Научная статья на тему 'Европейский опыт гармонизации акцизов на табачную продукцию'

Европейский опыт гармонизации акцизов на табачную продукцию Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
880
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAX HARMONIZATION / АКЦИЗ / EXCISE / ТАБАК / TOBACCO / СТАВКИ АКЦИЗОВ / EXCISE RATES / РЕГИОНАЛИЗАЦИЯ / REGIONALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Журавлев Павел Дмитриевич

В статье рассмотрены особенности гармонизации налогообложения табачных изделий и экономические аспекты унификации ставок акцизов в Европейском союзе. Исследуются последствия различий налоговой нагрузки на потребление табака в условиях регионализации экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article considers basic characteristics of tax harmonization of tobacco products and economic aspects of excise rates unification within European Community. It illustrates the consequences of different levels of tax burden related to consumption of tobacco in conditions of regionalization.

Текст научной работы на тему «Европейский опыт гармонизации акцизов на табачную продукцию»

ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ГАРМОНИЗАЦИИ АКЦИЗОВ НА ТАБАЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ

Журавлев Павел Дмитриевич

аспирант кафедры налогов и налогообложения РЭУ им. Г. В. Плеханова, e-mail: pzhuravlev001@yahoo.de

В статье рассмотрены особенности гармонизации налогообложения табачных изделий и экономические аспекты унификации ставок акцизов в Европейском союзе. Исследуются последствия различий налоговой нагрузки на потребление табака в условиях регионализации экономики.

Ключевые слова: гармонизация налогообложения, акциз, табак, ставки акцизов, регионализация.

EUROPEAN EXPERIENCE OF TOBACCO EXCISES HARMONIZATION

Zhuravlev, Pavel D.

Post-graduate student of the Taxes and Taxation Department of the Plekhanov Russian University of Economics, e-mail: pzhuravlev001@yahoo.de

This article considers basic characteristics of tax harmonization of tobacco products and economic aspects of excise rates unification within European Community. It illustrates the consequences of different levels of tax burden related to consumption of tobacco in conditions of regionalization.

Keywords: tax harmonization, excise, tobacco, excise rates, regionalization.

В настоящее время в мировой экономике наблюдается тенденция к увеличению числа интеграционных объединений. Европейский союз (ЕС) выделяется среди остальных союзов, поскольку находится на более глубокой стадии экономической интеграции. Сближение экономик порождает необходимость проведения согласованной налоговой политики, направленной на гармонизацию налоговых систем. Унификация налогообложения нацелена, в частности, на снижение барьеров во взаимной торговле, устранение негативных последствий, вызванных налоговой конкуренцией.

В связи с тем что в условиях интеграции часть функций по проведению налоговой политики возлагается на наднациональный орган, возникает проблема ограничения налогового суверенитета стран -участниц экономического объединения. Поэтому важным этапом в процессе налоговой гармонизации является выработка политического компромисса о степени делегирования полномочий по проведению налоговой политики на межстрановый уровень. Государства должны определить, насколько они готовы сократить собственный налоговый суверенитет с целью развития экономических связей внутри региона. Возможно несколько вариантов структурирования отношений. Первый вариант предусматривает сохранение существующего порядка с полным налоговым суверенитетом каждой из стран. По сути, государ-

ства не лишают себя права регулировать налоговое законодательство исходя из собственных приоритетов. Второй подход предполагает проведение общей налоговой политики, базирующейся на учете допустимой налоговой нагрузки на ту или иную сферу экономики с сохранением у государств возможности самостоятельного выбора механизма достижения согласованного уровня. Третий вариант заключается в полной гармонизации, существенно ограничивающей налоговый суверенитет государств.

Одним из условий эффективной интеграции является географическая близость объединяющихся стран, поскольку развитие региональной экономики сопровождается отменой таможенного контроля на внутренних границах. Различие в ценах на одинаковые товары в соседних государствах, а также отсутствие таможенного регулирования при перемещении продукции внутри объединения способствуют увеличению взаимного товарооборота. Акцизы оказывают прямое влияние на розничную цену подакцизных товаров. На практике разница в ставках существенно сказывается на потребительском спросе на подакцизные товары. В связи с этим унификация ставок акциза может привести к снижению стимулов хозяйствующих субъектов к трансграничным операциям.

