Научная статья на тему 'Европейский футбол и азиатские фанаты: к вопросу о формах социальных связей'

Европейский футбол и азиатские фанаты: к вопросу о формах социальных связей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУТБОЛ / FOOTBALL / ЕВРОПА / EUROPE / АЗИЯ / ASIA / ФАНАТЫ / FANS / СОЦИАЛЬНЫЕ СВЯЗИ / SOCIAL COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баев Олег Валериевич

Статья представляет анализ различных аспектов взаимоотношений европейских футбольных клубов как с азиатскими по происхождению фанатамииммигрантами, так и с болельщиками, проживающими в Азии. Сделан вывод о возрастании роли азиатских фанатов в жизни европейских футбольных клубов в связи с ростом значения АТР в современном мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European Football and Asian Fans: Forms of Social Communication

The article presents the analysis of various aspects of communication between European football clubs and their fans, both Asian immigrants and those living in Asian countries. The author concludes that, with Asia-Pacific Regions importance increasing, Asian fans start to play a larger part in European football clubs life.

Текст научной работы на тему «Европейский футбол и азиатские фанаты: к вопросу о формах социальных связей»

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http ://isu.ru/izvestia

2014. Т. 7. С. 24-28

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 94(4):796.073

Европейский футбол и азиатские фанаты: к вопросу о формах социальных связей

О. В. Баев

Кемеровский государственный университет, Институт экологии человека СО РАН, г. Кемерово

Аннотация. Статья представляет анализ различных аспектов взаимоотношений европейских футбольных клубов как с азиатскими по происхождению фанатами-иммигрантами, так и с болельщиками, проживающими в Азии. Сделан вывод о возрастании роли азиатских фанатов в жизни европейских футбольных клубов в связи с ростом значения АТР в современном мире.

Ключевые слова: футбол, Европа, Азия, фанаты, социальные связи.

Вопрос о взаимодействии европейских футбольных клубов с азиатскими фанатами имеет несколько аспектов. В первую очередь, следует упомянуть о существовании в Западной Европе команд, созданных выходцами из Азии и позиционирующих себя в качестве представителей данных этнических общностей. Тем самым представители этих этносов, с одной стороны, использовали поддержку определенной футбольной команды для сохранения собственной идентичности, а с другой стороны, это вело к усилению столкновений их болельщиков с фанатами клубов, имеющих в своем числе сторонников правых политических взглядов.

Со спортивной точки зрения самой успешной футбольной командой «европейских азиатов» стала основанная в 1977 г. в шведском Седертелье «Сирианска» [7]. В связи с этим наиболее показательный инцидент произошел осенью 2001 г., когда «Сирианска» отправилась в гости в Отвидаберг на заключительную игру сезона. Так как «Сирианска» в случае победы переходила в высшую лигу, предстоящая игра приобрела очень напряженный характер. После игры около сотни гостей, разгневанных несправедливым судейством и расистскими оскорблениями, звучавшими в их адрес с трибун местных фанатов, выбежали на поле и завязали массовую драку с обидчиками [2]. Однако с тех пор многое изменилось, «Сирианска» выступает в высшей лиге, а большинство шведов, как представители многонациональной страны, поддерживают свою национальную сборную, лидером которой является сын боснийского славянина-мусульманина и хорватки Златан Ибрагимович. Словарь шведского языка пополнился глаголом «златанер» со значением «делать что-то с применением силы, доминировать» [5].

Аналогичная ситуация складывается и в современной Англии. Азиаты имеют точно такую же возможность смотреть футбол, как и все остальные жители Великобритании. Единственный предрассудок, с которым может столкнуться азиат, будет направлен против команды, за которую он болеет, а не против него самого. Разницы между болельщиками одной команды, будь они черными, белыми или желтыми, нет [1]. Таким образом, зачастую в формировании идентичности фактор поддержки какой-либо футбольной команды становится более важным, чем этническое происхождение.

В связи с этим менеджмент футбольных клубов старается привлекать азиатских болельщиков к поддержке своих команд. Дело в том, что почти половина футбольных стадионов Англии расположена в районах, где национальные меньшинства составляют свыше 5 % населения. В связи с этим снижение доходов, источником которых были местные жители, воспринимается многими маленькими клубами как катастрофа. Они проводят различные акции, например, «дети за фунт» или «приведи друга за пять фунтов», работают в местных школах и общественных группах. Все это ими придумывается ради появления новых лиц на трибунах, и многим клубам такая работа уже приносит дивиденды [1].

