Научная статья на тему 'Европейские социал-демократы о путях к «Обществу знаний»'

Европейские социал-демократы о путях к «Обществу знаний» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задорожнюк И., Задорожнюк Е.

Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 04-06-80-456).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Европейские социал-демократы о путях к «Обществу знаний»»

ИДЕОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Судя по приходящим в редакцию в последнее время материалам, наших читателей и авторов вновь заинтересовали «метафизические вопросы ». Еще совсем недавно наш портфель был заполнен «технологиями», «парадигмами», «моделями». Сегодня в лидеры вновь выходят проблемы «цели и смысла» образования. Назовем их «идеологическими».

И. ЗАДОРОЖНЮК, доцент Современная гуманитарная академия Е. ЗАДОРОЖНЮК, студентка Высшая школа экономики (ГУ)

XXI в. означает для мировой цивилизации не только новые вызовы и риски, но и новые императивы в политике, формируемые прежде всего пониманием особенностей современного развития и определенные, в частности, переоценкой представлений о его стратегических ресурсах. На чашу весов положены, с одной стороны, традиционные государственно-политические ценности — сырьевое богатство страны, геополитические, военные и пр. факторы, а с другой — человеческий потенциал, его наращивание за счет образовательных стратегий, культуры в широком смысле слова. Что перевешивает в век гибких и динамичных технологий? Для российской политической элиты, как показали выборы 2003 г., исход видится в высшей степени неопределенным. Между тем именно благодаря выдвижению приоритета государственной образовательной политики европейская социал-демократия показала реальные возможности поиска альтернатив либерализму, преодоления его ограниченности.

В социал-демократическом проекте глобального развития центральное место занимают принципы, ориентирующие на минимизацию социального неравенства, глубоких экономических и

Европейские

социал-демократы

0 путях к «обществу знаний»1

культурных разрывов между отдельными странами и регионами, препятствующих мировой интеграции, столь необходимой для совместного решения общецивилизационных проблем — экологии, болезней, нищеты и т.д. Эти принципы далеки от идей примитивной уравнительности, с которыми обычно связывают социалистическую идеологию. Современная трактовка социальной справедливости исходит из необходимости общественной поддержки и стимулирования человеческой активности, устранения неравенства прежде всего на пути развития индивидуальных способностей и задатков личности. Образование — это право человека, обогащающее принципы его свободы, рационального отношения к жизни и здоровью, ответственности как социального актора.

В резолюциях XXI и XXII конгрессов Социалистического Интернационала (Париж, ноябрь 1999 г.; Сан-Паулу, октябрь 2003 г.) будущее «общество знаний» связывается с инвестициями в наиболее ценный ресурс — человеческий капитал — с использованием системы образования и здравоохранения. В Сан-Пауловской Декларации

1 Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (грант № 04-06-80-456).

«Управление в глобальном обществе -социал-демократический подход» заявляется: «Образование - ключевой фактор устойчивого развития демократии и мира внутри каждой из стран и между ними; тем самым оно выступает и как действенное средство эффективной социальной интеграции и соучастия в делах общества, равно как и экономического развития в XXI веке» [1]. В специальном разделе «Социальная интеграция через образование» раскрываются важнейшие направления позитивного воздействия образования на поколенческие, гендерные и классовые различия, социальные и экономические барьеры внутри общества. Это — доступность образовательных возможностей для детей, юношества и взрослых, обеспечение равного права на образование, в том числе и благодаря соблюдению международных обязательств и соглашений, содействие расширению и интенсификации применения электронных, компьютерных образовательных технологий.

В данном разделе указывается, что для политических и институциональных инициатив в этом направлении опасность представляет безмерное распространение рыночных механизмов на сферу образования. В частности, жестко либеральная политика Генерального соглашения по торговле услугами (GATS) нацеливает на постоянное сокращение государственных расходов на образование, сужение его пространства, в первую очередь в развивающихся странах. В противовес этому подчеркивается роль гибкого государственного вмешательства в образовательные процессы с учетом местных, национальных условий и использованием различных экономических рычагов подъема уровня образовательных услуг.

Соответствующая позиция международной социал-демократии выраба-

тывалась, исходя из образцов партийных и правительственных программ европейских стран (напомним, что в большинстве европейских стран партии социал-демократической направленности составляют влиятельную политическую и правящую силу). Ее сторонники немало сил приложили к запуску Болонского процесса, его це-леориентации на расширение образовательного пространства, доступности и открытости образования, в частности за счет введения системы зачетных единиц (кредитов), модульного построения учебных планов и их индивидуализации. Заметным выступает также акцент на возрастающей роли «образования в течение жизни», непрерывного повышения квалификации, дистанционного образования и т.д.

