Научная статья на тему 'Европейский аспект в институциональном анализе экспортной макроплатформы КНР'

Европейский аспект в институциональном анализе экспортной макроплатформы КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ЕВРОПА / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИИ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ МАКРОПЛАТФОРМА / CHINA / EUROPE / TECHNOLOGICAL MODERNIZATION / STRATEGIC MACROPLATFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Овчинников Валерий Валентинович

Статья посвящена проблеме технологической модернизации Китая, происходящей на основе стратегической макроплатформы управления жизненным циклом китайских предприятий, осуществляющих экспансию на глобальный рынок. Автор уделяет особое внимание ее взаимодействию с европейскими рыночными институтами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

European aspect in the institutional analysis of PRC export Macroplatform

The article is devoted to problems of technological modernization of the Chinese economy, that occurs on the basis of a strategic macroplatform of management of life cycle of the Chinese enterprises carrying out expansion on the global market. The author puts emphasis on its interaction with the European market structures.

Текст научной работы на тему «Европейский аспект в институциональном анализе экспортной макроплатформы КНР»

В.В. Овчинников

Европейский аспект в институциональном анализе экспортной макроплатформы КНР

Аннотация. Статья посвящена проблеме технологической модернизации Китая, происходящей на основе стратегической макроплатформы управления жизненным циклом китайских предприятий, осуществляющих экспансию на глобальный рынок. Автор уделяет особое внимание ее взаимодействию с европейскими рыночными институтами.

Abstract. The article is devoted to problems of technological modernization of the Chinese economy, that occurs on the basis of a strategic macroplatform of management of life cycle of the Chinese enterprises carrying out expansion on the global market. The author puts emphasis on its interaction with the European market structures.

Ключевые слова: Китай, Европа, технологическая модернизации, стратегическая макроплатформа.

Keywords: China, Europe, technological modernization, strategic macroplatform.

Сущность институционального анализа заключается в акцентировании внимания на нормах, правилах и стереотипах мышления, управляющих поведением объектов на макроплатформе, обеспечивающей взаимодействие китайских рыночных институтов с рыночными институтами Европы и США. В рамках данной статьи предлагается рассмотреть лишь некоторую часть макроплатформы, состоящей из рыночных институтов, обеспечивших привлечение в страну самых современных технологий и экономический успех Китая за счет взаимодействия с лучшими экономиками мира. Колоссальная 90

перенаселенность КНР в совокупности с ее стремительным экономическим ростом создают самый привлекательный рынок сбыта для Европы и США, которые пытаются выстроить свою экспортную макроплатформу в Китае. Но эти же факторы создают огромные риски, сложнейший комплекс проблем, для очень краткого описания которых требуется большая отдельная статья.

Причем взаимосвязь этих проблем такова, что решение одних усугубляет другие. Европа и США отлично понимают, что Китай объективно является конкурентом США и Европы и нежизнеспособен в своих нынешних границах. Он должен стать гораздо больше, если не хочет стать гораздо меньше. Он не может обойтись без внешней экспансии для захвата ресурсов и территорий, такова реальность. Но он не ориентируется на военную деятельность, рассматривая свои вооруженные силы только как средство предотвращения давления на экономику КНР со стороны США и Европы, и предпочитает мирную экспансию в экономику Европы, многих азиатских стран, а также стран Африки и Американского континента. Высокие риски стать жертвой экономической экспансии Китая имеют и Россия, и страны СНГ. В Казахстане и азиатской части России очень много территории, гигантские ресурсы, совсем мало населения, неэффективные и коррумпированные чиновники, слабое развитие предпринимательства среди широких слоев населения, деградация образования и т.д.

Существенные проблемы модернизации макроплатформы КНР для экспорта в США и Европу

Нынешний кризис имеет системный характер. Он не может быть сведен к циклическим конъюнктурным колебаниям, когда за спадом автоматически следует подъем. Подъем, конечно, последует за спадом, однако для этого подъема должны будут произойти существенные изменения в технологической и организационной базе мировой экономики и отдельных стран. Именно от того, как та или иная страна сможет трансформировать свою структуру, приспособиться к новым глобальным вызовам, зависит ее облик и место в послекризисном мире. Ожидание восстановления докризисного status quo является самой опасной политикой в настоящее время. Это отлично понимают и в Европе, и в США; американцы и евро-

пейцы пытаются выиграть время, привлекая к своим проектам Китай. Многих предпринимателей США и Европы Китай привлекает своей предсказуемостью, эффективными чиновниками и специалистами и, конечно, огромными рынком сбыта и ресурсами.

В этом отношении КНР со своей стороны делает ставку на мировую экономическую гегемонию, основанную на интенсивной модернизации своей экономики. Для этого КНР вместе с европейскими консультантами полным ходом реализует проект макроплатформы рыночных институтов, обеспечивающих изменение логики корпоративного управления, в которой действуют многочисленные инновационные предприятия, серьезный институциональный анализ и настройку экономики на глобальную конкуренцию. Ответом на новые глобальные вызовы служит активная инновационная деятельность КНР, основанная на использования труда лучших европейских, американских, японских и израильских менеджеров и специалистов.

Китайские лидеры давно осознали, что чем выше задается планка конкуренции, тем сложнее и неприятнее для общества протекает модернизация. Модернизация многоукладной экономики КНР, направленной на глобальную конкуренцию, наиболее трудная задача, подлежащая решению. Самостоятельно Китаю ее не решить. В этом случае глобальная конкуренция происходит не только в товарах, но и в умах и компетенциях предпринимателей, рабочих, инженеров и чиновников. Такая модернизация не может быть по определению успешно проведена без новых форм мотивации власти и общества к существенной переориентации расходов бюджетов всех уровней от социальных (не ниже 60% от общих расходов бюджета) к инвестиционным (где социальные расходы не превышают 40%, остальные расходы относятся к инвестициям). Если европейцы и американцы не могут себе позволить перейти на жесткую экономию социальных расходов, то Китай может это сделать совершенно свободно. В этом заключена и сила, и слабость Китая.

