международный опыт интеграции образования
УДК 37.01:001(4) DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.025
европейские исследования: современное состояние, проблемы и перспективы
Ю. Н. Сушкова (Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева, г. Саранск, Россия)
В статье анализируется современное состояние европейских исследований и образования в сфере изучения Европы как особой историко-культурной области, отличающейся спецификой социально-экономического, политико-правового развития. Европа рассматривается в контексте современных интеграционных процессов, в то же время подчеркивается ее неоднородность, разнообразие противоречивых тенденций вплоть до возможности минимизации коммунитарных преобразований. Автором рассматривается предмет европейских исследований, главным образом, европейской интеграции и организации, а также деятельности Европейского союза. Приводятся данные интернет-опроса студентов и выпускников последних лет по направлению подготовки «Европейские исследования» различных университетов мира относительно мотивации и результатов изучения данной тематики. кроме этого, в рамках предмета изучаются другие значимые европейские организации, в числе которых Совет Европы, Содружество независимых государств, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе, Евразийский экономический союз, Арктический совет и др. С точки зрения перспектив развития европейских исследований, важным направлением выступает расширение рамок политико-правового европейского пространство, в том числе в большем изучении Российской Федерации как крупнейшего европейского государства. Важное внимание должно быть уделено сравнительным аспектам деятельности общеевропейских и национальных институтов, анализу взгляда и восприятия Европы со стороны других государств мира.
Ключевые слова: европейские исследования; Европа; европейская интеграция; Жан Моне; Европейский Союз; сотрудничество.
EUROPEAN STUDIES: MODERN SITUATION, PROBLEMS AND PERSPECTIVES
Yu. N. Sushkova (Ogarev Mordovia State University, Saransk, Russia)
The article analyzes the current state of European research and education in the field of European studies as a special historical and cultural region, characterized by specific socio-economic, political and legal development. Europe is considered in the context of modern integration processes, at the same time emphasizes its heterogeneity, a variety of contradictory tendencies, including minimization of the communitarian approach. The author discusses the subject of European studies, mainly of European integration and the European Union. There is provided the data of the online survey of students and graduates in recent years in the direction of European studies in the universities around the world, regarding the motivation and results of the study in this field. In addition, the course examines other relevant European organizations, including the Council of Europe, Commonwealth of Independent States, the Organization for Security and Cooperation in Europe, the Eurasian Economic Union, the Arctic Council and other. From the point of view of the prospects for European studies, an important direction is the extension of the framework of political and legal Europe, including larger study of the Russian Federation as a major European state. Important attention should be paid to the comparative aspects of European and national institutions, the analysis of the opinion and perceptions of Europe by other countries in the world.
Keywords: European studies; Europe; European integration; Jean Monet; European Union; cooperation.
1-2 октября 2014 г. в г. Брюсселе (Бельгия) состоялась международная научно-практическая конференция Жана Моне
«Будущее европейских исследований», посвященная анализу современного состояния научно-образовательного междис-
© Сушкова Ю. Н., 2014 25
циплинарного направления подготовки «Европейские исследования» (European Studies). Обзор сложившийся ситуации в европейских университетах проходил в год 25-летия новейшей европейской интеграции под руководством Европейской комиссии Европейского союза (ЕС). Согласно традиции, научный форум открыл председатель Европейской комиссии ЕС Ж. М. Боррозу, отметивший, что европейские исследования на современном этапе претерпевают существенные изменения, обусловленные комплексом кризисных ситуаций, с которыми столкнулась Европа в последнее десятилетие, среди которых политико-правовые, экономические трудности. По его словам, большие надежды по разработке практических рекомендаций в решении этих трудностей деятели ЕС возлагают на представителей научной общественности, в том числе относящихся к исследователям Европы разнообразных проектов идеолога и лидера европейской интеграции Жана Моне.
