте сильные позиции занимают германские партии правого крыла, которые могут в итоге оказать влияние на исход выборов главы исполнительной власти ЕС. Крупнейшие фракции Европарламента, включая правоцентристскую Европейскую народную партию (ЕНП), к которой принадлежит Юнкер, левоцентристскую партию Европейских социалистов и демократов (ПЕС), а также Альянс либералов и демократов за Европу (АЛДЕ), полны решимости повторить процедуру прошлого назначения главы Комиссии.

В своём Сообщении, подготовленном для неофициального саммита ЕС 23 февраля 2018 г., в повестке дня которого стоял вопрос о "ведущем кандидате", Комиссия предложила внести некоторые изменения для усовершенствования системы выборов - кандидаты, возглавляющие списки, должны быть выдвинуты заранее, в идеале к концу 2018 г., в ходе праймериз на ежегодных съездах политических партий. По мнению Комиссии, это позволит политикам, занимающим ответственные посты, выставлять свои кандидатуры [European Commission, 2018 a].

В ходе саммита голоса государств-членов разделились. Так, премьер-министры Ирландии Лео Варадкар, Хорватии - Андрей Пленкович, а также канцлер Австрии Себастиан Курц, (все они принадлежат к политической семье христианских демократов), - поддержали предложение Комиссии. Президент же Франции, обращаясь к прессе, подчеркнул, что необходимо уважать принцип разделения властей, проистекающий из основополагающих договоров ЕС. Однако, как уже упоминалось, не имея аффилиации с какой-либо из европейских партий, Макрон не может повлиять на процесс назначения Spitzenkandidat, хотя и желал бы, чтобы его партия "Вперёд

Республика!" могла принять участие в процедуре выборов главы Еврокомиссии. Движение Макрона до сих пор не высказало намерений присоединиться к какой-либо европейской политической партии, но если он это сделает, то сможет сыграть решающую роль в изменении баланса сил в Европарламенте, особенно, если ЕНП и социалистам не удастся получить 50% мест в Парламенте.

Лидеры стран ЕС в принципе не имеют возражений против идеи "ведущего кандидата" на выборах в Европарламент в мае 2019 г. Но, опасаясь потерять свои прерогативы и желая оставить простор для маневра в преддверии приближающихся выборов, государства-члены отвергают возможность автоматического назначения главой Еврокомиссии лидера партии, которая, как ожидается, победит в предстоящих выборах в Европарламент. Об этом заявил Председатель Европейского совета Дональд Туск после февральского саммита. Главы государств и правительств ЕС приняли в результате следующее решение: Spitzenkandidat вполне может стать Председателем Комиссии, участвуя в выборах, но он не получит этот пост автоматически, как это случилось в 2014 г.

Канцлер Германии Ангела Меркель считает, что надо сначала посмотреть, какая именно партия завоюет большинство в Европарламенте, ведь даже в случае национальных выборов вовсе не обязательно, чтобы представитель выигравшей партии назначался премьер-министром своего правительства. Свои сомнения по поводу автоматического назначения Председателя Комиссии высказал и премьер-министр Люксембурга Ксавье Беттель, пообещав, что, если появится такой Spitzenkandidat как Марин Ле Пен, он сделает все возможное, чтобы не допустить её автоматического назначения Председателем Комиссии.

Европейские лидеры напомнили, что, согласно Лиссабонскому договору, именно Европейский совет должен предложить главу Комиссии по результатам выборов в Европарламент, а дело Европарламента - избрать или отвергнуть кандидата, поэтому роль Евросовета в этом назначении важнее. В свою очередь, Ж.- К. Юнкер заявил о совместной ответственности государств-членов и Европарламента в данном вопросе.

Комиссия и Европарламент продолжают настаивать на повторении процесса автоматического назначения Spitzenkandidat, надеясь, таким образом, повысить общественный интерес к европейским выборам. "Ведущие кандидаты", возглавляющие свои политические партии, могли бы посещать различные столицы государств-членов, соревноваться в теледебатах и т.д., заявляет Комиссия [European Commission (2018) b].

