Е. И. Малозёмова
Европейские черты в оружейной культуре Ирана
European Elements in the Military Culture and Weapon Use in Iran
Малозёмова Елена Игоревна — кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела «Арсенал», хранитель коллекции восточной конской упряжи Государственного Эрмитажа, старший преподаватель кафедры Междисциплинарных исследований в области языков и литературы факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия).
Dr. Elena I. Malozyomova — Researcher of the "Arsenal" Department, Curator of oriental harness collection of The State Hermitage Museum, assistant professor, Faculty of liberal arts and sciences, Department of Interdisciplinary Studies in the field of Languages and Literature St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia).
elena. malozyomova@gmail. com
Аннотация: Статья «Европейские черты в оружейной культуре Ирана» посвящена связям между Ираном и европейскими государствами в сфере оружия и военного дела.
Автор прослеживает присутствие европейского оружия и военного контингента в иранской армии, начиная от эпохи Ахеменидов и вплоть до XIX столетия. В период древней истории в армиях иранских владык служили вооруженные своим оружием греческие воины, некоторые из которых входили в число иранской аристократии. В мусульманский период западные военные технологии продолжали использоваться в иранской армии. Особенно это касалось огнестрельного оружия, которое в Иране было развито плохо. Привозимое из разных европейских стран огнестрельное оружие в Иране задокументировано письменными источниками, начиная с 70-ых гг. XV в., однако наиболее интенсивным влияние европейцев на иранскую воинскую и оружейную культуру стало в XIX веке. В условиях
борьбы Франции и Англии за сферы влияния в Иране при нарастающем интересе в регионе России европейское присутствие в этой стране на протяжении всего столетия было представлено как военными инструкторами, так и собственно оружием. Европейские специалисты, в частности австрийские офицеры, преподавали и в Dar al-funUn (ар. «Дом искусств») -первом в стране военном и техническом колледже, организованном в середине XIX в. Амиром Кабром, Великим Вазиром правившего в тот момент шаха Насир ад-Дина Каджара. С конца 70-ых гг. XIX в. Австро-Венгрия стала и основным поставщиком огнестрельного оружия в Иран. На вооружение иранской армии были поставлены винтовка системы Йозефа Верндля и Карла Голуба, винтовка С. Крнка, ружья, разработанные швейцарским конструктором венгерского происхождения Фридрихом фон Мартини и шотландским оружейником Александром Генри. Европейское оружие, привозившееся для использования представителями разных воинских подразделений иранской армии, в конечном итоге оказало влияние на собственно иранские образцы, в том числе холодного оружия ритуального назначения. Хранящийся сегодня в собрании Государственного Эрмитажа пример такого оружия, использовавшегося в Иране в ежегодных церемониях поминовения третьего шиитского имама Хусейна, оказался в фокусе представленного исследования.
Ключевые слова: Иран, оружейная культура, европейское оружие, артиллерия, Dar al-funUn, имам Хусейн.
Abstract: The article is devoted to the contacts between Iran and different European countries in the field of weapon use and warfare.
The author traces the presence of European arms and military forces in the armies of Iran starting from the days of the Achaemenids and up until the 19th century. In the ancient times, Greek soldiers, equipped with their native weapons served in the army of Iran. Some of them were granted membership in the Iranian aristocracy. Later, with the beginning of the Muslim era, European military technologies were used in the armies of those who ruled in Iran. It specially included the firearms, which were developed poorly there. Primary sources fix
firearms imported from European countries, starting from the 70-ties of the 15th century. However, the strongest European influence in the field of weapons use and warfare in Iran became obvious in the 19th century. In the context of turf war between France and England and increasing interest from Russian Empire in the country, the European presence during all the 19th century was represented by weapon itself and European instructors. These specialists, including the Austro-Hungarian ones, delivered lectures in Dar al-funUn farab. "the art house"), which was organized in the middle of the 19th century by Amir Kabir, the Grand Vazir of Naser ad-Din shah Qajar, as the first military and technical college in the country. From the late 70-ties of the 19th century, Austro-Hungary became the main supplier of firearms to Iran. Werndl Holub rifle, Krnka rifle, and Martini-Henri rifle were put into service in the Iranian armies. European arms imported to be used by different military units in Iran, finally influenced the Iranian weapon, including the edged ones that were specially made for the rituals. A sample of such a weapon was analyzed in the present research. Initially the saber functioned in the annual mourning ceremonies, devoted to the third Shi'a Imam Hussain, and now it is curated in the State Hermitage museum.
Keywords: Iran, field of weapon use, European arms, artillery, Dar al-funUn, Imam Hussain.