Там живет трудолюбивое население, способное быстро осваивать самые современные технологии и пока согласное получать за это небольшую по европейским меркам зарплату. Китайские менеджеры, получившие прекрасное образование в Европе, не требуют солидных вознаграждений за свой эффективный труд и при-92

кладывают все свои творческие усилия к решению задач освоения новых средств производства наукоемкой продукции. Отсюда многие европейские и американские компании, такие как «Nokia», IBM, «Microsoft», «Nice», «General Electric», «Cisco Systems», предпочитают налаживать производство новейших технологий в Китае даже раньше, чем у себя. При этом они оказывают сильное давление на свои правительства в области трансфертных законов и правил, позволяющих им предоставлять Китаю помощь в освоении самых новейших технологий и участвовать в китайских проектах.

При модернизации, как никогда, экономика нуждается в ресурсах, эффективном корпоративном управлении и независимой судебной системе. Ресурсы и современное корпоративное управление в Китае уже есть, проблемы существуют только в судебной системе, но эти проблемы постепенно решаются. В процессе модернизации Китай с высокой вероятностью может столкнуться с проблемой роста затрат на инвестиции из-за рисков технологической многоукладности экономики, когда на многих предприятиях КНР одновременно применяются как самые современные технологии, так и технологии из предыдущих технологических укладов. Но в решении этой проблемы Китаю помогает Европа.

Проблемы экспортных макроплатформ Европы и США

Мировой экономический и финансовый кризис 2007-2010 гг. сделал невозможным дальнейшее применение долговой модели модернизации экономики Европы и США, используемой в разных экспортных макроплатформах в течение последних ста лет. Эта модель существовала за счет стремления американских и европейских предприятий увеличить продажи товаров населению не только у себя, но и привлечь население таких многолюдных стран, как Китай. Глобализация рынка сбыта была основана на накачке рынка массовыми потребительскими кредитами, стимулирующими модернизацию компаний и покупательский спрос с возможностью реструктуризировать долги покупателей путем выдачи им новых кредитов. С помощью такой модели банки и финансовые компании США научились хорошо зарабатывать на обслуживании созданной ими кредитной потребительской пирамиды, увеличивая долговую нагрузку на широкие слои населения США. В результате

каждый житель США, включая младенцев, должен Китаю как основному хранителю долговых инструментов США порядка 6 тыс. долл. К этому следует добавить долги США Японии, Индии, странам ЕС, СНГ и т.д.

Кроме банков долговая модель модернизации обеспечила успех и огромные прибыли операционной экономике США и стран ЕС, состоящей из крупных транснациональных корпораций, сосредоточивших свои усилия главным образом на глобальных рынках труда, финансовых рынках и потребляющих огромные ресурсы, значительная часть которых направлялась на компенсацию растущих долгов. К этому следует добавить недопустимо высокий рост зарплаты работников и вознаграждений топ-менеджерам и ущемление интересов инвесторов (акционеров). Длительное время эти огромные, исчисляемые триллионами долларов доходы и долги скрывались от мирового общества и компенсировались выдачей новых кредитов для погашения старых долгов и продажей долгов Китаю. В результате на определенном этапе, когда стоимость кредитов стала уменьшаться недопустимо быстрыми темпами, а рост доходов топ-менеджеров стал запредельным, банкам теперь невыгодно выдавать новые кредиты, поскольку их обслуживание чрезвычайно дорого. Кроме того, уменьшилось число покупателей, поскольку они потеряли работу вследствие применения производителями продукции более совершенных технологий, снижающих число занятых работников. Особенно это коснулось работников с низкой квалификацией, приехавших из других стран.

В конце концов произошел неизбежный системный сбой долговой модели модернизации, который обернулся банкротством наиболее крупных кредитных учреждений США и Европы. Потребовалось срочно отдавать долги (списать плохие кредиты), а сделать это оказалось невозможно из-за высоких рисков краха всей мировой финансовой системы и вовлеченных в эту систему многих стран, включая страны СНГ. И вот тут-то понадобился Китай с его огромными резервами и сбережениями широких слоев населения страны на черный день. Китай предотвратил обвальный рост денежной массы, направляемой национальными регуляторами США и Европы на погашение долгов наиболее важных финансовых институтов. Китай стал скупать многочисленные фонды США и Европы, претендуя на рынки сбыта своей продукции, не обращая внимания 94

на доминирование в экономике США, но учитывая, что прибыли от финансовых манипуляций и от недвижимости возросли до 80% от общей прибыли экономики США. Более того, китайские граждане подняли фондовый рынок США и через него рынок Европы, активно покупая акции ведущих американских и европейских компаний.

Фактически Китай своими действиями предотвратил социальный коллапс в Европе и в США, катастрофическое снижение мирового потребительского спроса, снизил дефицит мировых ресурсов и темпы роста мировых цен на сырье. Все это вместе взятое поставило многие крупные корпорации США и Европы, применявшие долговую модель модернизации, в зависимость от дальнейших действий Китая под угрозой краха экономики, роста безработицы и вытекающей из нее социальной напряженности. Фактически Китай через свою макроплатформу с общественными институтами уже осуществил экономическую экспансию в страны Европы и в США, скупив долги, акции крупнейших фондов, компаний, банков и государств (США, Испания, Греция, Португалия, Италия и т.д.). В то же время Китай выделяет очень скромные инвестиции в экономику стран СНГ, полагая и не без основания, что эти активы можно купить попозже и дешевле.