Однако противники такого назначения главы Комиссии утверждают, что система Spitzenkandidat предназначена лишь для укрепления альянса между Комиссией и Парламентом, даже за счёт демократической легитимности ЕС. Так, по мнению Д. Туска, автоматическое назначение "ведущего кандидата" лишит председателя Комиссии традиционной "двойной легитимности": всегда считалось, что его кандидатуру сначала предложат избранные демократическим путем национальные лидеры - члены Евросовета, а потом депутаты Европарламента одобрят этот выбор. В случае же применения принципа Spitzenkandidat Европейский совет вынужден одобрить кандидата, уже избранного предварительно панъевропейскими политическими партиями. Таким образом, будет отрезан один из источников

легитимности, что уменьшит демократическую составляющую процесса избрания главы Комиссии.

В то же время члены Европейского совета не могут полностью воспрепятствовать назначению Spitzenkandidat, так как в большинстве своём принадлежат к тем политическим партиям, которые поддерживают данный принцип. Так, девять премьер-министров стран ЕС входят в Европейскую народную партию, которая изберет своего "ведущего кандидата" на своём съезде в Хельсинки в ноябре 2018 г.

И все же главы государств-членов намереваются проконтролировать, кого их партии назначат ведущим. Они будут стараться предложить такие кандидатуры, которые устроили бы Евросовет, и всегда могут вернуться к жёсткой линии - никакого автоматизма при назначении главы Комиссии, и предложить на этот пост альтернативную кандидатуру.

Транснациональные списки кандидатов - новый эксперимент

Период подготовки к выборам в Европарламент 2019 года запомнится конфликтом между президентом Франции Макроном и некоторыми влиятельными европейскими политическими партиями, особенно ЕНП. Для Макрона результаты европейских выборов имеют, прежде всего, внутриполитическое значение, они станут важным показателем способности президента выполнить свои предвыборные обещания. Победив на президентских выборах во Франции с проевропейской программой и пообещав серьёзные реформы Евросоюза, Макрон в своей речи в Сорбонне в сентябре 2017 г. настаивал на изменениях выборов евродепутатов посредством создания "транснациональных списков кандидатов" уже в ближайшее время.

Идея таких списков не нова, но получила серьёзный шанс к осуществлению благодаря брекзиту, в результате которого освобождается 73 места, которые сейчас все еще занимают британские евродепутаты.

Комитет Европарламента по конституционным вопросам предложил создать "транснациональные избирательные списки", чтобы победители выборов в Евро-парламент 2019 года представляли не столько свои страны, сколько международные партии. Главы государств и правительств договорились инициировать дебаты о создании "европейских избирательного округов" с расчётом на выборы в Европарламент 2024 года. Комиссия активно поддержала идею, полагая, что такое нововведение позволит сформировать транснациональные списки для выборов депутатов Европарламента.

"Создание европейского избирательного округа будет способствовать усилению европейского измерения выборов, так как кандидаты получат возможность обратиться к большему числу избирателей по всей Европе. Этот процесс может быть тесно связан с назначением "ведущего кандидата" и станет предметом общественных дебатов в масштабах всего европейского пространства, что усилит роль европейских политических партий" [European Commission (2018) b], - с такой идеей Комиссия обратилась к Европейскому совету, предлагая начать обсуждения институциональных изменений в Евросоюзе.

Франция и страны Средиземноморья готовы были поддержать эксперимент с транснациональными списками в надежде, что их создание послужит укреплению европейского гражданства в противовес распространению евроскептицизма. Пре-

зидент Франции Макрон заверил, что Франция видит Европу в будущем более демократичной, выбирающей свой парламент на основе транснациональных списков депутатов, которые выдвинут из своей среды "ведущего кандидата". Макрон предложил, чтобы 73 места в Европарламенте, которые освободятся с уходом Великобритании, были переданы в "европейские избирательные округа"1, тогда голосовать за евродепутатов можно было бы, находясь в любой точке Евросоюза. Смысл предложения президент Франции видел в том, чтобы разграничить сферы национальной и европейской политики: он надеялся, что избранные таким способом депутаты будут, скорее, отстаивать общие интересы, чем свои национальные, а, кроме того, видел возможность сплотить проевропейские силы, включая свою партию "Вперёд, Республика!", в противовес возможному объединению евроскептиков. Макрон не просто поддержал идею, а предложил реализовать её в ускоренном формате: уже в 2019 г. избрать по спискам депутатов наполовину из освободившихся после брекзита мест. Такое решение могло бы иметь серьёзные последствия в случае углубления интеграции в еврозоне, где предусматривается усиление контроля парламента над принятием решений. Макрон, как и Ж.-К.Юнкер, исключает возможность создания отдельного парламента для еврозоны, но полагает, что создание суверенной Европы обязывает евродепутатов встать выше своих национальных интересов и сравнивает Европарламент с "плавильным котлом".