Вооружение - сфера, в которой были довольно тесными связи между Востоком и Западом. У Ирана контакты с западными странами в области оружия стали особенно интенсивными на рубеже XVIII-XIX столетий, когда в регионе началась борьба ведущих европейских держав, Франции и Англии, при новом нарастающем интересе России. Военное присутствие европейцев в иранской армии в начале XIX века было представлено как западными военными инструкторами, так и вооружением. Это, конечно, был далеко не первый случай появления в армии Ирана представителей западных областей и их оружия. На протяжении долгой истории в составе вооружения армий иранских владык разных эпох использовалось оружие соседних народов. Во время господства Ахеменидской державы (VI-IV вв. до н. э.) разнообразие предме-
тов вооружения было связано с этнической неоднородностью иранской армии: входившие в ее состав представители многих народов, группировавшихся по этносу, сохраняли традиционные для себя доспехи и оружие (Фрай 2002, 153). Подробное описание этносов в составе армии Ахеменидов оставил Геродот1, замечая, что все эти народности «сражались на суше и составляли пешее войско» (Указ. соч., 81). С момента встречи с греками, персы включили и их представителей в свою армию. Ионийцы были уже в армии Кира и Камбиза, и со временем не только персидские сатрапы в Малой Азии, но и глава всей империи привлекали на службу греческих воинов, каждый из которых получал бесплатное питание и ежемесячную плату. К моменту завоевания Александра Великого эти греческие наемники составляли часть регулярной иранской армии spada, а их командующие были включены в состав иранской аристократии (Encyclopaedia Iranica 2009, 491). Часть гвардейцев иранской армии была вооружена большими щитами, известными как беотий-ские. Правда, такие щиты представлены исключительно изобразительными памятниками, и было высказано предположение, что это - художественное клише, феномен архаической иконографии (Алексинский 2013, 22). Круглыми щитами, не слишком отличными от тех, которые были у греческих гоплитов, были защищены и гандхарцы. Позже Кир Младший (ум. в 401 г. до н. э.) гоплитами усилил силы своей азиатской армии, представители которой в добавление к своему оружию стали носить еще греческий меч (Encyclopaedia Iranica 2009, 492, 494), отличавшийся прямым обоюдоострым клинком длиной около 50-60 см, небольшим перекрестьем и изящной рукоятью из слоновой кости (Алексинский 2013, 92). Нужно отметить, что военные столкновения армии Ахеменидов с эллинами в целом способствовали развитию вооружения иранцев, которые в стремлении исправить ошибки, приводившие к поражениям, начинали реформировать армию и вооружение ее частей. Яркий тому пример — Дарий III (пр. 336-330 гг. до н. э.). В результате его военной
1 «История» Геродота, Книга седьмая. Полигимния, 62-80 (Геродот 1972, 332-335).
реформы тяжеловооруженные конники стали использовать длинные копья
2 "3
македонского типа2, которые сохранились в армиях иранцев и в дальнейшем3.
Парфянская армия, кажется, не использовала оружие западных соседей-противников, включая даже трофейные римские осадные машины (Encyclopaedia Iranica 2009, 495)4, и в Сасанидской армии западное присутствие в источниках, по крайней мере, времени до реформы Хосрова I, не отмечается (Дмитриев 2006, 397-426). Тем не менее, в шестом веке вооружение римлян и персов все больше и больше походило друг на друга, так что по составу оружия армии Хосрова I и Юстиниана были похожи (Encyclopaedia Iranica 2009, 497).
С развитием вооружения в армиях владык Ирана уже мусульманского времени снова появились технологии, заимствованные у западных соседей: письменные источники нередко упоминают «греческий огонь» в составе вооружения армии представителей иранской династии Буидов (945-1055 гг.), который, без сомнения, был отмечен вниманием восточных воинов уже во время продолжительных военных действий армии Аббасидских халифов с Византией. Сельджукский же правитель Алп Арслан в период военного нападения на грузинский город Ани в 1064 году пользовался этим видом оружия для уничтожения деревянных баррикад (Указ. соч., 502).
В дальнейшем владыки Ирана продолжали внедрять оружие европейцев в свой арсенал или, по крайней мере, пытались это делать. Преимущественно дело касалось огнестрельного оружия, которое на Востоке было практически не развито. Время появление огнестрельного оружия у иранцев до сих пор точно не установлено5. Первое неоспоримое свидетельство воз-
2 См. подробнее Ольбрыхт М.-Я. К вопросу о происхождении конницы катафрактов в Иране и Средней Азии // Роль номадов евразийских степей в развитии мирового военного искусства. Научные чтения памяти Н. Э. Масанова: Сб. мат-лов межд. науч. конф. Алматы: LEM, 2010. C. 66-87.
3 См. там же (Ольбрыхт 2010).
4 О парфянском военном деле и вооружении см. (Никоноров 1987).
5 В этой связи любопытно отметить, что в Архиве ГЭ сохранился документ без даты и подписи, в котором описывается довольно большой и тяжелый, оформленный золотой отделкой, рубинами и сапфирами ствол ружья, который «происходит из оружейницы хана Хивы и добыт русскими при походе на Хиву», на нижней части
можного использования огнестрельного оружия в Иране относится ко времени правления Узун-Хасана из конфедерации Ак-Койунлу, когда в 1471 году венецианский дож отправил ему шесть бомбард, шестьсот кулеврин, ружья с фитильными замками и другие виды огнестрельного оружия. Однако ничего из этого так и не прибыло в Тебриз. Также не известно, добралась ли до Ирана сотня артиллеристов, которых венецианцы отправили в 1478 году, хотя письменные источники упоминают использование огнестрельного оружия Ак-Койунлу (Savory 1967, 73-81), которое развивалось уже и непосредственно в Иране. Правда, сохранившиеся в персидском языке термины (tUp-e fa-rang! - перс. «европейская пушка», tofang-e farangi - перс. «европейское ружье») ясно указывают на европейский стиль или импорт огнестрельного оружия6. В дальнейшем во время правления династии Сефевидов по запросам иранских шахов европейские державы продолжали присылать в страну огнестрельное оружие. Запрос на поставку артиллерии был постоянной темой дипломатических переговоров иранцев с европейскими державами (Rota 2002, 580-587). По сообщению английского купца Артура Эдуардса, известно, что шах Тахмасп (1514-1576), кроме разнообразных тканей, щеток для одежды, двенадцати хороших пистолетов, «так чтобы некоторые были с кремневым замком», и шести маленьких пистолетов «с замками, чтобы их можно было возить с собою» (Английские путешественники 1937, 236-237), просил у британской короны еще и «...три или четыре комплекта доспехов, которые могут выдержать выстрел из пистолета, с десятью или двенадцатью стальными мишенями хорошего качества. Затем, десять или двенадцать хороших кольчуг,
которого сохранилась арабская надпись, «еще не совсем разобранная», содержащая год 849 и имя «Тимур». Автор документа дальше замечает, что «для истории войны этот ствол имеет большое значение как доказательство распространения огнестрельных оружий из Китая через Центральную Азию в Европу и заслуживает большого внимания уже потому, что исторически неизвестно, чтобы у завоевательных орд Тимур-Тамерлана (+1405) были огнестрельные оружия». - АГЭ. Ф.1. Оп. 1. Д. 40. Л. 57. Надо отметить, что это ружье едва ли имело какое-то отношение к Великому хромцу, поскольку год в данном случае обозначен в распространившемся к середине XIX в. на востоке Ирана, в Средней Азии и Афганистане григорианском летосчислении, хоть и с традиционно восточным пропуском разряда тысяч.