Участие Председателя Европейской комиссии обусловлено тем, что в структуре данного института имеется должность Европейского комиссара по исследованиям, инновациям и науке, учрежденная в 2010 г. на основе портфеля еврокомис-сара по вопросам науки и исследованиям. Согласно мандату, в область его ответственности входят развитие Европейского исследовательского пространства (так называемой «пятой свободы» для обеспечения беспрепятственного перемещения исследователей и технологий); реализация всестороннего подхода к инновациям; координация научных исследований на европейском и национальном уровнях; повышение эффективности поддержки, оказываемой ЕС научным исследованиям. В распоряжении комиссара по исследованиям, инновациям и науке при Еврокомис-сии находятся генеральные директораты и агентства, содействующие ему в выполнении своих обязанностей.
Рассмотрим аспекты, находящиеся в сфере европейского исследовательского пространства. Европейские исследования -комплексное междисциплинарное научно-образовательное направление по из-
учению Европы. Не углубляясь в дискуссию о геополитических границах Европы, которые не имеют однозначного очертания и не ограничиваются рассмотрением этой историко-культурной области только как части света, обозначим существование такого мнения, что ЕС обязательно должен расширяться в страны не только собственно Европы, но и Азии и даже Африки, если они в большей степени нацелены воспринимать «европейские ценностные ориентиры». Что касается таких государств как США, Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд других, то в политико-правовом отношении они также могут рассматриваться как европейские, поскольку принимают участие в важнейших европейских организациях, являются продолжателями сложившихся традиций и устоев. Таким образом, спектр европейских исследований преобразовывается, основываясь на процессах взаимодействия и укрепления связей с собственно Европой. Несмотря на перспективы достаточно широкого охвата проблематики, выделим в качестве их основополагающих направлений европейскую интеграцию и связанную с ней организацию и деятельность ЕС, рассматриваемые с точки зрения междисциплинарного подхода.
В учебных программах европейских университетов содержится комплекс учебных дисциплин по изучению ЕС, включающие политологию (основные направления политики ЕС), европейскую историю, европейское право, экономику, социологию, социокультурную антропологию, географию, государственное управление, психологию, философию, международные отношения, культурологию, литературу, лингвистику и языки. Большинство образовательных программ ориентированы на изучение ЕС, однако в отдельных случаях анализируются национальные практики, осуществляется их сопоставление. Образовательная программа «Европейские исследования» включает как гуманитарные, так и общественные науки. В основном кафедры Европейских исследований фокусируют свое внимание исключительно на изучение Европы. В то же время в сферу исследований, с точ-
ки зрения европейских позиций, могут включаться Северная Америка, Азия, Африка, Австралия и Новая Зеландия. Существуют специализированные ассоциации европейских исследований, среди которых Ассоциация университетов по современным европейским исследованиям (University Association for Contemporary European Studies), Ассоциация изучения Европейского Союза (European Union Studies Association), Ассоциация изучения европейской интеграции (Arbeitskreis Europäische Integration).
Европейская интеграция предполагает процесс производственного, политико-правового, социально-экономического, культурного объединения государств. Она выражается не только в деятельности региональных и межрегиональных организаций, но и учреждении особых интеграционных образований, уникальным примером которого является ЕС. Процесс европейской интеграции в новейшей истории рассматривается как один из оптимальных способов укрепления обороноспособности государств-членов и стал ответом на военные потрясения XX в.
В области политологии и европейского права были выработаны три основных подхода к определению понятия европейская интеграция: межправительственный, институциональный и коммунитарный. Сторонники первого отводят приоритетную роль в процессе интеграции национальным государствам, создающим с целью решения конкретных проблем соответствующие общие институты. В рамках институционального подхода европейская интеграция рассматривается как процесс трансформации национальных практик взаимодействия институтов, которая ведет к созданию особой многоуровневой системы управления с множеством центров принятия решений. Коммуни-тарный подход предполагает процесс создания наднациональных институтов, которым государства-члены добровольно передают часть своих суверенных прав для более эффективной координации и управления ими в тех или других сферах жизнедеятельности [3-5].