Вишеградская группа незамедлительно выступила против идеи французского президента, так же, как и Европарламент в целом из-за оппозиции ЕНП. У социалистов же и либералов Парламента ЕС предложение Макрона нашло горячий отклик, но депутаты из ЕНП ожидаемо отвергли его, посчитав "безответственным". Так, влиятельный политик - глава комитета Европарламента по иностранным делам Эльмар Брок - предупредил депутатов о намерении президента Франции "ослабить" Европейский парламент, противодействуя назначению Spitzenkandidaten. По мнению Брока, "транснациональные списки" лишь расширят пропасть между гражданами ЕС и их депутатами [Bulletin Quotidien Europe, 2018 a].

В результате на своей сессии 7 февраля 2018 г. депутаты Европарламента отвергли идею "транснациональных списков". Что касается проведения будущих выборов, Парламент призвал ввести минимальный пороговый уровень - 3-5% голосов для того, чтобы стать евродепутатом в странах, которые сегодня имеют не менее 26 членов Европарламента. Все кандидаты должны быть номинированы за 12 месяцев до выборов при полном соблюдении тендерного равенства, и символика каждой европейской партии должна быть включена в избирательный бюллетень наряду с эмблемой национальной партии [Bulletin Quotidien Europe, 2018 a].

Макрон был разочарован решением Европарламента отвергнуть транснациональные списки из-за враждебного отношения ЕНП и сожалел о том, что Европарламент упустил такую возможность. Юнкер также выразил сожаление по поводу "недостатка политической воли" со стороны его родной партии, напомнив при этом, что именно ЕНП способна выдвинуть "ведущего кандидата".

1 European Parliament votes against transnational lists https://www.euractiv.com/section/elections/news/ep-votes-against-transnational-lists/

Однако Председатель Комиссии с самого начала выражал сомнения относительно целесообразности введения "транснациональных списков" накануне выборов в Европарламент 2019 г. "Это было бы чудом", полагал Юнкер, так как времени слишком мало, чтобы согласовать реформу со всеми государствами-членами. Соответствующие поправки в союзный договор и национальные избирательные законы должны быть внесены до мая 2018 г. - за год до Европейских выборов. Чуда не случилось - лидеры государств и правительств на своём февральском саммите даже не стали обсуждать списки, опираясь на негативный ответ Европарламента, но не сняли вопрос с повестки дня, лишь отложив его в долгий ящик - после выборов 2019 г., если ещё кто-то будет настаивать на возобновлении дискуссии.

Дискуссия получила новый импульс после того, как канцлер Меркель в интервью газете FAZ в июне 2018 г. заявила, что назначение ведущего кандидата от списков политических семей станет возможным, если эти Spitzenkandidaten будут включены в транснациональные списки. Данное заявление побудило надежду, что фракция ЕНП пересмотрит свою позицию после выборов 2019 г. [Bulletin Quotidien Europe, 2018 с].

Перераспределение мест в Европарламенте и состав Комиссии

В соответствии с Лиссабонским договором, Европарламент получил право предложить Евросовету состав ЕП на основе следующих положений: максимальное число депутатов не должно превышать 750 + Председатель; распределяются места по принципу "дегрессивной пропорциональности"; предусматриваются минимум шесть мест для государства-члена и максимум 96 мест1. Нынешний состав Евро-парламента не совсем соответствует данному принципу, поэтому перераспределение мест должно было исправить существующую "недопредставленность" государств-членов [European Parliament. Plenary session, 2018]. После длительных переговоров евродепутаты достигли согласия относительно перераспределения мест в Европарламенте в связи с уходом британских депутатов, рассчитав, таким образом, чтобы ни одна страна не потеряла места. В нюне 2018 г. они внесли свои предложения Европейскому совету. На саммите 28-29 июня главы государств и правительств утвердили будущий состав Европарламента на период легислатуры 20192024 гг., урезанный с 751 до 705 мест. В Европарламенте созыва 2014 г. 73 места были отведены Великобритании, после её выхода 27 мест будут распределены между 14 государствами-членами, которые сейчас недопредставлены; из остальных 46 мест - 30 будут просто сокращены, а 16 - отданы будущим странам-членам. Освободившиеся 27 мест распределены следующим образом: по 5 мест отойдут Франции и Испании, которые получат в целом 79 и 59 мест соответственно; по 3 -Италии (76 мест в целом) и Нидерландам (29 мест); 2 - Ирландии (13 мест); наконец, по одному месту достанется Польше (52), Румынии (33), Швеции (21), Австрии (19), Данин (14), Финляндии (14), Словакии (14), Хорватии (12) и Эстонии

(7).