6 Encyclopaedia Iranica: https://iranicaonline.org/articles/firearms-i-historv
очень хорошего качества (иных не нужно), которые могли бы выдержать удары стрелы, и две куртки из буйволовой кожи...Затем, шесть луков, стреляющих свинцовыми пулями» (Указ. соч.). В качестве другого варианта взаимодействия стоит упомянуть еще и о совместных военных кампаниях, которые вели правители разных государств, существовавших на территории Ирана, с европейскими странами против общих противников7. Однако наиболее заметным европейское влияние на оружейную культуру Ирана стало в период правления династии Каджаров.
О присутствии иностранцев в иранской армии на рубеже XVШ-XIX вв. хорошо известно. В то время, когда на престоле Ирана воцарились представители Каджарской династии, в военное дело Ирана были вовлечены русские и европейские специалисты, востребованные в процессе реорганизации иранской армии, которая находилась в плачевном состоянии в обстановке все нараставшего интереса европейских держав и России к Ирану. Уже в начале XIX в. главнокомандующий иранскими войсками наследный принц Аббас-мирза с радостью принимал в иранские военные подразделения русских дезертиров (Кибовский 2001, 81-84; Кибовский 1996, 26-29). Именно их следует считать первыми военными инструкторами в иранской армии (Круглов, Нечитайлов 2013, 45-58), к которым после добавились европейцы.
Присутствие западных инструкторов сопровождалось не только преобразованием воинского обмундирования на европейский манер (Кибовский, Егоров 1997), но и присылкой европейского вооружения (Указ. соч.). Правда, одновременно в Иране создавались и местные литейные фабрики: в Тебризе сарбазы, солдаты регулярной армии, были вооружены мушкетами, сделанными на местной фабрике по французскому образцу8. После 1809 г. на смену французскому оружию пришло английское. Согласно «Предварительному договору с Персией, заключенному сэром Харфордом Джонсом 12 марта 1809 года», «в случае уже совершенного или возможного нападения на тер-
7 См., например, переписку Исмаила I Сефевида и Карла V: «Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада»:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumentv/Persien/XVI/1500-1520/Ismail |ДехП.р^т1?1Ь=12452
8 Encyclopaedia !гатса: https://iranicaonline.org/articles/armv-v
риторию Его Величества короля Персии со стороны какой-либо европейской державы, Его Величество Британский король обязуется предоставить Его Величеству королю Персии вооруженные силы или вместо них субсидию и военное снаряжение - ружья, мушкеты и т. д., а также офицерский состав в количестве, необходимом обеим сторонам для изгнания противника»9. Большая часть ружей, которыми была снабжена иранская регулярная пехота (Друвиль 1826, 122-123) и регулярная кавалерия, были английскими, но привезенными из Индии. «Здесь должно сделать замечание о Англинских карабинах, которые имеет регулярная конница Персидская. Строение сих карабинов обыкновенное, кроме шомполов, которые двигаются в дырке, проделанной в скобке, прикрепленной к дулу. Скобка сия, подымаясь и опускаясь на петле, переносит конец шомпола прямо в дуло, что от руки затруднительно делать на скаку. Сие способствует к скорейшему заряжанию ружей»10.
Причем в это время в стране появилось не только европейское огнестрельное оружие, но и холодное. По словам Г. И. Друвиля, копья регулярной кавалерии были сделаны по европейскому образцу и сабли были частью английские, «подаренные Наследному Принцу Генералом Малькольмом» (Указ. соч., 123-124). П. Н. Ермолов, бывший маршалом российского посольства в Иране, в своей записке «О заведении регулярных войск в Персии» при этом замечает, что «также имеют они пики с флюгерами, подобные уланским, пики сии остались такие же какие у иррегулярной конницы, легкие и большая часть древок камышевые, которые имеют два удобства и легче и не так ломки как деревянные». Он же пишет, что «кавалеристам даны сабли Европейские, несравненно худшего железа ловких сабель Персидских... Не знаю, столько ли они будут воротливы как прежде, имея на себе болтающуюся тяжелую саблю и карабин»11.
9 Цит. по: Сухоруков С. А. Иран между Британией и Россией. От политики до экономики. СПб.: Алетейя, 2009. С. 157.
10 РГВИА. Ф. 446. Оп. 1. Д. 168. Л. 6 об., «Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада»:
http://www.vostlit.info/texts/Dokumentv/Persien/XIX/1800-1820/Nravv ур^ка регеиапЛех1:.рИ1:тГ?1Ь=12729
11 РГВИА. Ф. 446. Оп. 1. Д.6. Л. 14 об., «Восточная литература. Средневековые исторические источники Востока и Запада»:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumentv/Persien/XIX/1800-1820/Ermolov Р N/text1.phtml?id=13065
Об этом же можно судить и по двум картинам, написанным в 1815-17 гг. неизвестным иранским художником для шахского дворца в Уджане (Илл. 1), которые были привезены в Россию в качестве трофеев после второй русско-иранской войны 1826-1828 гг. (Адамова 2010, 348-354, №№ 113, 114)12.