Модель быстро развивающейся плоской экономики Китая

Проанализировав такую ситуацию, ученые, общество и власти Европы и США с удивлением обнаружили, что многие производственные сети малых и средних предприятий в КНР, Индии, Бразилии и в других развивающихся странах практически не пострадали от кризиса. При этом все они использовали элементы иной модели плоской экономики ( с признаками малоуровневого корпоративного управления), обладающей глобальными конкурентными преимуществами как главного двигателя инноваций. Речь идет о модели коллективного накопления и использования собственных резервов групп предприятий против рисков инвестиций в соответствии с требованиями глобальных инвестиционных стандартов. Это модель с более демократическими методами управления, чем в США и в Европе, с производством и поставкой продукции (по принципу «я работаю на себя и делаю свое дело лучше всех и с ми-

нимальными издержками»). Отсюда были сделаны выводы, что старая модель модернизации и мирового разделения труда, обслуживающая экономику Европы и США, более не способна привлекать инвестиции, и нужно срочно переходить к новой модели, ориентированной на собственные инвестиции и менее зависимой от финансовых долговых рынков США и Европы и растущих цен на сырье.

Новая модель потребовала введения новых норм корпоративного управления, когда повышение эффективности бизнеса происходит не только за счет рационального использования ресурсов, управления рисками, контроля за высшим менеджментом и его мотивацией на контроль за денежными потоками, но и за счет роста предпринимательской и творческой активности группы взаимосвязанных предприятий из разных стран мира. В значительной степени эта концепция заимствована из трудов выдающегося экономиста XX столетия И. Шумпетера.

Из позитивных моментов следует отметить, что в ведущих мировых центрах и на многих сессиях 41-го Всемирного экономического форума началась активная проработка экспертами из Европы, США, Индии, Бразилии и КНР основных принципов формирования новой транснациональной модели модернизации и инвестиций на основе новых форм управления жизненными циклами крупных, малых и средних предприятий и их продукции. Сущность этой модели характеризуется тем, что жизненный цикл любой организации в условиях нынешнего кризиса зависит прежде всего от характера модернизации и инновационной деятельности. Чем больше инноваций и продукции с новыми ценностями компания создает, тем больше она способна продлевать свой жизненный цикл на мировом рынке и тем быстрее она способна привлечь инвестиции. Подобная модель модернизации в отличие от предыдущей ориентируется на модернизацию платформ глобального разделения творческого и производственного труда, увеличивающих инвестиционную привлекательность, конкурентоспособность и жизненные циклы существования как самих предприятий, так и их продукции на глобальных рынках.

В свою очередь удлинение жизненного цикла предприятия за счет роста конкурентоспособности зависит от своевременной модернизации стандартов, инфраструктуры и технологий. Впервые в мировой практике предлагается структура новой модели 96

управления жизненными циклами малых и средних предприятий, которая состоит из макроплатформы с институтами эффективного взаимодействия с мировыми экономиками. Макроплатформа состоит в свою очередь из нескольких платформ сетевого взаимодействия инвесторов и предприятий малого и среднего бизнеса из Китая с крупным бизнесом и с рынками сбыта США и Европы, а также с инновационными компаниями Израиля. Первая платформа интеллектуального сервиса знаний хорошо учитывает возможности ученых и специалистов Китая в ускоренной модернизации экономики страны. Обычно скептики утверждают, что китайцы - это хорошие исполнители, но с идеями у них туго. Отчасти это правда, но с помощью первой платформы в КНР организуются связи посредством Интернета между лучшими специалистами Европы, США и Израиля с целью их участия в разработке проектов новой экспортной продукции.

Иначе говоря, благодаря макроплатформе Китай получает возможность использовать коллективный разум всего мира для осуществления его (Китая) давления на рынки Европы и США. При этом благодаря первой платформе прорабатываются высокие технологии, трансфер которых осуществляется с помощью второй платформы глобальных сервисов трансферов технологий. Третья платформа содержит институты производственных сетей предприятий.

Платформа интеллектуального сервиса знаний

Уникальная платформа интеллектуального сервиса знаний состоит из индустриальных центров и содержит набор сервисов (вида crowdsoursing) , позволяющих создавать, интегрировать, трансформировать, применять и распространять публичные знания всех типов и видов для удовлетворения существующих и возникающих потребностей и реализации новых ценностей. Знания рассматриваются как основной стратегический актив, как источник залогов и привлечения инвестиций, как основа приобретения региональных или глобальных конкурентных преимуществ. Данная платформа позволяет организовать через Интернет бесконтактный сетевой обмен лучшим мировым опытом экспертов, выделяет наиболее ценные сведения, касающиеся реализуемого бизнес-проекта, из

общего потока информации. Она позволяет сконцентрировать функции заказчика, проект-менеджера и разработчика проекта в индустриальном центре, служащем основой для глобальных социальных инновационных сетей (social innovation).

Платформа глобальных сервисов трансферов технологий

Платформа глобальных сервисов трансферов технологий состоит из индустриальных центров, обеспечивающих эффективное лицензирование и защиту интеллектуальной собственности (ИС) от незаконного использования. Нормативной базой для применения данной платформы служит трансфертное законодательство, которое содержит все необходимые нормы, защищающие интересы страны и бизнеса в области применения ИС. Если такие нормы отсутствуют, то тогда они вводятся в контракты с партнерами по бизнесу. Из этого следует, что если хозяйствующий субъект принял на себя выполнение трансфертных норм, отраженных в контракте, то тогда правила их применения становятся обязательными. Трансфертное законодательство взаимодействует с глобальной экспертизой, которая занимает центральное положение при совершении трансферов идей или ИС и относится к ведению глобальных индустриальных центров. Последние используют труд авторитетных экспертов из более чем 115 стран мира и оказывают экспертные услуги по глобальным трансферам идей и технологий.

Многоуровневое индикативное планирование инноваций (нано-, микро-, мезо-, макро-, глобальные) образует сервис, предоставляемый индустриальными центрами. Новые формы индикативного планирования используют механизмы координации интересов государства и частного предпринимательства на пяти уровнях разделения труда и вытекающих из этого трансферов технологий и стандартов: нанотрансферов (внутри конкретных предприятий), микротрансферов (в производственных сетях предприятий -ПС), мезотрансферов (между индустриальными центрами ПС), макротрансферов (между глобальными индустриальными центрами ПС) и глобальных трансферов технологий и стандартов (в случае глобальной конкуренции предприятий). В качестве основных индикаторов применяются количественные и качественные показатели роста экспорта и импорта патентов, лицензионных согла-

шений, а также известности научных исследований компании, публикаций, выполненных пилотных проектов, продуктов с новыми ценностями и других достижений компании, свидетельствующих о ее инновационной деятельности.