Бывший президент Европейской комиссии, почетный председатель Социал-демократической партии Европы Ж. Делор считает, что политика ЕС в сфере образования должна исходить из той предпосылки, что благодаря обучению в течение всей жизни можно действительно преодолеть существующее неравенство, приспособиться к изменениям экономики. По его мнению, «фаза в истории человека, когда жизнь была разделена на три части - время учебы, время труда и время покоя, завершилась. Мы должны предложить нашей молодежи более обширную и более открытую модель, которая сделает возможным чередовать в течение всей жизни время, затраченное на образование, с временем, свободным от труда, чтобы посвятить его семье, гуманитарному объединению, своим увлечениям и т.д.» [2, с.106]. Средством, стимулирующим обучение граждан разных стран в течение всей жизни, могли бы стать «образовательные чеки», соответствующие сумме оплаты образовательных услуг в течение двух лет на получение новой квалификации и обновление знаний. Это

новая концепция равновесия между общим образованием и профессиональными способностями - существенная черта общества, которое непрерывно учится и хочет себя улучшить. Наиболее близко к этому идеалу подошла Дания, где 100 тыс. занятых в частном или общественном секторе, т.е. 5% всей рабочей силы, находятся постоянно в отпуске по образованию или уходу за ребенком [2, с. 108].

Т. Блэр полагает, что акцент на образовании - важная часть социальной политики Лейбористской партии Великобритании. На путях построения «общества знаний», по его убеждению, нужно отказываться от «выцветшего» индустриального прошлого и строить «экономику будущего, экономику, основанную на знаниях, квалификации и творчестве». Если старые левые думали, что надо просто увеличивать социальные расходы и усиливать регулирование, если правые говорят, что «надо тонуть либо плыть в океане рынка», то новые лейбористы призывают не обожествлять рыночные силы и менять роль правительства. «Сегодня она состоит в том, чтобы дать людям образование, квалификацию и технические знания, необходимые в новых рыночных условиях для процветания их предприимчивости и таланта. Это и есть третий путь, не совпадающий ни со старым левым, ни с новым правым» [2, с. 26]. Эту же идею поддерживает и переизбранный осенью 2003 г. на пост лидера Социал-демократической партии Германии Г. Шрёдер, выдвинувший совместно с Блэром манифест о «третьем пути», содержащий социал-демократическую программу трансгосударственного характера.

Французские социалисты в конце 1990-х исходили из того, что образовательный процесс должен противостоять возрастающей нестабильности в сфере занятости и атомизации труда,

которая порождает чувство незащищенности у значительной части населения, прежде всего у молодежи. Новые условия труда требуют от трудящихся постоянного подтверждения их профессионального уровня, социальной и культурной идентичности и переобучения. Это делает особо необходимой систему постоянного повышения их квалификации, затраты на которую прямо и опосредованно окупаются [3].

Председатель СДП Австрии и федеральный канцлер В. Клима, разделяя эти идеи, подчеркивает важность государственного фактора в системе образования для обеспечения требования равенства шансов и демократии, новых приоритетов «общества знаний» [2, с. 226]. При этом речь идет прежде всего об эффективном государстве, ресурсы которого не растрачиваются, а целенаправленно используются там, где требуется влияние государства: в здравоохранении, системе безопасности, образовании.

Председатель Всеобщего экономического социалистического движения премьер-министр Греции К. Симитис отмечает, что образование и культура находятся в прямой связи с ценностями, которые составляют смысл жизни, относятся к развитию личности и формированию коллективной идентичности. Исходя из того, что образование есть общественное благо, о котором государство должно заботиться, но не опекая его, он видит цель образования не только в трансляции экономически полезных знаний, но и в усилении критического духа и ответственности молодых людей [2, с. 352]. Передача из поколения в поколение базисных ценностей, в том числе образовательных, не должна быть отдана на откуп рынку, единственным критерием которого является то, «что он продает».

Пожалуй, наиболее полно продук-

тивность социал-демократического подхода к системе образования проявилась в Швеции. Как отмечается в книге, выпущенной к 100-летию Социал-демократической рабочей партии Швеции (СДРПШ), «реформы в области образования, проводимые под эгидой шведских социал-демократов, уникальны, поскольку представляют собой попытку достичь определенной политической цели - социального выравнивания и повышения экономической эффективности за счет адаптации школы и рынка рабочей силы друг к другу» [4, с. 385].

Вместе с тем образовательная политика здесь опробовала различные варианты стратегии. С 1936 г. проводилась политика своего рода «элитарного эгалитаризма». В соответствии с нею считалось, что умные люди обладают разной степенью одаренности от рождения, а врожденные различия равномерно распределены между классами, поэтому равенство виделось в предоставлении наиболее талантливым и умным, независимо от их происхождения, равных возможностей на получение высшего образования [4, с. 393]. В 1940-е годы теоретик образования Альва Мюрдаль много писала и о преимуществах индивидуалистически-ориентированной американской системы образования, где виделось больше демократизма вследствие принципов конкуренции и акцента на ответственности каждого учащегося. Это было непростое признание для видного деятеля СДРПШ, а в будущем лауреата Нобелевской премии мира, но оно основывалось на глубоком изучении некоторых преимуществ системы образования США, позволявших стране осуществлять быстрые модернизацион-ные преобразования.