Илл. 1. Смотр персидских войск Фатх-Али-шахом. Иран. Около 1815-1816 гг.
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
Картины не дают возможности точно определить образец европейской сабли, которой были вооружены подразделения иранской регулярной армии, но сам факт наличия европейского клинкового оружия отметить позволяют. Причем на обеих картинах изображены не только одетые в форму по английскому образцу солдаты регулярной армии, но и облачённые в традиционные персидские платья кавалеристы, в составе вооружения которых помимо огнестрельного оружия обозначены и очевидно восточные сабли. Клинки таких сабель в Иране чаще всего делались из булата, материала, намного превосходившего европейскую сталь, и поэтому должны были рассматриваться как главное достояние иранского воина. Как представляется, иранские кузнецы владели умением ковать высококлассные клинки вплоть до конца XIX в. Джон Пиггот (John Piggot), автор «Persia Ancient and Modern», тоже замечает, что, несмотря на упадок производства в 1874 г., хорошие клинки в Иране
12 См. также АГЭ. Ф.1. Оп. 2. Д. №2.
Илл. 2. Сабля. Иран. Вторая половина XVIII - середина XIX в. №В.О.-3683
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
продолжали делать (Bailey 1931, P. IX). В составе фондов восточного клинкового оружия Государственного Эрмитажа есть довольно большое количество сабель с булатными клинками, очевидно, иранского производства (Илл. 2-10), оправленных в очень простые рукояти, даже со следами весьма кустарного ремонта, сделанные из кости и рога - традиционного для иранского клинкового оружия XVIII и XIX вв. материала. Они едва ли могли принадлежать высшему командному составу, но должны были быть оружием кавалеристов.
Илл. 3. Сабля. Иран. Вторая половина XVIII - середина XIX в. №В.О.-3683. Клинок. Деталь
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
Иранская армия начала XIX в. состояла не только из регулярных войск, которые начал организовывать наследный принц Аббас-Мирза в 1807 году, вооруженных на европейский манер и обучавшихся европейскими инструкторами, но и нерегулярных. Нерегулярные войска, набиравшиеся в соответ-
ствии со специальным указанием шаха племенными вождями-ханами и правителями губерний из подчиненных им людей в период мобилизации перед военными действиями, состояли из кавалерии, в которой служили представители кочевых племен и пехоты, в которую брали деревенских жителей13. Иррегулярные конные войска по свидетельствам европейцев, в частности Тан-коана (Tancoigne), хоть и не имели представления о том, как воевать организованно в должном порядке, великолепно проявляли себя в окружении флангов вражеской армии и в рукопашных стычках14.
Илл. 5. Сабля. Иран. Вторая половина XVIII - середина XIX в.
№В.О.-3683. Рукоять. Деталь
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
По словам Г. И. Друвиля, первой кавалерией государства были нерегулярные кирасиры, так называемые кызыл баши (тюркс. «красноголовые»), часть которых всегда состояла при особе Фатх-Али-шаха. Эти воины, славившиеся своей храбростью при сражениях с турками, были вооружены только копьем и саблей, а их доспехи состояли из кольчуги и латной рукавицы, защищавшей только правую руку, поскольку в левой был круглый щит (Друвиль 1826, 104). «...Форма их оружия весьма древняя, и очень много походит на оружия, изображенные на старинных персидских трофеях и барельефах» (Указ. соч., 103). Представители этого подразделения кавалерии, по свидетельству Г. Друвиля, «не могут привыкнуть к пушкам, так как никогда не имели дела с европейскими войсками» (Указ. соч.), но саблями сражались так, что «не многие могут действовать ими так, как они» (Указ. соч., 104).
13 Encyclopaedia Iranica: https://iranicaonline.org/articles/armv-v
14 Там же.
Илл. 6. Сабля. Иран. XVШ-XIX вв. №В.О.-33
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
«Принц дает им...однажды навсегда оружие и лошадь; и они обязаны уже заменять их на свой счет в случае порчи или потери, исключая военного времени, ибо тогда государь доставляет им другие или дает 20 туманов на их покупку» (Указ. соч., 104-105). Можно предполагать, таким образом, что часть боевых иранских сабель, попавших в музейные оружейные хранилища и частные собрания России, могли принадлежать именно представителям иррегулярной иранской конницы (по мнению иностранных свидетелей, наиболее боеспособной части иранского военного контингента), которые и изображены на упомянутых большефор-матных картинах.
Судя по живописным изображениям, представители иранской аристократии времен правления Фатх-Али-шаха тоже были вооружены традиционным иранским оружием. На рассмотренных выше картинах, равно как и на картине «Смотр войск Аббасом Мирзой» работы Алла-Вирды Афшара 1815-1816 гг. (Илл. 11), Аббас-Мирза и сопровождающие его принцы изображены с иранскими саблями, закрепленными на поясах вертикальным подвесом. На персональных портретах и наследного принца, и шаха Фатх-Али в качестве длин-ноклинкового оружия тоже фигурируют традиционные иранские сабли, оправленные в роскошные рукояти и ножны. Такие же сабли служили дипломатическими подарками от представителей Каджарской династии вплоть
до шаха Насир ад-Дина (1848-1896) (Иванов, Луконин, Смесова 1984, 30, № 64)15.
Илл. 7. Сабля. Иран. XVШ-XIX вв. №В.О.-33. Рукоять
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
15 См. также АГЭ Ф.1. Оп. 1. Д. 40. Л. 63.