Основным органом, консолидирующим глобальный ресурс компетенций и разрешающим конфликты интересов между менеджерами с разными уровнями компетенций, служит инновационный супермаркет (ИС). Инновационным супермаркетом называется форма торгового сетевого сотрудничества между владельцами интеллектуальной собственности, предпринимателями и инвесторами, обладающими достаточным уровнем компетенций и ресурсов для приобретения новых конкурентных преимуществ. Инновационный супермаркет создается с целью проектной идентификации и консолидации сетевой совместной деятельности ПСП по созданию технологий и продукции, обладающих новыми ценностями для потребителей.

Инновационный супермаркет может существовать автономно или в составе индустриального центра. Он содержит единые нормативные базы, стандарты, механизмы открытия покупателей на идеи, взаимодействия с таможенными и налоговыми органами в части интеллектуальной собственности. Все это вместе взятое служит основой для трансферта технологий.

Технологии управления жизненным циклом продукции предприятия составляют основу для новой модели и оказывают существенное влияние на длительность жизненного цикла самих предприятий. Чем лучше продукция предприятия, тем выше его конкурентные преимущества на рынке, тем больше шансов у него выжить. Первоначально такие технологии приобрели известность под названием Collaborative Product Commerce (СРС), однако термин PLM (Product Lifecycle Management) точнее отражает суть. Платформа PLM — это набор взаимосвязанных прикладных решений, включающий необходимые программные компоненты обеспечения коммуникаций, интеграции модулей, автоматизированного проектирования и визуализации и других решений, охватывающих полный жизненный цикл продукта или предприятия - от идеи до утилизации.

Глобальные инвестиционные стандарты образуют платформу для проектирования схем финансового менеджмента предпри-

ятия. Особенно важное значение имеет правильно организованная инвестиционная политика, обеспечивающая наиболее быстрый рост капитализации компании. Инвестиционные стандарты, точно так же как международные стандарты финансовой отчетности, служат рекомендациями для разработки собственных стандартов организаций с целью повышения прозрачности финансов и интеграции со стандартами качества организации в системе менеджмента. Такие рекомендации относятся к эффективным инструментам рыночной капитализации компании, используемым при разработке собственных стандартов организации. Под капитализацией понимаются те дополнительные ресурсы, контролируемые компанией, которые обеспечивают рост будущих экономических выгод, а следовательно, и цены приобретенных инвесторами акций компании, которые должны быть намного выше балансовой стоимости активов компании. Инвесторы и владельцы собственности, которая успешно капитализируется, за десятки лет накопили опыт, который потребовал формализации накопленной практики и перевода ее на язык инвестиционных стандартов-рекомендаций.

Глобальная экспертиза проектов обеспечивает коллективное обсуждение рисков бизнес-проектов, поиск новых идей и толковых исполнителей, способствующих снижению рисков. Экспертное заключение по проекту новой технологии, нового устройства или способа позволяет правильно составить бюджет проекта и определить его краткосрочные и долгосрочные риски и в конечном счете доказывает возможность реализации проекта. Поэтому чем оно качественнее, тем с большей вероятностью проект становится успешным и малозатратным. Стремление сэкономить на экспертизе здесь неуместно и влечет за собой рост затрат и снижение выпуска.

В условиях глобализации экспертное заключение может носить локальный, международный и глобальный характер. В настоящее время в странах ЕС и в США, Израиле, КНР большое внимание уделяется разработке платформ crowdsoursing, ориентированных на глобальную конкуренцию и обеспечивающих обсуждение проектов квалифицированными экспертами из разных стран с минимальными рисками незаконного присвоения интеллектуальной собственности. В таких платформах публичное обсуждение проектов с использованием методов crowdsoursing сопровождается

заключением через социальные сети договоров с экспертами, обеспечивающих ответственность экспертов.

Роль производственных сетей предприятий в интеграции экономик Европы и КНР

Что мы понимаем под третьей платформой, образованной производственными сетями предприятий (ПСП), образующих основу плоской экономики?

Во-первых, это множество сотрудничающих компаний и банков разного размера, использующих прежде всего демократические методы разделения инновационного труда, когда предприниматели работают на себя. В таких компаниях царит уникальная атмосфера открытости и взаимовыручки, когда владельцы конкурирующих компаний в ПСП в индустриальных центрах вместе решают проблемы, предоставляя свои производственные мощности попавшим в беду конкурентам. В ПСП лояльность по отношению к технологическому развитию ПСП выше, чем лояльность по отношению к предприятиям, входящим в ПСП. Уже сейчас процент подобных предприятий в экономике КНР выше, чем в США.

Во-вторых, это совокупность предприятий, имеющих общее информационное и технологическое пространство (множество индустриальных центров - систем обработки данных) для обмена инновационным опытом, эффективного разделения инновационного труда и использования лучших мировых стандартов, а также системы коллективного принятия решений (чему способствует множество экспертных комиссий в индустриальных центрах).

В-третьих, в ПСП индустриальные центры и экспертные комиссии выполняют все то, что обычно выполняется чиновниками, а именно: они осуществляют многоуровневое индикативное планирование затрат и выпуска продукции в производственной сети предприятий, а также обладают специальными технологиями отбора инноваций и построения инновационных предприятий по всему миру.

Кроме того, индустриальные центры выполняют функции систем обработки данных с целью составления баланса затрат и выпуска предприятий, входящих в состав ПСП, делегируют на основании решений комиссий индустриальных центров и менеджер-

ских контрактов полномочия предприятиям с ограничением их деятельности «на сторону». Благодаря этому компании не простаивают и ритмично загружаются заказами на поставку продукции и не испытывают проблем со сбытом продукции и с инвестициями. Естественно, что при этом компании берут на себя обязательства перед индустриальными центрами и комиссиями соблюдать требования или рекомендации менеджерских контрактов (в части планирования, организации, мотивации персонала и контроля) и стандартов ПСП.