В результате среди некоторых болельщиков развилось четкое разделение на «мы» и «они». «Традиционные» фанаты видят, какие меры предпринимаются для привлечения азиатов на стадионы, но те, в свою очередь, игнорируют национальный британский вид спорта. Такая ситуация не идет на пользу ни самой игре, ни межнациональным отношениям [1].

Да и степень вовлеченности «европейских азиатов» в британский футбол остается незначительной. Главная причина недоверия, испытываемого азиатами к стадионам, проистекает из того, что большинство из них совсем недавно приехало в Соединенное Королевство и не имеет представления ни о самой игре, ни о ее важной роли в британской культуре [1].

Особенно тяжело интегрируются в европейскую футбольную культуру выходцы из Индии и Пакистана. Д. Бримсон объясняет это тем, что из 2,3 млн выходцев из Южной Азии, проживающих в Соединенном Королевстве, лишь четверым удалось пробиться в высшие лиги, и только десять футболистов азиатского происхождения, родившихся в Великобритании, обучаются в двадцати футбольных академиях премьер-лиги. В результате в некоторых клубах расистские выпады чаще всего выражаются в насмешках над конкретным городом с высокой концентрацией жителей азиатского происхождения, а на стадионах звучат песни типа «В этом городе полно паков, в вашем городе полно паков» или «Лучше б я был паком, чем турком» [1].

При этом большинство западноевропейских футбольных клубов пытается перерасти уровень «local team» (команды, поддерживаемой местным населением) и привлечь на свою сторону, в том числе, и выходцев из Азии. Например, «Манчестер Юнайтед» обладает рекордным числом фанатов, проживающих в других городах Англии, в самом же Манчестере за «Юнайтед» болеет лишь около 20 % жителей [1].

Серьезный сдвиг в этом аспекте произошел уже в начале XXI в., когда в составах европейских команд появились достаточно квалифицированные футболисты из азиатских стран. «Манчестер Юнайтед» подписал контракт с южнокорейцем Пак Джи Суном и тем самым приобрел не только выдающегося игрока, но и значительный и весьма прибыльный плацдарм на Дальнем Востоке, разработкой которого тут же занялся его коммерческий отдел. «Эвертон» поступил аналогичным образом в Китае, подписав контракт с полузащитником Ли Ти [1]. На сегодняшний день большинство ведущих игроков сильнейших на азиатском континенте сборных (Японии и Южной Кореи) играет в Европе [см., например: 6].

В результате футбол стал одним из факторов интеграции британского общества. «Кресты святого Георгия» перестали быть проявлением ксенофобии, ради демонстрации верности сборной Англии ее атрибутику с одинаковой гордостью используют и белые, и черные, и азиаты, и многочисленные члены прочих этнических групп. Опрос, опубликованный в азиатской газете «Взгляд с Востока» («Eastern Еуе»), показал, что 75 % опрошенных не просто болеют за сборную, но и, что более важно, чувствуют себя комфортно в среде фанатов, представляющих белое большинство [1].

Другим аспектом взаимодействия европейского футбола с азиатскими болельщиками стали активные попытки европейских футбольных клубов заручиться поддержкой жителей самих азиатских стран, продиктованные, прежде всего, стремлением увеличить доходную часть своего бюджета. Коммерческие интересы европейских футбольных клубов диктуют и географию их предсезонных матчей, в которой все более значительное место занимают азиатские страны.

В большинстве случаев европейские футбольные клубы едут в Юго-Восточную Азию или Северную Америку не за гонорар, а ради инвестиций или выполнения контрактных обязательств. Так, в июле 2013 г. «Манчестер Юнайтед» посетил Таиланд, Австралию, Японию и Гонконг, а «Ливерпуль» -Индонезию и Таиланд [4].

Три из пяти матчей «Манчестер Юнайтед» летом 2013 г. были организованы спонсорами клуба (две игры «красные дьяволы» провели в Японии, где публика очень хотела посмотреть на своего любимца Синдзи Кагаву, а одну из встреч «МЮ» и вовсе сыграл с его бывшим клубом «Серезо Осака») [4].

Визит на тайскую землю исполнительный директор «МЮ» Дэвид Гилл прокомментировал следующим образом: «Наш визит в Таиланд играет важную роль в подготовке команды, а также позволяет клубу провести работу со своими болельщиками и коммерческими партнерами» [5].