История европейской интеграции включает следующие этапы: «предварительный» (1946-1950 гг.): от призыва к созданию Соединенных штатов Европы (У. Черчилль) до декларации Р. Шумана, приглашавшего Германию и все заинтересованные страны к объединению в сообщество; «коммунитарный» (1951-1992 гг.): от договора об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) до подписания Договора о ЕС (1951-1967 гг.: до подписания договора о слиянии и образования единой институциональной системы для всех сообществ; 1967-1986 гг.: с момента вступления в силу договора о слиянии до подписания Единого Европейского акта (ЕЕА); 1987-1992 гг.: от ЕЕА до подписания договора о Европейском Союзе в Маастрихте); «евросоюзный» (1993 г. - н. в.): от образования ЕС до Амстердамского договора (1997-1999 гг.), от Европейского совета в Ницце (2000 г.) до разработки проекта Конституции ЕС (2004 г.), подписание Договора о реформе ЕС в Лиссабоне 2007 г. и вступление его в силу с 1 декабря 2009 г. [1-2].
В настоящее время исследователи особое внимание уделяют содержанию, современной практике и перспективам применения Договора о внесении изменений в Договор о ЕС и Договор об учреждении Европейского сообщества (Договора о реформе ЕС), принятого с целью улучшения функционирования ЕС и укрепления его позиций на мировой арене в условиях резких глобальных изменений. Задуманный как «инструментарий», этот во многом инновационный договор завершил 15-летнюю дискуссию о политической и институциональной реформе ЕС, начатой подписанием Маастрихтского договора в 1992 г., и заложил правовые основы функционирования ЕС на ближайшие 15-20 лет. Когда в 2005 г. на референдумах во Франции и Нидерландах конституция была отклонена, ЕС оказался в институциональном тупике, выход из которого был возможен только при существенном преобразовании структуры коллективных органов, принципов и порядка их работы, обеспечении боль-
шей прозрачности их деятельности, закреплении баланса между целями и интересами стран-членов ЕС.
В настоящее время ЕС объединяет 28 государств Европы, представляя собой уникальное интеграционное образование. В его рамках действует единый рынок, включающий в себя таможенный и валютный союзы (единая европейская валюта - евро - действует на территории 18 стран). ЕС также предпринимает меры по координации действий стран-членов в различных направлениях как внутригосударственной, так и внешней политики, постепенно эволюционируя из экономической организации в наднациональную.
Участниками конференции Жана Моне были сделаны доклады о результатах социологического исследования, посвященного проблеме перспектив европейских исследований. Более 900 респондентов в течение 2 месяцев (с середины июля до середины сентября) 2014 г. (студенты, выпускники последних лет) как из государств-членов ЕС, так и зарубежных стран (Китай, Турция) приняли участие в интернет-опросе. Респонденты в основном были из Южной Европы (например, 43 респондента из Мальты и только 8 из Великобритании), обучавшиеся (60 %) у профессоров Жана Моне, т. е. тех ученых, которые победили в данной номинации соответствующего конкурса. На вопрос о мотивации выбора этого направления подготовки «Изучение Европейского союза» 615 респондентов (45 %) ответили, что фундаментальные знания о ЕС являются необходимыми для осуществления карьеры в сфере международных отношений. Другими мотивационными факторами являются трудоустройство в институтах ЕС (306 респондентов, или 22 %), обладание сравнительными материалами о ЕС для сопоставления с внутригосударственным нормообразованием и нормоприменением (303 респондента, или 20 %), необходимость в знании ЕС для трудоустройства в любой области (33 респондента, или 2 %), а также другие причины (124 респондента, или 9 %).
Что касается ожиданий от образовательной программы, то в основном 734 респондента (61 %) посчитали главным преимуществом наличие междисципли-
нарного подхода, выраженного в комплексном изучении политологии, права, истории, экономики и социологии Европы. Кроме этого, интерес представляет изучение общественных наук, публичное администрирование с фокусом на развитие институтов ЕС (17 чел., или 1 %), более широкий спектр изучения, включающий такие темы как европейская культура, литература и языки (189 чел., или 16 %), перспектива сравнения ЕС с национальными учреждениями (248 чел., или 20 %), другие причины (25 чел., или 2 %).