В-четвертых, ПСП имеют многовековую историю развития. Но пик их эффективности пришелся на период Второй мировой войны, когда производственные сети продемонстрировали в экстремальных условиях фантастические жизненные циклы и инновационную активность. Изучение опыта применения производственных сетей имеет большое значение при переходе экономики к следующему технологическому укладу. Последующие события в мире показали, что предпринимателям легче договариваться между собой, чем бюрократам. Поэтому ПСП лучше чувствуют себя в период обвалов рынков сбыта и финансовых пирамид. Об этом свидетельствуют достижения ПСП в Китае, обеспечившем рост экономики за счет внутреннего рынка сбыта при обвале рынка сбыта США.

При этом каждая компания в ПСП специализируется на том, что она умеет делать лучше всего с минимальными затратами. Благодаря этому каждая компания приобретает конкурентные преимущества перед компаниями, не входящими в ПСП. Диапазон продукции ПСП простирается от товаров и услуг разных видов до интеллектуальной собственности. В состав ПСП входят разные виды предприятий от крупных транснациональных компаний до стартапов, причем все они получают справедливый доступ к мировым рынкам сбыта и ресурсов.

Синергетика - это особый подход, рассматривающий возникновение новых свойств, качеств, стратегий в новой модели экспортной макроплатформы, состоящей из платформ, элементы которых таковыми не обладают. Этот подход означает появление и обсуждение новых идей, технологий и организаций на базе платформ, создающих новые ценности для поставщиков и потребителей. Благодаря применению в индустриальных центрах общих 102

платформ знаний успешно решается проблема поиска и коллективного обсуждения новых идей и толковых исполнителей. Платформы трансферов технологий, которыми пользуются предприятия в ПСП, обеспечивают возможность существенного повышения эффективности международного разделения инновационного труда, обмена опытом и совершенствования стандартов. Особую роль в трансферах инвестиций и технологий играют глобальные инвестиционные стандарты.

Особенно важно то, что можно сочетать бюрократические способы регулирования торговли (установленные нормами Всемирной торговой организации (ВТО)) с сетевыми способами разделения труда с помощью трансферов технологий в ПСП. Тем самым в целях защиты своих товаропроизводителей можно переходить от простого исполнения норм ВТО (часто во вред себе) к нормальной и справедливой конкуренции норм ВТО и ПСП. При этом более быстрыми темпами формируется критическая масса компетенций ученых, менеджеров и инженерного корпуса, обеспечивающая успех в глобальной конкуренции проектов модернизации.

Сочетание бюрократических (ВТО) и сетевых способов разделения труда обеспечивает более эффективный трансфер технологий по всему миру с помощью инновационных супермаркетов и собирает критическую массу компетенций ученых, менеджеров и инженерного корпуса для инновационных прорывов. Ярким примером достижения синергетического эффекта служит опыт Китая в создании единой глобальной платформы Восток - Запад с сервисами доступа к мировым информационным ресурсам и к компетенциям экспертов. Такая платформа надежно защищает интересы Поднебесной тем, что с Запада в КНР поступают инновации, которые трансформируются в коммерческую продукцию КНР с новыми ценностями, экспортируемую с Востока (из Китая) на Запад (глобальный рынок).

Институты экспортной макроплатформы Китая

Эти институты КНР имеют исключительно важное значение при использовании трех платформ для доступа к рынкам Европы и США. На макроплатформе происходит постоянная модернизация институтов повышения качества экспертизы, регуляторов рынка,

современного бухгалтерского и налогового учета, образования, управления фондовыми ресурсами, а также комфортности для бизнеса. Экспертиза в экономике знаний играет главную роль в конкуренции КНР, с одной стороны, и Европы, Японии, США, с другой стороны. Она снижает глобальные риски, позволяет избежать лишних потерь в бизнесе и способствует росту числа глобальных компаний, способных конкурировать на любых мировых рынках. Чем больше в стране таких компаний, тем больше инвестиций идет в экономику знаний страны. Далее рассмотрим основные институты на макроплатформе, обеспечивающей экспансию Китая на рынки Европы и США. Эти институты наиболее эффективно работают с компаниями из США и Европы, но могут быть без промедления задействованы и в России, и в любой стране СНГ.

Институты качества экспертизы

Экспертиза играет важную роль в снижении краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных глобальных рисков экспорта и импорта. Противостоять этим рискам можно с помощью профессиональных объединений экспертов. Сейчас в мире функционирует более 230 ассоциаций и союзов экспертов, разрабатывающих современные стандарты проведения экспертизы. Интересы большинства таких ассоциаций и союзов направлены в сторону КНР. Хотя не меньшим успехом пользуется Индия.

Основные принципы, которые должны учитываться в экспертизе, это: 1) независимость; 2) компетентность; 3) объективность; 4) ответственность (покрытие финансовых рисков); 5) снижение глобальных рисков инновационной деятельности.

Китайские регуляторы ведут соответствующие реестры экспертов по разным видам экономической деятельности с приведением доказательной базы их компетентности. С учетом уровня этой компетентности определяются риски экспертных ошибок и необходимые резервы для покрытия этих рисков. Из этих резервов пострадавшим клиентам выплачиваются компенсации.

Фактически в области экспертизы осуществляется конкуренция компетенций, удовлетворяющих требованиям потребителей экспертизы. Такие компетенции обеспечивают экспертам конкурентные преимущества, поскольку создают им такие условия, при которых

экспертиза становится объективной, независимой, компетентной и ответственной. Компетенции требуют, чтобы экспертиза основывалась на достоверных знаниях о рынках сырья, финансов и инноваций и работала по общепринятым правилам. Экспертиза должна быть понятной и убедительной для всех других экспертов, компетентных в соответствующих видах экономической деятельности.