Уровень налогообложения - это важнейший фактор в установлении цены на табачные изделия, которая в свою очередь оказывает влияние на привычки покупателей к курению. Реализация контрафактной и контрабандной продукции подрывает вынужденно установленный уровень цен, в частности, на табачные изделия, и подвергает опасности достижение цели борьбы против табака и охраны здоровья.

Низкая степень проработки налоговой политики в области акцизов может привести к снижению поступлений доходов в бюджет государств, росту реализации нелегальной продукции, к скрытым социально-экономическим издержкам.

Как было указано выше, в настоящее время наиболее глубокий уровень экономической интеграции (единый рынок) наблюдается в Европейском союзе, который обладает значительным опытом в вопросах гармонизации косвенного налогообложения. За более чем сорокалетний период в нем была построена эффективная система налогового регулирования.

Общие нормы в отношении акцизов находят свое отражение в Директиве Совета 2008/118/ЕС от 16 декабря 2008 г.1 Указанная Директива распространяет свое действие на все виды подакцизных товаров

1 Директива Совета Европейского союза 2008/118/ЕС от 16 декабря 2008 г. об общих условиях взимания акцизов и отмене Директивы 92/12/ЕЭС. - URL: http:/ / ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/ excise_duties/gen_over view/index_en.htm

(табачные изделия, энергоносители, алкогольная продукция), устанавливая общий механизм взимания акцизов на территории Европейского союза. Помимо данной Директивы в ЕС были выработаны отдельные законодательные акты для каждой группы подакцизных товаров. В частности, акцизы на обработанный табак регулируются Директивой 2011/64/ЕС от 21 июня 2011 г.1 Под обработанным табаком в целях данного нормативного акта понимаются:

1) сигареты;

2) сигары и сигариллы;

3) тонкорезаный табак, сворачиваемый в сигареты;

4) другой курительный табак.

Главным принципом, заложенным в основу налогового законодательства в области табачной продукции, является обеспечение развития общеевропейского рынка при сохранении здравоохранения на высоком уровне. ЕС участвует в международных соглашениях, направленных на борьбу с потреблением табака, поэтому при налогообложении данных товаров принимаются во внимание потенциальные социально-экономические последствия.

Одна из главных задач, содержащихся в Договоре о Европейском союзе2, - поддержание экономического союза, чьи характерные признаки схожи с признаками внутреннего рынка и на территории которого существует эффективная конкуренция. Что касается табачных изделий, достижение этой цели предполагает, что установление в государствах - членах ЕС налогов, влияющих на потребление продуктов в данном секторе, не искажает условия конкуренции и не препятствует свободному движению товаров внутри объединения.

Предметом гармонизации в Директиве 2011/64/ЕС стали объекты налогообложения и ставки акцизов. Изначально в ЕС планировалась полная гармонизация акцизов на табак, однако такой подход оказался политически неприемлемым для всех стран. В связи с этим унификация законодательства пошла по пути установления минимальных ставок на различные виды подакцизной продукции.

Таким образом, у государств остается возможность самостоятельно устанавливать ставки акцизов выше минимального уровня. В отношении некоторых стран установлены специальные переходные положения с целью уменьшения ущерба их социальному равновесию и экономике. В частности, Директивой определено, что Португалии пре-

1 Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2011/64/ЕС от 21 июня 2011 г. о структуре и ставках акцизов для обработанного табака. - URL: http:// ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/excise_duties/ tobacco_products/legislation/ index _en.htm

2 Договор о Европейском союзе от 7 февраля 1992 г. - URL: http://eur-lex.europa.eu/en/ treaties/dat/11992M/htm/11992M.html

доставляется возможность снижения (на 50%) ставки акциза на сигареты, производимые и потребляемые в некоторых регионах Азорских островов и Мадейры. Франция может применять пониженную ставку на сигареты и обработанный табак, выпущенные для потребления на территории Корсики, до 31 декабря 2015 г.