Насир ад-Дин был первым представителем Каджарского рода, который осознал значительное отставание своего государства от европейских стран и попытался при этом изменить ситуацию.
Его Великий Вазир Амир Кабир предпринимал заметные попытки организовать государственное администрирование на европейский манер, а также реорганизовать армию. Не многое осуществилось из-за его убийства, ставшего результатом дворцовых интриг, но он, тем не менее, успел создать Dar al-funUn (ар. «Дом искусств») (Artisans at the Crossroads 2010, 19) - элитный военный и технический колледж. В поисках военных специалистов для преподавания в этом учебном заведении Амир Кабир, не доверяя больше ни Англии, ни Франции, ни России, стремился сблизиться с Австрийской империей, зная о победах австрийцев над Сардинией в 1848-1849 гг. В 1851 году австрийская миссия добралась до Тегерана, но за одиннадцать дней до этого Амир Кабир потерял власть16. Тем не менее, с 1852 года австрийские специалисты начали преподавание различных дисциплин в колледже, и ряд австрийских офицеров оставили свой вклад в
Илл. 8. Сабля. Иран. Рубеж XVIII-XIX вв. № В.О.-195
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
16 Encyclopaedia Iranica: https://iranicaonline.org/articles/army-v
военном деле Ирана. Создание современной на тот момент кавалерии было связано с бывшим гусарским офицером графом Федором Караксаем (17871859), жившим в Иране с конца 1840-ых гг. К нему впоследствии присоединился другой кавалерист Янош Немиро (Janos Nemiro), который, оставаясь на
шшрЯ!
Илл. 9. Сабля. Иран. Рубеж XVIII-XIX вв. № В.О.-195. Рукоять
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
службе у Насир ад-Дина в течение более двадцати лет, заслужил высокую оценку иранским шахом своего мастерства. Современную артиллерию помог организовать некто Вагнер (Wagner) в конце XIX в. (Указ. соч., 75). Австрия стала основным поставщиком огнестрельного оружия в Иран после визита Насир ад-Дин-шаха в Вену в 1878 г. Были заказаны пушки, а также винтовки
Илл. 10. Сабля. Иран. Рубеж XVШ-XIX вв. № В.О.-195. Клинок. Деталь
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
системы Йозефа Верндля и Карла Голуба, которые, благодаря дальнейшим заказам в следующие несколько десятилетий, стали основными в иранской армии17 (Мисль-Рустем 1897, 125). Эта винтовка калибра 11,15мм х 58, принятая на вооружение в Австро-Венгрии в 1867 г., кроме, собственно, Австро-Венгрии и Ирана состояла на вооружении еще и в Черногории. В конце XIX в. на вооружении иранской кавалерии стояли и ружья, разработанные швейцарским конструктором венгерского происхождения Фридрихом фон Мартини и оружейником из Шотландии Александром Генри. Эти ружья калибра 11,43(.45) использовались в армиях Великобритании, Румынии, Турции, Египта, стояли на вооружении в Афганистане, Индии, а также в Африке и Новой Зеландии18. Иранских военных, впрочем, специально стрельбе не обучали (Указ. соч., 134).
В русских письменных источниках в составе вооружения иранских солдат, пояса которых «по персидской моде истыканы газырями с патронами», упоминается, кроме того, винтовка С. Крнка (Мамонтов 1909, 75).
17 Encyclopaedia Iranica: https://iranicaonline.org/articles/firearms-i-history
18 Искренне благодарю Валентина Владимировича Мавродина за помощь в работе над статьей.
Илл. 11. Алла-Вирди Афшар. «Смотр войск Аббасом Мирзой». Иран. 1815-1816 гг.
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
Сильвестр Крнка19, «австрийский подданный барон Гогенбурк», был выдающимся оружейником, сконструировавшим скорострельную (девять выстрелов в минуту) винтовку калибром 15,24 мм, стволом с 4 нарезами длиной 902,9 мм, весившую 4,5 кг. Она была простой и удобной в отношении разборки, сборки, чистки и, кроме того, прочной и выносливой. На родине С. Крнка в Австро-Венгрии, правда, винтовки его системы, предложенные в 1849 и 1856 г., были отвергнуты, однако в России, куда он привез свою винтовку во время краткосрочного визита в 1867 г., она была принята (Мавро-дин, Мавродин 1984, 66, 69). В Иране тоже, очевидно, благодаря простоте в использовании, эта винтовка нашла применение.
Стремление Насир ад-Дина уподобить иранскую армию европейской отразилось и во внешнем облике самого шаха.
19 Подробнее о С. Крнка и винтовках его системы см. Кулинский А. Н. Оружие из коллекции Романовых: новые данные исследований // Война и оружие. Новые исследования и материалы. Труды Седьмой Международной научно-практической конференции 18-20 мая 2016 года. Ч. III. СПб: ВИМАИВиВС, 2016. С. 164-203.
Илл. 12. Фазл алла ибн Мирза Мухаммад. Портрет Насир-ад-дин-шаха.
Иран. 1881-1882 гг.
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
Если на ранних портретах он изображен облаченным в пока еще больше восточный, чем европейский костюм, то на значительно более поздних изображениях шах уже одет в военную форму (Илл. 12) (Адамова 2010,
416, 417, № 174). На большинстве портретов, в том числе и на портрете, исполненном Фазл Аллой ибн Мирзой Мухаммадом в 1881-1882 гг., шах изображен с усыпанной драгоценными камнями саблей иранского типа, однако есть фотографические и живописные изображения шаха20, на которых к портупее подвешена сабля, оправленная уже рукоятью европейского типа. Пример такой сабли хранится в Национальной сокровищнице Ирана.