Все эксперты должны иметь международные сертификаты, подтверждающие их компетентность, и пользоваться авторитетом во всемирных ассоциациях и палатах экспертов. Как показывает практика, торгово-промышленные палаты большинства стран мира, в том числе и в КНР, оказались в условиях новой экономики не способными регулировать процессы экспертизы на должном качественном уровне, хотя были созданы с этой целью. Более эффективными оказались добровольные общественные союзы экспертов в КНР и в Европе, объединенные по профессиям и контролирующие не только реализацию проектов, но и риски их возможных ошибок.

Именно эти организации используют платформу знаний для определения глобальных рисков ошибок экспертов созданием специальных резервов для возмещения ущерба от ошибочных действий экспертов. Эти организации признают основным инструментом конкуренции экспертов качество тех стандартов, которые они (эксперты) применяют в своей практике.

Институты образования

Институты образования занимают центральное место в подготовке кадров, обладающих достаточными знаниями для модернизации. В этих институтах интенсивно развиваются новые технологии подготовки кадров для китайской промышленности в образовательных учреждениях Европы и США. В КНР наиболее высокими темпами развиваются проектные семинары, в рамках которых готовятся кроссфункциональные команды менеджеров, нацеленные на управление конкретными проектами со стороны нескольких предприятий. Одновременно наблюдается снижение потребностей в массовой подготовке персонала, характерной для эпохи индустриальной экономики.

Многие элитарные учебные заведения КНР испытывают проблемы, связанные с перегрузкой ведущих преподавателей, вследствие чего они (преподаватели) уже не обладают прежними возможностями по проведению научных исследований с целью пополнения своих знаний. Они меньше уделяют времени для работы со студентами. Но надо отметить, что руководство КНР предпринимает значительные усилия по решению этих проблем, в то время как страны СНГ уже испытывают симптомы этой болезни на второй стадии и деградируют в области высшего и среднего образования более высокими темпами. Нужно срочно исправлять это положение и переходить от конкуренции между «брэндовыми» образовательными учреждениями к глобальной конкуренции знаний конкретных преподавателей так, как это делает Китай.

Институты бухгалтерского и налогового учета

Точно так же как предыдущие институты, бухгалтерский и налоговый учет конкурируют между собой как в одной стране, так и на межнациональном уровне. Качество бухгалтерского и налогового учета должно соответствовать современным требованиям иностранных инвесторов и общепринятых стандартов финансовой отчетности. Результаты бухгалтерского и налогового учета должны служить основой для принятия стратегических решений компаниями и государством. Многие глобальные компании следуют в бухгалтерском и налоговом учете требованиям систем менеджмента качества.

В постиндустриальной экономике КНР бухгалтерский учет становится мощным инструментом корпоративного управления. Традиционная для индустриальной эпохи упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении совершает эволюцию в сторону отчета о полной стоимости компании с акцентом на будущее и на прозрачность намерений с учетом европейского опыта. В основу отчета положен принцип профессионального суждения с приоритетом уместности показателей и критериев над надежностью. В качестве основных понятий в постиндустриальном учете применяются такие понятия, как информация для анализа и управления, единый отчет о стоимости для управленцев и налоговиков, прогнозные математические мо-

дели, глобальные инвестиционные стандарты как руководство по применению международных стандартов финансовой отчетности. Таким образом, бухгалтерский учет сливается с налоговым и становится интеллектуальным трудом, не менее важным, чем труд остальных ведущих менеджеров.

Институты классификации, сертификации и регистрации экспорта и импорта

Данные институты, с одной стороны, способствуют экспорту китайской продукции в Европу, а с другой стороны, защищают китайский рынок от нежелательного импорта европейской продукции. Большинство функционирующих в КНР к настоящему времени национальных классификаторов промышленной продукции носит рекомендательный характер, а сама классификация является необходимым условием для обращения к китайскому регистратору соответствия требованиям стандартов сетей индустриальных предприятий. Для того чтобы привлечь европейские компании к китайским проектам, органы классификации и регистрации КНР выполняют функции по европейским лекалам, но с китайским акцентом в виде выделения резервов и делегирования полномочий регистрации индустриальным центрам. Эти резервы выделяются тем центрам, которые выполняют свои обязательства по совершенствованию систем корпоративного управления европейского образца, по финансовому менеджменту на основе глобальных инвестиционных стандартов и по менеджменту качества.

Международная регистрация применяется в индустриальных центрах КНР, предлагающих свои услуги в Европе и США с помощью международных индустриальных центров, зарегистрированных в этих странах. Международная регистрация осуществляется добровольно по заявлению китайских и европейских предприятий, берущих на себя обязательства соблюдать международные стандарты сетей и предприятий, а также внедрить стандарты, обеспечивающие конкурентные преимущества продукции КНР на рынках Европы и США. Данный вид регистрации производится на основе аудитов, осуществляемых официальными международными органами сертификации в системе ISO. При этом действия китайских органов сертификации и регистраторов признаются в Европе при

заключении соответствующих контрактов о поставке стратегических технологий в Китай. К преимуществу этого вида деятельности следует отнести проработанные различные механизмы финансовых компенсаций за нанесенный ущерб китайским потребителям услуг со стороны европейских компаний. В странах СНГ, к примеру, подобные компенсации импортерам и экспортерам отсутствуют.

Глобальная регистрация китайских компаний осуществляется в Европе и в США с помощью глобальных органов сертификации и регистрации и отличается тем, что позволяет привлекать для классификации китайских предприятий ресурсы (резервы) международных сетевых организаций. Кроме того, в этом случае можно привлекать для оценки экспортной категории продукции китайских предприятий классификаторы из стран Европы, регистраторы вида продукции - из США и использовать лучшие стандарты и технологии из Израиля. По способу действий, совершаемых при глобальной регистрации, различают конкурсные и условные регистраторы.