1 Принцип "дегрессивной пропорциональности" предполагает, что крупное государство имеет меньше мест в ЕП пропорционально численности своего населения, чем государство с меньшей численностью.

Современная Европа, 2018, №4

Ни одна страна не предложила увеличить количество мест в Европарламенте; лишь Нидерланды заявили, что все места, принадлежавшие британцам, следует сократить. Ирландский премьер Л. Варадкар остался очень доволен тем, что Ирландия получила два дополнительных места. Венгрия выразила сомнения относительно перераспределения мест в соответствии с демографическими изменениями, так как не все новые жители Евросоюза имеют гражданство, дающее им право выбирать депутатов Европарламента.

По приглашению Европейского совета Комиссия вернулась к обсуждению вопроса о своей численности. Главы государств и правительств не захотели сократить число её членов к 2019 г. Согласно договорам ЕС, оно должно составлять две трети от количества государств-членов, если Европейский совет не решит иначе. Напомним, что Ирландии (накануне референдума о поддержке её гражданами Лиссабонского договора) были предоставлены правовые гарантии, в том числе обещание, что каждое государство-член сможет направить своего представителя в Комиссию. В своей речи в Сорбонне 26 октября 2017 г. президент Макрон поддержал идею сокращения Комиссии и даже заявил, что Франция могла бы подать пример, отозвав своего представителя. Однако больше никто не захотел последовать его призыву. Теоретически национальные лидеры могли бы согласиться на уменьшенный состав Комиссии, но совершенно очевидно, что участие "собственного" члена Комиссии позволяет каждой из европейских столиц оказывать влияние на формирование политики ЕС, хотя формально, конечно же, члены Комиссии не имеют права следовать инструкциям своего или любого другого государства-члена [Оо81ушка-Jakubowska, 2018].

Супер-президент - неосуществимая мечта Ж.-К. Юнкера?

Комиссия также рассматривает вопрос о соединении функций Председателей Комиссии и Европейского совета в одном лице, ссылаясь на пример совмещения постов Высокого представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности и, одновременно, вице-председателя Комиссии. Такое институциональное изменение обеспечило бы Евросоюз двойной легитимностью - один и тот же человек представлял бы одновременно интересы как государств-членов, так и Сообщества. Отвергая обвинения в "супер-федерализме", Юнкер заявил: "Европу нельзя построить вопреки интересам государств-членов". Он надеялся, что когда-нибудь глава Комиссии будет вести и саммиты Евросовета. Не питая особых иллюзий относительно реакции национальных лидеров, он все же пытался настоять на том, что слияние двух постов упростит функционирование ЕС, повысит его эффективность и уменьшит меж-институциональное соперничество.

Однако Председатель Комиссии не встретил понимания в Европейском совете. Государства-члены подозревают не без оснований, что Ж.-К. Юнкер лишь замышляет как можно больше расширить полномочия Комиссии и косвенно - Европарламента, так как подотчетен ему. Если Председатель Комиссии ведет саммиты, то он, вероятнее всего, пожелает поручить своему секретариату готовить повестку дня сессии и заключения Евросовета, усилив, таким образом, влияние на глав государств и правительств стран ЕС.

"Дискуссия об институциональных переменах разворачивалась в дружеской манере до тех пор, пока я не поднял вопрос о слиянии двух постов", - прокомментировал разочарованно Юнкер результаты дискуссии на февральском неофициальном саммите. Д. Туск высказался еще лаконичнее: "У нас не было аппетита продвигать эту идею" [Bulletin Quotidien Europe, 2018 b].

Заключение

Эксперимент с выдвижением "ведущего кандидата" вряд ли достиг заявленной цели: европейские избиратели до сих пор не сильно разбираются в том, кто стоит во главе списка европейских партий на выборах. Дебаты вокруг нововведений на выборах в Европарламент скорее сосредоточены на проблеме межинституционального баланса сил и существующих между ними противоречий.