В собрании же Государственного Эрмитажа есть поступившая в 1925 г. от графини Е. В. Шуваловой сабля (№В.О.-2819), которая представляет собой яркий образец соединения европейских сабельных черт и иранского холодного оружия (Илл. 13).
Клинок сабли, откованный из булата не самого высшего сорта, снабжен сложной системой долов, состоящей из пяти узких, следующих друг за другом у самого обуха, и одного широкого, расположенного ниже. На правой стороне клинка есть инкрустированный золотом(?) картуш с надписью <>4? ¿ЦА^ -Ъапёв-ув шк-в увШуМ solaiman' (перс. «раб шаха святости, Сулейман») (Илл. 14). Оправлен клинок в металлическую рукоять с навершием, воспроизводящим известные по другим видам иранского холодного оружия (Холодное оружие 2006, № 153; Иванов, Луконин, Смесова 1984, 29, № 61) навершия в виде головы попугая, и закрытой гардой - очевидное воспроизведение европейского варианта защиты руки. В дополнение к единственной изогнутой дужке, которая от
Илл. 13. Сабля. Иран. Середина - вторая половина XIX в. №В.О.-2819
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
20 См., например, изображение Nasrettin §ah Kaçar: https://althistorv.fandom.com/wiki/Naser al-
Din Shah Qajar (Emancipation Map Game)?file=Nasrettin %C5%9Eah Ka%C3%A7ar.jpg
Илл. 14. Сабля. Иран. Середина - вторая половина XIX в. №В.О.-2819. Клинок. Деталь
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
затыльника спускается до клика, создавая кресто-
21
вину, у основания рукояти есть еще и щиток21.
Ножны, выполненные из металла, тоже воспроизводят европейский образец, что проявляется в наличии башмака на наконечнике и форме колец для подвеса.
Оформление же рукояти и ножен, сделанное в технике гравировки, создано сообразно принципам оформления иранского холодного оружия XIX века, известного по другим образцам. На рукояти на фоне растительного орнамента выгравированы помещенные в цепочку медальонов погрудные изображения девушек с непокрытыми головами (свидетельство влияния европейского искусства) и сцены с терзанием хищной птицей утки.
Эта же сцена повторяется на щитке и обоймицах ножен (Илл. 15), которые по всей длине оформ-
лены композициями с мотивом, продолжавшим широко использоваться в иранском художественном творчестве XIX в., «цветы и птицы» (Илл. 16). Всем описанным композициям есть аналогии на предметах в собрании Эрмитажа (Иванов, Луконин, Смесова 1984, 29, № 61) и МАЭ РАН (Малозёмова 2015, №40), причем клинок сабли из
Илл. 15. Обоймица ножен
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
21 Автор, не являясь специалистом по холодному оружию Европы, не считает возможным говорить о том, какое именно европейское холодное оружие стало источником вдохновения для иранского мастера, создавшего рассматриваемую оправу.
Кунсткамеры, представляющей наиболее близкую аналогию рассматриваемой с точки зрения мотивов, выбранных для оформления, отмечен надписью с именем шаха Насир ад-Дина.
Илл. 16. Сабля. Иран. Середина - вторая половина XIX в. №В.О.-2819. Ножны. Деталь
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
Примечательный элемент в оформлении оправы рассматриваемой сабли - дужка, которая у завершения сделана в виде руки, сжимающей рыбу (Илл. 17). Это - известный на Ближнем Востоке мотив, служивший знаком власти. В коллекции Государственного Эрмитажа хранится деревянный посох, принадлежавший, по свидетельству Э. Э. Ленца, Аббасу-мирзе, который завершается такой же композицией.
Оформленное так оружие, примеры которого есть и в других музеях (Холодное оружие 2006, №№ 149, 146) и частных собраниях, использовалось в ежегодных церемониях поминовения имама Хусейна, традиционно проводимых в Иране, стране с исламом шиитского толка. Причем, судя по свидетельствам европейцев, в театрализованных представлениях,
Илл. 17. Сабля. Иран. Середина - вторая половина XIX в. №В.О.-2819. Рукоять
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
Илл. 18. Посох. Иран. Первая треть XIX в. №В.О.-4014. Деталь
© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург, 2020
дававшихся в специально выстраивавшихся в каждом городском квартале павильонах, использовался и реквизит из числа
европейских предметов, в том
22
числе одежды и вооружения22. Своеобразную моду на такие предметы диктовал, как представляется, исключительно роскошный театр, который содержал
в Тегеране сам шах Насир ад-Дин.
Таким образом, связи Ирана и европейских держав в оружейной сфере были достаточно устойчивыми, что отразилось не только в простом использовании европейского оружейного импорта в стране, но и, что особенно показательно, в воспроизведении элементов европейского холодного оружия при создании оправ клинков, использовавшихся в истинно восточном действе религиозного характера.
22 См. об этом, например: Березин И. Путешествие по Северной Персии. - Казань. 1952; Марр С. М. Мохаррам (шиитские мистерии как пережиток древних переднеазиатских культов) // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. XXVI. Традиционная культура народов Передней и Средней Азии. - Л. 1970. - С. 313-366 и др.
Фотографии предметов К. В. Синявский
Библиография
Адамова А.Т. Персидские рукописи, живопись и рисунок XV — начала XX века: каталог коллекции. - СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2010. - 512 с.
Алексинский Д.П. Античное вооружение в собрании Государственного Эрмитажа. - СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2013. -119 с.
Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. - М.: Соцэкгиз, 1937. - 308 с.
Геродот. История в девяти книгах. Пер. и примеч. Г.А.Стратановского. - Л.: «Наука», 1972. - 600 с.