Конкурсные регистраторы в КНР осуществляют свою деятельность с целью присвоения другим органам классификации, а также лучшим китайским предприятиям различных почетных званий, свидетельствующих об особых заслугах в области их профиля деятельности. Обычно это делается на специальных конкурсах, проводимых раз в год, организуемых в известных международных организациях, таких как Всемирная туристская организация, Всемирный экономический форум, Организация Объединенных Наций, «на основе открытого, прозрачного и основанного на заслугах кандидатов конкурсного процесса».

Условная индустриальная регистрация предполагает регистрацию соответствия европейских предприятий, осуществляющих экспорт своей продукции в КНР, требованиям лучших мировых стандартов при выполнении менеджментом европейских предприятий установленных регистратором КНР определенных условий. К одному из этих условий относится предоставление европейской компанией, заинтересованной в экспорте своей продукции в Китай, китайскому государственному или частному регистратору обязательств внедрить самые передовые и наукоемкие технологии производства своей продукции на предприятиях Китая вместе с Системой менеджмента качества (СМК), соответствующей требованиям стандарта ISO 9001:2008, а также соответствовать иным спе-108

циальным требованиям сети индустриальных центров в КНР, обслуживающих китайские предприятия. Эти обязательства предоставляются европейскими компаниями в обмен на временное разрешение китайским регистратором европейской компании продавать свою продукцию в течение года, пяти лет и т.д. на китайском рынке и предоставление инфраструктуры и кредитов КНР.

Таким образом, китайское предприятие (от малого до крупного бизнеса) получает доступ к новым технологиям Европы в обмен на обязательство освоить эти технологии в кратчайшее время и использовать в проекте профессиональные стандарты сети. После официальной международной регистрации европейской компании одним из авторитетных международных органов сертификации ее результаты рассматривает китайский регистратор в системе сети китайских предприятий (сетевой регистратор) и регистрирует как поставщика продукции, полностью соответствующего требованиям стандартов КНР. В этом случае китайское предприятие приобретает новые конкурентные преимущества в экспорте своей продукции на европейский рынок, а европейская компания получает кредитные ресурсы по выгодным ценам и возможность некоторое время использовать китайский рынок сбыта своей продукции.

В случае, если европейское предприятие не выполняет своих обязательств, его результаты рассматриваются сетевым регистратором, и ее регистрационная запись может быть аннулирована. Тем самым обеспечивается строгий отбор объектов, изъявивших желание войти в сеть с соответствующей категорией, и профессиональный надзор со стороны регистраторов за действиями классификаторов, повышающий объективность оценки категории китайских и европейских предприятий (использование прозрачных процессов присвоения рейтингов).

Благодаря этой системе регистрации Китай сумел за короткое время выстроить полноценную сеть индустриальных центров китайских индустриальных предприятий, осуществляющих глобальную экспансию на мировой рынок. Китай одним из первых перешел на глобальную регистрацию, использующую кредитный ресурс китайских банков регистраторов для китайских объектов, берущих на себя обязательства добиться таких высоких показателей цена/качество, при которых эти объекты действительно конкурентоспособны на глобальном рынке.

Эффективность таких инструментов регулирования перед обычными системами регулирования обеспечивается введением с помощью регистраторов в индустриальных предприятиях института внутренних аудиторов, осуществляющих постоянный внутренний контроль за соблюдением стандартов. Внутренний аудит должен проводиться на постоянной основе согласно приказу руководителя и выбранной политике качества в соответствии с требованиям национального стандарта или международного стандарта ISO 19011-2002 за рубежом.

Институты комфортной инфраструктуры для китайского бизнеса в Европе

В значительной степени успех китайской экономики был достигнут благодаря инвестиционному климату, обеспечившему приток сотен миллиардов долларов в созданные на побережье КНР особые экономические зоны, выстроенные по модели инновационных супермаркетов плюс дешевая и добросовестная рабочая сила, способная безупречно работать на современном оборудовании по новым технологиям.

При разработке стратегии в области глобальной конкуренции в КНР используются специальные комиссии индустриальных центров, состоящие из независимых директоров, обеспечивающих комфортность экспортного бизнеса. Это касается прежде всего затрат предпринимателями времени и денег при открытии, регистрации и закрытии экспортного бизнеса, а также его защиты от недобросовестных действий европейских конкурентов. Играют большую роль порядок, прозрачность и нормативы стандартов регистрации собственности, а также эффективность государственной защиты предпринимателей от недружественного поглощения бизнеса. На способность компании конкурировать на глобальном рынке оказывают влияние качество стандартов работы администрации с персоналом. Это касается найма и увольнения персонала, активности творчества персонала и правил взаимодействия его с администрацией компании. Здесь важно учитывать требования стандарта ISO 9001:2008 в части вовлечения персонала в наращивание знаний и нематериальных активов компании.

На глобальную конкурентоспособность китайской промышленности в Европе и США оказывает влияние качество стандартов и законов защиты прав инвесторов, принятие справедливых судебных, таможенных и налоговых решений. И наконец, важное значение имеет качество стандартов работы на рынке знаний самих государственных органов. Фактически впервые в истории мировой экономики это означает глобальную конкуренцию КНР на западных рынках знаний правительств, судебных, таможенных, налоговых и других государственных органов. Если один из этих органов в КНР не способен конкурировать с аналогичным органом в Европе, то вероятность успешной конкуренции бизнеса может быть значительно снижена и страна потеряет те средства, которые она могла бы получить в виде налогов.

Фондовые институты, превращающие КНР в мировой финансовый центр

Начнем с того, что Китай уже получил в наследство крупнейший в мире финансовый центр в Гонконге со всей его инфраструктурой. К нему можно добавить финансовый центр в Шанхае. С помощью этих двух центров фондовые институты КНР обеспечивают инновационную деятельность китайских предприятий соответствующими ресурсами. Эти институты трансформируют финансовые инструменты на рынках капитала в свободные денежные потоки в китайские компании. Объем рынка быстро растет и с ним растет глобальная конкурентоспособность КНР. Эффективность трансформации финансовых инструментов в свободные денежные потоки в китайские компании зависит от того, как решаются следующие проблемы развития КНР в направлении мирового финансового центра:

1) приведения в соответствие стандартов инфраструктуры финансовых центров в Гонконге и Шанхае для перемещения и хранения капитала, интегрированного в крупнейшие европейские и американские фондовые рынки;

2) реализации процессов равноправного участия государства и бизнеса;

3) обеспечения роста объемов рынка в несколько раз за счет присоединения к финансовым супермаркетам.