Согласно европейскому законодательству, ставка акциза на сигареты состоит из двух элементов: адвалорного и специфического. С

1 января 2014 г. специфический компонент акциза не должен быть менее 7,5% и более 76,5% от суммы совокупного налогового бремени, полученного в результате сложения специфического акциза, адвалорного акциза и НДС, рассчитанных исходя из средней розничной цены. При этом полная сумма акциза не должна быть менее 60% от средней розничной цены на сигареты, выпущенные для потребления. Указанный акциз должен составлять более 90 евро за 1 000 сигарет, независимо от средней розничной цены.

В то же время государству-члену, в котором величина акциза составляет более 115 евро за 1 000 сигарет (рассчитанных исходя из средней розничной цены), не нужно соответствовать требованию о 60%. Специальные переходные положения установлены для Эстонии, Греции, Латвии, Литвы, Венгрии, Польши, Болгарии и Румынии. Данные страны могут достигать указанный уровень ставок акциза на сигареты постепенно до 31 декабря 2017 г.

Важная особенность налоговой системы Европейского союза в отношении сигарет состоит в том, что при расчете акциза учитывается совокупное налоговое бремя, включающее налог на добавленную стоимость. Если государство - член ЕС повысит ставки НДС на сигареты, оно вправе понизить полный акциз, выраженный в процентах от средней розничной цены, до величины, равной увеличению ставки НДС, также выраженной в процентах от средней розничной цены, даже если такое изменение повлечет за собой уменьшение полного акциза ниже установленного уровня.

Для обработанного табака, иного, чем сигареты (сигары и сига-риллы; тонкорезаный табак, сворачиваемый в сигареты; другой курительный табак), применяются следующие акцизы:

1) адвалорный акциз (рассчитанный на основе максимальной розничной цены);

2) специфический акциз (рассчитанный за килограмм продукции или за штуку);

3) комбинированный акциз (включающий адвалорную и специфическую составляющие).

Минимальные ставки акцизов на табачные изделия (за исключением сигарет) представлены в таблице.

Минимальные ставки акцизов на табачные изделия (за исключением сигарет) в Европейском союзе*

Вид подакцизной продукции Минимальная ставка акциза

Сигары и сигариллы 5% от розничной цены (с учетом всех налогов) или 12 евро за 1 000 штук или 1 килограмм

Тонкорезаный табак, сворачиваемый в сигареты С 1 января 2013 г. - 43% от средней розничной цены, но не менее 47 евро за 1 килограмм. С 1 января 2015 г. - 46% от средней розничной цены, но не менее 54 евро за 1 килограмм. С 1 января 2018 г. - 48% от средней розничной цены, но не менее 60 евро за 1 килограмм. С 1 января 2020 г. - 50% от средней розничной цены, но не менее 60 евро за 1 килограмм

Иные виды курительного табака 20% от розничной цены (с учетом всех налогов) либо 22 евро за 1 килограмм

* Источник: Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2011/64/ЕС от 21 июня 2011 г. о структуре и ставках акцизов для обработанного табака. - Ст. 14.

Несмотря на значительную работу, проделанную в ЕС в области гармонизации ставок акцизов, диспропорция в уровнях цен и налогов на сегодняшний день не устранена. В частности, по состоянию на

1 июля 2013 г. наибольшая ставка акциза на сигареты установлена в Великобритании (288,02 евро за 1 000 шт.) (рис. 1). При этом в Литве акциз почти в 4 раза меньше (72,62 евро за 1 000 шт.)1.

350 300 250 200 150 100 50 0

72,62 евро за 1 000 штук

151,80 евро за 1 000 штук

288,02 евро за 1 000 штук

Литва

Германия

Великобритания

Рис. 1. Диспропорции в ставках акциза на сигареты в ЕС (по состоянию на 1 июля 2013 г.)