Дмитриев В.А. Армия и военное дело в Сасанидском Иране по данным Ам-миана Марцеллина // Записки Восточного отделения Российского археологического общества (ЗВОРАО). Новая серия. Том П(XXVП). -СПб.: Петербургское востоковедение, 2006. - С. 397-426.
Друвиль Г.И. Путешествие в Персию, содержащее в себе малоизвестные подробности о нравах, обычаях и духовных обрядах Персиян, а также древнем и новом состоянии их армии, и вообще о всем том, что принадлежит до регулярных и нерегулярных войск сего государства. Части 1, 2. - М.: тип. А. Семена - СПб., тип. Плюшара, 1826.
Иванов А.А., Луконин В.Г., Смесова Л.С. Ювелирные изделия Востока: древний, средневековый периоды. - М.: Искусство, 1984. - 216 с.
Кибовский А.В. «Багадеран». Русские дезертиры в персидской армии. 18021839 // Цейхгауз, №5, 1996. - С. 26-29.
Кибовский А.В. Багадеран. Батальон русских дезертиров в персидской армии // Родина, 2001. - С. 81-84.
Кибовский А., Егоров В. Персидская регулярная армия 1-й пол. XIX в. // Цейхгауз, №5, 1997, - С. 20-25, № 6, 1997, - С. 28-31.
Круглов А.И., Нечитайлов М.В. Русские дезертиры в иранской армии (18051829 гг.) // Тайх уэ опип problemlэri, №1, 2013. - С. 45-58.
Кулинский А.Н. Оружие из коллекции Романовых: новые данные исследований // Война и оружие. Новые исследования и материалы. Труды Седьмой Международной научно-практической конференции 18-20 мая 2016 года. Ч. III. - СПб: ВИМАИВиВС, 2016. - С. 164-203.
Мавродин В.В., Мавродин Вал. В. Из истории отечественного оружия. Русская винтовка. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1984. - 166 с.
Малозёмова Е.И. Холодное оружие народов Ближнего Востока в коллекциях МАЭ // Образы и знаки в традициях Южной и Юго-Западной Азии. Сборник МАЭ, Т. LXI. - СПб.: МАЭ РАН, 2015. - С. 358-537.
Мамонтов Н.П. Очерки современной Персии. - СПб.: Тип. В.Ф. Киршбаума (отделение), 1909. - 205 с.
Мисль-Рустем. Персия при Наср-эдин-шахе с 1882 по 1888 г. Очерки в рассказах. - СПб., 1897. - 192 с.
Никоноров В.П. Вооружение и военное дело в Парфии. Автореферат диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Академия Наук СССР Ордена Трудового Красного Знамени, Институт Археологии (Ленинградское отделение). - Ленинград, 1987.
Ольбрыхт М.-Я. К вопросу о происхождении конницы катафрактовв Иране и Средней Азии // Роль номадов евразийских степей в развитии мирового военного искусства. Научные чтения памяти Н.Э. Масанова: Сб. мат-лов межд. науч. конф. - Алматы: LEM, 2010. - С. 66-87.
Сухоруков С.А. Иран между Британией и Россией. От политики до экономики. - СПб.: Алетейя, 2009. - 182 с.
Фрай Р. Наследие Ирана. - М.: «Восточная литература», 2002. - 464 с.
Холодное оружие в собрании Российского Этнографического музея. - СПб, 2006. - 249 с.
Artisans at the Crossroads. Persian Art of the Qajar Period (1796-1925). Budapest, 2010.219 p.
Bailey G. Arms and Armour // The Times. Persian Art Number. London, 1931.
Encyclopaedia Iranica. Ed. by Ehsan Yarshater. Vol. II. New York: Encyclopaedia Iranica Foundation, 2009.
Rota G. Diplomatic Relations between Safavid Persia and the Republic of Venice: an Overview // The Turks, vol. II, ed. Hasan Celal Guzel, C. Cem Oguz and Osman Karatay. Ankara: Yeni Turkiye Publications, 2002. pp. 580-587.
Savory R.M. The Sherley Myth // Iran. Vol. V, 1967, pp. 73-81.
References
Adamova A.T. (2010). Persidskie rukopisi, zhivopis' i risunok XV — nachala XX veka: katalog kollekcii [Persian manuscripts, paintings and drawings of the 15th - early 20th centuries: catalog of the collection]. SPb., Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Jermitazha Publ. 512 p.
Aleksinskij D.P. (2013). Antichnoe vooruzhenie v sobranii Gosudarstvennogo Jermitazha [Antique weapons in the collection of the State Hermitage]. SPb., Izdatel'stvo Gosudarstvennogo Jermitazha Publ. 119 p.
Anglijskie puteshestvenniki v Moskovskom gosudarstve v XVI veke [English Travelers in the Moscow State in the 16th century]. Moscow, Socjekgiz Publ., 1937. 308 p.
Artisans at the Crossroads. Persian Art of the Qajar Period (1796-1925). Budapest, 2010. 219 p.
Bailey G. (1931). Arms and Armour. The Times. Persian Art Number. London.
Dmitriev V.A. (2006). Armija i voennoe delo v Sasanidskom Irane po dannym Ammiana Marcellina [Army and military affairs in Sassanian Iran accord-
ing to Ammianus Marcellinus]. Zapiski Vostochnogo otdelenija Ros-sijskogo arheologicheskogo obshhestva (ZVORAO) [Notes of the Eastern Branch of the Russian Archaeological Society (ZVORAO)]. Novaja serija. Tom II(XXVII), pp. 397-426. SPb, Peterburgskoe vostokovedenie Publ.