Очевидно, что с введением выборов Европарламентом ведущего кандидата возможности государств-членов влиять на исход процесса уменьшились. Если процедура остаётся неизменной, то ведущий кандидат от ЕНП с большой долей вероятности может готовиться занять почётный пост главы Комиссии. Но если иметь в виду сценарий, когда нового Председателя будет избирать парламент с иным балансом сил, то возможны непредвиденные последствия.

Согласиться на автоматическое номинирование "ведущего кандидата" можно было без особых опасений пять лет назад. С тех пор в политической жизни Евросоюза произошли серьёзные перемены, и самая важная в контексте приближающихся выборов в Европарламент - подъём популистских партий, которые вполне могут претендовать на хорошие результаты на выборах 2019 г., а значит, и на лидерство в Евросоюзе.

Во многом по этой причине главы государств и правительств чётко дали понять, что они не допустят дальнейших сдвигов в институциональном балансе ЕС -от государств-членов к Комиссии и Европарламенту. В частности, они высказали намерение контролировать, кто станет во главе Комиссии после выборов 2019 г., и не собираются больше отказываться от своего права выдвигать кандидата и соглашаться с монополией Парламента в выборе Председателя Комиссии.

Тем не менее, Комиссия во главе с Ж.-К. Юнкером - последовательным федералистом - продолжает продвигать идею усиления наднациональности в управлении Евросоюзом. Не испытывая сегодня иллюзий относительно слияния постов Председателей Комиссии и Совета, Юнкер всё же надеется на воплощение своих замыслов в среднесрочной перспективе.

Европарламент готовится к противостоянию с Евросоветом по поводу назначения главы Комиссии, намереваясь заблокировать предложения глав государств и правительств, альтернативные фигуре Spitzenkandidat. Депутаты однозначно считают, что процесс его автоматического назначения, инициированный на прошлых выборах, был успешным и теперь нуждается в закреплении на практике. В то же время ЕНП, а за ней и весь Европарламент не поддерживают идею "европейских избирательных округов".

Президент Франции Макрон, поборник реформ в Евросоюзе, не аффилированный ни с одной из влиятельных европейских партий, не может получить поддержки практически ни одному из своих предложений. В гораздо лучшем положении нахо-

дится вновь избранный канцлер Германии А. Меркель, принадлежавшая к сильнейшей политической семье христианских демократов и имеющая, таким образом, возможность влиять на назначение главы Комиссии. Дискуссии и противоречия ясно показывают, что государства-члены надеются направлять политику Евросоюза через своего представителя в институтах ЕС, хотя формально все они служат лишь наднациональным общеевропейским интересам.

Таким образом, позиции и роли участников будущего политического действа определены. В оставшееся время до выборов в Европарламент интрига сохраняется, дебаты продолжаются, и конфронтация взглядов не уменьшается. При этом меж-институциональные трения и противоречия выходят далеко за рамки самых выборов 2019 г. На кону не только исход дебатов о том, кто станет преемником Юнкера. Существенные расхождения между лидерами государств ЕС и Европар-ламентом относительно демократизации избирательного процесса дают лишний козырь в руки евроскептиков. Могут ли выборы 2019 г. привести к реальной политической конкуренции за пост главы Комиссии не только партий мэйнстрима, но и тех, кто критически настроен к европейской интеграции? Набирающие популярность политические силы бросают вызов традиционным партиям, выдвигая в центр своих программ действительно общеевропейские проблемы, которые волнуют граждан всех стран ЕС - такие как миграция или экономические трудности. Поэтому они вполне в состоянии преуспеть в мобилизации электората. Пока маловероятно, что популистские силы смогут выставить общего кандидата на роль ведущего кандидата до конца 2018 г., но к следующим выборам, ещё через пять лет, такой вариант вполне реален.

Список литературы

Бабынина Л.О. (2016) Значение Brexit для Европейского Союза. // Современная Европа. № 4 (70). С. 21-34.

Выборы в Европейский парламент 2014: итоги и перспективы: сборник статей. (2014) Под ред. В.Я. Швейцера (отв. ред.), Б.П. Гуселетова, Н.С. Плевако. - Москва: ИЕ РАН. 224 с.

Кавешников Н. (2015) Методы управления в Европейском союзе // Мировая экономика и международные отношения, № 8. C. 49-60.

Осколков П.В. (2017). Правый популизм в странах Бенилюкс в сравнительной перспективе. // Современная Европа. № 5 (77). С. 54-62.