Есть основания утверждать, что, несмотря на ряд практических неудач и ошибок, сплав лучших черт данных трех стратегий и обеспечил эффективность

образовательной системы Швеции, особенно среднего и высшего ее этажей. Она нацелена на осуществление принципа: выравнивание «внизу» — повышение эффективности «наверху» и реализует его весьма эффективно. Именно в Швеции проявились контуры «общества знаний».

В 1989 г. в проекте программы СДРПШ одно из центральных мест в занимал раздел «Образование», содержащий следующие положения: «Система образования должна быть на всех стадиях ориентирована на формирование самостоятельного умения творчески мыслить и демократических взглядов на жизнь... Образование в мировоззренческих вопросах должно соответствовать реальности и носить всесторонний характер. Система образования должна быть организована так, чтобы дать возможность на повторное обучение в случае, если в зрелом возрасте люди захотят выбрать между работой и учебой. Индивидуальное обучение среди трудящихся должно быть всеохватывающим. Экономическая поддержка обучающимся формируется таким образом, чтобы никто по экономическим причинам не лишился возможности получения образования» [5].

В программе СДРПШ, пришедшей в очередной раз к власти в 1994 г. - в период, когда Швеция переживала экономический кризис, выход из него виделся в повышении образовательного уровня рабочей силы в духе равенства возможностей. Авторы программы исходят из того, что будущее всегда неопределенно, многие теряются перед неизвестностью и лишь широко образованные люди могут встретить новые вызовы: «Мы полагаем, что в обществе будущего большее значение приобретут знания и компетентность, образование и культура. Экономическое развитие будет зависеть от нашего умения

создавать предпосылки для интенсивного экономического роста. Равенство в значительной степени также будет зависеть от распределения знаний и компетентности» [6].

В Сан-Пауловской Декларации отмечается, что основанное на знаниях развитие - это путь к построению всемирного «общества знаний». Но оно не устроится автоматически. Дело в том, что продуктом технологии могут стать углубляющиеся социальные различия, а технологический разрыв усиливается с развитием новых ключевых технологий, и потому само знание может стать главной причиной неравенства [1, с. 10]. Сегодня происходит сдвиг производства: от использования ресурсов - к переработке знаний и созданию новых благ; это побуждает по-новому взглянуть на возможности человеческого фактора. Однако большинство развивающихся стран не могут тратить такой процент ВВП на нужды образования, какой тратят страны развитые. Лозунг выравнивания, выдвигаемый Социнтерном, должен стать императивом, иначе вместо «общества знаний» появится расколотый мир. Среди требующих разрешения проблем - недостаточные инвестиции в развитие человеческих ресурсов, неграмотность, отставание в подготовке учителей, слабый охват молодежи высшим образованием.

Таким образом, программные документы современных социал-демократов на уровне и партий, и Социнтерна ставят акцент на приоритете вложений в «человеческий капитал» и построение «общества знаний». «Образование - это наиболее важный путь достижения свободы, прогресса и социальной справедливости; оно - право человека» [там же]. Высшее образование, а в идеале - всеобщее высшее образование - наиболее надежный, хотя и весьма многосложный способ такого строительства.

Выдвижение в качестве политических приоритетов опережающих инициатив в сфере образования - важный момент, отраженный фактически во всех программах социал-демократических партий Западной и Центральной Европы. Фактически создание единого образовательного пространства в Западной и Центральной Европе, а также подключение к нему Российской Федерации и перспектива его дальнейшего расширения - во многом инициатива сил социал-демократической направленности, которая призывает строить «общество знаний». Данное расширение выступает как один из приоритетов глобальной образовательной политики. И это внешнее расширение приводит к увеличению внутренних возможностей индивида, свободно выбирающего для себя формы обучения и собственного развития как профессионала и человека. Указанный опыт важен и для отечественной системы образования, в которой наблюдается борьба разнородных тенденций, в первую очередь элитаризма и демократизма.

Литература

1. Governance in a Global Society - The Social

Democratic Approach // http:// www.socialistinternational.org/ main.html

2. Будущее европейской социал-демокра-

тии. - М., 1998.

3. Государство и общество в условиях гло-

бализации: взгляд слева. - М., 2003.

4. Создавая социальную демократию. - М.,

2001.- С. 385.

5. Проект новой программы СДРПШ (1989).- М., 1990.- С.76.

6. Sweden into 21-th Century. A social democratic policy for a new age. Political guidelines adopted by the Congress of the Swedish Social Democratic Party, 15-17 March 1996. - Stockholm, 1996. - Р.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.