Druvil' G.I. (1826). Puteshestvie v Persiju, soderzhashhee v sebe maloizvestnye podrobnosti o nravah, obychajah i duhovnyh obrjadah Persijan, a takzhe drevnem i novom sostojanii ih armii, i voobshhe o vsem tom, chto prinadlezhit do reguljarnyh i nereguljarnyh vojsk sego gosudarstva. Chasti 1, 2 [A journey to Persia, containing little-known details about the manners, customs and spiritual rites of the Persians, as well as the ancient and new state of their army, and in general about everything that belongs to the regular and irregular troops of this state. Parts 1, 2]. Moscow, tip. A. Se-mena Publ. SPb., tip. Pljushara Publ.
Encyclopaedia Iranica (2009). Ed. by Ehsan Yarshater. Vol. II. New York: Encyclopaedia Iranica Foundation.
Fraj R. (2002). Nasledie Irana [Heritage of Iran]. Moscow, Vostochnaja literature Publ. 464 p.
Herodotus (1972). Istorija v devjati knigah [History in nine books]. Leningrad, Nauka Publ. 600 p.
Holodnoe oruzhie v sobranii Rossijskogo Jetnograficheskogo muzeja [Edged weapons in the collection of the Russian Museum of Ethnography]. SPb., 2006. 249 p.
Ivanov A.A., Lukonin V.G., Smesova L.S. (1984). Juvelirnye izdelija Vostoka: drevnij, srednevekovyjperiody [Jewelry of the East: Ancient, Medieval Periods]. Moscow, Iskusstvo Publ. 216 p.
Kibovskij A., Egorov V. (1997). Persidskaja reguljarnaja armija 1-j pol. XIX v. [Persian regular army 1st floor. XIX century]. Cejhgauz [Zeikhgauz], №5, pp. 20-25, №6, pp. 28-31.
Kibovskij A.V. (1996). «Bagaderan». Russkie dezertiry v persidskoj armii. 18021839 ["Bagaderan". Russian deserters in the Persian army. 1802-1839]. Cejhgauz [Zeikhgauz], №5, pp. 26-29.
Kibovskij A.V. (2001). Bagaderan. Batal'on russkih dezertirov v persidskoj armii [Bagaderan. A battalion of Russian deserters in the Persian army]. Rodina [Homeland], pp. 81-84.
Kruglov A.I., Nechitajlov M.V. (2013). Russkie dezertiry v iranskoj armii (18051829 gg.) [Russian deserters in the Iranian army (1805-1829)]. Tarix vd onunproblemhri [History and its problems], №1. pp. 45-58.
Kulinskij A.N. (2016). Oruzhie iz kollekcii Romanovyh: novye dannye issledo-vanij [Weapons from the Romanov Collection: New Research Data]. Vojna i oruzhie. Novye issledovanija i materialy. Trudy Sed'moj Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 18-20 maja 2016 goda [War and Weapons. New research and materials. Proceedings of the Seventh International Scientific and Practical Conference on May 18-20, 2016], Part III, pp. 164-203. SPb., VIMAIViVS.
Malozjomova E.I. (2015) Holodnoe oruzhie Blizhnego Vostoka v kollekcii MAJe RAN [Cold weapons of the Middle East in the collection of the MAE RAS]. Obrazy i znaki v tradicijah Juzhnoj i Jugo-Zapadnoj Azii. Sbornik MAJe, T. LX [Images and signs in the traditions of South and South-West Asia. Collection of MAE, Vol. LXI], pp. 358-537. SPb., MAE RAN.
Prostranstvo obrazov. Sbornik otchetov otdela JuJuZA MAJe RAN [Space of images. Collection of reports of the Department of YUZA MAE RAS]. SPb.
Mamontov N.P. (1909). Ocherki sovremennoj Persii [Essays on modern Persia]. SPb., Tip. V.F. Kirshbauma (otdelenie) Publ. 205 p.
Mavrodin V.V., Mavrodin Val. V. (1984). Iz istorii otechestvennogo oruzhija. Russkaja vintovka [From the history of homeland weapons. Russian rifle]. Leningrad, Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta Publ. 166 p.
Misl'-Rustem (1897). Persija pri Nasr-jedin-shahe s 1882 po 1888 g. Ocherki v rasskazah [Persia under Nasr Edin Shah from 1882 to 1888. Essays in stories]. SPb. 192 p.
Nikonorov V.P. (1987). Vooruzhenie i voennoe delo v Parfii. Avtoreferat dis-sertacija na soiskanie uchenoj stepeni kandidata istoricheskih nauk [Armament and military affairs in Parthia. Abstract of thesis for the Candidate's Degree in historical sciences]. Leningrad.
Ol'bryht M.-Ja. (2010). K voprosu o proishozhdenii konnicy katafraktovv Irane i Srednej Azii [On the origin of the cataphract cavalry in Iran and Central Asia]. Rol' nomadov evrazijskih stepej v razvitii mirovogo voennogo is-kusstva. Nauchnye chtenija pamjati N.Je. Masanova [The role of the nomads of the Eurasian steppes in the development of world military art. Scientific readings in memory of N.E. Masanova], pp. 66-87, Almaty, LEM Publ.
Rota G. (2002). Diplomatic Relations between Safavid Persia and the Republic of Venice. An Overview. The Turks. Vol. II, pp. 580-587. Ankara, Yeni Tu-rkiye Publications.
Savory R.M. (1967). The Sherley Myth. Iran. Vol. V, pp. 73-81.
Suhorukov S.A. (2009). Iran mezhdu Britaniej i Rossiej. Otpolitiki do jekonomiki [Iran between Britain and Russia. From politics to economics]. SPb., Al-etejja Publ. 182 p.