Для повышения глобальной конкурентоспособности как компании, так и государства нужно решать задачи создания в КНР супермаркетов, обеспечивающих прямой без посредников доступ к мировому рынку сырья и выбирать на этом рынке то сырье (в том числе и интеллектуальное сырье - изобретения, инновации), которое обеспечивает этой компании (государству) наилучшую возможность производства продукции, пользующейся спросом.

Для повышения глобальной конкурентоспособности на рынке финансов, нужно иметь прямой доступ к уже сформировавшимся мировым финансовым супермаркетам в режиме поставки нематериальных активов против инвестиций. Для создания конкурентоспособных инноваций нужно построить соответствующую инфраструктуру, объединяющую усилия инвестиционных банков, венчурных компаний и фондов в финансовых супермаркетах, а также технопарков и исследовательских лабораторий в супермаркетах интеллектуального сырья, наладить независимую международную экспертизу проектов с целью поставки инновационной продукции в супермаркеты готовой продукции. Все это делается в КНР, но пока с меньшими темпами, чем в США.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Институты систем менеджмента качества в глобальной конкуренции

В свою очередь глобальные риски бизнеса зависят от того, насколько каждый европейский участник стремится адаптировать свои системы менеджмента качества (СМК) к требованиям потребителей своей продукции в Китае. При этом, как показывает международная практика, сам бизнес заинтересован не в самих СМК, а в тех денежных доходах, которые поступают в компанию вследствие эксплуатации СМК. Для получения таких доходов китайский предприниматель должен признать СМК как нематериальный актив, способный создавать экономическую выгоду.

Если организация ограничивается снижением вероятности дефектов в продукции и экономит на ремонте продукции за счет СМК, то она на верном пути и снижает оттоки денег на ремонт и эксплуатацию продукции и заодно привлекает новых клиентов на мировом рынке. Если организация внедряет СМК в своем бухгалтерском учете, то она наверняка с высокой вероятностью снизит

оттоки денег из компании вследствие снижения вероятности пересмотра финансовой отчетности из-за ошибок бухгалтеров и аудиторов. Если та же организация в КНР добьется роста своей рыночной стоимости вследствие применения СМК в своей финансовой и производственной деятельности (как нематериального актива), то она получит дополнительные денежные доходы посредством финансовых инструментов на фондовом рынке (в финансовом супермаркете).

Заключение

Китайская бизнес-элита изначально была заинтересована в технологическом прорыве страны на мировые рынки с помощью экономики Европы и США через свободные экономические зоны КНР, соответствующие международным требованиям, к праву, низкому уровню коррупции, к глобальным инвестиционным и технологическим стандартам. Такой технологический прорыв состоялся вследствие высвобождения инициативы в области экономики знаний при создании новых плоских инновационных предприятий, интегрированных с аналогичными предприятиями в Европе и США.

При освоении китайского рынка европейцами следует отметить успехи в области экспорта в КНР инновационных и социальных технологий, поставляемых из Финляндии. Эта небольшая страна в Европе оказалась способна изучить инновационную платформу КНР и приспособить ее на свой финский лад. Благодаря этому за короткий период Финляндия добилась существенных успехов в создании в КНР современных экспортных платформ, состоящих из супермаркетов сырья, финансов и инноваций. Супермаркеты позволили существенно увеличить доходы корпорации «Nokia» Финляндии, которые были направлены на дальнейшую модернизацию супермаркетов и рост объемов продаж передовых технологий через супермаркеты готовой продукции в разных странах. В результате снизилась доля денежных бюджетных средств государства, направляемых на научно-исследовательские работы (за счет роста частных капиталовложений). Ускорилось создание глобальных компаний и одновременно увеличилась доля средств государства, направляемых на социальные нужды.

Финляндия вызывает восхищение тем, что сумела за небольшой относительно срок в десять лет сделаться ведущей в текущей и перспективной конкурентоспособности своей экономики и социальных проектов во всем мире, обойдя такие развитые и большие страны, как США, Германия, Франция, Великобритания. А добилась она таких успехов за счет изучения и эффективного применения мирового опыта использования платформ знаний, который скрупулезно собирала по крупицам и внедряла в практику многочисленных технологических и технических центров экспортной платформы КНР.

Рост экономики КНР происходит вследствие модернизации ее многоукладной экономики путем перенастройки китайских компаний на творческие процессы и инновации, на создание атмосферы открытости и взаимовыручки и эффективное корпоративное управление. Такая перенастройка основана на модели технологической конвергенции технологий США, Европы, Израиля, Японии с помощью платформы трансферов в китайские технологии. Конвергенция в свою очередь зависит от эффективности управления знаниями (платформы знаний), потребляемыми наряду с крупным бизнесом КНР платформой производственных сетей (парцеллами) плоской экономики КНР с помощью инновационных и финансовых супермаркетов, а также глобальных инвестиционных стандартов. Важное значение имеет внедрение методов демократического управления предприятиями, которые основываются на делегировании предпринимателям широких полномочий в обмен на ответственность, на широком использовании для генерации идей опыта стартапов Израиля и США, глобальной и международной экспертизы проектов.

В итоге КНР достиг убедительных успехов в создании для бизнеса США и Европы макроплатформы привлекательного предпринимательского климата и в импорте оттуда добровольно, без всякого принуждения новейших технологий и средств производства. Китай впервые в мире стал применять новую модель модернизации экономики, направленную на глобальную конкуренцию и основанную на платформах антикризисного управления жизненным циклом предприятий, на международном разделении труда, эффективном инвестиционном и корпоративном менеджменте, лучших мировых инвестиционных стандартах и обмене мировым опытом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.