References

Babynina L.O. (2016) Znachenie Brexit dlya Evropejskogo Soyuza. // Sovremennaya Evropa. № 4 (70). 2016. S. 21-34.

Vybory v Evropejskij parlament 2014: itogi i perspektivy : sbornik statej. (2014) Pod red.: V.Ya. Shvejcera (otv. red.), B.P. Guseletova, N.S. Plevako. - Moskva : IE RAN. 224 s.

Kaveshnikov N. (2015) Metody upravleniya v Evropejskom soyuze // Mirovaya ehkonomika i mezhdu-narodnye otnosheniya, № 8. S. 49-60.

Oskolkov P.V. (2017) Pravyj populizm v stranah Benilyuks v sravnitel'noj perspective. // Sovremennaya Evropa. № 5 (77). S. 54-62.

Baldoli R., Gänzle S., Shackleton M. (2014) Overthrowing Secrecy: The Spitzenkandidaten experiment and a new chance for a European party system//CEPS commentary [Электронный ресурс] URL:https://www.ceps.eu/publications/overthrowing-secrecy-spitzenkandidaten-experiment-and-new-chance-european-party-system (accessed: 03.03.2018)

Bulletin Quotidien Europe (2018 a) № 11956.

Bulletin Quotidien Europe (2018 b) № 11967.

Christiansen T. (2016) After the Spitzenkandidaten: fundamental change in the EU's political system? West European Politics.39:5. P. 992-1010.

European Commission (2018) a. Communication from the Commission to the European Parliament, the European Council and the Council "A Europe that delivers: Institutional options for making the European Union's work more efficient". Brussels, 13.2.2018 C0M(2018) 95 final

European Commission (2018) b. European Political Strategy Centre. Building on the Spitzenkandidaten Model. Bolstering Europe's Democratic Dimension.

European Parliament. Committee on Constitutional Affairs (2018). Report on the revision of the Framework Agreement on relations between the European Parliament and the European Commission. (2017/2233(ACI))

Gömez J.M., Wessels W. (2016) The Spitzenkandidaten Procedure: Reflecting on the Future of an Electoral Experiment // IAI working papers. 23 p.

Gostynska-Jakubowska A. (2018) The member-states and the EU: taking back control? Centre for European Reform (CER) [Электронный ресурс] URL: https://www.cer.eu/publications/archive/bulletin-article/2018/member-states-and-eu-taking-back-control (accessed: 26.04.2018)

Herszenhorn D.M. (2018) The Cinderella Spitzenkandidaten [Электронный ресурс]: URL: https://www.politico.eu/article/european-commission-presidency-package-the-cinderella-spitzenkandidaten/ (accessed: 08.05.2018)

Hix S., Marsh M. (2011) Second-Order Effects Plus Pan-European Political Swings: An Analysis of European Parliament Elections Across Time. Electoral Studies. Vol. 30. No. 1. PP. 4-15.

Russack S. (2018) The problem with the Spitzenkandidaten system// CEPS commentary, [Электронный ресурс]: URL: https://www.ceps.eu/publications/problem-spitzenkandidaten-system (accessed: 26.04.2018)

European Parliament 2019: in the eve of the elections

Author: Potemkina O., Doctor of Political Sciences, Head of Department of the European Union Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11-3, Mokhovaya street, Moscow, Russia, 125009. Professor of the Faculty of the World Politics, Lomonosov Moscow State University. E-mail: [email protected]

Abstract. The article deals with intensive discussions on the principles of MEPs election and nomination of the European Commission's President, which take place in two major EU institutions - European Council and Parliament. The author focuses on analysis of the most controversial initiatives - nomination of a Spitzenkandidat and the MEP's "transnational lists". Based on the debates in the European Council and the European Parliament, as well as on the EU Commission proposals, the author examines the positions of various political actors who will participate in the elections and influence the appointment of EU leaders. The author concludes that the Spitzenkandidat process is considered by the main pro-European parties and the EU leaders to be an instrument for the exclusion of influence of eurosceptics and redical groups. On the other hand, the tensions between the EU institutions, which go beyond the electoral process itself, give extra trump cards to eurosceptics and critics of European integration.

Keywords: elections, European Parliament, Spitzenkandidat, European Council, transnational lists, political parties, EU Commission, institutional balance, eurosceptics.

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420183545

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.