Действительно, английская премьер-лига пользуется в Таиланде бешеной популярностью. Только болельщиков «Юнайтед» в стране более 19 млн человек, а фанатов «Ливерпуля» - 14 млн [5].

В то же время у «Юнайтед» есть соглашение с одним из таиландских банков, который выпускает фирменные клубные дебетовые и кредитные карты. Их владельцы регулярно получают возможность выиграть разные призы от английского клуба, в том числе поездку на стадион манкунианцев «Олд Траффорд». И для увеличения количества клиентов визит «Юнайтед» в Таи-

ланд был очень даже полезен. Кроме того, приезд «МЮ» был приурочен к празднованию 80-летия крупной таиландской пивоваренной компании, являющейся спонсором клуба. Любопытно, что эта же компания имеет контракт и с другим английским топ-клубом, «Челси», который также приехал в Таиланд на празднование юбилея и сыграл выставочный матч [5]. Как для удобства зрителей, так и с целью увеличения популярности игровые номера футболистов «Челси» были выполнены тайскими цифрами.

«Ливерпуль» запланировал поездку в Индонезию летом 2013 г. вскоре после того, как заключил трехлетнее соглашение с местной авиакомпанией. Кроме того, в этом году титульный спонсор клуба, одна банковская группа, отмечает 150-летие своей деятельности в Индонезии, и визит «красных» стал частью торжеств [5].

Некоторые азиатские бизнесмены стали акционерами или полными владельцами европейских футбольных клубов. Так, житель Гонконга Карсон Юнг является владельцем «Бирмингем Сити», эмиратец Мансур бин Зайед Аль Нахьян - «Манчестер Сити», малазиец Датук Чан Тьен Ги - валлийского «Кардифф Сити», таец Вихай Раксриаксорн - «Лестер Сити», индийская корпорация «Venky's Limited» - «Блэкберн Роверс», индиец Лакшми Миттал -акционером «Куинз Парк Рейнджерс», а малазийцы Балрам и Дипак Чай-нрай - «Портсмута» [8].

Таким образом, расширяющийся в последние годы интерес европейских футбольных клубов к азиатским болельщикам является еще одним проявлением как роста значения Азиатско-Тихоокеанского региона в мировой экономике, так и роста влияния азиатских диаспор в различных сферах общественной жизни самой Западной Европы.

Список литературы

1. Бримсон Д. Убийцы футбола / Д. Бримсон. - СПб. : Амфора, 2007. - 380 с.

2. Бримсон Д. Фанаты / Д. Бримсон. - СПб. : Амфора, 2004. - 381 с.

3. ГиринД. Идем на Восток! / Д. Гирин // Спорт-экспресс. - 2013. - 27 июня. - С. 5.

4. Гирин Д. Найдут ли армейцы болельщиков в Азии? / Д. Гирин // Спорт-экспресс. - 2013. - 7 мая. - С. 2.

5. Ибрагимович появится на марках // Спорт-экспресс. - 2013. - 13 нояб. - С. 3.

6. Маркова М. Сборная Кореи: богатенькие сынки / М. Маркова // Спорт-экспресс. - 2013. - 18 нояб. - С. 2.

7. Официальный веб-сайт Сирианска ФК [Электронный ресурс]. - URL: http://www.syrianskafc.com (дата обращения: 25.11.2013).

8. Список владельцев английских футбольных клубов // Википедия - свободная энциклопедия. - URL: http://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 25.11.2013).

European Football and Asian Fans: Forms of Social Communication

O. V. Baev

Kemerovo State University, the Institute of Human Ecology, SB RAS, Kemerovo

Abstract. The article presents the analysis of various aspects of communication between European football clubs and their fans, both Asian immigrants and those living in Asian countries. The author concludes that, with Asia-Pacific Region's importance increasing, Asian fans start to play a larger part in European football clubs life.

Keywords: football, Europe, Asia, fans, social communication.

Баев Олег Валериевич

кандидат исторических наук, доцент, кафедра отечественной истории Кемеровский государственный университет 650043, г. Кемерово, ул. Красная 6 тел.: 8(3842)580601 e-mail: baev-ov@rambler.ru

Baev Oleg Valerievich

Candidate of Sciences (History), Associate Professor, Department of Russian History Kemerovo State University 6, Krasnaya st., Kemerovo, 650043 tel.: 8(3842)580601 e-mail: baev-ov@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.