Большинство респондентов заметили, что их ожидания были оправданы. В качестве пожеланий были указаны развитие практико-ориентированного подхода, более подробное изучение преимуществ европейской интеграции, расширение баз и сроков практик. Затрагивая личные аспекты карьерного продвижения и трудоустройства, 379 чел. (46 %) отметили, что европейские исследования позволили глубоко осмыслить идею и перспективы европейской интеграции, 266 чел. (32 %) посчитали, что полученные знания будут иметь важное значение для их карьеры, а 178 людям (22 %) помогли сформироваться в качестве более ответственных и образованных европейских граждан.
За 20 лет интерес к ЕС был существенным, но в последние 2 года наблюдается его снижение. В качестве причин выделили финансовый кризис, падение курса евро, неопределенность будущего ЕС, подъем других более мощных регионов. Несмотря на это, исследования ЕС рассматриваются как весьма значимые для перспектив в карьере и личного развития. Прослеживается следующая тенденция: чем более углубленными являются курсы изучения ЕС и, следовательно, полученные знания, тем лучше развивается карьера. Данная образовательная программа способствует выработке навыков междисциплинарных исследований, дает возможность формировать обширный кругозор. отдельные участники опроса отметили, что изучение ЕС изменило их жизнь, определило выбор профессии. Что касается методологии обучения, ими рекомендуется обращать внимание на практический опыт
ШШШ^ 1ЫТЕСКАТЮЫ ОБ ИЭиСАТЮК 2014, N0. 4 ^ШЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙЙ
деятельности европейских институтов, увеличивать изучение кейсов, практиковать стажировки, визиты; содержания курсов - исследовать современную ситуацию развития европейских институтов. Кроме этого, выпускникам необходимо понимать перспективы их карьерного роста. около 2/3 респондентов подчеркивают важность получения навыков междисциплинарных исследований, выхода за рамки традиционного академического образования.
Наряду с изучением ЕС европейские исследования охватывают также познание деятельности других значимых европейских организаций. Например, к важнейшим организациям Европы относится Совет Европы, членами которой являются почти все страны Европы (47 государств), в том числе Российская Федерация. Его целями являются программы по сглаживанию противоречий между законодательными базами европейских стран в таких сферах как права человека, гражданство, международное частное право, защита окружающей среды и культурного наследия, охрана прав национальных меньшинств и т. д. Совет Европы нередко называют «сторожевой собакой» демократии и прав человека.
Крупной военно-политической организацией, членами которой являются в основном страны Европы, а также США и Канада, выступает организация Североатлантического договора (НАТО), созданная для коллективной обороны в случае нападения на любое из государств-членов. Крупнейшей региональной организацией по безопасности, нацеленной на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулирование кризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов следует считать организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), в состав которой входят 56 государств Европы, Центральной Азии и Северной Америки.
Для координации сотрудничества между парламентами и правительствами стран Северной Европы были учреждены Северный совет (1952 г.) и Северный совет министров (1971г.), членами которой являются Дания, Финляндия (с 1956 г.),
исландия, Норвегия, Швеция. В 1989 г. по инициативе Финляндии для защиты уникальной природы северной полярной зоны образован Арктический совет, в который вошли восемь стран: Дания, Финляндия, исландия, Канада, Норвегия, Россия, Швеция, США (страны-наблюдатели: Великобритания, Франция, ФРГ, Нидерланды, Польша, Испания). Действует центрально-европейская ассоциация свободной торговли (цЕАСТ) - международная организация, являющаяся преемником Вишеградского соглашения между странами, не являющимися членами ЕС, подписанного 21 декабря 1992 г. В настоящее время членами этой организации являются Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Молдавия, Черногория, Сербия, Республика Косово. До вступления в ЕС членами организации являлись также Болгария, Чехия, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия и Словения. 3 февраля 1958 г. был создан политический, экономический и таможенный союз Бельгии, Нидерландов и люксембурга (Бенилюкс).