Значительное различие в ставках акцизов представляет собой серьезную проблему для европейской экономики. Объем рынка табачных изделий, с оборота которых не уплачен налог в пользу государств - членов ЕС, продолжает увеличиваться. Доля потребления контра-

1 Доклад Европейской комиссии «Акцизы в таблицах. Часть III - Обработанный табак», 2013. - URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/excise_duties/tobacco_ products/ rates/index_en.htm

фактной продукции в 2012 г. составляла 11,1%, что на 0,7% больше, чем в 2011 г. (рис. 2)1. Основная причина этого процесса - рост налогов, приводящий к снижению ценовой доступности и увеличению диспропорции в ставках.

Рис. 2. Динамика потребления контрафактных сигарет в Европейском союзе

В то же время потребление легальных сигарет, которое служит главным источником поступления акцизов на табачные изделия в бюджеты государств - членов ЕС, продолжает стремительно уменьшаться. За 5 лет рынок легальных сигарет в Европейском союзе сократился почти на 20%. По нашему мнению, данное снижение обусловлено политикой ЕС в области здравоохранения, направленной на борьбу с потреблением табака; ростом реализации контрафактной продукции; переходом курильщиков от сигарет к иным табачным изделиям (например, тонкорезаному табаку, сворачиваемому в сигареты).

На основании проведенного анализа европейского опыта гармонизации акцизов на табачные изделия можно сделать следующие выводы:

1) унификация доли налога в цене не приводит к полноценной гармонизации налогообложения, в связи с этим в ЕС было решено использовать модель, предполагающую установление минимальных ставок акцизов на табак;

2) в условиях отсутствия максимальных ставок на акцизы в ЕС произошло увеличение диспропорции в уровне налогов (при этом суверенитет стран с высоким уровнем акцизов не пострадал);

3) увеличение доли специфической ставки в структуре акциза по сравнению с увеличением адвалорной составляющей (НДС плюс адва-

1 Доклад компании К?МС, 2012. - ЦКЬ: http://www.pmi.com/eng/media_center/ media_kit/Documents/Executive_Summary_Project_Star_2012_Report.pdf

лорная ставка) позволяет сократить влияние национальных различий в уровнях розничных цен в процессе гармонизации налогообложения;

4) процессу гармонизации должны подвергаться все виды табачной продукции (наравне с сигаретами);

5) необходимо учитывать разницу в средневзвешенных розничных ценах на табачную продукцию в соседних государствах, не являющихся участниками интеграционного объединения.

В целях снижения негативных последствий, вызванных централизованной налоговой политикой в отношении акцизов, целесообразно принимать во внимание особенности конкретной страны (в частности, ценовую доступность подакцизных товаров для потребителей). Кроме того, следует избегать резкого повышения уровня акцизов, приводящего к чрезмерному росту цен. Динамика увеличения налогов на потребление табачных изделий должна сопровождаться переходными периодами и льготами для государств-членов, в которых такие изменения могут вызвать негативные экономические последствия.

Список литературы

1. Директива Европейского парламента и Совета Европейского союза 2011/64/ЕС от 21 июня 2011 г. о структуре и ставках акцизов для обработанного табака. - URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/ taxation/excise_duties/tobacco_products/legislation/index_en.htm

2. Директива Совета Европейского союза 2008/118/ЕС от 16 декабря 2008 г. об общих условиях взимания акцизов и отмене Директивы 92/12/ЕЭС. - URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/ excise_duties/ gen_over view/index_en.htm

3. Сейфуллаева М. Э., Падалкина О. С. Разработка маркетинговой стратегии табачной компании // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2013. - № 5 (59). - С. 62-67.

References

1. Council directive 2011/64/EU of 21 June 2011 on structure and rates of excise duty applied to manufactured tobacco. - URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/excise_duties/tobacco_ products/legislation/index_en.htm

2. Council Directive 2008/118/EC of 16 December 2008 concerning the general arrangements for excise duty and repealing Directive 92/12/EEC. - URL: http://ec.europa.eu/taxation_customs/taxation/ excise_duties/gen_overview/index_en.htm

3. Seyfullaeva M. E., Padalkina O. S. Razrabotka marketingovoy strate-gii tabachnoy kompanii // Vestnik Possiyskogo ekonomicheskogo universi-teta imeni G. V. Plekhanova. - 2013. - N 5 (59). - S. 62-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.