В постсоветском пространстве было создано Содружество Независимых Государств (СНГ), включающая 11 бывших республик Советского Союза (кроме стран Прибалтики и Грузии). СНГ не обладает наднациональными полномочиями, осуществляет координацию взаимодействия между странами-участницами в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях. Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан для укрепления обороноспособности государственных границ учредили Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Крупнейшей евро-азиатской организацией является Евразийский экономический союз, члены которой (Россия, Республика Беларусь, Казахстан) нацелены на формирование не только единого экономического пространства, общего рынка, но и политико-правового интеграционного образования.
Принципиально важное значение имеет укрепление российских исследований в рамках европейских. Политические, эко-
номические, культурные отношения между РФ и европейскими государствами складывались веками. В настоящее время, несмотря на немалые политические трудности, существует идея европейской интеграции в рамках перспектив взаимодействия и сотрудничества Европейского и Евразийского союзов по пути формирования «Большой Европы» от Лиссабона до Владивостока. Думается, что более углубленное изучение России в рамках европейских исследований в европейских университетах будет способствовать лучшему пониманию ее политики на международной арене.
Таким образом, исследование прошлого европейских государств и современных процессов европейской интеграции актуализируется в связи с общественной значимостью проблематики, в круг которой входят европейские национальные идентичности, европейский регионализм, миграционные процессы в Европе, европейская интеграция, евроатлантические отношения, институты ЕС, партийно-политическая система европейских государств, внутренняя и внешняя политика европейских стран, глобализация и международная безопасность.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Каракулян, Э. А. «Subsidium права» или власть герметичного общества? Идея субсидиарности в истории политических и правовых учений Западной Европы / Э. А. Каракулян. - Нижний Новгород, 2004.
2. Сушкова, Ю. Н. Европейские институты / Ю. Н. Сушкова. - Саранск : Красный Октябрь, 2007. - 52 с.
3. Dinan, D. Ever Closer Union : An Introduction to Europeanlntegiation / D. Dinan. - Great Britain : Macmillan Piess Ltd., 1999.
4. Rosamond, B. Theories of European Integration / B. Rosamond. - Great Britain : Palgrave Publishers Ltd., 2000.
5. Stephanou, C. A. The Legal Nature of the European Union / C. A. Stephanou // Legal Aspects of Integration in the European Union. - London : Kluwer Law International, 1997. - P. 171-185.
Поступила 05.11.14.
Об авторе:
Сушкова Юлия Николаевна, декан юридического факультета, заведующий кафедрой международного и европейского права ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева» (Россия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68), доктор исторических наук, [email protected]
Для цитирования: Сушкова, Ю. Н. Европейские исследования: современное состояние, проблемы и перспективы / Ю. Н. Сушкова // Интеграция образования. - 2014. - №№ 4 (77). - С. 25-30. DOI: 10.15507/ Inted.077.018.201404.025
REFERENCES
1. Karakulyan E. A. "Subsidium prava" ili vlast' germetichnogo obshhestva? Ideja subsidiarnosti v istorii politicheskih i pravovyh uchenij Zapadnoj Evropy ["Subsidium of law" or power of the hermetic society? Idea of subsidiarity in history of political and legal studies of the Western Europe]. Nizhniy Novgorod, 2004.
2. Sushkova Yu. N. Evropejskie instituty [European Institutions]. Saransk, Red October Publ., 2007, 52 p.
3. Dinan D. Ever Closer Union. An Introduction to European Integration. Great Britain, Macmillan Press Ltd., 1999.
4. Rosamond B. Theories of European Integration. Great Britain, Palgrave Publishers Ltd., 2000.
5. Stephanou C. A. The Legal Nature of the European Union. Legal Aspects of Integration in the European Union. London, Kluwer Law International, 1997, P. 171-185.
About the author:
Sushkova Yulia Nikolaevna, Dean of the law Faculty, Chair of the International and European Law Department of the Ogarev Mordovia State University (68, Bolshevistskaya Str., Saransk, Russia), Doctor of historical sciences, [email protected]
For citation: Sushkova Yu. N. Evropejskie issledovanija: sovremennoe sostojanie, problemy i perspektivy [European studies: modern situation, problems and perspectives]. Integracija obrazovanija [Integration of Education]. 2014, no. 4 (77), pp. 25-30. DOI: 10.15507/Inted.077.018.201404.025